Условия обеспечения пожарной безопасности объектов защиты. Системы пожарной безопасности объекта. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

Система обеспечения пожарной безопасности регламентируется Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года.

Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее-предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее-граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Системы противопожарной безопасности

Система пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и сертификации продукции и услуг в области (далее - сертификация);
противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);
учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима.

Обеспечение пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственных нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой.

Порядок разработки, введения в действие и применение других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает Государственная противопожарная служба.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной безопасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию с Государственной противопожарной службой в части системы противопожарной безопасности .

Тушение пожаров

Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:
на межрегиональном уровне - федеральными органами государственной власти;
на территориальном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в случае, если сил и средств пожарной охраны, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на определенной территории, недостаточно для его ликвидации.

При этом силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке (часть четвертая в редакции, введенной в действие с 27 января 1998 года Федеральным законом от 24 января 1998 года N 13-ФЗ).

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действия по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.


Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет:

  1. общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
  2. пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  3. пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  4. противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.


Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
5. проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
9. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
10. производство пожарно-технической продукции;
11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
13. тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
14. учет пожаров и их последствий;
15. установление особого противопожарного режима.

Пожарная охрана

Под пожарной охраной понимается - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.


Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
1. государственная противопожарная служба;
2. муниципальная пожарная охрана;
3. ведомственная пожарная охрана;
4. частная пожарная охрана;
5. добровольная пожарная охрана.


Основными задачами пожарной охраны являются:
1. организация и осуществление профилактики пожаров;
2. спасение людей и имущества при пожарах;
3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.


К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.


В Государственную противопожарную службу входят:
1. федеральная противопожарная служба;
2. противопожарная служба субъектов Российской Федерации.


Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. В соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385.


Федеральная противопожарная служба включает в себя:
1. структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы и его территориальных органов - региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах РФ;
2. органы государственного пожарного надзора;
3. пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
4. подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);


Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.


Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
1. лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
2. военнослужащих федеральной противопожарной службы;
3. лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).


В Государственную противопожарную службу принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ, а также распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде.


В целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов работники Государственной противопожарной службы могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.


Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца. Сотрудники и военнослужащие имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ. В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства.


На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона. Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.


В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.


Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами .

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом от 11.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (одна миллионная в год) .

2.1. Реализация системы обеспечения пожарной безопасности
при разработке генерального плана застройки

На стадии разработки генерального плана застройки объекта (здания, сооружения) система обеспечения пожарной безопасности предусматривает следующее :

1) Расположение производственных объектов на нормированном противопожарном расстоянии друг от друга . Это минимальное расстояние составляет от 6 до 15 м и зависит от огнестойкости зданий (чем ниже огнестойкость, тем больше расстояние) (табл. 7).

Таблица 7. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности

2) Расположение пожароопасных производственных объектов на нормируемом расстоянии до объектов защиты (населенные пункты, водоемы, лесные массивы, железные и автомобильные дороги, гидротехнические сооружения, атомные и другие электростанции, воздушные линии электропередачи и др.). Это необходимо по соображениям не только пожарной безопасности (чтобы возникший пожар не распространялся на них), но и охраны труда, экологической безопасности (чтобы не допустить загрязнения водоемов, воздушной среды в жилой зоне и на особо важных объектах). Например, противопожарное минимальное расстояние от автозаправочных станций бензина и дизельного топлива с подземными (наземными) резервуарами вместимостью более 20 м 3 составляют соответственно до производственных, административно-бытовых зданий - 15 (25) м; до жилых зданий - 25 (50) м; до автомобильных дорог I, II, III категорий - 12(20) м, до лесных хвойных массивов - 25 (40) м (рис. 8) и т. д. Противопожарное расстояние от подземных (наземных) резервуаров сжиженных газов вместимостью от 10 тыс. до 20 тыс. м 3 при хранении под давлением составляет до железных, автомобильных дорог, трамвайных путей - 50 (100) м; до административных зданий организаций - 300 (500) м, производственных зданий - 250 (300) м, до объектов речного транспорта, гидротехнических сооружений, расположенных ниже по течению реки, - 2000 (3000) м, выше - 200 (300) м.

Качество плохое?

Рис. 8. Противопожарные расстояния при обустройстве дачных поселков

3) Расположение производственных объектов с учетом рельефа местности, направления течения рек (если они имеются рядом), преобладающего направления ветра для данной местности. Так, склады воспламеняющихся и горючих жидкостей, сжиженных газов располагают по возможности в более низких местах, чтобы в условиях пожара не было растекания горючей жидкости за пределы объекта; ниже по течению реки от населенных пунктов (чтобы не загрязнять возможными утечками воду в жилой зоне), с подветренной стороны от жилых поселков и других объектов защиты (чтобы возможный пожар не перешел на них с помощью ветра). С подветренной стороны располагают также здания, сооружения, наружные установки, выделяющие в атмосферу газ, дым и пыль.

4) Обеспечение подъездов пожарных автомобилей к зданиям , сооружениям: с одной стороны (если ширина здания до 18 м), с двух сторон (более 18 м), со всех сторон (более 100 м или площадью застройки более 10000 м 2). При этом ширина проездов должна быть не менее 6 м (рис. 9).


Рис. 9. Подъезд пожарного автомобиля к жилым зданиям

5) Устройство нормируемого количества выездов на автомобильные дороги (но не менее двух для складов нефти и нефтепродуктов и для производственных объектов с площадью застройки 5 га и более).

6) Устройство ко всем водоемам (реки, озера, пруды), вода из которых может быть использована для тушения пожаров, подъездных путей и площадок размером не менее 12 ´ 12 м для размещения пожарных автомобилей и забора воды (рис. 10) и др.

При разработке генерального плана предприятия необходимо определить место расположения здания пожарной части. Пожарное депо обычно располагают на изолированных участках с въездами на дороги общего пользования. Пожарная часть должна, как правило, обслуживать группу предприятий. Радиус выезда пожарной части, обслуживающей пожаровзрывоопасные и пожароопасные предприятия категорий А, Б и В, принимается равным 2,5 км, а производства категорий Г и Д - 5 км. Радиус выезда пожарной части уменьшают до 40 %, если на территории обслуживаемых ею предприятий, здания III-IV степеней огнестойкости составляют более 50 % всей площади застройки.


Рис. 10. Подъезд (пожарный пирс) к пожарным водоемам

2.2. Реализация системы обеспечения пожарной безопасности
при проектировании и строительстве производственных объектов

На стадии проектирования и строительства каждого производственного объекта система обеспечения пожарной безопасности включает в себя следующее:

Проектирование производственных объектов, зданий, технологических линий с соблюдением всех норм пожарной безопасности . При этом состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности оформляют в виде самостоятельного раздела проектной документации.

Составление декларации (оценки соответствия) пожарной безопасности на проектируемый объект , предусматривающий оценку пожарного риска (не должна превышать одну миллионную в год) и оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (в тех случаях, когда это требует законодательство).

Государственную экспертизу готовой проектной документации на предмет наличия и полноты в ней системы обеспечения пожарной безопасности (пожарная сигнализация) всего производственного цикла (рис. 11).


Рис. 11. Система пожарной сигнализации на производстве:

1 - блок резервного питания; 2 - контрольная панель; 3 - извещатель дымовой пожарный; 4 - извещатель охранный инфракрасный; 5 - считыватель; 6 - извещатель охранный

магнитоконтактный; 7 - табло «выход»; 8 - кнопка тревожной сигнализации (сирена);

9 - пульт контроля и управления; 10 - реле

Приемку законченных строительством производственных объектов на предмет соответствия этих объектов проектной документации требованиям пожарной безопасности.

Указание изготовителем в соответствующей технической документации (паспорта, технические условия, технологические регламенты) показателей пожарной опасности выпускаемых им веществ, материалов, изделий и оборудования, а также мер пожарной безопасности при обращении с ними.

Подтверждение соответствия выпускаемой продукции требованиям пожарной безопасности в форме декларации или обязательной сертификации через аккредитованные органы по сертификации с получением соответствующего сертификата соответствия (рис. 12). Обязательной сертификации подлежит продукция, предназначенная для защиты граждан от опасных (вредных) внешних воздействий пожара (рис. 13), в том числе средства обнаружения, оповещения, локализации и тушения пожаров, средства индивидуальной защиты пожарных и граждан от пожара, другая пожарно-техническая продукция, а также строительные, отделочные материалы и др.

Ограничение применения пожароопасных материалов ; применение в конструкциях зданий и сооружений строительных материалов с нормируемыми показателями пожароопасности.

Качество плохое?

Рис. 12. Сертификат пожарной безопасности продукции

Рис. 13. Декларация о соответствии выпускаемой продукции
требованиям пожарной безопасности

Устройство противопожарных преград : противопожарных стен и противопожарных перегородок с нормируемыми пределами огнестойкости (препятствующими распространению пожара по горизонтали из одного помещения в другое), противопожарных перекрытий (препятствующих распространению пожара по вертикали из одного этажа на другой), пожарных отсеков - частей зданий, выделенных противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение времени пожара; противопожарных секций - частей пожарного отсека, выделенных противопожарными перегородками. Противопожарные перегородки (рис. 14) применяют для выделения взрывопожароопасных и пожароопасных технологических процессов, мест хранения материальных ценностей, для успешной эвакуации людей из зданий и локализации пожара в пределах отдельного помещения или пожарной секции. Противопожарные стены должны опираться на фундамент, пересекать все конструкции и этажи здания и кровлю на высоту не менее 30-60 см (в зависимости от горючести элементов чердачного или бесчердачного покрытия). В противопожарных преградах все проемы (двери, люки, ворота и т. п.) выполняют также противопожарными с нормированными пределами огне стойкости.


Рис. 14. Перегородка противопожарная светопрозрачная ПСОМ-1-45 (EIW 45)

Устройство эвакуационных выходов и путей эвакуации , обеспечивающих вывод людей в безопасную зону до нанесения им вреда вследствие пожара. Эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, а также непосредственно наружу или в безопасную зону (рис. 15). Эвакуационный путь - путь перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям пожарной безопасности. Выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений первого этажа наружу непосредственно, или из любого этажа - непосредственно на лестничную клетку или на лестничную клетку через коридор, фойе, вестибюль или на наружную открытую лестницу.

Рис. 15. Таблички с обозначением запасного эвакуационного выхода

Согласно СП 1.131.30-2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» , эвакуационные выходы могут проходить через отдельные помещения, кроме помещений в зданиях IV-V степеней огнестойкости, выполненных в основном из горючих материалов при классе их конструктивной безопасности С2 и С3. Из подвальных и цокольных этажей эвакуационные выходы проектируют непосредственно наружу обособленно от лестничных клеток здания. Допускается их предусматривать через общие лестничные клетки, имеющие обособленный выход наружу, который отделен от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (предел огнестойкости EI 45 минут) (рис. 14).

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

– любые помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 человек;

– производственные и складские помещения категорий пожароопасности А (повышенная взрывопожароопасность) и Б (взрывопожароопасные помещения) с численностью более 5 человек; категории В (пожароопасные) с численностью более 25 человек или независимо от численности при площади помещения более 1000 м 2 ;

– помещения в подвальных и цокольных этажах при их площади более 300 м 2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек и ряд других.

Если в здании есть помещения, требующие не менее двух эвакуационных выходов, то соответствующие этажи, где есть эти помещения, и здание в целом должны также иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Эвакуационные пути не должны включать лифты и эскалаторы, участки по кровле зданий (за исключением эксплуатируемой кровли), винтовые лестницы, лестницы криволинейные в плане, лестницы со ступенями различной высоты и различной ширины проступи. На путях эвакуации не должно быть выступов, за исключением порогов в дверных проемах. Конфигурация и ширина проходов должна позволять проносить носилки с пострадавшим на пожаре.

Все двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания (кроме дверей кладовых площадью до 200 м 2 без постоянных рабочих мест, санитарных узлов, выхода на наружные открытые лестницы).

Двери не должны быть раздвижными, подъемно-опускными и вращающимися. Запоры на них должны открываться изнутри без ключа. Пути эвакуации должны быть освещены.

Устройство, там где это необходимо (на взрывопожароопасных объектах категорий А и Б) легкосбрасываемых конструкций , выпускающих энергию взрыва и предохраняющих от разрушения основные строительные конструкции сооружения. В качестве таких конструкций используют остекление окон и фонарей, сбрасываемые конструкции из стальных, алюминиевых и асбесто-цементных листов. Площадь легкосбрасываемых конструкций определяют расчетом. При отсутствии расчетных данных она должна составлять не менее 0,05 м 2 на 1 м 3 объема помещения категории А и не менее 0,03 м 2 - помещения категории Б. Оконное стекло относится к легкосбрасываемым конструкциям при толщине 3,4 и 5 мм и площади не менее соответственно 0,8; 1 и 1,5 м 2 .

Устройство систем наружного и внутреннего пожарного водопровода с установкой нормативного количества наружных гидрантов и внутренних пожарных шкафов, обеспечивающих тушение пожара в любой его точке не менее чем из двух стволов.

Устройство систем противодымной защиты зданий , обеспечивающей удаление продуктов горения из горящих помещений, холлов, коридоров, путей эвакуации и подачу чистого воздуха с созданием избыточного давления в смежные с горящими помещениями, препятствующие поступлению в них продуктов горения.

Устройство нормируемого числа выходов на кровли, нормированного количества наружных пожарных лестниц и другого оборудования для подъема личного состава пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий во время пожара, а также для возможного спасения людей. На покрытии зданий высотой более 75 м предусматривают вертолетно-посадочные площадки размером 5 ´ 5 м.

Устройство систем молниезащиты зданий и сооружений (рис. 16-18)(в тех случаях, когда это необходимо по нормативным документам).


Рис. 16. Элементы молниезащиты зданий


Рис. 17. Система молниезащиты зданий


Рис. 18. Вертикальный и горизонтальный молниеприемники

2.3. Реализация системы пожарной безопасности
при эксплуатации производственных объектов

В процессе эксплуатации производственных объектов система обеспечения пожарной безопасности предусматривает следующее:

– Монтаж специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии, и поддержание в постоянной готовности, проведение в установленные сроки планового обслуживания систем оповещения о пожаре, автоматических устройств обнаружения и тушения пожаров (рис. 19), наружного и внутреннего пожарных водопроводов, систем дымоудаления.

Рис. 19. Роботизированный пожарный комплекс (РПК)
с дистанционным управлением, ТВ-камерой, автоматической сигнализацией
и системой программного управления комплексом

Испытания наружных пожарных лестниц , проверку состояния огнезащитной пропитки, огнезащитных красок, других огнезащитных покрытий строительных конструкций.

Приобретение, размещение по участкам и помещениям огнетушителей и других средств первичного пожаротушения, поддержание их в постоянной готовности к работе, путем проведения соответствующих технических обслуживаний и перезарядки.

Поддержание в пожаробезопасном состоянии систем электроснабжения, вентиляции, систем отопления (в том числе как наиболее опасного - печного, там, где оно применяется).

Издание и реализация приказов по осуществлению противопожарного режима организации , включающих назначение ответственных за пожарную безопасность, разработку инструкций о мерах пожарной безопасности, обучение работников пожарно-техническому минимуму, проведение противопожарных инструктажей, определение порядка проведения временных огневых работ, уборки рабочих мест, очистки вентиляционных систем, обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня и при пожаре, содержания наружных территорий, рабочих мест, путей эвакуации, разработку поэтажных планов эвакуации людей при пожаре, инструкций о действиях во время пожара и др.

2.4. Схематические планы и инструкции
по эвакуации людей при пожаре

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре .

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские школы, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и ночное время.

План эвакуации (рис. 20) состоит из графической части и текстовой.


Рис. 20. Планы эвакуации людей в случае пожара в различных подразделениях


Рис. 20. Окончание

Графическая часть представляет собой схематический план этажа, в котором зелеными сплошными стрелками указывают основные пути эвакуации. Пунктирными зелеными стрелками показывают запасные пути эвакуации к аварийным выходам. На планах эвакуации условными знаками показывают также размещение огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, мест отключения электропитания, мест ручного включения систем пожарной автоматики и кнопок управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), аптечек медицинской помощи. На объектах с массовым пребыванием людей (50 чел. и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

Текстовая часть инструкции определяет действия персонала при пожаре, а также информацию о том, кто имеет право включать кнопки ручного включения СОУЭ («тревожные» кнопки). По этим инструкциям не реже одного раза в полгода должны проводиться практические тренировки. Цель таких тренировок - обучить работников структурных подразделений предприятия грамотным, согласованным действиям во время пожара. Для этого на каждом предприятии разрабатывают и утверждают годовой план-график проведения таких тренировок с разбивкой его по структурным подразделениям, сменам, с указанием соответствующих дат и видов тренировки. Противопожарные тренировки подразделяют на объектовые (для отдельного здания в целом), тренировки подразделений, индивидуальные. Противопожарной тренировке должна предшествовать подготовительная работа.

Территории населенных пунктов и организаций должно своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы, иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. На ней не разрешается устраивать свалки горючих отходов .

Временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м или у противопожарных стен.

Не разрешается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, объектов торговли, добычи, переработки и хранения ЛВЖ, ГЖ и горючих газов производства всех видов взрывчатых веществ, взрывопожароопасных и пожароопасных участков, а также в не отведенных для курения местах иных организаций, в детских дошкольных и школьных учреждениях.

Разведение костров, сжигание отходов не разрешается ближе 50 м от зданий и сооружений.

В зданиях, сооружениях организаций запрещается:

– загромождать эвакуационные пути и выходы мебелью, оборудованием, мусором, отделывать их горючими материалами, заменять в дверях армированное стекло обычным, снимать двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров, холлов или фиксировать их в открытом состоянии (опасность задымления путей эвакуации при пожаре);

– хранить и применять в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, порох, взрывчатые вещества, баллоны с газами, товары в аэрозольной упаковке и другие взрывопожароопасные вещества и материалы, а также устраивать в них склады горючих материалов, размещать хозяйственные помещения, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток;

– использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, хранения продукции, мебели и других предметов;

– размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т. п.

– проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

– оставлять неубранным промасленный обтирочный материал;

– устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов;

– устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах(покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в 5 лет подвергаться эксплуатационным испытаниям. При испытании каждая ступенька лестницы должна выдерживать нагрузку 180 кг, приложенную к ее середине, без остаточной деформации. Весь марш наклонной лестницы должен выдерживать нагрузку 750 кг, ограждение лестниц - нагрузку 75 кг. Ограждения крыш зданий должны выдерживать горизонтальную нагрузку весом 50 кг в любой точке.

В помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается.

В зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа.

Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) должны быть очищены от мусора и других предметов. Металлические решетки, защищающие указанные приемки, должны быть открывающимися, а запоры на окнах открываться изнутри без ключа.

Использованные обтирочные материалы следует собирать в контейнерах из негорючего материала с закрывающейся крышкой и по окончании рабочей смены удалять.

Спецодежду лиц, работающих с маслами, лаками, красками и другими ЛВЖ и ГЖ, следует хранить в подвешенном виде в металлических шкафах.

Электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых по окончании рабочего времени отсутствует дежурный персонал, обесточивают, за исключением дежурного освещения, установок пожаротушения, противопожарного водоснабжения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

Не допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами и также над открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий.

Запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной изоляцией, пользоваться поврежденными розетками, а также пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок.

Запрещается применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки и другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания, размещать у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие вещества и материалы.

Комплекс специальных средств, сил и мер различного характера: социального, научного, технического, экономического, организационного, правового – составляет целостную систему противопожарной безопасности. Система представляет собой совокупность специализированных государственных органов, органов самоуправления на местном уровне, предприятий, организаций и всех граждан, которые принимают участие в защите от пожаров и устранении их последствий.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем установки в организациях охранно-пожарных систем. Любой объект народного хозяйства должен быть оснащен противопожарными сигнализациями. В связи с внедрением новых технологий, сегодня такие противопожарные сигнализации интегрируются в целостные комплексы безопасности. Это могут быть инженерные подсистемы объекта, устройства оповещения, оборудование контроля доступа. Отдельно устанавливаются подсистемы пожаротушения, удаления дыма и т. п.

Функциональные особенности систем обеспечения безопасности от пожаров

Состав комплекса обеспечения защиты от пожаров и его функциональные особенности регламентируются законодательными актами. Федеральный Закон «О пожарной безопасности» выделяет основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • Регулирование и принятие мер на государственном уровне в области защиты от пожаров посредством нормативно-правовых документов;
  • Создание подразделений противопожарной охраны, всесторонняя организация их деятельности;
  • Проектирование и выполнение мер защиты от пожаров;
  • Реализация предусмотренных законом прав и обязанностей в этой сфере;
  • Привлечение к ответственности за несоблюдение установленных защитных мер;
  • Всестороннее содействие работникам пожарных подразделений, добровольных объединений;
  • Привлечение граждан к обеспечению противопожарной безопасности;
  • Развитие научно-технического обеспечения противопожарной защиты;
  • Совершенствование информационных технологий;
  • Осуществление контроля и надзора по выполнению установленных защитных требований;
  • Разработка и производство специализированной продукции;
  • Лицензирование и патентирование деятельности в этой области;
  • Сертификация продукции и выполняемых услуг в системе;
  • Тушение возникающих пожаров;
  • Проведение безотлагательных спасательных работ;
  • Страхование жизни людей и их имущества;
  • Установление льгот;
  • Ведение учета случаев возникновения пожаров и их последствий;
  • Разработка и установление специализированного противопожарного режима.

Средства обеспечения противопожарной безопасности

Средствами обеспечения защиты от пожаров являются устройства, фиксирующие начало возгорания, чтобы своевременно предотвратить распространение огня. В настоящее время среди них выделяют:

  • Дымовые датчики – оборудование, которое позволяет обнаружить дым. Как правило, они устанавливаются на потолке. После поступления сигнала на датчик либо сработает оповестительная сирена, либо будет передана информация службе охраны;
  • Тепловые датчики позволяют определить резкое повышение температурного режима. В них вмонтировано устройство, которое реагирует на увеличение температуры. Они обычно устанавливаются на потолке;
  • Средства извещения о пожаре – устройства, представленные в виде кнопки или специального рычага, использовать которые необходимо для включения сигнала тревоги в случае возникновения очага возгорания.

Любые устройства обеспечения защиты от пожаров должны содержать целостный комплекс мероприятий, с помощью которых исключается возможность превышения допустимых норм и пожарного риска. Все обязательные нормативные показатели содержатся в законодательном техническом регламенте. В данной системе разрабатываются документы, которые содержат персональные требования к противопожарной защите. Они разрабатываются с учетом функциональных особенностей объекта.

При производстве каких-либо веществ, материалов, оборудования, обязательно составляется техническая документация, в которой указываются показатели пожарной безопасности. Все изделия должны содержать перечень мер противопожарной безопасности при работе с ними. При проектировании систем безопасности от пожара в зданиях и сооружениях, обязательно описываются эвакуационные мероприятия.

На производственных объектах разрабатываются схемы тушения пожаров, а также принимаются решения по обеспечению личной безопасности сотрудников.

Подразделения пожарной охраны выезжают на тушение пожаров и участвуют в их ликвидации. Эти действия выполняются безвозмездно. Для населенных пунктов, независимо от географического расположения в пределах государства, установлен единый телефонный номер пожарной службы – 01. При тушении пожара обязательно выполняются действия по обеспечению безопасности здоровья и жизни людей, а также принимаются меры к спасению товарно-материальных ценностей. Работниками специальных подразделений могут выполняться иные действия, которые предусмотрены законодательными актами.

На видео – информация об обеспечении пожарной безопасности и проведение занятий с персоналом:

Защита от пожара на линейном объекте

Линейные объекты являются предметами недвижимого имущества: сложными и неделимыми. К ним относятся:

  • Линии электропередачи;
  • Кабельные сооружения связи;
  • Трубопроводы, в т. ч. газо- и нефтепроводы;
  • Автомобильные дороги;
  • Железнодорожные пути и т. п.

Описание системы обеспечения пожарной безопасности линейного объекта должно отображаться в технической документации, требования к которой предусмотрены законодательством. Проектная документация должна включать в себя две составляющие части: графическую и текстовую. Текстовая часть обязана содержать следующие положения:

  • Общие сведения об объекте и его состоянии;
  • Описание комплектации и работы линии противопожарной безопасности;
  • Информация о технической характеристике и функционировании зданий, помещений, сооружений, входящих в состав линейного объекта;
  • Характеристика пожарной опасности всех происходящих процессов на объекте (в частности, технологических);
  • Содержание проектных решений (например, расстояние от трассы до населенного пункта, от лесополосы, между параллельными автомобильными дорогами и т. п.);
  • Информация о противопожарном состоянии между зданиями, резервуарами с нефтепродуктами, станциями, входящими в состав линейного объекта;
  • Описание степени стойкости и класса пожароопасности все построенных на объекте конструкций;
    Перечень проводимых мероприятий, обеспечивающих противопожарную безопасность;
  • Список выполняемых действий пожарными подразделениями при пожаротушении;
  • Сведения о наличии оборудования с классификацией по степени пожароопасности;
  • Информация о наличии оборудования и установок, подлежащих специальной защите;
  • Описание все подсистем (автоматического пожаротушения, охранно-пожарной сигнализации, звукового оповещения, эвакуации, внутреннего и внешнего водопроводов, защиты от дыма) с указанием их месторасположения и состояния;
  • Информация о технических узлах и системах с указанием их противопожарной защиты;
  • Расчет сил и средств на содержание охраны;
  • Определение возможных рисков в случае возникновения пожаров.

Графическая часть технической документации линейных объектов должна в себе содержать:

  • Технический план организации земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, с обязательным указанием путей входа и выхода (въезда и выезда) для обеспечения доступа пожарной техники;
  • Информацию о местах расположения резервуаров с водой и их объеме;
  • Схему расположения наружного водопровода;
  • Схематическое изображение расположения насосных станций и гидрантов (в случае их наличия);
  • Схему структурных подсистем защиты от пожаров (установок тушения пожара, охранно-пожарной сигнализации, внутреннего водопровода).

К указанной документации обязательно должны прилагаться технические задания на выполнение работ. В графическом разделе описывается в целом техническая система (генеральный план, конструктивные и планировочные решения, оборудование, расчеты, мероприятия). Все проектные решения должны приниматься в соответствии с действующим законодательством со ссылкой на конкретные нормативно-правовые и нормативно-технические документы.

На видео – брифинг по вопросам пожарной безопасности:

В основе обеспечения пожарной безопасности организации как объекта защиты лежит создание и эффективное функционирование системы обеспечения пожарной безопасности организации (СОПБО).

Целью создания СОПБО является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

СОПБО – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

СОПБО в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Основные функции системы пожарной безопасности:

– организационно-правовое регулирование в области пожарной безопасности;

– создание пожарной охраны и организация её деятельности;

– разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

– реализация прав, обязанностей и ответственности работни-

ков организации в области пожарной безопасности;

– проведение противопожарной пропаганды и обучение работников мерам пожарной безопасности;

– научно-техническое, информационное, материальное и др. обеспечение в области пожарной безопасности;

– тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

СОПБО организации должна обеспечивать индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях равный одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.

Эксплуатация объекта является недопустимой, если для работников организации индивидуальный пожарный риск больше чем одна тысячная в год (1·10 –3 чел/год).

Для достижения приемлемого риска пожарной безопасности на объекте необходима система обеспечения пожарной безопасности как инструмент проведения единой компетентной политики в области пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности организации включает:

1) комплекс организационно-технических мероприятий;

2) система противопожарной защиты;

3) система предотвращения пожаров.

3.2. Организационно­техническое обеспечение пожарной безопасности организации

Организационно-техническое обеспечение пожарной безопасности организации включает:

1) оценка соответствия объекта защиты (организации) установленным требованиям пожарной безопасности;

2) комплект организационно-распорядительных документов по пожарной безопасности организации;

3) организация обучения работников организации в области пожарной безопасности;

4) организация пожарной охраны предприятия (учреждения);



5) организация и техническое обеспечение эксплуатации систем противопожарной защиты и предотвращения пожаров.

3.2.2. Организационно­распорядительные документы организации в области пожарной безопасности

Функционирование СОПБО организуется и сопровождается подготовкой локальных нормативных документов организации, которые определяют обязанности работников организации, а также их права и ответственность в обеспечении пожарной безопасности.

Кроме того, документы регламентируют действия должностных лиц и работников при возникновении пожара.

Основными документами, регламентирующими функционирование системы обеспечения пожарной безопасности организации, являются:

1. Приказы руководителя организации:

– о пожарной безопасности организации (издается ежегодно, с обязательным назначением ответственных лиц за пожарную безопасность);

– об установлении противопожарного режима в организации;

– о порядке и сроках проведения противопожарных инструктажей;

– о противопожарной охране (о создании добровольной пожарной дружины);

– о создании пожарно-технической комиссии.

противопожарных мероприятий (ежегодно);

– эвакуации по этажам;

– проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре.

3. Инструкции:

– о мерах пожарной безопасности (один раз в 5 месяцев);

– о порядке действий работников по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.

4. Журналы:

– регистрации противопожарных инструктажей;

– учета первичных средств пожаротушения.

технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов (один раз в 6 месяцев);

– проверки пожарного гидранта на водоотдачу (один раз в 6 месяцев);

– обработки деревянных конструкций огнезащитным составом (один раз в 3 года);

– проверки работоспособности пожарной сигнализации (ежегодно);

– испытания металлических эвакуационных лестниц (один раз в 6 месяцев).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх