Группы предлогов в русском языке. Понятие о предлоге

Безусловно, по уникальности любой язык достоин высоких оценок. Но каждый ли из них может похвастаться своим богатством лексики, гигантским набором грамматических форм, глубинным сложным и простым синтаксисом, величественной морфологией? Предлоги в русском языке обеспечивают высокий показатель уникальности.

Особая часть речи

Предлоги в русском языке являются отдельной частью речи. Классы и разряды их тоже требуют пристального внимания.

В современном русском языке выделяют 6 самостоятельных частей речи :

  1. Имя существительное.
  2. Глагол.
  3. Имя прилагательное.
  4. Числительное.

Помимо этой группы, лингвисты выделяют ещё одну, которую они назвали служебными частями речи (ч. р.). Её элементы выполняют «второстепенные» функции, но на высших формациях языка (синтаксис) их роль существенно выше, так как без них не получится составить предложение. Сюда входят 3 основные группы :

  • Союз.
  • Частица.
  • Предлог (дополнительно выделяют особую группу междометий).

Из всех вышеперечисленных ч. р. наиболее интересна третья. Предлог не может отвечать ни на один из вопросов и пишется всегда перед существительным. По своей сути, он является своеобразным клеем или раствором, используемым для строительства синтаксического целого (предложения). Из предложений выстраивается текст, а значит, предлоги выполняют очень важную функцию в тексте. Таким образом, можно сформулировать определение.

Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Основные классификации

По происхождению и строению выделяют производные и непроизводные предлоги. Непроизводные никогда не были другими частями речи или их морфемами. Производные же образовались путём перехода самостоятельной части речи в служебные. Для русского языка такое явление не является редким и часто случается, когда одна часть речи постепенно приобретает морфологические признаки другой. Явление частеречного перехода постоянно изучается учёными. Основным инструментом такого анализа является выявление закономерностей в современных языковых процессах.

По структуре выделяют группы простых: в, под, на; и составных: несмотря на, в заключение.

Чтобы разобраться с написанием производных предлогов и их омонимичных форм, нужно определить причинно-следственные связи их образования. Следует выяснить на примерах, как должны писаться омонимичные формы, как подчёркиваются они и чем отличаются друг от друга на письме. Для этого необходимо составить таблицу.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что следует различать самостоятельные ч. р. и производные предлоги, так как от этого зависит, каким членом предложения являются слова. Если неверно определить ч. р., можно ошибиться в итоге. А значит, есть риск нарушить правила обособления дополнений и обстоятельств.

Производные бывают трёх видов :

  • Образованные от существительного (путём, в продолжение).
  • Образованные от наречия (вокруг, в течение, вследствие, ввиду, насчёт).
  • Образованы от деепричастия (благодаря, несмотря на).

Следует отметить, что, переходя из существительного, наречия или деепричастия, слово лишается морфологических признаков самостоятельных ч. р. Оно меняет одни морфологические категории на другие. Например, теряется род, число, падеж и т. д.

Морфологический разбор является способом доказать, какой ч. р. является слово. Любое из них обладает морфологическими признаками (категориями). Нужно ознакомиться с примером такого разбора.

Морфологический разбор состоит из 3 действий:

  1. Определение часть речи. Общее значение.
  2. Определение вида предлога - простой или составной, производный или непроизводный.

Таким образом строится устный разбор. На практике (письменно) он выглядит следующим образом:

Под высокой травой хоронится земля.

  1. Под - предлог.
  2. Хоронится (х) (под чем?) под землёй.
  3. Морфологические признаки: простой, непроизводный.

До сих не все знают, как подчёркивается предлог в предложении, и неверно его графически выделяют. Согласно общепринятому правилу, он может обозначаться только как и связанное с ним существительное.

Если в предложении существительное является дополнением (подчеркивается пунктирной линией), то п. будет подчёркиваться таким же образом (над лесом). Если существительное в предложении будет обстоятельством, то и п. будет подчёркиваться таким же образом.

Многие подчёркивают п. так же, как и прилагательное (волнистой линией), если оно стоит между существительным и предлогом. Это неверно. Он всегда связан только с существительным и отражает падежную форму этой части речи, но с прилагательным связывает его только зависимость от существительного.

С какими ч. р. не употребляется

Поскольку с п. могут употребляться только существительные, можно говорить о том, что это качество распространяется на ч. р., морфологические признаки которых сходны с именем существительным :

  • Местоимение (кроме местоимений-прилагательных).
  • Причастие.
  • Количественные существительные.

С этими ч. р. предлог может сочетаться, но с прилагательными, наречиями, порядковыми числительными связь никогда не наблюдается. Это связано с тем, что вышеперечисленные ч. р. по своим морфологическим категориям сходны с прилагательным, а предлог от него не зависит.

От других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связаны с управляющим компонентом словосочетания.

Данная часть речи сформировалась за счёт других лексико-грамматических разрядов. Этим во многом обусловлена неоднородность предлогов. В течение XIX -XX веков наблюдается непрерывное пополнение состава производных предлогов. Интереснее всего развиваются предлоги, выражающие наиболее отвлечённые значения - объективные, причинные, целевые и т. д. В развитии новых предлогов сказывается возрастающая роль в русском языке XIX века публицистической и научной речи.

Часть предлогов, в основном производных, совмещают ряд значений. Так, предлоги за, под, из, от, в, на совмещают причинные, пространственные и временные значения. Предлог через , выражая пространственные (через горы ) и временные (через века ) отношения, в просторечии встречается при выражении причинных отношений (через тебя я лишился семьи ). Другие предлоги совмещают причинные значения со значениями цели, например для, по .

Классификация по происхождению и строению

  • Непроизводные (древнейшие предлоги) - в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, с, у, за, над, об, под, про, для .
  • Производные предлоги образовались в более позднее время от слов других частей речи и подразделяются на:
    • наречные - вблизи, вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.;
    • отыме́нные - посредством, в роли, в зависимости от, путём, насчёт, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.;
    • глагольные (образованы были в большинстве своём скорее от деепричастий, нежели собственно глаголов) - благодаря, несмотря на, спустя и другие.

Классификация по структуре

  • Простые (состоят из одного слова): в, с, к, у, над, на, перед, при и др.
  • сложные (состоят из двух простых, соединённых дефисом): из-под, из-за, по-над и др.
  • составные (состоят из нескольких слов): несмотря на, в отличие от, в связи с и др.

Классификация по употреблению с падежами существительных (валентность)

  • с одним падежом
  • с двумя падежами
  • с тремя падежами

Классификация по отношениям

Как отмечают исследователи, в современном русском языке круг значений предлогов, сфера выражаемых ими отношений расширяются и углубляются. Итак, предлоги не изменяются и не являются членами предложения, но они выражают различные отношения:

  • пространственные - около , , среди , на и др.;
  • временные - в течение , в продолжение и др.;
  • причинные - ввиду , благодаря , вследствие , в связи , из-за и др.;
  • целевые - для и др.;
  • объектные - и др.;
  • сравнительно-сопоставительные
  • определительные
  • уступки
  • сопроводительные

См. также

Ссылки

  • Английский предлог: «кем он дружит с?» (Сравнение русского и английского предлога)

Литература

  • Баранов М.Т. Русский язык 7 класс. - Просвещение , 2011. - 224 с. - 50 000 экз. - ISBN 978-5-09-024813-6

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Наречие
  • Союз (значения)

Смотреть что такое "Предлог" в других словарях:

    предлог - Причина, повод, основание; оправдание, отговорка; придирка. Под благовидным предлогом.. Ср. . См. отговорка, придирка, причина, уловка, хитрость искать предлога, под предлогом... .. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под.… … Словарь синонимов

    ПРЕДЛОГ Толковый словарь Ушакова

    ПРЕДЛОГ - 1. ПРЕДЛОГ1, предлога, муж. Повод к чему нибудь, вымышленная причина. Предлог для ссоры. «Аннибал, личный враг Бирона, послан был в Сибирь под благовидным предлогом.» Пушкин. «Ты только захоти, а предлог найдется.» Даль. « Димитрий я, иль нет что … Толковый словарь Ушакова

    предлог - 1. ПРЕДЛОГ, а; м. Повод к чему л., вымышленная причина. Подыскать, найти п. Благовидный п. П. для ссоры. П. уехать. Придумать п., чтобы уйти. Отклонить под любым предлогом. ◁ Под предлогом чего. в зн. предлога. Вследствие, из за. Отказаться от… … Энциклопедический словарь

    предлог - ПРЕДЛОГ, повод, устар. претекст, разг. зацепка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ПРЕДЛОГ - ПРЕДЛОГ, часть речи служебное слово, употребляемое для выражения различных отношений между зависимыми и главными членами словосочетания. Предшествует зависимому слову (например, войти в дом). Не является членом предложения … Современная энциклопедия

    ПРЕДЛОГ - часть речи служебное слово, употребляемое для выражения различных отношений между зависимыми и главными членами словосочетания. Предшествует зависимому слову (напр., войти в дом). Не является членом предложения … Большой Энциклопедический словарь

    ПРЕДЛОГ 1 - ПРЕДЛОГ 1, а, м. Внешний повод к чему н. Найти п. для отказа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ПРЕДЛОГ 2 - ПРЕДЛОГ 2, а, м. В грамматике: служебное слово, выражающее отношения между грамматически зависящими друг от друга словами (словом и формой слова), напр. на (поставить на стол), по (идти по полю), при (находиться при доме). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

    предлог - ПРЕДЛОГ, а, муж. Внешний повод к чему н. Найти п. для отказа. Под предлогом чего, в знач. предлога с род. объясняя, обосновывая что н. чем н., ссылаясь, опираясь на что н. Отказаться под предлогом занятости. Под предлогом того что (под тем… … Толковый словарь Ожегова

    Предлог - (грамм.) неизменяемая частица, служащая для более точногоопределения значения глагола или падежа. Первоначальное вещественноезначение П. утрачено, но сохранились несомненные следы их прежнегосклонения; напр. греч. en, eni в, на (местн. пад.),… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Предлог - мы с ним знакомы! Обучение употреблению предлогов в письменной речи , Иванова Светлана Васильевна. В пособии предложен авторский дидактический материал для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения,…

Мы уже знаем, что слова в предложении связаны по смыслу. Сегодня мы узнаем о маленьких помощниках, без которых эта связь не была бы возможна.

Рассмотрим первый пример. Составим предложение со словами кот и стол , опираясь на рисунки.

Кот сидит на столе.

Кот сидит под столом.

Кот сидит за столом.

Кот сидит у стола.

Назовём слова, которые помогли указать, где находится кот: на, под, за, у . Если убрать их из предложений, они теряют свой смысл и связность.

Предлог - это часть речи, которая служит для связи слов друг с другом.

В русском языке около 200 предлогов. Познакомимся с некоторыми из них.

Где растут грибы? В лесу. Предлог В .

Где сидит Колобок? На пеньке. Предлог НА .

С кем дружит собака? С кошкой. Предлог С .

Корабль плывёт по чему? По морю. Предлог ПО .

Где сидит ученик? За партой. Предлог ЗА .

Запомним предлоги : в, без до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, для, с, у, за, над, об, под, про.

В отличие от существительных, прилагательных и глаголов предлоги не отвечают на вопросы. Однако связь слов в предложении без предлогов невозможна.

Запомним: Предлоги со словами пишутся раздельно .

Мы уже знаем, что в русском языке есть похожие приставки. Но приставки - это часть слова, поэтому они пишутся со словами слитно. А предлоги - это часть речи, поэтому они пишутся со словами раздельно.

Давайте узнаем, как отличить приставку от предлога.

Определим, где приставка, а где предлог.

(На)писал (на)конверте.

Первый способ: можно отбросить или поменять приставку, а предлог - нет. Попробуем:

Писал (на) конверте. Слова связаны по смыслу. Значит, первое НА - приставка.

Написал конверте. Связь нарушилась. Значит второе НА - предлог.

Написал - НА приставка - пишем слитно. На конверте - НА предлог - пишем раздельно.

Запомним: предлоги с глаголами не употребляются!

Рассмотрим второй способ:

(Про)читал (про)животных.

Второй способ: между предлогом и словом можно вставить другое слово. Попробуем:

Прочитал - что сделал? - это глагол, ПРО - приставка, вставить другое слово нельзя.

Прочитал про домашних животных . ПРО - предлог, напишем раздельно.

Прочитал про животных.

Слово предлог в перевод с греческого означает «перед словом ». По частоте употребления предлоги занимают четвёртое место после имён существительных, глаголом и имён прилагательных.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Предлог – довольно любопытная . Они выражают отношения между объектом и субъектом, и эти отношения могут быть сколь угодно сложными. Предлоги – это не только «маленькие слова» вроде «к», «по», «за», «через» и т. д., но и целые словосочетания – «в силу того что», «вследствие того что», «по случаю того что» и другие. Такие предлоги, состоящие из нескольких слов, называются составными. Естественно, что сформировались они в русском языке не сразу: своё развитие они начали в XIX – XX веке, когда всеобщую популярность получила научная и литература и средства массовой информации. Отношения между членами предложения (высказывания) в такой литературе достаточно сложные и тонкие и далеки от тех, которые используются в речи «наивных» носителей языка.

Различные виды «новых» специфических предлогов – составные, сложные (пишущиеся через дефис: «из-за», «по-над», «из-под» и др.), производные (образованные от других частей речи: «путём», «вследствие», «в продолжение» и т. д.) ещё на рубеже XIX – XX веков ассоциировались с канцелярской и другими видами «нехудожественной» речи (например, публицистической). Корней Чуковский в своей книге «Живой как жизнь» приводит любопытный пример. Один старый чиновник, вышедший на пенсию, решил заняться и попытался перевести романтическую сказку «Красная роза». Перевод в целом получился неплохой, однако язык, которым он был написан, больше напоминал канцелярский. Вот один из фрагментов: «За неимением красной розы жизнь моя разбита». В издательстве чиновнику сказали, что такие предлоги неприемлемы в романтической . Старик как будто всё понял и переделал текст: «Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя разбита», сделав речь отчаявшегося героя ещё более канцелярской.

Новый виток популярности составных предлогов пришёлся на первые десятилетия Советской власти, когда политизации подверглись все стороны человеческой жизни. Документация, отчёты, декреты, постановления, пропагандистские газеты – всё это принуждало простых людей употреблять «канцелярские» предлоги даже в бытовых разговорах.

В современном стали востребованными такие составные , как «по части», «в деле»; они характерны для деловой речи.

Кстати, размеры этих «непростых» предлогов, иногда, поражают: некоторые из них значительно длиннее существительных, прилагательных и глаголов. Самый длинный предлог (и одновременно союз) – «соответственно», он состоит из 14 букв. Этот предлог часто используется преподавателями, а также работодателями.

Как запомнить написание составных предлогов

Нередко написание составных предлогов вызывает затруднение. Например, окончание у таких предлогов, как «в продолжение», «в течение», а также у пишущегося слитно «вследствие». Эти предлоги образовались от устойчивых словосочетаний, в которых существительное стоит в винительном падеже. Все подобные существительные (ср. «приду в час», «минута в минуту») имеют значение времени, какого-то длящегося периода. Простой предлог «в» в данном случае синонимичен выражению «во время»: «В продолжение разговора (то есть во время продолжения разговора) он больше не упомянул о деле».

В то же время в сочетаниях «в продолжении», «в течении» стоит в предложном падеже и отвечает на вопрос «где?», «в чём?»: «В продолжении рассказа (то есть в тексте) герой делает то-то и то-то».

Предлог «несмотря на» тоже очень часто подвергается ошибочному написанию. Когда-то, в момент своего зарождения, он действительно представлял собой сочетание деепричастия с частицей «не» и простого предлога «на», поэтому писался раздельно. Но эти времена давно прошли, и предлог «несмотря на» пишется слитно.

Некоторые ошибки поражают. «В заключении расскажу о том…» — создаётся впечатление, что говорящий сидит в или собирается сесть. Интересно, понимают ли те, кто делает подобные ошибки, смысл того, что они пишут?

Написание производных предлогов

Производные предлоги, образованные от словосочетаний, примыкают к составным по происхождению и сложности написания. Как правильно написать «предмет (на)подобие куба»? в данном случае следует подобрать синоним к предполагаемому предлогу: «предмет вроде куба». Смысл остаётся прежним – значит, перед нами производный предлог, который пишется слитно. А вот «задача (на)подобие треугольников» такой проверки не выдерживает: «задача вроде треугольников» — бессмыслица; значит, здесь предлог и существительное, которые пишутся раздельно (а существительное к тому же входит в состав устойчивого словосочетания – термина «подобие треугольников»). Кстати, «вроде» — тоже составной предлог. Их простым синонимом служит разговорное «типа», а также союз «как»: «предмет как куб». Этот предлог имеет своего «двойника»: «В роде Пантера семейства Кошачьих четыре вида – лев, тигр, ягуар и леопард».

Предлог «вместо» синонимичен предлогу «за», «насчёт» — «о», «ввиду» — «из-за». Предлог «вслед» приблизительно соответствует простому предлогу «на»: «Мы смотрели вслед уходящему поезду» — «смотрели на уходящий поезд». Следует отличать эти предлоги от словосочетаний с существительными и простыми предлогами: «Положи мне деньги на счёт в банке», «мы приехали в место, которое он указал», «охотник посмотрел в след и определил, что за зверь здесь пробежал», «иметь в виду».

Предлоги Отличие от сочетания существительного с предлогом
Ввиду (=по причине, из-за) Иметь в виду, в виду(=вблизи, в пределах видимости)
Наподобие, вроде (=подобно, как) Обрати внимание на подобие матери и дочери. В роде Ивановых все блондины
Насчёт (=о) Положи деньги на счёт в банке
Вместо (=за) В лесу мы зашли в место , куда с трудом проникали солнечные лучи
Вследствие (=по причине, из-за) В следствие по данному уголовному делу добавлены новые документы
Вслед :Мы с лёгкой грустью смотрели вслед уплывающему паруснику Дедушка внимательно всматривался в след пробежавшего недавно по снегу зверя
Образованные от наречий: быть внутри дома, идти навстречу ветру, растут вдоль дороги и др. На встречу одноклассников мы собираемся каждые десять лет

Такие предлоги, как «внутри» и «вдоль», пишутся слитно: «что лежит внутри коробки», «вдоль дороги растут деревья». Запомнить это несложно, ведь нет слов «нутрь» и «доль», хотя в древнерусском языке, возможно, они и были. Эти предлоги образовались от наречий со значением пространства, а наречия всегда пишутся слитно. К этой же группе относится и предлог «навстречу», также образованный от наречия: «Идти навстречу ветру» (предлог), «он идёт навстречу» (наречие); однако его нужно отличать от существительного с предлогом: «мы едем на встречу выпускников».

Почему же столько людей делают ошибки в написании предлогов? Скорее всего, дело в простой невнимательности – пишущие не осознают смысл текста или понимают его приблизительно. Каждый элемент языка имеет своё значение, и если опираться на него, можно без особого труда определить правильное написание.

Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  2. расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  3. Развивающие:
  4. развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  5. Воспитательные:
  6. воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.

Контингент участников: - учащиеся 2-го класса (9 лет).

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

План урока

  1. Словарная работа.
  2. Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).
  3. Поэтапное изучение нового материала.
  4. Первичное закрепление. Отработка навыков применения теоретических знаний на практике.
  5. Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам).
  6. Проверка и оценивание самостоятельной работы.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
  • II. Актуализация знаний учащихся.

  • Работа со словами:
  • Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.

    а). Орфографическая зарядка.

    • Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).
    • Какие орфограммы встретились в словах?

    б). Разделить слова на группы.

    • Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
    • Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.
    • Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.

    (Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.

    • Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
    • Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд 4.
    • Кто знает, как можно назвать слово под ?
    • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

    Но мы не говорили о них подробно.

    • Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    III. Работа над новым материалом.

    1. Объявление темы урока и постановка целей.
    • Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.

    2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.

    • Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?
    • Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.
    • Слайд 6.

    Таблица 6.

    • Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
    • Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
    • Слайд 7.

    Таблица 8.

    • А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

    3. Работа с текстом.

    Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

    Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.

    • Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
    • Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
    • Давайте вставим предлоги.

    Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

    • Установилась ли связь слов в предложениях?
    • Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
    • Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
    • Слайд 9.

    Таблица 9

    • Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).
    • Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
    • Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
    • Слайд 10.

    Таблица 10



    Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14

    (Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

    Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

    • Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
    • Слайд 11.

    Таблица 11

    • Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

    за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.

    Таблица 7
    Таблица 1

    4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

    • Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов. Слайд 13.

    Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

    Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.

    5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.

    1). Предлог – служебная часть речи.

    2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

    3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

    4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

    5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

    6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

    6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

    1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

    Упражнение 87 стр. 56 учебника.

    • Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги. Слайд 15.

    У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

    2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

    • Объединить пары слов с помощью предлогов. Слайд 16.

    Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

    3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

    • Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Слайд 17.

    Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

    (Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.

    IV. Итог урока.

  • Обобщение знаний о предлоге.
    • Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
    • Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
    • Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог. Слайд 21, 24.

      Тест – опрос.

    У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

    1. Выбери верное утверждение.
    2. А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
      Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

    3. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
    4. А. Перед именем существительным.
      Б. Перед именем прилагательным.
      В. Перед глаголом.

    5. Как пишутся слова:
    6. (с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
      А. Раздельно.
      Б. Слитно.

    7. Укажите номера, в которых допущена ошибка.
    8. А. по танцевал
      Б. за школой
      В. на писать

    9. В каких предложениях есть предлоги?
      А.
    10. У берлоги вырос холмик желтой глины.
      Б. Летят на землю белые хлопья снега.
      В. Потускнела зелень елок.

    Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.

    V. Домашнее задание.

    Стр. 55 – выучить правило.
  • Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги. Слайд 23.

  • Таблица 3

    VI. Рефлексия.

    Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем.

    Таблица 5
    Таблица 4



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх