Методология правоведения. Предмет, методология и функции правоведения гипотеза - содержит условия, при возникновении которых данная норма подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется

Предмет, метод, задача и система курса «Право».

Предметом ʼʼПравоведенияʼʼ является правовые отношения, то есть общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что стороны, вступающие в правоотношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за исполнение обязанностей.

Право регулирует не всœе общественные отношения, а только самые существенные.

После того, как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.

Право - ϶ᴛᴏ совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством.

За их нарушения применяются различные меры государственного воздействия. Особенности правил поведения, которые образуют право, состоят из следующего:

а) устанавливаются или санкционируются государством;

б) защищаются от нарушения государством;

в) должны выражать интересы большинства населœения, независимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения;

г) обязательны и для всœех являются физическими и юридическими лицами. Физические лица - ϶ᴛᴏ граждане как участники правоотношений. Их положение в правоотношении характеризуется двумя свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - ϶ᴛᴏ способность гражданина иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается за всœеми гражданами в равной мере с момента рождения и прекращается в связи со смертью.

Дееспособность - ϶ᴛᴏ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавая для себя гражданские обязанности и исполнять их. Полная дееспособность наступает с 18 лет.

Поведение человека в правовых отношениях должна быть двух видов:

Правомерное, при котором человек не превышает своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

Правонарушение – не исполнение обязанностей, установленных в законе, или превышение прав, причинившее ущерб другому лицу.

Юридические лица - ϶ᴛᴏ организации: предприятия, учреждения, акционерные общества, товарищества и т.д.

Методы науки ʼʼПравоведениеʼʼ - это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается государство и право.

Методы науки ʼʼПравоведениеʼʼ делятся на три группы:

общенаучные(используются во всœех науках);

специальные(используются в нескольких науках);

частнонаучные (используются в конкретной науке).

Общенаучные методы:

диалектика – метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении;

анализ – расчленение (мысленные или реальные) объекты или элементы;

синтез– соединœение элементов в единое целое;

восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

индукция– умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению);

дедукция умозаключение от общего к частному (фактам);

аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения;

абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обучения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях;

моделирование – построение и изучение моделœей реально существующих предметов и явлений.

Специальные методы:

системный- в его базе лежит рассмотрение объектов как системы. Он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта͵ на выявление многообразных типов связи в нем и сведения их единую теоретическую картину;

сравнительный – метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общие и особенные явления, ступени и тенденции их развития;

функциональный- метод исследования, позволяющий проникнуть в сущность явлений посредством изучения его функций;

статистический – состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества;

математический – состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов;

конкретно–социологический – состоит в исследовании государства и права на базе фактических данных.

Частнонаучные методы:

сравнительное правоведение – изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их базовых принципов;

правовой эксперимент - ϶ᴛᴏ апробация законодательных нововведениий в ограниченном масштабе с целью определœения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;

правовое прогнозирование - ϶ᴛᴏ изучение конкретных перспектив развития государственно - правовых явлений;

формально–юридический– метод исследования, при котором право изучается в чистом виде, вне связи с другими сферами (экономикой и политикой, государством и т.д.).

Основными задачами государства являются:

Признание равных прав за всœеми людьми, так как всœе люди одинаковы ценны для общества и государства;

Обеспечение равных возможностей для всœех граждан пользоваться своими правами, ᴛ.ᴇ. формального равенства.

Задачи права – защита человека и защита государства.

Система права. Право всœегда существовало и функционировало как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой норм, ᴛ.ᴇ. как система.

Система права предполагает не только его единство, но и различие. Она складывается из составных частей: отраслей (к примеру, гражданское право, гражданский процесс, уголовное право, уголовный процесс, арбитражное право, арбитражный процесс, коммерческое право, административное право, трудовое право, семейное право, международное публичное право, международное частное право, земельное право, финансовое право, налоговое право, уголовно – исполнительное право, лесное право, таможенное право, право социального обеспечения и др.) и институтов (купли-продажи, гражданства, наследования и т.д.)

«Правоведение»

В рамках данного курса рассматривается право, система общеобязательных для всего общества правил поведения, что является основным условием развития и становления государства.

Правоведение-дисциплина, изучаемая в вузах неюридического профиля, которая необходима для получения общетеоретических знаний в области юриспруденции, а также для получения практических навыков и умений осуществления публично-правовой деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Знание основ права специалистами неюридического профиля, позволяет ему, верно и правильно, ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях. Понимание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.

Главной целью первых занятий по данной дисциплине является формирование у студентов представления о правоведении. Необходимо разобрать значение этого термина, проанализировать междисциплинарные связи данной дисциплины с различными отраслями юриспруденции, выделить основной круг изучаемых вопросов.

При подготовке к последующим занятиям студентам рекомендуется ознакомиться с литературой по той или иной теме и получить чёткое представление об основных объектах и содержании комплексных исследований. Для более глубокого освоения материала целесообразно предложить несколько практических вариантов заданий с целью изучения на конкретных примерах.

Рассматривать вопросы, вынесенные на семинарское занятие, рекомендуется одновременно с анализом практических ситуаций, предлагаемых преподавателем. В ходе семинарских занятий студентам следует ознакомиться и с примерами, где фигурируют несколько объектов анализа.

Студентам может быть предложено письменное задание по анализу конкретного исследования, а также домашнее задание по проведению небольшого исследования. Завершить свой анализ рекомендуется раскрытием ключевых проблем в сфере правосознания и юридического образования. Вопрос о продолжении правовой реформы в России следует рассматривать в свете интенсивно развёртывающихся в настоящее время постмодернизационных процессов.



В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их.

Такое понимание отвечает идеям демократического правового государства, ибо воспитание правосознания законопослушного гражданина основано на раскрытии не столько принудительного потенциала права (от этого в нашей жизни пока не уйти), сколько на его характеристике как одного из важнейших эталонов цивилизованных отношений между людьми.

Контенты лекционных занятий

Тема 1. Понятие, предмет, метод и задачи курса «Правоведение»

Согласно Конституции РФ мы все живём в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Правоведение-наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли российского права:

1. Конституционное право;

2. Административное право;

3. Финансовое право;

4. Земельное право;

5. Гражданское право;

6. Трудовое право;

7. Семейное право;

8. Уголовное право;

9. Гражданское процессуальное право;

10. Уголовно-процессуальное право;

11. Экологическое право;

12. Международное право.

Предмет науки важно отличать от её объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки-всё то, что она теоретически осваивает в определённом объекте. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав.

Предмет правоведения:

1. Право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2. Государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3. Соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4. Система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Метод науки-совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения:

1. Всеобщие-общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления как диалектика и метафизика (при диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека);

2. Общенаучные-способы познания, которые используются целым рядом наук, в том числе и правоведением;

а) анализ-условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

б) синтез-изучение явлений путём их объединения и рассмотрения как единого целого;

в) логический-изучение явления с помощью формальной логики;

г) исторический-изучение явления в историческом аспекте;

д) функциональный-исследование функций различных явлений;

е) системный-изучение явлений как единой системы.

3. Частнонаучные–методы, заимствованные правоведением из других наук;

а) статистический;

б) социологический;

в) сравнительно-правовой;

г) моделирование.

Знание основ права специалистами неюридического профиля позволяет верно и правильно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях.

Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.

В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Мункуева С.А.

М 905 Правоведение: учебн. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. -166 с.

Учебное пособие предназначено студентам неюридических специальностей к занятиям по дисциплине «Правоведение». Оно включает краткий курс лекций, вопросы для обсуждения, перечень нормативно-правовых актов, обязательных для изучения, и список рекомендуемой литературы.

© С.А. Мункуева, 2010

© Изд-во ВСГТУ, 2010

Введение

Изучение основ правоведения позволит студенту неюридического факультета:

1) научиться ориентироваться в основных началах и принципах государственно-правовой жизни, в нормативно-правовой базе Российской Федерации;

2) усовершенствовать правовую грамотность и, как следствие, научиться защищать свои права и законные интересы;

3) повысить осознание ответственности за последствия возможного противоправного поведения.

В программу курса, в основу которой положены государственные образовательные стандарты, включены разделы, посвященные теории государства и права, системе органов государственной власти, а также основных отраслей права (конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право и др.). Это нашло отражение и в данном учебно-методическом пособии.

Пособие включает в себя лекционный материал, темы семинарских занятий и их основное содержание, перечень рефератов или сообщений, вопросы и задания по теме и списки рекомендуемой литературы.

Применение данного пособия позволит оптимизировать учебный процесс, т.е. добиться более качественного усвоения. Поскольку формой итоговой аттестации является зачет, то предлагаемые материалы позволят студенту тщательно подготовиться к семинарским занятиям и экзамену, обеспечив качественное повторение курса, что особенно важно для студентов заочной формы обучения


Тема №1. Предмет, метод, задачи правоведения.

Общество, государство, политическая власть:

Понятие и их соотношение

1. Понятие, предмет, метод, задачи Правоведения.

2. Взаимодействие общества и государства. Сущность государства.

Понятие, предмет, метод, задачи правоведения

Юридические науки ставят задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о государстве и праве. На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации государство и право выступали как активная, деятельная сила.

Юридические науки - это система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Правоведение – это система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, исследуемых в целом. В павоведении изучаются закономерности государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства, а также их связь между собой и с другими общественными (социальными) явлениями.

Предмет правоведения – это особенности государства и права, наиболее общие закономерности возникновения, функционирования государственно-правовых явлений.

Понятия государства и права тесно взаимосвязаны, взаимно обусловливают друг друга. Государство формирует правовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит четкую определенность в осуществлении государством политической власти. Правоведение изучает государство в его правовом оформлении, а право – в государственном выражении с учетом его социально-экономической обусловленности, политического назначения.

Устанавливая нормы права, государство обеспечивает их реализацию, ибо оно нуждается в праве как орудии политического господства, средстве воздействия на общественные отношения. Законодательство, как правило, служит юридической основой существования и функционирования всех звеньев политической организации общества.

Правоведение изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие, основные, определяющие государственно-правовую надстройку в целом. Таковыми являются закономерности возникновения государства и права; развитие сущности и содержания государства и права; механизм; внутренние и внешние функции государства; признаки государства и права; основные закономерности построения системы государственных органов; общие принципы демократии, законности и правопорядка; назначение и функции права; пределы правового регулирования.

Правоведение (основы права) как самостоятельная юридическая наука имеет свой собственный предмет изучения. Являясь теоретической дисциплиной, она выявляет и изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государст ва и права. Поэтому основные понятия, которыми оперирует эта наука, носят абстрактный, обобщенный характер. В ней формулируются основные юридические термины, которые используются в других юридических дисциплинах, в текстах законов. Поэтому студенту просто необходимо в первую очередь усвоить положения правоведения, прежде чем переходить к изучению отраслевых юридических наук.

Правоведение развивается во взаимодействии с другими юридическими науками. Обогащая их новыми теоретическими категориями, она вместе с тем вырабатывает их на основе конкретных данных, полученных иными юридическими науками.

Правоведение стоит особняком в общей системе юридических наук. Оно не изучает правовые системы отдельных государств, те или иные части (отрасли, институты) права одной или нескольких стран. Предметом правоведения являются те общие черты и закономерности, которые характерны в целом для становления и функционирования такого самостоятельного общественного явления, каким является право, которые свойственны всем правовым системам мира или их комплексам (англосаксонская, континентальная, мусульманская и другие правовые семьи). Эта наука исследует весь совокупный, свойственный каждому региону мира механизм государственно-правового регулирования общественных отношений, определяет основные пути и тенденции его развития.

Исследуя право в целом, правоведение определяет этапы его создания и развития, сущность, социальное назначение и роль в жизни отдельной личности, коллективов людей, общества в целом, перспективы дальнейшего совершенствования. Потребность в этой науке связана с тем, что в реальной жизни существуют такие общие во всем мире закономерности государственно-правовой действительности, без познания которых невозможно проанализировать основные черты законодательства отдельных государств, предмет отраслевых и иных специальных юридических наук. Пи одна из таких наук не способна обеспечить исследование права как единой и целостной системы, как самостоятельного и специфичного по своим признакам социального феномена.

Государство изучается правоведением как правообразующая и право- обеспечительная сила. Те же закономерности государства, которые не связаны непосредственно с правом, не являются отражением взаимодействия этих двух самостоятельных общественных явлений (например, сущность социальной власти вообще и государственной власти в частности, связь государства с идеологией, культурой, менталитетом общества и др.), не являются предметом теории государства и права. Они входят в общий предмет политологии.

Позитивное право создается или санкционируется государством посредством деятельности компетентных правотворческих органов, обеспечивается в своем осуществлении принудительной силой государства, применением государственными правоохранительными органами правовых санкций в случае нарушения юридических норм. Государство также организует исполнение правовых предписаний, обеспечивает реальность их действия, создает эффективный механизм правореализации.

Вместе с тем осуществление государством властно-управленческих функций предполагает воздействие на волю и сознание людей в форме установления прав и обязанностей, обеспечивая и охраняя их безопасность, свободный труд и отдых, побуждая сообразовывать свое поведение с интересами других лиц, материальными и духовными потребностями всего общества в целом. Законы и другие источники нрава устанавливают основы взаимоотношений личности с государством и его органами, закрепляют и охраняют права и свободы человека и гражданина, формы правления, государственного устройства, политический режим, определяют структуру и компетенцию органов государства, полномочия общественных объединений и юридических лиц.

Все сказанное дает основание сделать вывод, что государство и право неразрывно связаны между собой и не могут существовать независимо друг от друга. Именно поэтому общая наука правоведения включает исследование и права и государства и носит название «Теория государства и права». Но при этом следует специально отметить, что и право, и государство - самостоятельные общественные явления, имеющие собственные черты и закономерности.

Предметом правоведения соответственно будут:

  • общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
  • сущность, типы, форма, функции, структура и механизм действия государства и права: понятие и структура правовой системы;
  • основные государственно-правовые понятия, общие для всего правоведения.

Предмет правоведения не стоит на месте. Он все время расширяется в силу динамики общественных отношений, объективного повышения роли государства и права, усиления во всех странах мира государственно- правового вмешательства в различные сферы социальной жизни.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания. Метод - это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины. Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией. Термин «методология» состоит из двух греческих слов: «метод» (путь к чему-либо) и «логос» (наука, учение). Таким образом, дословно «методология» - учение о методах познания. Термин «методология» обозначает систему всех тех методов, которые применяются данной наукой.

Методология юридической науки - это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления. Таким образом, методология юридической науки - это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность. Известны слова английского философа Ф. Бэкона, что метод науки подобен фонарю, который освещает путь науке. Только правильно выработанная методология исследования способна привести к позитивным результатам научного поиска.

Многовековые научные исследования становления и развития государства и нрава во всем мире породили многочисленные, порой прямо противоположные политико-правовые доктрины и теории, причем они обычно основывались на несовпадающих методах и приемах изучения, и это было одной из причин их различия по содержанию. Государство и право изучалось с несовпадающих и зачастую прямо противоположных философско-методологических позиций - материализма и идеализма, метафизики и диалектики. Ряд теоретиков связывали государственно-правовые явления с волей Бога либо так называемого объективного разума, другие - с психикой людей, их эмоциональными переживаниями, третьи - с духом народа, его обычаями, менталитетом. Были модными и ныне продолжают существовать теории о государстве и праве как согласованной воле народа, как договоре между людьми о существовании естественных, неотчуждаемых прав личности. Провозглашались и обосновывались также идеи о географическом, естественном факторе как основе создания государства и права, о главенстве национальных, этнических, религиозных характеристик этих социальных феноменов. Наконец, существование государственно-правовой надстройки, закономерности ее развития объясняются экономическими факторами, формами собственности, уровнем развития производства материальных благ, разделением общества на антагонистические массы.

Все многообразие методов правоведения в зависимости от степени их распространенности можно классифицировать следующим образом: всеобщие; общенаучные; частнонаучные (специальные); частноправовые.

  • 1. Всеобщие методы, т.е. философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую). Материалистическая диалектика связывает возникновение государства и права с социально-экономическими изменениями в обществе (например, появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы); а всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. Идеалистическая диалектика выступает в двух формах: объективный идеализм связывает причины возникновения и сам факт существования государства и права с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм - с сознанием человека, согласованием воли людей (договором).
  • 2. Общенаучные методы, в отличие от всеобщих, не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его стадиях. К ним относят анализу синтезу системный и функциональный подходы , метод социального эксперимента и др.

Анализ обычно является первой стадией любого научного исследования, на которой изучаемый объект разделяют на части с последующим изучением и выявлением его строения, состава, свойств и признаков. Так, например, в категории «система права» выделяются и исследуются такие понятия, как отрасль, подотрасль, институт и норма права.

Синтез - эго метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое; аналитическое обобщение выделенных и изученных особенностей объекта. Он выступает как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. Например, объединение юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения в самостоятельную группу - институт права, как институт права собственности в гражданском праве или институт ответственности должностных лиц - в административном праве.

При системном подходе вычленяются, обособляются элементы исследуемого явления (например, элементы политической системы общества; отрасли, институты при анализе системы права; нормы при анализе института; структурные части нормы при ее структурном анализе; структурные подразделения государственного органа), устанавливается специфика их содержания, дается функциональная характеристика. Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их системности, т.е. вхождения в состав соответствующей системы. Так, например, применение этого метода позволило выделить мировые правовые системы современности: англо-американскую, романо-германскую, обычного права и религиозную.

С системным подходом тесно связан функциональный подход, который заключается в выяснении функций государства и права и их элементов (функции государства, функции юридической ответственности, функции правосознания и т.д.). Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений но отношению к другим.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.

3. Частнонаучные (специальные) методы - это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук, а затем используются для изучения государственно-правовых явлений. К таким методам относят социологический, статистический, математический и др.

Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития. Путем, например, проведения социологических исследований делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами государства правовой политики.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие - к сокращению. На основе полученной статистической информации проводится научный поиск причин, порождающих указанные тенденции.

Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Еще И. Кант заметил, что в «каждом знании столько истины, сколько математики». В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действительности и т.п.

4. Частноправовые методы являются сугубо юридическими. К ним относятся формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Формально-юридический метод позволяет определять специальные юридические термины (как, например, «юридическое лицо», «существенный вред», «смягчающие вину обстоятельства»), выявлять их признаки, провести классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Задача метода состоит в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Сравнительно-правовой метод (компаративистика) позволяет сопоставить различные правовые системы (макросравнение), либо их отдельные элементы (микросравнение) - законы, юридическую практику и т.д. - в целях выявления их общих и особенных свойств. В правовой науке сравнительно-правовой метод используется прежде всего и в основном при изучении законодательства двух или более государств.

Как видим, методы научного познания государства и права многообразны, тесно связаны между собой и лишь в совокупности и взаимодействии позволяют успешно и эффективно решать теоретические проблемы указанной сферы.

Как и любая другая фундаментальная наука, правоведение выполняет ряд важных функций, характеризующих ее теоретическое и практическое значение для преобразования общественной жизни. Несмотря на разнообразие классификаций, представляется возможным выделить функции, которые в обобщенном виде определяют основные направления научной деятельности в сфере права.

Реализуя онтологическую функцию, правоведение объясняет сущность и содержание государственно-правовых явлений, причины их возникновения и функционирования, отвечает на вопросы: что есть государство и право? как и почему они возникли? что представляют собой в данный момент? и др.

Суть гносеологической (познавательной ) функции - в научном познании закономерностей и категорий государственно-правовой жизни. Данная функция представляет собой выработку и оформление научных знаний о государстве и праве; она направлена на изучение и анализ фактического материала об органах государственной власти, их структуре, формах и методах работы, правовых нормах, порядке их создания, упорядочения и применения, правосознании общества и отдельных социальных групп, об обеспечении законности и правопорядка в стране и т.д.

Прогностическая функция правоведения проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. Она определяет в теоретическом плане пути дальнейшего развития государства и права, формируя научно обоснованные предложения о совершенствовании аппарата государства, его функций и методов работы, действующего правового регулирования. Ученые-юристы много внимания уделяют разработке обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению прав и свобод граждан, обеспечению их охраны и защиты, ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве, борьбе с преступностью и другими правонарушениями и т.д.

Осуществляя идеологическую (идейно-воспитательную ) функцию, правоведение приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на общественную жизнь, деятельность органов и организаций, правосознание и поведение должностных лиц и отдельных граждан как важнейший идеологический фактор. Такая функция способствует повышению авторитета, социальной значимости закона, воспитанию уважения к его установлениям, формированию высокого уровня общественной, групповой и индивидуальной юридической культуры.

Таким образом, функции правоведения раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни, ее значение для общественной и юридической практики, они взаимосвязаны, дополняют друг друга, а потому, лишь взятые в системе, дают полное представление о назначении такой науки, как правоведение.

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по правоведению. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Правоведение». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении правоведения, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

1. Понятие, предмет и метод правоведения

Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности . Правоведение предназначено для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям, оно охватывает все важнейшие отрасли права, дает студентам необходимый минимум знаний. Правоведение – это наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли права, изучаемые правоведением :

1) конституционное право;

2) гражданское право;

3) наследственное право;

4) семейное право;

5) трудовое право;

6) земельное право;

7) налоговое право;

8) административное право;

9) гражданское процессуальное право; 10)арбитражно-процессуальное право; 11)уголовное право; 12)экологическое право; 13)международное право; 14)адвокатура и нотариат.

Предмет любой науки – это то, что она изучает, это та сторона действительности, на исследование которой данная наука нацелена. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав. Так, предмет теории государства и права охватывает :

1) наиболее общие закономерности зарождения, развития, функционирования и современного состояния государства и права;

2) основные, ключевые проблемы государства и права;

3) систему основных (базовых) понятий юриспруденции.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на отраслевые и комплексные и т. д. Именно система всех предметов наук, изучаемых правоведением, и составляет его предмет.

Метод науки – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения подразделяются на :

1) всеобщие;

2) общенаучные;

3) частнонаучные.

Всеобщие методы – общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления, как диалектика и метафизика. При диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека.

Общенаучные методы – это способы познания, которые используются целым рядом наук, в т. ч. и правоведением.

К их числу относятся :

1) метод анализа – условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

2) метод синтеза – изучение явлений путем их объединения и рассмотрения как единого целого;

3) логический метод – изучение явления с помощью формальной логики;

4) исторический метод – изучение явления в историческом аспекте;

5) функциональный метод – исследование функций различных явлений, механизмов;

6) системный метод – изучение явлений как единой системы, выявление и изучение их связей в системе.

Частно-научные методы – это такие методы, которые заимствованы правоведением из других наук.

Среди таких методов можно назвать следующие :

1) статистический;

2) конкретно-социологический;

3) моделирование;

4) сравнительно-правовой.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх