На каких объектах сейчас используются радиоактивные вещества. Радиационно-опасные объекты (РОО). Количество радиоактивных отходов, хранящихся на предприятиях Минатома России

К радиационно-опасным объектам (РОО) можно отнести объекты, на которых хранят, перерабатывают или трапсонируют радиоактивные вещества, при аварии на котором можно произойти облучение ионизирующим излучением людей или радиоактивное загрязнение окружающей среды. К таким объектам можно отнести:

  • - АЭС с различными видами реакторов (например, АЭС с водо-водяными реакторами, АЭС с графитовыми реакторами, АЭС с реакторами на быстрых нейтронах)
  • - Исследовательские ядерные реакторы
  • - Заводы по производству ядерного топлива
  • - Заводы по переработке и обогащению ядерного топлива
  • - Заводы по обработке ядерных отходов
  • - Урановые рудники
  • - Склады радиоактивной руды
  • - Хранилища радиоактивных отходов
  • - Морские суда и подводные лодки с ядерными двигательными установками
  • - Полигоны для испытаний ядерных боеприпасов
  • - Радиоционно опасная военная техника

Основными показателями степени опасности таких объектов является общее количество находящихся на них количество радиоактивных веществ. Количество радиационно-опасных объектов в России составляет около 13 тысяч. К наиболее крупным АЭС относятся Балаковская,Белоярская, Билибинская, Курская, Смоленская, Ленинградская.

Классификация радиационно-опасных объектов

В зависимости от типа радиационно-опасного объекта, его масштаба и угрозы опасности можно составить несколько классификаций радиационных аварий.

Классификация радиационных аварий по маштабу:

  • 1. Локальные - последствия радиационной аварии (выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений) не привысили предусмотренных масштабов
  • 2. Местные - последствия радиационной аварии (выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений) произошли в пределах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и в количествах, превышающих установленные нормы для предприятия.
  • 3. Общие аварии - последствия радиационной аварии (выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений) вышли за границы саниатрно-защиитной зоны (СЗЗ) и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения, превышающее установленные нормы.

Основные факторы радиации, поражающие человеческий организм:

  • 1. Воздействие внешнего облучения;
  • 2. Внутреннее облучение, от попавших в организм радиоактивных продуктов
  • 3. Сочетание радиационного внешнего и внутреннего воздействия
  • 4. Комбинированное воздействие радиационных и нерадиационных факторов

Классификация радиационнных аварий по силе воздейсвтия.

Вид происшествия

Оценка в баллах

Характеристика происшествий и их последствий

Глобальная авария

Масштабный выброс радиоактивных продуктов; возможность острых лучевых поражений; влияние на здоровье людей, проживающие на большой территории(более чем одна страна), длительное заражение всей окружающей среды.

Тяжелая авария

Выброс в окружающую среду значительного количества радиоактивных продуктов; эвакуация населения в радиусе 20-ти километров.

Авария с риском для окружающей среды

Разрушение большей части активной зоны; на некоторых участках требуется мероприятия по эвакуации населения.

Аварии в пределах АЭС

Повреждение активной зоне, нарушение безопасности на станции, доза облучения работающих может вызвать острые лучевые эффекты.

Серьезное происшествие

Высокие уровни радиации и большие радиационные загрязения на территории АЭС; не требует принимать защитных мер за пределами АЭС,

Происшествие средней тяжести

Отказы оборудовния или отклонение от нормальной эксплуатации, которые не влияют непосредственно на безопасность станции, однако могут понести тщательную переоценку безопасности станции

Незначительное происшествие

Функциональные отклонение или отклонения в пункте управления, которые не представляют риска, но указывают на недостатки в обеспечении безопасности

Общая характеристика объектов использования атомной энергии

По состоянию на 31 декабря 2009 года под надзором межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (управлений) находилось 2271 организаций (2252 организации в 2008 г.), предприятий и учреждений, осуществлявших свою деятельность в области использования атомной энергии и имевших в своем составе 4738 радиационных источников стационарных (РИС), 1438 пунктов хранения РВ и РАО (ПХ РВ и РАО), где проводились работы с радиоактивными веществами (РВ), радиоактивными отходами (РАО) и радионуклидными источниками (РнИ).

В число поднадзорных объектов входят предприятия авиационной, металлургической, судостроительной, судоремонтной и химической промышленности, горнодобывающей и горнообогатительной отраслей, предприятия топливно-энергетического комплекса, геологические, научные и транспортные организации, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, медицинские учреждения, таможенные органы и др. (далее - организации).

Общее число поднадзорных организаций, осуществляющих свою деятельность в области использования атомной энергии, стабилизировалось и незначительно отличается от предыдущих отчетных периодов.

Примерно 40 % общего числа поднадзорных организаций не имеют ведомственной принадлежности (ОАО, ЗАО, ООО или организации другой формы собственности). Отсюда возникает проблема по признанию их в качестве эксплуатирующих организаций. Вместе с тем статус «эксплуатирующей организации» является одним из необходимых условий для получения лицензии на деятельность в области использования атомной энергии. Информация о мерах, которые предпринимались в этой ситуации, содержится в отчетах о деятельности Ростехнадзора за предыдущие годы и в обращениях (письмах) в органы надзора за соблюдением законодательства. Однако органы исполнительной власти, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2006 № 412 осуществляют государственное управление использованием атомной энергии, под разными предлогами отказывают организациям в признании их в качестве «эксплуатирующей организации».

В число поднадзорных организаций входят также 49 региональных и ведомственных информационно-аналитических центров (РИАЦ, ВИАЦ) системы государственного учета и контроля РВ и РАО.

В 2009 году при осуществлении надзорной деятельности основное внимание уделялось:

инспектированию организаций с наиболее потенциально опасными радиационными источниками (РИ), ПХ РВ и РАО, системами и средствами обеспечения радиационной безопасности (РБ);

инспектированию (контролю) проведения организациями радиационно опасных работ, в т.ч. по выводу из эксплуатации неиспользуемых или непригодных к дальнейшей эксплуатации мощных радиоизотопных установок и радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ), своевременной перезарядке действующих установок и аппаратов;

надзору за деятельностью РИАЦ и системой физической защиты (ФЗ) РИ, ПХ РВ и РАО. За отчетный период выведено из-под надзора управлений 132 организации (табл. 24).

Таблица 24

Основными причинами вывода из-под надзора организаций являются организационно-правовые и структурные изменения юридических лиц, переход на другие принципы контроля технологических процессов (без применения РИ либо с использованием РИ), не подпадающих под государственное регулирование (малая активность), а также отсутствие финансовых возможностей применять РИ в производственных процессах.

Взято под надзор 95 новых организаций. Их распределение по федеральным округам незначительно отличается от вышеприведенных показателей по организациям, выведенным из-под надзора.

Организация надзора за деятельностью воинских частей и организаций Министерства обороны осуществляется в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от 20.01.2003 № Д-3 «О регулировании деятельности воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в области использования атомной энергии при обращении с радиоактивными веществами».

За отчетный год организациям было выдано 510 лицензий и 5680 разрешений должностным лицам на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Распределение лицензий и разрешений представлено в табл. 25.

Таблица 25. Распределение лицензий и разрешений

Показатель/ управление

Выдано лицензий

Выдано разрешений

Основными видами лицензируемой деятельности являются:

эксплуатация РИ;

эксплуатация хранилищ РВ и РАО.

В сферу государственного надзора входят:

1. Медицинские, научные, исследовательские лаборатории и другие объекты, на которых ведутся работы с открытыми РнИ.

2. Комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия с закрытыми РнИ, в том числе:

технологические и медицинские облучающие установки;

дефектоскопы;

радиоизотопные приборы и другие источники; РИТЭГи.

3. Пункты хранения радиоактивных веществ, в том числе:

специализированные пункты хранения, расположенные главным образом в организациях «Изотоп»;

неспециализированные пункты хранения, расположенные на объектах использования атомной энергии.

4. Хранилища радиоактивных отходов, в том числе:

специализированные хранилища ФГУП «РосРАО» и Чепецкого механического завода;

неспециализированные хранилища, расположенные на объектах использования атомной энергии;

хранилища, содержащие отходы с радионуклидами только природного происхождения.

Всего организаций:

Всего РОО:

В число пяти РО 1-й категории потенциальной радиационной опасности входят: ГНЦ РФ «Физико-энергетический институт им. А.И. Лейпунского» (комплексы производства РВ, неспециализированное хранилище РАО), г. Обнинск Калужской обл.;

Обнинский филиал «ГНЦ РФ ФГУП НИФХИ им. Л.Я. Карпова» (комплексы производства РВ, комплексы мощных изотопных облучательных установок, неспециализированное хранилище РАО), г. Обнинск Калужской обл.;

ФГУ РНЦ «Курчатовский институт» (комплексы мощных изотопных облучательных установок, неспециализированные хранилища РВ и РАО), г. Москва;

ФГУП «Научно-исследовательский институт приборов» (комплекс мощных изотопных облучательных установок, неспециализированные хранилища РАО), г. Лыткарино Московской обл. ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», г. Саров, ЗАТО.

Радиационные источники, содержащие открытые РнИ активностью от минимального уровня до 1,0·1014 Бк, включают:

радиоактивные вещества с суммарной активностью, соответствующей работам I, II и III класса по ОСПОРБ-99 (P-32, S-35, C-14, Ra-226, Zr-95 и др.);

наборы реактивов для радиоиммунологического микроанализа и радиофармпрепараты (РФП), используемые в медицинских учреждениях.

Суммарный годовой расход радиоизотопных генераторов медицинского назначения составил 3213 шт.

Радиационные источники, содержащие закрытые РнИ с активностью от 1·101 до 4·1017 Бк, включают:

мощные облучающие технологические гамма-установки типа РВ-1200, К-20000 (60000, 120000, 200000), «Стерилизатор», «Исследователь», МРХ-γ-100 (20, 25М), «Пинцет», «Панорама», «Тюльпан», ГОТ, ИГУР-1, ГП-2, ГУПЖМП-1, ЯГРС-4 и другие с неподвижным и подвижным облучателем и с разным количеством используемых закрытых источников на основе радионуклида Со-60 с суммарной активностью до 3,0·1015 Бк;

различные модификации радиационно-терапевтических медицинских установок типа «Луч-1», «Агат-л (С, В, ВУ, ВТ, В3, В5), «Рокус-М (АМ)», Teratron Elite 80, Multisours YDR, TERAGAM K-01 с разным количеством используемых закрытых источников на основе радионуклида Со-60 с суммарной активностью до 5,4·1014 Бк;

переносные гамма-дефектоскопы типа «Гаммарид», РИД и «Стапель-5М» с источниками ГИИД-3 (4,5,6), томографы (дефектоскопы) типа CBS LBD на основе Ir-192, Co-60, Cs-137 и Tl-170 с активностью источников до 2,0·1013 Бк;

более 10 видов РИП с источниками изотопов Рu-238-Be-9, Am-241-Be-9, Со-60, Сs-137, Рu-238, Am-241 (от приборов технологического контроля, включающих следящие гамма-уровнемеры, плотномеры, расходомеры, толщиномеры, нейтрализаторы статического электричества, сигнализаторы обледенения, скважинные приборы и датчики дозиметрической аппаратуры с встроенными источниками). Активность изотопов в источниках указанных приборов составляет от 1·101 до 3,7·1011 Бк;

На территории Российской Федерации организациями, имеющими наиболее потенциально опасные РОО, являются:

организации, эксплуатирующие мощные облучающие технологические установки. Основными типами таких установок являются: РВ-1200, К-20000 (60000, 120000, 200000), «Стерилизатор», «Исследователь», МРХ-γ-100 (20, 25М), «Пинцет», «Панорама», «Тюльпан», ГОТ, ИГУР-1, ГП-2, ГУПЖМП-1, ЯГРС-4;

онкологические диспансеры Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, эксплуатирующие радиационно-терапевтические медицинские установки различной модификации, например типа «Агат» (Р, Р1, С, В, ВУ, ВТ, В3, В5), «Рокус» (М, МУ), «Селектрон» и др.;

организации, применяющие в технологических процессах методы неразрушающего контроля (гамма-дефектоскопы типа «Гаммарид» - 25, 170/400, 192/120, «Стапель-5М», РИД-21);

организации, проводящие полевые геофизические исследования с использованием РнИ;

организации и их подразделения, в ведении которых имеются необслуживаемые радиоизотопные устройства, в т.ч. РИТЭГ, имеющие в своем составе РИТ с радионуклидом Sr-90. Активность каждого РИТ составляет от 4,81·1014 Бк до 4,55·1015 Бк (в зависимости от типа РИТЭГ), а в РИТЭГ может находиться от 1 до 6 РИТ.

Кроме перечисленных РОО потенциально опасными являются также:

объекты нефтедобывающих организаций, на которых осуществляется хранение в открытом виде нефтепромыслового оборудования с отложениями солей природных радионуклидов Ra-226, Ra-228, U-238, Th-232 и К-40 (например, ОАО

«Салаватнефтеоргсинтез», ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», ОАО «РоснефтьСтавропольнефтегаз» и др.);

технологические подземные емкости, образовавшиеся в результате подземных ядерных взрывов, проведенных для интенсификации добычи нефти и газа (15 взры- вов), а также для глубинного сейсмического зондирования (33 взрыва).

В отношении последних проводится работа по подготовке изменений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» в части определения статуса этих объектов при их использовании и реабилитации территорий. В соответствии с распоряжением от 17.12.2005 № 2237-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.08.2008 № 1224-р) работа должна быть закончена в 2010 году.

Общая оценка состояния безопасности РОО - удовлетворительная. Оценка основана на отсутствии аварий класса А, П-1 и непревышении свыше установленных норм дозовых нагрузок на персонал поднадзорных организаций и население.

Однако состояние безопасности РОО на ФГУП РНЦ «Прикладная химия» (аварийное состояние хранилищ) и ФГУП «Гидрографическое предприятие» Минтранса России (отсутствие кадровых и технических возможностей для обеспечения безопасности РИТЭГ) оценивается как неудовлетворительное.

Инспекционная деятельность

Государственный надзор за состоянием РБ на РОО осуществляли около 200 инспекторов из 7 отделов по надзору за РБ, 56 отделов инспекций РБ, 11 отделов инспекций ядерной и РБ других направлений надзора, на которых эти обязанности возложены руководством межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (МТУ ЯРБ).

В 2009 году проведено 2212 инспекций (2869 инспекций в 2008 году) состояния РБ и физической защиты на РОО, в том числе 13 комплексных, 1962 целевые и 237 оперативных.

Инспекторский состав, осуществляющий надзор за РБ, имеет практический стаж работы от 1 до 10 лет. Повышение профессионального уровня инспекторов проводится в основном в форме самостоятельной подготовки в системе технической учебы, а также путем проведения семинарских занятий по изучению законодательных актов Российской Федерации, нормативных документов по РБ, приказов и распоряжений Службы.

Задачи, функции и компетенция отделов определены в положениях об отделах, утвержденных приказами руководителей управлений. Перечни поднадзорных организаций, закрепленных за отделами надзора и контроля, утверждены руководителями управлений. Распоряжениями начальников соответствующих отделов поднадзорные организации распределены между сотрудниками отделов по надзору и отделов инспекций.

В отчетном периоде отделы инспекций осуществляли взаимодействие с органами государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и природоохранной прокуратурой.

Взаимодействие осуществлялось в форме проведения совместных инспекций, комиссий по расследованию происшествий, организации контроля за ввозом-вывозом РВ и РАО на поднадзорную территорию и за ее пределы; обмена информацией по вопросам, относящимся к компетенции каждой из сторон, разработке и выполнению совместных планов, контроля за исполнением мероприятий РБ.

Инспекционная деятельность в основном осуществлялась в соответствии с планами работ Ростехнадзора. Проведение внеплановых инспекций в отчетном периоде было обусловлено следующими причинами:

проверка достоверности сведений, представленных в документах для получения лицензий на деятельность в области использования атомной энергии;

проверка достоверности информации по устранению выявленных нарушений; проверка информации об изменении состояния радиационной безопасности; проверка в связи с выводом организаций из-под надзора или взятием под надзор;

проверка состояния учета и хранения РВ, РИ и РАО в отдельных организациях; проверка хода расследования радиационных происшествий и инцидентов; проверка обстоятельств, связанных с обнаружением «бесхозных» ЗРнИ; проверка вопросов организации утилизации РИ.

Проведено внеплановых инспекций в управлениях (табл. 27):

Таблица 27

Основным видом инспекций при осуществлении надзора были целевые инспекции (более 88 % общего числа), при которых проводилась проверка вопросов обеспечения РБ согласно «Типовой программе целевой инспекции состояния радиационной безопасности на объектах народного хозяйства» (РД-07-13–2001).

Всего в процессе надзорной деятельности выявлено 2831 нарушение в обеспечении радиационной безопасности.

По выявленным нарушениям управлениями составлялись предписания, налагались штрафы, направлялись материалы в правоохранительные органы.

Обобщенные показатели инспекционной деятельности и принятые управлениями меры приведены в табл. 28–29.

Таблица 28. Показатели инспекционной деятельности на радиационно опасных объектах

Управление

Количество поднадзорных организаций

Проведено инспекций

В том числе:

комплексных

Управление

оперативных

Выявлено нарушений

Применено санкций

Показатель выявляе мости нарушений N *

* Ввыявляемость нарушений N - отношение количества выявленных нарушений к количеству проведенных инспекций.

Анализ показывает, что в отчетном периоде: число инспекций - 2212 (2869 в 2008 году); число нарушений - 2831 (4288 в 2008 году); выявляемость - 1,1 (1,49 в 2008 году).

Таблица 29. Сравнительные показатели санкций и мер принуждения, примененных при проведении инспекций на РОО

Примененные меры

Аннулирование (изъятие) лицензий

Приостановление действий лицензий

Запрещение применения оборудования и технологий

Приостановление производства работ

Предупреждения

Наложение штрафов на: организации должностных лиц

Общая сумма взысканных штрафов

Направление материалов в правоохранительные органы

23 (принято 12)

* Лицензии аннулированы по заявлениям организаций о прекращении деятельности.

Практика применения санкций в отношении нарушителей, как правило, является эффективной, но в то же время имеются и отрицательные результаты, связанные с решениями мировых судей.

Меры принуждения, принятые по результатам инспекций, были своевременны- ми, достаточными и эффективными.

Анализ причин нарушений требований безопасности, выполненный по результатам надзорной деятельности, приведен ниже.

Распределение нарушений по видам

Нарушения, связанные с соблюдением требований по:

1. Радиационной безопасности - 1825.

2. Физической защите - 344.

3. Учету и контролю РВ и РАО - 662.

Нарушения радиационной безопасности, связанные с выполнением комплекса мер:

1. Правового характера - 290 (16 %)

1.1. Обеспечение сроков действия разрешительных документов, а также их своевременного переоформления - 268.

1.2. Поддержание финансового обеспечения предела ответственности за убытки и вред, причиненный юридическим и физическим лицам радиационным воздействием при осуществлении разрешенного вида деятельности - 22.

2.Организационного характера - 808 (44 %)

2.1. Общая документация по обеспечению РБ и ее соответствие нормативным требованиям - 431.

2.2. Организация радиационного контроля - 136.

2.3. Готовность к предупреждению радиационных аварий и ликвидация их последствий - 166.

2.4. Проведение расследований обстоятельств и причин нарушений в работе

2.5. Отчетность в установленные сроки по всем разделам УДЛ - 70.

3. Инженерно-технического характера - 204 (11 %)

3.1. Состояние и обслуживание систем и элементов, важных для безопасности -

3.2. Проведение радиационного контроля, в том числе состояние дозиметрических и радиометрических приборов - 90.

4. Квалификационного и обучающего характера - 283 (16 %)

4.1. Организация систематической подготовки и проверки знаний работников

(персонала) по обеспечению РБ, РК, УК РВ и РАО, ФЗ РИ - 153.

4.2. Планирование и осуществление повышения квалификации работников (персонала) по обеспечению РБ, РК, УК РВ и РАО, ФЗ РИ - 118.

4.3. Уровень квалификации персонала - 12.

5. Прочими нарушениями - 240 (13 %)

Основную долю выявленных нарушений требований радиационной безопасности составляют нарушения организационного характера (44 %), связанные с наличием и ведением организационно-распорядительной документации.

Низкая исполнительская дисциплина, отсутствие надлежащего контроля, низкий уровень культуры работы с документами являются причинами нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

Негативное влияние на деятельность поднадзорных организаций оказывают структурные преобразования хозяйствующих субъектов. В этом случае средняя продолжительность работы в одной должности или на одном рабочем месте работников не превышает, как правило, 2–3 года.

Текучесть кадров на ключевых должностях обусловливает недостаточный уровень обеспечения РБ и, как следствие, высокий процент нарушений, связанных с человеческим фактором.

В отчетном периоде было обращено внимание на качество подготовки и повы- шения квалификации руководителей и специалистов поднадзорных организаций в рамках процедуры выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии.

В целом основную долю нарушений составляют:

нарушения норм и правил, связанные с учетом и контролем РВ и РАО, физической защиты РИ, ПХ РВ и РАО;

нарушения, связанные собеспечением радиационного контроля, подготовкой и допуском к работе персонала;

нарушения условий действия лицензий, связанные с выполнением мероприятий по введению в действие правовых и нормативных актов, в том числе лицензий, отчетностью в установленные сроки.

В целях непрерывного выполнения поднадзорными организациями мероприятий по обеспечению РБ отделы инспекций осуществляют предупредительный и профилактический контроль:

за выполнением должностными лицами поднадзорных организаций мероприятий по обеспечению требований радиационной безопасности;

за соблюдением должностными лицами поднадзорных организаций сроков представления информации по выполнению УДЛ, по устранению выявленных нарушений, отмеченных в предписаниях.

В отчетном периоде основной предупредительной и профилактической мерой к нарушителям по-прежнему является выдача актов-предписаний (предписаний) на устранение нарушений в деятельности согласно РД-03-43–98 и РД-07-04–99.

Предписания вручались в установленные сроки руководителям и должностным лицам поднадзорных организаций и были приняты к исполнению. Заявлений о несогласии с выданными актами-предписаниями (предписаниями) от поднадзорных организаций не поступало.

Такая мера применялась тогда, когда недостатки носили организационный характер и не влияли в целом на обеспечение радиационной безопасности. Практика такого подхода показала его достаточность и эффективность в проведении надзора за обеспечением безопасности на объектах использования атомной энергии. В отчетном периоде имели место 44 случая нарушений в работе объектов использования атомной энергии класса П-2.

Нарушения были связаны с:

нарушением требований технологического процесса персоналом при проведении работ по разрядке ИИИ - 1 случай;

дорожно-транспортным происшествием при транспортировании УКТ-1Ф - 1 случай;

обрывом каротажного снаряда при проведении геофизических работ, имеющего в своем составе радиоизотопные источники излучения, - 19 случаев (причины: износ отдельных элементов каротажных снарядов, которые не обнаруживаются при подготовке к проведению геофизических работ, неудовлетворительная подготовка скважин, нарушения технологического процесса при выполнении работ, геологические осложнения);

качеством радиационного контроля при подготовке металлолома (обнаружением бесхозных источников ионизирующего излучения) для отправки на переработку в ООО «Амурметалл» (г. Комсомольск-на-Амуре) - 20 случаев (обнаружение локальных источников ионизирующего излучения в металлоломе, отправляемом на переработку);

прочими нарушениями - 3 случая. Динамика уровня нарушений в работе РОО приведена в табл. 30–31.

Таблица 30. Сведения о нарушениях радиационной безопасности в 2009 году

Показатель/управление

ЦМТУ

СЕМТУ

ВМТУ

ДМТУ

УМТУ

СМТУ

ДВМТУ

Количество зафиксирован ных нарушений, из них

Таблица 31. Динамика уровня нарушений в работе РОО

Показатель/год

Количество зафиксированных нарушений

По классам нарушений согласно

Проведенный контроль за ходом расследования и последующий анализ управлениями представленных организациями материалов расследований нарушений показал, что:

имели место ошибочные действия персонала и нарушение им требований проведения радиационно опасных работ;

выявлены нарушения требований нормативных документов по безопасному ведению радиационно опасных работ;

мероприятия по устранению причин и по профилактике нарушений носили формальный характер, отчетные документы не соответствуют установленным формам;

допускается превышение сроков проведения расследования и передачи оперативной информации, а в выводах комиссии не отражаются конкретные причины нарушений.

За отчетный период:

1. Превышения основных пределов доз облучения персонала и населения не зафиксировано.

2. Недопустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ не было.

3. Случаев хищений, утрат или несанкционированного использования радиоактивных веществ не выявлено.

4. Несанкционированного проникновения на территорию РОО, несанкционированного доступа к РИ, РВ и РАО не отмечено.

Обращение с РАО и РИ

На территории Российской Федерации сбор, транспортирование, переработку, кондиционирование и хранение РАО осуществлялось ГУП МосНПО «Радон», филиалами Федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (ФГУП «РосРАО»).

Сдача РАО организациями, прием и хранение РАО филиалами ФГУП «РосРАО» осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных технических документов. Радиационная обстановка на объектах и в санитарно-защитной зоне контролируется лабораториями радиационного контроля. Превышение допустимых уровней радиационных параметров и загрязнение окружающей среды не зарегистрировано.

Переработкой РАО занимаются ГУП МосНПО «Радон» и филиал ФГУП «РосРАО». Для этого используются:

установка остекловывания (1 ед. на МосНПО «Радон») производительностью по стеклу - 75 кг/ч, по шихте - 105 кг/ч;

установки битумирования (1 ед. на МосНПО «Радон» и 1 ед. в Ленинградском филиале «Северо-Западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО»);

установки цементирования (4 ед. на МосНПО «Радон» и 1 ед. в Ленинградском филиале «Северо-Западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО»);

установки водоочистки (3 ед. на МосНПО «Радон и 1 ед. в Ленинградском филиале «Северо-Западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО») производительностью до 110 м3/ч;

установка концентрирования (1 ед. на МосНПО «Радон»);

установка сжигания (1 ед. на МосНПО «Радон» и 1 ед. в Ленинградском филиале «Северо-Западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО»);

установки прессования (2 ед. на МосНПО «Радон» и 1 ед. в Ленинградском отделении филиала «Северо-Западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО»).

В рамках реализации целевой программы «Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов» эксплуатируется комплекс по переработке металлических отходов, загрязненных РВ (ЗАО «Экомет-С», г. Сосновый Бор Ленинградской обл.).

Анализ состояния и эффективности работы установок позволяет сделать вывод об их надежности и достаточной безопасности для персонала и окружающей среды, что подтверждается результатами радиационного контроля (табл. 32).

Таблица 32. Количество РАО, образовавшихся и сданных организациями на переработку и захоронение

Управление

Жидкие РАО

Отработавшие

по активн., Бк

по объему, м3

по активн., Бк

по объему, м3

по активн., Бк

по кол-ву, ед.

по активн., Бк

по объему, м3

по активн., Бк

по объему, м3

по активн., Бк

по кол-ву, ед.

Управление

Количество отходов, образовавшихся в организациях

Количество отходов, сданных организаци ями на переработку и захоронение

Жидкие РАО

Отработавшие НСС (УСЭ) или поврежденные ЗРнИ

Отработавшие

НСС (УСЭ) или поврежденные ЗрнИ

по активн., Бк

по объему, м3

по активн., Бк

по объему, м3

по активн., Бк

по кол-ву, ед.

по активности, Бк

по объему, м3

по активн., Бк

по объему, м3

по активн., Бк

по кол-ву, ед.

В отчетном периоде были продолжены работы по обследованию и продлению назначенного срока службы гамма-терапевтических аппаратов. Более 85 % аппаратов изношены, нет соответствия между световыми и радиационными полями, в некоторых случаях не обеспечивается радиационная безопасность персонала и пациентов.

В отчетном периоде продолжилась замена устаревшей радиационной техники. Темпы замены оборудования связаны с финансовыми возможностями поднадзорных организаций. В медицинских учреждениях страны находится около 300 облучательных головок гамма-терапевтических аппаратов типа «Рокус» и «Агат» с защитой из обедненного урана.

Промышленные предприятия имеют около 10 тысяч гамма-дефектоскопов и защитных контейнеров для ИИИ, биологическая защита которых содержит обедненный уран. Большинство гамма-терапевтических аппаратов и гамма-дефектоскопов выработало назначенный срок службы и в ближайшее время подлежит выводу из эксплуатации. На территории ОАО «НИИТФА» в результате разборки РИТЭГ масса обедненного урана в изделиях и отдельных деталях постоянно растет. Многие изделия защитной техники из обедненного урана находятся в муниципальной собственности и в собственности юридических лиц. Есть основание предполагать, что число обращений собственников с просьбой об утилизации в ближайшее время вы- растет в связи с окончанием назначенного срока службы и выводом изделий из эксплуатации. Из-за отсутствия системы сбора и утилизации указанных изделий имелись случаи появления их в пунктах сбора металлического лома, не исключено их появление на заводах по переработке металлолома. В ОАО «НИИТФА» и ОАО «В/О

«Изотоп» накопилось более 70 т защиты из обедненного урана.

Проблема утилизации изделий из обедненного урана продолжает оставаться актуальной и за отчетный период не получила своего разрешения.

Обеспечение безопасности РОО

Обеспечение радиационной безопасности в организациях соответствует нормам и требованиям нормативных документов.

Существующие системы и элементы, обеспечивающие РБ (системы перемещения и фиксации закрытых РнИ, системы управления РИ, системы сигнализации и оповещения о радиационной опасности, системы блокировок, системы физических барьеров, системы электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, системы вентиляции и

пожарной безопасности), в основном соответствуют проектным требованиям, требованиям нормативных документов и находятся в рабочем состоянии.

Техническое обслуживание, замена выработавшего ресурс оборудования в онкологических диспансерах проводились силами специализированных организаций, имеющих соответствующие лицензии, и аккредитованными лабораториями.

Анализ выполнения требований РБ показывает, что возможности поднадзорных организаций не одинаковы.

В большинстве организаций эксплуатация РИ, обращение с РВ и РАО осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов в области использования атомной энергии. Однако в ФГУП «Гидрографическое предприятие» (под надзором ДВМТУ и СЕМТУ)) и ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» (под надзором СЕМТУ) не наблюдается существенного улучшения организации РБ.

Значительная часть неустраняемых в установленные сроки нарушений во многом связана с недостатком у организаций финансовых средств на строительномонтажные работы, вывод из эксплуатации РИ, приобретение радиационной техники, замену отработавших назначенный срок службы закрытых РнИ и сдачу на длительное хранение (захоронение) РАО, техническое обслуживание и освидетельствование технических средств и систем, обеспечивающих РБ.

Это характерно в первую очередь для бюджетных организаций федерального подчинения, бюджетных организаций субъектов Российской Федерации, а также некоторых акционерных обществ.

Радиационный контроль (РК) в поднадзорных организациях осуществлялся с учетом категории РОО по потенциальной радиационной опасности и класса работ штатными службами РБ или назначенными ответственными лицами, а в отдельных случаях привлеченными организациями, имеющими лицензии Службы на оказание такого рода услуг.

РК на РОО осуществлялся с использованием радиометров и дозиметров, которые своевременно проходили поверку в метрологических учреждениях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Повышению качества РК способствовала замена в отчетном периоде в ряде поднадзорных организаций образцов устаревших дозиметрических приборов на современные.

Основными контролируемыми параметрами при эксплуатации РИ в организациях являются:

мощность дозы гамма-излучения;

уровень радиоактивного загрязнения рабочих поверхностей, оборудования, транспортных средств, одежды и кожных покровов персонала.

Кроме того, осуществлялся контроль герметичности закрытых РнИ, а при работе с открытыми РнИ - контроль за содержанием радиоактивных газов и аэрозолей в воздухе рабочих и других помещений организаций.

В целях оперативного контроля радиационных параметров, обеспечения гарантированного непревышения основных пределов доз облучения и снижения уровней облучения до возможно низкого уровня в поднадзорных организациях установлены контрольные уровни, согласованные с органами Роспотребнадзора, например:

среднегодовая эффективная доза за любые последовательные 5 лет для персонала группы А:

а) эксплуатирующего гамма-терапевтические аппараты - не более 13–16 мЗв год;

б) эксплуатирующего гамма-дефектоскопы - не более 10–15 мЗв в год;

в) эксплуатирующего облучающие установки - не более 17 мЗв в год;

г) эксплуатирующего аппаратуру и приборы для геофизических исследований буровых скважин с применением РИ - не более 10–16 мЗв в год;

д) в филиалах ФГУП «РосРАО» - не более 10 мЗв в год;

е) эксплуатирующего РИТЭГ - не более 10 мЗв в год;

мощность эквивалентной дозы на поверхности РИП - не более 15–30 мкЗв/ч, на расстоянии 1 м - 1,5–3,0 мкЗв/ч;

мощность эквивалентной дозы на расстоянии 1 м от радиационных головок гамма-дефектоскопов - не более 15–20 мкЗв/ч;

на рабочих местах - 1–2 мкЗв/ч;

смежных помещениях - до 0,2 мкЗв/ч.

Дозовые нагрузки на работников в 2009 году не превышали контрольных уровней. Показатели дозовых нагрузок персонала особо радиационно опасных профессий

за последние 3–5 лет (дефектоскописты, дозиметристы, персонал, обслуживающий облучающие установки и аппараты, операторы каротажных станций, дезактиваторщики, рабочие захоронения, водители спецавтомобилей и др.) меняются незначительно и соответствуют следующим значениям:

по годовой эффективной дозе: для лиц из персонала категории А - от 2 мЗв в год до 17 мЗв в год, в том числе:

дефектоскописты в разных регионах - от 1,2 до 9,14 мЗв в год; персонал, обслуживающий облучающие установки, - 1,03 мЗв в год; медицинские работники - от 1,6 до 2,11 мЗв в год;

промышленные работники - от 1,01 до 1,9 мЗв в год; дезактиваторщики - от 1,3 до 4,0 мЗв в год; работники пункта хранения - 0,19 мЗв в год;

рабочие захоронения - 2,46 до 3,18 мЗв в год;

водители спецавтомобилей - от 0,05 до 3,0 мЗв в год;

рабочие, обслуживающие БГИ, РИП и т.п., - от 1,5 до 2,0 мЗв в год;

дозиметристы - 2,8 до 5,8 мЗв в год;

работники каротажных станций - от 1,63 до 12,66 мЗв в год;

персонал, работающий с открытыми РВ по II–III классу:

по II классу - до 1,89 мЗв в год;

по III классу (промышленные организации и медицинские учреждения) - от 1,2 до 4,47 мЗв в год.

Превышений установленных контрольных уровней по контролируемым параметрам радиационных факторов не выявлено. Выбросы и сбросы радионуклидов в окружающую среду не превысили разрешенных пределов.

Уровень квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию РОО и контроль за РБ, устанавливается в ходе инспекций и соответствует действующим требованиям.

Мероприятия, направленные на повышение уровня физической защиты РОО, включали меры организационного характера (разработка и пересмотр документов) и инженерно-технического характера (совершенствования средств охранной сигнализации, защитных барьеров, сил охраны и т.п.). Состояние ФЗ в поднадзорных организациях обеспечивает сохранность РИ, РВ и РАО. Хранение источников излучения осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этих целей помещениях, оснащенных системой охранной сигнализации, выведенной на пульт охраны. Организациями проводится анализ соответствия существующих систем ФЗ

требованиям федеральных норм и правил и принимаются меры к устранению недостатков и замечаний, вскрытых при проведении инспекций.

В целях улучшения организации ФЗ на РОО целесообразно:

организовать конструктивное взаимодействие с администрациями субъектов РФ, органами ФСБ и МВД по проведению совместных проверок состояния систем ФЗ организаций;

организовать методическую помощь организациям в изучении и практической реализации нормативных правовых документов по обеспечению ФЗ;

организовать распространение положительного опыта поднадзорных организаций в решении задач создания, функционирования и совершенствования систем ФЗ РИ, РВ и РАО.

Степень готовности к ликвидации радиационных аварий и их последствий определяется наличием перечней возможных аварий при осуществлении разрешенной деятельности и прогноза их последствий, состоянием достаточности и соответствия технических средств и аварийных запасов утвержденной номенклатуре, программой подготовки и методикой проведения противоаварийных тренировок, навыками, приобретенными персоналом при проведении вышеуказанных тренировок.

Во всех организациях разработаны планы мероприятий по защите персонала, имеются инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях, предусмотрены аварийные запасы, количество которых определяется по согласованию с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В этих документах определены аварийные ситуации (фрагменты исходных событий) и действия персонала при возникновении аварийных ситуаций.

Программы подготовки персонала включают и проведение противоаварийных тренировок. Так, обучение в Учебно-научном центре «Геофизика» г. Уфа предусматривает обязательные противоаварийные тренировки персонала, проходящего обучение, на имеющихся тренажерах.

Анализ инспекционной деятельности за 2009 год показал, что основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние радиационной безопасности радиационно опасных объектов, являются:

изношенность техники и оборудования, используемых при работах с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

необходимость вывода из эксплуатации мощных радиоизотопных установок, вы- работавших ресурс, и перегрузка действующих радиоизотопных установок;

незавершенность создания системы государственного учета и контроля РВ и РАО

в субъектах Российской Федерации;

не всегда достаточный уровень качества проводимых работ организациями, предоставляющими услуги эксплуатирующим организациям;

сохранение проблемы утилизации изделий из обедненного урана;

проблемы утилизации неиспользуемых и непригодных для дальнейшей эксплуатации (включая аварийные) РИТЭГ;

проблема накопления и необоснованного долговременного хранения в организациях источников с истекшим назначенным сроком службы в основном из-за ограниченных финансовых возможностей;

замена или продление назначенных сроков службы ЗРнИ метрологического назначения в воинских частях;

отсутствие правового статуса объектов подземных ядерных взрывов.

Анализ радиационной обстановки показывает, что:

системы и элементы, важные для безопасности (перемещения и фиксации РнИ, управления РИ, сигнализации и оповещения о радиационной аварии, блокировок, физических барьеров, электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, вентиляции и др.), обеспечили безопасность персонала и населения;

дозовые нагрузки персонала не превысили контрольных уровней, что свидетельствует о надежности существующей защиты от внешнего излучения;

на РОО имеется достаточное количество систем обеспечения РБ, которые не в полной мере соответствуют требованиям существующих нормативных документов и требуют замены или модернизации;

требования по РБ организациями выполняются, допущенные нарушения не привели к переоблучению персонала и населения;

радиационные факторы, создаваемые технологическими процессами на рабочих местах (выбросы, сбросы, загрязнения, наведенная активность), не оказывают воздействия на население и персонал выше допустимых значений.

По результатам проведенных инспекций и проверок состояние радиационной безопасности организаций, эксплуатирующих РИ, оценивается как удовлетворительное. Исключение составляют:

ФГУП РНЦ «Прикладная химия» (под надзором Северо-Европейского МТУ ЯРБ): сооружения, системы, устройства и механизмы радиохимического производства (РХП) выработали установленный ресурс, нуждаются в техническом освидетельствовании, ремонте и продлении сроков эксплуатации;

необходимость передачи оставшихся 475,5 м3 ЖРО в Ленинградское отделение филиала «Северо-западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО»);

ЗАО «Светлана-Полупроводники» (под надзором Северо-Европейского МТУ ЯРБ):

на балансе предприятия находится установка ГОТ с ЗРнИ в количестве 84 шт. на основе цезия-137. Установка введена в эксплуатацию в феврале 1991 года. Срок службы установки по паспорту - 10 лет, т.е. срок службы установки просрочен.

ФГУП «Гидрографическое предприятие» Федерального агентства морского и речного транспорта - эксплуатация РИТЭГ (под надзором Дальневосточного МТУ ЯРБ и Северо-Европейского МТУ ЯРБ):

состояние РБ оценивается как неудовлетворительное по техническому состоянию РИТЭГ, условиям их эксплуатации и обеспечению физической защиты; ряд РИТЭГ не обследовались более 10 лет.

Кирово-Чепецкое отделение Нижегородского филиала ФГУП «РосРАО» (под надзором Волжского МТУ ЯРБ):

в зоне бассейна реки Вятка санитарной охраны водозабора г. Кирова расположены объекты производства тетрафторида и гексафторида урана, эксплуатация которых прекращена в 1992 году и часть которых в настоящее время находится в аварийном состоянии (цех 93), а также временные хранилища радиоактивных отходов, на которых сосредоточено 437 тыс. т среднеактивных и низкоактивных отходов.

Все объекты размещения РАО являются объектами временного хранения РАО и не имеют достаточных защитных барьеров, исключающих загрязнение окружающей среды с течением времени. Хранилища РАО расположены в водоохраной зоне реки Вятка и во втором поясе зоны санитарной охраны водозабора г. Кирова.

Под надзором управлений находятся 909 организаций, занимающихся проектированием радиационно опасных объектов, изготовлением (конструированием) оборудования для них и экспертизой документов.

Принято под надзор в отчетном периоде 261 такая организация. Распределение организаций по управлениям представлено в табл. 33.

Таблица 33. Распределение организаций по управлениям

Показатель/ управление

организаций, занимающихся проектированием РОО, конструированием (изготовлением) оборудования, экспертизой документов

Принято под надзор в 2009 г.

В отчетном периоде были продолжены работы по созданию информационной системы регулирующего органа «RAIS 3.0».

В январе 2009 года были проведены приемочные испытания и ввод в эксплуатацию 1-го уровня информационной системы Ростехнадзора «RAIS 3.0 Инспекция» по регулированию безопасности в организациях, эксплуатирующих РИ. Управления получили необходимые программные средства и 108 комплектов стационарных и переносных компьютеров для эксплуатации 1-го уровня информационной системы «RAIS 3.0 Инспекция».

В ноябре 2009 года были проведены приемочные испытания 2-го уровня информационной системы «RAIS 3.0 МТУ ЯРБ». Подготовлен пакет программных средств для проведения консолидации баз данных 1-го и 2-го уровней информационной системы «RAIS 3.0».

Мероприятия по разработке 3-го уровня информационной системы регулирующего органа «RAIS 3.0 Центр» будут продолжены в следующем отчетном периоде.

В целом межрегиональные территориальные управления осуществляли деятельность согласно полномочиям, определенным Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, что позволило сохранить достигнутый уровень безопасности РОО.

Миссия МАГАТЭ

По запросу Правительства Российской Федерации международная группа из

22 экспертов в области ядерной и радиационной безопасности, безопасности при обращении и транспортировании ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов посетили Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды России) с 16 по 27 ноября 2009 года для оказания услуги по комплексной оценке деятельности регулирующего органа (IRRS).

Цель миссии IRRS заключалась в экспертной оценке системы регулирования безопасности всех типов ядерных установок гражданского назначения, установок

по обращению с радиоактивными отходами и радиационных источников, а также соответствующих видов деятельности в области использования атомной энергии и эффективности выполнения регулирующих функций Ростехнадзором. Экспертная оценка осуществлялась путем сравнения со стандартами безопасности МАГАТЭ и соответствующим Кодексом поведения в качестве международного эталона обеспечения безопасности. Данная миссия также проходила в целях обмена информацией и опытом регулирования безопасности между группой экспертов из регулирующих органов разных стран и представителями российского регулирующего органа в областях, охватываемых миссией IRRS.

Команда экспертов IRRS состояла из 18 старших экспертов в области регулирования из 15 государств - членов МАГАТЭ, пяти представителей МАГАТЭ. Команда IRRS провела рассмотрение деятельности российского регулирующего органа в следующих областях: ответственность и функции регулирующего органа; система управления (менеджмента) регулирующего органа; деятельность регулирующего органа, включая разрешительную деятельность, экспертизу и оценку, процедуры инспекций и санкций, разработку норм и правил.

Экспертная оценка миссии IRRS охватила вопросы регулирования безопасности атомных электростанций, исследовательских ядерных установок, объектов ядерного топливного цикла, установок обращения с радиоактивными отходами, а также промышленных и медицинских источников излучения.

В ходе миссии IRRS были рассмотрены выбранные аспекты Кодекса поведения по безопасности и сохранности и защите радиационных источников и транспортирования ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Признавая важность разрабатываемого Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами», группа экспертов IRRS не проводила подробную оценку существующей нормативной системы, связанной с действующими системами обращения с радиоактивными отходами, и соответствующих видов деятельности.

Миссия включала рассмотрение регулирующей деятельности, проведение опросов и обсуждений с руководящими работниками и ведущими специалистами Минприроды России и Ростехнадзора. Для содействия оценке эффективности системы инспектирования, связанной с регулированием безопасности, группа экспертов IRRS также провела опросы с персоналом других организаций во время посещения Калининской АЭС, ФГУП «ПО «Маяк», исследовательского реактора МИФИ, научно-исследовательского центра по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды ГУП МосНПО «Радон», ООО НТЦ «Нуклон» и НТЦ ЯРБ - организации технической поддержки Ростехнадзора.

Минприроды России и Ростехнадзор представили группе экспертов IRRS существенный пакет документации в качестве справочного материала и результатов глубокой самооценки деятельности регулирующего органа, включая отчет с выводами и план действий с мероприятиями по повышению эффективности при выполнении функции регулирующего органа. Группа экспертов IRRS согласилась с предложенным планом действий и отметила своевременную полную реализацию этого плана.

В ходе этой миссии группе экспертов IRRS была предоставлена возможность обсуждения политики и практики регулирования с руководством и специалистами Минприроды России и Ростехнадзора. Группа экспертов IRRS отметила примеры положительной практики, дала рекомендации и предложения, где усовершенствование необходимы или желательны для повышения эффективности регулирующей деятельности.

Группа экспертов IRRS отметила, что в Российской Федерации имеется законодательная и нормативная база и структура органов исполнительной власти для регулирования безопасности. В части реализации политики государства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности 29 мая 2008 года была проведена организационная реформа, в результате чего Ростехнадзор перешел в ведение Минприроды России. Группа экспертов IRRS предполагает, что Минприроды России как государственный орган обеспечит серьезную поддержку Ростехнадзору в усилении его структуры, как органа регулирования и повышении эффективности регулирования ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации.

Примеры положительной практики регулирующей деятельности, отмеченные группой экспертов IRRS, включают:

широкое применение стандартов безопасности МАГАТЭ в разработке норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;

периодическую аттестацию инспекторов, специалистов и руководителей Ростехнадзора внутренним советом;

подход Ростехнадзора к оценке компетенции руководителей и руководящего технического персонала объектов использования атомной энергии;

положение об учете радиационных источников в Информационной системе регулирующего органа, основанной на соответствующей системе МАГАТЭ;

наличие полных и подробных комплектов документов, описывающих текущее состояние на ядерных установках.

Группа экспертов IRRS отметила некоторые приоритетные вопросы, требующие совершенствования, и полагает, что принятие во внимание этих рекомендаций позволило бы повысить общую эффективность системы регулирования.

1. Законодательство в области ядерной и радиационной безопасности требует усовершенствования в целях обеспечения эффективного и рационального регулирования в области использования атомной энергии в Российской Федерации. Некоторые законодательные акты уже разрабатываются, и важность этих актов отметили Минприроды России и Ростехнадзор в их общих планах действий. Особое внимание следует уделить снятию ограничений на осуществление надзорной деятельности (проведение инспекций) и принятию Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами».

2. Вопрос политики, который также требует особого внимания, заключается в предоставлении дополнительных ресурсов Ростехнадзору, особенно в свете действующей программы развития атомной отрасли и строительства новых атомных электростанций и требования не «расшатывать» стабильный процесс осуществления надзора за существующими ядерными установками и другими объектами использования атомной энергии.

3. В законодательстве требуются рациональные решения для подтверждения надлежащего финансирования независимой экспертизы и оценки безопасности при рассмотрении заявлений о выдаче лицензий и для предоставления средств для найма и поддержания компетентного персонала в Ростехнадзоре. Кроме того, Ростехнадзору следует разработать программу поддержки объективной и полностью независимой деятельности, проводимой постоянными (местными) инспекторами по надзору за безопасностью ядерных установок.

4. Четкая координация действий Минприроды России и Ростехнадзора с другими регулирующими органами особенно необходима для оптимизации регулирования в таких областях, как обеспечение радиационной защиты, регулирование радиоактивных выбросов и сбросов, а также обеспечение пожарной безопасности.

ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ

Техногенные опасности - это опасности, связанные с техническими объектами. Быстрая смена технологий производства, его высокие скорости нередко становят­ся причинами техногенных катастроф, в том числе крупных.

Техногенные катастрофы проявляются в форме аварий технических систем, пожаров, взрывов, заражения атмосферы и местности аварийными химически опасными веществами (АХОВ), радиоактивными веществами (РВ) и других труд­но предсказуемых событий. Люди, попавшие в зону техногенной катастрофы, рискуют получить заболевания или травмы различной степени тяжести.

Наиболее опасны аварии на предприятиях, производящих, использующих или хранящих радиоактивные и ядовитые вещества, взрыво- и огнеопасные материалы. Аварии на подобных предприятиях (заводы и комбинаты химической, нефтехими­ческой, нефтеперерабатывающей и ядерной промышленности) могут сопровож­даться выбросом в атмосферу ядовитых веществ. Попадая в атмосферу, летучие ядовитые вещества в газообразном или парообразном состоянии образуют зоны химического заражения, размеры которых могут достигать нескольких десятков, а иногда и сотен километров.

РАДИАЦИОННО-ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Радиационно-опасные объекты (РОО) - это те объекты, на которых хранятся, перерабатываются, используются или транспортируются радиоактивные вещест­ва. Особое место среди них занимают атомные электростанции (АЭС), атомные теплоэлектроцентрали (АТЭЦ), атомные станции теплоснабжения (ACT), атомные станции промышленного теплоснабжения (АСПТ).

Кроме опасности, которую создают аварии на АЭС, существуют и другие Реальные источники радиоактивного заражения. Они непосредственно связаны с добычей урана, его обогащением, переработкой, транспортировкой, хранени­ем и захоронением отходов. Опасными являются многочисленные отрасли науки и промышленности, использующие изотопы: изотопная диагностика, рентгенов­ское обследование больных, рентгеновская оценка качества технических изде­лий. Радиоактивными являются и некоторые строительные материалы.

Большую угрозу для здоровья и жизни человека представляют аварии на за водах ядерной промышленности, атомных энергетических установках, в хранили­щах ядерных материалов и отходов.

Радиационная авария - это авария на РОО, при которой произошел выброс радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, вызвавший облучение населения и загрязнение окружающей среды. Радиационная авария может произойти по не­скольким причинам: ошибки при проектировании, износ оборудования, ошибки оператора и нарушения эксплуатации.

В результате аварий на РОО в атмосферу выбрасываются РВ, распростра­няющиеся под воздействием ветра на значительные расстояния. Выпадая в виде осадков, РВ образуют зону радиоактивного загрязнения. При определенных кон­центрациях загрязнения местности проживание на ней становится опасным для жизни.

Одна из особенностей радиоактивного загрязнения заключается в том, что его невозможно обнаружить без специальных дозиметрических приборов, т. к. радиация не обладает ни цветом, ни запахом, ни вкусом.

Радиоактивные излучения способны проникать через различные толщи мате­риала и вызывать нарушения всех жизненно важных процессов в организме че­ловека (кроветворения, работы нервной системы, желудочно-кишечного тракта). Человек в момент воздействия радиации не получает телесных повреждений и не испытывает болевых ощущений, однако в результате облучения у пораженного позже может развиться лучевая болезнь.

Основные поражающие факторы радиационной аварии:

· воздействие внешнего облучения (гамма-, бета- и рентгеновское излучение);

· внутреннее облучение от попавших в организм человека радионуклидов (аль­фа- и бета-излучение);

· механические и термические травмы, химические ожоги, интоксикация.

После аварии наибольшую опасность представляет внешнее облучение, которое проникает в организм через покровы кожи и органы дыхания. Через 2-3 месяца после аварии большую опасность представляет внутреннее облучение, которое проникает в организм через желудочно-кишечный тракт с продуктами питания и водой. Внутреннее облучение наиболее опасно для человека, т. к. внутренние органы защитить невозможно.

Ионизирующее облучение:

а-(алъфа)-излучение - это поток частиц, являющихся ядрами атома гелия. Это излучение распространяется в средах прямолинейно со скоростью 20 000 км/с. Альфа-частицы обладают большой массой, быстро теряют свою энергию и по­этому имеют незначительный пробег: в воздухе - до 11 см, биологических тка­нях - 30-130 мкм, алюминии - 16-67 мкм. Несмотря на то, что альфа-частицы обладают наименьшей проникающей способностью, они имеют наибольшую по­ражающую способность;

р-(бета)-излучение - это поток электронов, обладающих большей проникаю­щей способностью и меньшей поражающей способностью, чем альфа-излучение. Они возникают в ядрах атомов при радиоактивном распаде и сразу же излучаются оттуда со скоростью, близкой к скорости света. Проникающая способность бета-излучения в воздухе составляет несколько метров, в биологических тканях - не­сколько сантиметров, в алюминии - несколько миллиметров;

рентгеновское излучение - электромагнитное излучение высокой частоты и короткой длиной волны, возникает при бомбардировке веществ потоком элект­ронов. Обладает большой проникающей способностью;

у-(гамма)-излучение - это поток квантовой энергии, распространяющейся со скоростью света. Обладает большей проникающей способностью и меньшей по­ражающей способностью, чем рентгеновское излучение.

Характер распределения радиоактивных веществ в организме:

· в скелете накапливается радиоактивный кальций, стронций, радий;

· в печени концентрируется плутоний, лантан;

· в мышцах накапливается цезий;

· в легких - радон;

· равномерно распределяются по всему организму полоний, тритий;

· в щитовидной железе накапливается радиоактивный йод.

Радиационно-опасные объекты (РОО). Радиационные аварии, их виды, динамика развития, основные опасности.

Радиационно-опасные объекты.

Объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или на который транспортируют радиоактивные вещества, где при аварии или разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства, а также окружающей природной среды, называют радиационно-опасным.

К радиационно-опасным объектам относятся предприятия ядерного топливного цикла (ЯТЦ) (предприятия по изготовлению ядерного топлива, предприятия по выработке электрической и тепловой энергии, предприятия по переработке и захоронению отходов), транспортные установки (надводные и подводные корабли), военные объекты (хранилища ядерных боеприпасов, полигоны по испытанию ядерного оружия, ракетные старты), научно-исследовательские организации (исследовательские реакторы, экспериментальные реакторы, исследовательские стенды), шахты по добыче урана.

Потенциальная опасность от наличия радиоактивных продуктов на объекте существенно зависит от напряженности параметров нормального технологического процесса и сопутствующих им физико-химических явлений. К таким параметрам, прежде всего, относятся давление и температура, при которых работают барьеры, удерживающие радиоактивные материалы в заданных границах. К внешним воздействиям, способным привести к разрушению барьеров на пути выхода радиоактивных веществ относятся сейсмическая активность и особенности геологической площадки, метеорологические условия, включающие ураган, обильные осадки и т.д., и вызванные человеческой деятельностью воздействия (например диверсии, взрывы на соседних предприятиях, ошибки в действиях персонала, способные привести к авариям с тяжелыми последствиями).

Радиационная авария – происшествие, приведшее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом пределы (границы) в количествах, превышающих установленные нормы безопасности.

Классификация аварий на РОО.

Классификация проводится по двум признакам: по типовым нарушениям нормальной эксплуатации и по характеру последствий для персонала, населения и окружающей среды. При анализе аварий их принято характеризовать цепочкой: исходное событие – пути протекания – последствия. Аварии, связанные с нарушениями нормальной эксплуатации, подразделяются на проектные, проектные с наибольшими последствиями и запроектные. Причинами проектных аварий являются исходные события, связанные с нарушением барьеров безопасности, предусмотренные проектом каждого реактора.

Первый тип аварии – нарушение первого барьера безопасности (нарушение герметичности оболочек тепловыделяющих элементов из-за нарушения температурного режима (перегрев) ТВЭЛов или механических повреждений).

Второй тип – нарушение первого и второго барьеров безопасности (при попадании радиоактивных продуктов в теплоноситель).

Третий тип – нарушение всех барьеров безопасности (при нарушенных первом и втором теплоноситель с радиоактивными продуктами деления удерживается от выхода в окружающую среду третьим барьером – защитной оболочкой реактора).

Причиной ядерной аварии может быть образование критической массы при перегрузке, транспортировке и хранении ТВЭЛов, нарушения контроля и управления цепной ядерной реакцией, которые могут привести к тепловым и ядерным взрывам.

В первые часы и сутки после аварии действие на людей загрязнения окружающей среды определяется внешним облучением от радиоактивного облака, радиоактивных выпадений на местности, внутренним облучением вследствие вдыхания радиоактивных веществ из облака, а также за счет загрязнения поверхности тела человека этими веществами.

Последствия аварии для животного мира (по данным аварии на ЧАЭС).

В первые дни после аварии животные получают до 150 – 20 000 бэр на щитовидную железу от йода-131. Это вызвало у них заболевания подобные человеческим. Внутреннее облучение многих млекопитающих привело к росту заболеваемости, преждевременной гибели, сокращению срока жизни, снижению плодовитости. Наблюдаются генетические последствия.

Последствия аварий для растительного мира (по данным аварии наЧАЭС).

Лесные, луговые и болотные растения имеют достаточно высокую радиоактивность даже при минимальном загрязнении территории радионуклидами. Воздействие радиации может привести к замедлению роста растений, снижению урожайности, увяданию, гибели, потере способности к воспроизводству. Возникают генетические нарушения

К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д.

В 26 странах мира на АЭС насчитывается 430 энергоблоков (строится еще 48). Они вырабатывают электроэнергии: во Франции -75%, в Швеции - 51%, в Японии - 40%, в США - 24%, в России - 12%. У нас работает 9 АЭС, имеющих 29 блоков.

При авариях или катастрофах на объектах атомной энергетики образуется очаг радиоактивного заражения (территория, на которой произошло радиоактивное заражение окружающей среды, повлекшее поражение людей, животных, растительного мира на длительное врем).

Очаг поражения делится на зоны: Г В 1 2 3

Зона Г - чрезвычайно опасного заражения Р > 250 рад/ч;

Зона В - опасного заражения Р > 30 рад/ч;

  • 1 зона - зона отчуждения 30 км Р > 20 мР/ч или D > 40 бер/год;
  • 2 зона - зона отселения Р = 5-20 мР/ч или D = 10-40 бер/год;
  • 3 зона - зона жесткого радиоактивного контроля Р

Услышав сообщение об опасности радиоактивного заражения, необходимо:

  • 1. Принять противорадиационный препарат из индивидуальной аптечки (йодистый калий).
  • 2. Надеть средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки) взрослым и детям.
  • 1. Загерметезировать квартиру (заклеить окна, вентиляционные отверстия, уплотнить стыки).
  • 2. Надеть куртки, брюки, комбинезоны, плащи из прорезиненной или плотной ткани.
  • 3. Укрыть продукты питания в герметичной таре.
  • 4. Автобусы и другие крытые машины подавать непосредственно к подъездам.

Опасность, возникающая во время аварий на РОО, связана с выходом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Радиоактивность - это способность ядер некоторых элементов к самопроизвольному распаду.

Распад (превращение) ядер атомов под воздействием условий, созданных человеком, называется искусственной радиацией.

Характеристика радиоактивных излучений.

Вид излучения

Проникающая способность

Ионизирующая способность

поток ядер гелия

10 см в воздухе

30000 пар ионов на 1 см пути

Лист писчей бумаги

Поток электронов

20 м в воздухе

70 пар ионов на 1 см пути

летняя одежда наполовину задерживает

электромагнитное излучение

сотни метров

Несколько пар ионов на 1 см пути

не задерживается

нейтронное

Поток нейтронов

несколько километров

Несколько тысяч пар ионов на 1 см пути, кроме того, вызывает наведенную активность

задерживается материалами из углеводородов

Рассматривая ионизирующую и проникающую способность, можно сделать выводы:

  • 1. Альфа - излучение опасно при попадании во внутрь организма.
  • 2. Защитой от гамма и нейтронного излучения могут быть убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

Радиоактивное загрязнение (заражение).

Радиоактивное загрязнение (заражение) местности происходит в двух случаях: при взрывах ядерных боеприпасов или при аварии на объектах ядерной энергетики.

При ядерном взрыве преобладают радионуклиды с коротким периодом полураспада. Поэтому происходит быстрый спад уровней радиации. При авариях на АЭС характерно, во-первых, радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий, стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительным периодом полураспада. Поэтому резкого спада уровней радиации нет. При ядерном взрыве главную опасность представляет внешнее облучение (90 - 95% от общей дозы). При авариях на АЭС значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии. Доза внешнего облучения здесь составляет 15%, а внутреннего - 85%.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх