В сирии гибнет христианский город-святыня. Маалюля. Сирия

Дамаск

Дамаск - древний город, расположенный в долине реки Барада, что означает «холодная», в предгорьях Антиливана, у подножия горы Касьюн, известен с XVI века до Р.Х. В те далёкие времена город находился под властью египетских фараонов. Дамаск неоднократно упоминается в Священном Писании. Город, как у древних жителей Ближнего Востока, так и до настоящего времени считался и считается одним из самых красивых и благодатных мест на земле. В 940 году до Р.Х. город являлся столицей Дамасского царства, основанного арамейскими племенами в стране Сури, то есть Сирии. В состав арамейского царства входила Палестина (4 Цар. 8. 7-15). После 732 года до Р.Х. город последовательно входил в состав Ассирии, Ново-Вавилонского царства, Персии. В 333 году Дамаск был захвачен армией Александра Македонского. В III-I веках до Р. Х. Дамаск превратился в объект борьбы между эллинистическими государствами, образовавшимися после распада державы Александра Македонского, а затем в 66 году до Р.Х. он был захвачен римскими войсками и вошёл в состав провинции Сирия.


Место чудесного исцеления Ананием апостола Павла

Дамаск связан с евангельской историей, именно здесь произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, к Христу Спасителю. (Деян. 9, 2-22). На одной из улиц города жил, ослепший по воле Божией, апостол Павел, где и был он исцелен от слепоты и крещён священномучеником Ананией 1 . Это историческое место отмечено древним церковным памятником, сохранившимся до нашего времени, - храмом святого апостола Анании, который расположен под землёй, в старой части Дамаска. Христианская община здесь существовала с первых лет проповеди святых апостолов.

В Дамаске так же находится часть главы святого Иоанна Крестителя.

Храм Иоанна Крестителя в начальный период владычества арабов использовался совместно и мусульманами, и христианами. В храме все молились в одном помещении: мусульмане в его западном крыле, а христиане - в восточном. Только через семьдесят лет, после завоевания арабами Дамаска, храм был перестроен в Великую мечеть. Согласно преданию, святую главу Иоанна Крестителя обнаружили арабские строители в одном из подземных склепов христианского храма, когда начали перестраивать его в мечеть. Они построили для честной главы святого пророка гробницу, расположив её у восточной стены мечети. Святую главу пророка Иоанна Крестителя всегда почитали не только христиане, но и мусульмане. Для последних Иоанн Креститель - один из святых пророков, которого они называют Яхья ибн Закария. Помимо гробницы в Великой мечети осталась еще одна деталь византийского храма - купель, в которой когда-то крестили младенцев . После того, как храм святого пророка Иоанна Крестителя отобрали у христианской общины Дамаска и обратили в мечеть, православные жители лишились своего собора. Новым кафедральным собором для епископов Дамаска и его христианских жителей стал храм в честь Пресвятой Богородицы, рядом с которым в настоящее время находится резиденция Патриарха Антиохийской Православной Церкви .

Гробница Иоанна Крестителя в мечети Омейядов, Дамаск

В византийский период в Сирии просияли великие христианские подвижники: преподобные Симеон Столпник, Ефрем Сирин и Исаак Сирин, Дорофей Газский, Иоанн Мосх. Творения этих преподобных отцов внесли большой вклад в формирование христианской аскетической письменности. Особое место в христианской истории Сирии того периода занимает святитель Иоанн Златоуст, который именно у себя на родине в Антиохии и в сирийской пустыне написал свои лучшие и основные богословские произведения.

Дамаск, несмотря на исламское владычество, оставался одним из основных центров Православия на Ближнем Востоке. Некоторые исследователи утверждали, что среди дамасских христиан того времени преобладали монофизиты (яковиты), однако источники не подтверждают массового яковитского присутствия в городе. Зато, напротив, содержат немало сведений о деятельности православной общины и её выдающихся представителях. Так выходцем из Дамаска был знаменитый византийский церковный деятель святитель Андрей Критский. Влиятельные позиции в государстве имел Серджун ибн Мансур, секретарь халифов Муавии и Абд ал-Малика, отец преподобного Иоанна Дамаскина .


В древние времена был уничтожен главный город Сирии Антиохия, а в 1348 году опустошён страшной эпидемией чумы Дамаск. Источники повествуют о совместной молитве мусульман, христиан и иудеев, чтобы отвести от города «чёрную смерть». Однако, несмотря на все невзгоды, выпадавшие на долю города, в 1367 году Антиохийский Патриарх перенёс свой престол в Дамаск, где он до настоящего времени и находится. Однако исторически до сего времени патриарх Сирийской Православной Церкви именуется Патриархом Антиохийским.

Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Сайднайе

Небольшой город Сайднайя расположен в 30 километрах к северу от Дамаска, он лежит на склоне холма, высота которого достигает 1450 метров над уровнем моря, в окружении виноградников и оливковых деревьев. В римскую эпоху поселение называлось Данаба, а нынешнее название Сайднайя с арамейского языка переводится как «наша госпожа». Монастырь поднимается над городом как неприступная крепость, окружённая стенами.

Вверх к обители ведут мраморные лестницы, на ступени одной из которых в 1985 году чудесным образом возникло радужное изображение Пресвятой Богородицы. Монастырь Сайднайской Божией Матери - крупнейший в Сирии. В нем подвизается около 50 монахинь и послушниц. Действует приют для девочек-сирот и гостиница для паломников. Массовый наплыв богомольцев происходит 8/21 сентября каждого года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.

По преданию, монастырь был основан в 547 году, когда византийский император Юстиниан I Великий во главе своего войска, шедшего войной на персов, проходил через Сирию, он остановил изнывающую от жажды армию, и отправился на поиски воды. По пути ему попалась газель, которую он начал преследовать. Красивое животное привело его к горному роднику и остановилось рядом. Повинуясь инстинкту охотника, император приготовился пустить в нее стрелу. Но прямо на его глазах газель превратилась в яркий и светящийся образ Пресвятой Богородицы, и, протянув к нему руку, Она сказала: «Юстиниан, не стреляй в меня, а построй для Меня на этом месте храм». Сказав, эти слова, Она исчезла.

Киот с Сайднайской иконой Божьей Матери.


Обитель прославилась, прежде всего, тем, что в ней хранится чудотворная Сайднайская икона Пресвятой Богородицы. Мироточивый образ Божией Матери в VIII веке принёс сюда один паломник из Иерусалима по просьбе инокини Марины, игумении монастыря. В настоящее время эта бесценная святыня хранится в серебряном ларце в часовне, имеющей отдельный вход, перед которым по восточной традиции все снимают обувь. В обители находятся также другие древние иконы византийского письма, датируемые V-VII столетиями. В XIX - начале XX веков Сайднайский монастырь часто посещали русские паломники, которые приносили в дар обители иконы. Одна из «русских икон», по свидетельству, насельниц монастыря, плачет кровавыми слезами, предвещая периоды бедствий и катастроф.

Пещера над Дамаском, где, по преданию, человек совершил первое убийство — Каин убил Авеля.

Местные жители-христиане считают, что их город связан с библейской историей, они могут показать паломникам место, где, по преданию, Каин убил своего брата Авеля. В Сайднайе в византийский период построено немало христианских храмов, большую их часть время не пощадило. Среди сохранившихся можно выделить храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Мар Йохана), построенного на месте древнеримского храма с использованием его архитектурных элементов и колонн. Из храма можно попасть в грот апостола Иоанна.

Маалюля

Маленький городок Маалюля расположен в горах Каламон на высоте 1650 метров над уровнем моря и на расстоянии 56 километров к северо-востоку от Дамаска. Его население составляет около 5 тысяч человек. В Маалюле многие местные жители до сих пор говорят и молятся на арамейском языке, на котором говорил Господь наш Иисус Христос. Часть жителей не знают арамейского и говорят на арабском языке. В настоящее время здесь открыт центр по изучению арамейского языка, куда приезжают лингвисты со всего мира, чтобы усовершенствовать свои знания.

Христианское поселение Маалюля — единственное место

на земле, где до сих пор жители города разговаривают на том языке, на котором разговаривал Иисус Христос.

Дома здесь построены один над другим, на крутых горных склонах и городок напоминает амфитеатр, находящийся среди живописных скал и ущелий. Белые дома, прилепившиеся к горе, внутри нередко имеют продолжение в естественных или вырубленных людьми в скальной породе пещерах. В Маалюле находится одна из главных христианских святынь Сирии - патриарший монастырь святой равноапостольной Фёклы Иконийской. Над обителью расположена пещера, в которой жила и погребена была святая Фёкла, ученица апостола Павла .

После смерти святой Фёклы около её пещеры местными христианами был создан алтарь, который сохранился до настоящего времени. В IV веке здесь основали женский монастырь во имя святой равноапостольной Фёклы. Обитель создавалась в два этапа. На первом этапе пещеру расширили, в её южной части находится гробница с честными мощами святой Фёклы, а восточнее - создали храм с каменным престолом для совершения богослужения. Между ракой и храмом находится чудотворный источник, от воды которого и по сей день происходят исцеления. Примечательно, что в пещере выросло дерево, возраст которого исчисляется веками. На втором этапе, который начался в XVIII веке и продолжился до конца XX столетия, в обители из камня построили отдельно стоящий храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя и кельи, а также благоустроили территорию.



Маалюля. Патриарший монастырь святой Феклы

В настоящее время здесь по-прежнему располагается женский монастырь, находящийся в юрисдикции Антиохийской Православной Церкви. Обитель возглавляет игумения Пелагея (Сайаф), построившая в монастырском комплексе школу-интернат для девочек-сирот. Она же организовала здесь мастерскую, в которой воспитанницы приюта и местные школьники занимаются вышиванием, плетением и другими традиционными ремёслами. Жители Маалюли чрезвычайно трепетно почитают святую Фёклу, называя её вот уже девятнадцать столетий «Баркатой», что означает на арамейском языке «благословенная». Монастырь посещают многочисленные паломники из Сирии и многих стран мира, которые поклоняются честным мощам святой Фёклы, берут воду из чудотворного источника и участвуют в богослужении в храме. Все паломники обязательно проходят через узкое ущелье в горе Маалюле, образовавшееся чудесным образом ради спасения святой девы. Особенно много паломников прибывает в обитель на престольный праздник 24 сентября /7 октября, когда празднуется память святой равноапостольной Фёклы. Паломникам есть где остановиться - в городке построили несколько гостиниц для тех, кто приезжает поклониться святыне. Кроме того, Маалюля считается одним из самых красивых и полезных горных курортов Сирии. Воздух здесь сухой и прохладный. Поэтому жители Дамаска спасаются в Маалюле от летнего зноя.

В горе Маалюле множество пещер и гротов: одни из них имеют естественное происхождение, другие вырыты людьми на протяжении столетий. Наибольшей известностью среди местных жителей и паломников пользуется пещера Каф Аль-Хури Юсеф, что в переводе обозначает «Пещера отца Иосифа». С незапамятных времён в ней проводились христианские богослужения. На стене ее северной стороны неизвестный мастер изваял в камне икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, с цветком или колосом пшеницы в руке.


Храм святых мучеников Сергия и Вакха

Древние престолы в храме св.мчч. Сергия и Вакха

Нескончаемая река паломников на протяжении всего года, в любую погоду прибывает в Маалюлю. Паломники обязательно посещают обитель Сергия и Вакха. Всеобщее внимание паломников привлекают два древних алтаря. Здесь до сих пор ведутся богослужения на арамейском языке. В храме освящены два придела: северный — в честь Пресвятой Богородицы и южный — в честь Архангела Михаила. Стены храма в древности украшали византийские фрески, часть из которых сохранилась до наших дней. В храме находятся древние византийские иконы, весьма почитаемые местными жителями и паломниками. Ежегодно 7/20 октября, в день празднования памяти святых мучеников Сергия и Вакха, сюда приезжает множество паломников. Они принимают участие в богослужении в храме, где уже почти семнадцать столетий звучат молитвы на языке, на котором говорил Господь.

Хомс

Здесь храниться пояс Пресвятой Богородицы.

Пояс Пресвятой Богородицы в серебряном цветке в церкви Ум аз-Зуннар в Хомсе

К святыне потянулись паломники, немощные и убогие, стремившиеся к исцелению. Чудеса начались практически сразу. В одном из приделов храма кучей свалены костыли, ортопедические аппараты, трости. Бывшие инвалиды оставили их здесь за ненадобностью. Чудесные исцеления от святыни продолжаются и по сей день.

В Хомсе находится христианский храм во имя святого мученика Илиана, из сорока севастийских мучеников, построенный на месте его погребения.

Крак де Шевалье или Аль-Хосн

Монастырь святого Георгия Аль-Хумайра

В 60 километрах от Хомса, недалеко от крепости Крак де Шевалье, получившей известность как самое мощное фортификационное сооружение крестоносцев, в городке Эль-Хумайра находится древний православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца, который местные жители называют Дэр Мар Журжу или Мар Джорджиус. Обитель была основана в первой половине VI века, в правление византийского императора Юстиниана I Великого. Внутри монастыря с византийских времён прекрасно сохранился подземный храм, в котором находится чтимый образ святого Георгия Победоносца и часть его пояса. В монастыре хранится грамота праведного халифа Омара (Умара) ибн ал-Хаттаба, в которой он брал монастырь святого Георгия Победоносца под свою защиту, предписывал мусульманам жить в мире с христианами и освобождал обитель от всех налогов и сборов.

В 1857 году здесь возвели новый храм с помощью русских монахов, а позже построили резиденцию для местного епископа, в которой останавливается Антиохийский патриарх во время посещения монастыря. Недалеко от обители, в долине ал-Фаввар, находится святой источник, носящий такое же название, как и долина. Вода бьёт из него фонтаном несколько раз в день, что и объясняет его название, которое означает на арабском «фонтан». В обитель на поклонение святыне в день памяти святого великомученика прибывают тысячи православных паломников из Сирии и многих стран мира. Игумен монастыря с неизменной доброй и умной улыбкой сам встречает паломников у ворот и показывает святыни обители.

Христианское монашество в византийский период истории Сирии являлось важной составной частью религиозной жизни народа. Среди христианских аскетов, по свидетельству церковных историков, встречались затворники - подвижники, заживо замуровавшие себя, жившие в цистернах, носившие тяжёлые цепи и вериги. Вокруг наиболее прославленных подвижников благочестия собиралась братия, образовывались сообщества отшельников. Самым первым и известным из аскетов этого направления был преподобный Симеон Столпник, ставший олицетворением антиохийской святости. Десятки лет он провёл на высоком каменном столпе близ Антиохии, примиряя враждующих, обращая в христианство язычников, давая верующим наставления.
Согласно преданию, преподобный Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его честные мощи почивали в Антиохии.


Разрушенный Монастырь и столп святого Семионна

Монастырь преподобного Симеона Столпника, самый впечатляющий христианский памятник ранневизантийской архитектуры в Сирии. Основную часть обители составлял огромный храм из четырех базилик, поставленных крестом вокруг колонны, на которой святой праведник провел почти 37 лет своей жизни. Однако ни время, ни люди не пощадили это святое место. Сохранившиеся величественные развалины монастырского комплекса придают особое ощущение месту, где до сих пор находится великая христианская святыня - часть столпа, в форме гигантского яйца - остатки двенадцатиметровой колонны, воздвигнутой самим преподобным Симеоном.

Монастырь прп. Симеона Столпника

Сирия обречена. Она, вероятно, падет до конца этого года. И, не дай Бог, начнут сбываться пророчества Ванги. А для этого есть все предпосылки. Ванга пророчествовала падения Сирии и после этого третью мировую войну, которая будет сопровождаться химическими атаками, когда цветы перестанут пахнуть и вода будет приносить смерть тем, кто её будет пить. Всё начнётся от падения Сирии.


Дальнейшее развитие событий может разворачиваться по нескольким направлениям. Друг за другом или параллельно, но все они ведут к одному -к эскалации и взрыву обстановки на Ближнем Востоке.

После свержения режима Асада с большой вероятностью к власти придут исламисты. Причем ваххабитского толка. Эти люди точно не помилуют и не оставят в своей стране ни каких христианских святынь. Вот почему Православная Церковь и Дамаска и Москвы поддерживает режим правления Асада.

.
Маалюля известна тем, что здесь говорят на арамейском языке (западный диалект), на котором проповедовал Иисус Христос. На арамейском говорит около 6 тысяч человек, в том числе в трех поселениях этого района Сирии.

Маалюля – означает «вход» , и действительно, деревушка расположилась в живописном ущелье среди скалистых гор Каламун на высоте 1650 метров, испещренных гротами и скитами отшельников, которые селились здесь.



В Маалюле расположены два важных христианских монастыря: монастырь Святой Феклы и монастырь Святого Сергия (Мар Саркис – арабское имя Святого Сергия).


Фекла родилась в Иконии в богатой семье (сейчас турецкий город Конья) , сидя у открытого окна (закон запрещал присутствовать женщинам на мужских собраних), она услышала проповеди апостола Павла. Слова апостола произвели такое впечатление на Феклу, что она не ела и не пила 3 дня.
Разгневанный жених Феклы настоял на том, чтобы Павла посадили в темницу, но она пробралась в темницу, подарив стражнику свое серебряное зеркало и всю ночь слушала его речи. Городские власти постановили Павла изгнать из города, а Феклу сжечь. Но ливень затушил пожар, а град разогнал стражников.
Фекла последовала за Павлом в Антиохию. Там местный правитель влюбился в нее, но не добившись благосклонности Феклы, бросил ее к голодным львам. Но те стали лизать святой руки.
Осев в Маалюле, Фекла занялась врачеванием – силой своей Веры исцеляла больных физически и духовно безвозмездно. Местные врачи думали, что сила Феклы в том, что она девственница и подговорили разбойников напасть на нее. По другой версии, Феклу преследовали римские солдаты, которых подговорил напасть на дочь родной отец.
Когда преследователи были совсем близко, святая Фекла взмолилась о помощи к Христу, и горы, окружающие Маалюлю расступились, образовав узкое ущелье, по которому Фекла убежала от разбойников.



Недалеко от той пещере, где жила святая, воздвигли монастырь Мар Такла (монастырь Святой Феклы) .


Монастырь Святой Феклы. Маалюля.

Мощи святой Феклы хранятся в нише пещеры, здесь устроили часовню, и множество паломников приходят сюда молить у Феклы исцеления. С потолка пещеры капает вода из неиссякаемого источника, отсюда брала воду Феклу, и она считается святой.
От старых построек сохранилась только церковь – типичный византийский храм, монастырский двор с фонтаном с комнатами насельниц постройки XIX века. Под полом церкви – остатки древнего языческого храма.



Монастырь Святого Сергия и Вакха находится на другой стороне ущелья на вершине 1790 метров.


Монастырь Святого Сергия и Вакха.

Сергий и Вакх были римскими легионерами, но став приверженцами христианской веры, отказались приносить жертвы языческим богам и были казнены.
Монастырь возведен на месте языческого храма, причем стены древнего храма сохранены, что дает право считать Мар Саркис одним из древнейших в мире действующих монастырей.
От языческого храма осталась и форма церкви – чашевидная с двумя алтарями. Такая форма алтаря была отменена во второй половине IV века из-за слишком большого сходства с языческими атрибутами.
Здесь находится икона Девы Марии – список (копия) с иконы, написанной Святым Лукой, хранящейся в монастыре Сейднайской Богоматери.
Со смотровой площадки рядом с монастырем открывается вид на Маалюлю .

Маленький городок Маалюля известен тем, что он является одним из трех мест на земле, где местные жители до сих пор говорит на арамейском языке, на котором говорил Иисус Христос. Этому удивительному сохранению способствовала и труднодоступность самого городка. Теперь здесь открыт небольшой научный центр по изучению древнего языка и сюда приезжают лингвисты со всего света. В апостольские времена арамейский язык, относящийся к группе семитских языков, был основным разговорным языком на большей части территории Ближнего Востока.

Город Маалюля находится в 56 км к северо-востоку от Дамаска, на высоте 1650 м над уровнем моря, в горах Каламон. Со всех сторон город окружен высокими горами и попасть в него можно только через узкое ущелье. Может быть, поэтому в переводе с арамейского Маалюля означает «вход» или «проход». Жилые дома, уютно прилепившиеся на склонах гор, возвышаются здесь друг над другом, на фоне живописных скал и грозного ущелья. Здесь находится и одна из величайших святынь Сирии - монастырь Святой равноапостольной Фёклы, первомученицы, верной ученицы апостола Павла.

Святая Тёкла (в русской традиции - Фёкла) родилась в римском городе Икония, расположенном при подошве горной гряды Тавра, на юге Малой Азии. Ее отец в этом городе являлся наместником (по другой версии, она была дочерью богатой вдовы), поэтому она выросла в достатке и роскоши, а к 18 годам получила хорошее языческое образование. Ее готовили уже выдать замуж, когда судьба ее вдруг круто изменилась.

Около 45 г. от Рождества Христова в город Икония прибывает, как свидетельствуют новозаветные «Деяния апостолов» (гл. 14), апостол Павел в сопровождении Варнавы, проповедуя иудеям и эллинам Слово Божье. Они остановились, по преданию, в доме некоего Онисифороса, располагавше-гося рядом с домом римского наместника. Яркие проповеди святого Павла смогла подслушать из открытого окна и Фёкла. Его слова пробудили в душе совестливой девушки глубокую веру, наполнили смыслом существования и укрепили в убеждении, что жизнь ее теперь должна быть посвящена Богу. Воздействие его слов было так велико, что она не ела и не пила три дня. Это вызвало ярое негодование ее близких, которые стали одними из инициаторов гонений апостола за проповедь Евангелия.

Сохранилось множество раннехристианских сочинений, описывающих жизнь Фёклы. Разные предания свидетельствуют, что по настоянию роди-телей Фёклы апостол Павел был заключен под стражу. Но Фёкла ночью, подкупив стражников, пробралась в его темницу, подарив им серебряное зеркальце. Там она всю ночь слушала его поучения и наставления о любви к Богу, которые укрепили ее в вере и правильности выбранного пути. Вскоре апостола Павла постановили изгнать из города вместе с Варнавой и немно-гими их последователями. А бедную Фёклу, разгневавшись на ее упорство и непреклонность, за отказ отречься от новой веры, осудили на сожжение. Апостолы несколько дней молились об избавлении Фёклы от неправедного суда, находясь недалеко от города. Когда мучители развели уже сильный огонь, внезапно начавшаяся гроза с сильным ливнем затушила бушевавшее пламя, сохранив тем самым ее невредимой. Видя непреклонную волю провидения, городские власти решили отпустить ее. После чудесного избавления Фёкла находит апостолов Павла и Варнаву и вместе с ними благовествует Слово Божье в Сирии, совершая многочисленные чудеса. Вместе с ними она при-ходит в Антиохию, где наместник города, прельщенный ее красотой, решил добиться ее. Но решившая посвятить свое девство Жениху небесному, Фёкла дает ему прилюдно решительный отказ. Разгневанный ее упорством, в гневе он осуждает ее на съедение львам. Брошенная к ним в яму, она остается чудесно невредимой, они лишь миролюбиво ластятся к ней. Тогда бросают на нее многочисленных ядовитых змей, но и они не причиняют ей никакого вреда. Господь не допустил её погибели, сохранил жизнь ее для будущих деяний. Из христианок она первая была осуждена на мучения - растерзание дикими зверями, и хотя они и не коснулись ее, но в христианской истории считается она первомученицей. После чудесного спасения наместник города отпускает святую Фёклу, которая, по благословению апостола Павла, уже самостоятель-но идет в город Селевкию, что стоял когда-то на берегу Средиземного моря и где находились захоронения сирийских царей. Фёкла много проповедует, неся слово истины, и творит чудеса с Божьей помощью. Она успешно рас-пространяет христианство в Сирии, наравне с апостолами, поэтому позднее признается Церковью равноапостольной. Когда она приходит к горам Ка- ламона, совершенно изможденная, она обращается к Господу о милости не оставить ее без Его заботы. Ведь от долгих лет странствия силы покинули ее, а надо было преодолеть высокую гору. Упав на колени, она долго молит о даровании сил и помощи. И происходит чудо, гора неожиданно раздвигается, образуя узкий проход к селению. По другой версии, скала раздвигается во время погони от солдат, посланных отцом за непреклонной дочерью, дав ей возможность укрыться в селении. Но чудесное образование ущелья многие века пытливый ум человека не мог объяснить иначе. Даже сегодняшней науке трудно внятно объяснить причины подобного природного чуда, когда гора словно разломлена какой-то невидимой силой.

Позднее праведная Фёкла поселилась здесь, в пещере, у источника, где проводила дни в посте и молитве и где часто принимала больных, принося им многочисленные исцеления. Отсюда - второе значение названия Маалюля, это место, куда приходят больные, по-арабски «маалиль».

После смерти святой в ее пещере был устроен храм и воздвигнут алтарь, сохранившийся и доныне. В IV в. здесь был основан женский монастырь, когда была расширена естественная пещера. В южной ее части размещена гробница с мощами святой Фёклы, а в восточной - каменный престол для богослужений. Здесь же находится и чудотворный источник, водами которого исцеляются и сегодня. Вода здесь капает с потолка и собирается в каменном резервуаре, из него же пила воду и святая ее обитательница. Следует отметить интересный факт, что в пещере выросло дерево, возраст которого никто не берется определить. На склонах гор вокруг пещеры хорошо видны много-численные кельи-пещеры ранних христиан, которых с древних времен стала привлекать святость этого места.

В XIX в. в монастыре Святой Фёклы был построен храм во имя Пророка Иоанна Крестителя, в знак того, что святая Фёкла здесь первая крестила местное население. Были также возведены кельи и благоустроена территория, что позволило создать уютный монастырский комплекс. Здесь по-прежнему располагается женская обитель и сегодня, где проживает тридцать монахинь, заботящихся о поддержании монастыря и воспитании девочек-сирот. Мона-стырь всегда находился в юрисдикции Антиохийской православной церкви, а до XIX в. в Маалюле даже располагался центр епископата. Интересно, что в 325 г. его епископ Евтихий принимал участие в Первом Вселенском соборе в Никее и подписывал его определения.

Местные жители любовно называют святую Фёклу «Баркатой», что означа-ет на арамейском языке «благословенная». Поклониться ее мощам ежедневно прибывают многочисленные паломники, но больше всего их прибывает в престольный праздник, 24 сентября / 7 октября, когда празднуется память святой Фёклы. Паломники останавливаются в Маалюле, который является также одним из горных курортов Сирии и куда приезжают жители Дамаска спасаться от летнего зноя.

На вершине горы Каламун находится одна из древнейших обителей Си-рии, монастырь и храм во имя Святых мучеников Сергия и Вакха, римских воинов, мученически пострадавших за веру, который по-арабски называют «Маар-Саркис». Как известно, мученик Сергий был небесным покровителем преподобного Сергия Радонежского, а храм в честь него был здесь воздвигнут уже в IV в., а позднее рядом создан мужской монастырь. В храме сохранилась часть византийских фресок, а также два древних алтаря в форме чаши, повторяющие языческие традиции. Богослужения здесь ведутся до сих пор на арамейском языке.

Интересна в Маалюле традиция празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Как известно, в 325 г. императрицей Еле-ной в Иерусалиме был найден Крест Христов. Множество народа пыталось увидеть святыню. И тогда патриарх Иерусалимский Макарий стал поднимать (воздвигать) Крест, а люди поклонялись ему. В память этого события был позднее установлен праздник. Так вот, известие о нахождении Креста было передано в Константинополь по древнему способу передачи информации - с помощью сигнальных костров. И в память этого события в Маалюле всегда на вершинах гор разжигаются многочисленные костры.

Монастырь святой Феклы - православный женский монастырь, расположенный в деревушке Маалюля, в Сирии. Монастырь известен как последняя обитель святой Феклы, а также место, где хранятся её мощи. Христианами монастырь почитаем как святое место и объект паломничества.

Монастырь был основан в четвёртом веке - именно тогда в скале была вырублена пещера, где сейчас покоятся мощи святой Феклы. Позже рядом с пещерой построили церковь с каменным престолом, чей алтарь был вырезан прямо в скальной породе. Рядом с храмом бьёт святой источник, вода которого, по поверьям, способна исцелять болезни. Намного позже, уже в восемнадцатом веке, монастырь значительно расширился, были построены многие здания - новый храм, монашеские кельи и школа для девочек.

Рядом с монастырем расположено живописное ущелье, которое также связывают с легендами о святой Фекле - якобы, спасаясь от врагов, девушка помолилась, и гора раскололась надвое, открывая путь к спасению.

Монастырь святой Феклы - одно из самых удивительных мест во всей Сирии. Здесь витает дух древности и царит особенная атмосфера. А в деревушке Маалюля, где расположен монастырь, жители по-прежнему говорят на арамейском - на языке самого Иисуса Христа. Всё это придает монастырю особый колорит, привлекающий христианских паломников со всего мира.

Монастырь Мар-Муса аль-Хабаси

Недалеко от Дамаска, посреди пустыни, находится монастырь Мар-Муса Аль-Хабаси (святого Моисея Абиссинского). Он построен в 11 веке на месте обители отшельника из Эфиопии, позднее канонизированного. Позднее монастырь пришел в упадок, с 1983 года под руководством иезуита Паоло делл’Оглио началось его восстановление.

Монастырь Мар-Муса постоянно принимает паломников изо всех стран мира, как христиан, так и мусульман, поддерживает связь с мусульманским миром, признавая ислам равноправной с христианством религией. Также уникальность монастыря состоит в том, что он смешанный – в числе его монахов как мужчины, так и женщины. Службы ведутся на арабском языке.

Архитектурный стиль монастыря отличается аскетичностью и простотой. К нему ведет каменная лестница длиной около 1 километра. В церкви при монастыре сохранились средневековые фрески. Паломники и обычные посетители размещаются в специальных комнатах, на них возлагаются обязанности помогать монахам в хозяйственных делах.

«Сирийская экспедиция» - так называется проект, осуществленный Центром общественного и культурного сотрудничества Союза писателей России при поддержке Русской Инженерной компании. Серия книг «Ближневосточная командировка» в ближайшее время должна пополниться новым изданием, подготовленным участниками проекта, под руководством доктора философских наук, профессора Э.Ф. Володина и Председателя Совета директоров Русской Инженерной компании С.В. Исакова.

Для сбора материалов «Сирийского альманаха» (так будет называться новая книга) Сирийскую Арабскую республику посетила делегация писателей, которая не только ознакомилась с историческими достопримечательностями древнейшей страны Ближнего Востока, но провела ряд встреч с ее духовными и политическими лидерами, соотечественниками, работающими и живущими в Сирии, представителями Русской Православной Церкви. Участников экспедиции приняли Патриарх Антиохийской Церкви Игнатий, Верховный Муфтий мусульман Сирии Карет, Председатель Союза арабских писателей Сирии Али Окли Арсан, Министр обороны генерал армии Мустафа Тлас, руководитель аппарата военных советников А.И. Зайцев, представители Московской Патриархии в Дамаске отец Елисей и отец Анатолий, посол Российской Федерации Р.В. Маркарьян…

В Центре Российской культуры при большом стечении людей состоялась презентация предыдущих книг серии: «Ближневосточная командировка» «Багдадские дневники», «Архипелаг в океане».

В течение двух недель группа писателей изучала исторические святыни Христианства в городах Холмс, Алеппо, Латакия, Хама и, конечно, Дамаск - являющийся средоточием исторических памятников, былого и нынешнего процветания этой старейшей среди всех столичных городов мира.

Писатели посетили Православные монастыри и храмы в Сейднайе, Маалюле, на Херувимской горе - места молитвенных трудов апостолов Павла и его учеников.

По возвращении в Москву писатели, среди которых были Эдуард Володин, Сергей Куличкин, Юрий Лощиц, Александр Сегень, Сергей и Иван Лыкошин, Олег Фомин, приступили к работе над очередной книгой проекта, куда войдут также публикации современных писателей и общественных деятелей исторически дружественной нам Сирии.

Посёлок Маалюла расположен в горах Каламон на расстоянии 56 километров к северо-востоку от Дамаска.

Дома, прилепившиеся к крутым склонам живописного горного ущелья один над другим, напоминают своеобразный амфитеатр. Внутри частью жилища нередко является вырубленная в скале пещера.

Маалюля - наиболее известный из сохранившихся уголков, где население до сих пор говорит на арамейском языке - на языке Господа нашего Иисуса Христа. (В начале нашей эры арамейский язык, относящийся к группе семитских языков, был основным языком общения в ряде районов Восточного Средиземноморья).

Маалюля - одна из главных христианских святынь в Сирии. Здесь находится пещера, в которой жила и погребена святая равноапостольная Фёкла - ученица святого апостола Павла.

Святая Фёкла (Текла) родилась в городе Иконии (на Средиземноморском побережье современной Турции, вблизи Греции). Её отец занимал внимание в Римской империи и являлся римским наместником в Иконии. Фёкла росла в достатке и благополучии, соответствующем высокому положению семьи, и воспитывалась родителями в традициях языческих верований своих предков. К 18-ти годам это была красивая и образованная девушка. Родители готовились отдать её замуж.

Впервые жители Иконии услышали об учении Иисуса Христа от апостола Павла, когда в сопровождении Варнавы (см. Деяния, гл. 13, 14) он, по пути в Грецию, пришёл в Иконию (45 года от Рождества Христова). Апостол остановился в доме Онисифороса, который располагался по соседству с домом римского наместника, и Фёкла из окна своего дома слушала проповеди св. Павла, с которыми он обращался к местным иудеям и эллинам. Слова апостола привлекли внимание и постепенно наполнили душу девушки светом искренней и глубокой веры во единого Бога и Отца и в Иисуса Христа, сына Божия, который пришёл взять на себя грехи людей и указать им путь к спасению. День ото дня Фёкла укреплялась в вере и в убеждении, что её жизнь должна быть посвящена христианству.

Родители придерживались старых взглядов и уговаривали дочь вернуться к языческим традициям семьи, но не смогли заставить Фёклу отказаться от веры в Христа-Спасителя. Разгневанный упорством дочери, наместник приказал сжечь её на костре, но внезапная гроза с сильным ливнем потушили огонь. Тогда Фёклу бросили в яму с голодными львами. Но львы стали ластиться к ней, как домашние кошки. На неё напустили ядовитых змей, но и они не причинили ей вреда.

Замученная преследованиями отца, девушка была вынуждена бежать из Иконии. Отец послал за ней отряд воинов, но их постигла неудача.

Святая Фёкла отправилась сначала в Антиохию, оттуда - дальше на юг. По пути она проповедовала учение Иисуса Христа и творила многие чудеса.

Весь путь девушка прошла пешком. Когда она достигла Маалюльских гор, силы покинули её: она была утомлена долгим странствованием и истощена усталостью. Но чтобы спуститься в селение, надо было преодолевать высокую гору.

Тогда Фёкла, пав на колени, стала просить Господа помочь ей. И произошло одно из чудес господних: гора раздвинулась и образовала узкий проход, по которому Фёкла вышла к селению. Само слово "Маалюля" означает по-арамейски "проход" или "вход".

Св. Фёкла поселилась в небольшой пещере у ущелья. Святая долгие годы прожила в этой пещере у источника, проводя дни в посте и молитве. К ней приходили люди из разных мест, и она крестила уверовавших водой из источника и исцеляла больных.

И сегодня те, кто с искренней верой приходят к могиле святой Фёклы и испить воды из неиссякаемого чудотворного источника, получают исцеление от болезней и благословение.

У пещеры св. Фёклы христианами был создан алтарь, где совершались молитвы до III века от Рождества Христова. Алтарь сохранился до сегодняшнего дня. С 4-ого - до начала 19-ого веков в Маалюле располагался центр епископата.

Сейчас здесь женский православный монастырь, относящийся к Антиохийской православной церкви. Послушницы заботятся о поддержании монастыря и воспитывают девочек-сирот.

24 сентября - праздник св. Фёклы. В этот день в монастыре особенно много гостей. 14 сентября, в праздник Креста Господня, на вершинах в Маалюле зажигают костры в память о том, каким способом в 325 году от Рождества Господа нашего Иисуса Христа из Иерусалима в Констатинополь передавалась весть о нахождении под почвы Святаго Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Церковь при монастыре, где служат Литургии названа в честь Иоанна Крестителя в знак того, что св. Фёкла, первой в этих местах, крестила вновь обращенных христиан.

Обновление монастыря продолжается по сей день, в том числе благодаря пожертвованиям верующих. Чтобы попасть к пещере св. Фёклы, древнему алтарю и святому источнику, надо от площадки монастыря подняться вверх по лестнице. Оттуда хорошо видны древние каменные кельи первых христиан на склонах противоположных гор.

При монастыре есть музей с образцами медной утвари 12-ого века.

В монастыре есть специальное крыло для жительства девочек-сирот, их воспитания и социальной подготовки, чтобы девочка стала либо полезной женой в обществе, либо монахиней в монастыре.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх