Форма передачи информации компетентным органам. Инструкция о порядке информирования компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфрастр

Транспортная безопасность в Российской Федерации регулируется законами, нормативными актами, постановлениями правительства. Законодательные акты составляются в официально-деловом стиле, сухим юридическим языком, довольно сложным к прочтению и пониманию.
Для человека, впервые столкнувшегося с необходимостью обеспечения транспортной безопасности для собственного предприятия, довольно сложно разобраться в многообразии определений, используемых в законодательных актах и разобраться в этом предмете.

В этой статье приведены основные понятия, используемые при описании транспортной безопасности, с пояснениями и примерами.

Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей либо материальный ущерб.
Например: незаконное проникновение на автовокзал, захват автобуса террористами, размещение взрывчатки в поезде.

Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
К ним относятся: Росавтодор, Росморречфлот, Росжелдор, Росавиация.

Защищенность объектов транспортной инфраструктуры – состояние, при котором обеспечиваются условия для предотвращения АНВ в деятельность ОТИ.
Оценка уязвимости и реализация плана транспортной безопасности проводятся для обеспечения защищенности ОТИ и ТС.

Зона свободного доступа – конфигурация и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается.

Зона транспортной безопасности - территория или часть (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ и ТС, проход (проезд) в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты).
К примеру , это может быть зал ожидания вокзала, салон автобуса.

Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности – участок зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с перечнями должностей.

Технологический сектор зоны транспортной безопасности – зона транспортной безопасности ОТИ, доступ в которую ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с перечнями должностей.

Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) – строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности - конструкции ОТИ (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц, пытающихся совершить АНВ в зону транспортной безопасности.

Технические средства обеспечения транспортной безопасности (далее – ТСО) - системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации.

(далее - ИТСО) – состав инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ в целях защиты от актов незаконного вмешательства.

Контрольно-пропускной пункт (далее - КПП) – специально оборудованное место на объекте транспортной инфраструктуры для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности.

Пункт управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ – специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.

Модель нарушителя – способы реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ.

Нарушитель – лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить АНВ, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.

Силы обеспечения транспортной безопасности – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности и персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделения транспортной безопасности.

Подразделения транспортной безопасности – подразделения субъектов транспортной инфраструктуры, а также подразделения коммерческих предприятий и иных организаций, привлеченные на законном основании для осуществления функций по защите ОТИ от АНВ.

Внутриобъектовый режим – порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Пропускной режим – порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности.

Транспортная безопасность – состояние защищенности ОТИ и ТС от АНВ.

Уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.

  1. Общие сведения об информационном обеспечении в области ТБ
  2. Единая государственная информационная система ОТБ
  3. Порядок получения СТИ и перевозчиками информации по вопросам ОТБ
  4. Порядок информирования СТИ и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС

1. В целях осуществления мер по ОТБ федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система ОТБ (ЕГИС ОТБ), являющаяся собственностью РФ. Информационная система состоит, в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале ТС. Такие базы формируются при осуществлении следующих видов перевозок:

1) внутренние и международные воздушные перевозки;

2) железнодорожные перевозки в дальнем следовании;

3) перевозки морским, внутренним водным транспортом в международном сообщении и в сообщении между портами, расположенными на территориях разных субъектов РФ (за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, а также между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью);

4) перевозки автомобильным транспортом в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов РФ (за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, а также между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью).

Информационные ресурсы ЕГИС ОТБ являются информацией ограниченного доступа.

2. Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале ТС (далее – Базы данных) формируются на основании информации, предоставленной:

1) субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками;

2) федеральными органами исполнительной власти;

3) иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества по вопросам ОТБ.

При оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) ТС передаче в Базы данных подлежат следующие данные:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата и место рождения;

3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет);

4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный);

5) дата поездки;

7) гражданство.

Для персонала ТС (экипажа) обязательной передаче в Базы данных подлежит информация о занимаемой должности в экипаже ТС. Информация о персонале (экипаже) передается по завершении формирования экипажей, но не позднее, чем за 24 часа до момента отправления ТС. В случае изменения (дополнения) состава экипажа ТС сведения о включенных в состав экипажа ТС лицах передаются в Базы данных незамедлительно, но не позднее момента отправления ТС.


Порядок формирования и ведения Баз данных, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается федеральным органом исполнительной власти. Передача сведений в Базы данных осуществляется на русском языке и (или) языке, на котором составлен документ, удостоверяющий личность.

Федеральным органом исполнительной власти могут быть установлены дополнительные сведения, передаваемые в Базы данных, применительно к отдельным видам транспорта.

Субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик иностранного государства обеспечивают передачу данных в соответствии с ФЗ "О персональных данных" и ФЗ «О транспортной безопасности.

Проверка соблюдения порядка передачи сведений в Базы данных проводится федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им государственного контроля (надзора) в области ТБ.

3. Порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры (далее – СТИ) и перевозчиками информации по вопросам ОТБ (далее - Порядок) разработан в соответствии с ФЗ "О транспортной безопасности". Порядок устанавливает процедуру получения СТИ и перевозчиками информации по вопросам ОТБ от федеральных органов исполнительной власти.

Для получения информации по вопросам ОТБ СТИ и перевозчик направляют в федеральный орган исполнительной власти письменный запрос, содержащий сведения о запрашиваемой информации, целях ее получения. Федеральный орган исполнительной власти в пределах своей компетенции предоставляет СТИ и перевозчику информацию по вопросам ОТБ в порядке и в сроки, установленные законодательством РФ. Федеральный орган исполнительной власти вправе не предоставлять информацию по вопросам ОТБ по запросу, если запрашиваемая информация опубликована в средствах массовой информации или размещена в сети Интернет. В этом случае в ответе на запрос федеральный орган исполнительной власти указывают наименование, дату выхода и номер средства массовой информации и (или) электронный адрес сайта, на котором размещена запрашиваемая информация. Запрос и ответ на запрос подлежат обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти информируют СТИ и перевозчиков о:

Об известных им сведениях о прямых или непосредственных угрозах совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС;

О решениях Министра транспорта РФ об объявлении (установлении) либо отмене уровней безопасности N 2 и N 3 при изменении степени угрозы совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса;

4. Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС (далее - Порядок) разработан в соответствии с ФЗ "О транспортной безопасности" и Положения о Министерстве транспорта РФ.

СТИ и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию в компетентные органы в области ОТБ, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, органы ФСБ РФ, органы внутренних дел РФ (далее – Государственные органы) согласно Перечню потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС.

Информирование об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (далее – Угрозах) осуществляется по месту фактического нахождения ОТИ, месту регистрации и фактического нахождения ТС.

СТИ и перевозчики при информировании об Угрозах используют телефонные и радиосредства связи, в случае их отсутствия используют электронные и/или факсимильные средства связи.

СТИ и перевозчики представляют информацию об Угрозах согласно приложениям № 1 - 10 к настоящему Порядку применительно к конкретным видам транспорта (далее - Приложения).

При получении анонимной информации об Угрозах СТИ и перевозчики представляют информацию согласно разделу III Приложения к настоящему Порядку.

При представлении информации в Государственные органы в первую очередь называется фамилия, имя и отчество лица, передающего сообщение, занимаемая им должность на ОТИ и ТС, в СТИ или перевозчике, их наименование. Далее сообщается информация согласно Приложению.

Лицо, передавшее сообщение, фиксирует в разделе IV Приложения фамилии, имена, отчества, занимаемые должности лиц Государственных органов, принявших сообщение об Угрозах, указывает дату и время ее передачи и удостоверяет своей подписью.

При представлении информации в электронном виде, информация подписывается электронно-цифровой подписью лица, заполнившего Приложение. При представлении информации по средствам факсимильной связи лицо, заполнившее Приложение на бумажном носителе, удостоверяет его своей подписью.

При заполнении соответствующего Приложения на бумажном носителе рукописным способом запись производится на русском языке разборчивым почерком или печатными буквами чернилами синего либо черного цвета. Помарки, подчистки и исправления не допускаются.

СТИ и перевозчики фиксируют факт передачи, дату и время передачи информации об Угрозах органам по средствам электронной, факсимильной связи в соответствии с их программными и техническими средствами. При передаче информации по средствам телефонной и радиосвязи лицо, передавшее информацию, фиксирует факт ее передачи, дату и время посредством аудио- и/или видеосредств.

Срок хранения носителей информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС составляет не менее одного месяца.

Порядок информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов ФСБ, МВД о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ разрабатывается для ОТИ в соответствии с «Порядком информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах», утвержденным приказом Минтранса России от 16.02.2011 № 56.

Порядок приведенв приложении.

7.2. Порядок реагирования на подготовку совершения АНВ в отношении ОТИ.

Любая информация, касающаяся подготовки к совершению АНВ в отношении ОТИ или ТС, находящихся на его территории, должна быть установленным порядком передана силам обеспечения ТБ на ОТИ для своевременного принятии адекватных мер.

В этих целях руководителями подразделений ОТИ и юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне ТБ и на критических элементах ОТИ, должны быть доведены до работников требования по действиям в сложившейся обстановке.

В наглядной и доступной форме персонал и посетители ОТИ должны быть проинформированы о доступных средствах связи и номерах телефонов для передачи информации оперативным службам ОТИ и силам обеспечения ТБ ОТИ.

В обязанности подразделения ТБ входит:

1. Воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) КПП (постов).

Работники подразделения ТБ должны воспрепятствовать проникновению в зону свободного доступа, зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ нарушителя, оснащенного специальными техническими средствами или с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин.

2. Воспрепятствование преодолению любыми лицами КПП (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону ТБ или на критические элементы ОТИ или ТС.

3. Передача уполномоченным представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, нарушителей пропускного и внутриобъектового режима, лиц проносящих или провозящих предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ и на критический элемент ОТИ или ТС, лиц, совершающих или подготавливающих АНВ.



4. Не допущение попадания предметов или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ и на КЭ ОТИ или ТС, путем их выявления и передачи представителям уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также локализации и устранения последствия их применения.

Реагирование на подготовку совершения АНВ в отношении ОТИ должно учитывать:

Источник информации,

Характеристику установленных признаков подготовки совершения АНВ,

Полноту и достоверность информации,

Оценку характера и степени угрозы.

Информация о подготовке к совершению АНВ может исходить от внешних и от внутренних источников.

К внешним источникам может быть отнесена информация, полученная от уполномоченных должностных лиц подразделений федеральных органов исполнительной власти, находящихся вне территории ОТИ.

К внутренним источникам может быть отнесена информация, полученная от должностных лиц ТС, персонала ОТИ, пассажиров и посетителей находящихся на ОТИ.

Меры, принимаемые на ОТИ при реагировании на подготовку совершения АНВ :

1. При угрозе захвата:

2. При угрозе взрыва:

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).



Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

3. При угрозе размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ):

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.

Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.

Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.

4. При угрозе поражения опасными веществами:

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.

Привлечение специализированных подразделений для проведения радиационного и химического контроля на территории ОТИ

5. При угрозе захвата КЭ ОТИ и/или ТС:

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление охраны и наблюдения и на КЭ ОТИ и/или ТС.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

6. При угрозе взрыва КЭ ОТИ и/или ТС:

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.

Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.

Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.

7. При угрозе размещения или попытки размещения на КЭ ОТИ взрывных устройств (взрывчатых веществ):

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление наблюдения за КЭ ОТИ.

Усиление охраны объекта на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов.

Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.

Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.

Введение запрета на допуск посетителей на КЭ ОТИ.

8. При угрозе блокирования:

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление наблюдения за движением автотранспорта на въезд и выезд в районе КПП.

Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

Введение ограничений или запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

9. При угрозе хищения:

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

Введение ограничений или запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх