Система обеспечения пожарной безопасности включает. Основные направления обеспечения пожарной безопасности – система защиты. Функциональные особенности систем обеспечения безопасности от пожаров

Система обеспечения пожарной безопасности регламентируется Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года.

Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее-предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее-граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Системы противопожарной безопасности

Система пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и сертификации продукции и услуг в области (далее - сертификация);
противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);
учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима.

Обеспечение пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственных нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой.

Порядок разработки, введения в действие и применение других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает Государственная противопожарная служба.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной безопасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию с Государственной противопожарной службой в части системы противопожарной безопасности .

Тушение пожаров

Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:
на межрегиональном уровне - федеральными органами государственной власти;
на территориальном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в случае, если сил и средств пожарной охраны, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на определенной территории, недостаточно для его ликвидации.

При этом силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке (часть четвертая в редакции, введенной в действие с 27 января 1998 года Федеральным законом от 24 января 1998 года N 13-ФЗ).

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действия по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами .

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом от 11.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (одна миллионная в год) .

2.1. Реализация системы обеспечения пожарной безопасности
при разработке генерального плана застройки

На стадии разработки генерального плана застройки объекта (здания, сооружения) система обеспечения пожарной безопасности предусматривает следующее :

1) Расположение производственных объектов на нормированном противопожарном расстоянии друг от друга . Это минимальное расстояние составляет от 6 до 15 м и зависит от огнестойкости зданий (чем ниже огнестойкость, тем больше расстояние) (табл. 7).

Таблица 7. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности

2) Расположение пожароопасных производственных объектов на нормируемом расстоянии до объектов защиты (населенные пункты, водоемы, лесные массивы, железные и автомобильные дороги, гидротехнические сооружения, атомные и другие электростанции, воздушные линии электропередачи и др.). Это необходимо по соображениям не только пожарной безопасности (чтобы возникший пожар не распространялся на них), но и охраны труда, экологической безопасности (чтобы не допустить загрязнения водоемов, воздушной среды в жилой зоне и на особо важных объектах). Например, противопожарное минимальное расстояние от автозаправочных станций бензина и дизельного топлива с подземными (наземными) резервуарами вместимостью более 20 м 3 составляют соответственно до производственных, административно-бытовых зданий - 15 (25) м; до жилых зданий - 25 (50) м; до автомобильных дорог I, II, III категорий - 12(20) м, до лесных хвойных массивов - 25 (40) м (рис. 8) и т. д. Противопожарное расстояние от подземных (наземных) резервуаров сжиженных газов вместимостью от 10 тыс. до 20 тыс. м 3 при хранении под давлением составляет до железных, автомобильных дорог, трамвайных путей - 50 (100) м; до административных зданий организаций - 300 (500) м, производственных зданий - 250 (300) м, до объектов речного транспорта, гидротехнических сооружений, расположенных ниже по течению реки, - 2000 (3000) м, выше - 200 (300) м.

Качество плохое?

Рис. 8. Противопожарные расстояния при обустройстве дачных поселков

3) Расположение производственных объектов с учетом рельефа местности, направления течения рек (если они имеются рядом), преобладающего направления ветра для данной местности. Так, склады воспламеняющихся и горючих жидкостей, сжиженных газов располагают по возможности в более низких местах, чтобы в условиях пожара не было растекания горючей жидкости за пределы объекта; ниже по течению реки от населенных пунктов (чтобы не загрязнять возможными утечками воду в жилой зоне), с подветренной стороны от жилых поселков и других объектов защиты (чтобы возможный пожар не перешел на них с помощью ветра). С подветренной стороны располагают также здания, сооружения, наружные установки, выделяющие в атмосферу газ, дым и пыль.

4) Обеспечение подъездов пожарных автомобилей к зданиям , сооружениям: с одной стороны (если ширина здания до 18 м), с двух сторон (более 18 м), со всех сторон (более 100 м или площадью застройки более 10000 м 2). При этом ширина проездов должна быть не менее 6 м (рис. 9).


Рис. 9. Подъезд пожарного автомобиля к жилым зданиям

5) Устройство нормируемого количества выездов на автомобильные дороги (но не менее двух для складов нефти и нефтепродуктов и для производственных объектов с площадью застройки 5 га и более).

6) Устройство ко всем водоемам (реки, озера, пруды), вода из которых может быть использована для тушения пожаров, подъездных путей и площадок размером не менее 12 ´ 12 м для размещения пожарных автомобилей и забора воды (рис. 10) и др.

При разработке генерального плана предприятия необходимо определить место расположения здания пожарной части. Пожарное депо обычно располагают на изолированных участках с въездами на дороги общего пользования. Пожарная часть должна, как правило, обслуживать группу предприятий. Радиус выезда пожарной части, обслуживающей пожаровзрывоопасные и пожароопасные предприятия категорий А, Б и В, принимается равным 2,5 км, а производства категорий Г и Д - 5 км. Радиус выезда пожарной части уменьшают до 40 %, если на территории обслуживаемых ею предприятий, здания III-IV степеней огнестойкости составляют более 50 % всей площади застройки.


Рис. 10. Подъезд (пожарный пирс) к пожарным водоемам

2.2. Реализация системы обеспечения пожарной безопасности
при проектировании и строительстве производственных объектов

На стадии проектирования и строительства каждого производственного объекта система обеспечения пожарной безопасности включает в себя следующее:

Проектирование производственных объектов, зданий, технологических линий с соблюдением всех норм пожарной безопасности . При этом состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности оформляют в виде самостоятельного раздела проектной документации.

Составление декларации (оценки соответствия) пожарной безопасности на проектируемый объект , предусматривающий оценку пожарного риска (не должна превышать одну миллионную в год) и оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (в тех случаях, когда это требует законодательство).

Государственную экспертизу готовой проектной документации на предмет наличия и полноты в ней системы обеспечения пожарной безопасности (пожарная сигнализация) всего производственного цикла (рис. 11).


Рис. 11. Система пожарной сигнализации на производстве:

1 - блок резервного питания; 2 - контрольная панель; 3 - извещатель дымовой пожарный; 4 - извещатель охранный инфракрасный; 5 - считыватель; 6 - извещатель охранный

магнитоконтактный; 7 - табло «выход»; 8 - кнопка тревожной сигнализации (сирена);

9 - пульт контроля и управления; 10 - реле

Приемку законченных строительством производственных объектов на предмет соответствия этих объектов проектной документации требованиям пожарной безопасности.

Указание изготовителем в соответствующей технической документации (паспорта, технические условия, технологические регламенты) показателей пожарной опасности выпускаемых им веществ, материалов, изделий и оборудования, а также мер пожарной безопасности при обращении с ними.

Подтверждение соответствия выпускаемой продукции требованиям пожарной безопасности в форме декларации или обязательной сертификации через аккредитованные органы по сертификации с получением соответствующего сертификата соответствия (рис. 12). Обязательной сертификации подлежит продукция, предназначенная для защиты граждан от опасных (вредных) внешних воздействий пожара (рис. 13), в том числе средства обнаружения, оповещения, локализации и тушения пожаров, средства индивидуальной защиты пожарных и граждан от пожара, другая пожарно-техническая продукция, а также строительные, отделочные материалы и др.

Ограничение применения пожароопасных материалов ; применение в конструкциях зданий и сооружений строительных материалов с нормируемыми показателями пожароопасности.

Качество плохое?

Рис. 12. Сертификат пожарной безопасности продукции

Рис. 13. Декларация о соответствии выпускаемой продукции
требованиям пожарной безопасности

Устройство противопожарных преград : противопожарных стен и противопожарных перегородок с нормируемыми пределами огнестойкости (препятствующими распространению пожара по горизонтали из одного помещения в другое), противопожарных перекрытий (препятствующих распространению пожара по вертикали из одного этажа на другой), пожарных отсеков - частей зданий, выделенных противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение времени пожара; противопожарных секций - частей пожарного отсека, выделенных противопожарными перегородками. Противопожарные перегородки (рис. 14) применяют для выделения взрывопожароопасных и пожароопасных технологических процессов, мест хранения материальных ценностей, для успешной эвакуации людей из зданий и локализации пожара в пределах отдельного помещения или пожарной секции. Противопожарные стены должны опираться на фундамент, пересекать все конструкции и этажи здания и кровлю на высоту не менее 30-60 см (в зависимости от горючести элементов чердачного или бесчердачного покрытия). В противопожарных преградах все проемы (двери, люки, ворота и т. п.) выполняют также противопожарными с нормированными пределами огне стойкости.


Рис. 14. Перегородка противопожарная светопрозрачная ПСОМ-1-45 (EIW 45)

Устройство эвакуационных выходов и путей эвакуации , обеспечивающих вывод людей в безопасную зону до нанесения им вреда вследствие пожара. Эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, а также непосредственно наружу или в безопасную зону (рис. 15). Эвакуационный путь - путь перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям пожарной безопасности. Выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений первого этажа наружу непосредственно, или из любого этажа - непосредственно на лестничную клетку или на лестничную клетку через коридор, фойе, вестибюль или на наружную открытую лестницу.

Рис. 15. Таблички с обозначением запасного эвакуационного выхода

Согласно СП 1.131.30-2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» , эвакуационные выходы могут проходить через отдельные помещения, кроме помещений в зданиях IV-V степеней огнестойкости, выполненных в основном из горючих материалов при классе их конструктивной безопасности С2 и С3. Из подвальных и цокольных этажей эвакуационные выходы проектируют непосредственно наружу обособленно от лестничных клеток здания. Допускается их предусматривать через общие лестничные клетки, имеющие обособленный выход наружу, который отделен от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (предел огнестойкости EI 45 минут) (рис. 14).

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

– любые помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 человек;

– производственные и складские помещения категорий пожароопасности А (повышенная взрывопожароопасность) и Б (взрывопожароопасные помещения) с численностью более 5 человек; категории В (пожароопасные) с численностью более 25 человек или независимо от численности при площади помещения более 1000 м 2 ;

– помещения в подвальных и цокольных этажах при их площади более 300 м 2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек и ряд других.

Если в здании есть помещения, требующие не менее двух эвакуационных выходов, то соответствующие этажи, где есть эти помещения, и здание в целом должны также иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Эвакуационные пути не должны включать лифты и эскалаторы, участки по кровле зданий (за исключением эксплуатируемой кровли), винтовые лестницы, лестницы криволинейные в плане, лестницы со ступенями различной высоты и различной ширины проступи. На путях эвакуации не должно быть выступов, за исключением порогов в дверных проемах. Конфигурация и ширина проходов должна позволять проносить носилки с пострадавшим на пожаре.

Все двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания (кроме дверей кладовых площадью до 200 м 2 без постоянных рабочих мест, санитарных узлов, выхода на наружные открытые лестницы).

Двери не должны быть раздвижными, подъемно-опускными и вращающимися. Запоры на них должны открываться изнутри без ключа. Пути эвакуации должны быть освещены.

Устройство, там где это необходимо (на взрывопожароопасных объектах категорий А и Б) легкосбрасываемых конструкций , выпускающих энергию взрыва и предохраняющих от разрушения основные строительные конструкции сооружения. В качестве таких конструкций используют остекление окон и фонарей, сбрасываемые конструкции из стальных, алюминиевых и асбесто-цементных листов. Площадь легкосбрасываемых конструкций определяют расчетом. При отсутствии расчетных данных она должна составлять не менее 0,05 м 2 на 1 м 3 объема помещения категории А и не менее 0,03 м 2 - помещения категории Б. Оконное стекло относится к легкосбрасываемым конструкциям при толщине 3,4 и 5 мм и площади не менее соответственно 0,8; 1 и 1,5 м 2 .

Устройство систем наружного и внутреннего пожарного водопровода с установкой нормативного количества наружных гидрантов и внутренних пожарных шкафов, обеспечивающих тушение пожара в любой его точке не менее чем из двух стволов.

Устройство систем противодымной защиты зданий , обеспечивающей удаление продуктов горения из горящих помещений, холлов, коридоров, путей эвакуации и подачу чистого воздуха с созданием избыточного давления в смежные с горящими помещениями, препятствующие поступлению в них продуктов горения.

Устройство нормируемого числа выходов на кровли, нормированного количества наружных пожарных лестниц и другого оборудования для подъема личного состава пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий во время пожара, а также для возможного спасения людей. На покрытии зданий высотой более 75 м предусматривают вертолетно-посадочные площадки размером 5 ´ 5 м.

Устройство систем молниезащиты зданий и сооружений (рис. 16-18)(в тех случаях, когда это необходимо по нормативным документам).


Рис. 16. Элементы молниезащиты зданий


Рис. 17. Система молниезащиты зданий


Рис. 18. Вертикальный и горизонтальный молниеприемники

2.3. Реализация системы пожарной безопасности
при эксплуатации производственных объектов

В процессе эксплуатации производственных объектов система обеспечения пожарной безопасности предусматривает следующее:

– Монтаж специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии, и поддержание в постоянной готовности, проведение в установленные сроки планового обслуживания систем оповещения о пожаре, автоматических устройств обнаружения и тушения пожаров (рис. 19), наружного и внутреннего пожарных водопроводов, систем дымоудаления.

Рис. 19. Роботизированный пожарный комплекс (РПК)
с дистанционным управлением, ТВ-камерой, автоматической сигнализацией
и системой программного управления комплексом

Испытания наружных пожарных лестниц , проверку состояния огнезащитной пропитки, огнезащитных красок, других огнезащитных покрытий строительных конструкций.

Приобретение, размещение по участкам и помещениям огнетушителей и других средств первичного пожаротушения, поддержание их в постоянной готовности к работе, путем проведения соответствующих технических обслуживаний и перезарядки.

Поддержание в пожаробезопасном состоянии систем электроснабжения, вентиляции, систем отопления (в том числе как наиболее опасного - печного, там, где оно применяется).

Издание и реализация приказов по осуществлению противопожарного режима организации , включающих назначение ответственных за пожарную безопасность, разработку инструкций о мерах пожарной безопасности, обучение работников пожарно-техническому минимуму, проведение противопожарных инструктажей, определение порядка проведения временных огневых работ, уборки рабочих мест, очистки вентиляционных систем, обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня и при пожаре, содержания наружных территорий, рабочих мест, путей эвакуации, разработку поэтажных планов эвакуации людей при пожаре, инструкций о действиях во время пожара и др.

2.4. Схематические планы и инструкции
по эвакуации людей при пожаре

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре .

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские школы, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и ночное время.

План эвакуации (рис. 20) состоит из графической части и текстовой.


Рис. 20. Планы эвакуации людей в случае пожара в различных подразделениях


Рис. 20. Окончание

Графическая часть представляет собой схематический план этажа, в котором зелеными сплошными стрелками указывают основные пути эвакуации. Пунктирными зелеными стрелками показывают запасные пути эвакуации к аварийным выходам. На планах эвакуации условными знаками показывают также размещение огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, мест отключения электропитания, мест ручного включения систем пожарной автоматики и кнопок управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), аптечек медицинской помощи. На объектах с массовым пребыванием людей (50 чел. и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

Текстовая часть инструкции определяет действия персонала при пожаре, а также информацию о том, кто имеет право включать кнопки ручного включения СОУЭ («тревожные» кнопки). По этим инструкциям не реже одного раза в полгода должны проводиться практические тренировки. Цель таких тренировок - обучить работников структурных подразделений предприятия грамотным, согласованным действиям во время пожара. Для этого на каждом предприятии разрабатывают и утверждают годовой план-график проведения таких тренировок с разбивкой его по структурным подразделениям, сменам, с указанием соответствующих дат и видов тренировки. Противопожарные тренировки подразделяют на объектовые (для отдельного здания в целом), тренировки подразделений, индивидуальные. Противопожарной тренировке должна предшествовать подготовительная работа.

Территории населенных пунктов и организаций должно своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы, иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. На ней не разрешается устраивать свалки горючих отходов .

Временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м или у противопожарных стен.

Не разрешается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, объектов торговли, добычи, переработки и хранения ЛВЖ, ГЖ и горючих газов производства всех видов взрывчатых веществ, взрывопожароопасных и пожароопасных участков, а также в не отведенных для курения местах иных организаций, в детских дошкольных и школьных учреждениях.

Разведение костров, сжигание отходов не разрешается ближе 50 м от зданий и сооружений.

В зданиях, сооружениях организаций запрещается:

– загромождать эвакуационные пути и выходы мебелью, оборудованием, мусором, отделывать их горючими материалами, заменять в дверях армированное стекло обычным, снимать двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров, холлов или фиксировать их в открытом состоянии (опасность задымления путей эвакуации при пожаре);

– хранить и применять в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, порох, взрывчатые вещества, баллоны с газами, товары в аэрозольной упаковке и другие взрывопожароопасные вещества и материалы, а также устраивать в них склады горючих материалов, размещать хозяйственные помещения, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток;

– использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, хранения продукции, мебели и других предметов;

– размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т. п.

– проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

– оставлять неубранным промасленный обтирочный материал;

– устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов;

– устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах(покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в 5 лет подвергаться эксплуатационным испытаниям. При испытании каждая ступенька лестницы должна выдерживать нагрузку 180 кг, приложенную к ее середине, без остаточной деформации. Весь марш наклонной лестницы должен выдерживать нагрузку 750 кг, ограждение лестниц - нагрузку 75 кг. Ограждения крыш зданий должны выдерживать горизонтальную нагрузку весом 50 кг в любой точке.

В помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается.

В зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа.

Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) должны быть очищены от мусора и других предметов. Металлические решетки, защищающие указанные приемки, должны быть открывающимися, а запоры на окнах открываться изнутри без ключа.

Использованные обтирочные материалы следует собирать в контейнерах из негорючего материала с закрывающейся крышкой и по окончании рабочей смены удалять.

Спецодежду лиц, работающих с маслами, лаками, красками и другими ЛВЖ и ГЖ, следует хранить в подвешенном виде в металлических шкафах.

Электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых по окончании рабочего времени отсутствует дежурный персонал, обесточивают, за исключением дежурного освещения, установок пожаротушения, противопожарного водоснабжения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

Не допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами и также над открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий.

Запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной изоляцией, пользоваться поврежденными розетками, а также пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок.

Запрещается применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки и другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания, размещать у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие вещества и материалы.

Пожарная безопасность подразумевает надлежащее состояние объекта с исключением возможности возникновения очага возгорания (пожара) и его распространения в пространстве. Обеспечение пожарной безопасности – приоритетная задача для любого предприятия, организации, учреждения, офиса и частного дома. Более глобальной задачей является обеспечение такой безопасности для населения в пределах конкретного населенного пункта. Создание системы защиты регламентировано законом и нормативными документами различных ведомств.

На каждом объекте обязательно существует инструкция и правила противопожарной безопасности. Нужно помнить, что к факторам, влияющим на возникновение пожара, относятся:

  • Открытый огонь;
  • Искра;
  • Повышенная температура воздуха;
  • Наличие продуктов горения;
  • Недостаточное количество кислорода в воздухе;
  • Замыкание электрической проводки;
  • Взрыв и т. п.

Приоритетные направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности имеет несколько направлений. Выполнение предписанных требований по каждому направлению обеспечивает полноценное функционирование противопожарной системы в целом. Во всех отраслях народного хозяйства необходимо неукоснительно соблюдать Правила и инструкции по противопожарной безопасности. Эти предписания являются общими.

Специальные поправки могут вноситься при составлении инструкций на конкретном объекте.

Порядок обеспечения пожарной безопасности включает в себя следующие направления:

  • Соблюдение всех правил противопожарного режима;
  • Наличие необходимой документации об установлении противопожарного режима;
  • Исключение факторов, влияющих на возникновение пожара;
  • Выполнение норм и требований по содержанию эвакуационных путей и выходов;
  • Соответствие архитектурных и конструктивно-плановых решений установленным требованиям;
  • Установка в зданиях, сооружениях, помещениях систем автоматической защиты от пожара;
  • Техническое обслуживание подсистем автоматической защиты;
  • Контроль над работой коммуникаций здания;
  • Всестороннее обеспечение работы структурных подразделений пожарной охраны;
  • Проведение спасательных работ.

Перечисленные основные направления в обеспечении пожарной безопасности, несомненно, являются важными. Особое внимание нужно уделить соблюдению противопожарного режима. Для выполнения этого требования необходимо проводить обучение ответственных лиц и руководителей предприятий по специальной программе. На каждом объекте (независимо от сферы деятельности) должна разрабатываться инструкция о противопожарной безопасности, а с работниками необходимо проводить регулярные инструктажи. Возможно создание добровольных дружин. Периметр объекта должен быть оснащен средствами пожаротушения. Такого рода средства являются первичными, и к их числу можно отнести:

  • Огнетушители (ручные, передвижные, автоматические);
  • Пожарные щиты.

Какие основные требования необходимо выполнить?

Противопожарный режим для каждого структурного органа является индивидуальным. Он должен отвечать общим требованиям, установленным законодательными актами, но с учетом специфики деятельности предприятия. В распорядительном документе должна отображаться следующая информация:

  • Определение и создание мест для курения;
  • Четкое установление места и количества находящегося в помещении сырья, готовой продукции и т. п.;
  • Составление графика уборки;
  • Установление режима хранения спецодежды;
  • Порядок отключения источника энергоснабжения в штатной ситуации и в случае возникновения ЧС.

В типовой инструкции или приказе также регламентируются проведение любого вида пожароопасных работ, осмотр помещений по окончании рабочего дня, алгоритм действий сотрудников в случае обнаружения источника возгорания. Для решения вопросов по проведению систематического инструктажа и специальных занятий назначается ответственное лицо. Для исключения условий, которые могут спровоцировать пожар, следует соблюдать технику безопасности, например: электрические приборы должны эксплуатироваться и содержаться в соответствии с технической документацией.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем соблюдения всех норм по содержанию эвакуационных выходов. Их количество должно быть достаточным для эвакуации всех сотрудников. Они обязаны соответствовать требованиям по высоте, ширине и продолжительности. Двери на таких выходах должны быть, как правило, противопожарными. План эвакуации при пожаре должен быть разработан и размещен в помещении таким образом, чтобы он был доступен для обозревания. Эвакуационные выходы должны оснащаться указательными знаками, показывающими направление движения.

В зависимости от функциональных особенностей и назначения здания определяется подкласс пожарной опасности. При проектировании и строительстве должна учитываться степень огнестойкой пожарной опасности. Здания обязательно оснащаются пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения, системами оповещения и управления эвакуационным процессом, подсистемами защиты от дыма.

На видео – о занятиях о противопожарной безопасности с персоналом предприятий:

Типовые инструкции о мерах пожарной безопасности

Руководители или ответственные лица на каждом объекте разрабатывают инструкцию о мерах пожарной безопасности. Специализированные положения должны вноситься в такой распорядительный документ, если на предприятии имеется взрывоопасный или пожароопасный участок. В вопросах обеспечения противопожарной безопасности могут дополнительно создаваться комиссии или добровольные отряды.

Если в инструкции описываются специальные правила, то они должны быть согласованы с органами пожарного надзора в установленном законом порядке.

Работники подразделений могут допускаться к рабочему месту только после проведения инструктажа. Руководители учреждений, а также лица, ответственные за противопожарную безопасность, обязаны выполнять следующие требования:

  • Обеспечивать контроль над выполнением требований инструкции о противопожарной защите;
  • Создавать пожарную охрану (подразделения) и обеспечивать всесторонний контроль над выполнением ими своих обязанностей.

При возникновении пожара ответственные лица должны выполнять такие действия:

  • Оповестить службу охраны и дежурные посты о возгорании;
  • Организовать незамедлительную эвакуацию работников и посетителей;
  • Отключить источник электропитания, остановить работы производственного оборудования;
  • Выполнить действия, препятствующие распространению пожара по всему периметру;
  • Осуществить руководство и контроль над тушением пожара;
  • Контролировать действия работников согласно требованиям инструкции о противопожарной защите;
  • Обеспечить эвакуацию товарно-материальных ценностей с целью сохранности имущества;
  • Предоставить подразделению МЧС полную информацию о возможном нахождении на территории легковоспламеняющихся или взрывоопасных веществ.

Выполняя различного рода работу на производстве, важно учитывать причины возникновения пожара:

  • Курение в неположенном месте;
  • Неосторожная работа с легковоспламеняющимися жидкостями;
  • Неправильная транспортировка пожароопасных предметов;
  • Неисправная электропроводка;
  • Наличие открытого огня вблизи взрывоопасных или легковоспламеняющихся средств;
  • Отсутствие средств первичной защиты.

Если на одном этаже здания постоянно находятся от 10 до 50 человек, то, помимо планов эвакуации, помещение должно быть оборудовано системой оповещения. Как минимум два раза в год необходимо проводить специальные учения по эвакуации в случае возникновения пожара. Если учреждение работает круглосуточно, то в инструкции обязательно должны содержаться предписания относительно пожарной безопасности в дневное и в ночное время в отдельности. В помещениях, где есть люди с ограниченными физическими возможностями, должны находиться специальные системы оповещения, в т. ч. звуковые, световые, голосовые, визуальные.

Основные проблемы в сфере защиты от пожаров

Возникновение пожара вызывает множество факторов. Зачастую к такому бедствию приводит обычная халатность человека или несоблюдение им установленных норм и правил. Проблемы обеспечения пожарной безопасности, в первую очередь, связаны с увеличением показателей пожароопасности в стране и в мире. На это влияет множество факторов, например: использование новых средств и материалов, которые содержат нефтепродукты, газ и иные легковоспламеняющиеся вещества.

Количественный рост пожаров связан с тем, что различные материалы, применяемые и в работе, и в быту, производятся в соответствии с техническими достижениями: с применением высокого давления и температур.

Изначально такое сырье обладает повышенным порогом опасности возникновения пожаров. Увеличение количества населения, постройка новых сооружений в случае возникновения пожара влечет за собой огромные убытки и потери.

Решение проблемы высокого уровня пожароопасности можно подразделить на три категории:

  • Экономическую;
  • Психологическую;
  • Техническую.

Только при сочетании всех трех аспектов возможно решение острых проблем в сфере обеспечения противопожарной безопасности. Указанные вопросы являются общими. Самой распространенной проблемой в этой сфере на сегодняшний день является несоблюдение людьми элементарных правил безопасности и требований противопожарной защиты. Возникновение пожара также может быть вызвано:

  • Отсутствием специальных инструктажей с населением;
  • Разработкой и проектированием защитных систем без согласования с государственными органами;
  • Отсутствием или нерабочим состоянием спецсредств пожаротушения и личной защиты на объектах;
  • Недостаточным финансированием .

На видео – пример учений по противопожарной безопасности:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Нормативный уровень пожарной безопасности - состояние объекта противопожарной защиты, при котором значения всех пожарных рисков не превышают допустимых уровней пожарной безопасности, не более воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.
Опасность каждого вида определяется многими рисками, характеризующими ее отдельные аспекты. Точно так же существует множество пожарных рисков, которые мы рассмотрим.
Фундаментальные труды доктора технических наук, профессора Брушлинского Николая Николаевича, одного из самых известных в нашей стране и за рубежом ученого в области пожарной безопасности, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, академика РАЕН, крупнейшего специалиста в области математических методов и моделей управления социально-экономическими системами по исследованию систем обеспечения безопасности и жизнедеятельности территорий, городов и объектов, включая противопожарные службы, службы скорой медицинской помощи, охраны правопорядка, аварийные службы, находят применение во многих работах по вопросам обеспечения пожарной безопасности на предприятиях и территориях субъектов Российской Федерации. Основываясь на требованиях законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности и научных работах доктора технических наук Брушлинского Н. Н., можно разработать определенную систему по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты. В дальнейшем попробуем сформулировать алгоритм обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. При этом нам необходимо знать значения основных пожарных рисков и, соответственно, статистику пожаров и их последствий за определенный срок.
К основным пожарным рискам относятся риск для человека оказаться в условиях пожара, риск для человека погибнуть при пожаре, риск для человека погибнуть в результате пожара за единицу времени.
Зная исходные данные, можно сделать выводы, что в настоящее время из каждой тысячи землян в течение года в среднем один человек окажется в условиях пожара, на каждые 100 пожаров в среднем приходится один погибший, а из каждых 100 тыс. человек за год от пожара гибнет один человек. В качестве пожарных рисков, характеризующих материальный ущерб от пожаров, используют риски уничтожения строений в результате пожара, прямого материального ущерба от пожара. Кроме перечисленных пожарных рисков, рассматриваются риски травмирования при пожарах, как гражданских лиц, так и пожарных; риски возникновения пожаров по различным причинам (удары молнии, поджог, короткое замыкание в электросети, нарушение правил устройства и эксплуатации (НПУиЭ) печного отопления, детская шалость с огнем и пр.); риски возникновения и развития пожаров в зданиях различного назначения, этажности, разной степени огнестойкости, характеризующие эффективность пожарного оборудования, обоснованности противопожарных норм, эффективность организации противопожарных служб в городах, риски несрабатывания пожарной сигнализации, пожарной автоматики, нехватки воды для пожаротушения, позднего прибытия пожарных автомобилей на место пожара.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Все эти пожарные риски представляют интерес при разработке мероприятий по совершенствованию обеспечения пожарной безопасности, а также для страховых компаний, фирм, производящих пожарное оборудование, для проектировщиков зданий и сооружений и других специалистов. Пожарные риски, во-первых, характеризуют возможность реализации пожарной опасности в виде пожара и, во-вторых, содержат оценки его возможных последствий (а также обстоятельств, способствующих развитию пожара). Следовательно, при определении рисков необходимо знать частотные характеристики возникновения пожара на том или ином объекте защиты, а также предполагаемые размеры его социальных, экономических и экологических последствий, обусловленных теми или иными обстоятельствами. Отсюда следует, что во многих случаях пожарные риски можно оценивать статистическими или вероятностными методами, но в ряде случаев могут потребоваться и иные методы.
Первые задачи с учетом пожарных рисков были решены в нашей стране в середине 70-х годов XX в., а систематическое изучение пожарных рисков относится к началу 90-х годов этого же столетия.
Для выработки долгосрочной стратегии управления пожарными рисками (а значит, пожарной опасностью) прежде всего необходимо выяснить, где и по каким причинам возникают пожары, а также при каких пожарах гибнут люди. Можно поставить эти вопросы несколько по-другому: с какими факторами связаны риски возникновения пожаров и их последствий?
Детальные статистические исследования распределения пожаров в России по объектам пожаров и их причинам регулярно проводятся уже более 10 лет. Необходимо отметить, что в соответствии с действующими в нашей стране правилам учета пожаров в статистическую отчетность не включаются пожары мусора, свалок, кустов, травы и другие отнесенные к загораниям. В общую сводку пожаров не попадают также и лесные пожары, на которые ведется отдельная статистика. Из данных статистики пожаров в современной России более 70% учтенных пожаров, 90,3% погибших при них людей и 58,2% прямого материального ущерба приходятся на здания жилого сектора. На все остальные здания (включая строящиеся) приходится 13,4% всех учтенных пожаров, 5,3% всех жертв пожаров и 27,3% прямого материального ущерба от пожаров.
Следовательно, в зданиях происходит около 85% всех пожаров, при которых погибло около 95% всех жертв пожаров и прямой ущерб составляет 85% всего ущерба от пожаров.
Проводя анализ пожарной опасности объекта защиты, нужно сначала определить и проанализировать все пожарные риски, присущие данному объекту, затем оценить их текущие значения, определить допустимые значения всех пожарных рисков. После этого следует подобрать или разработать методы и технологии управления каждым риском и использовать их, обеспечив тем самым требуемый уровень пожарной безопасности объекта защиты.

На примере одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, создание пожарной охраны и организация ее деятельности, а также в соответствии с требованиями статьи № 76 «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах», главы 17 «Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где определено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут, можно провести расчеты соответствия нормативным требованиям размещения подразделений пожарной охраны объекта защиты.
Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов установлена в СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденном приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181, который является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов. Вышеназванным сводом правил предписано руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.
Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три этапа:
- предварительный;
- проведения расчетов;
- подготовки заключения.
Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.
Предварительный этап переговоров проводится для определения:
- целей, задач и критериев решения задачи;
- содержания и последовательности проведения расчетов;
- объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов;
- сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.
По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов. Срок проведения работ определяется сложностью градостроительной структуры населенного пункта (для производственных объектов - сложностью его инфраструктуры) и объемом необходимых исходных данных по объектам предполагаемого пожара, но, как правило, не превышает шести месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и выполнения всех иных условий проведения расчетов, определяемых техническим заданием.
Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:
- для населенных пунктов – органами исполнительной власти (администрацией) населенных пунктов;
- для производственных объектов – собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.
Этап проведения расчетов включает в себя:
- анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;
- проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;
- обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником (ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;
- определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;
- выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;
- выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;
- проведение расчетов по методике СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденной приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.
В заключение по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:
- технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта; - наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;
- исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара; - результаты расчетов по вышеназванной методике;
- возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;
- цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;
- предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их минимизации.
Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по краю или области (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы). В дальнейшем по итогам оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления и организациями готовятся предложения по обеспечению пожарной безопасности в установленном порядке.
Литература:
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
3. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
4. СП 11.13130.2009 «Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утверждены Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 181.
5. «Роль статистики пожаров в оценке пожарных рисков», д.т.н. Н.Н. Брушлинский, д.т.н. С.В. Соколов, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.
6. «Методика оценки пожарных рисков в городах и сельской местности России», С.Ю. Попков, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защиту имущества при пожаре.

Каждый объект должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

Создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

Разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

Реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

Содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

Производство пожарно-технической продукции;

Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

Учет пожаров и их последствий;

Установление особого противопожарного режима.

Планировка территории сельского поселения Новояушевский сельсовет осуществляется в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

К зданиям и сооружениям и строениям обеспечен подъезд пожарных автомобилей. Ширина проездов составляет не менее 6 метров. Тупиковые проезды заканчиваются площадками для разворота пожарной техники размером не менее 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не превышает 150 метров.

Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) обеспечивает подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.

Противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов составляют не менее 50 метров для хвойных лесов, 30 м для лиственных и смешанных лесов.

Источники противопожарного водоснабжения

Здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в т.ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей, а также в отдельно стоящих, расположенных вне сельских поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 кубических метров и организациях торговли при площади до 150 квадратных метров, общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 кубических метров, производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 кубических метров.

На территории сельского поселения Новояушевский сельсовет проектом предусмотрены источники наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения:

Наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

Водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В сельских поселениях с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды.

В п. 94 ППБ 01 – 03 «Правила пожарной безопасности в РФ» предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к источникам воды и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления.

Все водоемы на территории сельского поселения Новояушевского сельсовета используются для пожаротушения.

Пожаротушение. Расчетные расходы воды на наружное пожаротушение приняты по СП 8.13130.2009: для жилой застройки по таблице 1, для общественных зданий - по таблице 2.

Расчетные расходы воды на пожаротушение в сельском поселении сельсовет, с количеством жителей до 5000 тыс.чел. на расчетный срок составят 15 л/сек в том числе:

Жилая застройка - 5 л/сек;

Общественные здания сельских поселений - 5 л/сек;

Внутреннее пожаротушение 2,5 л/с х 2 струи.

Расчетное количество пожаров - 1.

Продолжительность тушения пожара – 3 часа.

Противопожарный запас воды составит 162 м 3

Расчетные расходы воды на внутреннее пожаротушение зданий приняты по СП 10.13130.2009; СНиП 2.08.02-89* для клубов до 300 мест – 2,5 л/сек х 2 струи.

Хранение противопожарного запаса предусматривается в резервуарах питьевой воды при насосной станции 2-го подъема.

Срок восстановления пожарного запаса не более 72 часов.

Наружное пожаротушение осуществляется от пожарных гидрантов уличной кольцевой сети, установка которых производится в соответствии с требованиями СП 8.131.30.2009.

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач.

Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

Большую роль в обеспечении пожарной безопасности играет противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности.

Противопожарная пропаганда – целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образования и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.


Похожая информация.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх