Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности. Ролевой конфликт

Всем привет! Ролевой конфликт – это столкновение двух и более социальных ролей, совершенно несовместимых в данный момент или вообще. И сегодня мы рассмотрим подробно, почему он возникает и как с ним справляться.

Немного общей информации

Само понятие возникло благодаря Роберту Мертону в 1957 году. Он считал, что каждому индивиду приходится примерять на себя сразу несколько социальных ролей. То есть необходимо выполнять требования согласно занимаемой должности, например: быть сыном, отцом, мужем и начальником.

Процесс изучения этих должностей происходит ещё в детстве, когда маленькая девочка играется в куклы, готовя им завтрак и укладывая спать. Так она учится быть мамой и хозяйкой домашнего очага.

Мальчишки в основном предпочитают солдатиков, машинки, рабочую технику, поезда, приобщаясь к мужскому миру. Затем, постепенно социализируясь, то есть, социально развиваясь, общаясь с другими людьми и пока незнакомыми для себя ролями, они перенимают опыт и знания. Эти знания помогут в дальнейшем быть устойчивым в любой позиции.

Основные характеристики социальных ролей

1. Масштаб

Могут быть ограниченными и, соответственно, размытыми, или, как ещё называют – широкими по диапазону. Ограниченные – это когда между участниками взаимодействия существует определённая цель. Для её удовлетворения они нуждаются в определённых услугах друг друга.

Чтобы было понятнее, приведу примеры: вы пришли в магазин за хлебом, находясь в роли клиента. Вы обращаетесь к продавцу не с просьбой послушать, какой был тяжелый день, и как вам надоел начальник, а подсказать, какой хлеб наиболее свежий и сколько стоит. Потому что формально, ваше взаимодействие должно быть в рамках предлагаемых магазином услуг.

А вот между мужем и женой широкий диапазон, так сказать, услуг. Они имеют право претендовать на знания о различных сферах друг друга, они имеют определённые обязанности по отношению друг к другу и права.

2. По способу получения

Делятся на такие виды, как предписанные и завоёванные. То есть, когда мы рождаемся, роль ребёнка, сына или дочери, получаем автоматически, по умолчанию. Так же, вырастая, становимся то мужчиной, то женщиной, потом бабушкой или дедушкой.

А вот над завоёванными приходится потрудиться, приложить усилия, потому что они характеризуют профессию или сферу деятельности, достижения. Например, чтобы стать хирургом, необходимо для начала окончить медицинский университет и интернатуру. Затем какое-то время стажироваться и только потом получить право оперировать.

3. По степени формализации

Если вы нарушили правила дорожного движения, сотрудник ГИБДД будет общаться с вами совсем не как родители или близкие друзья. Сложность проявляется в том, что иногда люди теряют свою профессиональную позицию, и воспринимают какую-либо критику лично.

Допустим, в магазине клиент выругался на продавца относительно качества товара, а тот поранился, посчитав, что оскорбления относятся непосредственно к нему. Порой случается, что формальные отношения перерастают в неформальные, то есть в более близкие.

Так происходит, когда люди часто соприкасаются в деятельности, и начинают испытывать какие-либо чувства к жизненным историям друг друга и вообще, общению. Их поведение меняется, расширяются границы обсуждаемых тем и прочее.

4. По виду мотивации


Каждый удовлетворяет определённую потребность, исполняя какую-то обязанность, функцию. Допустим, родитель заботится о жизни и здоровье малыша из чувств любви и желания обеспечить безопасность своему чаду для продолжения своего рода, чтобы ощущать, что он хороший отец.

А вот на посту начальника он преследует совсем другие цели – желание выиграть конкуренцию с другими компаниями и завоевать потребителей. Выполнить поставленные перед ним задачи или вообще, просто трудиться на благое дело.

Типы ролевых конфликтов

1. Межролевой

Он происходит по причине того, что одному человеку приходится выполнять одновременно несколько функций. Они совершенно противоположны по смыслу и требованиям. Думаю, многим будет знакома ситуация, когда человек пытается совмещать построение успешной карьеры и создание счастливой семьи.

Невозможно везде успевать. Чтобы получить ожидаемые результаты в сфере бизнеса, необходимо проводить достаточно времени на работе, а не отдыхать с детьми и женой. И, соответственно, чтобы сохранить брак, нужно уделять достаточно внимания членам семьи, отчего его меньше будет рабочим нюансам.

И, разрываясь между двух огней, человек может изрядно себя измотать, и даже довести до нервного истощения и депрессии. Ведь, получая нагоняи от руководства или клиентов, личность параллельно выслушивает обвинения от супруги. Напряжение от постоянного выбора, в конце концов, даёт о себе знать, рушится здоровье или даже какая-то ценная сфера жизни.

2. Ситуационный

Возникает, когда человеку приходится соответствовать ожиданиям, к которым он по каким-либо причинам не в состоянии соответствовать. Чаще всего, потому что какие-то функции для него новые, либо же психологически он к ним не готов, нет опыта или осознания.

Допустим, в некоторых странах принято выдавать замуж несовершеннолетних девочек, которые порой ещё совсем дети. Так вот, они не в состоянии выполнять обязанности женщины по банальной причине – потому что ещё не завершился процесс созревания. Отчего, рожая детей, они не справляются с материнскими хлопотами и ответственностью, вплоть до того, что новорожденные умирают.


Также частые причины возникновения этого вида сложности – длительное время выполнения какой-то работы или нахождение в одних и тех же условиях. Вследствие этого формируется определённая привычка. Например, говорить громко дома и в общественном месте, потому, что человек трудился много лет на заводе, где очень шумно.

3. Внутриролевой

Когда наслаиваются совершенно разные понимания по отношению к одной и той же роли. Вот рождается в семье ребенок, и женщина становится матерью. В её понимании, хорошая мама заботится о малыше, то есть он здоров, накормлен и чистый.

А вот муж немного иначе себе представляет эту картинку, ему важно, чтоб дитё было послушным, хорошо училось и не баловалось. В то время как самому ребёнку нужно, чтобы мама просто обняла его и поиграла во что-то. И периодически в такой семье возникают скандалы. Представления у каждого разные, отчего и претензии у каждой стороны имеются.

4. Внутриличностный

Суть в том, что требования социума и представления о себе и собственной личности совершенно не совпадают. Человеку приходится находиться в тревожно-напряженном состоянии выбора, то ли остаться верным собственным убеждениям, то ли согласиться соответствовать ожиданиям других. Выбор на самом деле сложный, особенно, если от него зависит, будут ли удовлетворены потребности.


Адвокат, попадая в престижную компанию, где может продвинуться по карьерной лестнице и достичь высот, о которых мечтал, узнаёт, что обязан подделывать документы и совершать прочие махинации, защищая преступников, иначе ему грозит увольнение. И как быть, если он с детства мечтал стать адвокатом, чтобы бороться за справедливость? Да и вырос достаточно честным и искренним человеком?

Вот в этот момент и назревает внутренний дискомфорт, тревога. Потому что сложно предать себя, но и сложно отказаться от своих желаний и мечтаний.

Что делать?

1. Прежде всего, важно научиться нести ответственность за свои решения, как и принимать их.

Пускать на самотёк ситуацию – отказаться от возможности управлять своей жизнью.

А делать выборы и принимать решения следует каждый день, так что выход из зоны комфорта неминуем.

Допустим, как порой бывает, мужчина женится и приводит в родительский дом женщину, которая его отцу или матери категорически не нравится. Они высказывают своё недовольство касательно её умения готовить. Отчего несчастный становится заложником ситуации, то защищая любимую, то впоследствии «срываясь» на ней.

Единственным выходом будет – уход из дома на вольные хлеба, чтобы распоряжаться своей жизнью свободно. Только вот придётся выложиться, найти дополнительный источник заработка, откладывать деньги, и даже в чём-то начать себе отказывать.

2. Расправиться порой с конфликтом можно только «разрушив» ситуацию, которая его создала. То есть, если это конечно возможно, уйти из какой-то группы, покинуть или изменить окружение. Это кардинальный метод, но, в некоторых случаях, единственный вариант, особенно, если личность приняла решение изменить качество жизни, улучшив её.

3. Также можно попробовать изменить ожидания, как личные, так и партнёров, группы. Сделать это не просто, поэтому будет вам в помощь.

4. Займитесь творчеством, даже если не умеете рисовать или писать стихи. Давать выход накопившимся эмоциям очень важно, иначе есть риск того, что возникнут какие-либо психосоматические заболевания, вплоть до депрессии и апатии.


Также немаловажно заниматься спортом. Бег или йога отлично восстанавливают душевное равновесие, помогая определиться с выбором и найти решение проблемам. Можете про медитацию, чтобы практиковать самостоятельно в удобное время.

Заключение

Материал подготовила Журавина Алина.

Любую социальную роль можно рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного и устойчивого совпадения. Наши роли обусловлены в первую очередь ожиданиями людей по отношению к носителю данного статуса. Поэтому достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время и способности. И если кто-то плохо исполняет свою роль или исполняет ее не в соответствии с нашими ожиданиями, то этот человек вступает в ролевой конфликт. С другой стороны, ролевой конфликт может быть обусловлен тем, что каждый человек в современном обществе исполняет в течение одного дня несколько ролей, требования которых противоречат друг другу. Ролевой конфликт это рассогласование между не сочетающимися требованиями различных ролей у данного индивида . Ролевые конфликты бывают

1. внутриролевые,

2. межролевые и

3. личностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтамотносятся те, при которых требования одной и той же роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, к примеру, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания. Обычным способом разрешения этого внутриролевого конфликта в семье является некоторое перераспределение функций, когда на отца возлагаются обязанности строго оценивать поведение и наказывать детей, а на мать - смягчать горечь наказания, утешать ребенка. При этом подразумевается, что родители едины в том, что наказание справедливо.

Межролевые конфликтывозникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли у данного индивида. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта. Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.


Личностно-ролевые конфликтывозникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль руководителя требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: не по Сеньке шапка.

Не менее распространенными являются ситуации, когда профессиональная роль не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности, реализовать свои жизненные устремления. Оптимальным представляется такое соотношение между личностью и ролью, при котором на работе к человеку предъявляются высокие, но посильные требования, предлагаются сложные, но разрешимые для него задачи.

Для снижения ролевой напряженности и регулирования ролевых конфликтов используют следующие основные стратегии:

¨ рационализация – целенаправленный (иногда бессознательный) поиск неприятных сторон, аспектов желаемой, но недостижимой роли;

¨ разделение ролей – временное изъятие из практики одной из ролей и выключение ее из сознания личности;

¨ регулирование ролей – осознанное и преднамеренное поведение, с помощью которого индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им какой-либо социальной роли;

¨ непрерывная социализация – постоянная подготовка к исполнению все новых и новых социальных ролей.

Главное, что следует помнить при анализе ролевого конфликта, связано с социальными механизмами взаимодействий в группах. Все взаимоотношения между ролями регулируются нормами поведения, складывающимися в группах. НОРМЫ – это правила и стандарты поведения, регулирующие взаимодействие между ролями в группе, а также между членами групп и их ролевыми функциями. Если данный ролевой конфликт вызван несформированностью ролевых требований, то основное внимание следует уделить уточнению роли, приведению отдельных ее элементов в соответствие друг с другом (рационализация роли). Это достигается лучше всего через уточнение или дополнение групповых норм. В других случаях следует решать проблему через уточнение иерархии ролей в группе или системы ценностей и целей группы.

Множественность социальных ролей, исполняемых человеком, противоречивость ролевых требований и ожиданий - это реальность современного динамичного общества. Для успешного разрешения частных житейских проблем и серьезных конфликтов полезно разобраться в соотношении социальных ролей и личности. Ошибочными здесь являются две крайние позиции. Первая сводит личность к множеству исполняемых ею ролей, растворяет без остатка все проявления личности в ролевом поведении. Согласно другой позиции, личность - это нечто независимое от социальных ролей, то, что человек представляет сам по себе. В действительности имеет место взаимодействие роли и личности, в результате которого ролевое поведение несет более или менее значительный отпечаток личности, а исполняемые роли оказывают влияние на характер человека, на облик личности.

Индивидуальность личности проявляется в выборе социальных ролей; в своеобразном характере осуществления социальных ролей; в возможности отказа от выполнения неприемлемой роли.

Деятельность человека в определенной роли оказывает обратное влияние на его личность. Например, работа врача требует от человека помимо других качеств стремления и умения внушить пациентам уверенность в благоприятном исходе лечения, работа инженера - заботы о надежности и безопасности техники. Степень влияния роли на личность зависит от того, какую ценность она представляет для человека, насколько он идентифицирует себя с ролью. Поэтому появление речевых и мыслительных штампов можно наблюдать не только в профессиональной деятельности увлеченного педагога, но и в быту, на досуге. Одержимость своей профессией может привести к гипертрофированному развитию определенных качеств и некоторой деформации личности. Так, роль руководителя, предписывающая распоряжаться, приказывать, контролировать и наказывать, может привести к повышенному самомнению, высокомерию и другим негативным личностным свойствам.

Поэтому признаками зрелой личности являются не только самостоятельный, осознанный выбор социальных ролей, их добросовестное и творческое осуществление, но и определенная автономия, социальная дистанция между ролью и личностью. Она оставляет человеку возможность взглянуть на свое ролевое поведение со стороны, оценить его с точки зрения личных, групповых и общественных интересов и внести необходимые уточнения, а в крайних случаях отказаться от недостойной роли.

Ролевой конфликт не являет собой конфликтную ситуацию, которая происходит между двумя и более людьми. Это происходит внутри каждого человека. Можно сказать, что все мы имеет несколько личностей внутри себя. Не стоит делать поспешных выводов о собственном психическом состоянии. Так, каждый из нас выполняет определенные социальные роли (мать, начальница, дочь и пр.). Вот о между каждой из них и пойдет дальше речь.

Виды ролевых конфликтов

  1. Статусный конфликт . От этого не застрахован никто. Так, личность занимает новую должность. На нее возлагают какие-то надежды, ожидания и внезапно по определенным причинам ей не удается их оправдать. В итоге это порождает мнение окружающих о ней как о некомпетентном, не способном выполнить свои обещания человеке. Мало того, если работа носит командный характер, возникают трудности во взаимодействии с каждым из сотрудников.
  2. Внутреннее «Я» . Причиной этого ролевого конфликта служат противоречия, возникшие между собственными ожиданиями и личными способностями. К примеру, человек полагает, что способен справиться с определенными жизненными трудностями, но на практике его ожидания не оправдываются, его охватывает паника и он не в состоянии что-либо предпринять. Не будет лишним привести пример, когда человеку сложно справиться с выполнением новой роли по той причине, что он еще «не вырос» из прежней. В Индии девочек рано выдавали замуж. У одной такой невесты утонул ребенок. В чем была причина? Его молодая мама не заметила опасности т.к. ушла поиграть в куклы со сверстницами.
  3. Неоднозначность . Внутриличностный ролевой конфликт возникает тогда, когда перед индивидом два разных требования, неоднозначность условий которых способна ввергнуть его в стрессовое состояние. К примеру, максимально эффективное выполнение своих рабочих обязанностей возможно при соблюдении предписанных правил по технике безопасности. Все бы ничего, но на данном заводе, предпринимательстве таковые правила не были предусмотрены.
  4. Недостаточность ресурсов . В данном случае причиной возникновения ролевого конфликта есть нехватка времени, влияние обстоятельств, отсутствия и пр., что делает невозможным выполнением задач, поставленных перед человеком.

В чем сущность ролевого конфликта?

Ролевой конфликт являет собой некое негативное переживание, появившееся в качестве борьбы между частями внутреннего мира человека. Это своего рода показатель наличия проблем во взаимодействии с окружающей средой. Он задерживает принятие решений. Благодаря такому конфликту человек развивается, стремится к самоидентификации, совершенствуется, познает тем самым собственное «Я». Конечно, никто не говорит, что этот процесс может быть приятен, но, как известно, ничто великое, значимое не достается просто так. Поначалу, в момент ролевого становления, считается вполне нормальным возникновение некоторых неудобств. Во многом именно от действий личности зависит то, справится ли она с ролевым конфликтом или нет.

Ярким примером таких ролевых конфликтов из жизни есть следующие: человек с гуманитарным складом ума поступает в технический ВУЗ, где, разумеется, сталкивается с трудностями. Не менее распространенным является конфликт, когда приходится «привыкать» к роли матери, замужней женщины, пенсионера или студента.

Дабы преодоление конфликта любого характера происходило без особых негативных последствий, необходима психическая подготовка, сила воли и желание улучшить свое ментальное здоровье.

Могдалёв Евгений и Цвирко Евгений

Доклад посвящённый некоторым аспектам межличностных отношений в студенческой группе, конфликтным ситуациям и рекомендаций к их решению.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Сахалинский промышленно-экономический техникум»

Доклад по УД «Обществознание»

Тема: Ролевые конфликты в студенческой среде (на примере группы студентов первого курса ОМ-1201)

Могдалёв Евгений и Цвирко Евгений студенты I курса группы ОМ – 1201

специальность «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»

Руководитель: Лариков В.Н.,

преподаватель ПЦК СД

Южно-Сахалинск 2014г.

  1. Введение
  2. Понятие «социальная роль»
  3. Ролевые конфликты
  4. Литература

1.Введение

Однажды мы посмотрели кино, в котором группа студентов согласилась поучаствовать в одном эксперименте, а именно, одни стали «заключёнными», а другие их «охранниками», это всего лишь фильм, но в нём эти студенты очень быстро стали «играть» полученные роли по-настоящему и это привело к очень большому, кровавому разбору. Заинтересовавшись этим фильмом мы узнали, что такой эксперимент действительно был, его провёл учёный-социолог Ф.Зимбард. Он был проведён в Стэнфордском университете. В подвале факультета психологии они решили организовать небольшую экспериментальную... «тюрьму». За 15 долларов в день наняли два десятка эмоционально устойчивых, физически крепких студентов. Испытуемые во всех смыслах были нормальными, демонстрируя не только законопослушность, но норму по всем предложенным психологическим тестам. Этих студентов произвольно разделили на две группы: «охранников» и «заключенных». Каждой группе были предписаны определенные правила поведения. Случайный характер отбора в группы изначально гарантировал отсутствие каких-либо различий между индивидами, попавшими в разные группы. Кроме того, «охранники» не получили никаких подробных инструкций по исполнению своих обязанностей. Им только сказали: «Вы должны следовать закону и поддерживать в тюрьме порядок, не обращая внимания на жалобы «заключенных». Применение какого-либо насилия по отношению к «заключенным» запрещено».

Лишь незначительное время потребовалось для того, чтобы «охранники» привыкли к своим новым ролям, а «заключенные» приняли их власть и смирились с ней. Очень скоро основными формами взаимодействия «охранников» с «заключенными» стали приказы, оскорбления, обидные сравнения, вербальная и физическая агрессия и откровенные угрозы. Каждый из «охранников» в течение эксперимента проявлял насильственное, авторитарное поведение. Что же касается «заключенных», то после робкой попытки «восстания», жестко подавленной охранниками, они полностью смирились со своими пассивными ролями. И даже в тех случаях, когда охрана впоследствии проявляла открытую агрессию, они уже не выказывали никакого сопротивления.

Эксперимент наглядно продемонстрировал то, как быстро индивиды осваивают новые роли, но не только это, ведь в эксперименте участвовали нормальные среднестатистические люди, которые просто поменяли роли поведения и просто произошла трагедия, трагедия обычных людей.

Мы заинтересовались этой проблемой, проблемой ролей и всего что с ними связанно. Рассмотрев ряд литературных и интернет источников, мы поняли, что данная проблема достаточно хорошо раскрыта исследователями социологами и психологами, например работы Ерина С. И. Она присутствует в каждом учебнике по «Социологии» и особой дисциплине конфликтов «Конфликтологии». Это свидетельствует о важности данного явления в обществе. Ведь каждый участник общественного процесса обладает набором стереотипных ролевых представлений, почерпнутых из жизни, литературы, искусства и средств массовой информации. И если вернутся к началу нашего исследования, то там были и представления о ролях охранника и заключенного. Собственный опыт студентов также неизбежно вобрал в себя взаимоотношения, в которых один из участников обладает властью, а другой зависит от него в полной или значительной степени (отношения «родитель - ребенок», «преподаватель - студент» и т. д.). Эти стереотипы позволили студентам без труда в короткий срок освоить роли, которые вроде бы были очень нехарактерны их личным и индивидуальным качествам.

Для нас, студентов первого курса техникума эта проблема известна не понаслышке, мы сами являемся такой проблемой. Поэтому мы решили разобраться в этой теме, теме ролевого поведения, конфликтов связанных с ним и попытаться дать им какую-либо оценку. Она очень важна, потому что именно на первых курсах происходит формирование коллектива, что приводит к постоянным конфликтам как внутри группы, так и с преподавателями.

В связи с этим мы рассмотрим само понятие ролевого конфликта. На примере группы ОМ-1201 постараемся выявить причины возникновения этих конфликтов. И попытаемся дать рекомендации в решении ролевых проблем.

Проводя исследования в данном направлении, мы наблюдали за поведением наших одногруппников, провели небольшое анкетирование и взяли интервью у нескольких студентов занимающих разные ролевые позиции в нашей группе.

2.Понятие «социальная роль»

Ну и начнём с самого первого – обозначения различных используемых понятий. Социальная роль это определённые действия, которые должен совершать индивид (или группа) и связанно это понятие с другим социальным термином - социальным статусом. Если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник, рабочий, солдат, жена), то социальная роль - выполняемые ими в данной позиции функции {81, с. 3} Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нём нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах). Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом и ролью, между ролевыми ожиданиями и ролевым исполнением - одна из причин, так называемых статусно-ролевых конфликтов . Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей {91, с. 3}.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

От человека с тем или иным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определённого поведения. В подобных конфликтных случаях расхождения между социальным статусом ролевыми действиями обществу приходится применять те или иные санкции к нарушителям, а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей (например, отчисление студента). Ещё одна причина статусно-ролевых конфликтов-противоречие между различными статусами-ролями. Дело в том, что многочисленные статусы и роли людей часто в жизни сложно переплетаются и иногда становятся несовместимыми друг с другом, например, прокурор берёт взятки, у мужа есть любовница, студент имеет высокий личный статус в группе, но низкий по обучению. Всё это неизбежно ввергает человека в состояние разлада с самим собой и другими людьми и нуждается в урегулировании. Эти явления приводят к такому интересному явлению, как - ролевая напряженность – роль человека предъявляет противоречивые требования и это мешает ее выполнять (студент успевает по математике, но не успевает помогать членам своей группы и это приводит к конфликту) {456, c. 2}.

3.Ролевые конфликты

Выявив все эти особенности, мы попытались разобраться, что же происходит в нашей группой и неужели ситуация у нас настолько тяжёлая? Наблюдая за студентами группы мы обнаружили следующие – в группе происходит очень большое число ролевых конфликтов, которые мешаю нормальному функционированию её, как нормального учебного коллектива, это проявляется в следующем:

1. Непринятие ролевого поведения других людей («Он не такой, каким должен быть в моём нашем представлении»).

2. Непринятие собственного ролевого поведения другими («Я все делал правильно, для преподавателя, непонятно, почему это их (группу) не устраивает»).

3. Невозможность одновременно удовлетворить ожидания разных людей («Не могу угодить всем (и группе и педагогам)»; «Нужно выбирать: либо нравиться учителям, либо – одногрупникам»).

4. Невозможность выполнять роль, которая не соответствует своей Я-концепции («Не нашел своего призвания»; «Не могу больше быть таким, каким меня хотят видеть»).

5. Несовместимость различных ролей («Не могу быть одновременно и тем, и этим»).

6. Противоречивость или несовместимость различных требований к выполнению какой-либо роли (ролевая неоднозначность) («Когда невозможно выполнить все требования, тогда хорошим будут считать лишь послушного, а я не такой»).

7. Недостаточность ресурсов для выполнения какой-либо роли (ролевая перегрузка) («Со временем наступила эмоциональная усталость, и учёба пошла на спад»).

Для того чтобы лучше понять ситуацию, которая происходит в группе мы провели два небольших опроса. Нужно было выделить самого популярного по учебной деятельности и по физической (неформальной). Вот эти вопросы: «С кем бы Вы сидели за партой во время экзамена по математике?» и «С кем бы Вы пошли ночью в городской парк, мимо нетрезвой компании?».

Первый опрос выявил трех явных лидеров в сфере обучения

  1. Дмитрий С. – 12 голосов;
  2. Евгений М. – 9 голосов;
  3. Алексей Ф. – 5 голосов.

Второй опрос так же выявил трех лидеров, но в неформальном общении, которые, так или иначе, пользуются авторитетом в группе

  1. Сергей О. – 13 голосов;
  2. Евгений Ц. – 7 голосов;
  3. Владислав Ч. – 6 голосов.

После проведенных опросов, мы решили побеседовать с некоторыми студентами группы и узнать их мнение по сложившийся ситуации в группе. Студенты небыли выбраны случайно. Первым был опрошен студент из сформировавшейся группы лидеров Сергей О. Он рассказал следующее: « В нашей группе постоянно происходят конфликты между студентами, которые я стараюсь погасить, но не всегда это получается, как в случае с Владиславом Ч. И Кириллом Д. (Кирилл Д. один из студентов с самым низким статусом в группе), Владислав старается постоянно задеть или «уколоть» Кирилла, порой дела доходили чуть ли не до драк, которые тут же пресекались мной, Евгением Ц. и Евгением М. Мы стараемся поддержать его и помочь ему. Что же касается остальных студентов, то я считаю, что нашу группу можно назвать организованной и дружелюбной, но, конечно же, стоит продолжать развиваться и сделать нашу группу еще лучше».

Вторым был опрошен тот самый Кирилл Д.: «Я очень устал от постоянного прессинга со стороны студентов в группе. У меня тут не так много друзей как хотелось бы, но я не унываю. Мне постоянно оказывает поддержку только Сергей О. Относительно других студентов и ситуации в группе я могу сказать только одно, все они очень недружелюбны».

Ну а третьим был опрошен студент Алексей Ф., он рассказал нам в общих чертах об отношениях среди студентов (студент со средне репутацией в группе): « Я считаю, что отношения среди студентов оставляют желать лучшего, нам не хватает таких качеств как взаимовыручка, понимание, поддержка, и т.д. конечно их можно заметить среди некоторых студентов, но все же не по всей группе как хотелось бы. У нас есть некоторые студенты, которые стараются помочь нашей группе, сделать ее более дружелюбной и отзывчивой, возможно у них что то и получиться, к ним прислушивается большинство студентов, в том числе и я. Это Сергей. О, Евгений Ц. и Евгений М.»

Исходя из полученных данным мы попытались выработать некие рекомендации, которые будут полезны как нашей группе, так и другим:

  1. Участие максимального количества студентов группы в мероприятиях техникума, группы.
  2. Помощь студенту группы в трудный для него момент в техникуме(конфликтные ситуации со студентами других групп техникума).
  3. Сохранение репутации студента (не выносить то что происходит в группе за пределы группы, репутация студента до техникума не имеет значения для группы).
  4. Определить способности каждого члена группы и раскрыть их на благо группы.
  5. Недопущение оскорбления студентов группы, которые чем либо отличаются от основной массы студентов группы.
  6. Помощь морально подавленному студенту лидерами группы.

Всё это поможет в создание благоприятной обстановки для общения членов коллектива между собой с целью предотвращения конфликтов, поддержка сотрудничества. Поможет в предотвращения и профилактики конфликтов. Они укрепят и взаимное уважение, и доверие в группе, и позволят улучшить отношения и повысить учебные показатели среди студентов. А это то, чего нам всем так не хватает!

4.Литература

1. Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. - Ярославль, 2000г.

2.Социология. Энциклопедия. // Сост. Грицанов А.А. Абушенко Г.В. и др. Минск, изд. «Книжный дом», 2003г.

3.Фролов С.С. Основы социологии. М.: «Юристь», 1997г.

4. Ролевой конфликт.{Электронный ресурс}// http://www.psyera.ru

5.Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой/ {Электронный ресурс}// http://www.psihologia.biz

Ролевой набор — совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу.

Ролевой конфликт — столкновение ролевых требований, предъявляемых индивиду, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей.

Ролевое поведение и ролевые конфликты

Набор ролей, соответствующих определенному , позволяет его носителю большую часть времени «заниматься своим делом» — осуществлять свое ролевое поведение в различных формах и различными способами. Социальная роль всегда стандартна, поскольку она представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и правами. Хотя роли жестко определены, но есть способные и неспособные ученики, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики. Дело в том, что стандартные роли люди исполняют как индивидуальности. Каждый индивид по-своему понимает свою социальную роль, по-разному ее исполняет. В современной социологии фактическое исполнение личностью социальной роли получило название ролевого поведения.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия и порождают соответствующие ролевые ожидания : все участники взаимодействия ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Однако социальная роль рассматривается не только в аспектах ролевого ожидания (экспектаций), но и ролевого исполнения , т.е. того, как индивид реально исполняет свою роль.

Экспектации представляют собой требования, закрепленные в системе социальных норм, и предъявляемые к поведению индивида в связи с исполнением им той или иной социальной роли. Несмотря на то что ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых в данном обществе, они тем не менее специфичны и действительны только по отношению к тем, кто занимает определенную социальную позицию. Поэтому многие ролевые требования совершенно абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Например, женщина, пришедшая на прием к врачу, раздевается по его требованию, выполняя свою роль пациентки, но если с аналогичным требованием к ней обратится прохожий на улице, она бросится бежать или позовет на помощь.

Отношения между специальными ролевыми нормами и носят сложный характер. Одни ролевые предписания вообще не связаны с социальными нормами. Другие ролевые нормы имеют исключительный характер, ставящий исполняющих их людей в особое положение, когда на них не распространяются общие нормы. Например, врач обязан хранить врачебную тайну, а священник — тайну исповеди, поэтому по закону на них не распространяется обязанность раскрывать эту информацию, давая показания в суде. Расхождение общих и ролевых норм может быть так велико, что носитель роли чуть ли не подвергается общественному презрению, хотя его позиция необходима и признана обществом (палач, тайный агент полиции).

В целом между социальными и ролевыми нормами никогда не бывает отношений тождества. Общество навязывает человеку социальную роль, но ее приятие, отвержение, исполнение всегда накладывают отпечаток на реальное поведение человека. Поэтому при выполнении социальных ролей может возникнуть ролевое напряжение — трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в ролевой конфликт.

Ролевой конфликт в современной социологии рассматривается как столкновение предъявляемых индивиду ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей. Социологи выделяют два типа ролевых конфликтов: конфликты между социальными ролями; конфликты в пределах одной социальной роли.

Межролевые конфликты возникают, когда разные социальные роли, носителем которых выступает индивид, содержат несовместимые предписания (требования). Например, женщина хорошо исполняет свою роль на производстве, но дома ей не удаются роли жены и матери. В ситуации, когда родителям мужа не нравится жена, его сыновний долг вступает в противоречие с обязанностями мужа.

Внутриролевые конфликты возникают там, где социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Внутри многих социальных ролей существуют конфликты «интересов», например требование быть честным к людям входит в конфликт со стремлением «делать деньги».

Человек — существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Освоение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок в игре как бы «прикидывает» на себя роль «мамы», «учительницы», «командира». В социологии эта фаза социального развития получила название социабилизации. В дальнейшем в процессе социализации человек действует как носитель собственных ролей и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Помогая матери по хозяйству в роли дочери, девочка учится выполнять роль хозяйки и матери. Слушаясь родителей в роли сына, ребенок готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.

В современной социологии выделяют три способа разрешения ролевых конфликтов: о рационализация — способ решения ролевого конфликта путем сознательного поиска отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли. Например, девушка, не вышедшая замуж,

объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин; о разделение ролей — способ решения ролевого конфликта, который заключается во временном исключении из жизни одной из социальной ролей. Например, моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс; о регулирование ролей — способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других. Например, привычка «умывать руки», благодаря которой индивид постоянно освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной социальной роли, перекладывая ответственность на окружающих, объективные обстоятельства, «превратности судьбы».

С помощью таких способов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур индивид может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

Ролевые конфликты и их типы

Межролевой конфликт возникает, поскольку одному и тому же человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей. Это бывает, когда пересекаются существенные сферы его ролей и в рамках какой-то ситуации сталкиваются взаимоисключающие друг друга ролевые ожидания. Например, ролевой конфликт в той или иной форме неизбежно возникает у работающих женщин, вынужденных совмещать выполнение профессиональных и семейных ролей. Такие моменты порождают трагические коллизии, избежать которых можно при помощи ролевых стратегий — специальных усилий по оптимальному комбинированию своих ролей. Еще одним простым примером может служить банальная ситуация межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обязанностями. Ролевая стратегия в таком случае может сводиться к тому, чтобы жить отдельно от родителей и материально от них не зависеть.

Внутриролевые конфликты возникают тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Например, мастер на заводе должен руководить рабочими так, как того требует администрация, и одновременно добиваться улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.

«Ситуационно-ролевой конфликт », описанный К. Томасом, возникает в ситуациях, когда на индивида направлены новые ожидания, связанные с новой ролью, а он не может адекватно на них реагировать, потому что еще находится в старой роли и не готов к выполнению новой. Например, в Индии долгое время существовал обычай очень рано выдавать девочек замуж; когда у юной жены рождался ребенок, она еще была не готова взять на себя роль матери. В рассказе Рабиндраната Тагора у такой девочки-матери утонул ребенок, оставленный ею без присмотра, когда она отошла поиграть с подругами в куклы.

У людей, долгое время исполняющих одну и ту же социальную роль, возникают специфические привычки. Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом не могут отделаться в семье. Иногда общество само требует от человека определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга. Такие привычки и обычаи называют ролевыми атрибутами. Нормативное ядро роли обычно окружено рядом ненормативных атрибутов, которые тоже участвуют в формировании поведенческих ожиданий.

Выполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы. Действительно, выполняя роль, человек действует не так, как требует его индивидуальность, а согласно нормативным требованиям, которые навязывает ему его роль. Одни роли настолько регламентированы извне, что предписывают почти каждое движение (например, рабочий на конвейере); их исполнение часто вызывает чувство психологической угнетенности, связанной с отчуждением. Другие профессиональные роли допускают большую степень свободы, а третьи даже в обязательном порядке требуют от своих носителей индивидуальных модификаций, например, роль соискателя ученой степени требует определенной новизны научных разработок. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько роль соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения — требованиям, предъявляемым ролью. В таком случае не возникает или почти не возникает отчуждения входе выполнения роли и достигается максимальное «сращение» индивида с ролью. Можно сказать, что ролевое поведение представляет собой своего рода синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями.

Однако не следует считать, что наличие социальной роли ограничивает свободу личности (так это понимает Р. Дарендорф). Человек — существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Изучение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок как бы «прикидывает» на себя роль мамы, учительницы, командира в игре. Эту фазу социального развития называют социабилизацией. В ходе дальнейшего процесса социализации человек действует как носитель собственных ролей (дочь, ученица) и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Например, помогая матери по хозяйству в роли дочери, девочка учится выполнять роль хозяйки и матери; слушаясь родителей в роли сына, мальчик готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.

Процесс социализации длится много лет, в сущности всю жизнь. Это значит, что отношение человека к ролям других людей никогда не прекращается. Человек, играя свои роли, постоянно сталкивается с чужими ролями, которые ему пока неизвестны. Описывая эти процессы, Дж. Мид говорит о наличии в человеческой личности социального аспекта (Я глазами Другого), куда входит совокупность интериоризованных ролей, и собственно личностного аспекта (Я-центр), не заполненного социальными ролями и способного дистанцироваться от них.

Дж. Мид и другие представители социальной психологии показали, что человеческое Я развивается и достигает полноты существования только тогда, когда освобождается от чистой субъективности и отражает себя во внешнем мире, выполняя комплекс социальных ролей.

Принятие определенной социальной роли означает также отказ от возможностей поведения, несовместимых с этой ролыо, которые скрыто присутствуют во внутреннем Я человека. Например, врач с задатками ученого-клинициста должен отказаться от возможности предоставить болезнь пациента ее естествен ному течению, чтобы понаблюдать «для науки» за ее развитием. Муж должен отказаться от абсолютной свободы внебрачных связей.

Иногда человек сталкивается с такими ролевыми требованиями, которые вызывают у него кризис самоидентификации, т.е. которые он не может интериоризировать и сделать частью своей личности, не разрушив тем самым своего личностного ядра. Психологи констатируют, что люди становятся больными из-за определенных ролевых требований. В то же время необходимо принимать во внимание социально-исторический характер реакции на ролевое отчуждение. Например, в деспотических обществах Древнего Востока массы людей в течение долгих лет переносили такие жесточайшие формы ролевого отчуждения, которые совершенно невыносимы и даже непредставимы в современном индивидуалистическом обществе.

Формирование ролевого конфликта

(страна, область, город, район, деревня) представляет собой систему , институтов, организаций. Оно может нормально функционировать, если люди постоянно выполняют огромное количество ролей, соответствующих их статусам. Это относится к социальным общностям, также имеющим социальный статус и роль. Например, одна учебная группа в вузе обладает высоким учебным статусом, а другая группа — низким. Та же сильная учебная группа может плохо играть в футбол, а слабая — хорошо.

Характеристикой человека является внутриличностныи ролевой конфликт. Он представляет собой конфликт между разными легитимированными ролевыми ожиданиями в данной ситуации. Подчеркивание легитимированных ролевых ожиданий означает, что выбор происходит не между легитимными и девиантными ролевыми ожиданиями. Примером может быть конфликт между ролью спортсмена и ролью студента. У человека возникает состояние напряженности, дискомфорта, депрессии, поскольку для него важны обе роли и соответствующие им наборы ценностей. Разрешение такого конфликта в пользу одной из ролей и ценностей либо компромисса между ними связано с распределением времени и сил.

Ролевой конфликт затрагивает и связи с другими людьми. Это означает, что он из внутриличностного становится межличностным. В качестве студента и спортсмена личность входит в определенные социальные связи и системы (учебную, спортивную), которые имеют по отношению к нему тоже ролевые ожидания. Приходится считаться с ролевыми ожиданиями других, оказывающими на человека влияние. В этой связи человек, более мотивированный учебой, может выбрать роль спортсмена, если в спортивной команде хороший тренер и друзья. Это ведет к перераспределению времени и сил в пользу роли спортсмена. Межличностным является и конфликт, в котором люди играют разные роли : например, роли начальника и подчиненного, прагматика и романтика, интернационалиста и националиста и т. д.

Ролевой конфликт возникает, когда люди, социальные группы, институты, организации не осуществляют намеченный план статусно-ролевого возвышения. Например, человек, заинтересованный в защите докторской диссертации, остается кандидатом наук; компания, нацелившаяся выйти на международный рынок, остается в рамках рынка национального и т. п. Такое состояние может быть обусловлено многими причинами: противоречием между потребностями и ролями; ролевым конфликтом; несоответствием способностей и ролей и другими. В этом случае возникает конфликт между несостоявшейся ролью и другими ролями человека, а также ролями социальной группы, института, организации. Его можно разрешить или реализацией роли, или сменой ценностей-ролей, или смирившись с внешними обстоятельствами.

Несоответствие характера человека и его ролей является естественным на этапе становления роли. Важно выбирать роли, соответствующие нашему характеру, или, наоборот, адаптировать характер к социальным ролям. В первом случае человек должен выбирать профессию, жену, общество и т. д. в зависимости от своих потребностей, темперамента, ментальности, образа жизни. Например, человек с отсутствием музыкальных способностей не должен идти в музыканты и т. п. Во втором случае человеку приходится «привыкать» к новой роли: студента, военнослужащего, женатого и т. п. Обычно оба процесса идут одновременно, но с разной интенсивностью.

Нередко возникает конфликт между способностями субъекта и требованиями новой роли: студента, работника, мужа, отца, гражданина и т. д. Его результатом является плохое исполнение своей роли. Например, на первом курсе студент учится удовлетворительно, хотя в школе учился отлично. Перед ним стоит задача развить свои способности и характер, применительно к новым условиям и ролям, что требует времени и сил. Это относится и к социальным общностям, институтам, организациям: например, перед многими социальными институтами СССР при переходе к постсоветскому обществу.

Ролевой конфликт возникает при переходе от одной ведущей роли к другой, например, от роли работника к роли пенсионера. Преодоление такого конфликта (смены и понижения ролей) требует психической подготовки, времени и усилий, воли. Такой конфликт присущ и социальным группам, институтам, организациям. Например, превращение бывших советских рабочих из номинального «гегемона» в фактически бесправный класс или ученых из относительно благополучного слоя в бедных стало очень тяжелой и болезненной трансформацией.

Ролевой конфликт играет большую роль при формировании девиантного поведения и мотивации. Возникающая вместе с ним психологическая напряженность и фрустрация мешают гармонической интеграции личности в социальную связь и систему, усвоению ею конформных ценностей и мотиваций. Парсонс выделил в структуре человека механизмы социализации (обучения), защиты и адаптации (к ситуации, среде). Механизм социализации представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые мотивационные (потребностные, познавательные, оценочные) ориентации, новые ценностные ориентации, новые предметы, новые интересы. Механизм защиты — это процессы преодоления внутреннего конфликта между разными потребностями, мотивациями, ценностными ориентациями, ролями-статусами. Механизмы адаптации - это процессы, посредством которых человек преодолевает напряженность и конфликтность в своих отношениях с ситуацией действия. При этом механизмы зашиты и адаптации после реализации растворяются в механизме социализации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх