Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома). Военный университет радиационной химической и биологической защиты Военный институт имени тимошенко

Генерал-лейтенант
Доктор технических наук, профессор

Родился 14 октября 1950 года в селе Канаш Шенталинского района Самарской области. Окончил Саратовское высшее военно-химическое командное училище (1968-1971) и Военную Краснознамённую академию химической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (1973-1977). Проходил военную службу на должностях: командира взвода (1971-1973), адъюнкта очной адъюнктуры указанной академии (1977-1980), старшего научного сотрудника (1980-1984), преподавателя (1984-1987), старшего преподавателя (1987-1991) и начальника кафедры академии (1991-1995).

В 1980 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В 1990 году присвоено ученое звание доцента по кафедре специальных дисциплин. В 1993 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. В декабре 1993 года присвоено ученое звание профессора по кафедре вооружения и военной техники.

С октября 1995 года проходил службу в системе МЧС России на должностях: начальника учебного отдела (1995-1996), заместителя начальника Академии гражданской защиты МЧС России по учебной и научной работе (1996-1997), заместителя начальника указанной академии (1997-2000). С октября 2000 года по декабрь 2003 года проходил службу в централь-ном аппарате МЧС России в должности начальника департамента гражданской защиты.

В декабре 2003 г. уволен в отставку по состоянию здоровья. Воинское звание – генерал-лейтенант. С 2004 по 2008 годы работал в организациях, занимающихся проектированием, разработкой и производством средств индивидуальной защиты для защиты населения в чрезвычайных ситуациях. С 2009 г. главный научный сотрудник ФГУ ВНИИ ГО ЧС МЧС России.

Ведёт большую научную и общественную работу. Активный участник международных и отечественных научных и научно-практических конференций. Является действительным членом (1998) академии военных наук РФ, председателем подкомитета Технического комитета по стандартизации – ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», Президентом НП СРО «Объединение организаций-разработчиков систем комплексной безопасности».

Признанный специалист в области: теории распространения примесей в атмосфере; испарения жидких веществ и сжиженных газов; токсикологии; прогнозирования химической обстановки и оценки последствий аварий и разрушений на химически опасных объектах, а также террористических актов с применением высокотоксичных химических веществ; оценки эффективности использования средств индивидуальной защиты. Под его непосредственным руководством выполнено более 60 работ в области защиты войск и населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, подготовлено 13 кандидатов наук. Руководил и принимал непосредственное участие в разработке математического и методического обеспечения, предназначенного для обоснования размеров ЗЗМ вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия, а также оценки возможных последствий аварийных выбросов и проливов отравляющих веществ. С помощью разработанной под его руководством методики осуществлено обоснование и определение линейных размеров ЗЗМ для всех объектов по хранению и уничтожению химического оружия. Они утверждены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Награждён орденом Почёта РФ, орденом международной организации гражданской обороны (МОГО), 12-тью юбилейными медалями и медалями за выслугу лет. Награжден: нагрудным знаком I степени Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия «За заслуги в уничтожении химического оружия»; ведомственным нагрудным знаком МЧС России «За заслуги»; ведомственным нагрудным знаком ГУГПС МЧС России. В июле 2015 года Постановлением Правительства РФ генерал-лейтенант Батырев В.В. за большой личный вклад в развитие и совершенствование национальной и международной нормативной, правовой, научной и методической базы в области защиты населения награжден памятной медалью «Патриот Родины».

Увлечения: научная деятельность по разработке новых образцов средств индивидуальных и коллективных средств защиты населения от ОВ и АХОВ и современных технических требований к ним.

А. Ермолин ― Добрый день всем, кто нас слушает, в эфире программа «Военный совет». Наш гость, наш эксперт сегодня Игорь Анатольевич Кириллов, начальник Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им.Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко, генерал-майор. Игорь Анатольевич, здравствуйте.

И. Кириллов ― Здравствуйте.

А. Ермолин ― Не первый раз в этой студии, не первый раз в этом эфире Игорь Анатольевич. Давайте, тем не менее, напомним нашим слушателям про историю создания, вообще как появилась академия. Я сегодня с близкими дома прощался, слово РХБЗ произнес, все с таким удивлением: а что это значит? Давайте расскажем, что такое РХБЗ, и вообще о славном пути вашей академии.

И. Кириллов Военная академия была сформирована 13 мая 1932 года, в этом году мы празднуем 85-летие, это для нас большое событие, связанное с такой, будем говорить торжественной… Ну не круглой, но такой, знаменательной датой. 85 лет большая… Военная академия с 2006 года находится в городе Кострома, объединило под свое крыло, можно так сказать раннее существующую военную академию, Саратовское училище, Костромское училище, Тамбовское училище. Сейчас это целый пласт подготовки и слушателей, и курсантов, и курсантов со средним профессиональным образованием, ну и прежде всего научная рота, которая у нас создана 2 года назад.

А. Ермолин ― То есть, все военные училища, которые соответствовали вашему профилю, да? Вот когда шло укрупнение…

И. Кириллов ― Да, мы объединили.

А. Ермолин ― Ну, это вот… Можно сказать, что вот академия и есть тот самый военный учебно-научный центр, или один из них? Или все-таки у академии какой-то свой собственный особый статус?

И. Кириллов ― Я думаю, что да, военная академия является кузницей подготовки высококлассных, высокообразованных специалистов в области радиационной химической (неразборчиво) защиты. Это подтверждается и тем, что у нас иностранцы обучаются, и количество стран увеличивается с каждым годом, и интерес к проблемам подготовки специалистов в этой области, он растет.

А. Ермолин ― А почему это актуально?

И. Кириллов ― У нас… Мы живем в мире, который не является спокойным. У нас есть угроза в области радиационной, химической и биологической безопасности. Специалисты в этой области, они востребованы не только для Минобороны, но и для других федеральных органов исполнительной власти. Поэтому я думаю, вот в связи с тем, что мы являемся единственным ВУЗом, который готовит специалистов в данной области, выпускники востребованы.

А. Ермолин ― А ваши выпускники, они вот получают комплексную подготовку, то есть и радиационная, и химическая, биологическая защита. Или все-таки есть какая-то своя специфика? Ну например, если взять то же самое биологическое оружие, то это особый, огромный пласт вообще людей, которые должны в этом понимать и разбираться. Это по сути дела такие, военные ученые должны быть.

И. Кириллов ― У нас готовятся по двум специальностям. Если не раскрывать специальность, то это командный профиль образования, и инженерный профиль образования. Притом, вот на инженерный профиль образования мы и набираем с другими подходами, это более высокие знания в области химии и биологии, и выпускаем мы специалистов, которые предназначены больше на должности в научно-исследовательские лаборатории. Научные сотрудники, научно-исследовательских институтов и центров.

А. Ермолин ― Вот первый вопрос уже пришел из Санкт-Петербурга от пользователя, который инициалами подписался А.Н.: а разве интересуется молодежь такими специальностями? Ну действительно, редкие в общем-то специальности. Как у вас с конкурсом, и вообще вот много ли молодых людей стремится к вам попасть?

И. Кириллов ― Ну, ответ бы хотел построить по нескольким направлениям. Ну во-первых вот конкурс, который у нас был в прошлом году по ряду специальностей, он у нас был до 5 человек на место. Это сильное такое подспорье, есть из кого выбрать. Я понимаю, что у нас требования к уровню подготовки по химии, он где-то сравним с уровнем подготовки при поступлении в медицинские учреждения. И нам нужны выпускники, которые ну, будем говорить на ты с химией. Ради этого мы организовали даже дополнительную подготовку поступающих в ВУЗы. Бесплатные курсы, они идут с декабря месяца, в течение полугода. Это не натаскивание, но мы присматриваемся к тем, кто к нам обращается, выставляем приоритеты, кого необходимо взять с кем провести работу, чтобы они действительно изъявили делание поступать.

А. Ермолин ― То есть, это система довузовской подготовки?

И. Кириллов ― Да, система довузовской подготовки, мы ее реализуем второй год подряд. Она показала, что это актуально. Вот если в прошлом году у нас было порядка 45 человек молодых людей, которые изъявили желание позаниматься химией дополнительное время, то в этом году у нас их 95.

А. Ермолин ― Это очные курсы?

И. Кириллов ― Это курсы, они бесплатные, любой желающий может выйти на сайт военной академии, и записаться.

А. Ермолин ― А, ну то есть это удаленные курсы, да? Или (неразборчиво).

И. Кириллов ― Нет, это Кострома.

А. Ермолин ― В Костроме, да?

И. Кириллов ― Да, мы прорабатываем вопрос, чтобы это были курсы удаленные, и за этим наверное будущее.

А. Ермолин ― Но пока только те, кто живет в Костроме, имеет преимущество?

И. Кириллов ― Кострома, Костромская область, мы пока работаем (неразборчиво).

А. Ермолин ― А скажите, а как вот академия устроена? Ну, с точки зрения прежде всего структуры, там какие у вас кафедры, какие факультеты, какие… Ну, я не знаю там, какие учебные центры есть?

И. Кириллов ― Академия структурно состоит из управления, из трех факультетов: это командно-инженерный факультет, командный факультет, и специальный факультет, на котором обучаются иностранцы. Из 17 кафедр, притом 2 кафедры мы открыли в прошлом году. Это кафедры, вот которые интерес проявляют (неразборчиво) кафедры биологической защиты, и кафедра автоматизации управления войсками. Мы пришли к тому, что объем материала, который проходит по этим направлениям, они требуют выделения отдельной области изучения, отдельных лабораторий, отдельно профессорско-преподавательского состава, отдельных научных работников.

А. Ермолин ― И та и другая кафедра, да?

И. Кириллов ― И та, и другая кафедра. Поэтому у нас осталось 17 кафедр, у нас кроме этого ряд больше десятка научно-исследовательских лабораторий. По учебно-материальной базе я скажу, что у нас 6 учебных корпусов, порядка 30 лабораторий различных направлений, но они направления понятно, какие-то по радиационной, химической, биологической безопасности.

А. Ермолин ― А с точки зрения содержания образования, вот какую долю занимают скажем предметы, курсы, связанные с получением ну, такого широкого общего образования, да? И какую часть занимает специализация? У вас же специалитет, да? В новой системе.

И. Кириллов ― Да, в новой системе образования специалитет. Хотя он не совсем подходит под (неразборчиво) систему, которая у нас… Вот принято решение министром обороны, что нас должен быть (неразборчиво), и это абсолютно правильно. За 4 года обучить инженера по нашему профилю образования очень тяжеловато. Какая доля? Мы все, как ВУЗы… Минобороны. Министерство образования перешли на федеральный государственный образовательный стандарт. С 1 сентября 16 года (неразборчиво) три плюс, в котором больше дается возможности реализации направления подготовки специалиста. В части, касающейся блоков дисциплин, то они делятся на 3 части, можно так сказать. Это блок военных дисциплин, основной из которых – это тактика, стратегия, радиационная химически-биологическая защита. Войска занимаются обеспечением выполнения задач видами и родами вооруженных сил. Это блок гуманитарных дисциплин, основной из которых – это психология, управление персоналом, и блок точных дисциплин. Это вот один блок, отдельно я думаю нужно отметить – это изучение биологии и химии. Если взять химию, то у нас практически наверное больше 10 дисциплин, которые изучаются только по этой химии. С химией у нас серьезно, мы готовим специалистов… Учиться тяжело.

А. Ермолин ― Это же хорошо.

И. Кириллов ― Это хорошо, это подспорье. Но вот в этом месяце мы провели олимпиаду по химии. В связи с тем, что у нас военный ВУЗ с химическим таким уклоном у нас один, мы проводим олимпиаду межрегиональную. То есть, это… Участвуют те ВУЗы, это РГТУ имени Менделеева, это Ивановский химико-технологический университет, еще ряд ВУЗов которые гражданского профиля, на базе военной академии проводятся олимпиады. Вот у нас прошла олимпиада, участвовало порядка 180 человек. Военная академия… Вот нельзя сказать, что заняла первое место потому, что она являлась организатором. Но показала хорошие результаты, ну действительно заняла первое место. Есть, к чему стремиться.

А. Ермолин ― А кто, вот из каких-то таких серьезных химических, химико-технологических университетов, тоже ребята участвовали, да?

И. Кириллов ― Да, участвовали. Вот я сказал, Ивановский, Московский университеты, РГТУ имени Менделеева, это очень серьезный ВУЗ. Мы стараемся чаще общаться с ВУЗами по этим вопросам, гражданскими. Обмениваясь опытом, мы растем не в своей только отдельно взятой структуре.

А. Ермолин ― Вот ну, из личного опыта в том числе, и вообще вот зная систему военного образования, у нее есть свои плюсы, есть свои минусы. В свое время шутили, что не хочешь – заставим, да? Не можешь – научим, и это работало. Потому, что в военном училище невозможно учиться на двойки, да? Потому, что будешь лишен вообще всего сладкого. И считалось, что… Ну, как бы вот военное училище готовит таких, очень хороших ремесленников. Очень хороших, очень высокого уровня, да? Но в то же время, от себя тоже добавлю, вот как-то тем, кто мотивирован к учебе, кто хочет учиться, после отбоя не позанимаешься, время у тебя жестко лимитировано. Самоподготовка закончилась, там вот хочешь – не хочешь, там парад опять-таки на носу, да? То есть, вот для фанатов учебы… Ну, это в том числе и мое личное мнение, да? Ну, скажем так, не очень благоприятное условие в военном ВУЗе, да? Хотя в целом образование крепкое, надежное, и прочно (неразборчиво) в сознании.

И. Кириллов ― Вы знаете, у меня была ситуация такая вот буквально недавно. Мы готовимся к олимпиаде, которая проводится среди ВУЗов Минобороны, по математике. И если у меня например курсанты горят желанием выступать в олимпиадах по химии и по биологии, то вот по математике, как-то вот у них было недопонимание. Я их собрал… У нас большое количество потенциальных отличников, которые выпускаются с красным дипломом. Это (неразборчиво) 4-й – 3-й курс и начал объяснять, говорю вот смотрите, изменилась та обстановка, которая была вот когда вы обучались, и вот та, которая сейчас. У нас свободный доступ в интернет, интернет-классы. Это создание электронной библиотеки, электронных учебников. Сейчас военная академия – это не социально закрытая структура. То есть, если курсант написал план, и у него предполагается его работа в библиотеке на территории военной академии, или за территорией военной академии, он спокойно (неразборчиво). Мы не запираем их в этом, мы больше общаемся, и проводим занятия с ВУЗами, у нас приглашенные преподаватели из других ВУЗов.

А. Ермолин ― Ну, да. Надо сказать нашим слушателям, что в наше время курсанты были все военнослужащими срочной службы вплоть до выпуска, да? А сейчас у вас срочниками они ходят только первый курс наверное, да?

И. Кириллов ― Ну, по закону должны заключить контракт до окончания второго курса. Мы сделали так, что после первого курса военнослужащие курсанты, которые… Учится он отлично. Мы заключаем с ними раньше, которые достигли успехов в спорте, которые в учебе достигли, почему нет?

А. Ермолин ― Ну, то есть как 18 лет, так ты уже…

И. Кириллов ― Да, да.

А. Ермолин ― А вот скажем те льготы, которые полагаются контрактнику, там общежитие, там свободный выход и так далее. Тоже вот как вот, в одной роте мы служим, я уже в свободном выходе, да? А другие нет. Или все-таки вот контракт контрактом, а какие-то определенные льготы все-таки они даются…

И. Кириллов ― Ну, на первый курс приходят военнослужащие, которые уже являются военнослужащими по контракту, это пришедшие с вооруженных сил.

А. Ермолин ― Ну, да.

И. Кириллов ― И те граждане РФ, которые пришли с гражданки, будем так говорить, да? И те, кто имеют контракт, они имеют право свободного выхода. Мы как-то сглаживаем эту ситуацию, есть организация работы по (неразборчиво) психологическому состоянию. Психологи работают, справляемся с этой задачей.

А. Ермолин ― Ну, вот Миша пишет из Саратовской области с обидой, с горечью: как так вышло с нашим саратовским Химдымом? Ведь и желающих всегда было с избытком, и база отличная, и преподавательский состав.

И. Кириллов ― Саратовское училище… Ведь количество выпускников должно ставиться, и оно должно соответствовать задачам, которые потом они будут решать. Такое количество военных училищ, оно уже не соответствовало потребностям. По поводу замечательных преподавателей я соглашусь. Да, в военном университете, он был филиалом потом военной академии. В военном институте саратовском в свое время, в военном училище были замечательные преподаватели. Но и сейчас военная академия, она соответствует всем требованиям. Сейчас в военной академии преподают 28 докторов наук, 210 кандидатов наук, участвуют в многочисленных работах как закрытым, так открытым направлением. Поэтому если молодой человек из Саратова хочет обучаться, пусть приезжает в Кострому, мы с распростертыми объятьями встретим его в этом году.

А. Ермолин ― Ну, скорее всего это выпускник, может быть даже на пенсии, да? Может быть даже учился в Саратове, судя там вот… Ну не знаю, почему-то мне это показалось. А как у вас с иностранными языками? Сейчас ведь по сути дела, чтобы быть в курсе… Ну, скажем последних научных открытий, надо очень свободно владеть ну, как минимум английским.

И. Кириллов ― В части, касающейся английского языка, в прошлом году военная академия была организатором проведения международной олимпиады курсантов по английскому языку. В этой олимпиаде участвовало 46 команд, более 180 участников. Это было 32 команды Минобороны РФ, остальные были команды ВУЗов, участвовал (неразборчиво) центр города Москвы, он участвовали и как приглашенные, и как член жюри. Военная академия заняла первое место. Это при условии, что английский язык (неразборчиво).

А. Ермолин ― Это уже было в Костроме?

И. Кириллов ― Не профильный, да. Но жюри было не местное, то есть я считаю, что мы в состоянии подготовить Мы много внимания уделяем изучению иностранных языков, основное у нас направление – это немецкий и английский. У нас сильная кафедра иностранных языков. Это связано с тем, что у нас интерес со стороны иностранных государств для обучения. Если например когда я пришел в академию, это был 14-й год, у нас было… Обучались из 19 стран, то сейчас у нас обучаются из 25 стран.

А. Ермолин ― Ну, у вас все-таки наверное и олимпиада была, и специализация все-таки ну, не литературная, не разговорная.

И. Кириллов ― Да, у нас…

А. Ермолин ― Вас не филологические изыски интересуют, да?

И. Кириллов ― У нас военная направленность больше.

А. Ермолин ― И военная, и инженерная… Или…

И. Кириллов ― Военная и инженерная. Не химическая точно, но вот военная и инженерная.

А. Ермолин ― То есть военный перевод, да?

И. Кириллов ― Военный перевод, рассказ там, доклад. Несколько степеней было подготовки, несколько конкурсов на участие.

А. Ермолин ― А расскажите чуть подробнее вот про ваших преподавателей. Вот особенно про тех, которые преподают такие сложные в общем-то, и востребованные сейчас дисциплины. Ну, если говорить про инженерную подготовку, или технологическую подготовку. Та же математика, химия. Что это за люди, где вы их берете?

И. Кириллов ― У нас обмен идет с научно-исследовательскими институтами, (неразборчиво) авиационно-химическими воинской защиты, у нас их два, и плюс филиалы. Мы берем оттуда специалистов, у нас хорошо подготовленные, имеющие большой научный опыт работы. Это педагоги приглашенные, ну так по плану.

А. Ермолин ― Вот тут пошли ссылки на Ломоносова. Кого-то серьезно задела тема культуры военного образования. «Науки принуждения и насилия терпеть не могут», - сказал не чуждый химии Михайло Ломоносов.

И. Кириллов ― Ну, кто бы поспорил.

А. Ермолин ― Да, я бы наверное так же абсолютно ответил. А что из себя представляет учебно-материальная база академии, с учетом вот той специфики? Ну, сейчас инженерное образование в общем-то активно развивается в мире, да? И считается вообще, что будущий инженер, он должен уже каждый день, начиная с первого курса уже быть ну как бы инженером. То есть, работать, жить и учиться в таком контексте, в котором он будет работать после окончания университета, или академии. Вот какие есть такие вот инженерные возможности, исследовательские возможности, лабораторные возможности с точки зрения материально-технического обеспечения?

И. Кириллов ― Вот ощущение такое, что например химия – это только пробирки… Нет, мы от этого давно уже отошли. Это не только реактивы, это современные приборы, это (неразборчиво) это приборы на основе (неразборчиво) подвижности, это аппаратура как импортного, так и российского производства. (Неразборчиво) из них самое современное, постоянное обучение на этой аппаратуре. Ну вот есть приборы по нескольку десятков миллионов, на которых работают курсанты начиная с первого курса, получают опыт, получают практику в научно-исследовательских институтах. В этой части касающиеся больше инженерного профиля обучение. Потому, что командники, мы готовим больше командиров взводов, ну потому, что объединять все – это слишком много. И надо еще учитывать специфику каждого военнослужащего, каждого курсанта, к чему он более склонен. Поэтому мы проводим специализацию на пятом курсе, это направление биологии, это направление радиационной химической безопасности, и командным профилем обучения.

А. Ермолин ― А, то есть на пятом курсе у вас такая вот углубленность.

И. Кириллов ― Углубленно больше, да. Хотя инженерный профиль обучения, он начинает обучение по программам усиленной подготовке, по направлению химия-биология, начиная с первого курса, у них объем больше.

А. Ермолин ― А нет такого отношения к командникам скажем, что ну ребята, вам командовать там, вам не нужно быть великими учеными. Вот они сами-то это не чувствуют на себе? И нет ли желания у тех же командников грызть гранит науки так же, как и не командники?

И. Кириллов ― У нас есть несколько фактов перехода с командного на инженерный факультет, и обратно. Потому, что ну, вот некоторые чувствуют, не идет усвоение материалов в том объеме, который преподносится. Там возможность ищем перевода на командный факультет. Он решаемый, разрешено законом

А. Ермолин ― Ну, то есть это есть. Мы здесь прервемся, я хочу напомнит нашим слушателям, что в эфире программа «Военный совет», ведущий в студии Анатолий Ермолин, наш гость сегодня Игорь Анатольевич Кириллов, начальник Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им.Маршала Советского Союза Тимошенко, генерал-майор, говорим про военную академию РХБЗ. Встретимся после небольшого перерыва.

А. Ермолин ― Мы продолжаем заседание «Военного совета», ведущий в студии Анатолий Ермолин. Наш эксперт, наш гость сегодня Игорь Анатольевич Кириллов, начальник Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им.Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко, генерал-майор. Игорь Анатольевич, а что с девушками? Я не мог не задать этот вопрос потому, что если я его не задам, тут де начинает лента трещать.

И. Кириллов ― В этом году мы набираем взвод девушек, это решение осознанное, оно в связи с востребованностью специалистов будем говорить так женского пола, на определенных должностях научно-исследовательских институтов. К ним требование будет такое же, как для поступления в военное учебное заведение. В части, касающейся психологической подготовки, физической подготовки, ну и особенность для поступления в военную академию – это высокий балл по химии.

А. Ермолин ― В основном девчата будут из прилегающих регионов, или по-всякому?

И. Кириллов ― Нет, у нас… Курсанты у нас учатся со всех регионов.

А. Ермолин ― А есть какая-то вот пропорция, где можно было… По которой можно было бы определить, все-таки большинство какие регионы приезжают. Или вы стараетесь как-то квотировать, чтобы равномерно это было?

И. Кириллов ― У нас (неразборчиво) не большинство.

А. Ермолин ― Не большинство?

И. Кириллов ― Не большинство.

А. Ермолин ― Но есть, да?

И. Кириллов ― Но есть. Притом не такой большой процент, это где-то в пределах 10-15%.

А. Ермолин ― А девушки, для вас это будет новый опыт? То есть, пока у вас…

И. Кириллов ― Нет, у нас был такой опыт с 6 по 13 год мы их набирали. Выпускали, в основном мы выпускали федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического орудия. Мы пришли к тому, что есть необходимость продолжить эту плодотворную работу, есть много плюсов работы. Вот выпускников женщин… Девушки, они по многим вопросам более усидчивы, более настроены на результат, более ответственные. В большей части учатся лучше, поэтому потребность таких специалистов, такого уровня сейчас снова возникла, поэтому принято решение набирать.

А. Ермолин ― Вот вы сейчас упомянули, куда были распределены девушки первого набора. И я себя поймал на мысли, что я вас не спросил, а в общем-то… А вообще ваши выпускники какие траектории у них профессиональные карьеры, кем они работают, какие задачи решают?

И. Кириллов ― Мы выпускаем не только для Министерства обороны, мы выпускаем для других федеральных органов исполнительной власти. Это значит ФСБ, ФСО, это МЧС, это Росгвардия. По направлению выпускников для Минобороны, это два основных направления. Это наиболее талантливые, наиболее подготовленные, это научно-исследовательские организации. И тем, кому больше свойственен командный профиль обучения, это командные должности, первичные в вооруженных силах.

А. Ермолин ― Вот те НИИ, которые вы упомянули… Я конечно понимаю, что это такие НИИ, это одна из самых закрытых тем, много всяких фантастических фильмов показывают про такие закрытые НИИ. В основном криминального жанра какого-то, да? Но тем не менее если можно, вот ту у нас один слушатель, он уже нам написал, да? Вот а вот эти все разговоры о биооружии, о каких-то там насекомых, смертоносных мушках… Есть доля правды? Вот этим НИИ занимаются?

И. Кириллов ― НИИ занимаются вопросами биологической безопасности. И если человек обладает информацией в области биологических угроз, то он понимаем в принципе, чем занимаются (неразборчиво) институты. (Неразборчиво) занимаются все, все развитые государства, поэтому биологическая безопасность – это одна из вопросов безопасности государства, это очень серьезно. Вот посмотрите, то что произошло в Ямало-Ненецком округе связано с падением скота, да? И вот своевременное принятие мер позволило эту проблему локализовать. В этом участвовали военнослужащие, и научный персонал войск (неразборчиво) химической (неразборчиво) защиты.

А. Ермолин ― А вот такие вспышки, они в том числе имеют естественный природных характер, да? То есть, не связанные ни с какими там (неразборчиво).

И. Кириллов ― Да, (неразборчиво) естественный характер, поэтому у нас потепление климата, его похолодание по разным причинам бывает.

А. Ермолин ― Вот у нас недалеко сейчас птичий грипп разыгрался, но мы эту тему не будем обсуждать. А скажите, а сейчас вот очень правильная тема – это научные роты. Вот у вас такая научная рота есть, а вообще что это такое, как это выглядит, чем занимаются военнослужащие, которые там служат?

И. Кириллов ― Давайте начнем с того, вот кто у нас сейчас служит в научной роте? Это вот выпускники. Перечень есть, это МГТУ имени Баумана, Ивановский государственный химико-(неразборчиво) университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики. Московский государственный университет тонких химических технологий имени Ломоносова. Ярославский… У меня перечень здесь большой, в данный момент у нас сейчас учатся… Служат и работают 40 человек. Картина каждого из них, да? Вот что из себя представляет там юноша, закончивший будем так сказать Бауманку со средним баллом например 4,9. У нас один есть, который закончил МГТУ имени Баумана с оценкой 5,0. То есть, это уровень очень высокий, мы прежде чем отбирать людей в научную роту, проходит собеседование, проходит тестирование, проходит опрос и направление той деятельности, которой мы занимаемся. У нас направление деятельности в научную роту несколько, в данный момент их 7. Это направление радиационной безопасности, это направление химической безопасности, направление биологической безопасности, вот будем говорить так три таких, это информационные технологии, и ее разветвление по двум направлениям. Это материалы и оборудование, используемое в вооружении военной техники, и направление химического анализа. Вот по этим семи направлениям мы стараемся набрать выпускников ВУЗов. Перед ними ставится конкретная задача, предпочтительно если выпускники уже приходят с той дипломной работой, которая нацелена на наш интерес, что их можно реализовать. У них есть возможность реализовать себя в дальнейшем по некоторым направлениям. Одно их которых, это… В этом году у нас выпустилось… Ну, в прошлом году, в 16-м году выпустилось 20 человек, 5 человек получили после окончания службы в научной роте, воинское звание лейтенант, и продолжили службу… Один в академии радиационной химической биологической защиты наши, и 4 человека в научно-исследовательских организациях войск авиационно-химической (неразборчиво) защиты. Это интересно, мы ждем… У нас следующий набор будет с 1 июня, свои данные можно подать через сайт Минобороны mil.ru, в котором есть научные рты, их набор, Мы ждем одаренных людей, которых мы используем. У них есть возможность воплотиться, это во-первых. Во-вторых надо понимать, что мы их обеспечиваем работой, которая… Она довольно-таки хорошо оплачивается. Научный сотрудник получает от 80 тысяч и выше, это хорошая зарплата.

А. Ермолин ― Это через год

И. Кириллов ― Это через год, да, через год. То есть, я считаю, что для человека, который хочет связать свою жизнь с научной деятельностью, и иметь даже на первом этапе финансовое подкрепление этого вопроса, это значительно…

А. Ермолин ― А в течение года ни как военнослужащие срочной службы, да? Считаются. То есть…

И. Кириллов ― Они считаются военнослужащими срочной службы, но живут они у нас отдельно, они живут у нас не в казарме, живут они у нас в гостинице гостиничного типа, у них цель кроме… На первом этапе они проходят в течение месяца общевойсковую подготовку, на которых мы делаем их них военнослужащего (неразборчиво). У них есть предметы обучения общевойсковой тематики, но основная их… Цель от них – это научная деятельность.

А. Ермолин ― То есть, они ведут исследования?

И. Кириллов ― Да, они ведут исследования.

А. Ермолин ― А научных руководителей прикрепляют…

И. Кириллов ― Научных руководителей прикрепляем мы. Мы прикрепляем не только из военной академии, но прикрепляем еще с научно-исследовательских институтов наших. Результаты есть, мы показывали их на форуме 2016, это направление интересное, раскрывать не буду. Но есть особенности, у нас те, кто у нас обучаются, они подписывают контракт на неразглашение тайны, поэтому мы сразу ставим в известность, что часть вашей деятельности впоследствии будет ограничена. Ну есть плюсы, есть минусы, везде работа требует…

А. Ермолин ― А вот то, что они получают воинское звание лейтенанта это по закону так полагается? Или только где кто очень хочет, и кто остается служить…

И. Кириллов ― Нет, это те, кто по окончании службы в научной роте подписывают контракт с Минобороны. Но инициатором в лице Минобороны является руководитель научно-исследовательских отделов или подразделений, из которых эти выпускники востребованы, то есть не для всех это. Вот пять мы отобрали.

А. Ермолин ― А как у вас учатся, и много ли слушателей из-за рубежа? На каком языке учатся?

И. Кириллов ― У нас, вот я уже говорил, у нас из 25 стран учатся, да? Это вот страны Армения, Абхазия, (неразборчиво), там Алжир, Камбоджи, (неразборчиво), Мали, Таджикистан, даже из Саудовской Аравии. Обучение происходит на русском языке. Значит в связи с тем, что программа построена таким образом, что военнослужащие, прибывшие к нам, не обладающие знанием русского языка, в течение года они по специальной программе… Я почему говорил, что у нас кафедра иностранного языка очень продвинута в том плане, и такой степени за год предлагают (неразборчиво), что военнослужащий через год по обычной программе… Начинает обучать через год.

А. Ермолин ― То есть, русский язык для иностранцев как иностранный.

И. Кириллов ― Ну вот пример: для уровня подготовки военнослужащий Вьетнама в прошлом году у нас защитился как кандидат химических наук. Придя на начальной стадии, абсолютно (неразборчиво) по русскому языку. То есть, вот…

А. Ермолин ― И сколько у него это времени заняло?

И. Кириллов ― Год

А. Ермолин ― Один год?

И. Кириллов ― Один год. Это позволило ему обучаться по программе на русском языке, 5 лет он обучался, выпуск, и защита.

А. Ермолин ― А, ясно. Ну, в общем 6 лет по сути дела получается?

И. Кириллов ― Да, 6 лет.

А. Ермолин ― А скажите, вот как выстроено взаимодействие академии с войсками? Какая может система стажировок, может быть участие курсантов или слушателей в учениях?

И. Кириллов ― На третьем курсе курсанты проходят первую стажировку.

А. Ермолин ― А у вас и курсанты и слушатели есть, да?

И. Кириллов ― Да. На первом курсе курсанты проходят стажировку в должности командира отделения, заместителя командира взвода, на пятом курсе курсанты проходят стажировку на должности командиров взводов. Это в части подготовки курсантов. Кроме этого, они участвуют на показных занятиях, и на учениях во время прохождения стажировки. Участвуют… Ну, например вот сейчас проводили соревнования в рамках «Безопасная среда». Это конкурс военнослужащих войск радиационной химической и биологической защиты разведчики. Курсанты участвовали, заняли третье место, больше подвела их подготовка как водителей. Ну потому, что из ВУЗов приходят уже профессионалы, а это все-таки будущие лейтенанты, это не самая главная задача. То есть, по скорости они передвигаются по маршрутам помедленнее, чем курсанты. Слушатели проходят стажировку на должностях, на которых они будут после выпуска предназначены, это в органах управления, в бригадах, в полках. И кроме этого, мы проводим постоянное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, которые проходит на различных должностях тоже стажировку и практику (неразборчиво). То есть, у нас взаимосвязь с войсками постоянное.

А. Ермолин ― А вот те лейтенанты, ну и особенно я так понимаю, выпускники командного профиля. Вот когда они попадают на свои первые офицерские должности в войска, ну может быть даже и не в первые, да? Вот чем они на практике занимаются? Вот зачем в полку, да? Нужен офицер РХБЗ? В условиях того, чтобы пока слава богу, да? Таких серьезных испытаний для вооруженных сил, как практические действия в условиях радиационной химической, бактериологической атаки, да? Или нападения, еще действовать не приходилось, насколько мне известно. Ну не будем вспоминать те учения после войны, когда наши первые атомные бомбы испытывались.

И. Кириллов ― Войска радиационной химической и биологической защиты, они войска двойного назначения. Это выполнение задач как бы в военное время, эти задачи, да? Там выявление оценки радиационной химической и биологической обстановки, защита личного состава, применения, и последствия применяемой химически-биологического оружия. Это снижение заметности войск и объектов. То и в военное время это ряд выполнения задач, да? В мирное время… Ну, например обеспечение радиационной химической биологической безопасности проведения олимпийских игр в Сочи, выполняли войска радиационной химически-биологической защиты притом, выполняли их в полном объеме. Как выявления, так и готовность к ликвидации последствий. Мониторинг обстановки – это ликвидация последствий возникновения чрезвычайных ситуаций (неразборчиво) говорим да, например. Комплекс задач, он большой. Поэтому выпускники востребованы по различным направлениям. Направлениям, которые выполняют войска и в мирное, и в военное время.

А. Ермолин ― Вот сейчас мы много говорим про супер современную форму одежды, боевую экипировку «Ратник», и так далее. А что происходит с небезызвестными общевойсковыми защитными комплектами? Они как-то вот вписываются в эти инновации, или все остается по-прежнему?

И. Кириллов Хороший вопрос. Значит главное он своевременный. В части, касающейся радиационной химически-биологической безопасности – да, на вооружение войск вооруженных сил, сухопутных войск идут противогазы нового образца, идут принципиально новые средства защиты. Но я думаю это не та платформа, и не тот разговор, (неразборчиво) котором мы можем его обсуждать.

А. Ермолин ― Хорошо. Но в принципе, вот понятно, что у вас есть четкий государственный заказ, ваши специалисты востребованы, но вдруг такое происходит, и собственно еще совсем недавно это было не редкостью, да? Когда офицер вынужден искать себе месть для трудоустройства на гражданке. Скажем, вот тот опыт, те знания, та квалификация, те дипломы, которые… Помогают вот в этом выборе офицера?

И. Кириллов ― Военная академия осуществляет подготовку военнослужащих перед их увольнением. У нас две направленности, две специальности, по которым мы их готовим. Это направленность гражданской обороны, это выполнение практически тех же задач, только в условиях подготовки там специалистов на гражданских предприятиях. Или направление готовности сил и средств к ликвидации (неразборчиво). Это востребовано. Мы с удовольствием принимаем бывших военнослужащих, которые закончили службу для выполнения обучения, подготовки на должностях научных сотрудников… НУ, в зависимости от области их применения, да? Младших научных сотрудников, и ряд других специальностей в военной академии.

А. Ермолин ― То есть на гражданские должности, да? Военнослужащих.

И. Кириллов ― Да. Так же не оставляем без внимания тех, кто закончил службу. В позапрошлом году создалась ветеранская организация войск авиационной химической биологической защиты. Она действует. Ее возглавляет бывший начальник войск, генерал (неразборчиво) Евгений Геннадьевич. Им проделана большая работа, мы не забываем тех, кто закончил службу в войсках радиационной химической воинской защиты. Поэтому…

А. Ермолин ― А вот если говорить даже не столько про уважение к ветеранам, а про те знания, которыми они владеют. Ну, собственно даже вот в теории управления знаниями есть такая фраза, что знания, как и люди стареют, уходят на пенсию, и умирают. И очень часто… Проходит 30-40 лет, да? И вдруг какие-то очень важные актуальные вопросы, вдруг никто не знает, где взять эту информацию, как решалась эта проблема там в то время. Вот какая-то такая система существует?

И. Кириллов ― Да, (неразборчиво) начальника войск вместе с военной академии готовится ряд… В 18-м году 100 лет войскам радиационной химической и биологической защиты. Готовится ряд изданий, посвященный этой дате. Они исторические, по годам. Эта работа очень кропотливая, и к ней привлечены ветераны. Потому, что (неразборчиво), действительно правильно. Что многое забывается, но чаще всего то, что забывается, оно повторяется вновь. И если какие-то вопросы упущены, и лучше спросить у ветеранов, чем заново ходить по граблям. То есть, велосипед изобретать не надо, это большой опыт…

А. Ермолин ― Это должна быть система.

И. Кириллов ― Это должна быть система.

А. Ермолин ― (Неразборчиво) такая настоящая большая система.

И. Кириллов ― Да, вот работа организована, и планируется выход этих изданий. Часть из них была закрыта, часть открыта (неразборчиво) в конце этого года.

А. Ермолин ― Ну, у нас остается буквально там полторы минуты. Расскажите, как от ваших основных задач вас отвлекает парадная подготовка.

И. Кириллов ― Нет, парадная подготовка она отвлекает, но я скажу, что люди, прошедшие через парад, это другие люди

А. Ермолин ― Это точно, я подписываюсь.

И. Кириллов ― Да, это другие люди. Они взрослеют. Тех людей, которых я первый раз (неразборчиво) на парад, а парад у меня получается военной академии (неразборчиво) третий. Ну, как начальник академии буду возглавлять. Люди за 2 месяца подготовки – это не те люди, которые я их там привозил. Это уже более взрослые, это ответственные У них сложенный коллектив. Он сплоченный, каждый сам за себя. У него одна мысль, главное чтобы его увидели близкие, родственники, показать себя. Это честь для него. В этом плане это будущий офицер, мы их воспитываем таким образом.

А. Ермолин ― Ну, на этом мы вынуждены поставить многоточие. Я хочу напомнить, что в эфире была программа «Военный совет», наш эксперт, наш гость сегодня Игорь Анатольевич Кириллов, начальник Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им.Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко, приходите к нам еще Игорь Анатольевич.

И. Кириллов ― Спасибо большое, вы к нам приезжайте в гости.

А. Ермолин ― С

Двадцать первый век - время машин и новых технологий. Активно развиваются все сферы деятельности человека, в том числе и военная. В лабораториях многих стран ведутся разработки новых видов оружия. Поэтому средства РХБЗ, нормативы и действия при заражении - это те вещи, которые обязан знать каждый.

Оружие массового поражения (ОМП)

Само понятие уже говорит о том, что количество потерь будет масштабным. Объектом ОМП являются люди, животные, среда обитания, продукты. Принцип употребления - внезапность и всеохватность.

К оружию массового поражения относят ядерное, химическое и биологическое. Отсюда и расшифровка РХБЗ: радиационная, химическая и биологическая защита.

Оружие массового поражения использовалось ещё во времена первой и второй мировых войн. Это были вещества, которые отравляюще действовали на организм.

Официально в нынешнее время ядерным ОМП владеют всего пять стран - США, Россия, Великобритания, Франция и Китай. Не отрицают, но и не подтверждают наличия у себя ядерных боеприпасов Израиль, Пакистан, Индия и

Первого июля 1968 года было подписано международное соглашение о неиспользовании ядерного оружия, которое вступило в силу 5 марта 1970 года. К договору присоединилось 189 мировых держав.

Расшифровка РХБЗ

РХБЗ - радиационная, химическая и биологическая защита от ОМП. Рассмотрим каждый его вид:

1. Имеет катастрофические последствия. Главными поражающими факторами являются излучение и радиация. Ядерный взрыв может происходить как в небе, так и под землёй или под водой. В результате всё живое поражается радиацией и мгновенно или постепенно умирает (в зависимости от дозы излучения).

Территория поражения напрямую зависит от силы ядерного взрыва, характера места, почвы и погодных условий (ветер, осадки).

Укрыться от ядерного взрыва можно за прочными постройками. Средства личной защиты, которые нужно использовать, - противогаз, респиратор, Также используют средства, защищающие кожу (плащи, комбинезоны, перчатки).

2. Химическое оружие - это использование в боевых целях токсических, или отравляющих, веществ (ОВ). Во время применения этого средства слышен глухой взрыв, после которого в воздухе появляется дым.

Распылённые отравляющие вещества заражают людей, местность, водоёмы. ОВ оказывают нервно-паралитическое, нарывное, удушающее и раздражающее действие. Средства защиты, которые используют в таких ситуациях, - противогаз и спецодежда.

3. Биологическое оружие - основано на болезнетворных организмах. Принцип распространения - тот же, что и у предыдущего типа. Вещество, которое распыляют, - это возбудитель страшных недугов (язва, холера, чума). Сложность борьбы с данным видом оружия состоит в том, что все вирусы имеют разный инкубационный период.

Помимо основных средств защиты - респиратора и - используют также вакцинацию и антибиотики.

Войска РХБЗ

Главной задачей этой структуры является оборона населения и объектов от радиационной, химической и биологической атаки. РХБЗ-войска производят обозначают пределы заражений, подают сигнал личному составу и оповещают своего командира о наступающей опасности. Как это происходит?

За радиационной и химической обстановкой ведётся наблюдение со специального поста. При обнаружении очага заражений старший обязан подать специальный сигнал и оповестить командира. Для этой цели была разработана система единых знаков.

Итак, в случае радиационного заражения звучит сирена (короткие гудки). Можно использовать сигнал автомобиля. Речевой сигнал - «Внимание! Радиационная опасность!»

Если имеет место химическое заражение, звучит та же сирена, но фраза меняется: «Внимание! Химическая опасность!»

Сигналы оповещения обязан знать весь личный состав. Кроме того, каждый служащий должен на время сдавать РХБЗ-нормативы (8 шт.). Они представляют собой упражнения на применение средств персональной защиты (респиратора, противогаза, защитной одежды). Отрабатываются и действия по сигналу.

Расшифровка РХБЗ, её значение, а также все нормативы - это основа из основ для каждого военнослужащего. А где проходят обучение будущие специалисты в данной сфере?

Военная академия РХБЗ

Умелых бойцов, офицеров и сержантов по вопросам технологии органических веществ, а также производства орудий химической и биологической защиты обучают в специальной военной академии в городе Костроме. Академия названа в честь Маршала Советского союза - С. К. Тимошенко.

Учебная организация была создана ещё в 1932 году и называлась тогда Военно-химической академией РККА. В послевоенные годы тут были сфокусированы Вооружённые Силы страны.

Многие выдающиеся учёные являются выходцами из этой академии. За всё время работы заведения было подготовлено около десяти тысяч офицеров и более пяти тысяч специалистов в области химической промышленности.

В 2008 году в состав академии вошли три вуза, и с тех пор полное её название звучит так: Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко.

Гражданская оборона как школьный предмет

Одной из обязанностей любого государства является введение в школьную программу такого учебного предмета, как гражданская оборона. Это комплекс знаний, усвоив которые, жители страны смогут обороняться от опасностей, возникающих вследствие военных действий, в том числе и от ОМП.

Любой человек, даже ребенок, должен знать, как преодолевать последствия военных действий, а также иметь представление о средствах индивидуальной защиты и уметь их применять.

Поэтому предмет гражданской обороны должен преподаваться в каждой школе. Задача учителя - обучить детей и состав общеобразовательного заведения способам защиты, поведению во время эвакуации, оказанию первой врачебной помощи.

Люди, которые с детства знают, как поступить в непредсказуемой и опасной ситуации, имеют больше шансов остаться в живых в случае наступления военных действий.

Заключение

В связи с развитием новых технологий активно развивается и военная промышленность. Хотя и подписан договор о неиспользовании ядерного оружия, никто с уверенностью не может сказать, что применяться оно не будет. Так, каждый человек обязан знать, как вести себя в случае радиационной, химической и биологической атак, а также уметь использовать средства личной защиты. Вот почему расшифровка РХБЗ должна объясняться даже в школьных учебниках.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх