Послушайте маяковский средства художественной выразительности. Владимир Маяковский "Послушайте": анализ стихотворения

Начало нового ХХ века было отмечено в истории России тяжелыми потрясениями. Войны, революция, голод, эмиграция, террор... Все общество разделилось на враждующие партии, группы и классы. Литература и поэзия, в частности, отражала, как зеркало, эти кипучие общественные процессы. Возникают и развиваются новые поэтические направления.

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» нельзя начать, не упомянув о том, когда оно было создано. Впервые оно вышло в одном из сборников в марте 1914 года. Весь того времени был ознаменован парадами манифестов и групп, в которых художники слова декларировали свои эстетические и поэтические принципы, отличительные признаки, а также программы. Многие из них выходили за продекларированные рамки и становились знаковыми поэтами своего времени. Без их творчества было бы уже трудно представить советскую литературу.

Владимир Маяковский был активным участником первого авангардного литературного течения под названием «Футуризм». Он входил в «Гилею» - группу родоначальников этого течения в России. Полный Маяковского «Послушайте!» невозможен без обращения к теоретическим основам. Основными признаками футуризма являются: отрицание предыдущих литературных догм, создание новой поэзии, устремленной в будущее, а также экспериментальная рифма, ритм, ориентация на звучащее слово, пафос и эпатаж.

Проводя анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!», необходимо подробнее остановиться на его теме. Оно начинается обращением, которое неслучайно вынесено в название. Это - отчаянный призыв. Герой-рассказчик наблюдает за действиями другого деятельного героя, которому не все равно. Стремясь облегчить кому-то жизнь, он внеурочно «врывается» на небеса, к самому Богу и просит о том, чтобы тот засветил в небе звезду. Быть может в наказание за то, что люди перестали замечать их, звезды погасли?

Тема связана с желанием лирического героя обратить внимание обывателей, живущих суетной, однообразной жизнью на красоту бескрайнего ночного неба. Это попытка заставить их поднять отягченные проблемами головы и взглянуть наверх, приобщившись к тайнам Вселенной.

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» показал, что для раскрытия темы поэт использовал такие как нерифмованный стих с ритмичным рисунком, звукопись и аллитерация.

Первый герой-наблюдатель не имеет в стихотворении портрета, а вот второй имеет очень яркие характеристики, выраженные целым рядом глаголов: анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» обращает внимание читателя на то, что глаголы «врывается» и «боится» имеют взрывные согласные «в» и «б». Они подкрепляют эффект отрицательных эмоций боли и муки. Подобный же эффект создают согласные «п» и «ц» в глаголах«плачет» и «опоздал», «просит» и «целует», «клянется» и «не перенесет».

Стихотворение напоминает маленькую пьесу, полную драматизма, который вложил в него Маяковский. «Послушайте!» анализ дает возможность условно разделить на четыре части. Первая часть - введение (главный вопр, с первой по шестую строку); вторая часть - развитие сюжета и кульминация («вымоленная» звезда, с шестой по пятнадцатую строку). Третья часть - развязка (получение подтверждения от того, для кого старался герой, с шестнадцатой по двадцать вторую строку); четвертая часть - эпилог (повторение вопроса введения, но с утвердительной интонацией, с двадцать третьей по тридцатую строку).

Стихотворение «Послушайте!» поэт написал в начале своего творческого пути, на этапе становления, выработки собственного литературного стиля. Но уже в этом небольшом произведении молодой Маяковский проявил себя как оригинальный и очень тонкий лирик.

Послушайте!

Стихотворение написано молодым Владимиром Маяковским в то счастливое время, когда наша страна ещё не знала ужасов Первой мировой войны и революции. Поэт был увлечён футуризмом. Он с надеждой смотрел в будущее и пытался ответить на извечный вопрос, в чём заключается смысл жизни человека.

Стихотворение «Послушайте!» отличается от многих других произведений Маяковского тем, что он не использует резких слов, никого не осуждает и не обличает. Поэт раскрывается здесь как человек с искренней и ранимой душой. Основная интонация стихотворения - исповедальная и доверительная.

Начинается оно с просьбы, обращённой к людям: «Послушайте!» Лирический герой надеется быть услышанным и понятым. Он произносит свой взвол­нованный монолог, к которому невозможно отнестись равнодушно.

Композиционно произведение делится на три части, различные и по форме, и по ритму, и по эмо­циональному воздействию.

В первой части обозначена проблема:

…если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?

Во второй части лирический герой «врывается к Богу» и в отчаянии просит его, «чтоб обязательно была звезда». Мы слышим своеобразную молитву, обращённую к Богу.

А третья часть стихотворения звучит как вывод и утверждение. Это риторический вопрос и вопрос, обращённый к каждому из читателей:

Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Автор вводит в своё произведение элемент фан­тастики («врывается к Богу»). В системе вырази­тельных средств Маяковского важно отметить роль художественной детали: он изображает «жилистую руку» Бога, и вот уже Бог - не только одухотворён­ная высшая сущность, а вполне реальная личность. Он всегда готов подать спасительную руку помощи. А лирический герой стихотворения и есть тот самый «кто-то», для кого без звёздного неба жизнь пред­ставляется немыслимой, кто не может перенести «беззвёздную муку».

Поэтические приёмы, используемые автором, очень разнообразны, несмотря на то, что произведение неве­лико по объёму. Нет ни одного нейтрального слова - все слова эмоционально окрашены. Вот, например, целый ряд глаголов: врывается, боится, плачет, целует, просит, клянётся - они передают не только динамику событий, но и эмоциональный накал.

Есть в стихотворении сравнение (кто-то называет эти плевочки жемчужиной), риторическое восклица­ние (Послушайте/), риторический вопрос (значит - это кому-нибудь нужно?). Необходимо отметить также анафору (повторение слов в начале строк): (значит - это кому-нибудь нужно? / Значит - кто-то хочет, чтобы они были? / Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?).

Метафоры у Маяковского всегда необычны и краси­вы. Вот и здесь: метели полуденной пыли. Однако он не боится использовать и уже привычные метафоры: звёзды зажигают; загоралась звезда.

Но и всё стихотворение «Послушайте!» есть одна развёрнутая метафора, имеющая иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, человеку нужна мечта, большая цель, духовность, красота - цен­ности, которым нет цены. Это и есть главная идея произведения Владимира Маяковского.

После прочтения стихотворения Маяковского "Послушайте", становится понятно, что это некий крик души писателя. А начинается оно с просьбы, которая обращена к читателю и другим людям. В своем стихотворении он задает риторические вопросы, спорит сам с собой убеждая через это, что необходимо бороться с бессилием, горем и страданиями, которыми наполнен весь мир.

Данное стихотворение стало неким толчком для людей, которые каким-то образом потеряли веру в себя, сбились с пути. Маяковский вводит в стихотворение Бога, но он не мнимое существо, а реальный человек с сильными, рабочими руками. Именно этот Бог и оказывает помощь лирическому герою. Также в стихотворении есть и "они" - люди, которые оставили свои попытки дотянуться до звезд. Поэт проводит своеобразное сравнение, показанное на звездах, ведь для одних это нечто большее, называемое жемчужинами, а для других - звезды ничего не значат.
Можно заметить, что лирический герой в этом стихотворении очень болезненно относится к вопросам Земли и ситуации с миром - ему не все равно, он пытается бороться с надвигающими проблемами.

При прочтении стихотворения видно, что поэт не ругает и не учит наро, а говорит от чистого сердца - спокойно, тем самым исповедуется. Этим тоном Маяковский хочет доказать миру, что важно для человека прежде всего мечта и цель, а после уже все остальное. Звезды в данном случае и есть та, мечта, к которой должен стремиться каждый человек.

В конце же, когда лирический герой достигает своей мечты - достает звезду, то понимает, ему больше ничего не страшно.

Также данное стихотворение поднимает проблему того, что человек стал забывать, для чего он живет, поддаваясь каким-то лживым идеалам, теряя самого себя.

Своим произведением он толкает читателя задуматься над вопросом о смысле жизни, который устанавливает себе каждый человек самостоятельно.

Анализ стихотворения Послушайте! Маяковского

В этом стихотворении Маяковского ярко проявляется его авторский стиль: особое построение строф, обилие восклицаний, энергия...

Вот поэт обращается к слушателю на "Вы" или к слушателям: "Послушайте!" Как часто и бывает, Владимир Маяковский использует парадокс в основе стиха: кто-то зажигает звезды. Это утверждается аксиомой, хотя читатель понимает, что звезды светятся сами по себе. Однако этот парадокс глубоко задевает, ведь он метафоричен, в его основе - сравнение звезды с огоньком, свечкой (в церкви), маяком. Существовало множество легенд в древности, что некое доброе божество зажигает это свет, а другое - гасит его. Что-то зарождает жизнь, что-то ее обрывает...

Из такой поэтической аксиомы следует вывод: кому нужно то, что звезды зажигают? У всего есть причина... Маяковский расширяет сознание читателя, сбивает его с привычных мыслей.

И далее рисуется история Того, кому нужны звезды. Как Он прибегает в метелях полуденной пыли (так и представляется жаркое солнце лета в этом оксюмороне) к самому Богу, боится, что уже поздно. Проситель даже плачет, целует руку Создателя. (Рука рабочая - "жилистая".) И просит, просит хотя бы одну звезду. Он клянется, что не перенесет отказа. Здесь поэт использует словосочетание "беззвездная мука" как беспросветное страдание. Дальше его психологическое состояние несколько меняется. Получив, видимо, положительный ответ, он внешне спокоен - он сделал все, что в его силах. Но проситель еще очень волнуется. И теперь он говорит кому-то, что будет Звезда. Обязательно.

Где же разгадка: кому и зачем нужны звезды. (Маяковский дает понять, что зажигает из Демиург.) каждый, наверное, ответил сам для себя. И все же, в стихотворении есть Проситель, кому, действительно, это важно. Но и он говорит с кем-то на "ты". Этому собеседнику свет звезд очень нужен... кому-то не должно быть страшно. Действительно, если на улице не кромешная тьма, если есть хоть одна звездочка (хоть лучик надежды в ситуации), то уже не так страшно. Можно представить образ женщины или ребенка.

В финале опять звучат все те же вопросы, но немного по другому. Ведь загорается звезда всегда (даже если ее не видно с Земли), так это кому-то нужно.

Интересно, что атеист Маяковский говорит, по сути, о вере. Свет, который барит людям Вселенная, равен психологической надежде. То есть напрашивается вывод, что людям нужна вера.

Впрочем, вопросы в стихотворении так и остаются риторическими.

Анализ стихотворения Послушайте! по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Фета Мама! глянь-ка из окошка…

    Афанасий Афанасьевич Фет – один из великих поэтом русской литературы. Его произведения до сих пор пользуются популярностью не только в школьной программе, но и многие взрослые не прочь почитать сборник его стихов.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

    М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в свои шестнадцать лет. Сюжет произведения основан на колыбельной песни, которую пела Мария Михайловна – мама писателя, своему сыну.

  • Анализ стихотворений Барто

    Анализ произведений Барто

  • Анализ стихотворения Двойная бездна Мережковского

    В своем стихотворении Двойная бездна Мережковский рассматривает тему взаимопроникновения смерти и жизни в рамках человеческого бытия. Он объединяет эти два феномена, которые, казалось бы, являются полностью противоположными

  • Анализ стихотворения Добро и зло Фета

    Стихотворение «Добро и зло» настраивает каждого читателя на философский взгляд. И помогает понять, что в мире существует не только материальное, но и духовное. А вот добро и зло является равноправными и безграничными.

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – знаменитый поэт Серебряного века. Он примыкал к футуристическому течению, был одним из его идейных вдохновителей. Помимо поэзии, он работал в прозаических и драматических жанрах, был художником и даже играл в кино. Но Многомудрого Литрекона сильнее всего впечатляют его стихи, особенно лирика, и поэтому он вновь обратил свой взор на стихотворение мэтра.

В своих поэмах и стихотворениях Маяковский изображает сильную личность, независимую от мнения окружающих. Его кричащая желтая водолазка, экспрессивные публичные выступления отражали внутренний мир человека огромного масштаба, невиданной энергии и яркой индивидуальности.

Но эксцентричный бунтарь был непревзойденным лириком. Лирический герой стихов Маяковского – этакий неуклюжий романтик, способный забрать любимую с собой «одну, или вдвоем с Парижем». И не только любовное чувство побуждает поэта искренне восторгаться и созерцать. Душевное стихотворение «Послушайте» — история человека, который любознателен к жизни. Он любит ее и искренне удивляется каждым ее проявлением.

Дата написания лирического стихотворения «Послушайте!» — осень 1914 г. На тот момент в России еще не наступила Октябрьская революция. Тогда Владимир Маяковский был одержим футуристическими концептами, провозглашающими пафос светлой будущности. Он выдвигает на первый план личность познающую. Лирическому герою все интересно, все вокруг имеет ценность для построения красивого и яркого будущего. Уже тогда в поэзии Маяковского появлялись богоборческие мотивы. Поэт выдвигает человеческую индивидуальность на первый план, или хотя бы приравнивает к Создателю.

Жанр, направление, композиция и размер

«Послушайте!» обнаруживает черты элегического послания, к чему нас отсылает само начало текста («Послушайте! Ведь, если звезды зажигают- значит — это кому-то нужно?»). Также можно говорить о присутствии в тексте элементов исповедального монолога главного героя.

Поэт избирает форму кольцевой композиции. Эту особенность конструкции определяют самое начало и финал текста:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

«Лесенка» — форма, которую избирает футурист для своего стихотворения «Послушайте!». Неточные рифмы перемежается с точными перекрестными (по схеме АВАВ), которые обнаруживают себя через три строки:

Значит — кто-то хочет, чтобы они были? <…> в метелях полуденной пыли; целует ему жилистую руку,<…> не перенесет эту беззвездную муку! и т.д.

На тех участках текста, где рифма точная, рифмовка женская (ударяемый предпоследний слог).

Четкого классического стихотворного размера нет (сложно установить наличие ямба, хорея, дактиля, анапеста и амфибрахия). Футурист использует любимую им форму акцентного стиха.

Образы и символы

Лирический герой находится в поиске главного жизненного замыла, идеи происходящих в природе физических явлений. И в центре его интереса – звезды, а именно их происхождение. По мнению главного героя, мыслящей личности, у всего есть причина и следствие.

Сознанием главного героя формируются образы второго плана — он представляет, как некто смелый человек, достигая Бога, просит того зажечь звезды, чтобы у людей стало светлее на душе. То есть перед нами объект лирического сознания – главный герой, субъекты его воображения – деятельная личность, которая обращается за помощью к Богу.

Помимо этих персонажей, стихотворение имеет форму послания, а значит, в произведении присутствует обобщенный образ собеседника, читателя.

Тема и настроение

Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.

В том случае, если звезды – это произведения художественного творчества, в которых нуждается воспринимающее сознание, будь то театр, музыка, литература, живопись, то творческая личность (обращенная к Богу) создает их на радость зрителю (читателю, слушающему).

Если же под звездами понимать мир физических, природных явлений, то на первый план выходит тема смысла жизни и смыла красоты в этой самой жизни. Звезды, как все красивое, вдохновляющее, наполняют существование человека светом и теплотой, гармонией и вдохновением, но истинной природы таких вещей мы не знаем. И задача человека будущего – познать ее, развить пытливый ум и проникнуть под покровы тайн мироздания.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – это осознанный вопрос о происхождении и необходимости звезд на небе. Поэт считает, что звезды на небе зажигает Бог, но задача человека попросить его об этом. Антропоморфные черты Бога указывают на его равенство с людьми: на это указывает «жилистая рука» божества. Личность может попросту ворваться к Всевышнему, попросить, прикоснуться к его «жилистой руке», и звезды будут.

Основная идея – это познание смысла творчества и смысла жизни, смысла всех самых поразительных явлений природы и их значения для частной личности. Автор отвечает на вопрос, кто зажигает звезды: Бог. И зачем – потому что это нужно человеку. Все, что делает Создатель, он творит ради нас. Наблюдение за звездным небом способно дать людям найти свой смысл существования.

Средства художественной выразительности

В стихотворении есть как синтаксические средства выразительности, так и лексические.

Открывается текст риторическим восклицанием (синтаксическое средство художественной выразительности): «Послушайте!». Затем — три риторических вопроса:

Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? /Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Завершается текст также риторическим вопросом, образуя кольцевую композицию:

Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»

  • «Послушайте!» является развернутой метафорой путешествия человека к Богу и постижения им ясности существования.
  • Метафоры: «в метелях полуденной пыли», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают». Метафора «в метелях полуденной пыли» отсылает нас к образу раскаленного, пыльного города или пустыни, где ветер гоняет столбы пыли, словно снежные барханы.
  • Эпитетов немного, но они являют яркие образы: «полуденная пыль», «жилистая рука», «беззвездная мука», «тревожный, но спокойный наружно».
  • Единожды присутствует сравнение звезд с жемчужиной.
  • Помимо прочего, Маяковский применяет прием единоначатия (т.н. анафора): «значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?». Анафора усиливает динамизм, переживания героя, показывает его радость открытия.
  • Помимо анафоры, на динамику действия работают однородные глагольные сказуемые: «врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется…»

Маяковский на редкость избегает излюбленных неологизмов, но выбранная им интонация подчеркивает предназначение стихотворения для чтения на публике.

Стихотворение Маяковского «Послушайте!»: анализ и попытка интерпретации.

Авторы: Скульмовская Алена, ученица 8а класса СОШ№3 и Черноколенко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
место работы: средняя школа №3 г.Каражал

Предлагаю Вашему вниманию работу на тему: "Стихотворение Маяковского «Послушайте!»: анализ и попытка интерпретации.". Данная работа предназначена для широкого круга читателей.

Цель:
- исследование художественного мира стихотворения.

Задачи:
1. Выполнить текстуальный анализ стихотворения, раскрыв идейно-тематическое, композиционное своеобразие стихотворения.
2. Рассмотреть мотивы и образы.
3. Создать пояснения, включающего интерпретацию полученных наблюдений.
Введение
«Комментарий – древнейший универсальный инструмент работы с текстом, известный с античных времен и широко используемый в различных сферах нашей жизни.
Он, в самом деле, рассчитан на параллельное чтение с комментируемым текстом. Почему я взялась, за составление комментария, потому что, помогая размышлениям читателя, он не заменяет их. Тип комментария определяется читательским назначением. Я в своей работе ориентировалась на современного читателя, интересующегося поэзией.
Целью моей работы стало исследование художественного своеобразия стихотворения В.В.Маяковского «Послушайте!»
Поставленная цель сопровождалась задачами: создание пояснений для читателя, которые носят текстуальный характер, то есть объясняют текст как таковой и интерпретацию полученных наблюдений и анализ текста стихотворения (часть 2)
Основная часть
Интерпретация. Анализ текста стихотворения.
Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в семье лесничего. После смерти отца в 1906 году переехали в Москву. Здесь юный Маяковский начал учиться в Пятой мужской гимназии, но не закончил ее, втянувшись в подпольную революционную деятельность. В стихах молодого Маяковского поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна. Поражала фантазия поэта, гиперболичность и пластика образов, дерзкая метафоричность в которой сближались далекие друг от друга понятия и вещи.
Это производило разное впечатление: одних раздражало, других смущало, третьих восхищало.
Он хотел быть поэтом толпы, а поэтому его творчество труднообъяснимо, в нем и вызов и эпатаж и крик души от противоречий внутри себя и противоречий снаружи от происходящих событий.
Ранний период его творчества представлен многими открытиями в области стихосложения. Его стихи отличались разительно от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Отрицая классическую форму, поэт предлагал новое искусство. Многое в его раннем творчестве связано с таким понятием как футуризм, но при этом поэтические средства и идеи были гораздо шире. Своеобразие ранней лирики обусловлено его личностью, его ярким талантом.
Одним из стихотворений, относящихся, к этому периоду и было стихотворение «Послушайте!», написанное в 1914 году. В нем 30 строк и единая строфа, объединенная одной общей темой: «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно». Эта фраза стала крылатым выражением.
Художественный мир данного стихотворения построен на размышлении автора с самим с собой: зажигают, значит это «нужно», «значит-кто-то хочет, чтобы они были, «значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»
И своими вопросами пытается дать ответ самому себе – для чего необходимо, чтобы зажигались звезды.
Условно можно разделить это стихотворение на 3 части.
В первой части автор спрашивает себя: «Если звезды зажигают – нужно ли это?»
Во второй части он, побывав у бога, говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно?» Он за всех людей просит у бога, чтобы каждый день обязательно была звезда, что бы людям не было страшно в темноте. Он пытается доказать себе и людям вокруг, что это очень важно, чтобы возле тебя было светло, ясно.
В третьей части он, уже, успокоившись после диалога с богом, диалога с кем-то, он понимает то, что доказал необходимость того, чтобы «каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда».
За внешней грубостью лирического героя скрывается ранимое и нежное сердце. Его эпатаж – от боязни непонимания и одиночества. Герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению. Он тоскует, видя беззвездное небо («Послушайте»):
И, надрываясь
В метелях полуденной пыли,
Взрывается к богу,
Боится, что опоздал,
Плачет,
Целует ему жилистую руку,
Просит-

Клянется-
Не перенесет эту беззвездную муку.
Это стихотворение – вдохновенная мечта о красоте мира:
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают-
Значит это кому-нибудь нужно?

Это необычное для Маяковского стихотворение, потому что написано оно белым стихом. (Маяковский придавал огромное значение рифме.) Отсутствие рифмы компенсируется в начале и в конце стихотворения: «значит – это нужно, значит – кто-то хочет, значит – это необходимо». А в центре – встревоженное вмешательство героя, затем – радостная умиротворенность, и создается впечатление, что это он зажег звезды над крышами.
В словах поэта – страстная тоска по красоте. Сила чувства, стремительность порыва выражены в восклицательной интонации, в нагнетании глагольных форм:
И, надрываясь
В метелях полуденной пыли,
Врывается к богу,
Боится, что опоздал,
Плачет,
Целует ему жилистую руку,
Просит-
Чтобы обязательно была звезда!
Клянется –
Не перенесет эту беззвездную муку.

Но красота нужна не только поэту – она нужна людям. Без этого нельзя жить,- нельзя быть счастливым. И вот новый интонационный поворот- герой заботливо спрашивает любимую:
Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!

Аллегорический образ «звезды», традиционный в литературе, получает здесь оригинальное смысловое наполнение. Высокое стремление преодолеть мрачную беспросветность, «беззвездную муку» контрастирует здесь с подчеркнутой обыденностью урбанистических образов: звезды сияют «над крышами», их «зажигают» (как фонари); «кто-то» направляется к богу по тыльной дороге, без всякой торжественности; снижен и сам образ бога («жилистая рука»)
Если обратиться к синтаксическим особенностям стихотворения, то можно увидеть, что в нем 4-восклицательных предложения, которыми он пытается обратить внимание:
1) Послушайте!- на вопрос
2) Чтобы обязательно была звезда! –утвердить
3) Клянется, что не перенесет эту беззвездную муку!
4) Послушайте! – указывает на необходимость того, что если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.
В этом стихотворении так же есть и 6 вопросительных предложений.
В первом- автор интересуется нужно ли?
В двух следующих автор пытается доказать что это необходимо, задавая вопросы.
Двумя последующими предложениями он спрашивает в диалоге «Ведь теперь тебе ничего: и не страшно?»
Следующее предложение скорее утвердительное, чем вопросительное.
«Ведь, если звезды зажигают-значит-это кому-нибудь нужно?»
Интересен и такой авторский ход, как два вопросительно-восклицательных предложения. Первое: Да?!- скорее больше подтверждение, чем вопрос, доказать самому себе то, что теперь нечего бояться, пора успокоиться, успокаивая прежде всего себя, а уж потом своего собеседника.
И второе предложение вопросительно-восклицательное - оно уже служит доказательством – утверждением нужности того «чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда, потому что и от одной звезды уже светло».
Здесь он говорит о себе, о своем отношении к «тьме», о своем отношении к тому что происходит вокруг. Ему нужен свет и он готов даже пойти к богу, чтобы дать этот свет людям – в этом кажется, мне и есть идея данного стихотворения.
Интересно для меня еще и то, что в этом стихотворении одно повествовательное предложение, поэтому тон прочтения должен быть насыщенным, полным эмоциональных взрывов, что, наверное, правильно, если человек хочет обратить на себя внимание. А мы знаем, что Маяковский очень эпатажный поэт.
Читая, это стихотворение мы проникаемся настроением автора, его переживанием, волнением – и в начале и в середине, и в конце – его удовлетворенностью, которая приходит через спокойствие.
В стихотворении много тире, пауз, за которыми скрывается недосказанность автора или наоборот, после тире усиливается вторая часть.
Много однородных членов: врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется. Эти глаголы помогают перечислить все действия, которые им совершаются для достижения своей цели. Автор использует антонимы: тревожный - спокойный они помогают нам передать состояние героя.
Автором использован как монолог, так и диалог, что придает стихотворению особое своеобразие.
В стихотворении очень характерен эпитет «в метелях полуденной пыли», подчеркивающий то, что герой спешит, поднимая за собой, целую метель пыли.
Концовка воспринимается мною как риторический вопрос: А вам это нужно? И тут же доказывает еще одним вопросом – необходимо.
Если говорить о рифме, она по – Маяковски очень необычна, проследить ее можно только в некоторых местах. «Нужно- жемчужной», «руку - муку». В этом тоже необычность новаторство Маяковского.
Стихотворение отражает стремление человека сделать всем полезное, нужное и в этом, наверное, и есть позиция автора – ведь мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает
Послушайте!
Ведь если звезды
Зажигают,
Значит – это кому – нибудь нужно?

Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоуменные вопросы, на которые он ищет ответ, порою, как в данном случае, вопросом на вопрос
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!

В стихотворении есть повторы в начале и в конце. Автор повторяет целые предложения: Послушайте! Ведь если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Слова: значит, кто-то, эти повторы способствуют лучшему пониманию того, о чем хочет сказать автор.
Заключение
В стихотворении показан мотив поиска себя, поиска своей нужности другим, через этот поиск подчеркивается мотив одиночества.
Герой стихотворения на мой взгляд, сам автор, человек ищущий, идущий на все ради других, чтобы другим было светло и легко.
Ранняя лирика Маяковского посвящена поиску новых форм, метафор, образов, это чувствуется, когда мы читаем стихотворение «Послушайте!», оно призывное, наверное от того, что автор пытается докричаться до толпы, возможно, и до себя тоже. Он обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека который не может быть понятен всем. Но его поэзия занимает и будет занимать одну из первых мест среди всей классики русской литературы XX века.
В работе сделана попытка анализа и интерпретации поэтического текста в соединении с комментариями.
Я попыталась от комментировать текст, своим мнением по поводу этого стихотворения. Эта работа мне показалась интересной и очень полезно, так как я научилась, на мой взгляд делала комментарий, поняла, что такое интерпретация стихотворного текста, что такое комментарий через анализ.

Литература
1. Русская литература XXвека. Очерки. Портрет. 11 класс, Москва «Просвещение» 1994г
2. Примерные билеты и ответы по литературе. Москва, Издательский дом «Дрофа», 2000г.
3. Сборник лучших сочинений. Санкт- Петербург, И.Д.Громова, 2000г
4. Учебник «Русская словесность» 7 класс. Алматы: Атамура, 2012,352с

Тезисы
В работе была сделана попытка анализа стихотворения В.В. Маяковского. Он раскрывает идейно-тематическое, композиционное своеобразие стихотворения, исследуются мотивы и образы, даются пояснения, включающие интерпретацию полученных наблюдений.
Обращается внимание на синтаксис и звуковую организацию стихотворения.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх