Аудит состояния охраны труда. Как проводится аудит по охране труда. Сопровождение при проверках

Опытные руководители предприятий знают, что проверка состояния системы охраны труда в организации - сложная и длительная процедура, которая может сильно затянуться, если обнаружится, что документы или процессы в этой области далеки от требований действующего законодательства.

Так, Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. N 354н , определяет, что проверка исполнения требований охраны труда в компании, проводимая государственными органами контроля, может длиться до двадцати рабочих дней - и, конечно, эффективность работы предприятия в этот период может быть существенно ниже, чем в нормальном режиме.

Проверки системы охраны труда контролирующими органами

При этом, вопреки распространенному мнению, осуществлять такие проверки могут не только специалисты Государственной инспекции труда. предоставляет право проведения проверок также федеральным контролирующим органам, соответствующим профилю деятельности организации - например, Ростехнадзору, Роспотребнадзору и другим. Кроме того, проверить соблюдение законодательства в области охраны труда может и прокуратура. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает, что плановая проверка может проводиться не чаще, чем один раз за трехлетний период, однако в случае наличия оснований на предприятии может быть осуществлена внеплановая проверка - скажем, если в компании имел место несчастный случай, или работник пожаловался в компетентные органы на несоблюдение техники безопасности при проведении сложных работ.

Таким образом, лучшая стратегия в этой ситуации - в любой момент быть готовым к проведению проверки, поддерживая все документы и процессы в порядке. В свою очередь, один из наиболее действенных способов удостовериться в том, что они действительно находятся в соответствии со всеми ключевыми требованиями актуальных нормативно-правовых актов - провести аудит системы охраны труда в компании.

Внутренний аудит системы охраны труда

Аудит охраны труда представляет собой комплексную проверку документов, процессов и иных составляющих системы на соответствие требованиям законодательства, проводимую негосударственными органами. Принято различать два основных вида такого аудита - внутренний и внешний.

Внутренний аудит реализуется при помощи сотрудников компании, которые отвечают за реализацию мер по охране труда, и является регулярной периодической деятельностью, направленной на обеспечение своевременного принятия необходимых мер и подготовки документов. Однако эксперты подчеркивают, что внутренний аудит - это эффективный инструмент повседневной работы, который, однако, зачастую неспособен устранить принципиальные недостатки системы охраны труда в компании, поскольку проводящие его специалисты могут не обладать достаточным опытом и квалификацией.

Внешний аудит системы охраны труда

В этом случае на помощь придет внешний аудит по охране труда, который реализует специализированная организация , имеющая все необходимые лицензии и большой опыт проведения таких проверок. Кроме того, специалисты знакомы со всеми специфическими требованиями к организации охраны труда в зависимости от характеристик фирмы, таких как ее тип, размера, характер деятельности и другие особенности.

Например, если трудовая деятельность в организации осуществляется во вредных или опасных условиях, сотрудникам необходимо выдавать средства коллективной и индивидуальной защиты от внешних негативных факторов, тогда как на компании, где работа протекает в нормальных условиях, это требование не распространяется. При этом все подобные специфические меры по охране труда должны быть оформлены соответствующими документами, наличие которых будет контролировать проверяющий орган. В результате перечень мероприятий по охране труда и необходимых документов может сильно различаться для двух на первый взгляд похожих организаций.

Процедура внешнего аудита

В процессе проведения аудита охраны труда проверке подвергаются все основные компоненты системы обеспечения безопасной работы в организации:

  • наличие разработанной системы мероприятий по охране труда для всех категорий сотрудников;
  • выполнение разработанных мероприятий по охране труда как со стороны работодателя, так и со стороны сотрудников компании;
  • предоставление работодателем средств защиты и необходимого инвентаря для обеспечения безопасности трудовой деятельности;
  • доведение до работников информации о безопасных способах и методах работы, а также требованиях в отношении охраны труда и техники безопасности;
  • наличие полного комплекта документов по охране труда, полностью удовлетворяющего требованиям действующего трудового законодательства, с учетом специфики предприятия;
  • присутствие ошибок и недочетов в оформлении необходимых документов по охране труда.

По результатам проведенного аудита охраны труда специалисты выносят конкретные практические рекомендации по устранению выявленных недостатков системы, действующей в компании.

Санкции за наличие нарушений в области охраны труда

Это позволит избежать сразу нескольких серьезных проблем, возникновение которых возможно по результатам проверки. Во-первых, выявление нарушений в области охраны труда может привести к наложению на организацию крупного штрафа, установленного ст. 5.27 КоАП РФ , - до 500 МРОТ для юридических лиц. Во-вторых, контролирующие органы могут приостановить работу компании на срок до 90 дней, а в случае, если нарушение было выявлено повторно, организации может грозить дисквалификация на период до трех лет. Невыполнение указания контролирующего органа об устранении обнаруженных проблем с охраной труда может привести к необходимости уплаты штрафа величиной до 200 МРОТ: такое указание в отношении юридических лиц содержит

В нутренний аудит - это одно из доступных средств, которое помогает работодателю контролировать состояние условий труда на предприятии и каждом отдельном рабочем месте.

Польза внутреннего аудита

Внутренний аудит помогает проверить, как работает система управления охраной труда в компании. В результате аудиторской проверки руководитель предприятия получает достоверную информацию, составляет свои внутренние статистические данные о нарушениях охраны труда, дает отчет акционерам и инвесторам об эффективности своей работы.

Внутренний аудит можно проводить планово - один, два или несколько раз в год - или внепланово. Например, если акционеры решили назначить нового руководителя компании или когда эффективность работы директора предприятия вызывает большое сомнение.

Расскажем об основных этапах внутреннего аудита по охране труда. Рекомендация будет полезной руководителям, специалистам по охране труда и аудиторам предприятий.

Виды внутреннего аудита по количеству объектов

Вид аудита Цель Кто проводит
Оперативный (внеплановый) Собрать данные, чтобы оперативно устранить нарушения по охране труда на предприятии Специалисты службы охраны труда, если на предприятии установили нарушение охраны труда
Целевой Собрать информацию об одном из объектов аудита Сотрудники, ответственные за проведение аудита. Руководитель предприятия утверждает их в плане проведения целевого аудита охраны труда
Комплексный Провести полную проверку состояния системы управления охраной труда в организации Комиссия, состоящая из специалиста службы охраны труда и других специалистов. Состав комиссии утверждает руководитель предприятия. Аудит проводят по заранее составленному графику. Его рассылают руководителям структурных подразделений до начала следующего года

1-й этап

Разработайте Стандарт предприятия для проведения внутреннего аудита систем управления охраной труда, прежде чем приступить к аудиту.

В Стандарте пропишите:

  • роль и ответственность персонала;
  • порядок подготовки аудита и план его проведения;
  • форму отчета результатов аудита и способ его регистрации;
  • корректирующие мероприятия.

Что такое стандарт внутреннего аудита

Стандарт для проведения внутреннего аудита систем управления охраной труда - это внутренний локальный нормативный акт. Его разрабатывают на предприятии на неопределенный срок. Документ при необходимости пересматривают, корректируют и совершенствуют. Хранят стандарт вместе с остальными локальными нормативными актами организации.

2-й этап

Определите, что будут проверять аудиторы по охране труда.

Проверку можно проводить по одному или нескольким направлениям. Аудиторы проверяют:

1. Есть ли риск или опасность (механическая, химическая, психологическая и другие), которые могут вызвать травму у сотрудника предприятия. Например, выданные сотрудникам СИЗ не защищают от всех опасностей на рабочем месте. Или сварщик, который работает на высоте, защищен только от некоторых факторов.

2. Знания персонала в области охраны труда. Все ли сотрудники прошли положенные инструктажи и обучение по охране труда.

3. Документы предприятия по охране труда. Аудиторы проверяют не только их наличие, но и правильность заполнения.

4. Готовность сотрудников к действиям в условиях аварийных ситуаций. Наличие средств противопожарной безопасности.

3-й этап

Разработайте программу аудита.

Программу аудита разрабатывает комиссия, которую утверждает своим распоряжением работодатель. В состав включите ответственных за охрану труда и других специалистов, которым в работе близка эта тема.

Включите в документ:

  • объект и область аудита;
  • цель аудита;
  • сроки проведения аудита;
  • список аудиторской группы;
  • перечень документов, на соответствие которым проводится проверка;
  • дату представления отчета об аудите;
  • список должностных лиц, которым должны быть представлены копии отчета об аудите.

Вы можете разработать на своем предприятии не одну, а несколько программ аудита (п. 5.1 ГОСТ Р 12.0.008–2009).

Пример. В строительной компании участились случаи травматизма сотрудников. Руководитель разработал несколько программ аудита - «Проверка рисков на строительной площадке», «Проверка оборудования» и «Проверка проведения инструктажей». Все программы включили в ежегодный план проведения внутренних аудиторских проверок на предприятии. По программе «Проверка оборудования» руководитель в течение года проверил все 4 строительные площадки и выявил нарушения, которые влияли на уровень травматизма сотрудников. Оказалось, что на движущихся частях механизмов и строительных машин отсутствовали кожухи и ограждения, были неисправны грузозахватные вспомогательные приспособления и электроизоляция.

Внутренний аудит может проводить один человек или аудиторская группа. В группу можно включить как работников своего предприятия, так и привлеченных специалистов (п. 9.6.6 ГОСТ Р 12.0.007–2009).

Когда определяете количество и состав аудиторской группы, учитывайте объем документов, информации и других факторов, которые предстоит проверить (п. 6.2.4 ГОСТ Р 12.0.008–2009).

Заранее распределите объем работы между членами аудиторской группы. Например, один аудитор будет проводить анализ обучения по охране труда, второй специалист проверит проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т. д. Это позволит систематизировать проверку и распределит ответственность между членами группы за аудит конкретных процедур.

Какие обязанности у сопровождающих лиц и наблюдателей

Сопровождающие лица и наблюдатели - это не аудиторы. Их назначает руководитель предприятия. Задача наблюдателей - сопровождать аудиторов, в том числе на производственные объекты, помогать им контактировать с сотрудниками, обеспечивать безопасность аудиторов, выдавать им необходимые средства индивидуальной защиты во время нахождения их на опасных объектах.

4-й этап

Издайте приказ или распоряжение руководителя организации о проведении внутреннего аудита.

Если вы запланировали провести проверку в структурных подразделениях предприятия, оповестите руководителей о предстоящей проверке за 10 дней до ее начала.

5-й этап

Представьте аудиторам необходимые документы.

Прежде чем приступить к аудиту, проверяющие должны:

6-й этап

Проведите аудит. На этом этапе к работе приступают непосредственно аудиторы. Они собирают информацию, проводят интервью с сотрудниками, анализируют собранную информацию, наблюдают за работой персонала, проверяют, какая документация есть и как она заполнена.

Аудит проводят в рабочее время по распоряжению руководителя организации и с письменного согласия работника, проверку можно провести и в нерабочее время (ст. 99 ТК РФ). В этом случае сверхурочную работу нужно дополнительно оплатить (ст. 152 ТК РФ).

Важно, чтобы информация, которую получают проверяющие во время аудита, была достоверная и объективная. Бывает, что на достоверность собранной информации влияет нарушение корпоративной культуры или банальная нехватка времени на проверку.

7-й этап

Проконтролируйте, чтобы аудиторы оформили протокол несоответствий и подготовили отчет.

Если аудиторы во время проверки находят нарушения, они должны отобразить их в протоколе несоответствия. Например, проверяющие обнаружили, что:

  • сроки проведения обучения на предприятии регулярно нарушают;
  • руководители структурных подразделений не обучаются в учебном центре;
  • ответственные сотрудники не оформляют протоколы проверки знаний при внутреннем обучении;
  • руководителям и специалистам организации не выдают удостоверения о проверке знаний.

Эти факты нужно указать в протоколе. Не забудьте зафиксировать место и время обнаружения нарушения, содержание несоответствия, его значимость, а дать ссылку в документе на нарушение требований определенного документа.

В отчете проверяющий сообщает о результатах аудита руководителю и другим специалистам. Документ используют для дальнейшей проверки и анализа проведенной проверки. Максимальный срок подготовки отчета - неделя.

Утвержденной формы отчета нет. Вы можете разработать свой образец или воспользоваться нашим вариантом.

8-й этап

Проведите итоговую встречу по результатам аудита.

Недостаточно просто провести аудит и убрать результаты в шкаф. Нужно рассказать обо всех обнаруженных пробелах и проблемах в охране труда руководителям структурных подразделений и другим ответственным лицам. Организуйте с ними встречу. Во время беседы обсудите причины нарушений, запланируйте корректирующие мероприятия и определите исполнителей и сроки выполнения.

9-й этап

Устраните несоответствия.

Вы должны устранить все нарушения и несоответствия за месяц. Но срок можно продлить, если:

  • нужно выполнить большой объем работы;
  • для устранения нужно привлечь квалифицированных специалистов, а на это необходимо время;
  • требуется запланировать и выделить дополнительное финансирование.

Пример. В строительной компании в начале осени провели аудит. Выяснилось, что для сотрудников закупили некачественные и нелицензированные СИЗ - утепленные мужские ботинки с металлическим подноском, которые нельзя использовать. Руководителю пришлось выделять дополнительные средства и в срочном порядке закупать новые ботинки. А нерадивому сотруднику объявили строгий выговор.

10-й этап

Зарегистрируйте материалы аудита в реестре внутренних аудитов организации. Его форма должна быть утверждена Стандартом предприятия для проведения внутреннего аудита систем управления охраной труда.

Включите в реестр:

  • программу аудита;
  • график аудита;
  • письменное уведомление руководителя проверяемого подразделения;
  • итоговый отчет об аудите;
  • заполненные контрольные листы;
  • копии планов корректирующих действий.

Если руководитель будет регулярно проводить внутренний аудит, анализировать результаты и исправлять нарушения, это поможет снизить травматизм и быть готовым к любым проверкам в сфере охраны труда.

Охрана труда представляет собой совокупность мер по обеспечению безопасности сотрудников. Аудит по охране труда позволяет повысить эффективность этой системы. В процессе проверки выявляются имеющиеся нарушения, проверяется соответствие документов законам.

Цели и результаты аудита

Рассмотрим ожидаемые результаты аудита по охране труда:

  • Системная оценка деятельности компании в сфере охраны труда.
  • Проверка соответствия деятельности организации существующим законам.
  • Обнаружение слабых мест.
  • Прогнозирование вероятных рисков.
  • Разработка плана мероприятий по устранению нарушений.
  • Расстановка приоритетов при устранении нарушений.
  • Поиск причин имеющихся нарушений.

Цели мероприятия:

  • Оценка деятельности, на основании которой можно сделать объективные выводы о бизнес-процессах.
  • Проверка состояния компании на данный момент.

Аудит по охране труда – обязательная мера для большой компании, в которой работает много сотрудников. Мероприятие позволяет контролировать соответствующую сферу. Комплексная оценка деятельности нужна, в первую очередь, самому предприятию.

Внутренний аудит компании

Существует два вида аудита по охране труда: внешний и внутренний. Первый вид предполагает проведение проверки представителями сторонней организации. Внутренний аудит осуществляется силами сотрудников самой проверяемой компании. Это доступный инструмент для контроля условий труда на предприятии. Проверяться может как компания в общем, так и конкретное рабочее место. Рассмотрим преимущества внутреннего аудита:

  • Получение достоверных сведений об условиях труда.
  • Составление локальных статистических данных.
  • Возможность составления объективного отчета, который будет предоставлен инвесторам и акционерам.

Внутренний аудит может проводиться как планово, так и внепланово. Плановые проверки выполняются 1-2 раза в год. В каких случаях имеет смысл проводить мероприятие внепланово? Оно связывается с падением эффективности труда. Если какой-либо показатель, относящийся к охране труда, резко меняется, следует осуществить проверку.

Виды внутреннего аудита

Различают следующие виды аудита по охране труда:

  • Внеплановый . Цель – сбор информации для оперативного устранения нарушений. Проводится представителями службы охраны труда.
  • Целевой . Цель – сбор информации о конкретном объекте.
  • Комплексный . Цель – осуществление полноценной проверки системы управления условиями труда. Для проведения мероприятия назначается комиссия, в которую входят представители службы охраны труда.

При любой проверке, как правило, предварительно формируется график предстоящих работ.

Порядок проведения

Рассмотрим все этапы внутреннего аудита:

  1. Разработка стандарта проведения аудита . В стандарте указывается порядок проведения проверки, форма отчета по итогам мероприятия, порядок устранения обнаруженных нарушений. Разрабатывается стандарт на неопределенный срок. Если требуется, его можно пересмотреть. Хранится он вместе с прочей внутренней документацией.
  2. Определение предметов проверки . Можно выбрать несколько объектов, если это целевой аудит. Также может быть проведена проверка всех аспектов деятельности. Проверяться могут такие предметы, как наличие опасности здоровью сотрудников, знание сотрудниками охраны труда, наличие всей необходимой документации, готовность работников к аварийным ситуациям.
  3. Разработка программы аудита . Ответственность за разработку возложена на назначенную комиссию. Документ включает в себя следующие пункты: предмет проверки, ее цель, продолжительность мероприятия, лица, входящие в состав комиссии. Программ аудита может быть несколько.
  4. Издание приказа . Руководителю требуется издать приказ об осуществлении проверки. Составляется он по соответствующему образцу. Если проводится аудит в структурных подразделениях, о мероприятии нужно предупредить руководителя предприятия за 10 суток до его начала.
  5. Изучение всех требуемых документов . Аудитору нужно предоставить документацию, касающуюся охраны труда. В частности, на этом этапе анализируются внутренние акты, нормативные и правовые документы, технологические бумаги. Также понадобится разработать контрольные листы.
  6. Проведение проверки . На этом этапе выполняется сбор информации, проведение интервью с работниками, анализ собранных данных, наблюдение за деятельностью сотрудников. Нужно проверить, имеется ли на предприятии вся необходимая документация. Проверка проводится в рабочие часы. Если это невозможно, аудит осуществляется в нерабочее время. Однако на это, согласно статье 99 ТК РФ, требуется письменное согласие сотрудника. Сверхурочный труд, согласно статье 152 ТК РФ, оплачивается дополнительно. При этом должно быть соответствующее распоряжение руководителя.
  7. Составление протокола несоответствия и подготовка отчета . По результатам аудита составляется протокол. В нем прописываются все обнаруженные правонарушения. К примеру, это может быть нарушение сроков проведения учебных мероприятий по охране труда. Желательно указать значимость нарушения и его содержание. Составленный отчет предоставляется руководителю компании. Документ должен быть подготовлен в течение 7 дней. На его основании проводится дальнейшее устранение нарушений.
  8. Организация итогового собрания по результатам проверки. О результатах аудита требуется известить ответственных лиц. Желательно проинформировать их также о причинах нарушений. На этапе встречи определяются лица, которые будут заниматься устранением нарушений, а также сроки этого мероприятия.
  9. Устранение нарушений. Предположительное время ликвидации несоответствий – 30 дней. Этот срок продлевается при увеличенных объемах работы, необходимости в привлечении профессионалов или финансовых средств.
  10. Регистрация материалов проверки в реестре локальных аудитов . В реестр включается программа мероприятия, его график, итоговый отчет, контрольные листы.

Регулярное проведение внутренних аудитов позволяет увеличить безопасность условий труда, снизить опасность травм, своевременно исправлять все нарушения, не допускать появления аварийных ситуаций. Внешний аудит осуществляется по похожему алгоритму.

Внешний аудит по охране труда

Основное отличие внутреннего от внешнего аудита заключается в том, что последний проводится сторонними независимыми компаниями. Руководителю компании требуется сначала найти организацию, занимающуюся соответствующей деятельностью. Затем с ней заключается гражданско-правовой договор. Услуги сторонней компании нужны для следующих целей:

  • Проверки документации на соответствие требованиям закона.
  • Подготовки компании к проверкам со стороны государственных органов.

Для объективности аудита рекомендуется обратиться в крупную компанию с соответствующими лицензиями. Предварительно следует ознакомиться с отзывами о ее работе. Что выбрать: внутренний или внешний аудит? Внутреннюю проверку провести проще. Документы не придется доверять сторонним специалистам. Внешний аудит обеспечивает большую объективность.

На пороге XXI века человечество столкнулось с проблемой, когда развитие технического прогресса приводит к резкому возрастанию негативного воздействия на окружающую среду и безопасность человека, да и общества в целом. Мировая статистика показывает, что воздействие негативных факторов производственной деятельности в случае возникновения различного рода аварий, экологических нарушений и, как результат, количество случаев травматизма и профессиональной заболеваемости зависят не только от уровня существующей технологии, а в первую очередь от качества существующих систем управления, действие которых направлено на управление процессом планирования и достижения целей и задач в области промышленной безопасности и охраны труда (ПБ и ОТ). Специалисты многих российских предприятий, осознавая вышесказанное и понимая, что современная система управления профессиональными заболеваниями и охраной труда, известная в России больше как система управления промышленной безопасностью и охраной труда (СУПБ и ОТ), является неотъемлемым условием для выхода на международный рынок, уже разрабатывают подобные системы.

Естественно, что любая система управления может считаться эффективно функционирующей только в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование,которое, в свою очередь, достигается через постоянный анализ и оценку ее качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы направлен аудит.

Слово «аудит» латинского происхождения и означает слушание. Следовательно, аудитор - слушающий, общающийся.

Понятие аудита разнообразно. Впервые деловой мир познакомился с финансовым аудитом, целью которого было дать оценку эффективности инвестирования средств состороны. Покупатели продукта, равно как и акционеры, и другие инвесторы, являются лицами заинтересованными в получении объективной информации о способности системы работать на максимизацию прибыли и реализацию других поставленных целей и задач. Именно по этой причине появились стандарты серии ИСО-9000, ИСО-14000,OHSAS-18000, которые были призваны стать инструментом для построения подобных систем управления.

Остановимся отдельно на стандартах - OHSAS-18001 и OHSAS-18002. Это комплекс стандартов, один из которых - OHSAS-18001 - детальная модель для формирования системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в организации, а второй - OHSAS-18002 - общие руководящие указания по применению этого стандарта. Надо сказать, что проблема построения СУПБ и ОТ связана еще и с тем, что, помимо соблюдения требований OHSAS-18000, предприятие обязано обеспечить при построении СУПБ и ОТ требования российского законодательства в области ПБ и ОТ. Огромное количество нормативных документов в области ПБ и ОТ, изданных за последние годы и часто противоречащих друг другу, затрудняют построение СУПБ и ОТ. К этому добавляется постоянная путаница на федеральном уровне в понятиях и разнице между аудитом систем управления, производственным контролем и контролем по охране труда, а также надзором в области ПБ и ОТ.

Тем не менее нужно четко понимать, что аудит направлен на оценку качества и эффективности функционирования системы управления, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться как отдельно взятый факт. Любое нарушение - это ключ к поиску несоответствия либо в структуре самой системы, либо в процессе ее реализации. Ошибочно полагать, что несоответствие - это только отклонение от требований различного рода нормативных документов в области ПБ и ОТ. Ошибки, допускаемые при реализации СУПБ и ОТ, были, есть и будут. Равно как были, есть и будут отдельные нарушения и, как следствие, травмы и инциденты. Вопрос в том, как найтипричины, устранение которых позволит свести к минимуму фактор риска.

Таким образом, аудит (проверка) СУПБ и ОТ - это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в областиохраны труда (промышленной безопасности) запланированным мероприятиям, а также оценить эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям в соответствии с OHSAS-18001.

Рационально говорить о двух видах аудита СУПБ и ОТ:

  • аудит адекватности;
  • аудит соответствия.

Аудит адекватности устанавливает степень соответствия системы документов, входящих в СУПБ и ОТ, требованиям применяемого стандарта OHSAS-18001. Осуществляется это путем сравнения документов системы УПБ и ОТ (руководство, стандарты, инструкции по охране труда и др.) с требованиями OHSAS-18001 и подтверждением адресации каждой его статье. В свою очередь, аудит соответствия устанавливает степень, с которой документированная система УПБ и ОТ понятна, внедрена и соблюдается персоналом.

Аудит обычно подразделяют на внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется независимой и автономной по отношению к проверяемому субъекту организацией. Это может быть аудит адекватности или соответствия.

Внутренний аудит посвящен изучению организацией своей собственной СУПБ и ОТ. Это самый важный из всех аудитов, он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности и действенности системы.

Аудит, независимо от класса и типа, должен проводиться квалифицированным, независимым и обученным персоналом, который не несет персональной ответственности за проверяемые участки. Служба аудита может быть включена в состав организации либо наниматься на стороне.

Когда и зачем нужен аудит СУПБ и ОТ?

Ответ на этот вопрос позволяет нам систематизировать ситуации, связанные с возникновением потребности в этом виде аудита, К основным систематизирующим признакам можно отнести заказчика аудита, цель аудита и его масштаб.

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (первая сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (вторая сторона) и какая-то независимая внешняя организация (третья сторона: акционер, инвестор и др.).

Для аудита третьей стороны обычно используется термин сертификация. Она проводится национальным международным уполномоченным органом по сертификации. Подобная сертификация может инициироваться самой организацией или другой стороной (потребитель, акционеры, инвесторы и др.) или обеими сторонами одновременно.

С точки зрения целей, аудиты разделяют на два вида:

  • аудиты, которые проводятся с целью изучения начальных оценок, предназначенных для принятия решений, как правило, стратегических;
  • мониторинг текущего состояния.

Первый вид порождает проблемы, обусловленные новизной ситуации для основных участников, второй связан с главной задачей управления организацией - непрерывным усовершенствованием.

В рамках создания современной СУПБ и ОТ в ОАО «Северсталь» разработан стандарт предприятия для проведения внутреннего аудита систем управления окружающей средой, промышленной безопасностью и охраной труда. Стандартом определены роль и ответственность персонала при проведении внутреннего аудита системы управления, порядок подготовки, планирования внутреннего аудита и его проведения, порядок подготовки и регистрации отчетов о результатах аудита, анализа результатов и разработки корректирующих мероприятий. Приведены соответствующие указания по документированию результатов аудита, планы, контрольные листы регистрации данных и др.

Подготовка внутреннего аудита начинается в первую очередь с определения объектов _аудита. Согласно OHSAS-18001 объектами МОГУТ быть:

  • риски;
  • требования законодательных актов и др.;
  • цели и задачи в области охраны труда;
  • планы мероприятий (программы);
  • структура и ответственность за соблюдение требований охраны труда;
  • обучение, компетентность и осведомленность персонала в области охраны труда;
  • связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;
  • документация и управление документацией;
  • управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);
  • готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;
  • мониторинг условий и охраны труда и измерение параметров условий труда;
  • несоответствия, корректирующие и профилактические действия;
  • зарегистрированные данные;
  • анализ со стороны руководства;
  • степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций и производственных процессов нормативной документации по стандартизации;
  • людские и материальные ресурсы, оборудование.

В свою очередь, с целью выполнения требований существующего российского законодательства в области ПБ и ОТ в отношении организации производственного контроля и контроля по охране труда на предприятии, объекты аудита по OHSAS-18000 целесообразно подразделить по видам оборудования (типам технических устройств и др.). В конечном итоге, объектом аудита будет не просто, к примеру, структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации грузоподъемных машин (ГПМ) и т. д.

По количеству объектов аудит делится на основные типы: оперативный (внеплановый), целевой, комплексный.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы ПБ и ОТ при установлении недопустимых фактов. Его основная цель - сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть начальник службы ПБ и ОТ или соответствующий менеджер (руководитель группы аудиторов).

Целевой аудит по сути своей аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Подобные аудиты включаются в планы работы группы, которые утверждаются руководителем службы ПБ и ОТ предприятия. Необходимым условием является то, что указанные планы в обязательном порядке должны рассылаться после их утверждения в проверяемые подразделения.

Наиболее характерным видом аудита является комплексный, в состав которого включаются практически все возможные объекты аудита. Комплексный аудит осуществляет комиссия, состоящая из специалистов службы ПБ и ОТ предприятия. Данные аудиты проводятся четко по графику, который разрабатывается в службе ПБ и ОТ, утверждается руководителем предприятия и до начала следующего года направляется руководителям структурных подразделений.

Периодичность аудита в подразделениях определяется исходя из результатов проведенной оценки риска. В структурных подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже двух раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, экологических нарушений и инцидентов с учетом времени простоя основного оборудования, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) принимается решение о проведении проверок раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже одного раза в год.

При планировании объема аудита нужно учитывать охват максимально возможного количества объектов (количество объектов аудита, имеющихся в проверяемом структурном подразделении). При последующих аудитах допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего аудита по данному объекту не было выявлено ни одного существенного несоответствия и в целом система по данному направлению функционирует хорошо, однако при последующих проверках данный объект аудита должен быть проверен вновь.

Для проведения внутреннего аудита нужно разработать программу, которая должна содержать;

  • объект и область аудита;
  • цель аудита;
  • сроки проведения аудита;
  • список аудиторской группы;
  • перечень документов, на соответствие которым проводится проверка;
  • дату представления отчета об аудите;
  • список должностных лиц, которым дол-жны быть представлены копии отчета об аудите.

Программа должна быть гибкой, допускать изменения в процессе аудита исходя из информации, полученной в ходе его проведения.

Когда программа аудита разработана и утверждена, руководитель группы внутренних аудиторов должен официально (в форме служебной записки) заранее уведомить о нем руководителя проверяемого подразделения.

В уведомлении указываются область, цель, задачи и продолжительность аудита. Интервал времени от уведомления до начала аудита составляет две недели. Предварительное уведомление лишает сотрудников проверяемого подразделения возможности обнаруженные при аудите несоответствия, объяснить неудачным временем проведения аудита, не характерным для нормальной деятельности.

План комплексного аудита разрабатывается в соответствии с формой и согласовывается с руководством проверяемого подразделения. Если руководство проверяемого подразделения возражает против каких-либо положений плана, об этом следует письменно сообщить руководителю группы. Руководитель группы, руководство проверяемого подразделения и начальник службы ПБ и ОТ должны решить эти вопросы до проведения комплексного аудита. Утвержденный план аудита передается аудиторам и руководству проверяемого подразделения до начала комплексной проверки.

Готовясь к проверке, аудитор должен изучить необходимую документацию, в ходе ее обзора отметить ряд пунктов и сформулировать их в виде вопросов для контрольного листа регистрации данных. Разработка контрольного листа регистрации данных является частью подготовки к аудиту и обеспечивает эффективность использования времени в период его проведения. Он помогает логически упорядочить и систематизировать мысли аудитора, оформить структуру аудиторского процесса и обеспечить подтверждение того, что изучаемая документация охватывает описанные виды деятельности и что они выполняются надлежащим образом. Контрольный лист регистрации данных должен рассматриваться как памятная записка, обеспечивающая генеральную линию аудита. Его не следует использовать механически, так как это может сдерживать мысль и сделать аудит неполным.

Перед аудитом необходимо запланировать и провести предварительную встречу с pvководством проверяемого подразделения. Целью данной встречи является:

  • представить аудиторов (при необходимости);
  • провести согласование объемов и целей аудита;
  • кратко описать методы и процедуры проведения аудита;
  • установить каналы связи между аудитором и проверяемым;
  • подтвердить доступность ресурсов и средств, требующихся аудитору;
  • назначить время и дату итоговой встречи;
  • рассмотреть вопросы безопасности рабочих площадок и действия в аварийных ситуациях для аудиторов;
  • назначить сопровождающего.

Необходимо помнить, что аудитор может столкнуться с недоброжелательностью, антагонизмом или другим поведением, ведущим к давлению на него. Именно аудитор несет ответственность за смягчение ситуации как можно быстрее и эффективнее. Предмет обсуждения, вызвавший враждебную реакцию, можно проверить на соответствие реальным фактам, любой вопрос при необходимости - пересмотреть, получив объективные данные.

Процесс аудита состоит из сбора информации, включающего интервью на месте, отбор и анализ необходимой документации и их анализ, общие наблюдения за деятельностью и условиями работы персонала в рамках выбранной зоны, обзор записей, результатов измерений и фиксирования данных.

Во время интервью аудитор должен опрашивать проверяемого, какая выполняется работа, как она выполняется, какая поступает информация, требуемая для выполнения работы и т. д. Необходимо структурировать вопросы, чтобы определенная проблема исследовалась с нарастающей степенью детализации, следовать за информационным потоком, прося проверяемого пояснять, что происходит на каждом шаге. Важно помнить, что это интервью, а не допрос.

Информация, собранная в интервью, должна проверяться на основе объективных источников, таких как наблюдения, записи и результаты измерений.

Аудитор должен фиксировать в контрольном листе регистрации данных все доступные объективные сведения как о соответствиях, так и о несоответствиях, что позволит обсуждать и анализировать результаты аудита.

Контрольный лист регистрации данных должен быть в наличии на всех стадиях аудита и использоваться как памятные записи, чтобы все соответствующие проблемы были изучены. Контрольный лист регистрации данных в сочетании с плановым и логическим подходом может дать проверяемому уверенность в профессиональной подготовке аудита.

Аудитор должен оценить, в чем рассматриваемый объект аудита не соответствует критериям аудита, подтвердить, что выявленные несоответствия имеют место, документированы и имеют под собой основания, установить фактические причины выявленных несоответствий.

После сбора информации требуется сформулировать заключение (выводы) в пределах определенных временных рамок, не позволяющих обеспечить сбор всей необходимой информации. Аудитору необходимо интегрировать информацию таким образом, чтобы сформировать общую картину. Нерасчлененное накопление информации о причинах еще более увеличивает ее необозримость, поэтому необходимо не скопление информации, а общая картина, с помощью которой можно отделить важное от неважного, знать, что связано между собой, что не связано.

После получения достаточной информации о ситуации необходимо не только анализировать фактическое положение, но и оценить тенденции развития.

Обнаруженное в ходе аудита несоответствие должно быть зарегистрировано. При этом в протоколе должны быть отмечены:

  • место и время обнаружения;
  • содержание несоответствия;
  • значимость несоответствия;
  • ссылка на нарушение требований определенного документа и причины несоответствия.

Обычно применяется следующая классификация, предназначенная для характеристики несоответствий,

Существенное:

  • невозможность соотнесения с любой статьей стандарта, по которому осуществляется аудит;
  • невозможность осуществить одно из требований стандарта.

Таким образом, существенное несоответствие - несоответствие, при котором один из элементов СУПБ и ОТ либо не функционирует, либо с серьезными отклонениями.

Несущественное - одиночное отклонение от требований различного рода нормативных документов.

Возможны случаи, когда достаточное число несущественных несоответствий может рассматриваться как существенное несоответствие. Существует подход, при котором три несущественных отклонения от требований какого-либо раздела стандарта и более рассматривают как существенное несоответствие. В случае, если при проведении повторного аудита установлено, что выявленное ранее несущественное несоответствие не устранено в установленные сроки, оно должно рассматриваться как существенное.

Несоответствие, характеризуемое значительным расхождением между планируемым и фактическим состоянием объекта и требующее для его устранения специальных исследований, принято считать проблемой СУПБ и ОТ.

Любая проблема ПБ и ОТ может рассматриваться как несоответствие, но не любое несоответствие представляет собой проблему СУПБ и ОТ.

Наряду с фиксацией несоответствий аудитор делает замечания, то есть критические суждения о состоянии обследуемого объекта.

ПРОТОКОЛ О НЕСООТВЕТСТВИИ должен иметь:

  • подробный заголовок, позволяющий обращаться к любой детали аудита;
  • поле для аудитора, чтобы записать детали обнаруженного несоответствия;
  • поле для проверяемого, чтобы записать корректирующее действие, которое надо применить и предполагаемую дату его завершения;
  • поле для аудитора, чтобы подтвердить, что это действие произведено вовремя и является эффективным.

Необходимо отметить, что на каждое несоответствие должен быть определенный ПРОТОКОЛ. Протокол аудитора должен содержать пункты:

  • наблюдение, которое полно и точно детализирует то, что было замечено аудитором. Это наблюдение должно быть засвидетельствовано проверяемым, чтобы подтвердить его точность;
  • ссылка на статью стандарта OHSAS-18001 и (или) иного нормативного документа, действующего в рамках СУПБ и ОТ, с соответствующими разъяснениями;

После проверки аудитор должен зафиксировать, результаты и составить отчет.

Цель отчета состоит в следующем:

  • сообщить проверяемой организации (подразделению) об обнаруженных результатах в ясной и точной форме, чтобы организация (подразделение) могла определить природу и степень глубины требуемого корректирующего действия;
  • представить запись, которая может быть рассмотрена извне и ясно понята;
  • сообщить руководству и другим аудиторам и специалистам, что было обнаружено и в какой области, чтобы обнаруженное могло быть отслежено, проверено и проанализировано.

В отчете о результатах аудита должна быть отражена следующая информация:

  • наименование проверяемой организации (подразделения);
  • сроки проведения аудита;
  • состав аудиторов;
  • обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов или элементов системы управления в организации (подразделении) - объект аудита;
  • встреченные препятствия;
  • заключение, выводы об эффективности деятельности организации (подразделения) - соответствие критериям аудита, степень внедрения системы управления, поддержания функционирования, наличие налаженных внутренних процессов совершенствования;
  • выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего аудита.

Официальный отчет - результат аудита. Ведущий аудитор отвечает за содержание, точность и своевременность его представления.

К работе над официальным отчетом надо приступить сразу после завершения аудита, пока детали проверки еще свежи в памяти. В отношениях с проверяемой организацией (подразделением) может возникнуть ряд осложнений, связанных с состоянием ПБ и ОТ в подразделении. Аудитор может столкнуться с давлением со стороны руководства проверяемого подразделения с целью изменить отчет и представить состояние проверяемого хуже, чем оно есть.

Менять сущность отчета об аудите неэтично. Примерами такого изменения МОГУТ быть:

  • включение в официальный отчет несоответствий, не представленных на заключительной встрече и не включенных в предварительный отчет;
  • изменение статуса наблюдений от несущественных до существенных, и наоборот;

Другая проблема связана с откладыванием официального отчета «на потом». Чем дольше он откладывается, тем менее руководство проверяемых организаций (подразделений) будет заинтересовано в выполнении корректирующих воздействий. В этом случае более «горячие» проблемы могут заслонить недавний аудит, и, когда отчет будет представлен (скажем, через две недели), его отодвинут на задний план. Оформленный с опозданием официальный отчет об аудите сигнализирует руководству проверяемых, что, по-видимому, он не так важен, как это считалось первоначально. Чтобы избежать подобных сценариев, официальный отчет об аудите должен быть закончен в кратчайшие сроки. Максимальный срок представления отчета не должен превышать одну неделю.

Существует много вариантов ФОРМ официального отчета. Для желающих создать для своей организации собственную ФОРМУ отчета предлагается следующая информация о форме и содержании:

  • титульный лист со списком рассылки;
  • несоответствия и наблюдения;
  • требования корректирующих воздействий (при необходимости).

ТИТУЛЬНЫЙ лист должен содержать:

  • название отчета (включая название про-веряющей организации);
  • дату выпуска;
  • список рассылки.

При подготовке официального аудиторского отчета в него не следует включать:

  • личную и конфиденциальную информацию;
  • субъективные мнения;
  • любые рекомендации, если они не затребованы заказчиком;
  • второстепенные недостатки, которые обнаруживаются, учитываются и корректируются по ходу аудита;
  • дополнительные находки;
  • мелкие придирки;
  • эмоциональные или спорные утверждения.

После окончательной подготовки отчета необходимо провести в заранее оговоренные сроки итоговую встречу, На этой встрече с группой аудиторов руководитель проверяемой организации (подразделения) анализирует выявленные несоответствия, их причины и планирует корректирующие мероприятия в перечне несоответствий с определением конкретных исполнителей и сроков. Причины выявленных несоответствий и корректирующие мероприятия, предложенные организацией (подразделением) должны быть приняты аудитором на их достаточность,

В список рассылки включается руководство проверяемой организации (подразделения), а также сотрудники организации (подразделения), которые могут быть затронуты или должны быть проинформированы. После получения зарегистрированного отчета организация (подразделение) отражает результаты анализа и порядок выполнения корректирующих мероприятий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. п.).

Максимальный срок устранения несоответствий составляет один месяц. В случае, когда для устранения несоответствий требуются значительные затраты, руководитель проверяемого подразделения планирует их финансирование на будущий период и согласовывает данные сроки с руководителем группы аудиторов.

Информацию об устранении несоответствий руководитель проверяемой организации (подразделения) направляет в устной форме (телефонное сообщение) или в письменной форме в службу ПБ и ОТ по истечении сроков выполнения корректирующих мероприятий. Аудитор проверяет выполнение мероприятий при проведении следующего аудита, но не позднее одного месяца с момента истечения сроков выполнения мероприятий.

Материалы каждого конкретного аудита комплектуются в специальном реестре ПОД соответствующим регистрационным номером. В состав реестра включается:

  • программа аудита;
  • график аудита;
  • письменное уведомление руководителя проверяемого подразделения;
  • итоговый отчет об аудите;
  • заполненные контрольные листы;
  • копии планов корректирующих действий.

Результаты аудита должны анализироваться в службе ПБ и ОТ и доводиться ежемесячно до сведения руководителей структурных подразделений на совещаниях по промышленной безопасности и охране труда.

Проводимый анализ должен содержать поэлементную оценку функционирования систем управления на основе:

  • выводов, основанных на результатах анализа выявленных существенных и несущественных несоответствии, а также их причин;
  • динамики изменения контрольных показателей (количества травм и обращений, инцидентов с учетом времени аварийных простоев оборудования);
  • выводов об уровне технического состояния оборудования подконтрольных подразделений на основе заключений по проведенным экспертизам;
  • анализа фактического выполнения подконтрольными подразделениями запланированных ими мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности;
  • других полученных данных.

Выводы и рекомендации по результатам анализа должны ежеквартально документально оформляться службой ПБ и ОТ в отчете о результатах деятельности организации по ПБ и ОТ, доводиться до сведения руководства организации на различного рода совещаниях.

Типичная повестка дня включает:

  • анализ полученных результатов аудита ПБ и ОТ;
  • анализ корректирующих действий по результатам аудитов;
  • рассмотрение замечаний и предложений работников предприятия.

Отчеты о этих встречах должны храниться, как требует OHSAS-18001. Результаты анализа могут также оформляться в виде отчета, основанного на анализе деятельности системы, в соответствии с политикой и целями организации. Этот отчет будет представлен высшему руководству. Копии этих отчетов должны будут храниться так же, как отчеты по функционированию СУПБ и ОТ.

(Из журнала Охрана труда и социальное страхование №10,2002г.)

Что влияет на количество профессиональных травм и болезней? Аварии? Но они не случаются сами по себе. Экологическая обстановка также не зависит от одного только уровня развития существующих способов производства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В первую очередь, виной всему качество системы управления состоянием объекта, обеспечивающей стабильность параметров технического процесса, сохраняющей жизнь и здоровье работников.

Что это такое?

Любой процесс не может эффективно функционировать без постоянного совершенствования, которое достигается путём периодического анализа и оценки соответствия существующим стандартам.

Аудит, прежде всего, направлен на получение информации для последующего разбора и корректировки концепции менеджмента индустриальной защиты.

Рассматриваемое понятие проверки можно определить, как независимое и систематическое исследование, направленное на сопоставление результатов деятельности по охране труда и запланированных мероприятий.

Необходимые термины

Различают два вида аудита:

  • адекватности;
  • соответствия.

Первое понятие определяет степень идентичности эталону разработанных инструкций. Процедура осуществляется путём прямого сравнения стандарта с имеющимися документами.

Второй тип проверки устанавливает насколько существующая система ОТ внедрена в рамках организации, понятна ли она персоналу и как соблюдаются данные правила.

Кто может проводить?

Аудитор должен соответствовать следующим требованиям:

  • наличие необходимой квалификации, подтверждённой соответствующей лицензией и сертификатом, удостоверяющим прохождение обучения и проверку знаний;
  • инженерное образование;
  • опыт работы инспектором по охране труда либо преподавателем такого предмета;
  • умение разбираться в особенностях технологического процесса на предприятии;
  • владение нормативной базой сферы промышленной безопасности.

Службу оценки может разрешено включать в состав компании либо нанимать со стороны. Главное правило – сотрудник не привлекается к исследованиям в отношении своего рабочего участка.

Для чего необходим?

Заказчиком аудита может являться сама организация, где планируется его проведение. Кроме этого, сервис интересен как потребителям продукции и услуг фирмы, так и независимым структурам - например, акционерам или субъектам инвестиционной деятельности.

На основании результатов экспертизы принимаются стратегические решения, и формируется отзыв о текущей ситуации.

Цели

Анализ ориентирован в одном из направлений:

  • начальная оценка, которая помогает сделать правильные выводы о бизнес-процессах;
  • мониторинг состояния ОТ в настоящий момент.

Задачи

К миссиям аудита систем промышленной безопасности относят:

  • выявление нарушений норм охраны труда;
  • составление рекомендаций по устранению несоответствий и предупреждению негативных последствий в виде несчастных случаев на производстве, болезней, вызванных вредными условиями.

Что проверяют?

По законодательству организация обязана обеспечить:

  • использование сертифицированных средств защиты;
  • условия труда, соответствующие установленным требованиям, на каждом рабочем месте;
  • наличие специальной одежды, обуви, моющих и обезвреживающих препаратов для служащих, занятых на вредных или опасных участках, либо исполняющих обязанности при особом температурном режиме, а также в ситуации, когда окружающая среда серьёзно загрязнена;
  • обучение безопасным методам осуществления трудовых функций, проведение инструктажа, стажировки без отрыва от производства и проверки знаний в сфере ОТ;
  • аттестации рабочих мест и последующей сертификации системы промышленной безопасности;
  • разработку инструкций и правил поведения;
  • наличие законодательных норм по тематике охраны труда, соответствующих профилю деятельности.

Документация по ОТ

Промышленная безопасность в пределах компании регулируется локальными актами согласно списку, приведённому ниже:

  • положение о системе сохранения жизни и здоровья работников в процессе исполнения непосредственных обязанностей;
  • приказ о назначении уполномоченного (если должность инспектора отсутствует);
  • схема поведения работников на производстве;
  • книга для регистрации мероприятий по инструктажу;
  • схема обучения;
  • программа организационно-технических мер по обеспечению охраны труда.

Система управления ОТ

Основными элементами концепции безопасности на производстве являются:

  • политика и цели компании;
  • способ обеспечения защиты;
  • планирование;
  • оценка результатов;
  • мероприятия по модернизации имеющейся схемы.

В процессе разработки методики охраны труда учитывают следующие положения:

  • к обязанностям компании относится обеспечение соответствия условий на рабочих местах действующим нормам;
  • руководство организации самостоятельно распределяет ответственность и полномочия специалистов по разработке, использованию и эффективному функционированию системы;
  • из менеджеров высшего звена выбираются лица, в обязанности которых вменяется анализ СУПБ;
  • отчёт по результатам составляется каждым сотрудником;
  • устанавливаются и своевременно корректируются мероприятия, обеспечивающие необходимый уровень компетенции служащих;
  • порядок документооборота постоянно совершенствуется.

Нормативы

Все правила и критерии сохранения систем жизнеобеспечения трудящихся в процессе исполнения непосредственных функций на территории нашей страны утверждаются законодательными актами РФ.

К таким требованиям относят:

  • стандарты безопасности, регламентирующие социальные, организационные, санитарные, реабилитационные и профилактические меры ОТ;
  • типовые инструкции;
  • СаНПиН.

Виды

Аудит по охране труда подразделяют на две категории.

Внешний анализ осуществляется структурой, независимой по отношению к субъекту проверки.

Он направлен на установление адекватности либо соответствия. Кроме этого, есть исследования, которые проводятся силами собственных специалистов и в первую очередь направлены на изучение системы обеспечения безопасности на производстве.

Внутренний на предприятии

К объектам такой процедуры могут относиться:

  • риски;
  • требования нормативных актов;
  • задачи в области ОТ;
  • программы мероприятий;
  • соблюдение действующих правил;
  • компетенции персонала;
  • циркуляция информации между подразделениями компании;
  • документация, её оборот и корректировка;
  • контроль операций;
  • готовность к возникновению аварийных ситуаций;
  • мониторинг условий осуществления трудовой деятельности;
  • исправление расхождений с эталоном и профилактика их появлений;
  • анализ системы безопасности руководством;
  • степень соответствия рабочих процедур установленным стандартам.

Внешний

В некоторых случаях к анализу условий труда приходится привлекать специалистов со стороны.

Например, для проведения специальной оценки рабочих мест, которую организация должна осуществлять в обязательном порядке, согласно 426-ФЗ.

Норма утверждена более трёх лет назад. За нарушения должностные лица и компании привлекаются к административной ответственности.

Как проходит аудит по охране труда на предприятии?

В зависимости от объекта и цели исследованиями занимаются разные группы лиц:

  • за оперативную или плановую проверку одного предмета отвечают специалисты по промышленной безопасности и ОТ;
  • для комплексного освидетельствования всего производства собирается комиссия.

Внеплановая экспертиза осуществляется сразу после установления недопустимого факта. Периодичность полного анализа соответствует графику, утверждённому руководителем. При этом, если риск достаточно велик, то процедура может повторяться каждый квартал.

Подготовка к проверке

На нулевом этапе необходимы следующие мероприятия:

  • определить объекты;
  • разработать программу;
  • уведомить руководство структуры, которая будет проанализирована;
  • утвердить план аудита документации;
  • составить контрольный лист, обеспечивающие генеральную линию аудита;
  • провести предварительную встречу с первыми лицами фирмы и обсудить ход процедуры.

Этапы

Программа внутреннего аудита включает:

  • опрос на рабочем месте о характере деятельности, способах её осуществления и получения необходимой информации;
  • отбор и анализ официальных бумаг;
  • наблюдение за процессом и условиями работы;
  • оценка результатов измерений;
  • фиксация данных;
  • формулирование выводов и регистрация несоответствий.

Программа

Для проведения процедуру необходимо разработать схему мероприятий, которая включает:

  • объект;
  • цель;
  • сроки;
  • состав группы;
  • изучить документы;
  • дату составления отчёта;
  • список сотрудников, для рассылки копии результатов.

План аудита

Порядок проверки утверждается в соответствии с формой, разработанной на предприятии, и согласовывается с управляющим структуры, подвергающейся анализу.

Имеющиеся возражения передаются аудиторам в письменном виде. Разногласия регулируются совместными усилиями сторон.

Вопросы

Как восстановить отсутствующие документы, необходимые для экспертизы? Это одна из самых распространённых проблем.

Законом не установлено чёткого порядка действий в такой ситуации, поскольку организация не обязана пытаться вернуть утраченные бумаги. Если доказано, что компания не виновата в произошедшем, к ответственности она не привлекается.

Вместе с тем можно поступить таким образом:

  • создать комиссию по расследованию причин пропажи или гибели документов;
  • по результатам составляется акт;
  • если обстоятельства утраты установлены, собираются подтверждения, что обозначенное событие действительно имело место.

Результаты проведения

После анализа составляется отчёт.

Его цель:

  • сообщить о найденный несоответствиях, определить корень проблемы и степень необходимых преобразований;
  • подвести итоги в ясной и понятной форме;
  • известить руководство, о том, что конкретно было обнаружено на каком участке.

Документальное оформление

По результатам проверки составляется экспертное заключение, которое заверяется подписью первого лица оцениваемого подразделения и аудитора.

Пример отчёта



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх