Классный час на тему правовой грамотности. Проведение классного часа на правовую тематику: "Права ребенка". Задание «Права и обязанности»

Методическая разработка классного часа для старшеклассников. Тема «Твои права»

Форма проведения : конференция. Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными Конвенцией ООН, и способами их реализации.

Подготовка

Трое учащихся с помощью классного руководителя изучают Конвенцию ООН о правах ребенка и готовят доклады об основных правах ребенка и о способах их реализации.

Конвенция ООН о правах ребенка

Учитель : 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о правах ребенка. А на территории Российской Федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребенка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить детям все государства — участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, — это вопрос: «А я-то здесь причем? Ведь я давно уже вышел из детского возраста». Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком? А на доске я напишу 4 варианта ответов на этот вопрос:

а) до 14 лет;

б) до 16 лет;

в) до 18 лет;

г) до 21 года.

Учитель : Как видите, голоса разделились. Кстати, этот вопрос был задан в игре «Кто хочет стать миллионером?», и отвечал на этот вопрос школьник. Так вот. Он ответил на этот вопрос неверно. Видимо, как и некоторые из вас, он решил, что детский возраст заканчивается с получением паспорта, то есть в 14 лет. Но в соответствии с первой статьей Конвенции ООН ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Так что все вы на самом деле еще дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны своего государства. Поэтому сейчас внимательно послушайте наших «юристов» — Диму, Сашу и Олю, подробно изучивших Конвенцию ООН о правах ребенка. Они расскажут о ваших основных правах и о путях их реализации.

Жизнь, здоровье и отдых детей

Дима: Государства — участники Конвенции ООН — признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Наверное, сегодня это право ребенка многим покажется очевидным, но вспомните законы Древней Спарты, или концентрационные лагеря фашистской Германии, или разговоры сегодняшних псевдогуманистов о возможности умерщвления новорожденных детей, страдающих некоторыми врожденными заболеваниями.

Признавая неотъемлемое право человека на жизнь, государства создают законодательства, охраняющие жизнь и здоровье всех его граждан.

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

То есть вы вправе исповедовать любую религию. Но если вы вдруг станете членом секты, решившей устроить на планете конец света путем проведения газовой атаки в метро или взрыва атомной бомбы, то ваши действия нарушат право на жизнь других членов общества и станут самым настоящим преступлением, наказание за которое не замедлит последовать.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.

А для реализации своего права на бесплатную медицинскую помощь вам следует один раз в год заключать договор о медицинском страховании.

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях; свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством, спортом и техническим творчеством.

И для реализации этих прав вам достаточно записаться в любой из кружков «Дворца творчества» или в секцию спортклуба. Для вас работают лектории при вузах и музеях, специальные клубы выходного дня, творческие студии и т.д. Дима заканчивает свое выступление, и учащиеся обсуждают услышанное.

Защита от насилия и эксплуатации

Саша:

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия.

А это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, избивает или оказывает на вас психологическое воздействие, т. е. убеждает вас сделать то, что вы считаете для себя недопустимым, пожалуйста, не ищите выхода из этого трудного, а порой и унизительного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к классному руководителю. Поверьте, они найдут способ помочь вам в этой беде.

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.

И в соответствии с этой статьей Конвенции ООН о правах ребенка разрабатывается перечень разрешенных работ и устанавливается максимальная продолжительность рабочего дня для различных возрастов подростков.

Ребенок имеет право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.

То есть все те, кто предлагает вам наркотические или психотропные препараты, нарушают Уголовный кодекс РФ и подлежат уголовной ответственности за свои действия. А если кто-то из «друзей» ваших знакомых наркоманов попросит вас передать «другу» чек или таблетки, то учтите, что, ввязавшись в это грязное дело, вы становитесь соучастником преступления.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Если вдруг вы почувствовали какой-то нездоровый интерес к себе со стороны своих близких (отчима, маминого друга, папиной приятельницы и т.п.), старшего друга, подруги или человека, от которого вы зависите по учебе или работе, не стесняйтесь и не бойтесь, что вам не поверят, а срочно обращайтесь за помощью к старшим, которым вы доверяете.

Саша заканчивает свое выступление, и учащиеся обсуждают услышанное.

Учитель : Спасибо Диме и Саше за очень интересное изложение ваших основных прав и способов их реализации. А теперь давайте послушаем сообщение Оли о ваших правах на получение образования.

Право на образование

Оля: Сейчас я познакомлю вас с содержанием 28-й и 29-й статей Конвенции ООН о правах ребенка.

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и

дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; е) воспитание уважения к окружающей природе.

А это значит, что все мы с вами, реализовав свое право на получение бесплатного среднего образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество еще более гуманным и счастливым.

Заключение

Учитель: Ребята, сегодня вы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребенка. Подробнее познакомиться с этим международным договором вам поможет брошюра «Конвенция ООН о правах ребенка» (учитель демонстрирует брошюру), которую вы можете взять в школьной библиотеке.

Думаю, что у многих из вас уже возникали какие- то личные правовые вопросы. Пожалуйста, задайте их мне в индивидуальном порядке или напишите их на листочках бумаги и опустите в наш почтовый ящик «Хочу спросить». Вопросы могут быть и анонимными, так что не стесняйтесь и спрашивайте. Я постараюсь ответить на все вопросы, а в случае необходимости пригласим для консультации специалиста-правоведа.

К сожалению, мир, в котором мы живем, не идеален и никто не застрахован от огорчений, болезней и несчастий. А разводы родителей, предательство друзей, несчастная любовь...

Порою жизненные ситуации так трудны, что у человека просто опускаются руки и ему начинает казаться, что он загнан в угол и выхода нет. Поверьте мне, все проходят через подобные испытания.

И здесь главное — не замыкаться в себе и не оставаться один на один со своей бедой, а идти к людям.

Для оказания психологической помощи подросткам, попавшим в кризисные ситуации, в городе действует специальная телефонная служба доверия. Запишите, пожалуйста, номер телефона этой службы.

Учитель записывает на доске номер телефона городской службы доверия.

И в трудную минуту, прежде чем что-то предпринять, позвоните по этому телефону и, будьте уверены, вам обязательно помогут.

Классный час «Имею право, но обязан» с использованием ИКТ

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся;

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Имею право, но обязан

Классный час в 6 классе,

Проведенный учителем высшей

Квалификационной категории

Печковой Р.Х.

2011 год

Классный час «Имею право, но обязан»

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.

I задание: На доске вывешены таблички с определениями:

Права

Обязанности

Долг

Ответственность

Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

2 задание .

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира иненасилия в интересах детей планеты

4задание :

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника .

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника :

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

4 задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

5 задание : Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

6 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это :

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

7 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

8 задание :

Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку имровизированно

Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася : - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика : - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна : Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель : -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.

Назовите права, которые нарушались.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

9 задание :

“Разомнись-ка!”

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).

10 задание

“Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

Рефлексия.

Учащиеся работают в тетрадях для классных часов

АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав илиобязанностей?_

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

ТВОИ ПРАВА

ТВОИ ПРАВА

(мероприятие для обучающихся 5 - 6 кл.)

Сегодня нашу встречу мы начнем с шуточной игры - разминки. Смысл игры такой я загадываю загадки, а вы отгадываете. (Приложение 1.).

Я думаю, что вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор.

Каждый человек, не достигший 18 лет, является ребенком.

Ты думаешь, что только мама и папа за тебя в ответе и должны о тебе заботиться? Нет. Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти детские права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.

170 правительств разных стран и народов должны помогать тебе и спасать от всяких бедствий. Об этом они 20 ноября 1989 года подписали специальный документ, который называется «Конвенция прав ребенка». Теперь эти страны обязаны думать о наилучшем соблюдении твоих прав.

А 20-го ноября празднуется Всемирный день ребенка. Специальная международная организация ЮНИСЕФ Детский Фонд ООН помогает детям во всем мире и следит, чтобы их права соблюдались.

Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Самые известные из них - Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). в этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.

Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.

По сравнению с Декларацией (1959г.), где было 10 принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы:

  1. основные права - на жизнь, на имя;
  2. обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);
  3. свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);
  1. здоровье детей (право на медицинское обслуживание);
  2. образование детей и их культурное развитие;
  3. защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.

Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто ребенок по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и т.д. все права принадлежат ему в полной мере.

Мальчишки и девчонки,
И мы, взрослые вместе с ними.
С рождения имеем право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
«Я - полноправный страны гражданин!»

Но… все чаще права ребенка нарушаются, растет детская преступность... А случалось ли вам встречаться с нарушением своих прав? (ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам проанализировать несколько ситуаций и ответить на вопросы: нарушаются ли права ребенка? Какие? Кто нарушает? Оцените действия. (Приложение 2.).

(стихи читают дети).

Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуюсь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,

Поможет Конституция, Закон.

Перед законом, совестью равны

Живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом.

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава

Работу выбрать – имею право.

Ну а пока я – ученик:

Учу уроки, подаю дневник…

Досугу – час,

А школе – все внимание.

Использую я право

На образование.

Имеем право мы иметь права,

Но ведь моралью люди связаны.

Поэтому чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

II. Литературно-правовая викторина (Приложение 3.).

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!

ЗАПОМНИ!

Если тебе не исполнилось 18, то ты ребенок. И вот какие у тебя права.

Ты имеешь право свободно выражать своё мнение. Особенно по вопросам, которые касаются тебя. И к нему должны относиться с вниманием. Ты даже можешь выступать в суде, если это необходимо.

Ты можешь создать собственную организацию, например, «кружок почемучек».

Ты имеешь право узнавать о том, что тебя интересует. И тебе в этом должны помогать. Ты имеешь право читать детские журналы и книжки, какие тебе нравятся.

Никто не имеет права заставлять тебя делать то, что ты категорически не хочешь, например, переехать в другой город или поссориться с другом.

Никто, и особенно взрослые, не могут несправедливо наказывать и обижать тебя.

Если вдруг кто-нибудь скажет твоим родителям, что ты плохо учишься, когда у тебя одни пятёрки, это значит, что этот кто-то нарушил закон.

У вас недалеко от дома должна быть школа и детский садик. В школе, детском садике, детской больнице должно быть безопасно и хорошо. Там должны работать умные и добрые люди.

Государство должно обеспечить тебя учебниками, одеждой, едой и жильём.

Ты имеешь право гулять, играть, смотреть мультфильмы, детские передачи, писать стихи, сказки, страшилки, рисовать и так далее. К твоим произведениям должны относиться уважительно и всячески тебя поощрять.

Но не только ты нуждаешься в заботе. Твоя помощь и внимание иногда просто необходимы взрослым. Особенно твоим родителям.

Как вы понимаете, что значит право?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе (по Ожегову С. И.).

А сейчас ответьте на следующие вопросы:

Выберите предложения, в которых говориться о правах.
Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

У каждого ребенка должно быть имя, фамилия и отчество. Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдет в армию.
После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

А что, вы понимаете под словом обязанности?
Обязанность - определенный круг действий, возложенный на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (по Ожегову С. И.)

О предели, что является обязанностью школьника.
Школьник обязан выполнять все требования учителя.
Ученик обязан посещать все занятия по расписанию.
После уроков ежедневно обучающиеся обязаны сделать уборку по всей школе.

Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.

Основные требования провозглашенные в Конвенции:
1. Выживание детей
2. Их развитие
3. Защита прав детей
4. Активное участие детей в жизни общества

Такова история создания Конвенции о правах ребенка. И сейчас мы с вами узнаем, какими же правами наделил нас с вами этот документ.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
А государство должно обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.
Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.

Следующее задание:

Выбери только те предложения, которые подходят для вашего дружного класса. (Приложение 4.).

(стихи читают дети).

В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.

На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.

Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.

О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

В заключение я предлагаю вам высказать свое мнение:

1. Для чего нужна Конвенция?

2. Зачем ребенку знать свои права?

3. Что делать, если ваши права нарушены? (ответы обучающиеся).

Впереди у нас большая работа по претворению в жизнь положений Конвенции о правах ребенка. А сейчас…

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

До новых встреч!


««Подросток и закон» классный час для учащихся 9-11 классов (Методическая разработка) Цель: воспитание правовой культуры школьников. Задачи: 1. Формировать осознанный выбор модели...»

«Подросток и закон»

классный час для учащихся 9-11 классов

(Методическая разработка)

Цель: воспитание правовой культуры школьников.

Задачи:

1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о

формах ответственности подростка за те или иные поступки.

2. Закрепить знания учащихся понятиях: шалость, злонамеренный поступок,

проступок, преступление.

3. Познакомить с правилами поведения подростков в случае задержания их сотрудниками полиции.

Оборудование: карточки с заданием для работы в мини группах «Какие права и ответственность имеет ребенок по мере его взросления?»

Тематический план № Содержание Форма реализации Время п/п содержания I. Вступительная часть Представление темы Вступительное слово 2 мин.

классного часа ведущего II. Основная часть Определение различий в Работа в мини группах. 10 мин.

понятиях: шалость, Обсуждение 12 ситуаций.

злонамеренный поступок, проступок, преступление. Работа в мини группах по 5 мин.

написанию определения понятий.

Анализ преступного Просмотр отрывка фильма. 6 мин.

действия с позиции всех его участников Ролевая игра "Подросток и 12 мин.

закон" Изучение прав подростка в 4.

случае привода его в милицию. Сообщение учителя 5 мин.

II. Заключительная часть Получение обратной связи Упражнение «Продолжи 5 мин.



Учитель. В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание.

Учитель. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении. (Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)).

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5.Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку.

(преступление).

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице.

(преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление).

9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет.

(шалость).

11.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).

Учитель. Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).

Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

Преступление (уголовное преступление - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Учитель. А сейчас предлагаю вам ролевую игру «Подросток и закон». Сейчас мы посмотрим отрывок из фильмы «Игры мотыльков». Необходимо будет проанализировать ситуации, которые нужно решить с позиции разных участников событий: жертвы и его родственников, преступника, свидетелей, близких обвиняемого и судьи.

(Учитель делит учащихся на группы группа «Свидетелей», группа «Агрессоров», группа «Жертв», группа «Близких агрессоров», группа «Судей»).

Учитель задает вопросы группам таким образом, чтобы при ответе на них побудить учащихся занимать определенную ролевую позицию.

Вопросы могут быть следующими:

1. Группе «Свидетелей». Чем объяснить и как оценить поведение «Кабана» и других подростков? (Подростковая солидарность? Преклонение перед сильной личностью? Им было интересно? Имеют ли они право на такое любопытство?)

2. Группе «Агрессоров» (или преступников). Как можно объяснить действия Кости? Как надо было поступить? Считать девчонок участниками преступления или виноват один Костя?

3. Группе «Жертв». Как вы оцениваете ситуацию. Какое наказание вы вынесли бы ее участникам?

4. Группе «Близких». Представьте себе, какие бы письма в этой ситуации могли написать мамы Кости, Зои, Маши? Прочитайте их.

а) юридической; б) моральной ответственности? Кого из них можно привлечь к ответственности за соучастие в преступлении? Какое наказание понесет Костя?

Материал для сопровождения обсуждения ситуации.

Административные наказания.

Статья 7.27.

Мелкое хищение УК.

Мелкое хищение чужого имущества путм кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений – влечт наложения административного штрафа в размере до трхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.1.

Мелкое хулиганство.

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах – влечт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.20.

Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечт наложение административного штрафа в размере от трх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.22.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Юридическая ответственность.

Совершение преступления.

Подведение итогов: В процессе дискуссии акцентируется внимание учащихся на чувствах каждого участника конфликтной ситуации, что должно способствовать осознанию личностной ценности прав и ответственности.

Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками полиции.

Вопросы:

1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим).

2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол)

3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних в какое время (ночное)

4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту (адвокат) Учитель. Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.

Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:

Я не знал, но сегодня узнал, что...

Меня удивило, что...

Я сделал вывод, что...

Новым для меня было...

Список использованной литературы.

1. Безрукова Г.А. «Дэтективлэнд»: правовой турнир // Дайджест методических материалов. – 2003. – стр. 34.

2. Гривапш И.О. «Право и закон» // Читаем, учимся, играем. – 2006. – 9 выпуск.

– стр. 84-85.

3. Капецкая Г.А. «Эрудит-лото «Закон о правах ребенка»»: классный час для учащихся средних и старших классов// Последний звонок. – 2010. – № 6. – стр.30-31.

4. Лазеева Л. «Знать закон, ответствовать пред законом: деловая игра» // Библиотека. – 2005. – № 10. – стр. 66-67 (Правовое воспитание).

5. Леонова Л. «Чтоб жизнь была, как ровная дорожка, учи закон, знай закон»// Библиотека. – 2006. – № 1. – стр. 28-30 (СТАТУС: НАУЧНАЯ. Правовое просвещение).

Полезная информация на сайтах:

http: 1september.ru - Классный час "Каждый правый имеет право" http: uroki.net/docklruk/docklruk117.htm - Классный час "Твои права, подросток" http: klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-pravonarusheniya - Классные часы по профилактике правонарушений

Похожие работы:

«Справочник по МВФ Что такое Международный Валютный Фонд? МВФ Что такое Международный Валютный Фонд? МВФ Вашингтон, округ Колумбия, 2004 год Международный Валютный Фонд © 2001 Международный Валютный Фон...»

«Загальнотеоретичні проблеми _ держави і права 1 Розділ І та висвітлення нового в усвідомленні таких надзвичайно складних та багатогранних феноменів, яким, безсумнівно, є право. На завершення слід окремо зазначити незавершеність у вирішенні питання взаємовідношення понять культура і цивіліз...»

«Листинговый проспект Наименование Эмитента: ОАО "Оптима Банк" Период раскрытия: 4 квартал 2013 года Дата составления: "28" января 2014 года 1. Общие сведения об Эмитенте 1.1. Юридический и почтовые а...»

«ISSN 2312 2714 Вісник Дніпропетровського університету, 2014, Т. 22, Вип. 24 (2) Філософія региональных идентичностей Западной и Восточной Украины, предстающими в роли двойной ипостаси Чужого. Ключевые слова: Восток запад, топос, православие, католиц...» PROTECTION I...»Практическое руководство по проведению оценки активов в рамках проектов, реализуемых с участием Открытого акционерного общества "РОСНАНО" Часть 1 ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВАХ Исключительное право на "Практическое руководство по проведению оценки активов в рамках проектов, реализуемых с участием ОАО "РОСНАНО", включая составные его...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Классный час «Твои права»

Цель классного часа:

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи классного часа:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход классного часа:

Сегодня у нас будет очень серьезный разговор на очень серьезную тему. Прочитайте тему нашего классного часа. (слайд 1)

А как вы понимаете слово права?

(Право - это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо. Права - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством.)

Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля.

А что является моделью планеты Земля?

Дети: Глобус.

Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. (слайд 2)

Наша планета огромна, на ней живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, у них разные традиции, они говорят на разных языках. (слайд 3)

А помогают людям жить мирно правила, которые они придумали для себя сами.

В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю всем детям познакомиться с этими документами.

Первый документ - «Всеобщая декларация прав человека». (слайд 4)

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование. Всеобщая Декларация прав человека принята 10 декабря 1948 г. Организацией Объединенных Наций, поэтому 10 декабря отмечают день прав человека (слайд 5)

Права россиян записаны в главном законе нашего государства - Конституции Российской Федерации (слайд 6)

Следующий документ - «Конвенция о правах ребёнка». Конвенция - значит соглашение. (слайд 7)

В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.

Какой человек считается ребенком? (слайд 9)

Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.

В мире есть страны, где идут войны, совершаются террористические акты.

В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, голодают.

В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:

1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые выживают самостоятельно. Эти дети лишены родительской заботы.

2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

Чтобы узнать, какие права есть у детей, совершим путешествие в страну Правовых знаний. (слайд 10)

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Рассмотрим, какие права записаны в «Конвенции о правах ребенка»

Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое. (слайд 11)

Родился маленький человек, и с самого рождения он обладает правами, главное из которых - право на жизнь (никто не может отнять жизнь у ребенка), а также право на имя и гражданство.

Гражданство - это принадлежность человека к определенному государству.

Кто знает, какое гражданство вы имеете?

Все мы - граждане России. Быть гражданином очень ответственно. Гражданин должен любить свою Родину, свой народ, соблюдать законы, с уважением относиться к государственным символам.

Вспомните, что является государственными символами.

Родители придумывают ребенку имя, дают фамилию. Кто знает, почему вам родители выбрали именно такое имя? Некоторые родители называют детей в честь бабушки или дедушки, кто-то в честь великих людей, кому-то просто нравится то или иное имя, многие ищут имя в словаре. Существует специальная книга - «Словарь русских личных имен»

Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде ребята. (слайд 12)

Есть еще такое право

Мыслить, думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь подарить. (слайд 13)

Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон. (слайд 14)

Кто может защитить ребенка?

Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы. (слайд 15)

Подумаем, кто и как заботится о вашем здоровье?

Кто?

Как?

РОДИТЕЛИ

Заботятся, обеспечивают питанием, одеждой, водят в поликлинику к врачам, если вы заболели, то лечат по назначению врача, закаливают, путешествуют вместе с вами и т.д.

ВРАЧИ

Лечат, делают прививки, консультируют, наблюдают.

УЧИТЕЛЯ

Соблюдают режим занятий, проводят беседы о здоровье

ПОВАРА

Готовят вкусную и полезную пищу

СТРОИТЕЛИ

Строят дома, больницы, спортивные сооружения

ПИСАТЕЛИ

Пишут полезные книги о здоровье, режиме дня, питании и т.д.

ХУДОЖНИКИ

КОМПОЗИТОРЫ, МУЗЫКАНТЫ

Сочиняют и исполняют музыку, которая успокаивает и полезна для здоровья.

Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас. (слайд 16)

Где дети получают образование? Какую пользу приносит образование? Почему образование нужно каждому?

Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать . (слайд 17)

Дома мамы готовят вам вкусную еду, в которой много витаминов. А какая это еда? А какую воду вы пьете? Почему?

А еще у ребенка есть:

право на отдых (Каким может быть отдых? Как вы предпочитаете отдыхать?) (слайд 18),

право на защиту от непосильного труда (Нельзя заставлять человека, тем более ребенка выполнять работу опасную для здоровья.) (слайд 19),

право на досуг (право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством) (слайд 20),

право говорить на своем родном языке, соблюдать обряды своей культуры (слайд 21) и много других прав.

Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано . (слайд 22)

Игра-физминутка «Разрешается - запрещается»

Если согласны с утверждением, то хором говорите «РАЗРЕШАЕТСЯ» и хлопаете в ладоши, а если не согласны, то надо присесть и сказать «ЗАПРЕЩАЕТСЯ»

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить -

Это (разрешается).

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,

Если заболел - лечиться,

Это - (разрешается).

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить -

Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

А теперь поверим свои знания. (слайд 23) Будем работать в парах. Я предлагаю вам тест. Нужно найти правильный ответ на предложенный вопрос и поднять соответствующую карточку.

Тест

До какого возраста человек является ребенком? (слайд24)

До 7 лет

До 10 лет

До 14 лет

До 18 лет

С какого возраста дети имеют права? (слайд 25)

С рождения

С 5 лет

С 7 лет

С 14 лет

В каком документе записаны права детей? (слайд 26)

Декларация прав человека

Конституция РФ

Конвенция ООН о правах ребенка

Семейный кодекс

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (слайд 27)

В каких сказках литературные герои могут пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (слайд 28)

В какой сказке герои пользуются правом на бесплатное медицинское обслуживание? (слайд 29)

В какой сказке нарушено право владеть своим имуществом?

(слайд 30)

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

Каждый ребёнок должен помнить, что права есть не только у него, но и у мам, пап, учителей, одноклассников, знакомых и незнакомых людей.

Уважай права других людей!

Давайте в заключении нашего классного часа послушаем очень хорошую песню.

(песня «Мы на свет родились»)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх