Кто защитит инвалидов

5 мая отмечается Международный день борьбы за права инвалидов. Люди с ограниченными возможностями так или иначе могут столкнуться со множеством проблем, поскольку им труднее получить диплом или даже аттестат, начать работать и даже побывать в магазине. Столь печальная условная статистика везде, от Сомали до Норвегии, то есть, независимо от того, насколько страна хорошо развита и какие у неё законы. Между тем, по итоговым подсчётам, количество людей, которые страдают от той или иной формы инвалидности, уже превысило один миллиард, а это целых 15 процентов от числа людей всей нашей планеты Земли.

Помимо этого, число инвалидов постепенно возрастает, едва ли не с каждым днём, и, что крайне печалит, многие дети сразу же рождаются с болезнями, характеризующими инвалидности, или же приобретают таковые в раннем детстве. Что же можно сказать о нашем государстве? Какое положение дел в плане законодательства в России, касающегося таковых? Есть ряд законов, имеющих вес и в России, и в мире.

Так, в 2008 году была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов ООН, где прописывалось то, что людям с ограниченными возможностями будут предоставляться все услуги, ликвидируют дискриминацию по инвалидности и так далее. Подписали эту Конвенцию и в России. Помимо этого, раньше, 20 декабря 1993 года, приняли в ООН на Асамблее «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», что тоже весомо на территории РФ. Именно в России права людей с ограниченными возможностями прежде всего регулируются 39 статьёй Конституции страны, в которой указывается, что каждый гражданин гарантированно обретёт социальное обеспечение по возрасту, из-за болезненного состояния организма, инвалидности, при утрате кормильцев в семье и прочее.

Так что можно отметить следующее: государство точно стремится обеспечить всех инвалидов равными правами с прочими гражданами. Что касается практической реализации прав людей с ограниченными возможностями проявилась в ряде постановлений. Так, с апреля 2008 года был принят документ, который подразумевал то, что инвалидам будут предоставлять разные необходимые приспособления. Тогда же приняли и документ №247, который предусматривал вероятность установить группу инвалидности без нужды указывания сроков нового освидетельствования, если будет отсутствовать положительный результат предыдущей попытки реабилитировать состояние здоровья.

Также права инвалидов регламентируют статьи Федерального закона « ». В первую очередь, там определяют, кого признавать инвалидом, для чего должна проводится медико-социальная экспертиза Федеральным бюро таковой или его филиалами. Когда лицо будет признано тем, у кого физические возможности в некотором образе ограничены, ему предлагается реабилитирующая функция, предусматривающая полное или частичное восстановление способностей конкретного индивидуума к разным видам нужной ему деятельности.

Каждый инвалид имеет право на то, чтобы программа по нужной реабилитации была разработана в индивидуальном и подходящем именно для него варианте с возможность учёта и включения в себя всех важных и нужных вариантов, как виды, формы, объёмы и сроки, порядки реализации нужных мер, компенсационные расходы в связи с нарушенными или утраченными функциями и так далее. Разрабатывается программа по приказу Министерства здравоохранения от 4 августа 2008 года. Имеется федеральный перечень того, какие мероприятия, технические средства и услуги должны предоставляться инвалиду.

Однако в связи с тем, что прокурорская проверка иногда выявляет факты, когда уполномоченные лица не ведут разработку выше указанных индивидуальных схем, в таком случае есть необходимость прямого обращения в судебную инстанцию на основе статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, а также статей 8 и 10 выше приведенного нормативного акта. Когда назначена реабилитация, следующий этап – это возможность создать условия, когда инвалиды могут иметь беспрепятственный доступ к инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре. Это регламентируется указами правительства в соответствующие периоды времени, а также статьями 15 и 16 соответствующего законодательного документа.

На те случае, если инфраструктура оказывается не доступной ни в каких случаях со стороны юридических и физических лиц, отвечающих за её предоставление и отказывающихся следовать нормам законодательства, последние могут получить административное наказание согласно действующим нормам права. Наказание, согласно соответствующему кодексу, наступает за: когда не оставляют место на парковке для транспортных средств инвалида или таковое имеется, но занято другим транспортом (статья 5.43), общее несоблюдение требований доступа к сфере инфраструктуры лиц с ограниченными возможностями (статья 9.13), отсутствие желания производить "общий" транспорт (автобусы, маршрутки и так далее), коим могут пользоваться в том числе и инвалиды (статья 9.14), транспортное средство, которое не обеспечивает вообще доступ для людей с ограниченными возможностями (ст 11.24).

Дополнительный, однако очень важный этап – это трудовая занятость инвалидов. Регламентируется она статьями с 20 по 24 выше обозначенного нормативного акта, а также Законом РФ от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РФ» и указом Министерства труда №150, где обозначили приоритетные виды занятости для инвалидов, что дают им шанс сохранять конкуретноспособность в регионах на рынке труда. В случае, если права на трудовую деятельность нарушаются, за это наступает административная ответственность (ст. 5.42). Кроме того, в Федеральном законе прописано право на получение жилой
площади в случае нужды, что регламентируется статьёй 17, право на получение услуг медицинского характера (статья 13), право на возможности получения достоверной и полной информации (статья 14) и так далее.

Особняком стоит выделить статью 34, которая должна выступать гарантией того, что будут иметься льготные условия в плане выплаты налоговых сборов и других видов устанавливаемой государственными органами оплаты на разных ступенях и уровнях. Между тем, несмотря на ряд законов, указов и прочего, инвалиды всё равно остаются притесняемыми.

В СМИ появились сведения, что в Роспотребнадзоре предложили ввод особенных штрафов за ограничивающие людей с ограниченными возможностями в правах неофициальные порядки, допускаемые в самовольной форме. Поводом для такого предложения стало событие двухлетней давности, когда ребёнку-аутисту с няней не дали шанс купить бутылку воды в кафетерии. Имели место подобные случаи и позже. Например, в прошлом месяце двухлетний мальчик, страдающий ДЦП, не был допущен на борт авиалайнера, летевшего в один из уральских городов.

В редакцию приходит много писем с вопросами о правах инвалидов. "Сколько можно издеваться над инвалидами непенсионного возраста, у которых нет ноги? Каждый год мы должны приезжать и проходить комиссию в поликлинике и ВТЭКе", - спрашивает группа молодых инвалидов из Москвы. Николая Константиновича Жарова из Орехово-Зуева интересует, является ли он инвалидом по зрению из-за потери глаза после безуспешного лечения. Что делать, если отказывают в группе инвалидности? - звучит почти в каждом письме. Непосвященному человеку, особенно больному, трудно разбираться в хитросплетениях законов, тем более что постоянно появляются новые нормативные акты, которые отменяют или дополняют прежние. Поэтому мы попросили адвоката Любовь Васильевну САМОЙЛОВУ прокомментировать законодательство РФ о защите инвалидов.

ИНВАЛИД - это лицо, имеющее определенные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, у которого есть право на социальную помощь по Конституции РФ и законодательству РФ о правах инвалидов I, II, III групп инвалидности, детей категории "ребенок-инвалид", не достигших 18 лет. Законодательство о классификации и критериях установления группы инвалидности медико-социальными органами в России постоянно меняется при изменении названий госорганов, занимающихся этим вопросом. По старым законам утрата одного или половины органа, руки, глаза, неспособность организма выполнять в полном объеме положенные по законам природы функции рассматривалась органами ВТЭК (затем переименованными в МСЭ) как утрата жизненно важных функций человека, влекущая потерю трудоспособности. Восполнение оторванной ноги, удаленного при операции глаза или отрезанного желчного пузыря невозможно, за исключением удивительных единичных случаев, описанных в достижениях медицины. В эпоху недалекого прошлого ни у кого не вызывало сомнений, что не имеющий одной руки человек является инвалидом. Вопрос был только в том, какую категорию инвалидности присвоить: третью - рабочую или первую, вторую - нерабочие, от которых зависели суммы пенсий и льгот.

Реформа для реформаторов

РАНЬШЕ государство ограничивало возможность работать инвалидам I и II групп, а работающих инвалидов III группы лишало пенсии по инвалидности и инвалидных льгот. В последние годы инвалидное законодательство выровняло права инвалидов всех категорий. Теперь все они имеют право трудиться с сохранением пенсий по инвалидности, льготы при проезде в транспорте, оплате коммунальных услуг, покупке лекарств, субсидии на санаторно-курортное лечение.

Только наши инвалиды оживились, как на них обрушилась реформа 2004 г., предполагающая с 1 января 2005 г. замену льгот на приобретение лекарств, получение лечения, соответствующего по объему и качеству мировым стандартам, на российские рубли. Каждый регион, город, район как бог на душу положит учитывает своих инвалидов, неимущих и нуждающихся в льготах и дотациях граждан. И пока те в панике обсуждают: взять деньги, несопоставимые со стоимостью положенных льгот, либо дождаться льготной путевки, Правительство РФ весной - летом 2004 г. все старые госорганы здравоохранения и соцобеспечения ликвидировало, аппараты МЗ и Пенсионного фонда объединило в новое Министерство здравоохранения и социального развития. И теперь старые чиновники, получая немалые оклады, по-новому отфутболивают граждан, объясняя, что за долги прежнего Минздрава и Пенсионного фонда они не отвечают. Дабы не лукавили господа аппаратовцы Минздравсоцразвития, обращаю внимание налогоплательщиков, что на министра М. Ю. Зурабова регламентом работы Правительства РФ М. Е. Фрадкова возложен ВЕСЬ высший правительственный контроль и надзор за распределением лекарств между больными, квот на высокотехнологичное лечение, назначением и выплатой пенсий и пособий инвалидам. Проверка жалоб на неустановление либо непродление групп инвалидности - тоже обязанность ведомства М. Ю. Зурабова. Поскольку в Правительстве РФ министр М. Ю. Зурабов отвечает еще и за туризм и спорт, понятно, что ему заниматься только проблемами заболевших людей и инвалидов особо некогда. Надо чаще к нему обращаться со своими вопросами.

Чиновники, призванные отстаивать интересы налогоплательщиков, на деле защищают клановость и закрытость системы льгот, выдаваемых дозированно и избранным. Обжалование вышестоящим медико-социальным экспертам отказов нижестоящих медико-социальных экспертиз в установлении и продлении группы инвалидности чревато получением дополнительных заболеваний, инфарктов, инсультов, неврозов. Ответы-отписки чиновников, как правило, однотипны. Больной и инвалид у них сам во всем виноват - и в своей болезни, и в том, что зря отнимает время у работников органов здравоохранения и социальных служб. Подозрения в симуляции своих недостатков крайне оскорбительны и тягостны для человека-инвалида, просящего не подачку, а то, что положено по законам РФ. Не зря распространено мздоимство. Чтобы не подвергаться унижениям, а быстро и без оскорблений получить и группу, и пенсию, и льготы, люди дают взятки. Нет сил судиться за волокиту, радуются наши инвалиды, что им дали группу, и прощают чиновникам МСЭ все обиды. А зря потворствуют граждане экспертам МСЭ, не наказывают их рублем за их проделки - волокиту и профанацию. Это ведет к тому, что каждый новый инвалид проходит те же круги ада, что и предыдущий. Гораздо дешевле нанять одного адвоката на 10 человек и подать 10 исков, вместо того чтобы судиться в одиночку. При изобличении членов МСЭ с помощью независимых консультантов либо независимой медико-социальной экспертизы в суде те быстренько утихомириваются и выдают удостоверения инвалидов.

Есть и независимые

СОВЕТУЮ инвалидам, обиженным в региональных МСЭ, обращаться к независимым экспертам, имеющим лицензии на выдачу экспертных заключений по определению оснований для установления группы инвалидности. Таких экспертов немало. Их можно найти по реестрам выдачи лицензий на указанную экспертную деятельность, имеющихся в лицензионных органах, деятельность которых для гражданина не может быть засекречена. Сведения о наличии в нашей стране экспертов, лицензированных на производство проверок жалоб инвалидов о незаконном отказе в установлении группы инвалидности, не составляют государственную и военную тайну и должны выдаваться беспрепятственно органами, выдающими такие лицензии. Поиск экспертов возможен всеми законными способами - в экспертных учреждениях Минздравсоцразвития и Минобороны, проводящих независимые от органов здравоохранения экспертизы. Их специалисты выдадут экспертное заключение, проверят доводы инвалида о наличии оснований к установлению группы инвалидности.

Территориальная страховая медицина также обязана проводить проверку по жалобе застрахованного в данном регионе инвалида, поскольку неприсвоение группы инвалидности прямо ущемляет его права на льготное обеспечение лекарствами и способами лечения, путевками. В октябре 2004 г. распоряжением Правительства РФ образовано новое правление Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в лице опять же министра здравоохранения и соцразвития М. Ю. Зурабова, его заместителя В. И. Стародубова и присоединившихся к ним депутатов Госдумы и представителей иных структур. Так что обращаться по вопросу помощи и оплаты консультаций экспертов в случае незаконного отказа выдачи группы инвалидности можно теперь напрямую в новое правление ФФОМС. (Адрес: Москва, Рахмановский пер., 3, или: ул. Новослободская, 37, - к директору ФФОМС А. Таранову.)

Очень жаль, что такие известные юристы, как Генрих Падва, Генри Резник, Анатолий Кучерена, другие адвокаты, занятые на процессах известных олигархов, авторитетов и общественных деятелей, не занимаются защитой прав инвалидов. Ведь большие деньги можно получить и при правильно налаженной исковой работе в их защиту. Иски в суд госпошлиной не облагаются, зато выигрыш ущерба с юридических лиц можно поделить пополам с клиентом-инвалидом. Без опытного адвоката сложно судиться с государственными структурами. Дела данной категории отличаются волокитой в судах. Юристы противоположной стороны пользуются преимуществами госорганов перед жалобщиком, не сведущим в хитросплетениях наших социальных законов, меняющихся так часто, что в суде приходится изобличать самих чиновников в незнании нового законодательства и собственных приказов и инструкций. Но иногда помогает даже простая жалоба инвалида в письменной форме начальству местного органа медико-социальной экспертизы.

Мало написать - надо исполнить

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ могу отметить как юрист, что, на мой взгляд, постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" и утвержденные этим постановлением нормативные документы просто ненадлежащим образом исполняются и интерпретируются медико-социальными экспертизами. Например, не применяется перечень заболеваний, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования, утвержденный Минздравом СССР и ВЦСПС 1, 2 августа 1956 г. Согласно п. 28 Положения о признании лица инвалидом, "переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп - один раз в год, а детей-инвалидов - один раз в срок, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид". Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование". В соответствии с п. 29 этого Положения "без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам" - в соответствии с утверждаемыми критериями. Если независимые эксперты посчитают отсутствие органа и наличие фантомных болей или иных последствий необратимыми анатомическими дефектами, инвалиду надо требовать в судебном порядке по иску к МСЭ признания права на получение бессрочной группы инвалидности.

Лично мне в 15 лет в 1969 г. ВТЭК г. Домодедово установил бессрочную инвалидность III группы при потере одного пальца и травмы руки на заводе. Почти всю жизнь льготами по данной группе инвалидности я не пользовалась, начала пользоваться с 1998 г., когда III группу приравняли ко второй. Но при этом я не ходила на перекомиссии, сама себя избавила от морального унижения доказывать, что новый палец на руке не вырос и фантомные боли в отрезанном машиной пальце я чувствую до сих пор. Очень были удивлены работники пенсионного отдела администрации Советского района г. Орла, когда я встала у них на учет как бессрочный инвалид III группы, и мне поставили штамп в инвалидном удостоверении 1969 г. о том, что я могу ездить на поезде за полцены. Чем я и пользуюсь, пока не отобрали у меня эту льготу. Если бы я не работала и жила только на пенсию по инвалидности III группы, не исключаю, прошла бы издевательства переосвидетельствования по новейшим антисоциальным критериям, применяемым в ущемление ранее установленных Конституцией СССР и законов СССР прав инвалидов и льгот.

Работающий инвалид, не смотря на то, что он таковым является, также имеет все права, что и обычный, не ограниченный в возможностях, работник. Дискриминация, т.е. беспричинное увольнение, сокращение, плохие условия работы и отказ в приеме на работу, в отношении них является недопустимым фактом. Но кроме этого, в отличие от здорового сотрудника, работающие инвалиды имеют ряд льгот, который мы и рассмотрим в данной статье.

Права и льготы работающих инвалидов

Любой рабочей организации, в которой трудится более 30 человек, предоставляется квота на прием инвалидов в процентном отношении от средней численности работников от 2 до 4 процентов. Данная квота устанавливается госорганами регионов РФ. Если же организация не выполняет данной квоты, то работодателю приходится вносить ежемесячную плату в бюджет региона РФ. Т.е. можно сделать вывод, что работодателю выгоднее выполнять квоту, чем вносить обязательные выплаты, т.к. это значительно снизит налоги.

Все права и льготы работающих инвалидов четко описаны в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) и ФЗ от 24.11.95 №181-ФЗ « ». Статья 23, например, данного закона, как уже упоминалось выше, не допускает дискриминации в отношении работников-инвалидов, а также в части 1 данной статьи говорится о том, что длительность рабочей недели для инвалидов 1 и 2 группы составляет не более 35 часов, при этом зарплата сохраняется в полном объеме. Исключением является та ситуация, когда инвалид работает на условиях неполной ставки по личному соглашению. В данном случае он будет получать зарплату, соответствующую отработанному времени. Рабочий день инвалида должен длиться не более времени, указанного в . Вообще, при устройстве на работу работодатель обязан заключить с инвалидом дополнительный трудовой договор, в котором будет прописана длительность рабочего времени.

Привлечение инвалида к работам сверх установленного времени, прописанного в ИПР, в дни праздников, в выходные дни и в ночное время возможно, но только с личного согласия работника, оформленного письменно. При этом в статьях 96, 99 и 113 ТК РФ говорится о том, что работодатель обязан под роспись ознакомить инвалида с тем, что он вправе отказаться от данных видов работ. Если же такое произошло, и работник-инвалид дал свое согласие на работу сверх времени, установленного в ИПР, то согласно части 5 статьи 99 ТК РФ работодатель обязан выполнить следующие действия:

  1. Письменно оформить согласие инвалида на сверхурочные работы;
  2. Просмотреть ИПР и удостовериться в том, что в нем нет медицинских противопоказаний;
  3. Под роспись ознакомить инвалида с его правом отказаться от данных видов работ.

Оплата таких видов работ предоставляется в общем порядке.

Согласно статье 23 ФЗ №181 инвалид имеет право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск не менее 30 суток, а не обычный отпуск, длительность которого составляет 28 суток. Кроме этого в статье 128 ТК РФ сказано, что ему может быть предоставлен отпуск за свой счет не менее 60 суток в году.

В случаях, когда работник-инвалид нуждается в переводе на другой нижеоплачиваемый вид работ в связи с медицинскими показаниями, работодатель должен перевести его и в течение одного месяца после перевода сохранить ему прежний заработок.

Работник-инвалид имеет право на 50%-ю скидку при оплате лекарственных средств, выписанных врачом, а также на половинную оплату . В последнем случае оставшуюся половину оплачивает организация, в которой он трудится.

Когда работодатель может уволить инвалида?

В соответствии с частью 3 статьи 73 ТК РФ, если по медицинским показаниям работник-инвалид нуждается во временном переводе на другой вид работ сроком более 4 месяцев или постоянном переводе, то при его отказе согласно пункту 8 части 1 статьи 77 ТК РФ работодатель может спокойно его уволить без каких-либо для себя последствий. Также увольнению подлежат те инвалиды, которые согласно медицинским показаниям больше не являются способными к трудовой деятельности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх