Законодательство РФ определяет круг лиц, которые являются инвалидами

6. Социальная защита детей-инвалидов и их семей в Российской Федерации

Дети-инвалиды и семьи, в которых они воспитываются, наиболее остро нуждаются в социальной помощи и защите. Ниже представлены основные нормативно-правовые доку­менты, регламентирующие эту помощь на сегодняшний день в Российской Федерации.

Признание детей инвалидами

У них нет никаких средств или возможностей жаловаться на жестокое обращение и жестокое обращение со стороны персонала или других товарищей. Телесные наказания допускаются в школах многих стран. Мальчиков можно шлепать, избивать ремнями или штангами их учителями для плохого поведения, плохих успехов в школе и иногда без определенной причины.

В Кении телесные наказания могут использоваться для большого числа школьных правонарушений, в том числе отсутствия доступа к школе, школьной форме и т.д. штрафы также могут быть нанесены на весь класс. Если школа не имеет хороших результатов на национальных экзаменах, весь класс может быть избит без какого-либо рассмотрения индивидуальных результатов. Считается, что многие студенты медресе присоединились к талибам в Афганистане без согласия их родителей. Он убежал из школы, он решил надеть рельсы на рельсы, но поезд пересек его.

В соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 11.07.1991 г. № 593-р приказом Мин­здрава РСФСР от 04.07.91 г. №117 разработаны и утвержде­ны медицинские показания, на основании которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом. Они включают в себя функциональные изменения и патологические состоя­ния дающие право на установление инвалидности на сроки от 6 месяцев до двух лет. от двух до пяти лет, до достижения,16-летнего возраста.

В заключение, люди, наделенные законами и конвенциями о правах ребенка, не могут подорвать долгую и необычную драму насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними. Неадекватность учреждений, дисфункций и семейных реляционных заболеваний являются опорой повышения и увековечения злоупотреблений и насилия. Несмотря на то, что эта семья и учреждения представляют собой незаменимую ткань для надлежащего и здорового личного и социального роста. Дилемма, безусловно, является этической, моральной, правовой, религиозной, но всегда остается дилеммой.

Детские специальные учреждения

Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исклю­чает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учрежде­ния.

Ребенок-инвалид помещается в такое учреждение по же­ланию родителей. Дети раннего возраста - до четырех лет - принимаются в специализированные дома ребенка, находя­щиеся в ведении органов здравоохранения.

Бастианони П. Семейные дома и общины: прием и образовательный проект. Внутренние семьи, настоящие семьи и репродуктивные семьи: сложность и зеркало терапевтических путей, отчет, представленный на конференции «Незначительные трудности: возможные ответы в соответствии с новым законом», Рим, 25 января.

Кантарелла Е. По своей природе. Бисексуальность в древнем мире, Риццоли, Милан. Монтекки Ф. Предотвращение, выявление и обращение с детьми, Борла, Рим. Оливерио Феррарси А. Грациози Б. Педофилия, Латецца, Рим. Шиная С. Педофилия Педофилия, Река Боллати Борингхьери, Турин.

В системе социальной защиты населения существует два типа стационарных учреждений для детей-инвалидов: дома-интернаты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и для умственно отсталых детей.

К числу специализированных детских учреждений, нахо­дящихся в системе народного образования, относятся в ос­новном учреждения восстановительно-лечебного характера. Это школы-интернаты с особым режимом для слепых и сла­бовидящих детей, глухих и слабослышащих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с последствиями полиомие­лита и церебральных параличей.

Стэнзани Д. Суй Малонарушение. Нужна ли нам современная смерть? Ответ исходит от баронессы Джейн Кэмпбелл де Сурбитон. Сегодня, пятьдесят пять лет, один год был диагностирован со спинной мышечной атрофией, которая, по словам врачей, привела бы к смерти за короткое время, как это случилось с маленькой сестрой. Мало того, что не случилось, но Джейн Кэмпбелл, которая нуждается в поклоннике ночью, чтобы помочь ей дышать, живет на инвалидной коляске и записывает на компьютер одним пальцем. Она стала известным активистом по правам инвалидов уважаемый правительственный консультант и международные организации.

При приеме ребенка в специализированное учреждение государство принимает на себя все расходы по его содержа­нию, воспитанию, лечению, а также уходу за ним. Если же ре­бенок находится в семье, ему назначается социальная пенсия.

Социальные пенсии детям-инвалидам

В соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (ст. 114) социальная пенсия детям-инвалидам устанавливается в размере минимальной пенсии по старости.

Его заявления в лондонском телеграфе заслуживают рассмотрения, потому что они ясно говорят, что если всегда есть плохая идея ввести разрешительные изменения в закон, запрещающие самоубийство, это особенно опасно для этого, когда становится смертельным исходом определенные категории людей - старые, больные, инвалиды - бремя, слишком тяжелое для общества. Джейн Кэмпбелл отмечает, что пациенты с терминалом и инвалидами находятся в худшей ситуации сегодня, чем пять лет назад. Из-за экономической нестабильности в стране службы социального обеспечения более чем когда-либо оказываются под давлением, что усугубляет отношение общественности к дегенеративным заболеваниям, старости и инвалидности.

Кроме того, на ребенка-инвалида выплачивается допол­нительно к социальной пенсии надбавка по уходу за ним. Эта надбавка равна минимальной пенсии по старости.

Пенсионное обеспечение членов семьи, занятых уходом за ребенком-инвалидом

Согласно ст. II Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» матери инвалидов с детства, воспитавшие их до 8 лет, имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Вот почему это опасное время, чтобы рассмотреть возможность облегчения самоубийства для тех, кому нужна наша помощь и поддержка. Это не просто опасно для тех, кто может видеть самоубийство как единственный вариант, но он, вероятно, соблазнится даже для тех, кто заинтересован в их исчезновении. Аргументы баронессы Джейн Кэмпбелл должны казаться, прежде всего, теми, кто исповедует левую. Но даже в этой области странное скольжение значений и вариантов. «Слабый» уже не старый, инвалид, больной, чтобы поддерживать и сопровождать.

Высшее благо стало автономией, двусмысленным термином как немногим. Выбрав умереть - Магри, как и 25 процентов всех людей, которые едут в Швейцарию, чтобы покончить с собой за усталость и уединение, становится удобным фетишем, «последним актом автономии», который является просто заявлением о банкротстве общества и человечества.


Жан Ванье - один из великих пророков нашего времени.

Смерть ребенка после достижения восьмилетнего возраста не лишает мать права на указанную пенсию.

В общий трудовой стаж наравне с работой включается время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет.

Льготы для лиц, воспитывающих детей-инвалидов

Согласно постановлению Верховного Совета СССР от 10.04.90 г. № 1420-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укрепле­нию семьи»;

В книге «Наша жизнь вместе», под редакцией святого Павла, Жан Ванье рассказывает чудесный путь, который Господь сделал в своей жизни и в жизни своего сообщества. Что отличает книгу, так это то, что она не написана за столом или не идет за редакционным проектом, но это, как говорится в подзаголовке книги, - биография в форме переписки. В дополнение к специальным отчетам Жана Ванье объем собирает письма, которые он отправил своим братьям за десятилетия рождения и развития сообщества. Итак, у нас есть спонтанное прикосновение Божьей работы в этом сообществе и в жизни этого человека.

Больничный лист работающему лицу, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом, выдается в случае болезни матери лечащим врачом на пери­од, в течение которого она не может осуществлять уход за ребенком;

За женщинами сохраняется непрерывный трудовой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособ­ности в случае расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе нахо­дящимся на их попечении) или ребенком-инвалидом в воз­расте до 16 лет при условии поступления на работу до дос­тижения ребенком указанного возраста;

И именно в 1960-х годах он впервые посетит центр для людей с интеллектуальным дефицитом. Там он будет глубоко впечатлен, потому что, как он рассказывает, он встречает людей, жаждущих дружбы, которые просят откровенно и без фильтров, в отличие от тех, кто «нормален»: Ты хочешь меня? Жан находит доверие к Иисусу, и в том, что Бог близок к слабым и уязвимым, свет должен был понять, что это избранные Богом и энергия, необходимая для того, чтобы рискнуть принять это новое приключение вместе с инвалидами умственного, без наличия заранее определенного проекта.

Одному из родителей (опекуну или попечителю), воспи­тывающему ребенка-инвалида, выдается лист по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходи­мости индивидуального ухода за ребенком. В соответствии со ст. 27 Основ законодательства Российской Федерации об ох­ране здоровья граждан (приняты 22.07.93 г.) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнитель­ных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Оплата этих дней ^производится за счет средств Фонда социального страхова­ния.

По словам Жана Ванье, отношение к людям с психическими расстройствами может проходить через пять отдельных этапов: первая - это реакция страха перед тем, что является «ненормальным», и отвергает его внутренним насилием, которое время от времени приводит к внешнему насилию.

Второй этап широко распространен: признано, что люди с ограниченными возможностями являются людьми, но являются бедными людьми, которым приходится иметь дело только с крупными специализированными учреждениями. Третий этап требует, чтобы мы учились знавать людей с ограниченными возможностями, понимали их потребности и помогали им компетентным образом. Это отношение, которое помогает им чувствовать себя принятым и расти. Они не являются предметом нашей жалости, они заслуживают нашего уважения.

Постановлением Верховного Совета Российской Федера­ции от 06.03.92 г. № 2464-1 «Об упорядочении платы за со­держание детей в детских дошкольных учреждениях и фи­нансовой поддержке системы этих учреждений» предусматривается освобождение родителей от уплаты за содержание в детских дошкольных учреждениях детей, у которых по заключению медицинских учреждений выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, нахо­дящихся в туберкулезных детских учреждениях.

Они помогают нам оставить наше стремление к личным успехам и силе и следовать желанию быть вместе со слабыми, чтобы помочь им просто быть такими, какие они есть, зная, что мы получаем столько же или даже больше, чем мы. На пятом этапе люди видят лицо Бога. Их присутствие является признаком Бога, который выбрал «глупо путать сильных, гордых и мудрых в этом мире». Те, кого мы считаем слабыми, - это те, которые стоят больше, чем Божий глаз, они «самые могущественные среди нас, потому что они могут приблизиться к Богу».

Этот этап - миссия Ковчега, которая не довольствуется оказанием помощи физическому или психическим, но и питать дух.


Несколько раз в Архиерейском Синоде было сообщено об их состоянии. Нам нужно убедиться, что эти братья часто могут приблизиться к Сакраментальному причащению. Укрепление отношений с распятым и воскресшим Христом, чтобы они могли чувствовать, что их существование полностью интегрировано в жизнь и миссию Церкви, предлагая свои собственные страдания в союзе с жертвой нашего Господа. Особое внимание должно быть уделено инвалидам; где бы ни было их условие, христианская община должна поощрять их участие в праздновании в месте поклонения.

Дети-инвалиды и дети, один из родителей которых явля­ется инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошко­льных, лечебно-профилактических и оздоровительных учре­ждениях в первоочередном порядке (Указ Президента Рос­сийской Федерации от 02.10.92 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).

Социальная защита детей-инвалидов в области воспитания, обучения, образования

В связи с этим, убедитесь, что любые архитектурные препятствия, препятствующие доступу к инвалидам, удаляются в священных зданиях. Наконец, евхаристическое общение также должно быть обеспечено, насколько это практически возможно, умственно неполноценным, крещенным и подтвержденным: они получают Евхаристию в вере семьи или общины, которая их сопровождает. В некоторых неудачных клиниках в Великобритании врачи готовы закрыть глаза перед лицом неутешительного требования некоторых женщин: «избавиться от ребенка» просто потому, что это не желаемый пол.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых ис­ключает пребывание в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учрежде­ния.

Газета сообщила, что, используя корреспондент инкогнито, сопровождающий беременных женщин в девяти британских клиниках, в трех случаях врачи заявили, что готовы отказаться от женщины-недовольного детского пола на коленях. «Эти откровения тревожат», - сказал вчера министр здравоохранения Эндрю Лэнсли. Гендерный отбор является незаконным и безнравственным и пообещал немедленно открыть расследование.

В опросе «Телеграф» также пишет, что некоторые врачи даже признали, что они готовы «фальсифицировать некоторые документы» даже для того, чтобы позволить женщинам «пройти желаемый аборт». Лучше не задавать слишком много вопросов, - пишет он снова, ссылаясь на телефонный звонок врача к пациенту у коллеги, который делает аборты.

При невозможности воспитывать и обучать детей-инва­лидов в общих или специальных дошкольных и общеобразо­вательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают их обучение (с согласия родителей) по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучения на дому, в негосударст­венных образовательных учреждениях, а также размеры ком­пенсации затрат родителей на эти цели определяются Пра­вительством Российской Федерации.

Спор вызвал немедленные реакции. Манчестерский медицинский центр, одна из клиник, цитируемая в ежедневной газете, сказал, что он «приостановил контакты с врачом». Но для консервативной Надин Норрис сектор нуждается в более жестком регулировании: «Мы должны быть уверены», - сказал депутат, который долгое время боролся за женщин, чтобы предлагать независимое консультирование, то есть не только предоставляемые клиниками, которые оплачиваются аборты - что структуры действуют в соответствии с законом.

Но сам закон полон нюансов. Например, гендерный отбор уже разрешен в Великобритании, хотя и в очень точных условиях, например, при наличии серьезной наследственной болезни. В Англии аборты в Уэльсе и Шотландии разрешены до 24-й недели беременности. Аборт также разрешен через 24 недели в очень редких случаях: одна из них - тяжелая инвалидность, обнаруженная у плода. Кроме того, двум врачам приходится утверждать аборт, но в случае чрезвычайной ситуации достаточно.

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регули­руется законодательством Российской Федерации, законода­тельством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основ­ного общего, среднего (полного) общего образования, на­чального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Государственные органы управления образованием обес­печивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также предоставляют возможность пользоваться услугами сурдопе-реводчиков (ст. 18 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» - принят Государственной Думой 20.07.95 г.).

Транспортные льготы

Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и со­циальные работники, осуществляющие уход за детьми-инва­лидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования город­ского и пригородного сообщения, кроме такси.

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные усло­вия.

Эти льготы распространяются и на лицо, сопровождаю­щее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.

Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предос­тавляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов.

Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские по­казания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети-инвалиды, дос­тигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.

Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих ин­валидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Инвалидам, родителям детей-инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных авто­транспортных средств.

Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские по­казания для бесплатного получения автотранспортного сред­ства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов (ст. 30 Федерального закона «О социальной защите инвали­дов в Российской Федерации»).

Льготы по медицинскому обслуживанию детей-инвалидов

Детям-инвалидам в возрасте до 16 лет лекарства по рецеп­там врачей отпускаются бесплатно (постановление Прави­тельства Российской Федерации от 11.12.92 г. № 970 и ст. 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Индивидуальная программа реаби­литации инвалида обязательна для исполнения соответст­вующими органами государственной власти, органами мест­ного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Она включает в себя как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с феде­ральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и мероприятия, в оплате которых принимают участие сам ин­валид либо другие лица или организации независимо от ор­ганизационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматривае­мых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Санаторно-курортные путевки детям-инвалидам и лицам, их сопровождающим, выдаются бесплатно органами (учреждениями) здравоохранения по месту жительства ребенка с учетом медицинских показаний и противопоказаний.

Инвалиды и сопровождающие их лица освобождаются от уплаты курортного сбора (Закон РСФСР «О курортном сборе с физических лиц» от 12.12.91 г. № 2018-1). Обеспечение детей-инвалидов техническими средствами Семьям, имеющим ребенка-инвалида старше трех лет, предоставляются кресла-коляски, прогулочные кресла-коляски. Эти средства передвижения выдаются на основании медицинского заключения детских лечебных учреждений на ребенка-инвалида в соответствии с «Медицинскими показа­ниями, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом», утвержденными приказом Минздрава РСФСР от 04.07.91 г. № 117.

Льготы по протезированию, социально-бытовые льготы

Инвалиды, нуждающиеся в протезировании, полностью или частично освобождаются от оплаты стоимости и ремонта протезно-ортопедических изделий (приказ Минсобеса РСФСР от 15.02.91 г. № 35 «Об утверждении инструкции «О порядке обеспечения населения протезно-ортопеди­ческими изделиями, средствами, облегчающими жизнь инвалидов»).

Все инвалиды, находящиеся в профтехучилищах-интерна­тах для инвалидов, в детских домах-интернатах системы со­циальной защиты, получают протезно-ортопедические изде­лия за счет средств указанных учреждений.

Всем гражданам, получающим протезно-ортопедические изделия бесплатно, ремонт этих изделий производится также бесплатно.

Инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для соци­альной адаптации; ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных услови­ях (ст. 28 Федерального закона «О социальной защите инва­лидов в Российской Федерации»).

Если предусмотренное индивидуальной программой реа­билитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если он приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собствен­ный счет то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги (ст. II Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Жилищные льготы

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалиды имеют право на дополнительную жилую пло­щадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий в домах государст­венного или муниципального жилищного фонда. Дополни­тельная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуют­ся специальными средствами и приспособлениями в соответ­ствии с индивидуальной программой реабилитации.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предос­тавляется скидка не ниже 50 % с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищ­ного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для прода­жи населению).

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвали­дов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строи­тельства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садовод­ства (ст. 17 Федерального закона «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации»).

Согласно жилищному кодексу (в настоящее время пере­сматривается) в первоочередном порядке обеспечиваются жилой площадью лица, страдающие тяжелыми формами не­которых заболеваний, дающих право на эту льготу. Список заболеваний утвержден приказом Минздрава СССР от 28.03.83 г. № 330 с изменениями и дополнениями, внесен­ными приказами Минздрава СССР от 23.12.86 г. № 1650. от 05.03.88 г. № 187 и от 06.06.91 г. № 152.

Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых заболеваний, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.

Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде от­дельной комнаты, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 г. № 214.

Льготы по налогам

Согласно ст. 9 Закона РСФСР «О подоходном налоге с физических лиц» пенсии не подлежат обложению налогом. В соответствии с Законом РСФСР «О подоходном налоге с фи­зических лиц» (действует с 1 января 1992 г.) совокупный го­довой налог одного из родителей, опекунов или попечителей (по выбору лиц), воспитывающих совместно проживающего и требующего постоянного ухода инвалида с детства или ин­валида 1 группы, уменьшается на сумму дохода, не превы­шающего за каждый проработанный месяц трехкратный раз­мер минимальной оплаты труда.

Освобождение от выпускных и переводных экзаменов В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18.07.94 г. № 268/146 утвержден перечень заболеваний, кото­рые могут служить основанием для освобождения выпускни­ков IX, X, XI классов общеобразовательных школ от итого­вой аттестации.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к ин­формации

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. В этих целях принимаются меры по укреплению материально-технической базы редакций, из­дательств и предприятий полиграфии, выпускающих специ­альную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений и организаций, выпускающих грамзаписи, аудиозаписи и другую звуковую продукцию, кино- и видеофильмы. Издание периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, осуществляется за счет средств федерального бюд­жета.

Язык жестов признается средством межличностного об­щения. Вводится система субтитрирования или сурдоперево­да телевизионных программ, кино- и видеофильмов.

Органы социальной защиты населения оказывают инва­лидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предос­тавляют сурдотехнику. обеспечивают тифлосредствами.

Федеральный закон «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) сохраняет льготы, уста­новленные инвалидам законодательством бывшего СССР.

Предусмотренные льготы сохраняются независимо от ви­да получаемых пенсий.

В случаях, если другими правовыми актами предусмотре­ны нормы, повышающие по сравнению с настоящим Феде­ральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же льготу по настоящему Феде­ральному закону и одновременно по другому правовому ак­ту, льгота предоставляется либо по настоящему Федерально­му закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).

Вестник экономики, права и социологии, 2017, № 1, Право

УДК 342.4 DOI: https://doi.Org/10.18454/VEPS.2017.1.5494

Законодательное обеспечение прав детей-инвалидов в России: историко-правовой аспект

Ахмеева А.Р.

Аспирант кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития законодательного обеспечения прав и законных интересов детей-инвалидов в России на основе анализа исторических аспектов. Выявлены проблемные моменты системы нормативно-правовых актов, регулирующих защиту прав детей-инвалидов, а также исполнения законодательства органами государственной власти и проведения государственной политики в отношении детства в Российской Федерации.

Ключевые слова: законодательное обеспечение прав детей-инвалидов, защита прав детей-инвалидов, дети с ограниченными возможностями, реализация конституционных прав детей-инвалидов, социальная политика в России.

Постоянно возрастающие показатели численности детей-инвалидов в Российской Федерации определяют необходимость обращения особого внимания на развитие законодательного обеспечения их прав. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, численность детей-инвалидов в Российской Федерации в возрасте до 18 лет, получающих социальную пенсию, в 2016 г. составила 616905 человек, что на 56483 ребенка больше по сравнению с 2012 г. . Дети-инвалиды являются особым субъектом конституционного права в Российской Федерации, в связи с этим нуждаются в создании государством развитой системы законодательного обеспечения их прав и законных интересов.

Формирование законодательного обеспечения прав детей-инвалидов в России можно разделить на четыре периода:

До 1917 г. - защита прав детей-инвалидов посредством институтов государственного и общественного призрения, а также благотворительных организаций.

С 1917 по 1979 гг. - предпосылки к созданию законодательного обеспечения прав детей-инвалидов в РСФСР и принятие международных актов о защите прав детей-инвалидов, большинство из которых впоследствии были ратифицированы в России.

С 1979 по 1993 гг. - законодательное закрепление статуса «ребенка-инвалида» в России формирование законодательного обеспечения.

С 1993 г. по настоящее время - принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.), совершенствование законодательного обеспечения прав детей-инвалидов.

Необходимо отметить, что в дореволюционной России законодательное обеспечение прав детей-инвалидов рассматривалось с точки зрения защиты прав детей в целом или людей с ограниченными возможностями в частности. Деятельностью по вопросам социальной помощи детям-инвалидам в большей степени занимались благотворительные общества и институты государственного и общественного призрения, к которым относились богадельни, инвалидные дома для неизлечимо больных ; например, «Московское общество о бедных и больных детях» в 1899 г. открыло 89 учреждений .

Период после политических событий в феврале 1917 г. характеризуется реформированием прежней модели государственной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, не выделяя детей-инвалидов в отдельную группу нуждающихся. Это связано с тем, что:

Во-первых, Временным правительством было создано Министерство государственного призре-

ния. В его состав вошли Ведомство учреждений императрицы Марии, Совет Человеколюбивого общества, Санкт-Петербургский Совет детских приютов, Попечительство о слепых, Попечительство о глухонемых, Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, а также ряд других ведомств и учреждений. Таким образом, была предпринята попытка взять координацию деятельности учреждений и лиц, осуществляющих призрение инвалидов, в руки государства .

Во-вторых, в связи с принятием Декрета СНК РСФСР «О социальном обеспечении инвалидов» вводится классификация инвалидности по шести группам, в зависимости от степени утраченной лицами способности к труду. В 1923 г. данная система была заменена классификацией инвалидов по трем группам, которая, пережив некоторые преобразования, действует в настоящее время.

И, в-третьих, в связи с политической обстановкой в стране в первой половине XX в. основными объектами законодательного обеспечения среди инвалидов становятся такие категории, как инвалиды войны и инвалиды труда.

Далее следует отметить, что Конституциями РСФСР 1918, 1925 и 1936 гг. не были установлены права и законные интересы ни детей-инвалидов, ни лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вводились лишь нормы о «всестороннем и бесплатном образовании», в последующем получившие своё развитие в области всеобщего начального обучения.

Первые попытки закрепления прав инвалидов в Основном законе страны устанавливаются с принятием Конституции РСФСР 1978 г. :

1. Ст. 40 - Право на охрану здоровья;

2. Ст. 41 - Право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца;

3. Ст. 43 - Право на образование.

Несмотря на то, что до 1979 г. законодательством РСФСР не устанавливался термин «ребенок-инвалид», в стране действовали акты в отношении «ослабленных детей», «дефективных детей» и «глухонемых, слепых и умственно отсталых детей».

Так, Декрет СНК РСФСР от 23 ноября 1926 г. «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» устанавливает перечень государственных учреждений для детей-инвалидов . Постановлением СНК РСФСР «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков» от 9 августа 1927 г. поднимаются вопросы о необходимости улучшения материального положения учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, организации учебно-производственных мастерских для их профессионального обучения и о возможности дальнейшего трудоустройства . Эти акты и ряд

документов, принятых в отношении прав детей-инвалидов с 1926 по 1971 гг., были отменены Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 ноября 1980 г. № 547 .

В свою очередь, Постановление Совета Министров РСФСР от 8 марта 1960 г. № 327 «Об утверждении временного положения о дошкольном детском учреждении яслях-саде» устанавливало: «Дети слепые, глухие, с последствиями поражения центральной нервной системы, требующие специального индивидуального ухода, в ясли-сады общего типа не принимаются» .

В этот же период мировым сообществом принимается ряд международных актов, гарантирующих всем категориям населения равные права. «Всеобщая декларация прав человека» и «Декларация социального прогресса и развития» содержат положения о защите от любых форм дискриминации, о праве на жизнь в достойных условиях и «на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» .

Однако, особенности правового статуса лиц с ограниченными возможностями и детей-инвалидов требовали принятия отдельных международных актов, регулирующих их права, свободы и законные интересы. Так, ст. 23 «Конвенции о правах ребенка» закрепляет права ребенка, неполноценного в умственном или физическом отношении, «на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» .

Необходимыми международными актами для законодательного обеспечения прав детей-инвалидов стали такие документы, как «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Европейская конвенция о социальном обеспечении», «Европейская конвенция о социальной медицинской помощи», «Всемирная декларация по обеспечению выживания, защиты и развития детей» и др.

Впервые правовой статус «ребенка-инвалида» в России был введен Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства» от 23 мая 1979 г. № 469. . Документ устанавливал выплату пособий на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет. В этом же году Министерством здравоохранения СССР был издан Приказ № 1265 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет», регламентирующий перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособия .

К 1990 г. общее число специальных школ для детей-инвалидов в России составило 2789, в них об-

учалось около 575 тыс. учащихся, а в детских садах воспитывалось более 300 тыс. детей с отклонениями в развитии .

С момента издания Приказа Министерства здравоохранения РФ «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» № 117 от 4 июля 1991 г. , утвердившего медицинские показания к определению категории «ребенок-инвалид», уровень детской инвалидности в России увеличился более чем в 12 раз: с 53 тыс. детей-инвалидов до 16 лет в 1980 г. до 678 тыс. детей-инвалидов до 18 лет в 2000 г. .

К концу XX в. в Российской Федерации сформировалась обширная нормативная правовая база, обеспечивающая защиту прав и законных интересов детей-инвалидов, которую можно классифицировать на шесть направлений:

1. Об основах законодательного обеспечения прав детей-инвалидов;

2. О порядке признания ребенка инвалидом;

3. О социальных выплатах детям-инвалидам;

4. Об образовании детей-инвалидов;

5. О трудовых гарантиях и гарантиях в области занятости родителей (опекунов, попечителей), воспитывающих детей-инвалидов;

6. О жилищных, налоговых льготах.

Таким образом, принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации сформировала новый взгляд на социальную политику страны и обратила внимание на правовую защиту лиц с ограниченными возможностями:

1. Ст. 7 - О создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. Ст. 38 - О материнстве, детстве и семье, которые находятся под защитой государства.

3. Ст. 39 - О социальном обеспечении по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В целях улучшения правового положения детей-инвалидов, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития в Российской Федерации принимаются такие целевые программы, как «Дети России», «Социальная поддержка инвалидов», «Доступная среда» и др. Проведение данных мероприятий привлекает внимание к проблемам прав детей-инвалидов не только со стороны органов исполнительной власти, но и общественности. Отчеты о результатах целевых программ публикуются на официальном сайте «Федеральные целевые программы России».

Основные причины нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации были озвучены в Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О соблюдении прав детей-инвалидов» в 2006 г. :

Ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами;

Несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России;

Неудовлетворительная финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку;

Недостаточное понимание обществом и государством существа проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан.

В 2016 г. Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении был отклонен законопроект «Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации». Законопроектом предлагалось ввести должности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав инвалидов, а также должности Уполномоченного по защите прав инвалидов в субъекте РФ, определив их правовое положение, основные задачи и компетенции.

Однако, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый закон, интегрирующий права и законные интересы детей-инвалидов. Правовой статус ребенка-инвалида регулирует ряд нормативных правовых актов: «Семейный кодекс Российской Федерации», Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и др.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:

а) законодательное обеспечение прав детей-инвалидов в России имеет свой исторический путь развития, обусловленный политическими, экономическими, социальными особенностями событиями в стране;

б) развитая в настоящее время система нормативно-правовых актов, направленная на защиту прав и законных интересов детей-инвалидов в Российской Федерации, по-прежнему содержит пробелы в отношении исполнения данного законодательства органами государственной власти;

в) существует необходимость совершенствования механизма реализации прав и законных интересов детей-инвалидов органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в целом корректировке государственной политики в отношении детства.

Литература:

1. Сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 06.03.2007 г.).

2. Нагорнова А.Ю., Макарова Т.А. Исторический анализ проблемы инвалидности в дореволюционной России и СССР // Общество: философия, история, культура. - 2014. - № 1. - С. 27-34.

3. Клемантович И.П., Скоч А.В. Зарождение и развитие благотворительности как социального института особого типа. - М.: Редакционно-изда-тельский центр, 2000. - 220 с.

4. Басов Н.Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в России: советский период и современность // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2010. - № 19. - С. 56-69.

5. Декрет СНК РСФСР «О социальном обеспечении инвалидов» от 08.12.1921 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1921.

6. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12.04.1978 г. // Ведомости СВ РСФСР. - 1978. -№ 15. - Ст. 407.

7. Декрет СНК РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» от 23.11.1926 г. // СУ РСФСР. -1926. - № 83. - Ст. 613.

8. Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков» от 9.08.1927 г. // СУ РСФСР.

1927. - № 88. - Ст. 585.

9. Постановление Совета Министров РСФСР «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства РСФСР о детских домах, школа-интернатах и специальных школах» от 13.11.1980 г. № 547 // СП РСФСР. - 1981. - № 1.

10. Постановление Совета Министров РСФСР «Об утверждении временного положения о дошкольном детском учреждении яслях-саде» от 08.03.1960 г. № 327 // СП РСФСР. - 1960. - № 12.

11. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г. // СЗ РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.

12. Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН) от 20.11.1989 г. // Сборник международных договоров СССР. -1993. - Вып. XLVI.

13. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства» от 23.05.1979 г. № 469 // СП СССР. - 1979. - № 14. - Ст. 89

14. Приказ Министерства здравоохранения СССР «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет» от 14.12.1979 г. № 1265. -URL: http: //www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=MED;n=4939#0 (дата обращения: 06.03.2007 г.).

15. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. 2-е изд. - М.: Издат. центр Академия, 2001. - 400 с.

16. Приказ Министерства здравоохранения РФ «О порядке выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов в возрасте до 16 лет» от 04.07.1991 г. № 117. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_6252/ (дата обращения: 06.03.2007 г.).

17. Воронцова М.В., Левченко Т.А. Социально-бытовая адаптация детей и подростков с множественными нарушениями в условиях детского дома-интерната. - Таганрог: Изд-ль Н.А. Сту-пин, 2013. - 360 с.

18. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. -2014. - № 31. - Ст. 4398.

19. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации» // Официальные документы в образовании. - 2006. - № 31.

Legislative Support of the Rights of Children with Disabilities in Russia:

Historical and Legal Aspects

A.R. Akhmeeva Kazan (Volga Region) Federal University

The article deals with topical issues of development of legislative support of the rights and legitimate interests of disabled children in Russia based on the analysis of the historical aspects. The author identifies problem points in the system of normative-legal acts regulating the protection of disabled children"s rights, as well as the enforcement of legislation by public authorities and public childhood policies in the Russia.

Key words: legislative support of the rights of children with disabilities, protecting the rights of children with disabilities, implementation of the constitutional rights of children with disabilities, social policy in Russia.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх