Санитарная медицинская статистика отрасль статистической науки. Виды медицинско-социальных исследований

ВВЕДЕНИЕ

Санитарную статистику можно назвать одним из важнейших разделов социальной статистики, позволяющим сделать заключение о главном факторе развития страны - о здоровье населения, о безопасности среды обитания для здоровья человека.

Санитарная статистика в Статистическом словаре трактуется так: «Отрасль социальной статистики, изучающая количественные характеристики состояния здоровья населения, развития системы здравоохранения, определяет степень интенсивности влияния на них социально - экономических факторов, а также занимается приложением статистических методов к обработке и анализу результатов клинических и лабораторных исследований».

Термин «санитарная статистика» употребляется довольно редко - чаще данная отрасль статистики называется «статистика здоровья и медицинского обслуживания населения». Однако это несколько сужает данную отрасль статистики (не ясно, например, входит ли в нее клиническая статистика, статистика травматизма).

Санитарная статистика начала формироваться в России в последней четверти XIX в. прежде всего в трудах П. И. Куркина (1858-1939гг.), В. Г. Михайловского (1871-1926гг.), Ф. Д. Маркузона (1884-1967гг.) и др.

В настоящее время в состав санитарной статистики входят показатели здоровья населения, здравоохранения, клинической статистики, состояния окружающей среды, характеризующие степень ее безопасности и позволяющие измерить ее влияние на здоровье человека.

В статистическом словаре перечисляются и задачи санитарной статистики: «…своевременное получение и разработка данных о заболеваемости, смертности, инвалидности, физическом развитии населения в целом и отдельных его групп, о размещении, состоянии, оснащении, медицинских кадрах учреждений здравоохранения, клинических и лабораторных исследованиях».

Актуальность темы. Санитарная статистика необходима для: подготовки федеральных и региональных программ медицинского обслуживания населения, страхования, развития социальной инфраструктуры (строительства и реконструкции жилья, магазинов, клубов, стадионов, спортивных площадок и т. д.); программ по охране труда, жилищной программы, оказания социальной помощи и других социальных программ; популяризации здорового образа жизни; проведения мероприятий по обеспечению безопасности окружающей среды для здоровья человека и т. д.

Источниками данных санитарной статистики являются: первичная учетная медицинская документация, которая ежедневно ведется в учреждениях здравоохранения; статистическая отчетность; единовременные учеты, лабораторные и клинические выборочные и специальные обследования. Отдел статистики входит в структуру практически каждого лечебно-профилактического учреждения.

Государственная отчетность по здравоохранению позволяет количественно охарактеризовать состояние и изменение здоровья населения.

Статистическая отчетность непостоянна - она изменяется: вводятся новые формы, какие-то формы отменяются. Однако эти изменения не затрагивают основной объем информации и ее содержание. Обеспечиваются преемственность собираемых данных и тем самым возможность анализа и их изменений во времени.

Цель работы - изучение санитарной статистики. Для достижения целив работе решается ряд задач:

1) кратко рассмотреть историю санитарной статистики;

2) описать данные мировой статистики здравоохранения;

3) провести расчеты.

Объект исследования - статистические данные в здравоохранении.

Предмет исследования - санитарная статистика.

1. САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА

1.1. История санитарной статистики

Санитарная статистика в дореволюционной России как метод изучения сан. состояния населения возникла в 70-х гг. 19 в. Земская сан. статистика явилась отражением либерально-оппозиционных настроений определенных кругов мелкобуржуазной интелигенции и в значительной степени развивалась под прямым влиянием народнических идей. Этим определяются ее основные характерные черты. С одной стороны, она стремится выявить массовую патологию трудящихся (в первую очередь крестьянства и кустарей), а с другой — не могла подняться до подлинно классового анализа изучаемых явлений.

Одним из наиболее признанных и характерных определений земской сан. статистики является определение ее, предложенное Янсоном (1887): «Совокупность данных о состоянии здоровья населения, обстоятельств, вредно влияющих на него, и средствах, какие находятся в распоряжении общества для борьбы с этими обстоятельствами, составляют область сан. статистики», охватывающее скорее синтетические задачи социально-гигиенического исследования, чем непосредственное содержание сан. статистики как частной отрасли статистики. Поскольку проблема борьбы за оздоровление трудящихся в условиях феодально-капиталистического строя не могла быть развернута, виднейшие теоретики земской сан. статистики, развивая и обосновывая приведенное определение, подчеркивали, что ведущим моментом в этой формулировке является задача создать базу для организации врачебной помощи населению, ибо «планомерное устройство врачебной помощи не может обходиться вне возможно точного учета развития, этой помощи» (П. И. Куркин).

Статистика врачебной помощи возникла как самостоятельный раздел земской сан. стаитистики даже в самом передовом земстве—Московском—только к концу третьего десятилетия ее существования (1902).

Даже в схеме сан.-статистического исследования, составленной одним из теоретиков и крупнейшим практиком земской сан. статистики П. И. Куркиным в 1912 г., в схеме, обобщавшей почти 40-летний опыт развития земской сан. статистики, вопросы организации врачебной помощи заняли второстепенное место; даны изолированно, вне всякой связи с другими элементами схемы, причем ни в построении схемы ни в ее основании нет даже намека на определяющую роль этой группы вопросов, на их значение как целевой установки исследования. Т. о. практика земской сан. статистики внесла в приведенную выше идеологическую формулировку ее задач и содержания очень существенную поправку: она выхолостила из нее всякую оперативность и жизненность, обрекла на академическое «изученчество».

Вот почему даже сан.-статистическая отчетность вместо того, чтобы быть орудием оперативного руководства и деятельности, превратилась в источник накопления материалов для углубленного «научного» изучения— с детальными и громоздкими программами, которые не могли быть оправданы конечно тем, что изредка они являлись базой для блестящих монографических работ типа исследования B.C. Лебедева но нормативным вопросам организации сельской участковой сети. П. И. Куркин считал, что «наиболее правильным будет характеризовать его как общее сплошное и непрерывное определение массовой болезненности населения». Т. о. из триединой формулы Янсона фактически реализовалось одно звено—изучение сан. состояния, еще точнее—один из элементов этого состояния—т. н. болезненности населения. Такое направление земской сан. Статистики было не только исторически прогрессивным, но и продолжает составлять крупнейшую заслугу ее, обеспечивающую ей более высокий уровень развития по сравнению с западноевропейскими странами.

Особо следует отметить созданную в московском земстве так называемую индивидуально-посемейную регистрацию, заключавшуюся в регистрации данных о заболеваниях всех членов семьи в одной посемейной обложке. Роль земской сан. статистики сводилась к накоплению материалов, а следовательно диспропорция между накоплением материалов и их использованием, на которую неоднократно указывал В. И. Ленин в своей критике земской статистики в целом, была характерной чертой и ее сан. отдела. Изучение заболеваемости не только не было оперативным орудием, но даже и «научной базой устройства врачебной помощи». Но и в той части, в какой эти данные использовались, они обслуживали в первую очередь классовые интересы помещиков и сел.-хоз. буржуазии.

Т. о. 40-летняя история развития земской сан. статистики не оправдала того содержания, которое намечалось ее основоположниками, и не отвечала в большинстве случаев той схеме сан. статистического исследования, которая была построена почти в конце этого периода как обобщение опыта самой передовой земской организации—московской.

Октябрьская революция радикально изменила пути развития здоровья и организации здравоохранения трудящихся в царской России. Это поставило перед сан. статистикой совершенно новые задачи: во-первых выявлять сдвиги в здоровья трудящихся в условиях социалистического строительства, устанавливать значение их для всего народного хозяйства и соц.-культурного развития, организовать использование их для целей социалистического строительства, а не только для «устройства врачебной помощи»; во-вторых превратить учет и статистику из «полулегального положения» (Куркин) научной базы для организации врачебной помощи в оперативное орудие руководства и деятельности всех отраслей разветвленной системы советского здравоохранения.

Эти новые задачи, изменявшие содержание сан. статистики, требовали коренной реконструкции теоретических методологических основ, ее методики и организации.

Наиболее тяжелые последствия имело сохранение принципиальных основ земской сан. статистики для организации учета и отчетности учреждений и органов здравоохранения. Лишенная конкретных связей с задачами оперативной работы, она в земский период неизбежно оказывалась в плену земского статистического формализма с его универсализмом, беспредметностью и громоздкостью. Такая отчетность в советский период не могла стать орудием оперативного руководства.

Уже в 1920 г. в общегосударственном масштабе была проведена унификация форм сан.-статистической отчетности в виде «Правила и формы регистрации и отчетности».

Постановление ЦК ВКП(б) от 17 декабря 1929. года «О медико-санитарном обслуживании рабочих и крестьян» констатировало резкое отставание здравоохранения от темпов развития народного хозяйства и наметило конкретную программу действий по реконструкции здравоохранения. Перед всей системой здравоохранения стала задача ликвидировать это отставание, поставить себя на службу выполнения плана социалистического строительства, стать орудием этого строительства, а для этого развернуть борьбу за снижение заболеваемости, травматизма, за повышение трудоспособности рабочего класса и крестьянства СССР.

Все это потребовало коренной ревизии и реконструкции содержания санитарной статистики, ее методологии и организации. Санитарная статистика становится частью общего народнохозяйственного учета в области здравоохранения, причем само собой разумеется сохраняют серьезное значение и статистические работы в собственном смысле слова.

Возникла Всесоюзная перепись здравоохранения, организованная в 1930 г. ЦСУ СССР, и обследование переписного типа «Итоги 1-й пятилетки здравоохранения», проведенное в 1932—33 г. ЦУНХУ Госплана СССР.

1.2. Мировая статистика здравоохранения

Здравоохранение лежит в основе Целей области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРДТ).

Проведенный в середине периода 2000-2015 годов анализ позволяет увидеть обнадеживающие признаки прогресса, особенно в области здоровья детей; в его ходе выявлены области, в которых необходимо закрепить нынешние достижения, в частности это касается борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, и области, в которых продвижение незначительно или вовсе отсутствует, особенно в охране здоровья матерей и новорожденных. Более подробные и уточненные данные за 2008 год, представленные в сборнике Мировая статистика здравоохранения, 2009 год, свидетельствуют о больших различиях с точки зрения движения вперед между разными странами и регионами и внутри стран и регионов. В период до 2015 года и далее все большее место будут занимать проблемы, связанные со слабостью систем здравоохранения, с изменением картины заболеваемости и с возникающими угрозами для здоровья.

В целом доля детей в возрасте до пяти лет, страдающих от недостаточного питания (согласно нормам роста детей, разработанным ВОЗ), снизилась с 27% в 1990 году до 20% в 2005 году. Однако положение улучшалось неравномерно, и, по оценкам, у 112 млн. детей отмечается пониженная масса тела. В более чем трети случаев смерти детей первопричиной является недостаточное питание.

В 2007 году, по оценкам, было отмечено примерно 9 млн. случаев смерти детей, что намного меньше 12,5 млн. случаев, зарегистрированных, по оценкам, в 1990 году, при этом коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет за этот период снизился на 27% - до 67 случаев на 1000 живорождений в 2007 году. Снижение детской смертности все более зависит от решения проблемы неонатальной смертности; в мире в целом примерно 37% случаев смерти среди детей в возрасте до пяти лет приходится на первый месяц жизни, в большинстве случаев на первую неделю.

Как правило, наименьшего прогресса достигают страны, в которых наблюдаются высокие уровни заболеваемости ВИЧ/СПИДом, экономические трудности или конфликты. Во многом успехи в снижении детской смертности могут быть связаны с увеличением охвата иммунизацией, использованием методов пероральной регидратационной терапии при приступах диареи, использованием обработанных инсектицидами противомоскитных сеток, обеспечением доступа к методам комплексного лечения на основе артемизинина, усилиями по ликвидации болезни, вызываемой гемофильной инфекцией (Haemophilus influenzae) типа b, и снижением заболеваемости вследствие улучшения водоснабжения и санитарно-гигиенических условий. Однако поскольку доступность и использование подтвержденных методов лечения и профилактики на общинном уровне остаются незначительными, ежегодно от пневмонии и диареи по-прежнему погибают 3,8 млн. детей в возрасте до пяти лет.

Ежегодно около 536 тыс. женщин умирают от осложнений во время беременности или родов, из них 99% - в развивающихся странах. Глобальный коэффициент материнской смертности, составивший 400 материнских смертей на 100 тыс. живорождений в 2005 году, остался почти неизменным с 1990 года. Основная часть материнских смертей приходится на Африканский регион, в котором коэффициент материнской смертности составляет 900 на 100 тыс.живорождений без какого-либо заметного улучшения в период с 1990 по 2005 год.

Прогресс в снижении материнской смертности и заболеваемости зависит от расширения доступа к службам охраны здоровья матери и репродуктивного здоровья и их более эффективного использования.

Доля беременных женщин в развивающемся мире, которые хотя бы один раз посещали учреждения дородового наблюдения, возросла с немногим более половины в начале 1990-х годов до почти трех четвертей спустя десятилетие. В период 2000-2008 годов 65% родов во всем мире проходили с участием квалифицированного медицинского персонала, на 4% больше, чем в период 1990-1999 годов.

В мире в целом показатель использования контрацептивов возрос с 59% в 1990-1995 годах до 63% в 2000-2006 годах. Тем не менее в некоторых регионах по-прежнему очень трудно снизить значительный уровень неудовлетворенной потребности в планировании семьи и высокие коэффициенты фертильности подростков. В мире в целом в 2006 году на каждую 1000 женщин в возрасте 15-19 лет приходилось 48 рождений, что лишь немногим меньше показателя 51 рождение на 1000 женщин в 2000 году.

В 2006 году риску заражения малярией подвергались, по оценкам, 3300 млн. человек. Из них примерно 1200 млн. относились к категории высокого риска (проживали в районах с более чем одним зарегистрированным случаем заболевания малярией на 1000 населения в год). Хотя еще слишком рано отмечать глобальные изменения в результате принятых мер, в 27 странах (в том числе в пяти африканских) в 1990-2006 годах число зарегистрированных случаев заболевания и/или смерти от малярии снизилось почти на 50%. Увеличился охват медико-санитарными мероприятиями с целью профилактики и лечения малярии. Значительно возросли производство и использование обработанных инсектицидами противомоскитных сеток, хотя глобальные целевые показатели все еще не достигнуты.

К июню 2008 года все страны и территории, кроме четырех, с тяжелым бременем болезни приняли комплексное лечение на основе артемизинина в качестве терапии первой линии для лечения малярии фальципарум, и масштабы использования комплексных методов лечения расширяются.

Задача ЦРДТ, а именно остановить распространение туберкулеза и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости, была выполнена в мире в целом в 2004 году. С тех пор этот показатель медленно снижается. В некоторых регионах особую проблему представляет туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью и ВИЧ-ассоциированным туберкулезом.

Новые оценки свидетельствуют о том, что в 2007 году 2,7 млн. человек были недавно инфицированы ВИЧ и 2 млн. человек умерли в связи со СПИДом, в результате чего общее число ВИЧ-инфицированных достигло 33 миллионов. Процент ВИЧ-инфицированных взрослых в мире в целом остается неизменным с 2000 года. Расширилось применение антиретровирусной терапии; в течение 2007 года антиретровирусное лечение прошли еще 1 млн. ВИЧ-инфицированных2 . Однако, несмотря на это, из примерно 9,7 млн. человек, нуждающихся в лечении в развивающихся странах, лекарства получали только 3 миллиона. Достигнут прогресс в области профилактики, однако на конец 2007 года только 33% ВИЧ-инфицированных женщин получили антиретровирусные препараты с целью снижения риска передачи инфекции от матери ребенку.

По оценкам, 1200 млн. человек поражены “забытыми” тропическими болезнями, хроническими инвалидизирующими инфекционными заболеваниями, которые широко распространяются в условиях нищеты населения и слабых систем здравоохранения. В 2007 году лечение с целью предупреждения передачи лимфатического филяриоза прошли 546 млн. человек. Было зарегистрировано только 9585 случаев заболевания дракункулезом (риштой) в пяти странах, в которых эта болезнь эндемична, по сравнению с примерно 3,5 млн. случаев, зарегистрированных в 20 таких странах в 1985 году. Показатель распространенности проказы в мире в начале 2008 года составил 212 802 зарегистрированных случая, что представляло собой снижение с уровня 1985 года, когда было зарегистрировано 5,2 млн. случаев.

Отсутствие безопасного водоснабжения и неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия являются важными факторами риска, определяющими смертность и заболеваемость, в том числе в отношении диарейных болезней, холеры, заражения гельминтами и гепатита. В мире в целом доля населения, имеющего доступ к улучшенным источникам питьевой воды, возросла с 76% до 86% в период 1990-2006 годов. С 1990 года число людей в развивающихся странах, пользующихся улучшенными средствами санитарии, возросло на 1100 млн.

Хотя почти все развивающиеся страны публикуют перечень основных лекарственных средств, уровень доступности лекарственных средств в учреждениях общественного здравоохранения зачастую весьма низок. Обследования, проведенные примерно в 30 развивающихся странах, свидетельствуют о том, что уровень доступности отдельных лекарственных средств в учреждениях здравоохранения составлял всего 35% в государственном секторе и 63% в частном секторе. Отсутствие лекарственных средств в государственном секторе вынуждает пациентов приобретать их частным образом.

Однако в частном секторе генерические лекарственные средства нередко продаются по ценам, в несколько раз превышающим их международную справочную цену, а патентованные препараты, как правило, стоят еще дороже.

Weekl

Баткис Г. А. П.И. Куркин - выдающийся деятель отечественной санитарной статистики. К двадцатилетию со дня смерти Петра Ивановича Куркина // Демоскоп Weekl у. - № 347 - 348, 29 сентября - 12 октября 2008

Статистика - это наука, которая изучает количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени. Она позволяет выявить закономерности массовых явлений, используя обобщающие показатели.

Статистика является универсальной наукой. Статистический метод широко применяется в различных областях науки, техники, народного хозяйства. К числу отраслей статистической науки относится и медицинская статистика.

Медицинская (санитарная) статистика - отрасль статистической науки, которая изучает вопросы, связанные с медици­ной, гигиеной, здравоохранением.

Задачами медицинской статистики являются:

1) изучение здоровья населения в целом или отдельных его групп, выявление количественных характеристик общественного здоровья;

2) выявление связей между показателями здоровья и различными факторами природной и социальной среды, оценка влияния этих факторов на здоровье населения;

3) изучение данных о сети медицинских учреждений, кадрах, анализ их деятельности;

4) оценка эффективности (медицинской, социальной, экономической) проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и здравоохранения в целом;

5) использование статистических методов в клинических, санитарно-гигиенических, экспериментальных исследованиях.

По рекомендации ВОЗ, здоровье населения иногда называют «санитарное состояние». Медицинская статистика является мето дом социальной диагностики, поскольку она позволяет оценить состояние здоровья населения конкретного региона или страны в целом и на этой основе разработать меры, направленные на улучшение, охрану общественного здоровья. Выделяют 3 раздела медицинской статистики:

1) статистика здоровья населения - изучает состояние здоровья населения в целом или его отдельных групп (путем сбора и статистического анализа данных о численности и составе населения, его воспроизводстве, естественном движении, физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жизни и т. д.)- Оценка показателей здоровья проводится в сопоставлении с общепринятыми оценочными уровнями и уровнями, полученными по различным регионам и в динамике;

2) статистика здравоохранения - решает вопросы сбора, обработки и анализа информации о сети учреждений здравоохранения (их размещении, оснащении, деятельности) и кадрах (о численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала, распределении их по специальностям, стажу работы, переподготовке и т. д.). При анализе деятельности лечебно-профилактических учреждений полученные данные сопоставляются с нормативными уровнями, а также уровнями, полученными по другим регионам и в динамике;

3) клиническая статистика - это использование статистических методов при обработке результатов клинических, экспериментальныхи лабораторных исследований. Она позволяет с количественной точки зрения оценить достоверность результатов исследования и решить ряд других задач (определение объема необходимого числа наблюдений при выборочном исследовании, формирование экспериментальной и контрольной групп, изучение корреляционных и регрессионных связей, устранение качественной неоднородности групп и т. д.).

Статистика применяется для изучения не отдельных, единичных, а массовых общественных явлений в целях определения общих закономерностей, присущих изучаемому явлению. Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, т. е. при изучении статистической совокупности.

Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, позволяющая методом обобщающих показателей изучить закономерности этих явлений, важнейших процессов в экономической, социальной жизни общества, в его здоровье, в системе организации медицинской помощи населению.

Санитарная статистика в то же время представляет одну из отраслей статистики как науку о количественных изменениях в развитии общества, экономики, а именно медицины, здравоохранения.

В здравоохранении статистические методы исследования используют для:

1) изучения здоровья населения и факторов его определяющих;

2) анализа, оценки и планирования медицинской помощи;

3) специальных научных исследований.

Таким образом, можно выделить следующие разделы медицинской статистики:

Общетеоретические и методические основы статистики;

Статистика здоровья населения;

Статистика здравоохранения.

Статистика здоровья изучает показатели общественного здоровья и факторы, влияющие на них.

Статистика здравоохранения изучает сеть и «кадры» здравоохранения, показатели их деятельности.

Санитарно-статистическое исследование, его этапы

Основным понятием статистики является статистическое исследование. Санитарно-статистическим исследованием называется такое исследование, которое имеет целью изучение какого-либо вопроса санитарной статистики.

Каждое санитарно-статистическое исследование состоит из 5 основных этапов:

I этап. Организационно-подготовительный этап или составление программы и плана статистического исследования.

II этап. Сбор статистического материала.

III этап. Разработка статистического материала.

IV этап. Анализ полученных данных, выводы и предложения.

V этап. Литературное оформление, графическое изображение и внедрение результатов исследований в практику.

§ выбор темы исследования;

§ постановка цели и задач исследования;

§ формулировка гипотезы;

§ определение научной новизны и научно-практической значимости;

§ изучение истории проблемы;

§ проведение информационного и патентного поиска;

§ составление плана и программы исследования.

Тема исследования – это лаконичное, конкретное название, дающее общее целостное представление.

Цель исследования определяется на основании глубокого знания изучаемого вопроса (после изучения литературных данных и на основании собственного опыта). Цель исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения. Целью санитарно-статистического исследования может быть изучение различных сторон здоровья населения, деятельности системы здравоохранения для обоснования конкретных управленческих решений. Она должна быть сформулирована четко и быть ясной не только автору, но и другим специалистам.

Задачи исследования – это конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели. Обычно число задач может быть от трех до пяти.

Пример. Цель исследования: Разработка мер профилактики и борьбы с курением у студентов-медиков. Задачи исследования: Изучение распространенности никотинизма среди студентов-медиков в начале и в конце обучения в вузе. Изучение причин и возраста начала курения.

Гипотезы – это обоснованное предположение о результатах исследования.

Научная новизна характеризует то, что впервые предлагается авторами исследования и ранее не было изучено.

Научно-практическая значимость имеет теоретический и прикладной аспекты, включает медицинскую, социальную и экономическую направленность.

История проблемы – это изучение развития теоретических знаний и практической деятельности по исследованию темы проблемы (трудноразрешимой задачи).

Информационный поиск – изучение тематических опубликованных материалов (до 10 лет). Могут ли результаты исследования «претендовать» на получение охранного авторского права (патента) для внедрения в клинический процесс определяет патентный поиск .

План санитарно-статистического исследования – это порядок его проведения. Программа санитарно-статистического исследования – это перечень вопросов, подлежащих изучению.

1. Определение места исследования, то есть той территории, на которой проводится данное исследование.

2. Определение сроков проведения исследования – составление календарного плана выполнения исследования, его отдельных этапов и элементов.

3. Определение объема и метода исследования или характеристика объектов исследования.

4. Определение вида исследования.

5. Исполнители (кадры) для проведения исследования и их характеристика (численность и квалификация), под чьим руководством проводится исследование.

6. Характеристика технического оснащения (требуемых материальных и финансовых средств, необходимое лабораторное оборудование и приборы, канцелярские товары, счетная техника. Указываются способы разработки полученного материала - ручная, машинная и т.д.)

Объект статистического исследования – статистическая совокупность (явлений, предметов, лиц), о которых будут собираться сведения: население, студенты определенного института, госпитализированные больные в определенную больницу и т.п.

Статистической совокупностью называют специальным образом сформированную группу, состоящую из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах пространства и времени, реально существующую и обладающую определенными групповыми свойствами.

Групповые свойства статистической совокупности:

¨ характер распределения изучаемого явления (альтернативный, симметричный, асимметричный);

¨ средний уровень (например, характеризует средняя арифметическая);

¨ разнообразие признака (характеризует сигма);

¨ репрезентативность признака (характеризует средняя ошибка);

¨ взаимосвязь между изучаемыми признаками (характеризует коэффициент корреляции).

Для характеристики объекта исследования необходимо определить объем исследования, т.е. число наблюдений, включенных в исследование. В зависимости от цели исследования число наблюдений в нем будет различным. Например, в клинико-статистических исследованиях объем обычно составляет 120-150 наблюдений, в санитарно-статистических – он исчисляется десятками тысяч. По величине совокупности единиц наблюдения последняя может быть двух видов: генеральная и выборочная. Соответственно этому имеется 2 метода исследования – сплошное и не сплошное исследование.

Сплошное исследование – это регистрация всех возможных единиц наблюдения. Для такого исследования характерно собирание массового, большого объема при относительно ограниченном числе учетных признаков.

Сплошное наблюдение – это регистрация всех явлений, составляющих генеральную совокупность. При сплошном исследовании изучаются все единицы объекта исследования. Например: производственные травмы, профессиональные отравления, численность больниц.

Генеральная совокупность – совокупность всех возможных единиц, которые могут быть к ней отнесены. По численности она может быть большой, приближенной к бесконечности (численность больных на всем земном шаре), либо быть ограниченной (численность работающих на Н-ском заводе в течение определенного года).

Формирование генеральной совокупности может осуществляться по комплексу признаков, то есть с применением метода направленного отбора (например, изучение заболеваемости ИБС у мужчин предпенсионного возраста, проживающих в г. Гродно, в течение трех лет). Один из видов направленного сплошного отбора – кагортный метод. Кагортой называется статистическая совокупность, состоящая из относительно однородных элементов, объединенных сроком наступления определенного события (признака) и прослеженного в один и тот же интервал времени. Например, изучение детности в первое пятилетие брака.

Возможен направленный сплошной отбор по нескольким признакам (с определением границ генеральной совокупности): изучение детности в первое пятилетие брака у молодых супругов (до 25 лет), проживающих на территории г. Гродно, вступивших в первый брак в течение 2004 года.

Не сплошное или выборочное исследование предполагает изучение части генеральной совокупности для характеристики ее, как целого. Отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность должен производиться определенным образом. Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная специальным выборочным методом.Поскольку на основании анализа выборочной совокупности необходимо получить полное представление о закономерностях всей генеральной совокупности, к выборке предъявляется два требования :

Достаточность (по численности, по объему);

Репрезентативность, то есть представительность выборки, которая должна обладать основными характеристиками генеральной совокупности, быть для нее типичной. Репрезентативность выборки зависит не только от ее численности, но и от способа формирования выборочной совокупности.

Например, доказано, что для изучения общей заболеваемости населения по его обращаемости за медицинской помощью достаточно изучить заболеваемость у 20-30 тысяч населения. Значит, если мы хотим изучить заболеваемость в г. N с числом жителей 240 тысяч, нет необходимости изучать ее сплошным методом у всего населения, достаточно взять восьмую-десятую часть этого населения. Однако будет неправильно, если мы для исследования возьмем, например всех детей и молодое население в количестве 30 тысяч. Необходимо так отобрать выборочную совокупность, чтобы распределение в ней населения по полу, возрасту, условиям жизни, социальному составу и т.д. было таким же, как во всем населении г. N, иными словами, выборка должна отражать все основные свойства генеральной совокупности.

Различают следующие несплошные исследования:

1. Монографическое исследование применяется для изучения какого-либо одного объекта, когда из множества объектов выбирается один и исследуется тщательно, глубоко, с максимальной полнотой, с целью показа передового опыта, выявления тенденций развития явления. Проводится оно и перед основным исследованием с целью разработки программ, изучения организационных вопросов. Часто такое исследование проводится в динамике. Например: а) образцовый санитарно-гигиенический режим школы; б) проведение эксперимента по раннему выявлению и ликвидации туберкулеза на примере одной области.

2. Метод основного массива (несовершенный сплошной) применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается основная их часть, характеризующая всю статистическую совокупность. Например, при изучении оптимальных сроков искусственного прерывания беременности взято специализированное абортное отделение (хотя единичные случаи прерывания беременности проводятся и в других гинекологических отделениях).

Недостатком указанных методов является отсутствие возможности широкого распространения результатов исследования.

3. К несплошным относятся исследования , проведенные на выборочных совокупностях различными методами. Выборочные исследования в медицине и здравоохранении получают все больше распространение, позволяют провести углубленный анализ с меньшей затратой сил, средств, времени. Выборочные исследования применяются при проведении пробных, поисковых работ. Результаты его могут быть распространены на всю генеральную совокупность.

Способы отбора выборочных совокупностей:

· Случайный отбор – это отбор, проводимый по жребию или таблицам случайных чисел. Проводится в относительно однородных генеральных совокупностях. Каждый элемент генеральной совокупности имеет равную возможность попасть в выборку. Случайной будет выборка больных, фамилии которых начинаются на определенную букву.

· Механический отбор – это отбор, когда из всей совокупности берется для изучения механически отобранная каждая пятая (20% выборка) или каждая десятая (10% выборка) единица наблюдения, т.е. через определенный интервал. Для этого необходимо определить, какую долю генеральной совокупности берем для исследования.

· Гнездовой (серийный) отбор – это отбор, когда из всей генеральной совокупности выбирают не отдельные единицы, а гнезда (серии). Например, при изучении заболеваемости сельского населения Гродненской области выбираем два типичных для области района по развитию промышленности и сельского хозяйства, с типичным возрастно-половым составом населения и типом расселения сельского населения. Результаты же распространены на все сельское население области.

· Типологический отбор – это отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однородных групп. Например, при изучении распространенности определенного заболевания все население группируется по определенному признаку, например, по возрасту, а затем из каждой группы проводится отбор необходимого числа наблюдений одним из перечисленных способов, например, механическим путем. Причем отбор может быть пропорциональным численности группы (пропорциональный типологический отбор) либо одинаковое число наблюдений в каждой группе, хотя их общая численность различна (непропорциональный типологический отбор).

· Направленный отбор – это специальный подбор единиц наблюдения из генеральной совокупности. С целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволяют выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.

Выборочная совокупность подбирается так, чтобы среднее значение признака в выборочной и генеральной совокупности совпадали. Либо – формирование выборки проводится путем последовательного отбора единиц наблюдения с одинаковыми несколькими наиболее важными признаками. При таком подходе устраняется влияние «сильных» и хорошо изученных факторов, и внимание исследователя сосредотачивается на изучении влияния профессии на мертворождаемость берем женщин одной возрастной группы с одинаковым порядком номером родов, одинаковым их диспансерным наблюдением и т.д., но имеющих разные профессии (а следовательно и различные профессиональные вредности).

· Метод «контрольных» групп наиболее часто применяется в клинико-статистических исследованиях. Для изучения эффективности определенного метода лечения, диагностики и т.п. используют две группы наблюдения:опытную (которая подвергается воздействию определенного фактора) и контрольную, альтернативную (в которой такое воздействие отсутствует). Важнейшим принципом их формирования является их максимальное сходство (по целому ряду признаков) за исключением изучаемого фактора воздействия (например, метода лечения): попарно-сопряженный отбор, метод уравновешенных групп, подбор копии-пары (последний для редких явлений: изучение случаев материнской смертности, младенческой смертности), кагортный метод (см. выше).

· Комбинированная выборка используют несколько способов отбора выборочных совокупностей.

· Моментные наблюдения («срез») являются выборочными по времени. Такие исследования можно повторить через определенные промежутки времени, что позволяет учитывать динамику явлений.

Виды санитарно-статистического исследования:

1) текущее (постоянное);

2) единовременное (одномоментное).

Текущее наблюдение – это наблюдение, когда регистрация каждого случая проводится постоянно, по мере его возникновения за определенный период времени. Например, каждый случай рождения ребенка в течение года, каждое обращение в лечебно-профилактическое учреждение за год.

Единовременное наблюдение – такое, когда изучаемые явления фиксируются на какой-то определенный момент времени (дату, день недели, час и даже минуты). Классическим параметром такого исследования является перепись населения. Другие примеры: состав коечного фонда стационаров (на начало года), изучение физического развития у детей определенного возраста и пола (по данным за определенный год).

Программа санитарно-статистического исследования включает:

1) выбор единицы наблюдения или основного признака, подлежащего изучению;

2) определение дополнительных признаков, подлежащих изучению;

3) обеспечение статистическим бланком;

4) определение группировки и составление макетов таблиц.

Все признаки, характеризующие статистическую совокупность, делятся на объединяющие и разъединяющие. Объединяющие признаки или признаки сходства служат основанием для объединения в совокупность. Разъединяющие признаки или признаки различия служат предметом анализа совокупности.

Каждый первичный элемент объекта исследования, составляющий статистическую совокупность и наделенный признаками сходства, называется единицей наблюдения, единицей статистической совокупности (счетной единицей). Например: Статистической совокупностью может быть группа лиц, родившихся в данном году в данном населенном пункте. Объединяющие признаки: единый возраст (все входящие в группу – новорожденные), единое время (все родились в данном году), единая территория (все родились в данном населенном пункте). Разъединяющие признаки: пол ребенка, его доношенность, состояние здоровья, возраст матери и др. Каждая единица наблюдения характеризуется рядом присущих ей признаков (свойств). Признаки, по которым различают элементы статистической совокупности, подлежащие учету в данном исследовании, называются учетными признаками.

Учетные признаки могут быть:

1. а) факторными, причинными;

б) результативными, зависящими от факторных.

Факторы – это те свойства, влияние, воздействие или разнообразие которых так или иначе отражается на разнообразии результативного признака. В зависимости от цели исследования один и тот же признак может быть и факторным, и результативным. Например: При изучении эффективности метода лечения длительность госпитального лечения является результативным признаком (то есть зависящим от применяемого метода лечения). При изучении необходимого числа коек для лечения больных, длительность госпитального лечения является факторным признаком: чем больше длительность лечения, тем больше требуется коек.

2. а) количественные – выраженные числом (возраст, рост, вес и т.п.);

б) атрибутивные – выражены словом (пол, место жительства, диагноз и т.п.)

Статистические бланки могут быть двух видов:

1. Стандартные, то есть формы официальных медицинских документов, утвержденные Министерством здравоохранения. Например, статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов, форма № 025-2у, врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

2. Специальные, то есть составленные самим исследователем. Например: анкета изучения распространенности никотинизма среди студентов-медиков ГГМУ; выкопировочный бланк для изучения эффективности хирургического лечения рака молочной железы.

Формализация статистических документов (выкопировочных карт, карт выборки, опросного листа, анкеты, статистического бланка) – необходимое условие разработки материала на компьютерной технике, использования перфокарт с краевой перфорацией для ручной разработки материала (типа К-3, К-4, К-5). Формализованная статистическая карта включает систему «вопрос-ответ-шифр (код)», рациональное, компактивное расположение признаков. Она позволяет осуществить одновременно регистрацию, группировку, кодирование уже на стадии получения первичной информации. Пример: статистическая карта выбывшего из стационара, форма № 066-у; врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

Группировка – это распределение собранного материала по характеру или величине признака на качественно однородные группы.

Виды группировок:

1. Типологическая – группировка атрибутивных (качественных) признаков, выраженных словесно, описательно. Пример: группировка студентов по факультетам: лечебно-профилактический, педиатрический, медико-психологический.

2. Вариационная – это группировка признака, имеющего числовое выражение. Пример: группировка обследованных по возрасту 20-24 года; 25-29 лет; 30-34 года и т.д.

Группировка должна выделить существенные свойства изучаемого явления, вскрыть его особенности, его типичность. Основные правила группировки:

1. Группировка не должна быть механической, необходимо выяснить логические связи, соответствующие цели исследования. Пример: При изучении заболеваемости корью нецелесообразно возраст взрослого населения группировать по 5-летним интервалам, так как известно, что корь – инфекция детского возраста, хотя случаи заболевания корью бывают и у взрослых. Наоборот, при изучении ишемической болезни сердца молодой возраст можно объединить в одну группу, а после 35-40 лет возраст группируют ао 5 или 10-летним интервалом.

2. Каждая группа должна иметь четкие границы. Например: при выявлении 10-летних возрастных интервалов нельзя их указать так: 20-30 лет, 30-40 лет, 40-50 лет, и т.д., так как при этом нет ясности, в какую группу относится возраст 30 лет, 40 лет. Правильно группы строить так: 20-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет и т.д.

Таблица - это сводка материала. Макет таблицы - это таблица без внесенных цифровых данных. Составление таблиц – творческий процесс, требующий выделения причинно-следственных связей, основанный на глубоком знании изучаемого вопроса, умении логически мыслить и понимания законов статистики. Любая таблица по содержанию должна представлять мысль, отраженную в названии таблицы и выраженную в цифрах. Цифровые данные вносятся в таблицы на третьем этапе статистического исследования.

Требования, предъявляемые к статистическим таблицам :

1. Таблица должна иметь четкое и краткое название, определяющее ее содержание.

2. В таблице различают статистическое подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее - основной учетный признак, подлежащий изучению. Статистическое сказуемое – признак, характеризующий подлежащее. Сказуемое дополняет подлежащее, позволяет дать более глубокую и полную характеристику изучаемой совокупности. Подлежащее обычно пишется по вертикали, а цифровые данные заполняются по горизонтали. Сказуемое, как правило, пишется по горизонтали в верхней строке таблицы, цифровые данные заполняются в вертикальных столбцах.

3. Таблица должна иметь, где это возможно, итог (как по горизонтали, так и по вертикали), т.е. по строкам и столбцам.

4. Таблица не должна быть громоздкой, то есть содержать не более трех учетных признаков. Необходимо учитывать, что каждый признак делится еще на группы, число которых зависит от цели исследования и может исчисляться даже десятками. Например, при разработке причин младенческой смертности Всемирная Организация Здравоохранения предлагает такие группировки по возрасту: до 24 часов; 1, 2, 3, 4, 5, 6 дней; 7-13 дней; 14-20 дней; 21-27 дней; 28 дней до 2-х месяцев; 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев, т.е. всего 21 группу.

5. В заполненной таблице не должно быть пустых мест. Если данный вопрос не изучался и данные нельзя проставить, пишется «нет сведений» или «неизвестно». Если же при изучении явления в данную группу не попала ни одна единица наблюдения, то ставится «0» или «-» (прочерк).

Виды статистических таблиц:

1) простые;

2) сложные (групповые и комбинационные);

Простой называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее, позволяющая получить сводку и анализ материала только по одному признаку.

Сложной называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее и несколько статистических сказуемых, позволяющая получить сводку и анализ материала по нескольким признакам, характеризующих основной.

Групповой называется таблица, имеющая одно подлежащее и несколько, не связанных между собой статистических сказуемых. Групповая таблица позволяет получить сводку и анализировать материал по двум и более признакам. В групповой таблице основной признак сочетается поочередно со всеми остальными, то есть подлежащее каждый раз сочетается только с одним сказуемым.

Комбинационная таблица - это сводка материала по трем и более взаимосвязанным признакам. Она позволяет наиболее глубоко анализировать материал. Комбинационная таблица может содержать одно или несколько взаимосвязанных подлежащих, каждое из которых еще взаимосвязано со сказуемым (одним или нескольким), причем сказуемые между собой также взаимосвязаны. При этом рекомендуется сочетание 2-3 сказуемых, чтобы комбинационные таблицы были не громоздкими.

Примеры макетов таблиц: простой (табл. 1), групповой (табл. 2), комбинированная (табл. 3).

Таблица 1. Возрастная структура младенческой смертности в г. Гродно в 2004г.

Таблица 2. Причины младенческой смертности в зависимости от возраста и

Вопрос 1.

Общественное здоровье и здравоохранения (Социальная медицина и организация здравоохранения) как наука и предмет её изучения.

Общественное здоровье и здравоохранение – это наука и конкретная деятельность по охране и укреплению здоровья населения, продлению жизни посредствам мобилизации усилий общества и проведению соответствующих организационных мероприятий на различных уровнях.

Общественное здравоохранение – область научной и практической деятельности, обеспечивающей управление здравоохранением как одной из крупнейших социальных систем, где медицина является одним из компонентов наряду с экономикой, социологией, политическими науками, промышленностью.

Предмет науки .

Наука изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

Предметы:

1. Здоровье населения.

2. Здравоохранение.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология.

1. Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

2. Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом (БМЭ, 3 изд.)

3.Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

I. Социально-экономические факторы.

1. Уровень производительный сил и характер производственных отношений.

2. Организация медицинской помощи.

3. Законодательство по здравоохранению.

4. Образ и условия жизни.

II. Природно-климатические.

III. Биологические: пол, возраст, конституция, наследственность.

IV. Психоэмоциональные.

Формула здоровья (в %): 50 – образ жизни, 20-наследственность, 20 – окружающая среда, 10 – деятельность здоровья.

4. Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.

Задачи науки:

1. Оценка и изучение здоровья населения, динамики его развития.

2. Оценка и изучение общественных и других условий, влияющих на здоровье.

3. Разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации.

4. Теоретическое обоснование принципов развития, оценка качества и эффективности здравоохранения.

5. Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.

6. Правовое регулирование здравоохранения.

7. Формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.

Разделы науки:

1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

2. Экспертиза нетрудоспособности.

3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.

Вопрос 2.

Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения.

Общественное здоровье и здравоохранение имеют свою методологию и методы исследования. Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, хронометражных исследований, социологические методы и другие.
Статистический метод используется широко в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определять эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.
Исторический метод позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны.
Экономический метод позволяет установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику страны - все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.

Экспериментальный метод включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений, отдельных служб здравоохранения.

Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов. Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбу-латорно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучается заболеваемость населения, обращаемость в поликлинические учреждения, исторически анализируется уровень ее в разные периоды, ее динамика. Экспериментальным методом анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиник: проверяются их экономическая целесообразность и эффективность.

В исследовании могут использоваться методы хронометражных исследований (хронометрия работы медицинских работников, изучение и анализ затрат времени больными на получение медицинской помощи и т.д.).

Нередко широко используются социологические методы (метод-интервьюирования, анкетный метод), что позволяет получить обобщенное мнение группы людей об объекте (процессе) изучения.

Источником информации является, в основном, государственная отчетная документация лечебно-профилактических медицинских учреждений или же для более глубокого исследования сбор материала может производиться на специально разработанные карты, анкеты, в которые включены все вопросы для получения необходимых сведений, согласно утвержденной программе исследования и задач, которые поставлены перед исследователем.

В подавляющем большинстве социально-гигиенических исследований группового здоровья, здоровья населения и общественного здоровья в предыдущие годы речь шла о количественной оценке здоровья. Правда, с помощью показателей, индексов и коэффициентов всегда в научных исследованиях пытались оценить качество здоровья, т.е. пытались дать характеристику здоровья, как параметра качества жизни. Сам термин «качество жизни» в отечественной научной литературе стал применяться недавно, лишь в последние 10-15 лет. Это и понятно, ибо лишь тогда можно говорить о «качестве жизни» населения, когда в стране (как это давно произошло в развитых странах Европы, Америки, в Японии и некоторых других развитых странах) основные материальные ^социальные блага доступны большинству населения.

По определению ВОЗ (1999), качество жизни - оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

У нас в стране под качеством жизни чаще всего подразумевают категорию, включающую в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации.

Несмотря на отсутствие общепринятого в мире понятия «качество здоровья», как важнейшей составляющей «качества жизни», предпринимаются попытки дать комплексную оценку общественного здоровья (количественную и качественную).

Как предмет преподавания общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов - врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.

Вопрос 3.

Статистика; определение. Санитарная (медицинская) статистика: основные разделы, применение. Статистическая совокупность; определение, виды.

Статистика - отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Медицинская статистика - отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и здравоохранения.

Основными задачами М.с, являются

Разработка специальных методов исследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении;

Выявление наиболее существенных закономерностей и тенденций в здоровье населения в целом и в различных его группах (возрастных, половых, профессиональных и др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни: изучение и оценка состояния и динамики развития сети, деятельности учреждений здравоохранения и медицинских кадров.

В медицинской статистике выделяют следующие основные разделы:

Общая теория и методы;

Статистика здоровья населения;

Статистика здравоохранения;

Применение методов М.с. в управлении, в клинических, лабораторных, экспериментальных исследованиях.

Основными методами статистических исследований являются

Статистическое наблюдение (включая методы планирования и организации);

Группировка и сводка материалов наблюдения; методы первичной статистической обработки данных (вычисление производных величин - средних и относительных, критериев их достоверности);

Метод выборочного медико-статистического исследования, включая оценку репрезентативности (представительности) выборочных данных;

Методы математико-статистического анализа: статистическая оценка значимости различий сравниваемых показателей, исследование и оценка связей и взаимозависимостей, исследование динамики явлений и процессов, статистическое планирование эксперимента, прогнозирование, многомерный статистический анализ, графический анализ и др.

Объектом медико-статистического исследования являются массовые процессы, происходящие среди населения, в сферах оказания медпомощи и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий,

Статистическая совокупность - совокупность объектов или явлений одного и того же вида, объединенных определенным признаком.

Различают два вида статистической совокупности:

А) генеральная совокупность - совокупность, состоящая из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования. При изучении общественного здоровья генеральная совокупность часто рассматривается в пределах конкретных территориальных гра­ниц или может ограничиваться другими признаками (полом, возрас­том и др.) в зависимости от цели исследования.

Б) выборочная совокупность - часть генеральной, отобранная спе­циальным (выборочным) методом и предназначенная для характерис­тики генеральной совокупности.

Способы формирования статистической совокупности:

1) случайный отбор - отбор единиц наблюдения путем жеребьевки с помощью таблицы случайных чисел и т. д. При этом для каждой единицы обеспечивается равная возможность попасть в выборку.

2) механический отбор - единицы генеральной совокупности, последовательно расположенные по какому-либо признаку (по алфавиту, по датам обращения к врачу и т. д.), разбиваются на равные части; из каждой части в заранее обусловленном порядке отбирают каждую 5, 10 или n-ую единицу наблюдения таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем выборки.

3) типический (типологический) отбор - предполагает обязательное предварительное расчленение генеральной совокупности на отдельные качественно однородные группы (типы) с последующей выборкой единиц наблюдения из каждой группы по принипам случайного или механического отбора.

4) серийный (гнездный, гнездовой) отбор - предполагает выборку из генеральной совокупности не отдельных единиц, а целых серий (организованной совокупности единиц наблюдений, например, организаций, районов и т. д.)

5) комбинированные способы - сочетание различных способов формирования выборочной совокупности.

Вопрос 4.

Этапы медико-статистического исследования. Методика составления программ и плана исследования.

Медико-статистическое исследование включает пять самостоятельных, но взаимосвязанных этапов:

1) планирование исследования (формулировка цели, разработка задач, программы и плана исследования);

2) статистическое наблюдение (сбор материала для его последующей статистической обработки);

3) статистическая группировка и сводка материалов наблюдения:

4) первичная статистическая обработка данных;

5) научно-статистический анализ, графическое и литературное оформление результатов исследования.

Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение сравнимости, показатели объема работы и использования ресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.).

Анализ проделанной работы должен осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.

План статистического исследования составляется в соответствии с намеченной программой.

Основными вопросами плана являются:

1. определение объекта наблюдения;

2. определение срока проведения работы на всех этапах;

3. указание вида статистического наблюдения и метода;

4. определение места, где будут проводиться наблюдения;

5. выяснение, какими силами и под чьим методическим и организационным руководством будут проводиться исследования.

I этап статистического исследования - составление программы и плана исследования.

Программа статистического исследования предусматривает решение следующих вопросов:

1. Определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала;

2. Составление программы разработки материала; Программа разработки полученных данных предусматривает составление макетов статистических таблиц с учетом группировок.

3. Составление программы анализа собранного материала.

Программа анализа предусматривает перечень статистических методик, необходимых для выявления закономерностей изучаемого явления.

План исследования предусматривает решение следующих организационных вопросов:

1. Выбор объекта исследования

2. Определение объема статистической совокупности

3. Сроки и место (территория) проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала

4. Характеристика исполнителей (кадры)

5. Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств

6. Объект статистического исследования - это совокупность, с которой будут собираться необходимые сведения. Это может быть население, студенты, больные, госпитализированные в больницы и т.п.

II этап статистического исследования – сбор материала.

Сбор материала - это процесс регистрации, заполнения официально существующие или специально разработанных учетных документов (талоны, карт и т.п.). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования.

III этап статистического исследования – обработка полученный данных.

3-й этап статистического исследования включает следующие последовательно выполняемые исследователем действия:

1. Контроль собранного материала - это проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования. Например, в анкете не указан пол, возраст или нет ответов на другие поставленные вопросы. В этом случае необходимы дополнительные учетные документы (амбулаторные карты, истории болезни и т.п.). Если эти данные не могут быть получены из дополнительных учетных документов, привлеченных исследователем, то некачественные карты (анкеты) должны быть исключены из исследования.

2. Шифровка - это применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные; при машинной - только цифровые.

3. Группировка материала - это распределение собранного материала по атрибутивному или количественному признаку (типологическая или вариационная). Пример: группировка студентов по курсам обучения: I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс.

4. Сводка данных в статистические таблицы - занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы

5. Вычисление статистических показателей и статистическая обработка материала.

IV этап статистического исследования - анализ полученного материала, выводы и предложения на основе результатов исследования.

Вопрос 5.

Совокупность статистических методов для изучения санитарного состояния населения.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА" в других словарях:

    Совокупность статистических методов для изучения санитарного состояния населения. * * * САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА, совокупность статистических методов для изучения санитарного состояния населения … Энциклопедический словарь

    Словарь терминов по социальной статистике

    САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА (МЕДИЦИНСКАЯ) - – отрасль социальной статистики, включающая в себя статистику здоровья населения, статистику здравоохранения и клиническую статистику … Социальная статистика. Словарь

    СТАТИСТИКА - СТАТИСТИКА. 1. Краткая история, предмет и основные понятия общей статистики. Предметом С. являет ся изучение совокупностей внутренне связанных хотя и внешне обособленных элементов. Внутренняя закономерность последних находит свое проявление… …

    Медицинская статистика, отрасль социальной статистики (См. Социальная статистика) и одновременно раздел социальной гигиены (См. Социальная гигиена) и организации здравоохранения как научной дисциплины. В С. с. выделяют статистику здоровья …

    САНИТАРНАЯ СТАНЦИЯ - САНИТАРНАЯ СТАНЦИЯ, единое комплексное соц. гиг. и сан. учреждение, включающее в ■себя все элементы сан. эпидемической работы и имеющее своей задачей практическую работу по оздоровлению населенных мест и быта, квалифицированное санитарное… … Большая медицинская энциклопедия

    См. Статистика санитарная … Большой медицинский словарь

    - (син. С. медицинская) отрасль С., изучающая состояние здоровья населения и общественное здравоохранение … Большой медицинский словарь

    Разнообразные проявления жизни и смерти, здоровья и болезни, видоизменяемые происхождением людей, их этнографическим характером, бытовыми условиями, уровнем культуры составляют специальный предмет М. географии. Она обнимает собой не только полную … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    1) в широком понимании вся Статистика социальная наука, т.к. предметом её изучения являются процессы и явления общественной жизни. 2) В узком понимании С. с. раздел статистики, изучающий социальные условия жизни людей в конкретных… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Социальная статистика. Мини-словарь , М. Б. Перова , Е. В. Перов , Содержатся термины, используемые в социальной статистике, по следующим разделам: демографическая статистика; рынок труда; материальное благосостояние населения;свободное время населения;… Категория: Статистика Издатель:


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх