Список использованной литературы. Список основной литературы по подготовке врача по специальности «гигиена труда Использование ионизирующих излучений в промышленности и в медицине: открытые и закрытые источники ионизирующих излучений

Гигиеническое значение движение воздуха. Гигиеническое значение движение воздуха. Подвижность воздуха возникает вследствие разницы температур на различных участках поверхности Земли. В гигиенической практике движение воздуха рассматривается с двух позиций: направление и скорость движения воздуха.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Общая гигиена


Оглавление


Введение

Актуальность работы . Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Ее целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

Гигиена на современном этапе представляет собой широко дифференцированную науку. Впервые возникнув как общая гигиена, в дальнейшем, по мере расширения изучаемых проблем и объектов внешней среды, стали самостоятельно развиваться такие дисциплины, как гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков и др.

Цель и задачи работы : изучение основных аспектов общей гигиены.


1. Гигиеническое значение движение воздуха. Влияние его на терморегуляцию человека.

Подвижность воздуха возникает вследствие разницы температур на различных участках поверхности Земли. В гигиенической практике движение воздуха рассматривается с двух позиций: направление и скорость движения воздуха.

Направление ветра определяется стороной света, откуда дует ветер, и обозначается румбами -начальными буквами стран света: С - север, Ю - юг, В - восток, 3 - запад. Кроме четырех главных румбов, существуют промежуточные, находящиеся между ними, и, таким образом, вёсь горизонт делится на восемь румбов: С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, 3, СЗ. Важно также знать преобладающее, наиболее часто повторяющееся в данной местности направление ветра. Это имеет большое значение при планировке городов, устройстве на их территории больниц, школ и других общественных и жилых объектов, которые следует располагать c наветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям, загрязняющим воздух дымом и газами. 1 Графическое изображение частоты (повторяемости) ветров по румбам, наблюдающееся в данной местности в течение года, носит название розы ветров. От центра на линиях румбов делают отметки, соответствующие числу (повторяемости) ветров в данном направлении, концы соединяют прямыми линиями. Скорость движения воздуха измеряется расстоянием в метрах, проходимым массой воздуха в 1 c (иногда в баллах). Ветер дует порывами, по мере увеличения высоты скорость его возрастает из-за отсутствия преград (возвышенности, леса, здания и др.). Сезонные изменения скорости ветра зависят от географических условий Движение воздуха со скоростью до 3 м/с расценивается как легкий ветер, 5-7 м/с - умеренный, 9-12 м/с -сильный, 15-18 м/с - очень сильный, 18-21 м/с - шторм. Движение воздуха является третьим метеорологическим фактором, который действует в комплексе c температурой и влажностью на тепловой обмен человека и может изменить тепловой баланс. Его влияние выражается в увеличении теплопотерь путем конвекции и испарения. B жаркое время года ветер усиливает отдачу тепла, улучшая самочувствие, a в холодное, унося от тела более нагретые слои воздуха, способствует охлаждению организма. Зимой ветер увеличивает опасность отморожений, особенно открытых частей тела. При температуре воздуха - 20-30 °С в тихую погоду мороз переносится легче, чем при -1О-15°С и сильном ветре. Условно принимают, что повышение скорости движении воздуха на 1 м/с равноценно понижению температуры воздуха примерно на 2°. 2

Кроме влияния на теплоотдачу, ветер, раздражая кожные рецепторы, рефлекторно усиливает процессы обмена веществ, повышая теплопродукцию. Если температура воздуха выше температуры тела и он насыщен водяными парами, то движение воздуха не дает охлаждающего эффекта. Сильный ветер мешает дыханию, нарушая его нормальный ритм и увеличивая нагрузку на дыхательную мускулатуру. Этo может вызвать неблагоприятные рефлекторные реакции и отразиться на деятельности сердца и т. п. При встречном ветре необходимо придавать выдыхаемому воздуху скорость, превосходящую силу ветра. При ветре, направленном в спину, возникает препятствие для вдоха вследствие некоторого разряжения, создаваемого в зоне дыхания: человек стремится глубже вдохнуть, чтобы захватить уносимый от него воздух. Умеренный, термически нейтральный ветер оказывает бодрящее, тонизирующее действие, продолжительный и более сильный может вызвать, особенно y больных, страдающих нервными и сердечно-сосудистыми заболеваниями, возбуждение, ухудшить настроение и обострить течение болезни. Сильный ветер действует на психику и своим шумом. Гигиеническое значение ветра состоит в том, что он способствует проветриванию городских улиц, дворов и усилению естественной вентиляции в помещениях. B летнее время наиболее благоприятная скорость ветра 1-4 м/с. Раздражающее действие ветра проявляется при скорости выше 6-7 м/с. В жилых помещениях принято считать нормальным движение воздуха со скоростью 0,2-0,4 м/с; большие скорости вызывают неприятное ощущение сквозняка, a меньшие указывают на недостаточный обмен c наружным воздухом. Неподвижный воздух не оказывает освежающего действия, которое появляется даже при скорости движения меньше 0,1 м/с. Наглядным примером благоприятного влияния потоков воздуха в помещениях c повышенной температурой и значительной влажностью служит эффект, получаемый от применения комнатных вентиляторов.

Скорость движения воздуха оказывает влияние и на распределение вредных веществ в помещении, а также на перенос осевшей пыли.

2. Профилактика вредного воздействия химических веществ на организм человека.

Под вредным понимается вещество, которое при контакте с организмом человека вызывает производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья.

Степень и характер вызываемых веществом нарушений нормальной работы организма зависит от пути попадания в организм, дозы, вре­мени воздействия, концентрации вещества, его растворимости, со­стояния воспринимающей ткани и организма в целом, атмосферного давления, температуры и других характеристик окружающей среды. 3

Следствием действия вредных веществ на организм могут быть анатомические повреждения, постоянные или временные расстройства и комбинированные последствия. Многие сильно действующие вредные вещества вызывают в организме расстройство нормальной физиологической деятельности без заметных анатомических повреждений, воздействий на работу нервной и сердечно-сосудистой систем, на общий обмен веществ и т.п.

Вредные вещества попадают е организм через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и через кожный покров. Наиболее вероятно проникновение в организм веществ в виде газа, пара и пыли через органы дыхания (около 95 % всех отравлений).

Выделение вредных веществ в воздушную среду возможно при проведении технологических процессов и производстве работ, свя­занных с применением, хранением, транспортированием химически> веществ и материалов, их добычею и изготовлением.

Пыль является наиболее распространенным неблагоприятным фактором производственной среды, Многочисленные технологические процессы и операции в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве сопровождаются образованием и выделением пыли, ее воздействию могут подвергаться большие контингенты работающих.

Снижение уровня воздействия вредных веществ на человека осуществляется путем проведения технологических, санитарно-технических, лечебно-профилактических мероприятий с применением средств индивидуальной защиты.

К технологическим мероприятиям относятся такие как внедрение непрерывных технологий, автоматизация и механизация производственных процессов, дистанционное управление, герметизация оборудования, замена опасных технологических процессов и операции менее опасными и безопасными.

Санитарно-технические мероприятия: оборудование рабочих мест местной вытяжной вентиляцией или переносными местными отсосами, укрытие оборудования сплошными пыленепроницаемыми кожухами с эффективной аспирацией воздуха и др. 4

Когда технологические, санитарно-технические меры не полностью исключают наличие вредных веществ в воздушной среде, отсутствуют методы и приборы для их контроля, проводятся лечебно-профилактические мероприятия: организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, дыхательной гимнастики, щелочных ингаляций, обеспечение лечебно-профилактическим питанием и молоком и др.

Особое внимание в этих случаях должно уделяться применению средств индивидуальной защиты, прежде всего для защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, респираторы, защитные очки, специальная одежда).

3. Санитарные требования при изготовлении лекарственных средств в аптечных условиях.

Аптека является одним из учреждений системы здравоохранения, основной функцией которой является своевременное снабжение населения и ЛПУ лекарственными препаратами, предметами ухода за больными, предметами санитарии и другими медицинскими товарами. При изготовлении и хранении необходимо строгое соблюдение гигиенического режима.

При изготовлении лекарственных средств асептических условиях лекарственные вещества хранят в штангласах, в плотно закрывающихся шкафах. Штангласы перед каждым заполнением моют и стерилизуют.

Вспомогательный материал подготавливают, стерилизуют и хранят в закрытых биксах не более 3-х суток. Вскрытые материалы используют в течение суток. После каждого забора материала бикс плотно закрывают. Забор производится стерильным пинцетом.

Аптечную посуду после соответствующей обработки используют по назначению или укупоривают и хранят в плотно закрывающихся шкафах. Срок хранения стерильной посуды, используемой для приготовления и фасовки лекарственных средств в асептических условиях, не более 24 часов.

Крупноемкие баллоны обеззараживают после мытья пропариванием острым паром в течение 30 минут. После обработки емкости закрывают стерильными пробками и хранят в шкафах не более 24 часов. 5

Укупорочный материал (пробки, колпачки и др.) обрабатывают и хранят в условиях, предотвращающих их загрязнение.

Съемные части технологического оборудования, непосредственно соприкасающиеся с раствором лекарственных веществ (трубки резиновые и стеклянные, фильтр-держатели, мембранные микрофильтры, прокладки и др.) обрабатывают, стерилизуют и хранят в режимах, описанных в документации по использованию соответствующего оборудования.

Концентрированные растворы, полуфабрикаты, внутриаптечную заготовку изготавливают в асептических условиях и хранят в соответствии с их физико-химическими свойствами и установленными сроками годности в условиях, исключающих их загрязнение.

При изготовлении не стерильных лекарственных форм лекарственные вещества, хранятся в аптеке в плотно закрытых штангласах в условиях, исключающих их загрязнение. Штангласы, используемые при хранении лекарственных веществ, перед наполнением моют и стерилизуют.

Вспомогательный материал и укупорочные средства, используемые при изготовлении и фасовке лекарственных средств, подготавливают, стерилизуют и хранят.

Аптечную посуду перед использованием моют, сушат, и стерилизуют. Срок хранения стерильной посуды не более 3суток.

Средства малой механизации, используемые при изготовлении и фасовке лекарственных средств, моют и дезинфицируют согласно приложенной к ним инструкции. При отсутствии указаний по окончании работы их разбирают, очищают рабочие части от остатков лекарственных веществ, промывают горячей (50-60с) водой, после чего дезинфицируют или стерилизуют в зависимости от свойств материала, из которого они изготовлены. После дезинфекции изделие промывают горячей водой, ополаскивают водой очищенной и хранят в условиях, исключающих загрязнение.

В начале и в конце смены весы, шпатели, ножницы и другой мелкий аптечный инвентарь протирают 3% раствором перекиси водорода или спиртоэфирной смесью (1:1).

Бюреточные установки и пипетки не реже 1 раза в 10 дней освобождают от концентратов и моют горячей водой (50-60с) с взвесью горчичного порошка или 3% раствором перекиси водорода с 0,5% моющего средства, промывая затем очищенной водой с обязательным контролем смывных вод на остаточные количества моющих средств. Сливные краны бюреточных установок перед началом работы очищают от налетов солей растворов, экстрактов, настоек и протирают спиртоэфирной смесью (1:1).

После каждого отмеривания или отвешивания лекарственного вещества горловину и пробку штангласа, а также ручные весы вытирают салфеткой из марли. Салфетка употребляется только один раз.

Воронки при фильтрации или процеживании жидких лекарственных средств, а также ступки с порошковой или мазевой массой до развески и выкладывания в тару накрывают пластмассовыми пластинками, которые предварительно дезинфицируют. Для выборки из ступок мазей и порошков используют пластмассовые пластинки. Картон не применяется. После изготовления мазей остатки жира удаляют при помощи картона, бумаги, затем ступки моют и стерилизуют.

Используемые для работы бумажные и вощаные капсулы, шпатели, нитки, резинки обхваточные и другие хранят в ящиках ассистентского (фасовочного) стола(ящики ежедневно моют). Вспомогательные материалы хранят в закрытых шкафах в условиях, исключающих загрязнение.

В аптеке ежеквартально проводятся анализы Центральной контрольно-

аналитической лабораторией.

Во время исследования оставляется протокол бактериологического исследования, а также протокол анализа на воду очищенную. После окончания исследования делается заключение о соответствии анализов приказам МЗ РФ.

4. Использование ионизирующих излучений в промышленности и в медицине: открытые и закрытые источники ионизирующих излучений.

Ионизирующим излучением называется любое излучение, прямо или косвенно вызывающее ионизацию среды.

Ионизирующее излучение бывает электромагнитным и корпускулярным. 6

Биологическое воздействие ионизирующих излучений на живой организм в первую очередь зависит от поглощённой энергии излучения.

Область применения ионизирующих излучений очень широка:

В промышленности - это гигантские реакторы для атомных электростанций, для опреснения морской и засолённой воды, для получения трансурановых элементов; также их используют в активационном анализе для быстрого определения примесей в сплавах, металла в руде, качества угля и т.п.; для автоматизации различных процессов, как то: измерение уровня жидкости, плотности и влажности среды, толщины слоя;

На транспорте - это мощные реакторы для надводных и подводных кораблей;

В сельском хозяйстве - это установки для массового облучения овощей с целью предохранения их от плесени, мяса - от порчи; выведение новых сортов путём генетических мутаций;

В геологии - это нейтронный каротаж для поисков нефти, активационный анализ для поисков и сортировки металлических руд, для определения массовой доли примесей в естественных алмазах;

В медицине - это изучение производственных отравлений методом меченых атомов, диагностика заболевания при помощи активационного анализа, метода меченых атомов и радиографии, лечение опухолей і-лучами и І-частицами, стерилизация фармацевтических препаратов, одежды, медицинских инструментов и оборудования і-излучением и т.д.

Развитие методов лучевой диагностики в медицине за последние годы в целом показывает тенденцию к их качественному прогрессу и к расширению диагностических возможностей. Это связано в первую очередь с техническими достижениями, среди которых следует упомянуть широкое внедрение в практику различных новых детекторов и носителей рентгеновской информации, неионных рентгенконтрастных препаратов, методов исследования, среди которых следует отметить цифровую субтракционную рентгенографию, компьютерную рентгеновскую, магниторезонансную и эмиссионную томографии, компьютерную сцинтиграфию, термографию и ультразвуковые

Применение ионизирующих излучений имеет место даже в таких сферах деятельности человека, где это, на первый взгляд, кажется совершенно неожиданным. Например, в археологии. Кроме того, ионизирующие излучения используются в криминалистике (восстановление фотографий и обработка материалов). 7

Объекты, на которых используются ионизирующие излучения, можно разделить на несколько групп (не считая специфических объектов флота с ядерными энергетическими установками): объекты химических войск, химической службы (стационарные и подвижные ремонтно-гра-дуировочные мастерские, хранилища радиоактивных веществ); объекты воинских частей, предприятий и строительных организаций, использующих ионизирующие излучения в производственных целях (промышленная гамма-и рен-тгенодефектоскопия, различного типа и предназначения радиоизотопные приборы); объекты лечебно-профилактических учреждений (рентгенодиагностические кабинеты и отделения, отделения лучевой терапии. радиоизотопной диагностики, радоноле-чебницы).

Закрытые источники излучения относятся к невосстанавливаемым промышленным изделиям, непрерывно расходующим свой ресурс, и не подлежат ремонту. После окончания назначенного срока службы или при нарушении условий эксплуатации использование источника или его хранение должно быть прекращено. В зависимости от особенностей условий его эксплуатации и технического состояния компетентной комиссией может быть принято решение о продлении эксплуатации источника в течение определенного срока. 8

Контроль герметичности закрытых источников излучения должен проводиться в порядке и в сроки, установленные соответствующими стандартами и технической документацией. Не допускается использование закрытых источников излучения в случае нарушения их герметичности.

При работе с открытыми источниками излучения вентиляционные и воздухоочистные устройства должны обеспечивать защиту от радиоактивного загрязнения воздуха рабочих помещений и атмосферного воздуха. Рабочие помещения, вытяжные шкафы, боксы, каньоны и другое технологическое оборудование должны быть устроены так, чтобы поток воздуха был направлен из менее загрязненных пространств к более загрязненным.


Выводы

Гигиена — одна из наиболее древних наук. Элементы санитарных правил можно обнаружить в исторических документах древних рабовладельческих государств.

Гигиена тесно связана со всеми медицинскими науками, а также биологией, физикой, химией и социально-экономическими науками. В задачи гигиены входит научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, обоснование санитарных мероприятий по оздоровлению населённых мест, условий труда и отдыха человека, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке санитарного законодательства, санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Одна из важнейших задач современности — разработка гигиенических нормативов для воздуха населённых мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, материалов, из которых изготовляют одежду и обувь с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни

В гигиенических исследованиях применяют методы физико-химического изучения внешней среды (воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, строительных материалов, предметов одежды и обуви), бактериологические, биохимические и клинические, демографические исследования с использованием методов санитарной статистики.


Список использованной литературы

  1. Доброславин А. П., Гигиена, Курс общественного здравоохранения, т. 1—2, СПБ., 2001.
  2. Кардашенко В.Н «Гигиена детей и подростков» Москва, «Медицина» 2000.
  3. Кондратьев В.Г «Общая гигиена», издательство «Медицина», Москва 2002.
  4. Мякишев Г.Я. Элементарные частицы. М., Просвещение, 2005.
  5. Общая гигиена: учебник\ Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 2005 г.
  6. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. М.: Медицина, 2005. 432с.

1 Хлопин Г. В., Основы гигиены, т. 1—2, М., 2005.

2 Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учеб.для ин-тов и техникумов физ. Культуры.-М.: 2005.

3 Эрисман Ф. Ф., Курс гигиены, т. 1—3, М., 2004

4 Доброславин А. П., Гигиена, Курс общественного здравоохранения, т. 1—2, СПБ., 2001

5 Логинова Р.А., Новикова И.М. Руководство к практическим занятиям по гигиене. М.: Медицина, 2006. 184с.

6 Кудряшов Ю.Б., Беренфельд Б.С. Радиационная биофизика, М.,2001.

7 Мякишев Г.Я. Элементарные частицы. М., Просвещение, 2005

8 Климов А. Н. Ядерная физика и ядерные реакторы. М.: Атомиздат, 2001.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

420. РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА 43.77 KB
Методические указания предназначены для студентов, технических вузов специальностей по разделу гражданской обороны дисциплины Безопасность жизнедеятельности. Излагаются сведения о взаимодействии ионизирующих излучений с веществом, зависимость радиационных повреждений организма от вида излучений. Даны понятия о протекании острой лучевой болезни
12459. Гигиена на животноводческих комплексах 32.49 KB
Поэтому современные животноводческие помещения должны не только обеспечивать оптимальные условия для животных и отвечать санитарногигиеническим требованиям но и быть удобными для использования средств механизации и автоматизации производственных процессов. Выбирая участки под строительство учитывают эпизоотическую обстановку отсутствие заразных болезней животных в данной местности определяют почвенные условия рельеф местности режим ветров и обеспеченность...
14632. Гигиена сельскохозяйственных животных 28.6 KB
Одно из важнейших требований – участок должен быть благоприятным в ветерннарно-санитарном отношении. Запрещается возведение животноводческих построек на месте бывших скотомогильников, кожсырьевых предприятий, кролико-, зверо- и птицеводческих ферм. Участок для ферм и комплексов выбирают сухой, с воздухо- и водопроницаемой почвой и уровнем грунтовых вод не менее 2 м от поверхности земли.
17378. Охрана и гигиена труда женщин 15.49 KB
Установленные в трудовом законодательстве данные льготы и гарантии прежде всего касаются труда женщин в ограничениях его применения, предоставления женщинам дополнительных отпусков, а также выплат.
12458. Гигиена содержания сельскохозяйственных животных 35.51 KB
Эта система содержания подходит для холостых маток первых трех месяцев супоросности поросят-отъемышей ремонтного молодняка и откормочного поголовья. Помещения для содержания свиней должны быть по возможности экономичными а по своим габаритам отвечать требованиям технологического процесса...
21799. Гигиена содержания молодняка кроликов 339.41 KB
Приспособления для подготовки кормов. При этом учитывают обеспеченность фермы комплекса водой электроэнергией удобство путей для внешней связи и на территории фермы. Зооветеринарные разрывы от кролиководческих ферм до крупных промышленных специализированных объектов для крупного рогатого скота свиней и птицы устанавливаются в задании на проектирование объектов но не ближе 1000 м. Основные сооружения: отдельно стоящие загоны шеды клетки отапливаемые и утепленные помещения для содержания кроликов.
6178. ГИГИЕНА – ОСНОВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА МЕДИЦИНЫ 409.78 KB
Термин «гигиена» происходит от греческого слова хигиейнос, что означает «приносящий здоровье» (Слайд №1). Согласно древнегреческой мифологии, у бога врачевания Асклепия (в древнеримских мифах – Эскулап) была дочь Гигиейя, помогавшая отцу в его делах.
14801. Гигиена труда в частях Сил общего назначения и родах войск 44.12 KB
Профилактика неблагоприятного действия некоторых факторов военного труда 10 мин 3. Мероприятия по предупреждению переохлаждений отморожений и перегреваний танкистов. Санитарногигиенические мероприятия при передвижении по железной дороге автомобильным транспортом и в пешем строю Особенности санитарногигиенических мероприятий при передвижении войск зимой и в условиях высоких температур в высокогорье пустыне 20 мин 6. Гигиена труда на радиостанциях 20 мин УЧЕБНОМАТЕРИАЛЬНОЕ...
8247. ГИГИЕНА ВОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРОПИЧЕСКОГО КЛИМАТА 18.38 KB
Гигиеническое и эпидемиологическое значение воды в условиях тропиков. Обследовать источники водоснабжения отбирать пробы воды для лабораторного анализа с учетом особенностей тропиков консервирование проб. Оценивать результаты лабораторных анализов воды.
8244. ГИГИЕНА ТРУДА ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ОБЪЕКТОВ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, РАДИОЛОКАТОРНЫХ СТАНЦИЙ 1.21 MB
После проверки исходного уровня знаний и рассмотрения теоретических вопросов по теме студенты пользуясь инструкциями изложенными ниже приложения 1 2 3 4 решают ситуационные задачи по оценке условий труда на РЛС: За приведенными формулами рассчитывают зоны формирования электромагнитного поля ЭМП вокруг антенны РЛС приложение 1. Рассчитывают плотность потока энергии ППЭ на указанном расстоянии от антенны с помощью формул приложение 2 и номограммы № 1 приложение 3. Диаметр раскрытия антенны L = 9 м. Коэффициент усиления...
Общая гигиена: конспект лекций Юрий Юрьевич Елисеев

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Руководство по коммунальной гигиене. Том I / Под редакцией профессора В. А. Рязанова. М.: Медгиз. 1961.

2. Марзеев А. Н., Жаботинский В. М. Коммунальная гигиена. М.: Медгиз. 1979.

3. Пивоваров Ю. П. Гигиена и экология человека: Курс лекций. М.: ВУНМЦ МЗ РФ. 1999.

4. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

5. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

6. СанПиН 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».

7. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

8. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков: Руководство для студентов медико-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений / Н. Д. Бобрищева-Пушкина, Т. Ю. Вишневская, В. Р. Кучма и др. / Под редакцией проф. В. Р. Кучмы М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. 606 с.

9. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей / Авт.: А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Ю. А, Ямпольская и др. // Под ред. академика РАМН А. А. Баранова и проф. В. Р. Кучмы. М.: Союз педиатров России, 1999. 226 с.

10. В. Р. Кучма. Физическое развитие, состояние здоровья и образ жизни детей Приполярья / В. Р. Кучма, Б. М. Раенгулов, Н. А. Скоблина. М.: НЦЗД РАМН, 1999. 200 с.

11. В. Р. Кучма. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников / В. Р. Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин. М.: Рос. Ассоциация общественного здоровья, 2000. 152 с.

12. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье: Методические рекомендации ГК СЭН РФ № 01-19/31-17 от 17.03.1996 г. М.: ГК СЭН, 1996. 55 с.

13. СН 2.2.4/2.1.8.5622-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

14. СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий».

15. Г. И. Румянцев. Гигиена. М., 2000.

16. Ю. П. Пивоваров. Гигиена и экология человека. М., 1999.

17. Ю. П. Пивоваров. Руководство к лабораторным и практическим занятиям по гигиене и основам экологии человека. М., 1998.

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора В. Жаворонков

Из книги Сухое лечебное голодание - мифы и реальность автора Сергей Иванович Филонов

Список литературы 1. Агаджанян Н. А., Катков А. Ю. «Резервы нашего организма». - М., 1979.2. Буланов Ю.Б., «Ликвидация ОРЗ краткосрочным голоданием у спортсменов».3. Войтович Г.А., «Исцели самого себя». - М., 1998.4. Герберт Шелтон., «Голодание и здоровье». - М., 1996.5. Дорофеев

Из книги Легко родить легко. Пособие для будущих мам автора Екатерина Викторовна Осоченко

Список литературы 1. Айламазян Э. Акушерство: Учебник для медицинских вузов. СПб.: Спецлит, 2003.2. Аршавский И. Ваш ребенок. У истоков здоровья. М., 1992.3. Бодяжина В., Жмакин К., Кирющенков А. Акушерство. М.: Медицина, 1986.4. Боровикова Н. Боль при родах и ее подавление. [Электронный

Из книги Лечение семенами автора Алла Анатольевна Алебастрова

Список литературы 1. Лойко В. А. Дыня//Уральский садовод. № 32, 10 августа 2011.2. Новая энциклопедия растений. М.: Рипол Классик. 2003.3. Пак Чжэ Ву. Су-джок для всех. М.: Су-джок академия,

Из книги Правильное питание при диабете автора Ирина Витальевна Милюкова

Список литературы Астамирова Х., Ахманов М. Настольная книга диабетика. – СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.Ахманов М. Диабет в пожилом возрасте. – СПб.: Невский проспект, 2000.Жданова О. Н., Стефанович И. В. Сахарный диабет: Без иллюзий и осложнений. – СПб.: БХВ-Петербург,

Из книги Камни в почках автора Алевтина Корзунова

Список литературы 1. Большая медицинская энциклопедия / Под ред. Б. В. Петровского. Т. 20, 26, 4, 15. М.: Советская энциклопедия, 1994.2. Махлаюк В. П. Лекарственные растения в народной медицине. Саратов: Приволжское издательство, 1995.3. Смолянский Б. Л., Абрамова Ж. И. Справочник по

Из книги Сыроедение автора Ирина Анатольевна Михайлова

Список литературы Бихнер-Беннер. Основы лечения питанием на началах энергетики. С.-Петербург, 1914.Бутенко В. Кулинарная книга сыроеда. С.-Петербург, 2013.Вилох Е. Плоды и долголетие. София, 1968.Занковский А. Лечение сырой диетой. Москва, 1914.Зомер В. Природосъедобная кухня. София,

Из книги Энциклопедия клинического акушерства автора Марина Геннадиевна Дрангой

Список литературы Дуда В. И. и др. Оперативная гинекология: Учебное пособие. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003.Клинические лекции по акушерству и гинекологии. М.: Медицина, 2004.Сидорова И. С. Физиология и патология родовой деятельности. М.: МЕДпресс, 2000.Сметник В. П.,

Из книги Лучший травник от знахаря. Народные рецепты здоровья автора Богдан Власов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Популярная медицинская энциклопедия. Под редакцией В. И. Покровского. Ульяновск, «Книгочей», 1997.2. Корсун В. Ф., Корсун Е. В. Энциклопедия фитотерапии. М., Центрполиграф, 2007.3. Берков Б. В., Беркова Г. И. 1000 золотых рецептов народной медицины. М., ЭКСМО-Пресс,

Из книги Очищение и восстановление организма народными средствами при сердечных заболеваниях автора Алевтина Корзунова

Введение Здравствуйте, мои дорогие читатели! Я очень рада, что эта книга смогла вас заинтересовать. Действительно, в современном мире все более актуальным становится вопрос о сохранении нашего здоровья. Конечно, достижения современной науки позволили найти лекарства от

Из книги Справочник основных лекарственных средств автора Елена Юрьевна Храмова

Список литературы Беликов В. Г. Синтетические и природные лекарственные средства. Краткий справочник. – М.: Высш. шк., 1993.Белоусов Ю. Б., Моисеев В. С., Лепахин В. К. Клиническая фармакология и фармакотерапия: Руководство для врачей. М.: Универсум паблишинг, 2000.Бертрам Г.

Из книги Готовим на пару для диабетиков автора Виктория Михайловна Рошаль

Предисловие Диетологи утверждают, что для всех людей – не только страдающих различными заболеваниями, но и вполне здоровых – наиболее полезна пища, приготовленная на пару. Если вы задумываетесь о своем здоровье, то паровая кухня для вас. А при некоторых заболеваниях

Из книги Болезни от А до Я. Традиционное и нетрадиционное лечение автора Владислав Геннадьевич Лифляндский

Из книги Энциклопедия клинической дерматовенерологии автора Сабир Эйседулаевич Османов

Часть 1. Общая часть Глава 1. История развития дерматовенерологии Дерматологию (от греч. derma – кожа) и венерологию (от лат. Venus – богиня любви Венера) уже давно не считают сугубо узкими специальностями. Кожные и венерические болезни относятся к древнейшей патологии

Из книги Великолепный мозг в любом возрасте автора Дэниэл Дж. Амен

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Глава 1Amen, D. G. 2005. Making a Good Brain Great. New York: Harmony Books.Amen, D. G., C. Hanks, J. R. Prunella, et al. 2007. An analysis of regional cerebral blood flow in impulsive murderers using single photon emission computed tomography. Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neuroscience 19(3): 304–309.Gilbert, S. 2005. Married with problems? Therapy may not help. New York Times. April 19. http://www.nytimes.com/2005/04/19/health/

Из книги Остеохондроз и плоскостопие у мужчин. Супермен и соломинка. Профилактика, диагностика, лечение автора Александр Очерет

Список литературы Юмашев Г. С. Травматология и ортопедия. М.: Медицина, 1977.Юмашев Г. С. Остеохондроз позвоночника. М.: Медицина, 1979.Очерет А. Позвоночник без боли. М.: Центрполиграф, 2012.Очерет А. Сколиоз – жизнь в кривом зеркале. М.: Центрполиграф, 2013.Очерет А. Остеохондроз,

ПЛАН.

ВВЕДЕНИЕ

I. ОБЩАЯ ГИГИЕНА

1. Коммунальная гигиена

2. Гигиена питания

3. Гигиена труда, или профессиональная гигиена

4. Гигиена детей и подростков

II. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

1. Гигиена женщины

2. Гигиена мужчины

3. Особенности личной гигиены в пожилом возрасте

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Гигиена - медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и

производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая

оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда

населения.

Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия,

направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они

проводятся в масштабе всего населения. Впервые это стало возможным в нашей

стране после Великой Октябрьской революции. Поэтому и основные задачи

гигиенических исследований, проводимых в России, определены системой

государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на

предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение

работоспособности и воспитание здорового поколения.

Гигиена - сложная, разносторонняя наука, охватывающая все стороны постоянно

изменяющейся и развивающейся жизнедеятельности человека.

Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Важную роль в

развитии гигиены сыграли основоположники отечественной медицины С.Г. Зыбелин

и М.Я. Мудров, которые обобщили и разработали систему гигиенических

мероприятий по предупреждению многих болезней, и основоположники

отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман, В.Г. Хлопин и др. Самобытный

характер развития гигиены в России был связан с деятельностью земских

санитарных учреждений. Однако гигиеническая наука в царской России, несмотря

на усилия прогрессивных ученых, не могла решить задач по укреплению здоровья

народных масс; состояние здоровья населения находилось на крайне низком

уровне. Ежегодно умирало около 1 млн. человек от эпидемических заболеваний и

почти 2 млн. детей в возрасте до 1 года, или четвертая часть всех родившихся.

После Великой Октябрьской революции положение коренным образом изменилось. В

программе Коммунистической партии, принятой на VIII съезде в марте 1919 г.,

были определены основные принципы советского здравоохранения, в частности

профилактическая направленность здравоохранения. Проводимые в первые годы

советской власти санитарно-гигиенические мероприятия приобрели

государственное значение и послужили началом становления советской

гигиенической науки. Фундаментом этой науки явились ленинские идеи об

общественном здоровье, а личное участие В.И. Ленина в обеспечении санитарного

благополучия в стране послужило мощным стимулом для быстрого развития этой

науки. Постепенно из общей гигиены, в которой рассматривались фактически все

санитарно-гигиенические проблемы, выделились ее разделы: коммунальная

гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, военная

гигиена, а в дальнейшем радиационная гигиена, космическая гигиена и т.д.

I. ОБЩАЯ ГИГИЕНА.

1. Коммунальная гигиена.

Коммунальная гигиена - раздел гигиены, изучающий влияние факторов окружающей

среды на здоровье и санитарные условия жизни населения. На основе изучения

этих факторов разрабатываются гигиенические нормативы и санитарные

мероприятия, необходимые для обеспечения здоровых и благоприятных условий

жизни населения.

Исследования в области коммунальной гигиены направлены на изучение

неблагоприятных химических, физических и биологических факторов окружающей

среды и разработку санитарных правил, гигиенических положений и нормативов по

гигиене атмосферного воздуха, гигиене воды и водоснабжения, санитарной охране

водоемов, гигиене почвы и санитарной очистке населенных мест, гигиене жилых и

общественных зданий, гигиене планировки и застройки населенных мест. Контроль

за соблюдением санитарных правил, гигиенических рекомендаций и нормативов

осуществляет служба санитарно-эпидемиологического надзора РФ через санитарно-

эпидемиологические станции.

Строительство, реконструкция и пуск в эксплуатацию коммунальных объектов,

очистных и других сооружений допускаются только с разрешения органов

санитарного надзора. К решению задач коммунальной гигиены привлекаются также

инженеры по сан. технике, строители, архитекторы.

2. Гигиена питания.

Гигиена питания-раздел гигены, изучающий проблемы полноценного и

рационального питания здорового человека. Вопросы питания больных и принципы

лечебного питания разрабатываются диетологией.

Исследования по гигиене питания направлены на обоснование оптимального режима

и характера питания населения, а также предупреждение заболеваний,

возникающих при недостатке в продуктах питания тех или иных пищевых веществ

или вследствие попадания в организм с пищей микроорганизмов, способных

вызвать заболевание, токсинов и различных химических веществ.

Изучение питания здорового человека производится с учетом возраста,

профессии, физической и нервно-психической нагрузки в процессе труда, условий

быта и коммунального обеспечения, а также национальных и климатографических

особенностей. Гигиена питания разрабатывает нормы питания, меры профилактики

авитаминозов и гиповитаминозов. Важной проблемой гигиены питания является

изучение энергетических затрат организма и его потребности в белках, жирах,

углеводах, минеральных солях, витаминах у различных проф. Групп населения,

например, у рабочих проышленных предприятий с различной степенью механизации

и автоматизации труда, лиц умственного труда и др. Увеличение количества

людей пожилого возраста выдвинуло перед гигиеной питания задачу научного

обоснования питания пожилых людей. Гигиена питания занимается разработкой

методов контроля качества продуктов на предприятиях общественного питания,

пищевой промышленности и в торговой сети, направленных на своевременное

предупреждение проникновения или внесения в продукты питания посторонних, в

том числе вредных веществ, а также разработкой мероприятий по профилактике

пищевых отравлений, токсикоинфекций, интоксикаций. Гигиена питания занимается

изучением биологической ценности, химического состава и калорийности как

традиционных, так и новых пищевых продуктов. Результаты этих исследований

издаются в виде официальных таблиц калорийности и химического состава

продуктов. В задачи отделов гигиены питания СЭС входит предупредительный и

текущий санитарный надзор за проектированием, строительством и эксплуатацией

предприятий пищевой промышленности, торговли, общественного питания.

3. Гигиена труда, или профессиональная гигиена.

Гигиена труда или профессиональная гигиена-раздел гигиены, изучающий

воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на

организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-

профилактических нормативов и мероприятий, направленных на создание более

благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и высокого уровня

трудоспособности человека.

В условиях промышленного производства на человека нередко воздействуют низкая

и высокая температура воздуха, сильное тепловое излучение, пыль, вредные

химические вещества, шум, вибрация, электромагнитные волны, а также самые

разнообразные сочетания этих факторов, которые могут привести к тем или иным

нарушениям в состоянии здоровья, к снижению работоспособности. Для

предупреждения устранения этих неблагоприятных воздействий и их последствий

проводится изучение особенностей производственных процессов, оборудования и

обрабатываемых материалов (сырье, вспомогательные, промежуточные, побочные

продукты, отходы производства) с точки зрения их влияния на организм

работающих; санитарных условий труда (метеорологические факторы, загрязнение

воздуха пылью и газами, шум, вибрация, ультразвук и др.); характера и

организации трудовых процессов, изменений физиологических функций в процессе

работы. Детально исследуется состояние здоровья работающих (общая и

профзаболеваемость), а также состояние и гигиеническая эффективность

санитарно-технических устройств и установок (вентиляционных, осветительных),

санитарно-бытового оборудования, средств индивидуальной защиты.

В России, а также в некоторых других странах (США, Англия и др.) широко

используется система гигиенического нормирования предельно допустимых

концентраций неблагоприятных химических веществ в воздухе рабочей зоны и

некоторых физических факторов (температура воздуха, влажность, шум, вибрация

и т.д.). Гигиенические нормативы, установленные в России гарантируют

сохранение здоровья работающих. Выполнение этих нормативов является

обязательным для администрации предприятий, хозяйств и учреждений, что

закреплено законодательством.

Внедренные поточные и конвеерно-сборочные линии, механизация и автоматизация

трудовых процессов, освобождая работающего от тяжелого физического

напряжения, предъявляют повышенные требования прежде всего к состоянию

нервной системы и зрению. При выполнении подобных работ крайне важно

установить такой режим труда и отдыха, чтобы он обеспечивал высокую

производительность труда, не нарушая физиологических реакций организма на

протяжении всей рабочей смены.

К решению задач гигиены труда привлекаются также специалисты по промышленной

вентиляции и по промышленному освещению, конструкторы машин и инструментов,

технологи-строители и организаторы производства.

4. Гигиена детей и подростков.

Гигиена детей и подростков - раздел гигиены, изучающий проблемы охраны и

укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические

школах, профтехучилищах и детских учреждениях.

В нашей стране гигиена детей и подростков получила принципиально иное, новое

направление по сравнению со школьной гигиеной, которая существует в ряде

других стран и занимается решением частных проблем школ. У нас исследования в

области гигиены детей и подростков направлены на гигиеническое обоснование

организации учебно-воспитательного и трудового процесса, на изучение

комплексного влияния факторов окружающей среды на организм детей и

подростков, на обоснование санитарных норм строительства детских учреждений.

Важное место в работе медиков, работающих в области гигиены детей и

подростков, отводится мероприятиям по профилактике утомления и переутомления,

по разработке наиболее благоприятных режимов учебных и производственных

занятий для учащихся, обучающихся в средних учебных заведениях различных

отраслей промышленности.

Врачи школьных отделов СЭС и врачи, работающие в школах, контролируют

физическое состояние и развитие детей и подростков, следят за правильной

организацией физкультурных занятий, за учебной нагрузкой, а также за

санитарным режимом школ и детских учреждений.

II. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых

способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает

общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное

чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой,

регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха

Полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся

гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а

также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела.

Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи

человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы - от 3,5 до 7 л пота.

Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные

свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела,

создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов,

Особенно легко загрязняются открытые части тела. Доказано, что при нанесении

бактериальных культур на кожу чисто вымытых рук количество бактерий через 10

мин. уменьшается на 85%, а при нанесении на кожу немытых рук - через 20 мин.

лишь на 5%. Особенно много бактерий обнаруживается под ногтями (примерно 95%

микроорганизмов, находящихся на коже рук), поэтому так важно систематически и

правильно ухаживать за ногтями. Чистота рук обязательна при работе в

учреждениях общественного питания, при приготовлении пищи дома. Не случайно

дизентерию, например, часто называют болезнью грязных рук. Навыки личной

гигиены нужно прививать детям с раннего возраста.

Основные средства для очищения кожи - мыло и вода. Для мытья пользуются

туалетным мылом, предпочтительнее мягкая вода. Каждый человек должен знать

особенности своей кожи (сухая, жирная, нормальная) и учитывать это при уходе за

ней. Душ желательно принимать ежедневно, особенно после работы, связанной с

загрязнением кожи и сильным потоотделением, а также людям, страдающим

потливостью; температура воды не выше 37-38°. Если в квартире нет водоснабжения

и душевых установок, обмывают открытые участки тела, подмышечные впадины, кожу

под молочными железами теплой водой с мылом; при этом лучше сменить

загрязненное нательное белье. Мыться в ванне или бане с применением мыла и

мочалки необходимо не реже одного раза в неделю; после мытья обязательно меняют

нательное белье. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется,

что улучшает ее кровоснабжение и общее самочувствие человека. После мытья

полезно протирать складки кожи туалетным уксусом или лосьоном, выпускаемым

парфюмерной промышленностью. Ноги моют с мылом на ночь, лучше ежедневно,

особенно летом. При возникновении потертости, опрелости в межпальцевых

складках нужно обратиться к врачу. Следует помнить, что при нарушении целости

кожи ног легко могут возникнуть грибковые заболевания кожи и гнойничковые

заболевания кожи. При появлении мозолей их необходимо соответствующим

образом снимать.

Волосы лучше мыть в мягкой воде; если же вода жесткая, то к ней добавляют буру

или пищевую соду (1-2 чайн. л. на 5-6 л воды). Жирные или сухие волосы

нуждаются в специальном уходе. Уход за по­лостью рта помогает сохранить

зубы, предупредить многие заболевания внутренних органов. Чистят зубы ежедневно

утром, полощут рот после еды; при появлении неприятного запаха изо рта

необходимо обратиться за советом к врачу. Для обнаружения начальной формы

кариеса зубов, снятия зубного камня и других мероприятий, связанных с

санацией полости рта, нужно не реже двух раз в год посещать стоматолога.

Помимо общегигиенических мероприятий, личная гигиена включает уход за

наружными половыми органами. Эти специальные гигиенические мероприятия

следует начинать не со времени наступления половой зрелости, а с момента

рождения ребенка и проводить постоянно (см. ниже).

Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья,

одежды, ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной

потливости. Чистота тела и одежды немыслима без соблюдения чистоты в жилых

комнатах, кухне, в производ­ственных помещениях.

(личное и банное); смену постельного белья приурочивают к посещению бани.

Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое

значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, т. к. нарушение

требований гигиены может отрицательно сказаться на здоровье и трудоспособности

окружающих больного людей, особенно детей.

При разработке правил личной гигиены, по существу общих для всех людей,

учитываются возрастные, а также анатомо-физиологические особенности женского

и мужского организма.

Для правильного развития детей исключительно важно влияние таких общеукрепляющих

факторов, как воздух, солнце, водные процедуры, физические

упражнения и подвижные игры, полноценное питание. Опасайтесь

перекармливания - оно приводит к ожирению с последующими эндокринными

нарушениями, в частности к расстройству гормональной функции яичников и

нарушению менструального цикла у девочек-подростков. Основные правила

гигиенического ухода за мальчиком и девочкой грудного и ясельного возраста

общие.

Половые органы девочки необходимо содержать в особой чистоте, так как они

очень нежны, легко ранимы и обладают сравнительно низкой сопротивляемостью к

инфекции. При отсутствии надлежащего ухода может развиться вульвит

(воспаление наружных половых органов). Каждый раз после мочеиспускания и

дефекации половые органы детей необходимо обмывать теплой кипяченой водой.

После этого следует осушить кожу, слегка прикладывая мягкую чистую пеленку.

При малейших признаках раздражения, опрелости кожу после высушивания

смазывают тонким слоем прокипяченного растительного масла или припудривают

тонким слоем детской присыпки (если раздражения нет, смазывать или

припудривать не нужно). Прежде чем приступить к этим процедурам, тщательно

моют руки.

С раннего возраста детей надо приучать к ежедневному опорожнению кишечника в

определенное время и регулярному мочеиспусканию. Переполнение прямой кишки и

мочевого пузыря отрицательно сказывается на функции этих органов, а у девочек

может привести к неправильному положению матки, что в будущем может явиться

причиной ряда расстройств (например, болезненных месячных). Начиная с 5- б

лет, после того как дети овладели основными гигиеническими навыками, их

следует приучать к самостоятель­ному уходу за половыми органами. Ежедневные

обмывания половых орга­нов, если их делать осторожно, не вызывают у ребенка

пробуждения полового чувства, чего опасаются некоторые родители. Наоборот,

моча, остатки ка­ловых масс могут вызвать раздражение и зуд половых органов.

Дети должны носить удобные трусы, не стесняющие движений, не прилегающие

плотно к половым органам.

Девочкам нужно носить закрытые трусы (зимой и летом) во избежание

переохлаждения, попадания грязи на область вульвы; трусы необходимо менять

ежедневно. Влагалищные выделения, которые имеются и у маленьких девочек,

попадают на трусы вместе с мочой и затвердевают, что приводит к раздражению

кожи и слизистой оболочки вульвы. В этих выделениях хорошо размножаются

бактерии, которые могут вызвать вульвовагинит (воспаление наружных половых

органов и влагалища). Помимо гигиенических нарушений, причиной заболевания

половых органов могут быть инфекционные болезни (корь, скарлатина,

дифтерия и др.). При ненормальных выделениях или других признаках воспаления

следует показать ребенка врачу.

В школьном возрасте особенно важно, чтобы дети как можно больше бывали на свежем

воздухе, находились в движении, регулярно занимались физкультурой, правильно

чередовали учебные занятия с отдыхом, соблюдали режим сна. Тяжелые

физические нагрузки, длительное сидение в школе за партой и дома за уроками

могут вызвать искривление позвоночника и деформацию костей таза. Как учителя,

так и родители должны следить за пра­вильной осанкой детей. Необходимо, чтобы

парта и стол для домашних занятий соответствовали росту ребенка и правильно

освещались; надо следить за тем, чтобы у детей не развивались близорукость и

дальнозоркость. В период полового созревания, когда

перестраиваются нервная и эндокринная системы и напряжены все приспособительные

механизмы, особенно важны регулярные занятия физкультурой, закаливающие

процедуры, благотворно влияющие на нервную систему.

1. Гигиена женщины

К подростковому возрасту девочка должна иметь полное представление об общих

правилах личной гигиены. и освоить все необходимые навыки ухода за собой. Ее

необходимо подготовить заранее к появлению менструации. Мать или старшая

сестра, школьные медработники или учительница рассказывают девочкам в доступной

форме об анатомо-физиологических особенностях женского организма, объясняют,

что выделение крови из половых органов - нормальное явление, которое впредь

будет повторяться регулярно. При отсутствии такой подготовки появление

менструации у нервно-возбудимых девочек может вызвать психическую травму и как

следствие - расстройства менструального цикла. Если менструация сопровождается

большой кровопотерей, покажите девочку врачу-гинекологу.

Во время менструации половые органы более восприимчивы к инфекции в связи с

некоторым понижением защитных сил организма и наличием раневой поверхности

слизистой оболочки матки. Поэтому в эти дни особенно важно следить за

чистотой тела и белья. Научите девочек правилам, которые нужно соблюдать во

время менструации. При нормальном ее течении занятия и образ жизни не

меняются. Занятия физкультурой разрешаются, но при этом следует

воздерживаться от прыжков и тяжелых физических упражнений, а также некоторых

видов спорта (езды на велосипеде, плавания). Участие в соревнованиях не

разрешается. Важно остерегаться охлаждения тела, особенно ног и нижней части

живота. Мыться лучше под душем. Можно принимать ванну, но вода при этом

должна быть не слишком горячей и не слишком холодной, чтобы не вызывать

расширения или сужения сосудов. Не реже 2 раз в день надо обмывать наружные

половые органы теплой кипяченой водой с мылом, предварительно тщательно вымыв

руки. Сначала обмывают наружные половые органы, потом кожу бедер и в

последнюю очередь - область заднего прохода. Производить подмывание

непосредственно в тазике недопустимо.

прокладками из бинта и ваты; их можно приобрести в аптеке или сшить самим из

двойного слоя марли. Длина повязки 30-35 см, ширина 7-8 см. С

внутренней стороны повязки, ближе к одному из концов, делают отверстие по длине

повязки, через которое вкладывают внутрь ватный тампон. Повязку следует менять

несколько раз в сутки по мере пропитывания ее кровью, не допуская высыхания

крови, т. к. при этом травмируется кожа промежности, что способствует

проникновению возбудителей инфекции. Кроме того, следует иметь несколько

специальных трусов-плавок из хлопчатобумажной ткани или трикотажа, которые

также нужно часто менять, не допуская засыхания на них крови; после стирки

трусы проглаживают утюгом. В подростковом возрасте нужно уделить внимание и

вопросам полового воспитания девочек.

В основе гигиены взрослой женщины лежат те же правила. С началом половой жизни

нужно придерживаться следующих гигиенических рекомендаций. После первого

полового сношения в течение 2-3 дней необходимо воздержаться от полового акта,

чтобы разрывы девственной плевы могли зажить. Следует воздерживаться от

полового контакта и в дни менструации, чтобы в половые пути не попали

возбудители инфекции и не возникло кровотечение; по этой же причине запрещаются

в этот период влагалищные спринцевания. Во время беременности в течение первых

2-3 мес. ограничивают половую жизнь, а в последние 2 мес. перед родами

пол­ностью исключают. Половая жизнь запрещается и в течение 6-8 нед. после

родов. Если женщина по каким-либо причинам не может иметь ребенка, ей

необходимо серьезно продумать вместе с врачом меры предупреждения беременности

Чтобы не прибегать к абортам, которые причиняют вред здоровью.

В климактерическом периоде, кроме общегигиенических мероприятий и

тела водой (t° 36-22°), занятия физкультурой, пребывание на свежем воздухе,

правильное питание. Все это способствует ослаблению некоторых нарушений,

связанных с возрастной перестройкой эндокринной системы. Следует регулярно, 2

раза в год, посещать врача-гинеколога, а при появлении даже незначительных

выделений из половых органов сразу же показаться врачу.

2. Гигиена мужчины

В подростковом возрасте мальчик, как и девочка, должен приобрести навыки личной

гигиены, соблюдать чистоту тела, волос, одежды. О появляющихся у подростков

непроизвольных семяизвержениях, обычно происходящих во время ночного сна,

взрослые должны предупредить мальчика, рассказать о том, что поллюции -

нормальное проявление полового созревания.

Основная цель полового воспитания в этом возрасте - научить мальчика управлять

своими чувствами, развить правильный взгляд на взаимоотношение полов,

подготовить его к будущей Я половой жизни не только в нравственном, но и в

гигиеническом отношении. Важно предостеречь подростка от случайной половой

связи, деликатно предупредить о возможных пагубных последствиях.

Каждый мальчик и взрослый мужчина должны содержать в чистоте половые органы.

Их следует ежедневно мыть теплой водой с мылом, при этом надо обязательно

раскрывать препуциальный мешок, т. е. сдвигать кожную складку (крайнюю плоть) с

головки полового члена, и смывать накапливающееся там жироподобное вещество -

смегму. Иногда крайняя плоть бывает узкой и не позволяет обнажить

головку члена, в таких случаях надо обратиться к врачу. После поллюции или

должны знать, что половой акт в период менструации у жены может привести не

только к патологическим отклонениям в женской половой сфере, но и к воспалению

мочеиспускательного канала у мужчины, что связано с попаданием в канал сгустков

крови, которые могут содержать возбудителей инфекции.

3. Особенности личной гигиены в пожилом возрасте

В пожилом возрасте у женщин и мужчин соблюдение правил личной гигиены

приобретает особое значение. Общегигиенические мероприятия, рациональное (по

возрасту) питание, активный отдых, физкультура стимулируют

компенсаторные процессы стареющего организма, повышают устойчивость к

заболеваниям. Всегда советуйтесь с врачом, он порекомендует физическую нагрузку

и режим питания, соответствующие вашему возрасту и состоянию здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Г.И. Румянцев, М.П. Воронцов, Общая гигиена, М., 1990.

2. А.В. Хрипкова, Д.В. Колесов, Гигиена и здоровье школьника, М., 1988.

3. И.Д. Зверев, Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека,

4. Е.П. Бруновт, Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека,

5. Анна Ласица, уроки красоты, Минск, 1995

6. А.А. Минх, Общая гигиена., М., 1984.

7. Б.В. Петровский, Популярная медицинская энциклопедия, М., 1987.

Заключение

Раздел гигиены, изучающий влияние факторов окружающей среды на здоровье и санитарные условия жизни населения называется коммунальная гигиена. Исследования в области коммунальной гигиены направлены на изучение неблагоприятных химических, физических и биологических факторов окружающей среды и разработку санитарных правил, гигиенических положений и нормативов по гигиене атмосферного воздуха, гигиене воды и водоснабжения, санитарной охране водоемов, гигиене почвы и санитарной очистке населенных мест и др. В работе были рассмотрены: гигиена воздуха, воды и почвы.

Воздух - естественная среда обитания человека. Воздух является источником кислорода, необходимого для процессов окисления в организме, естественной защитной оболочкой от смертельных космических излучений, средством термостабилизации. Взрослый человек вдыхает в течение суток 15-30 куб.м воздуха. Кроме этого того он находится во всех естественных полостях человеческого организма. Поэтому даже небольшие примеси к воздуху могут привести к заболеваниям. Кроме примесей на организм влияют физические факторы атмосферы - температура, давление, влажность, движение воздуха, т.е. метеорологические факторы.

Вода -- один из важнейших факторов здоровья. Она в значительных количествах требуется для технических целей, хозяйственно-бытовых и санитарных нужд. Вода также необходима для приготовления пищи, поддержания чистоты тела, стирки одежды, поливки улиц, зеленых насаждений и т.д. Поэтому снабжение населения достаточным количеством доброкачественной воды является важнейшим оздоровительным мероприятием. Качество питьевой воды характеризуется ее вкусовыми свойствами, химическим и бактериальным составом. Вода может быть причиной возникновения ряда инфекционных заболеваний. Поэтому для снабжения населенных пунктов должна использоваться вода, отвечающая требованиям ГОСТа, в котором регламентируются определенные свойства воды.

Почва - благоприятная среда для развития микроорганизмов. В этом заключается ее эпидемиологическое значение и гигиена почвы. На основе изучения этих факторов разрабатываются гигиенические нормативы и санитарные мероприятия, необходимые для обеспечения здоровых и благоприятных условий жизни населения. Гигиеническое значение почвы состоит в том, что она не только накапливает вредоносные отходы, но и обезвреживает их. Процессы самоочищения почвы направлены на восстановление ее естественного состояния.

Список используемой литературы

1. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие / Е.В.Волынская. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000. - С.10-26.

2. Гимадеев М.М. Коммунальная гигиена / Гимадеев М.М., Королев А.А., Мазаев В.Т., Шлепнина Т.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с.

3. Гончарук Е.И. Коммунальная гигиена / Е.И.Гончарук. - К.: Здоровье, 2006. - 792 с.

4. Лаптев А.П. Гигиена: Учебник / А.П.Лаптев, С.А.Полиевский - М.: ФиС, 1990. - С.41-61.

5. Перечень основных действующих нормативных и методических документов по коммунальной гигиене - М.: ФЦ ГСЭН Минздрава России, 2004 - 24 с.

6. Рудейко В.А. Санитарная охрана водоемов, атмосферного воздуха и почвы / В.А.Рудейко. - М.: ЛСГМИ, 1991. - 64 с.

К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 1960, изд. II. Т. 23.
Андреева-Галанина Е. Ц., Бурлова Л. Я. Гигиена труда и промышленная санитария. Л., 1966.
Большая медицинская энциклопедия, 1961, т. 22, изд. 2.
Беликова-Алдакова В. Д., Додонов В. Н. Практикум по эпидемиологии, 1968.
Вашков В. И. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация. М., 1956.
Ващков В. И. Справочник по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. М., 1962.
Виноградов В. И. Физиология трудовых процессов. Л., 1958.
Виноградов Н. В., Надеждин В. Г. Учебник гигиены. М., 1954.
Вредные вещества в промышленности. Ч. I и II. Под ред. Н. В. Лазарева. Л., 1963.
Габович Р. Д., Познанский С. С., Шахбазян Г. X. Учебник гигиены. М., 1964,
Гаузе Г. Ф. Лекции по антибиотикам. М., 1958.
Герольд М. Антибиотики. М., 1966.
Громашевский Л. В. Общая эпидемиология. М., 1965.
Данциг Н. М. Гигиеническое нормирование освещения жилых и общественных зданий. М., 1948.
Егоров Н. С. Основы учения об антибиотиках М., 1964.
Елкин И. И. Курс эпидемиологии. М., 1958.
Жданов В. М. Эпидемиология. М., 1961.
Зильбер Д. А. Гигиена аптеки. Л., 1962.
Майофис Л. С. Химия и технология химико-фармацевтических препаратов. Л., 1964.
Марзеев А. Н. Коммунальная гигиена. М., 1958.
Методические указания по организации в аптеках асептических блоков для изготовления лекарств (Информационные материалы № 6 ГАПУ Министерства здравоохранения РСФСР. М, 1966).
Минх А. А. Методы гигиенических исследований. М., 1967.
Моисеев С. В. Учебник общей гигиены. Л., 1947.
Муравьев И. А. Учебник технологии лекарств и галеновых препаратов. М., 1961.
Петров Б. Д. В. И. Ленин и охрана здоровья народа. Гиг. и сан., 1969,1.
Петровский Б. В. Состояние медицинской помощи населению и меры по улучшению здравоохранения в СССР (доклад на 4-й сессии Верховного Совета СССР 7-го созыва 25/VI 1968 г.).
Покровский В. А. Учебник гигиены. М., 1961.
Правила и нормы техники безопасности и промышленной санитарии для строительства и эксплуатации цехов производства инъекционных растворов в ампулах. М., 1960.
Правила и нормы по технике безопасности и промышленной санитарии для проектирования, строительства и эксплуатации ряда химико-фармацевтических производств. М., 1962.
Правила и нормы техники безопасности и промышленной санитарии для проектирования, строительства и эксплуатации производства антибиотиков пенициллина, стрептомицина, биомицина и тетрациклина. М., 1961.
Профессиональные болезни. Под ред. А. А. Летавета, П. П. Движкова и др. М., 1957.
Розенцвейг П. Э. Технология лекарственных форм. Л., 1963.
Руководство по гигиене труда. Под ред. Ф. Г. Кроткова. Т. I, II, III. М., 1961-1965.
Руководство по коммунальной гигиене. Под ред. Ф. Г. Кроткова. Т. I, II, III. М., 1962-1963.
Сандлер Ю. К. Технология и оборудование галеновых производств. Л., 1956.
Учебник организации фармацевтического дела. Под ред. Т. И. Тольцман. М., 1961.
Коцянов Л. К., Лейтес Р. Г., Марцинковский Б. И. Гигиена труда, 1958.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх