Специфические особенности человека. Характерные особенности развития человека

Того, кто оценивает себя сам, обесценить очень трудно.

Помимо уже упомянутых ранее секретов счастливой жизни , определенного отношения к настоящему, прошедшему и будущему , четырех компонентов счастья, существуют характерные особенности поведения, реагирования, мышления, свойства личности , которые способствуют росту уровня счастья. Причем эти черты характера каждый , как только пожелает быть счастливым.

Какие это черты характера и свойства личности? Их всего 12 и они закономерно вытекают один из другого. Другими словами, совершенствуя себя в одном направлении, мы автоматически будем улучшать и другие показатели. Сегодня речь пойдет о положительной самооценке, уверенности в себе , самоуважении, ответственности за свою жизнь, осознанности (сознательном выборе), саморефлексии.

1. Самая весомая особенность счастливого человека – это адекватная, положительная самооценка, она стоит во главе угла и влияет на все его поведение, взаимоотношения, деятельность, активность, умение ставить цели и добиваться их. Чтобы показать насколько важна здоровая самооценка, приведу примеры того, как влияет заниженная самооценка на жизнь человека:

Что бы мы ни делали, мы непроизвольно оцениваем себя, свое поведение, результаты своей деятельности и отношений с другими. Отрицательная самооценка приводит к зависимости от мнения других, неумению отстаивать свои интересы, или нецелесообразной форме их защиты (агрессия, обвинения других, жесткая самокритика). Люди с низкой самооценкой не дооценивают свои способности и не решаются изменять обстоятельства жизни в свою пользу. Они часто игнорируют благоприятные возможности достичь желаемого, осознанно или бессознательно считая себя недостойными этого блага. В случае успеха в любом предприятии они видят его причину во внешних обстоятельствах, а в случае неудачи – винят себя . Неадекватно относятся к другим, либо очень принижая их, либо воздвигая на пьедестал. Болезненно воспринимают даже конструктивную критику и при виде успеха других. И самое неприятное, человек неразлучно 24 часа в сутки живет со своим внутренним “обвинителем”, и, мягко говоря, – это утомительно, от себя то не убежишь. Заниженная самооценка становится причиной различных зависимостей (алкогольной , никотиновой , игровой, , трудоголизма – в таком случае успешная карьера служит компенсацией “своей ущербности, неполноценности” и т.д.). Зависимости всегда направлены на решение как минимум одной задачи: они лишают силы или снижают активность внутреннего “обвинителя”.

Есть простой тест (не претендующий на стопроцентную достоверность результатов, но чаще всего диагностирующий верно), позволяющий определить, что важнее для человека – само-оценка или мнение других людей. “Нарисуйте” пальцем у себя на лбу букву Е, все равно какую, заглавную или строчную. Запомните, как вы это сделали. Зачем это нужно – чуть погодя.

Итак, что способствует здоровой, адекватной, положительной самооценке?

2. Вторая особенность счастливого человека – это уверенность в себе. Уверенность в себе подразумевает, что нет необходимости ожидать перманентного идеального поведения или результатов, как от самого себя, так и от кого-то еще, без ущерба для своей положительной адекватной самооценки. Уверенность в себе дает – себе и другим. Уверенность в себе позволяет сохранять положительное отношение к себе практически при любых обстоятельствах жизни. Как вариант: самооценка меняется незначительно или сильно, но на кратковременный срок.

Завышенная, неадекватная самооценка как раз говорит о неуверенности человека в себе, неумении признавать за собой право на ошибки и быть неидеальным.


3. Следующая особенность счастливого человека – это доверие к себе, самоуважение, чувство собственного достоинства. Подробно, что такое доверие к себе, говорилось в статье “Как научиться доверять себе и другим ”.

Самоуважение включает в себя уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость - мое неотъемлемое право.

Самоуважение не означает чрезмерную демонстрацию своей значимости. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в "громких" внешних проявлениях, она проявляется в поступках, отношении к себе и, конечно, в уважительном отношении к окружающим.

4. Следующее свойство личности, вытекающее из предыдущих трех – это . Имея представление о своих способностях, уважая свои потребности, природные особенности темперамента и телосложения, не страшась ошибок, негативного отношения к себе или недопонимания со стороны других, счастливые люди не лишают себя права , не перекладывают ответственность на других.

5. В то же время они делают свой выбор осознанно, не под гнетом обстоятельств, а сознательно, основательно или мимоходом взвесив все “за” и “против” и на благо себе, защищая свои интересы и принципы. При этом, даже обделяя себя в чем-то, они понимают ради чего (каких более значимых ценностей) был сделан данный выбор.

Как проявляется осознанность в конкретной жизненной ситуации, хорошо демонстрирует дзенская притча “С любовью и без” .

6. Следующая особенность счастливых – это саморефлексия. Данный психологический термин подразумевает, что мы отдаем себе отчет в своих чувствах , мыслях, умеем объективно посмотреть на себя со стороны, наблюдать и целенаправленно описывать свои переживания и поведение в третьем лице. Т.е. не “мне хорошо или плохо”, а он(а) почувствовал(а) радость, грусть, потому-то и потому-то. Такое сознательное “раздвоение личности”. Почему так важна саморефлексия? Она дает нам возможность понизить накал страстей и увидеть истинное положение вещей. А значит перейти от бесплодных переживаний – А в случае радостного события – лучше понять себя, свои потребности, цели, систему ценностей.

Саморефлексия наиболее развита и доступна для человека, обладающего чувством самоуважения, доверия к себе и адекватной положительной самооценкой. Саморефлексия как делает наши положительные эмоции насыщенными и яркими, так и высвечивает те, которые не “приветствуются” стереотипами общества . Но на то они и стереотипы – потому что весь спектр человеческих чувств и эмоций доступен для практически любой личности, другое дело, что не все осознают или понимают свое “законное” естественное право на любые эмоции, как и право на их выражение. Вот только когда, как и почему? Немного этот вопрос освещался в статье “Как вернуть радость жизни . ” Более подробно об этом и других шести чертах характера, помогающих нам стать счастливыми - во второй части статьи, которая будет добавлена позднее.

А теперь вернемся к тесту с буквой Е. Если буква Е пишется так, чтобы ее было удобно читать написавшему, а, к примеру, для собеседника, находящегося напротив, она видна зеркально отображенной, в таком случае главенствующей является само-оценка; если наоборот, буква написана правильно с точки зрения смотрящего на вас извне - более значимо .

4.5 Rating 4.50 (2 Votes)

Характер личности – это качественная индивидуальная характеристика, объединяющая в себе устойчивые и постоянные свойства психики, которые определяют поведение и особенности отношения человека. Дословно, в переводе с греческого языка, характер означает примета, черта. Характер в структуре личности объединяет в себе совокупность различных ее качеств и свойств, накладывающих отпечаток на поведение, деятельность и индивидуальное проявление. Совокупность существенных, а главное, устойчивых свойств и качеств определяют весь образ жизни человека и его способы реагирования в той или иной ситуации.

Характер индивида формируется, определяется и образуется на протяжении всего его жизненного пути. Взаимосвязь характера и личности проявляется в деятельности, общении, обуславливая при этом типичные способы поведения.

Черты характера личности

Любая черта – это некоторый стабильный и неизменный стереотип поведения.

Характерные черты личности в общем смысле можно подразделить на те, которые задают общее направление развитию проявлений характера в комплексе (ведущие), и на те, которые определяются основными направленностями (второстепенные). Ведущие черты позволяют отразить саму суть характера и показать основные важные его проявления. Надо понимать, что любая черта характера человека будет отображать проявление его отношения к реальности, но это не значит, что любое его отношение и будет непосредственно чертой характера. В зависимости от среды жизнедеятельности индивида и определенных условий только некоторые проявления отношений станут определяющими чертами характера. Т.е. человек может на тот или иной раздражитель внутренней или внешней среды отреагировать агрессивно, но это не будет означать, что человек злобный по натуре.

В структуре характера каждого человека выделяют 4 группы. К первой группе относятся черты, определяющую основу личности, ее стержень. К ним относятся: честность и неискренность, принципиальность и малодушие, храбрость и трусость, и многие другие. Ко второй – черты, проявляющие отношение индивида непосредственно к другим людям. Например, уважение и презрение, доброта и злоба, и другие. Третью группу характеризует отношение личности к самой себе. К ней относятся: гордость, скромность, заносчивость, тщеславие, самокритичность и другие. Четвертая группа – это отношение к труду, выполняемой деятельности или работе. И характеризуется таким чертами, как трудолюбие и леность, ответственность и безответственность, активность и пассивность, и другие.

Некоторые ученые дополнительно выделяют еще одну группу, которая характеризует отношение человека к вещам, например, аккуратность и неряшливость.

Также выделяют такие типологические свойства черт характера, как аномальные и нормальные. Нормальные черты присущи людям, которые имеют здоровую психику, а к аномальным относятся люди, имеющие разнообразные психические заболевания. Следует заметить, что аналогичные личностные черты характера могут относиться одновременно к аномальным и к нормальным. Все зависит от степени выраженности или является ли она акцентуацией характера. Примером этому может быть здоровая подозрительность, но когда она зашкаливает – это приводит к .

Определяющую роль в формировании черт характера личности играет социум и отношение человека к нему. Нельзя судить о человеке, не видя, как он взаимодействует с коллективом, не учитывая его привязанностей, антипатий, товарищеских или дружественных отношений в обществе.

Отношение индивида к любому виду деятельности определяется его взаимоотношениями с другими лицами. Взаимодействие с другими людьми может побуждать человека к активности и рационализаторству или держать в напряжении, порождать его безынициативность. Представление индивида о самом себе обуславливается его взаимоотношениям с людьми и отношением к деятельности. Основой в формировании сознания личности выступает непосредственно отношение к другим индивидам. Верная оценка черт характера личности другого человека является основополагающим обстоятельством при формировании самооценки. Также, следует заметить, что при смене деятельности человека меняются не только способы, методы и предмет этой деятельности, но и меняется отношение человека к себе в новой роли деятеля.

Особенности характера личности

Главнейшей особенностью характера в структуре личности является – его определенность. Но это не означает доминирование одной черты. Господствовать в характере могут несколько черт, противоречащих или не противоречащих друг другу. Характер может потерять свою определенность при отсутствии четко выраженных его черт. Система моральных ценностей и убеждений личности является также ведущим и определяющим фактором в формировании особенностей характера. Они устанавливают долговременную направленность поведения личности.

Особенности характера индивида неразрывно связаны с его устойчивыми и глубокими интересами. Недостаток цельности, самодостаточности и самостоятельности личности тесно взаимосвязан с неустойчивостью и поверхностностью интересов индивида. И, наоборот, цельность и целенаправленность, настойчивость человека напрямую зависит от содержательности и глубины его интересов. Однако сходство интересов еще не предполагает и схожесть характерных особенностей личности. Например, среди ученых можно встретить как веселых людей, так и грустных, как добрых, так и злых.

Чтобы понять особенности характера личности следует также обратить внимание и на его привязанности, досуг. Это может раскрыть новые грани и особенности нрава. Также важно обращать внимание на соответствие поступков человека его установленным целям, потому что индивид характеризуется не только действием, но и тем, как именно он их производит. Направленность деятельности и сами действия формируют у личности доминирующие духовные или материальные потребности, интересы. Поэтому, характер, следует понимать только как единство образа деяний и их направленность. Именно от сочетания особенностей характера личности и его свойств зависят настоящие достижения человека, а не от наличия умственных возможностей.

Темперамент и характер личности

Взаимосвязь характера и личности обусловлены также и темпераментом индивида, способностями и другими сторонами. А понятия темперамент и характер личности образуют ее структуру. Характер – это совокупность качественных свойств индивида, которые определяют его поступки, проявляющиеся в отношении к другим людям, действиям, вещам. Тогда как темперамент – это совокупность свойств психики индивида, влияющих на его поведенческие реакции. За проявление темперамента отвечает нервная система. Характер тоже неразрывно связан с психикой индивида, но черты его складываются на протяжении жизни под влиянием внешней среды. А темперамент это врожденный параметр, который изменить невозможно, можно только сдерживать отрицательные его проявления.

Предпосылкой характера является темперамент. Темперамент и характер в структуре личности тесно взаимосвязаны друг с другом, но вместе с тем отличны друг от друга.

Темперамент заключает в себе психические несхожести между людьми. Он различается по глубине и силе проявлений эмоций, активности действий, впечатлительности и другим индивидуальным, устойчивым, динамическим особенностям психики.

Можно сделать вывод, что темперамент это врожденный фундамент и базис, на котором формируется личность как член социума. Поэтому наиболее устойчивые и постоянные свойства личности это темперамент. Он одинаково проявляется в любой деятельности вне зависимости от ее направленности или содержания. Остается неизменным и во взрослом возрасте.

Итак, темперамент – это персональные особенности индивида, которые обуславливают динамичность протекания его поведения и психических процессов. Т.е. понятие темперамент характеризует темп, интенсивность, продолжительность психических процессов, внешнюю поведенческую реакцию (активность, замедленность), но не убежденность во взглядах и интересах. Он также не является определением ценности личности и не обуславливает ее потенциал.

Выделяют три важных компонента темперамента, которые имеют отношение к общей подвижности (активность) человека, его эмоциональности и моторике. В свою очередь, каждый из компонентов владеет достаточно сложным строением и отличается различными формами психологического проявления.

Сущность активности лежит в стремлении индивида к самовыражению, преобразованию внешней составляющей действительности. При этом само направление, качество осуществления данных тенденций определяется как раз характерологическими особенностями личности и не только. Степень такой активности может быть от вялости и до высшего проявления подвижности – постоянного подъема.

Эмоциональный компонент темперамента личности являет собой совокупность свойств, которые характеризуют особенности протекания разнообразных чувств и настроений. Данный компонент наиболее сложный по своей структуре в сравнении с остальными. Его основные характеристики это – лабильность, впечатлительность и импульсивность. Эмоциональная лабильность – это скорость, с которой одно эмоциональное состояние сменяется другим или прекращается. Под впечатлительностью понимают восприимчивость субъекта к эмоциональным воздействиям. Импульсивность – это скорость, с которой эмоция превращается в побудительную причину и силу поступков и деяний без их предварительного продумывания и принятия осознанного решения выполнять их.

Характер и темперамент личности неразрывно связаны между собой. Доминирование одного типа темперамента может помочь с определением характера субъектов в целом.

Типы характера личности

Сегодня в специфической литературе существует множество критериев, по которым определяют типы характера личности.

Типология, предложенная Э. Кречмером, сейчас является наиболее популярной. Заключается она в разделении людей на три группы в зависимости от их телосложения.

Люди-пикники – это люди, которые склонны к образованию излишнего веса или слегка полноватые, небольшого роста, но с крупной головой, широким лицом и укороченной шеей. Тип характера у них соответствует циклотимикам. Они эмоциональные, коммуникабельные, легко адаптирующиеся к разнообразным условиям.

Люди-атлетики – это высокие и широкоплечие люди, с хорошо развитыми мускулами, выносливым скелетом и могучей грудной клеткой. Им соответствуют иксотимический тип характера. Это люди властные и достаточно практичные, спокойные и невпечатлительные. Иксотимики сдержаны в жестах и мимике, плохо адаптируются к переменам.

Люди-астеники – это люди, склонные к худобе, мускулатура слабо развита, грудная клетка плоская, руки и ноги длинноватые, обладают удлиненным лицом. Соответствует типу характера шизотимикам. Такие люди очень серьезные и склонны к упрямству, трудно адаптируются к переменам. Характеризуются замкнутостью.

К.Г. Юнг разработал другую типологию. В основе ее лежат преобладающие функции психики (мышление, интуиция). Его классификация разделяет субъектов на интровертов и экстравертов в зависимости от доминирования внешнего или внутреннего мира.

Экстраверт характеризуется прямотой, открытостью. Такой человек чрезвычайно коммуникабельный, активный и имеет множество друзей, товарищей и просто знакомых. Экстраверты любят путешествовать и брать от жизни все. Экстраверт часто становится инициатором вечеринок, в компаниях он становится их душой. В обычной жизни он ориентируется только на обстоятельства, а не на субъективное мнение окружающих.

Интроверт, наоборот, характеризуется замкнутостью, обращенностью в себя. Такой человек отгораживается от окружающей среды, тщательно поддает анализу все события. Интроверту тяжело даются контакты с людьми, поэтому у него мало друзей и знакомых. Интроверты предпочитаю одиночество шумным компаниям. У этих людей завышенная степень тревожности.

Также существует типология, основанная на взаимосвязи характера и темперамента, которая подразделяет людей на 4 психотипа.

Холерик – это довольно порывистый, быстрый, страстный и наряду с этим неуравновешенный человек. Такие люди подвержены резким сменам настроений и эмоциональным вспышкам. Холерики не обладают равновесием нервных процессов, поэтому быстро истощаются, бездумно расходуя силы.

Флегматики отличаются невозмутимостью, неспешностью, устойчивостью настроений и стремлений. Внешне они практически не проявляют эмоции и чувства. Такие люди довольно настойчивы и упорны в работе, при этом всегда остаются уравновешенными и спокойными. Свою неспешность в работе флегматик компенсирует прилежанием.

Меланхолик представляет собой очень ранимого человека, склонного к стабильному переживанию различных событий. На любые внешние факторы или проявления меланхолик реагирует остро. Такие люди очень впечатлительны.

Сангвиник – это подвижный, активный человек, обладающий живостью характера. Он подвержен частым сменам впечатлений и характеризуется быстротой реакций на любые события. Легко примерим с неудачами или неприятностями, постигшими его. Когда сангвинику интересна его работа – он будет достаточно продуктивен.

Также К. Леонгардом выделено 12 типов, часто встречающихся у людей с неврозами, акцентуированных харак­теров. А Э. Фромм описал три социальные типы характеров.

Психологический характер личности

Всем уже давно известно, что в психологическом характере личности в процессе ее развития и жизнедеятельности происходят существенные изменения. Такие изменения подвержены типичным (закономерным) и нетипичным (индивидуальным) тенденциям.

К типичным тенденциям относят изменения, происходящие с психологическим характером в процессе взросления человека. Происходит это потому, что чем старше становится индивид, тем быстрее он избавляется от детских проявлений в характере, которые и отличают детское поведение от взрослого. К детским чертам характера личности можно отнести капризность, плаксивость, страхи, безответственность. К взрослым чертам, которые приходят с возрастом, можно отнести терпимость, жизненный опыт, разумность, мудрость, расчетливость и др.

По мере продвижения по жизненному пути и приобретению жизненного опыта у индивида происходят изменения во взглядах на события, и меняются их отношения к ним. Что в совокупности тоже влияет на окончательное формирование характера. Поэтому существуют определенные различия между людьми разных возрастных групп.

Так, например, люди в возрасте приблизительно от 30 до 40 лет обитают в основном в будущем, они живут идеями и планами. Все их мысли, их активность направлены на реализацию будущего. А люди, достигшие 50 лет, подошли к рубежу, где встречается их сегодняшняя жизнь одновременно с прошлой жизнью и будущей. И поэтому, их характер видоизменяется таким образом, чтобы соответствовать настоящему. Это тот возраст, когда люди полностью прощаются с мечтами, но еще не готовы ностальгировать по прожитым годам. Люди, которые преодолели 60-летний рубеж, о будущем уже практически не задумываются, их намного больше волнует настоящее, у них появляются воспоминания о прошлом. Также в связи с физическими недомоганиями им уже недоступен ранее взятый темп и ритм жизни. Это приводит к появлению таких черт характера, как неторопливость, размеренность, умиротворенность.

Нетипичные, специфические тенденция связаны непосредственно с событиями, пережитыми человеком, т.е. обуславливаются прошлой жизнью.

Как правило, гораздо быстрее закрепляются и быстрее появляются такие черты характера, которые похожи на уже имеющиеся.

Следует всегда помнить, что характер это не неизменная величина, он формируется на протяжении всего жизненного цикла человека.

Социальный характер личности

Индивиды любого социума, несмотря на их индивидуальные личностные особенности и различия, обладают общим в своих психологических проявлениях и свойствах, поэтому действуют как обычные представители данного социума.

Социальный характер личности – это общий способ приспосабливаемости личности к влиянию социума. Он создается религией, культурой, системой образования и воспитанием в семье. Также следует учитывать, что даже в семье ребенок получает то воспитание, которое одобрено в данном социуме и соответствует культуре, считается нормальным, обычным и естественным.

По Э. Фромму социальный характер означает результат приспособления человека к тому или иному образу организации социума, к культуре, в которой он воспитывается. Он считает, что ни одно из известных развитых обществ в мире не дадут личности самореализоваться в полной мере. Из этого выходит, что личность с рождения находится в конфликте с обществом. Поэтому, можно сделать вывод, что социальный характер личности – это своеобразный механизм, позволяющий личности свободно и безнаказанно существовать в любом социуме.

Процесс адаптации индивида в обществе происходит с искажением характера самого индивида и его личности, в ущерб ей. Социальный характер по Фромму это своеобразная защита, ответ индивида на ситуацию, которая вызывает фрустрацию на социальную среду, не дающую свободно самовыражаться личности и полноценно развиваться, ставящей ее заведомо в рамки и ограничения. В обществе человек не сможет полностью развить, заложенные в него природой, задатки и возможности. Как считал Фромм, социальный характер прививается индивиду и носит стабилизирующий характер. С того момента как индивид начал обладать социальным характером, он становится полностью безопасным для общества, в котором он живет. Фромм выделил несколько вариантов такого характера.

Акцентуация характера личности

Акцентуация характера личности – это ярко выраженная особенность черт характера, находящаяся в пределах признанной нормы. В зависимости от величины выраженности черты характера акцентуацию подразделяют на скрытую и явную.

Под влиянием специфических факторов среды или обстоятельств, некоторые слабовыраженные или совсем не проявляющиеся черты могут ярко выразиться – это называется скрытой акцентуацией.

Под явной акцентуацией понимают крайнее проявление нормы. Такой тип характеризуется постоянством черт для определенного характера. Акцентуации опасны тем, что могут способствовать развитию расстройств психики, ситуативно-определенным патологическим нарушениям поведения, неврозов и др. Однако не стоит путать и отождествлять акцентуацию характера личности с понятием патология психики.

К. Леонград выделил основные типы и сочетания акцентуаций.

Особенностью истероидного типа является эгоцентризм, чрезмерная жажда внимания, признания индивидуальных способностей, потребность в одобрении и почитании.

Высокой степенью общительности, подвижностью, склонностью к озорству, чрезмерной самостоятельности склонны люди с гипертимным типом.

Астеноневротический – характеризуется высокой утомляемостью, раздражительностью, тревожностью.

Психостенический – проявляется нерешительностью, любовью к демагогии, самокопанию и анализу, мнительностью.

Отличительной чертой шизоидного типа является замкнутость, отстраненность, необщительность.

Сенситивный тип проявляется повышенной обидчивостью, чувствительностью, стеснительностью.

Возбудимый – характеризуется склонностью к регулярно повторяющимся периодам тоскливого настроения, накапливанию раздражения.

Эмоционально-лабильный – характеризуется очень изменчивым настроением.

Инфантильно-зависимый – наблюдается у людей, заигравшихся в детей, которые избегают брать ответственность на себя за свои действия.

Неустойчивый тип – проявляется в постоянной тяге к различного рода развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.

Данные особенности помогут вам лучше понять природу человека, часто совершающего далеко не самые логичные поступки.

1) Люди принимают решения эмоционально

Решения, принимаемые людьми, основаны на чувствах, потребностях, эмоциях – не только на логике.

Именно по этой причине нематериальные выгоды, которые получает человек, являются одним из ключевых факторов при его убеждении совершить покупку. Не забывайте про кнопки, которые должны давить на эмоции человека.

2) Людям нужны факты...

Наверное, нет человека, которого не заботила бы его профессиональная карьера. Кто-то, конечно, может возразить, сказав, что ему все равно. Но почему-то не верится такому ответу. Может быть человек имеет в виду то, что ему не хочется становится начальником, получать оплеухи за промахи других.

Но в то же время он не против получить звание ведущего конструктора или старшего научного сотрудника. А это ведь тоже профессиональный рост. И если повышение по службе человека действительно интересует...

Зов. Знакомо ли читателю это состояние, которое ни с чем нельзя спутать? Иногда оно переживается, как внезапно пришедшая любовь, иногда, как неудержимая тяга к чему угодно - к путешествиям, дальним странам и культурам, к науке или искусству, к человеку или религии.

И куда ты влечешь меня,
Темная грозная муза,
По великим дорогам
Необъятной отчизны моей?
Никогда, никогда
Не искал я с тобою союза,
Никогда не хотел
Подчиняться я власти твоей.
Н. Заболоцкий

Зов может прозвучать...

Человек представляет собой ярко окрашенную энергетическую систему, полную динамических стремлений. Как и любая энергетическая система, он постоянно делает попытки обрести состояние покоя. Он вынужден это делать. Для этого энергия и служит, ее таинственная функция - восстанавливать свое собственное равновесие.

Человек устроен так, что при всяком внутреннем или внешнем раздражении рано или поздно должно произойти такое происшествие, которое восстановит равновесие.

Вышедшая из равновесия...

Ежели ваше внимание привлекла данная статья, можно предполагать, что вы чем-то неудовлетворенны и намерены избавиться от кусающего вас чувства. Как же стать счастливым? Давайте перестанем обманываться, хоть раз скажем честно, снимая модные розовые очки – счастливым стать невозможно.

Рекомендуем отложить свой рюкзак путешественника, отправившегося на поиски счастья. Как же так? Зачем нас обнадёживать? Поистине, уважаемый читатель, это не пессимизм автора статьи, а логически обоснованное...

Человек - странное существо… Разум был дан ему для того только, чтобы легче было человеку выполнить его предназначение. А для чего еще? Разве может быть другая задача у Промысла, кроме как только эта - помочь человеку на его Пути?

Но каким образом человек употребляет свой разум?..

Он спрашивает: а что такое Путь? а что такое Промысел? а почему я должен по нему идти? а как долго по нему идти? а что мне за это будет? а какова цель? а как понять, что это правильный путь? а как бы я мог...

Новый век, новое время, новые возможности. Но как определить новый путь? Конечно же, следует честно посмотреть вокруг, трезво оценить реальность, а еще лучше взглянуть по-настоящему в глаза самому себе. Обнаружить себя во всей красе и как-то к этому отнестись.

Вот я, человек XXI века. Я такой-то и такой. Я – активный и пассивный, лживый и правдивый, смелый и трусливый, моральный и развращенный, раздражительный и сдержанный…

Вы непременно найдете здесь свой портрет. И скажете...

Воспитывать неординарного, одаренного малыша – для родителей не только радость, но и большая ответственность. Талантливые дети обладают такими особенностями характера и развития, которые делают необходимым повышенное внимание взрослых к воспитанию своего юного дарования.

Неординарные дети обычно обладают хорошей памятью и отличаются способностью долго концентрироваться на одном предмете. Поэтому не проявляйте беспокойства, если Ваш кроха слишком долго (на Ваш взгляд!) уделяет внимание какой...


В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.

Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего...

Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма. Часть из них связана с происхождением человека от приматов, но большинство специфических признаков появилось в связи с его трудовой деятельностью. Это прямохождение, S-образный позвоночник, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой по массе и объему мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченная плодовитость и др.

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. После наступления ледникового периода обезьянам, ведшим ранее древесный образ жизни и не отступившим к экватору, пришлось перейти к жизни на открытых пространствах. Высокая и густая трава африканской саванны в дождливый период заставляла их часто подниматься на задние конечности, чтобы ориентироваться на местности. Кроме того, передние конечности часто использовались ими для бросания камней, палок, переноса пищи, что смещало центр тяжести тела на задние конечности.

Переход к прямохождению привел к изменению морфологии нижних конечностей, ставших опорным органом. Нижняя конечность приобрела уплощенную стопу с продольной сводчатостью, что смягчило нагрузки на позвоночный столб.

Огромные изменения претерпела рука, главной функцией которой стала хватательная, причем это не потребовало никаких серьезных анатомических преобразований. Происходило все большее противопоставление большого пальца относительно ладони, что позволяло зажимать камень или палку и с силой ударять ими. Кроме того, несколько увеличилась длина и подвижность пальцев.

После того, как предок человека встал на ноги и поднялся над поверхностью земли, его глаза переместились во фронтально-параллельную плоскость, поля зрения обоих глаз стали перекрываться. Это обеспечило бинокулярное восприятие глубины и привело к развитию зрительных структур мозга, однако платой за новые способности зрения стало ухудшившееся обоняние.

Но главные отличия человека от животных закрепились в материальном носителе разума - мозге. Эти отличия проявляются в массе, в объеме мозга, но не только в этом. Было обнаружено, что в ходе эволюции стала существенно увеличиваться степень наполнения черепа мозговым веществом. Этот показатель достигает 94% у человека против 50% у рептилий. Изменилась в сторону округления и роста в высоту форма черепа, исчезли надбровные дуги и черепной гребень. Стал развиваться новый тип складчатости головного мозга с преобладанием радиального направления главных борозд, что способствовало укрупнению полушарий. Из-за того что увеличение головы плода новорожденного дошло до предела ширины родовых путей, ребенок стал рождаться как бы с эволюционно недоношенным мозгом. В период внутриутробного развития человеческий мозг достигает менее 25% своего будущего объема, в то время как у шимпанзе - 65%.

128. Нравственный фактор никогда еще не был так важен для развития биологии и медицины. Именно научные открытия послужили причиной того, что этика, имеющая прямое отношение к проблемам человеческой жизни, становится объектом пристального внимания не только среди круга специалистов, но в самом широком смысле становится связующим звеном, позволяющим разрешить проблему доверия всех членов общества к научному сообществу.

Проблема эта основана на генной терапии на добросовестном определении возможных пользы и вреда, а в случае генной диагностики на принципах соблюдения врачебной тайны и принципе уважения автономии личности, она актуализирует значение биоэтики не только в качестве зоны диалога, направленной на решение обсуждаемых задач, но и в качестве элемента формирующего правовую базу в науке.

Первые правовые документы были сформированы на основе заключений конференции 1975 года, проходившей в Азиломаре, участниками которой являлись крупнейшие специалисты в области молекулярной генетики. Впервые на этой конференции был выработан принцип классификации степеней опасности, составлен список запрещенных экспериментов, а также указана необходимость законодательной регламентации и наблюдения в отношении генноинженерной деятельности. Наиболее важными положениями различных документов в настоящее время являются:

1) «геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также признания их неотъемлемого достоинства и разнообразия. Геном человека знаменует собой достояние человечества»

2) «каждый человек имеет право на уважение его достоинства и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик»

3) «такое достоинство непреложно означает, что личность человека не может сводиться к его генетическим характеристикам, и требует уважения его уникальности и неповторимости». В этой части закона подразумевается, что телесностью (в частности, геномом) не исчерпывается достоинство человека, однако телесность составляет существенный компонент реальности человеческого бытия и генетический код в данном случае рассматривается как основная глубинная структура телесности.

4) «геном человека в его естественном состоянии не должен служить источником извлечения доходов».

5) «любые лечебные или диагностические манипуляции связанные с геномом могут проводиться после тщательной предварительной оценки связанных с ними “рисков” и “польз”. «Во всех случаях следует заручаться предварительным, свободным и ясно выраженным согласием заинтересованного лица. Если оно не в состоянии его выразить, то согласие или разрешение должны быть получены в соответствии с законом, исходя из высших интересов этого лица» говорится в этой статье.

6) «должно соблюдаться право каждого человека решать быть или не быть информированным о результатах генетического анализа и его последствиях».

7) «по признаку генетических характеристик никто не может подвергаться дискриминации, цели или результаты которой представляют собой посягательство на права человека, основные свободы и человеческое достоинство»

8) «утверждается право на справедливую компенсацию того или иного ущерба, причиненного в результате непосредственного и детерминирующего воздействия на его геном в соответствии с законодательством»

9)«конфиденциальность генетических данных, которые касаются человека, чья личность может быть установлена, и которые хранятся или подвергаются обработке в научных или любых других целях, должна охраняться в соответствии с законом»

10)«утверждается право всеобщего доступа к достижениям науки в областях, касающихся генома человека при условии должного уважения достоинства и прав каждого человека».
11) Конвенция о правах человека и биомедицине» опирается на положение от том, что «интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки». Содержит статьи:

Статья 11. (Запрет на дискриминацию)
Любая форма дискриминации в отношении лица по признаку его генетического наследия запрещается.

Статья 12. (Прогностическое генетическое тестирование)
Прогностические тесты на наличие генетического заболевания или на наличие генетической предрасположенности к тому или иному заболеванию могут проводиться только в медицинских целях или в целях медицинской науки и при условии надлежащей консультации специалиста-генетика.

Статья 13. (Вмешательство в геном человека)
Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека.

Статья 14. (Запрет на выбор пола)
Не допускается использование вспомогательный медицинских технологий деторождения в целях выбора пола будущего ребенка, за исключением случаев, когда это делается с тем, чтобы предотвратить наследование будущим ребенком заболевания, связанного с полом.

К Конвенции имеется дополнительный протокол о запрете клонирования человека.

129. Биосфера и человек. Медицинские аспекты охраны окружающей среды .

Биосфера, как и любая экосистема, находится в постоянном развитии. Считается, что несколько миллиардов лет тому назад живое вещество биосферы было сконцентрировано преимущественно в водной среде, только позднее была освоена суша, но, вероятно, общий уровень продукции и тогда был близок к современному. Неизменным оставался и набор основных функциональных блоков.

Развитие человеческой цивилизации привело к существенной перестройке биосферы. Развитие науки и техники и стремление удовлетворить все потребности постоянно увеличивающейся популяции людей привели не только к существенному изменению и даже исчезновению местных экосистем, но и сказались на функционировании и устойчивости всей биосферы. Часто подобное воздействие имело и имеет характер экологической катастрофы. Такую - перестроенную человеком - биосферу часто называют техносферой (греч. techne -мастерство).

Очевидные нарушения биосферы, и утрата ею (так же как и местными экосистемами) способности к самовоспроизводству, саморегуляции и самоорганизации подтолкнули человечество к обсуждению и разработке различных путей сохранения природы. В первую очередь речь идет о сохранении экосистем и биологического разнообразия - и о выработке подходов, обеспечивающих устойчивое развитие - то есть развитие, направленное на долговременное и взаимовыгодное сосуществование биосферы и человека в ней. Реализация этих подходов будет означать переход от техносферы к ноосфере (греч. noos - разум) - сфере разума.

Биосфера - это сложная, грандиозная эколо-географическая система, включающая в себя многочисленные системы низших рангов: биогеоценозы, популяции, организмы. Все они определенным образом взаимодействуют друг с другом и обеспечивают, с одной стороны, определенную устойчивость биосферы, а с другой, - ее развитие, эволюцию. Во многом и то, и другое определяется биологическим разнообразием, т.е. тем многообразием форм жизни и биологических систем, какое мы можем реально наблюдать ныне и реконструируем для прошлых эпох.

Современное представление о биосфере как уникальной саморегулируемой, самовоспроизводимой и самоорганизующейся системе восходит к работам французского философа и палеонтолога Пьера Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского начала XX века. Английский исследователь Джеймс Лавлок, развивая их взгляды, образно описывает биосферу как
своеобразный сверхорганизм.

Палеонтологические (от греч. palaios- древний) находки свидетельствуют, что в ходе развития жизни на Земле одни группы организмов заменялись на другие, но при этом всегда существовали формы, выполняющие различные геохимические функции. Таким образом, постоянно поддерживались условия, необходимые для существования жизни. Количество живого вещества также было более или менее постоянно на протяжении каждого геологического периода. В этом заключается закон константности живого вещества, фактически обоснованный В. И. Вернадским.

Со становлением цивилизаций роль человека в биосфере существенно изменилась. Так, ежегодные энергетические потребности каждого первобытного человека оцениваются примерно в 2х104 кДж. С освоением огня, появлением земледелия и животноводства человек стал использовать около 5х104 кДж. Сейчас каждый житель планеты Земля потребляет не менее 30х104 кДж энергии в сутки. Естественно, удовлетворение этих потребностей требует значительных ресурсов. В основном это либо продукция современных живых организмов (в том числе специально культивируемых), либо та же продукция, но произведенная в предыдущие эпохи и зафиксированная в виде биогенных накоплений - угля, нефти, газа.
Если учитывать общую ограниченность ресурсов, очевидно, что существуют некоторые пределы роста и существования цивилизации. Земля не способна прокормить и поддерживать слишком большое население. По разным расчетам, на нашей планете с учетом современных научно-технологических разработок может жить от 10 до 17 миллиардов людей. Однако эта оценка весьма приблизительна.

Медицинская экология (экологическая медицина) - новое направление медицинской науки, рассматривающей взаимодействие между факторами риска внешней среды и здоровьем человека.

Медицинская экология - это комплексная научная дисциплина, рассматривающая все аспекты воздействия окружающей среды на здоровье населения с центром внимания на средовых заболеваниях.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ (синоним медицинские аспекты антропоэкологии) - раздел антропоэкологии и направление в современной профилактической медицине, анализирующий связи и зависимость общественного здоровья и его нарушений от факторов окружающей природной, социальной и техногенной среды.

Медицинская экология пытается установить причину заболеваний в непосредственной связи с окружающей средой, при этом учитывается большое разнообразие экологических факторов, нозологических форм заболеваний и генетических особенностей человека. Физические, химические агенты - обычные загрязнители окружающей среды. Особенности образа жизни человека (злоупотребление алкоголем, курение) также могут быть включены в список факторов риска.

130. Актуальные проблемы медицинской экологии

Медицинская экология – это сравнительно недавно возникшее направление.
Этот раздел медицины посвящён изучению связи причин возникновения определённых заболеваний с экологией окружающей среды. То есть, медицинская экология – это наука, призванная найти связь между факторами риска окружающей среды и здоровьем человека. Учитывая необыкновенное разнообразие факторов, видов заболеваний и особенностей человека, связанных с его генетикой, учёные пытаются установить причинно-следственную связь.
Этот раздел медицинской отрасли образовался на стыке специальностей: медицины, токсикологии, эпидемиологии, биохимии, иммунологии, технологий и пр. Факторы риска в развитии патологии, опосредовано связанной с экологией, лежат как раз в сфере этих наук.
Медицинская экология – научная дисциплина, изучающая все проблемы влияния на здоровье людей нарушений экологии в комплексе, и учитывающая воздействие специфики среды проживания.

Физические, химические агенты – это типичные загрязнители окружающей среды. Но, в зону риска входят и индивидуальные особенности (злоупотребление алкоголем, курение).
Именно поэтому в 70-х гг. XX в. учёные развитых стран мира, столкнувшись с экологическими проблемами, начали заниматься этой проблемой. На сегодня уже существуют определённые методы диагностики, лечения и профилактики, опосредовано зависимых от экологии заболеваний.

Особо нужно отметить – серьёзное влияние, в этом вопросе, на человека оказывает город. В связи с этим, медицинская экология напрямую связана с его экологией и промышленной.
Относительно незначительная часть населения земли может похвастаться, что дышит чистым воздухом. Атмосфера крупных городов и промышленных центров необыкновенно загрязнена. Она содержит огромное количество вредных примесей. Источники этих загрязнений созданы руками человека – промышленные предприятия, теплоэнергетика, транспорт.
Доля хронических заболеваний, связанных с экологическими проблемами, всё увеличивается. Это онкологические заболевания, заболевания соединительной ткани, иммунной системы, нейродегенеративные, аутоиммунные заболевания, эффект хронического утомления и др.
Катализатором заболеваний могут быть различные причины. Но немалую роль играет влияние среды проживания. В сочетании с генетическими изменениями, это вызывает увеличение нозологических форм заболеваний. Увеличение количества хронических заболеваний, в своём большинстве, формируется факторами окружающей среды.

75% ежегодных смертей в мире (данные ВОЗ) вызвано отрицательным воздействием окружающей среды и неправильным образом жизни, 90% всех онкологических заболеваний – связаны с окружающей средой и только 10% вызваны другими причинами. Анализируя причины, приводящие к онкологическим заболеваниям, специалисты пришли к неутешительным выводам – главные из них – экологически вредные пищевые продукты и курение (в т. ч., и пассивное).
Медицинская экология как раз и призвана решить эту проблему, остро вставшую перед человечеством.

Этиологические факторы возникновения заболевания у человека

§ питание;

§ курение;

§ инфекции;

§ алкоголь;

§ геофизичекие факторы;

§ промышленные выбросы;

§ пищевые добавки;

§ лекарства и медицинские процедуры;

§ неизвестные причины ~ 3 %.

131. Учение о биосфере и ноосфере

Биосфе́ра - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.

Термин «биосфера» был введён в биологии Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году.

Целостное учение о биосфере создал русский биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом.

Существует и другое, более широкое определение: Биосфера - область распространения жизни на космическом теле. При том что существование жизни на других космических объектах, помимо Земли пока неизвестно, считается что биосфера может распространяться на них в более скрытых областях, например, в литосферных полостях или в подлёдных океанах. Так, например, рассматривается возможность существования жизни в океане спутника Юпитера Европы.

Местоположение биосферы: биосфера располагается на пересечении верхней части литосферы, нижней части атмосферы и занимает всю гидросферу.

Границы биосферы: верхняя граница в атмосфере: 15-20 км. Она определяется озоновым слоем, задерживающим коротковолновое УФ-излучение, губительное для живых организмов.

Нижняя граница в литосфере: 3,5-7,5 км. Она определяется температурой перехода воды в пар и температурой денатурации белков, однако в основном распространение живых организмов ограничивается вглубь несколькими метрами.

Нижняя граница в гидросфере: 10-11 км. Она определяется дном Мирового Океана, включая донные отложения.

Биосферу слагают следующие типы веществ:

Живое вещество - вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, физико-химически едина, вне зависимости от их систематической принадлежности. Масса живого вещества сравнительно мала и оценивается величиной 2,4-3,6·1012 т (в сухом весе) и составляет менее 10−6 массы других оболочек Земли. Но это одна «из самых могущественных геохимических сил нашей планеты», поскольку живое вещество не просто населяет биосферу, а преобразует облик Земли. Живое вещество распределено в пределах биосферы очень неравномерно.

Биогенное вещество - вещество, создаваемое и перерабатываемое живым веществом. На протяжении органической эволюции живые организмы тысячекратно пропустили через свои органы, ткани, клетки, кровь всю атмосферу, весь объём мирового океана, огромную массу минеральных веществ. Эту геологическую роль живого вещества можно представить себе по месторождениям угля, нефти, карбонатных пород и т. д.

Косное вещество - в образовании которого жизнь не участвует; твердое, жидкое и газообразное.

Биокосное вещество, которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамически равновесные системы тех и других. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д. Организмы в них играют ведущую роль.

Вещество, находящееся в радиоактивном распаде.

Рассеянные атомы, непрерывно создающиеся из всякого рода земного вещества под влиянием космических излучений.

Вещество космического происхождения.

История развития биосферы: развитие наблюдается лишь в живом веществе и связанным с ним биокосном. В косном веществе нашей планеты эволюционный процесс не проявляется.

Зарождение жизни

Жизнь на Земле зародилась ещё в архее - примерно 3,5 млрд лет назад. Такой возраст имеют найденные палеонтологами древнейшие органические остатки. Возраст Земли как самостоятельной планеты Солнечной системы оценивается в 4,5 млрд лет. Таким образом, можно считать, что жизнь зародилась ещё в юношескую стадию жизни планеты. В архее появляются первые эукариоты - одноклеточные водоросли и простейшие. Начался процесс почвообразования на суше. В конце архея появился половой процесс и многоклеточность у животных организмов.

Будущее биосферы: с течением времени биосфера становится всё более неустойчивой. Существует несколько трагичных для человечества преждевременных изменений состояния биосферы, некоторые из них связаны с деятельностью человечества.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.

Основные предпосылки возникновения ноосферы:

расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;

развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;

открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;

победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;

всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

Ноосфе́ра (греч. νόος - «разум» и σφαῖρα - «шар») - сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»). Ноосфера - новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Ноосфера как наука изучает закономерности возникновения, существования и развития человека, человеческого общества, закономерности взаимоотношения человека с биосферой. Суть ноосферы заключается в том, что человек, человеческое общество есть объективная, закономерная часть мира и необходимо постигать и знать эти закономерности. В окружающем нас мире ноосфера является той частью биосферы, которую занимает человек.

Понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека

132. Экология человека - комплексная эколого-социально-экономическая отрасль знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие разные стороны его потребностей.

Экология человека включает:

1)социальную экологию (это раздел экологии человека, который рассматривает отношение общества с географической, социальной и культурной средами, т. е. с окружающей человека средой.)

2)экологические опасные факторы (ЭОФ), включающие химические (химическое загрязнение среды), физические (электромагнитные, радиоактивные, вибрационные, шумовые, световые, тепловые), биологические (биологическое загрязнение, заражение среды, источником которого служат живые организмы и живые переносчики), механические (твердые отходы, мусор) факторы.

Все экологически обусловленные заболевания можно разделить на две группы.

Экологически обусловленные заболевания, связанные с действием природно-обусловленных причин (или так называемых эндемичных заболеваний) - избыток или недостаток отдельных элементов в питьевой воде, местных продуктах питания, воздействие экстремальных климатических условий и т. д.

Экологически обусловленные заболевания, связанные с деятельностью человека (или техногенные). Данные заболевания в свою очередь также можно разделить на две группы:

Вызванные длительным (постоянным) воздействием того или иного вредного фактора или их сочетаний на организм человека. При этом они проявляются повышенным по сравнению с фоновым уровнем и/или по сравнению с другими территориями уровнем заболеваемости известными болезнями.

Вызванные резким внезапным значительным увеличением того или иного вредного фактора химической или физической природы во внешней среде (как правило, в результате аварий). При этом на данной территории наблюдается резкое увеличение (вспышка) «новых» или уже известных заболеваний.

Болезнь «минамата» - заболевание человека и животных, вызываемое соединениями ртути. Установлено, что некоторые водные микроорганизмы способны переводить ртуть в высокотоксичную метилртуть, которая по пищевым цепям увеличивает свою концентрацию и накапливается в значительных количествах в организмах хищных рыб.В организм человека ртуть попадает с рыбопродуктами, в которых содержание ртуть может превышать норму. Так, такая рыба может содержать 50 мг/кг ртути; причем при употреблении такой рыбы в пищу, вызывает ртутное отравление, когда в сырой рыбе содержится 10 мг/кг.

Болезнь «итай-итай». В Японии цинковый рудник за­грязнил кадмием реку Дзинцу, и тамошняя питьевая во­да стала содержать кадмий; кроме того, речной водой орошали рисовые поля и плантации сои. Спустя 15 - 30 лет более 150 человек умерло от хронического отравле­ния кадмием, сопровождавшегося атрофией костей все­го скелета. В США случаи заболевания «итай-итай» имели место в связи с потреблением сахарного го­рошка, который содержал большие количества кадмия.

Болезнь «юшо» - отравление людей полихлорированными бифенилами (ПХБ). Известна в Японии на производстве по очистке рисового масла в продукт попали бефинилы из холодильных агрегатов. Потом отравленное масло поступило в продажу в качестве корма для животных. Сначала погибло около 100 тыс. кур, а вскоре у людей появились первые симптомы отравления. Это выразилось в изменении цвета кожи, в частности потемнения кожи у детей, рожденных от матерей которые пострадали от отравления ПХБ. Поздней были обнаружены тяжелые поражения внутренних органов (печени, почек, селезёнки)

и развитие злокачественных опухолей. Применение некоторых видов ПХБ в сельском хозяйстве и здравоохранении в некоторых странах с целью борьбы с переносчиками инфекционных заболеваний привело к их накоплению во многих видах сельскохозяйственной продукции, таких как рис, хлопчатник, овощи.

Некоторое количество ПХБ поступает в окружающую среду с выбросами

мусоросжигательных заводов, что представляет опасность для здоровья

городских жителей. Поэтому в некоторых странах ограничивают применение

Болезнь «желтые дети» - болезнь появилась в результата уничтожения

межконтинентальных баллистических ракет, что привело к выбросу в окружающую

среду токсичных компонентов ракетного топлива: НДМГ (несимметричный

диметилгидразин или гентил) и азотный тетраоксид, оба относятся к первому

классу опасности. Эти соединения весьма токсичны попадают в организм

человека через кожу, слизистые, верхние дыхательные пути, желудочно-

кишечный тракт.

В результате начали рождаться дети с выраженными признаками желтухи. В

2-3 раза выросла заболеваемость новорожденных. Возросло число новорожденных

детей в поражением центральной нервной системы. Возросла детская

смертность.

Из за выброса этих веществ появились кожные «ожоги» - гнойничковые

заболевания которые могут появиться после купания в местных реках, похода в

лес, непосредственного контакта обнажённых участков тела с почвой и др.

«Чернобыльская болезнь» - вызывается воздействием радионуклидов на

организм человека, выброшенных в результате взрыва четвёртого реактора

Чернобыльской АЭС. Выброс радиоактивных веществ составил 77 кг. Площадь

загрязнения составила около 160 тыс. км2, от радиации пострадало около 9

млн. человек.

В состав радиоактивных осадков вошло около 30 радионуклидов таких как:

криптон-85, йод-131, цезий-137, плутоний-239. Более опасным из них оказался

йод-131, с небольшим периодом полураспада. Этот элемент попадает в организм

человека через дыхательные пути, концентрируясь в щитовидной железе.

У местного населения отмечались симптомы «Чернобыльской болезни»:

головная боль, сухость во рту, увеличение лимфоузлов, онкологические

опухоли гортани и щитовидной железы. Также в районах пострадавших от аварии

на Чернобыльской АЭС повысилась заболеваемость сердечно- сосудистой

системы, участились вспышки различных инфекций, значительно снизились

показатели рождаемости.

Частота мутаций среди детей увеличилась в 2,5 раза, аномалии

встречались у каждого пятого новорожденного, примерно треть детей рождались

с нарушениями психики.

Алопеция - это внезапное облысение детей. Забо­левание было зарегистрировано осенью 1989 года. У заболевших детей в ногтях был обнаружен таллий, а в моче и в слюне - повышенное количество бора. Возникла гипотеза о токсическом воздействии фтори­да бора. Эти дети жили вблизи кирпичных заводов, где сжигали отходы, содержащие бор и фтор. Вспышка алопеции была зарегистрирована в 1989 году в Эсто­нии, в районах, где развита переработка горючих слан­цев. В почве, в растениях, в молоке, в воде был обнару­жен высокий уровень кадмия, висмута, свинца, бора,

«Картофельная болезнь » обнаружена в 1989 году у студентов, которые были привлечены к уборке карто­феля на Урале. Основной симптом болезни - «хлопаю­щая стопа», то есть у пострадавших не подгибалась стопа. По последней версии причиной болезни явились импорт­ные пестициды нового поколения, содержащие ртуть и поражающие периферическую нервную систему.

«Преждевременная детская старость». До сих пор не известны ни причины болезни, ни способы лече­ния. Дети, пораженные старческой дряхлостью, дожи­вают до 15 лет. Состояние их здоровья соответствует состоянию здоровья старого человека в сочетании с недоразвитым интеллектом. Одна из точек зрения на причину этого заболевания - это влияние неблаго­приятных факторов внешней среды.

«Синдром хронической усталости» является клас­сическим примером заболевания, вызванного ослаб­лением иммунной системы человека из-за ухудшаю­щихся экологических условий. Главный симптом - повторяющиеся приливы усталости с резким сниже­нием активности, длящиеся более чем 6 месяцев.

Тема:Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Типы ВНД. Современные представления о механизмах сна и бодрствования.

Специфические особенности внд человека

Анализ и синтез непосредственных сигналов, поступающих от зрительных, слуховых и других рецепторов составляют 1 сигнальную систему. Характерна для животных и человека.

Словесные сигналы, речь составляют 2 сигнальную систему. Слово – сигнальный раздражитель.

Деятельность коры вызывается словом, как при общении с другими людьми, так и наедине. Представления о предметах и явлениях передаются словом без непосредственного контакта с действительностью. В этом есть определенная опасность отрыва от истины, искажение действительности. Поэтому очень важным является связь первой и второй сигнальных систем, т.е. рассказ должен подтверждаться показом.

Вторая сигнальная система составляет физиологическую основу абстрактного мышления, в которой участвуют оба полушария.

Формируется вторая сигнальная система постепенно. У новорожденного имеются в наличии только звуки. Во втором полугодии жизни появляются зачатки речевой деятельности и необходимость освобождаться от врожденных сосательных движений. Если этот автоматизм не ослабеет, то речь формируется нечеткой. Присасывающие действия языка способствуют неправильному произношению некоторых звуков (р, л, ш, ф, с и т.д.)

Этот дефект может остаться на всю жизнь, хотя сосательный автоматизм исчезает.

К концу первого года жизни слово приобретает самостоятельное значение. В два года формируется вторая сигнальная система.

В 6-7 лет слово приобретает ведущее значение.

Развитие речевых двигательных функций должно происходить в строго определенное время. Позже речь уже не развивается. Речь у детей, растущих среди животных может развиваться при обучении не позднее 5-летнего возраста. По видимому, к этому возрасту завершается формирование отделов мозга, обеспечивающих речевую функцию.

Типы внд

Тип ВНД – это совокупность индивидуальных свойств нервной системы, определяющая собой особенности психофизиологических механизмов взаимоотношений организма и среды.

При определении типа ВНД учитывают:

Скорость образования условных рефлексов (УР)

Величину условного рефлекса

Прочность условного рефлекса

Скорость иррадиации и концентрации процессов возбуждения и торможения и др.

Павлов основываясь на: силе, уравновешенности,

Подвижности процессов возбуждения и торможения выделил 3 сильных и 1 слабый тип ВНД

Были выделены крайние типы ВНД, но чаще встречаются типы смешенные. Человеческий генотип под влиянием среды и воспитания превращается в фенотип.

Сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик).

Человек упрямый, нетерпеливый, склонен к риску, бывает агрессивным, нетерпеливый к недостаткам других, подвержен резким сменам настроения. Прямолинеен, незлопамятен.

Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)

Легко привыкает к новым условиям, контактен, склонен к самопереоценке, тяготится однообразием. Легко переживает неприятности. Порой несобран, проявляет поспешность в решениях.

Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

Молчалив, ровен в отношении с другими, любит аккуратность и порядок во всем. Нетороплив, умеет ждать. Не склонен к быстрой смене настроения. Маловосприимчив к одобрению и порицанию. С трудом приспосабливается к новому.

Слабый тип (меланхолик)

Стеснительный, застенчивый. Теряется в новой обстановке. Не верит в свои силы, мнителен, впечатлителен. Затрудняется в контактах, подвержен влиянию. Легко переносит одиночество. Восприимчив к одобрению и порицанию.

По соотношению между 1 и 2 сигнальными системами (СС) Павлов различал три типа ВНД человека.

Художественный (преобладает 1 СС)

Мыслительный (преобладает 2 СС)

Средний тип (равновесие СС)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх