Многоуровневый контроль за соблюдением требований охраны труда. Проверка охраны труда. Понятие контроля в сфере охраны труда

Трудовым законодательством РФ предусмотрены различные виды контроля по охране труда. Выбор зависит от производственных факторов. Регулярный контроль предусматривает улучшение условий труда и проведение профилактических инструкций, что поможет не допустить аварийных случаев на производстве и исключить возможность развития профессиональных заболеваний у сотрудников организации.

За проведение контроля отвечают штатные или внештатные инспектора. Это может быть и управляющий структурного подразделения компании. Если речь идет о государственном контроле, то за соблюдением правил охраны труда наблюдают представители исполнительной власти.

Инспектирование предприятий происходит на основе составленных функциональными инстанциями правовых актов, которые вмещают требования об охране труда, возможные травматические случаи для определенной специальности, а также санитарные нормы по работе с объектами производства. В случае получения производственной травмы работник может рассчитывать на выплату материальной компенсации.

Главным органом, который отвечает за проверку соблюдения условий ОТ, является Генпрокуратура Российской Федерации. Работу местных предприятий регулируют нижестоящие прокуроры.

Действующий ГОСТ Р 12.0.006-2002 включает перечень видов контроля по охране труда, которые позволяют определить, насколько тщательно соблюдаются правила ОТ, а также разработать план улучшения охраны труда в организации на основе актуального анализа. В компании могут применяться следующие типы надзора:

  • текущий (подразумевает исполнение запланированных мероприятий по ОТ);
  • постоянный (непрерывный контроль над условиями производственного процесса);
  • многоуровневый;
  • реагирующий;
  • внутренний;
  • внешний (после его проведения филиал или цех получает сертификат соответствия).

Важно! К проведению любой из вышеуказанных оценочных мероприятий можно привлекать только тех сотрудников, которые прошли первичный инструктаж по ОТ. Начальное инструктирования является обязательным для всех сотрудников, которые поступают на новое рабочее место.

Принадлежность инспекторов

Исходя из принадлежности тех, кто занимается оценкой охраны труда на предприятии, выделяют классификацию видов контроля, который может быть государственным, внутриведомственным и общественным.

Государственный

Данный вид надзора осуществляется сотрудниками профильных государственных органов. Может производиться контроль как федерального, так и местного масштаба. Государственный контроль за охраной труда регламентируется нормами российского законодательства (статья №360 ТК РФ).

Внутриведомственный

Внутриведомственный контроль охраны труда осуществляется руководствующими институтами. Так, могут проверять условия труда в ведомстве более низкого ранга. Проверяющий и проверяемый должны быть частью определенный структуры (акционерное объединение, концерн и т. д.). Функционирование служб охраны труда также проходит в рамках внутриведомственного контроля.

Общественный

Подобный надзор присущ всем либеральным государствам, где ценится свобода слова. Общественный контроль должен осуществляться непосредственно гражданами, а в качестве инициатора проверки может выступать любое лицо. В большинстве случаев таким правом пользуются фонды, социальные группы, представители медиа, члены профсоюзов. Особенно активно данный метод развивается в последние годы, когда можно опубликовать на страницах соцсетей результаты проверки условий работы на предприятии.

Также различают технический и социальный контроль за состоянием охраны труда. Контроль за состоянием охраны труда первого типа относят к инструментам труда, а цель второго – проверка деятельности самих сотрудников (в частности, соблюдают ли они правила ОТ). Также социальная оценка касается и самого начальника, который обязуется обеспечить подходящие условия труда на предприятии.

Частота контроля

В зависимости от того, насколько часто на предприятии проводится контроль, различают следующие виды надзора:

  • постоянный;
  • оперативный;
  • выборочный.

Постоянный тип применятся во время регулярной оценки состояния ОТ во время производства (контроль используется ежедневно). Целью этого надзора является проверка работоспособности оборудования и исправности защитных устройств в организациях, где проводятся работы повышенной опасности. На рабочем месте должны быть огнетушители и специальная одежда для аварийных случаях (особенно это касается тех ситуаций, когда проходит активная работа с огнеопасными веществами).

Оперативный контроль подразумевает периодическую оценку условий работы на предприятии, которая проводится управляющим филиала вместе с участниками профсоюзов. Цель – проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований, рабочих инструментов и аппаратуры.

Выборочный контроль осуществляется в определенный день раз в месяц. Для его проведения собирается экспертная группа, куда входят инженер по охране труда и руководитель структурного подразделения. Проходят проверка соблюдения нормативно-правовых актов и контроль над обеспечением условий выполнения трудовых функций. Также может проверяться факт проведения регулярного или внеочередного инструктажа по ТБ.

Методика проведения

1-я ступень

За надзор отвечает руководящее лицо (начальник цеха, мастер, бригадир и т. д.). Он проходит только на том участке предприятия, за который оно отвечает. Контроль над работой оборудования, санитарными нормами, соблюдением охраны труда проводится регулярно перед началом выполнения работ. Любые нарушения должны регистрироваться в письменной форме в журнале по трудовой безопасности.

2-я ступень

Проверку проводит вышестоящее лицо – начальник филиала. Программа проверки не имеет существенных отличий, однако руководителя может интересовать выполнение графиков чтения инструктажей, ремонтов, осмотров определенного участка и т. д. Также начальник, который часто сопровождается членом комиссии по ОТ, может проверить факт освидетельствования оборудования и средств защиты. Все нарушения записываются в журнале, а от подчиненного руководящего лица могут потребовать объяснений, почему те или иные условия труда не были соблюдены.

3-я ступень

Проходит под руководством руководителя компании, при этом осуществляется масштабная оценка каждого цеха и филиала предприятия. Управляющего интересует, были ли устранены недочеты, выявленные в рамках первых двух ступенях проверки. Кроме того, проводится мониторинг медосмотров, плановых мероприятий по улучшению ОТ в организациях.

Результаты проверки закрепляются приказом в двух экземплярах, после чего его анализируют на заседании комиссии. Комплексное обследование директором обычно проходится не чаще раза в год.

Правила проведения оценки

  1. Инспектор должен иметь официальное удостоверение, где содержится информация о его полномочиях.
  2. Руководителя филиала в письменной форме предупреждают о проверке, если речь не идет о регулярном надзоре.
  3. Для участников экспертной группы нужно подготовить пропуски, так как в противном случае они могут быть не допущены к участию в процессе.
  4. Члены комиссии должны придерживаться принципов конфиденциальности и возвращать переданные для проверки бумаги в первоначальном виде. Инструктор имеет право запрашивать любые документы, которыми он может оперировать.
  5. Обычно выделяют два этапы оценки – работа с документацией проверяемого подразделения и проверка технической составляющей филиала.

Руководителю предприятия при ведении деятельности необходимо знать, что такое проверка по охране труда, что проверяют специально уполномоченные на это органы, и каковы их функции.

Государство контролирует то, как фирмы и организации соблюдают законодательство о труде, с помощью Федеральной инспекции труда и ее структурных подразделений (ГИТ). Ее сотрудники:

  • проводят проверки охраны труда в различных компаниях;
  • если находят нарушения, требуют их устранить в назначенный срок, и руководство проверяемого предприятия обязано это сделать;
  • составляют протоколы и другие документы, когда нужно оштрафовать провинившихся лиц.

Законодатель наделил госинспектора правом заходить на территорию любого предприятия для исполнения им своих служебных обязанностей. Для этого он должен предъявить:

  • служебное удостоверение;
  • приказ или распоряжение руководителя инспекции о ревизии.

Руководитель компании имеет право ознакомиться с приказом и удостовериться, что там прописаны все необходимые пункты: наименование фирмы, сроки проведения и вид проверки, ее цели, данные проверяющих лиц. Инспектор может запрашивать у предприятия только те сведения и смотреть только те бумаги, которые имеют отношение к предмету проверки.

Что требуют от работодателя

Работодатель обязан предоставить своим сотрудникам безопасные условия работы, рациональный режим труда и отдыха, должное медицинское обеспечение. Кроме того, в его обязанности входит:

  • исполнение норм охраны труда, которые различаются по видам осуществляемой деятельности;
  • контроль за тем, чтобы сотрудники не нарушали технику безопасности;
  • разработка правил и инструкций по охране труда в организации;
  • соблюдение на производстве санитарно-гигиенических правил и норм.

На каждом предприятии с количеством работников более 50 человек, если его деятельность является производственной, должна быть отдельная должность специалиста по охране труда или специальное структурное подразделение – служба охраны труда. В противном случае эти функции осуществляет руководитель компании, уполномоченный работник или привлеченный специалист.

Все сотрудники предприятия проходят периодическое профильное обучение, а при первичном поступлении на работу или переводе на другое место – знакомятся с инструкцией по технике безопасности. Обязательна специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по выявлению вредных и опасных факторов трудового процесса или производства.

На что смотрит инспекция

Закрытого перечня документов, которые запрашивают ревизоры ГИТ, не существует. Все зависит от вида деятельности предприятия и того, зачем проводится проверка. В сферу интересов проверяющего могут попасть вот какие документы:

  • учредительные документы фирмы;
  • кадровые (смотрят, правильно ли оформлены сотрудники);
  • бухгалтерские (извещения о выплате зарплаты, расчетные листы);
  • локальные нормативно-правовые акты (правила внутреннего распорядка, коллективный договор, графики учета рабочего времени);
  • документы, непосредственно посвященные охране труда (приказы и инструкции, журналы учета, программы инструктажей) и др.

Компаниям, относящимся к микропредприятиям, Трудовой Кодекс позволяет не разрабатывать локальные нормативно-правовые акты. Такая организация заключает с сотрудником трудовой договор, который разрабатывается по специальной типовой форме и содержит отдельный раздел об охране труда.

Какие бывают проверки

Проверки охраны труда бывают плановые и внеплановые (ст. 360 ТК РФ). Плановые проверки имеют установленную периодичность. На каждый календарный год составляется план со списком проверяемых организаций и сроками проведения проверки. Он вывешивается на сайте государственной трудовой инспекции (ГИТ), а также дублируется на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Дополнительно о скором визите ревизоров и предстоящих проверочных испытаниях предприятие предупреждают за 3 дня до их начала. Соответствующее уведомление может быть выслано по почте, факсом, электронным сообщением, доставлено курьером и др.

По ходу плановой проверки ревизору не запрещено пользоваться списком, так называемых, контрольных вопросов, которые могут затрагивать все требования по охране труда или их часть. Это зависит от целей и задач конкретной проверки и отражается в приказе о ее проведении.

С марта 2019 года периодичность проведения плановых проверок фирмы зависит от присвоенной ее деятельности категории риска . Так, предприятия, деятельность которых отнесена к высокому риску, проверяются один раз в два года, к значительному риску – один раз в три года и т. д. Если риск оценен как низкий, плановые проверки на такой фирме совсем не производятся.

Внеплановые проверки инициируют по соответствующему основанию (ст. 360 ТК РФ), когда:

  1. Есть приказ руководителя трудовой инспекции, основанный на поручении государственных органов или требовании прокуратуры.
  2. Прошел срок для устранения нарушений, найденных раньше.
  3. Появились сведения о том, что на предприятии нарушаются нормы законодательства (сотрудникам не платят зарплату, на производстве возникла угроза нанесения вреда здоровью работников, произошел несчастный случай и пр.).
  4. Поступила жалоба работника о том, что наниматель нарушает его трудовые права.
  5. Работник просит трудовую инспекцию проверить рабочее место.

Важно! О выезде на внеплановую проверку инспекция должна предупредить организацию за 24 часа. В случае, если такая проверка проводится по причинам, указанным в п.п. 3-4 списка, то инспекция вообще не уведомляет о ней работодателя. Эта норма прописана в ст. 360 ТК РФ. Периодичность внеплановых проверок законодательно не прописана.

По закону анонимные заявления к рассмотрению не принимаются, а начавшаяся по такому запросу проверка прекращается. Сведения о существующих нарушениях могут поступить в инспекцию не только от работников, но и из СМИ, от других проверяющих органов, профсоюзов и др.

Форма проверок

Как плановая, так и внеплановая проверки могут иметь две формы:

  • документарная;
  • выездная.

Документарную проверку ревизор ГИТ осуществляет на своем рабочем месте. Он запрашивает у компании интересующие его бумаги, которые имеют отношение к задачам проверки. Предприятию дается 10 дней на исполнение запроса. Все документы предоставляются в виде копий, заверенных подписью уполномоченного лица и печатью, или в электронном виде с удостоверенной электронной подписью. Внимание: инспектор не имеет права забирать оригиналы или просить нотариальное заверение документов.

Если в ходе проверки документов инспектор находит ошибки или нестыковки в представленной информации, он требует предоставить организацию дополнительные письменные пояснения. Срок предоставления таких пояснений – 10 рабочих дней.

Выездная проверка осуществляется по месту нахождения фирмы, на производстве или в офисе, когда:

  • инспектору необходимо удостовериться в соответствии поданных фактов действительности;
  • следует оценить, отвечает ли деятельность компании требованиям законодательства.

Сроки проведения

Проверка охраны труда должна осуществляться строго по закону. Одним из основных положений, регулирующих принципы и правила взаимодействия сотрудников инспекции и руководителей проверяемых фирм, является закон № 294-ФЗ.

Стандартно одна проверка не может продолжаться больше 20 рабочих дней. Однако для некоторых компаний максимальное время проведения плановых выездных проверок сокращено:

  • для малых предприятий оно не может составлять больше 50 часов в год;
  • для микропредприятий – 15 часов в год.

В крайних ситуациях эти сроки удваиваются, если требуется какое-то дополнительное расследование. Период деятельности предприятия, за который проверяются документы, ограничен тремя годами. То есть, например, в 2016 году проверялись документы, начиная с 2014 года.

Чем заканчивается

Результаты проверки охраны труда отражаются в специальном акте, который подписывают обязательно в двух экземплярах: для инспекции и для проверяемого. Если нашлись нарушения, трудовая инспекция может:


Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью груда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.
Контроль бывает двух видов:
1. Технический, если его объектами являются предметы труда (продукция, техническая документация и др.), средства труда (оборудование, инструмент), трудовые процессы.
2. Социальный, если его объектом является деятельность человека.
Контроль представляет собой систему проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявление результант воздействия субъекта на объект и отклонений от принятых управленческих решений.
Контроль является настолько важным средством обеспечения безопасности труда на производстве, что о необходимости этого вида деятельности говорится практически во всех нормативных актах по охране труда.
В любой деятельности важны принципы, па основе которых она строится. При осуществлении контроля такими принципами являются следующие.
Контроль должен быть эффективным. Этот принцип заключается в том, что контроль осуществляется не ради самого контроля, а для устранения обнаруженных недостач кон. Нет ничего хуже, как непринятие руководителем мер по выявленным недостаткам. Поэтому успех контроля определяется принятыми мерами.
Контроль должен быть полным, всесторонним и объективным. В этом принципе находит отражение одно из важнейших положений марксистско-ленинской диалектики, которая требует в любой отрасли знания всестороннего изучения предмета, познания всех сторон действительности, всех его связей и опосредствовании. Оно требует изучать факты и явления объективной деятельности не оторванно, не изолированно друг от друга. Выводы из результатов контроля будут объективны только в том случае, если они строятся не на единичных фактах, вырванных из общей связи причин и следствий и носящих случайный характер, а на фактах, отражающих существенные стороны явления.
Контроль должен быть непрерывным и регулярным, т. е. носить систематический характер, а не осуществляться от случая к случаю. И чем ниже ранг руководителя, тем выше должна быть систематичность. В отдельных случаях необходимо постоянное и непосредственное наблюдение за выполнением работ. Особые случаи, требующие с точки зрения обеспечения безопасности такого контроля, указаны в соответствующих правилах и инструкциях по технике безопасности.
Контроль должен быть своевременным. Этот принцип требует, чтобы контроль осуществлялся тогда, когда еще есть время для выполнения мероприятий по устранению препятствий, ошибок, недостатков. Этот принцип особенно важен при контроле планов, где фактор времени играет существенную роль.
Одной из эффективных форм контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими законодательных и нормативно-технических актов по охране труда является трехступенчатый контроль.
Этот вид контроля не исключает проведение администрацией контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятий, а также общественного контроля профсоюзных органов. В зависимости от специфики производства, структуры и масштабов предприятия трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится на первой ступени — на участке цеха, карьера, шахты; на второй ступени — в цехе, карьере, шахте; на третьей ступени — на предприятии в целом.
Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью) — ив течение рабочего дня (смены).
По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия, определяются сроки и лица, ответственные за исполнение.

Если недостатки не могут быть устранены силами участка, то его руководитель обязан доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.
Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер по технике безопасности предприятия и медицинский работник, закрепленный за цехом.
Комиссия намечает мероприятия но устранению недостатков, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения. Кроме того, начальник цеха (подразделения) должен организовать выполнение предложенных комиссией мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал, а на практике, как правило, ежемесячно. В состав комиссии входят заместитель главного инженера по технике безопасности или руководитель службы охраны труда предприятия, председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб, начальники газоспасательной службы, пожарной охраны, руководитель медицинской службы предприятия. Проверку проводят в присутствии руководителя и старшего общественного инспектора по охране труда, проверяемого подразделения.
Результаты проверки оформляются актом, в недельный срок они должны быть обсуждены на совещании у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании должны присутствовать руководители всех участков и цехов предприятий. Здесь заслушиваются руководители тех участков (цехов), где выявлены неудовлетворительные условия труда, допущены нарушения правил безопасности и норм производственной санитарии. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием принятых решений и мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководитель предприятия издает соответствующий приказ.
На некоторых предприятиях организована и применяется еще одна, довольно эффективная форма контроля — целевые проверки состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия.
Целевые проверки осуществляет руководитель подразделения совместно со старшим общественным инспектором. В целевых проверках участвуют соответствующие руководители технических служб подразделения. Суть целевой проверки заключается в том, что по специальному графику в определенный день месяца проверяется состояние только одного какого-то объекта, хозяйства и пр. Например, в первую неделю января и июля проверяются состояние пожаро-и взрывоопасных помещений, газового хозяйства, кислоро-допроводов, сосудов, работающих под давлением, паро- и воздухопроводов, противопожарных средств.
Для этой целевой проверки начальник цеха привлекает помощника начальника цеха по оборудованию, энергетика цеха, механика; приглашает инженера бюро по надзору за объектами котлонадзора, инженера ОГЭ.
На основании материалов целевой проверки разрабатываются мероприятия с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц, издается распоряжение по цеху.
В первую неделю марта и сентября организуется проверка состояния грузоподъемных машин, механизмов, подкрановых путей, грузозахватных устройств и приспособлений и т. д.
Разумеется приведенные выше примеры являются рекомендательными, их можно принять как типовые, они дают возможность понять суть целевых проверок. На предприятиях разрабатывают и вводят графики целевых проверок с учетом специфики производства и конкретного состояния охраны труда на данном предприятии.
Кроме перечисленных, существует еще много форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, соблюдением нормативных документов.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. В этой же статье предусмотрена обязанность работодателя по разработке и утверждению правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, для принятия локальных нормативных актов. В предупреждении несчастных случаев на производстве это имеет большое значение. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников, их содержание, а также порядок пересмотра, хранения и местонахождения инструкций предусмотрены в Методических рекомендациях по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80.

Согласно этому документу инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к профессии или виду выполняемой работы. При этом следует четко определять границы действий работника в рамках конкретной инструкции, чтобы исключить возможность происшествия несчастного случая.

В каждой инструкции должны быть предусмотрены требования по разделам:

1) общие требования безопасности;

2) требования безопасности перед началом работы;

3) требования безопасности во время работы;

4) требования безопасности в аварийных ситуациях;

5) требования безопасности после окончания работы.

Каждое лицо, поступающее на работу на предприятие или к работодателю - индивидуальному предпринимателю - по трудовому договору, должно пройти вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда, а при его отсутствии - работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности, или сам работодатель.

Вводный инструктаж проводится по программе, утвержденной руководителем предприятия, содержащей общие сведения о предприятии, характерные особенности производства, общие правила поведения на территории предприятия, сведения о характере производства, применяемых материалах, оборудовании, механизмах, о наличии опасных и вредных производственных факторов, мерах защиты от их воздействия, положенных средствах индивидуальной защиты и т. д. При поступлении на работу работник должен пройти инструктаж по пожарной безопасности и в дальнейшем проходить его периодически в порядке, установленном на предприятии или у индивидуального предпринимателя.До начала самостоятельной работы работник должен пройти первичный инструктаж на рабочем месте, который проводит руководитель структурного подразделения либо руководитель предприятия. Содержание такого инструктажа зависит от характера работ, особенностей применяемого оборудования и технологического процесса, наличия вредных и опасных производственных факторов, использования инструментов, специальной одежды и обуви, а также других средств индивидуальной защиты, перерывов в течение рабочего дня (смены).

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием и ремонтом оборудования, хранением и применением сырья и материалов, использованием электрифицированного и иного инструмента, могут освобождаться от первичного инструктажа на рабочем месте. Руководитель предприятия должен утвердить перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте.

Факт проведения инструктажей должен быть отражен в специальных журналах с указанием вида инструктажа, даты его проведения, подписей инструктирующего и инструктируемого.

В соответствии со ст. 217 ТК РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 чел., создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 чел., принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по договору. Организации или специалисты, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Инструкции по охране труда для профессий и по видам работ на малом предприятии разрабатываются специалистами по приказу руководителя предприятия, согласовываются со службой охраны труда или специалистом по охране труда, профсоюзным комитетом или иным уполномоченным работниками представительным органом и утверж-даются руководителем предприятия. Порядок разработки инструкций у индивидуального предпринимателя определяет предприниматель, в том числе по договору со сторонней организацией или специалистами по охране труда, оказывающими услуги в организации работы по охране труда в установленном порядке.

Все работники обязаны строго соблюдать требования охраны труда, предусмотренные в должностных инструкциях или в инструкциях по охране труда для профессий и видов работ, знать и соблюдать организационно-технические меры при выполнении работ, основные меры предосторожности по охране труда.

Несоблюдение требований должностной инструкции и инструкций по охране труда должно рассматриваться как невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей и нарушители могут привлекаться к ответственности в соответствии с трудовым законодательством.

Виды инструктажей работников по охране труда, порядок их проведения и оформления . Все виды инструктажей следует считать элементами учебы. При инструктаже особое внимание надо уделять рабочим со стажем до одного года, а также опытным рабочим с большим стажем. Эти категории рабочих наиболее подвержены травматизму. В первом случае - из-за неопытности, во втором - из-за чрезмерной самоуверенности. Разбор несчастных случаев, проработка приказов - также своеобразная форма обучения. По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют:

1) на вводный;

2) первичный на рабочем месте;

3) повторный;

4) внеплановый;

5) целевой.

Вводный инструктаж и первичный на рабочем месте проводятся по утвержденным программам.

Вводный инструктаж по безопасности труда проводит инженер по охране труда или лицо, на которое возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также учащимися в учебных заведениях. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу или контрольном листе. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель работ по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий или видов работ:

■ со всеми работниками, вновь принятыми в организацию, и переводимыми из одного подразделения в другое;

■ с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;

■ со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующей организации;

■ студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках.

Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж не проходят.

Перечень профессий и должностных работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом и службой охраны труда. Все работники, в том числе выпускники профессионально-технических училищ, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку по безопасным методам и приемам труда на рабочем месте под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) по предприятию (подразделению, цеху, участку и т.п.). Ученики и практиканты прикрепляются к квалифицированным специалистам на время практики.

Повторный инструктаж проходят все работающие, за исключением лиц, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, независимо от их квалификации, образования и стажа работы не реже чем через 6 мес. Его проводят в целях проверки знаний правил и инструкций по охране труда, а также повышения знаний индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады по программе инструктажа на рабочем месте. По согласованию с соответствующими органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до одного года) срок прохождения повторного инструктажа.

Повторный инструктаж проводится по программам первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится:

■ при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

■ при изменении, технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

■ при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

■ по требованию органов надзора;

■ при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, более чем 30 календарных дней, а для остальных работ - более 2 мес.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин или обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Внеплановый инструктаж отмечается в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения.

Внеплановый инструктаж проводит непосредственно руководитель работ (преподаватель, мастер).

Целевой инструктаж проводится:

■ при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.);

■ при ликвидации последствий аварии, стихийных бедствий, производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы.

Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем работ и фиксируется в журнале инструктажей и необходимых случаях - в наряде-допуске.Приводим примерный перечень основных вопросов вводного инструктажа.

1. Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства.

2. Основные положения законодательства об охране труда.

2.1. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации.

2.2. Правила внутреннего трудового распорядка организации, ответственность за нарушение правил.

2.3. Организация работы по охране труда в организации. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.

3. Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений.

4. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электро-травматизма.

5. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.

6. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.

7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, произошедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.

8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

9. Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении.

10. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цехе.

1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем, производственном участке, в цехе. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе.2. Безопасная организация и содержание рабочего места.

3. Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования: предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности.

4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты).

5. Безопасные приемы и методы работы. Действия при возникновении опасной ситуации.

6. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и средства пользования ими.

7. Схема безопасного передвижения работающих на территории участка, цеха.

8. Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы.

9. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.

10. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противо-аварийной защиты и сигнализации, места их расположения.

Все работники предприятия общественного питания обязаны поддерживать безопасные условия работы, соблюдать требования /Охраны труда и техники безопасности, учитывая следующее.

В связи с осуществлением действий по хранению и обработке продуктов, приготовлению и реализации продукции производства работники должны осуществлять следующие действия:

■ контролировать техническое состояние оборудования и сосудов, работающих под давлением;

■ проверять наличие и надежность защитного заземления и исправность электропроводки;

■ проверять наличие и надежность специальных ограждений движущихся частей оборудования;

■ использовать защитные приспособления и средства индивидуальной защиты при выполнении работ;

■ пользоваться контрольно-измерительными приборами, установленными на оборудовании;

■ проверять работу механического оборудования на холостом ходу;

■ поднимать и переносить/перевозить тяжести вручную и с помощью тележек;

■ пользоваться средствами для тушения пожара;

■ оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему при отравлении газом, поражении электрическим током, обморожении и т.д.

Работник должен уметь обращаться:

■ с защитными приспособлениями;

■ средствами индивидуальной защиты;

■ контрольно-измерительными приборами;

■ транспортировочными тележеками;

■ средствами пожаротушения;

■ средствами первой медицинской помощи.

Контроль за поддержанием безопасных условий работы, соблюдением требований охраны труда и техники безопасности включает в себя:

■ ответственность за соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, электробезопасности и пожарной безопасности на всех этапах работы;

■ самоконтроль за соблюдением требований охраны труда, техники безопасности, электробезопасности и пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований охраны труда .

Основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является ТК РФ. Статья 212 ТК РФ перечисляет основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В ст. 419 ТК РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

«Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».Дисциплинарная ответственность - ст. 90 и 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям. Дисциплинарный проступок - это неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя.

Руководитель имеет право применять к подчиненным следующие дисциплинарные взыскания:

■ замечание;

■ выговор;

■ увольнение по соответствующим основаниям.

Наиболее распространенными дисциплинарными проступками работников в сфере охраны труда является нарушение правил по охране труда, содержащихся в инструкциях.

К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены помимо работников и должностные лица организации, в чьи обязанности входит обеспечение безопасных условий труда в организации, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение данных обязанностей.

Для должностных лиц наиболее распространенными являются следующие нарушения правил охраны труда:

■ допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда;

■ допуск к работе без прохождения обязательного медицинского осмотра;

■ допуск к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований;

■ допуск к работе при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты;

■ привлечение отдельных категорий работников к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, к ночным и сверхурочным работам, которые законодательством для них запрещены.

Работодатели при определении меры дисциплинарного взыскания могут руководствоваться только уже установленными фе-деральными законами и нормативными актами Правительства Российской Федерации мерами дисциплинарной ответственности.

В соответствии со ст. 193 ТК РФ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно применяется не позднее 6 мес со дня обнаружения поступка.

Материальная ответственность сторон трудового договора предусмотрена разделом 11 ТК РФ.

Материальная ответственность работника может быть предусмотрена в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору о полной материальной ответственности, заключенном с ним. Основные права и обязанности работника перечислены в ст. 21 ТК РФ; одной из обязанностей является соблюдение требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

Для привлечения работника к материальной ответственности необходимо наличие следующих условий:

■ противоправность действий (бездействия) причинителя вреда;

■ виновность (форме умысла или неосторожности) стороны в причинении ущерба;

■ причинная связь действия (бездействия) и последствиями в виде причиненного ущерба.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) с работника не взыскиваются.

Прямой действительный ущерб согласно ТК РФ - это реальное уменьшение либо ухудшение состояния имеющегося имущества работодателя, а также имущества третьих лиц в случае, если работодатель несет ответственность за него, влекущее излишние затраты для работодателя по восстановлению либо приобретению утраченного имущества.

Работник будет нести материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, который возник у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Согласно ст. 241 ТК РФ работник несет материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка. Руководитель организации несет, как правило, полную материальную ответственность. В приложении 1 к Постановлению Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» приведен Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества.

К таким работникам, в частности, относятся начальники (руководители) участков и иных строительно-монтажных подразделений, производители работ и мастера (в том числе старшие, главные) строительных и монтажных работ.

Кроме того, частью 3 ст. 242 ТК РФ определены случаи полной материальной ответственности работников в возрасте до 18 лет:

■ умышленного причинения ущерба;

■ причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

■ причинения ущерба в результате совершения преступления или административного проступка.

Полная материальная ответственность работника заключается в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

В ст. 243 ТК РФ указаны случаи, когда материальная ответственность на работника возлагается в полном объеме, а в ст. 240 ТК РФ законодатель предоставляет работодателю возможность отказаться (полностью или частично) от взыскания с работника материального ущерба.

В ст. 239 ТК РФ перечислены случаи возникновения ущерба, при наступлении которых материальная ответственность работника исключается вследствие:

■ наступления обстоятельств непреодолимой силы;

■ нормального хозяйственного риска;

■ крайней необходимости либо необходимой обороны;

■ неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Оправданным риском причинения материального вреда имуществу работодателя признается действие, которое соответствует современным знаниям и опыту работника, когда поставленная работодателем цель не могла быть достигнута иными способами, а лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения ущерба.

В соответствии с частью 1 ст. 246 ТК РФ размер ущерба, который причинен работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

В этой же статье говорится, что Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, который причинен работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей либо утратой отдельных видов имущества и иных ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.

Согласно ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками на работодателе лежит обязанность по проведению проверки в целях установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодателем может быть создана комиссия с включением в ее состав соответствующих специалистов. При этом в обязательном порядке должно быть истребовано у работника объяснение в письменной форме для установления причины возникновения ущерба.

В соответствии с частью 3 ст. 247 ТК РФ работнику и (или) его представителю предоставлено право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, который установлен ТК РФ. При этом работник может воспользоваться своим правом вне зависимости от того - признан он виновным в причинении ущерба либо нет.

Согласно части 6 ст. 248 ТК РФ возмещение ущерба производится вне зависимости от привлечения работника к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае - это будут лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм по охране труда. В ст. 2.4 КоАП РФ дает определение должностного лица.

Должностное лицо - это лицо «постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

Руководители, работники других организаций, индивидуальные предприниматели в случае совершения ими административного правонарушения, связанного с выполнением ими организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций, будут нести административную ответственность как должностные лица.

Нарушение законодательства в области охраны труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины. Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно в случае, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения согласно части 2 ст. 2.1 КоАП РФ в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность, предусмотренная по ст. 5.27 КоАП РФ:

■ нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;

■ на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.;

■ на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.;

■ нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено ст. 3.12 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. В соответствии со ст. 3.12 КоАП административное приостановление деятельности может быть применено в случаях:

■ угрозы жизни либо здоровью людей;

■ возникновения эпидемии, эпизоотии и заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;

■ наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;

■ причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;

■ совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

■ противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию террористических и других противоправных организаций;

Административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначается судом только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Временный запрет деятельности применяется как мера обеспечения в случае совершения административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности.

Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении установлен ст. 27.16 КоАП РФ.

Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Так, частью 1 данной статьи установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ.

Нарушение данных норм пожарной безопасности влечет:

■ для граждан - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. МРОТ;

■ для должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб. МРОТ;

■ для юридических лиц - наложение административного штрафа в размере от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Во второй части статьи предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Нарушение норм, приведенных в части 2 ст. 20.4 КоАП, влечет наложение административного штрафа в следующем размере:

■ для граждан - от 2 тыс. до 4 тыс. руб.;

■ для должностных лиц - от 15 тыс. до 30 тыс. руб.;

■ для юридических лиц - от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.

Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное частью 1 ст. 143Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей, - причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.27 КоАП РФ.

Уголовная ответственность согласно УК РФ предусмотрена за действия, которые грубо попирают положения законодательства о труде и охране труда, либо которые повлекли за собой значительные негативные последствия, например причинение вреда здоровью, либо гибель людей. К числу уголовных преступлений, нарушающих законодательство об охране труда, можно отнести следующие:

■ ст. 143 УК РФ. Нарушение правил охраны труда;

■ ст. 219 УК РФ. Нарушение правил пожарной безопасности.

Спецификой уголовной ответственности является то, что в отличие от гражданско-правовой и административной к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица. К таковым относятся руководители организаций, лица, ответственные за соблюдение тех или иных правил безопасности, простые работники. Организации к уголовной ответственности в рамках российского уголовного права привлечены быть не могут.

Статья 143 УК РФ:

«1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 мес, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового».

Субъектами (виновными лицами) по данному преступлению могут быть лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, в случае если они не приняли меры к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или не обеспечили соблюдение тех или иных правил.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх