Ведение дневников в начальной школе. Обработка текстовой информации

ГОАУ НПО Профессионально технический лицей №1

Рабочая тетрадь

Учащейся Группы

_

Составила: Ступак Ольга Валерьевна

Г.Благовещенск 2014год

______________________

Занятие № 1

ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА

    Заполните таблицу, указав рядом с названиями элементов Windows их номера.


Название элемента

Название элемента

Кнопка «ПУСК»

Управляющая кнопка

Папка

Полоса прокрутки

Ярлык

Меню

Панель задач

Кнопка «Закрыть окно»

Панель быстрого запуска

Кнопка «Свернуть окно»

Системный трэй

Кнопка «Развернуть окно»

Окно программы

Заголовок окна

Поле ввода

Кнопка программы (задачи)

    Ответьте на вопросы:

а) Какое из окон, изображенных на рисунке активно, а какое нет? Укажите признаки, по которым вы это определили.

б) Сколько окон может быть одновременно открыто на рабочем столе? Сколько окон могут быть активными?

в) Как переключиться между окнами? Укажите все способы.

Тест 1.

    Папка, в которую попадают удаленные объекты, называется:

А) Корзина Б) Мои документы

В) Оперативная Г) Портфель

    Как перейти с русского на латинский шрифт и обратно?

А) с помощью клавиш + В) А) и Б)

Б) при помощи индикатора клавиатуры Г) по – другому

    Как скопировать документ на дискету наиболее коротким способом?

А) Перетащить выбранный документ в окно с диском А:

Б) Выделить документ, выполнить команды Правка - Копировать и

Диск 3,5 А: - Вставить

В) с помощью кнопки Копировать на панели инструментов

Г) ПКМ на документе, в контекстном меню выбрать команду

Отправить – Диск 3,5 А:

    Как создать папку?

А) только с помощью команды Создать контекстного меню

Б) только с помощью команды Файл-Создать

В) А) и Б)

Г) по-другому

    Что находится в заголовке окна?

А) Имя программы и ее значок

Б) Имя файла и значок программы

В) Значок программы, ее имя и имя документа

Г) Имя файла и имя программы

    Как переименовать документ?

А) Ввести новое имя документа

Б) Использовать команду Файл-Переименовать

В) Выделить документ и применить вариант А)

Г) Выделить документ и применить вариант Б)


Ключ к тесту:

Занятие № 2

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С Microsoft WORD

Практикум 1.

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


Для большего удобства можно использовать следующие комбинации клавиш:

закрыть документ - < Ctrl >+< F 4> , перейти к следующему документу - < Ctrl >+< F 6>,

открыть документ - < Ctrl >+<О> , сохранить документ - < Ctrl >+< S >

Занятие № 3

ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

НАБОР И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Практикум 2.

    Загрузите Word . Наберите следующий текст и сохраните его на дискете под именем Телефон. doc

Развлечение «Испорченный телефон»

Наверняка все знают эту игру. А теперь немного усложним ее. Для участия потребуется большая компания. Один ведущий, человек 5-6 играющих (чем больше, тем веселее), остальные зрители. Игроки выходят за дверь. Ведущий вызывает первого из них и зачитывает ему в присутствии зрителей заранее приготовленный небольшой текст (10-12 предложений, не слишком сложных). Текст читается один раз, внятно и не очень быстро. Задача игрока – пересказать услышанный текст следующему игроку, который до этого находился за дверью. Второй игрок пересказывает третьему то, что сумел запомнить в свою очередь. И так далее. В итоге последний игрок пересказывает зрителям те крохи первоначального текста, которые до него дошли. В общем рассказ так изменяется к концу, что зрители просто падают со смеху! Проверено на собственном опыте.

Очень хорошо проводится в дружеских компаниях. Еще лучше будет, если записывать все на магнитофон, а потом давать слушать самим рассказчикам.

    Определите скорость вашего набора текста по формуле
    Скорость набора = кол-во набранных символов/(время, мин + кол-во ошибок).
    Количество набранных символов можно узнать выполнив команду
    Сервис – Статистика , а количество ошибок – посчитать количество слов в набранном тексте, подчеркнутых красной волнистой линией.

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


_____________________________________________________________________________________

Дополнительное задание.

    Наберите любой текст на русском языке (из учебника, книги или журнала), объемом не менее 2000 символов и сохраните его на дискете под именем Факультатив1. doc

    Наберите любой текст на английском языке (из учебника, книги или журнала), объемом не менее 500 символов и сохраните его на дискете под именем Faculty 1. doc

_____________________________________________________________________________________

Если при наборе текста все слова подчеркиваются как ошибочные, значит, неверно установлен язык документа. Сменить язык документа можно командой Сервис – Язык – Выбрать язык , после чего в появившемся списке следует выбрать нужный вам язык (русский или английский) и нажать кнопку ОК.

_____________________________________________________________________________________

Занятие № 4

ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

НАБОР И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Практикум 3.

Новогодняя песня

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, елочка, бай-бай!»,

Мороз снежком укутывал:

«Смотри не замерзай!»

    Сохраните файл под именем Песенка. doc на дискете.

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


_____________________________________________________________________________________

Занятие № 5

ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ШРИФТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Практикум 4.

    Загрузите Word Песенка. doc

    Заголовок «Новогодняя песенка» сделайте полужирным шрифтом размером 20 пунктов. Гарнитуру выберите Arial . Основной текст песенки– размер 16, курсив, гарнитура Courier New . Слово «ёлочка» в основном тексте сделайте полужирным, подчеркните, выделите зеленым цветом.

    Наберите и оформите следующий текст: размер основного шрифта 12, заголовок и формулы – 15, полужирный. Заголовок еще и подчеркнутый. Подпись исполнителя – размер 13, курсив. Сохраните документ в папке Мои документы.

Решение квадратного уравнения

Чтобы решить квадратное уравнение вида

ax 2 + bx + c =0

необходимо сначала вычислить дискриминант по формуле

D =b 2 -4ac

Если D <0 , то уравнение не имеет вещественных корней

Выполнил ученик 9 а класса Пифагоров Иван

    Наберите и аналогично предыдущему оформите следующий текст. Отступ от названия кислоты до ее формулы производите при помощи клавиши < Tab > . Сохраните документ в папке Мои документы.

Некоторые кислоты

Азотная HNO 3

Дихромовая H 2 CrO 7

Серная H 2 SO 4

Угольная H 2 CO 3

Соляная HCl

Хромовая H 2 CrO 4

Хлорноватая HClO 3

Выполнил ученик 9 б класса Менделеев Илья

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 

Занятие № 6

ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

АБЗАЦНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ.

Практикум 5.

    Загрузите Word . Откройте файл на дискете под именем Записка. doc

    Примените к тексту следующее оформление. Часть текста до слов «Объяснительная записка» разместите по правому краю, размер шрифта 14. Выделите ФИО директора полужирным курсивом. Слова «Объяснительная записка» сделайте размером 18, полужирным подчеркнутым, разместите по центру. Основной текст разместите по ширине, с расстановкой переносов, размером 14, курсивом. Дату оставьте по левому краю, размер 12.

    Сдвиньте правую границу всего текста на 15 см (на горизонтальной линейке). Текст до слов «Объяснительная записка» сделайте с полуторным интервалом. В тексте записки установите красную строку 1 см, а левую границу текста сдвиньте на 2 см. Текст записки сделайте с двойным интервалом. Дату сдвиньте вправо на отметку 4 см.

    Сохраните документ под тем же именем.

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


_____________________________________________________________________________________

Дополнительное задание.

Оформите любой из ранее набранных текстов (Факультатив1. doc или Faculty 1. doc ) при помощи шрифтового оформления и абзацного выравнивания на свое усмотрение. Единственное требование – текст должен выглядеть красиво оформленным.

_____________________________________________________________________________________

Для шрифтового оформления и выравнивания абзацев можно также использовать клавиатурные комбинации:

полужирный шрифт - < Ctrl >+< B > выравнивание слева - < Ctrl >+< L >

наклонный шрифт - < Ctrl >+< I > выравнивание справа - < Ctrl >+< R >

подчеркнутый шрифт - < Ctrl >+< U > выравнивание по центру - < Ctrl >+< E >

выравнивание по ширине - < Ctrl >+< J >

_____________________________________________________________________________________

Чтобы максимально выровнять текст и уменьшить некрасивые пустые места между словами , возникающие при выравнивании по ширине, следует применить автоматическую расстановку переносов . Это делается командой Сервис-Язык-Расстановка переносов . Далее следует установить флажок Автоматическая расстановка переносов и нажать кнопку ОК .

_____________________________________________________________________________________

Занятие № 7

ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

СОЗДАНИЕ СПИСКОВ.

Практикум 6.

    Дан следующий перечень: компоненты компьютера, системный блок, монитор, клавиатура, мышь, программное обеспечение, системные программы, языки программирования, прикладные программы, компьютерные сети, локальные сети, глобальные сети.

    Оформите данный перечень тремя различными видами списков:

Компоненты компьютера

    Системный блок

    Монитор

    Клавиатура

    Мышь

Программное обеспечение

    Системные программы

    Языки программирования

    Прикладные программы

Компьютерные сети

I . Компоненты компьютера

Системный блок

Монитор

Клавиатура

Мышь

II . Программное обеспечение

Системные программы

Языки программирования

Прикладные программы

III . Компьютерные сети

Локальные сети

Глобальные сети

1. Компоненты компьютера

    1. Системный блок

      Монитор

      Клавиатура

      Мышь

2. Программное обеспечение

    1. Системные программы

      Языки программирования

      Прикладные программы

3. Компьютерные сети

    1. Локальные сети

      Глобальные сети

    Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

    Оцени свое настроение на уроке:  ½ 

    Охраните документ.

_____________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы по темам

«Набор и редактирование текста», «Шрифтовое и абзацное оформление»

    Как компьютер различает слова и абзацы?

    Какие минимальные и максимальные размеры шрифта разрешает задавать Word ?

    Какую клавишу надо нажать, чтобы получать только заглавные буквы?

    В чем различается действие клавиш < Delete > и < Backspace > ?

    Какие действия допускается производить над шрифтами?

    Как установить красную строку, левую и правую границы абзаца?

    Какие типы выравнивания вы знаете?

    Как задать межстрочный интервал?

    Какие виды списков можно задавать при их оформлении?

    Как задать автоматическую расстановку переносов?

    Как удалить фрагмент текста?

    Как правильно ставить пробелы около знаков препинания?

    < Enter > при установленном на начало строки курсоре?

    Что произойдет, если нажать клавишу < Delete > при установленном на конец абзаца курсоре?

_____________________________________________________________________________________

Занятие № 8

СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ.

Практикум 7.

    Создайте таблицу размером 4 столбца на 11 строк и заполните ее по образцу:

Фамилия

Рост (см)

Вес (кг)

Малафеев

Желудков

Аршавин

Морозов

Бирюков

Кержаков

Овсепян

Казаченко

Бышовец

Садырин

    В этом же документе создайте еще одну таблицу размером 5 столбцов на 9 строк и заполните ее следующим образом:

Наименование товара

Цена

Ед.изм.

Кол-во

Палочка волшебная

шт.

Зелье приворотное

литр

Вода живая

литр

Вода мертвая

литр

Ковер-самолет

1200

шт.

Скатерть-самобранка

шт.

Сапоги-скороходы

пар

Лягушка-царевна

5000

шт.

    Таблицы1. doc

    Создайте новый документ. Оформите в нем следующую таблицу. Для объединения ячеек следует сначала выделить объединяемые ячейки, а затем выполнить команду Таблица - Объединить ячейки .

Овощи, плоды и ягоды

Состав съедобной части,

%

Калорийность,

Ккал

Кислотность,

%

Вода

Углеводы

Белки

Картофель

Капуста

Редиска

Свекла

Морковь

Парковая пл., 13, 890-45-32

Весенняя ул., 21, 823-14-12

Футбольный пр., 11, 780-17-65

Чемпионский пер., 2, 863-29-27

www .iks .ru

Курс нал. 1$=148.8 тенге

Курс б/нал. 1$=150.1 тенге

Системный блок

Корпус, дисковод, видео, матплата, процессор, память

Компьютеры IKS

Стоимость ПО в цену не входит

Компьютеры ZET

В комплекте Windows 2000

Гарантия 2 года

Intel ® Pentium ® 4 1500

Intel ® Pentium® 4 1700

Intel ® Pentium® 4 2200

Всегда широкий выбор мониторов – более 100 моделей

Примечание: Значок ® получится автоматически, если последовательно ввести символы (R ) без пробелов.

    Сохраните документ под именем Таблица3. doc

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


Контрольные вопросы по темЕ

«Создание таблиц»

    Опишите известные вам способы вставки таблицы в документ.

    Какие минимальные и максимальные размеры таблицы разрешает задавать Word ?

    Каким образом можно изменить структуру таблицы (добавить или удалить строки и столбцы)?

    Как можно изменить размеры ячеек таблицы?

    Какое форматирование применимо для текста внутри ячейки?

    Можно ли вставить таблицу внутрь таблицы? Какую операцию следует использовать для дополнительного разделения ячеек?

    Как применить заливку ячеек?

_____________________________________________________________________________________

Дополнительное задание.

Оформите таблицу успеваемости учащегося (табель) по образцу, который находится на последней странице дневника. Выделите цветом предметы естественно – научного и гуманитарного циклов.

_____________________________________________________________________________________

Занятие № 9

ОБРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМУЛ.

Практикум 8.

При помощи редактора формул напишите в документе следующие формулы:

1.
2.

и сохраните документ под именем Формулы. doc

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


Дополнительное задание.

Оформите с использованием редактора формул одну-две страницы из учебника алгебры с примерами решения задач и уравнений.

_____________________________________________________________________________________

Занятие № 10

ОБРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ВСТАВКА ГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ.

Практикум 9.

    Используя команду Вставка-Рисунок-Картинки оформите следующий документ по образцу и сохраните его. При наборе текста засеките время набора и определите свою скорость (см. Практикум 2).


МАШИННЫЕ ШЕДЕВРЫ

Машины не перестают пробовать свои «творческие силы во многих жанрах. Электронные стихи и рассказы не новость для искушенного читателя. Кибернетические машины написали несколько сценариев пьес.

С изрядным успехом исполнялись машинные сюиты, гимны и песенки, вроде довольно популярной в некоторых странах «Красотки с кнопочным управлением».

Машина сумела кроме такого творчества еще и графически, в «художественных образах» воплотить смысл математических абстракций. Самыми известными являются множества Мандельброта, которые называют фракталами.

    При помощи инструмента Фигурный текст ( WordArt ) создайте заголовки ваших любимых книг.

    Используя Панель рисования оформите справочный лист по геометрии, на котором будут изображены все известные вам геометрические фигуры с их названиями.

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 

Дата: «___» __________ 200__ г.

Скорость набора ______ сим/мин


Дополнительное задание.

Оформите с использованием таблиц и рисунков свою визитную карточку. На листе должно быть размещено 12 одинаковых визиток.

_____________________________________________________________________________________

Зачетное задание по теме Microsoft Word

Используя предложенный учителем образец, создайте аналогичный документ в программе Microsoft Word .

_____________________________________________________________________________________

СПРАВКА № 1

Окно Microsoft WORD

Название элемента

Название элемента

Создать документ

Печать документа

Открыть документ

Проверка орфографии в документе

Удалить фрагмент в буфер

Маркер абзацных отступов

Копировать фрагмент в буфер

Вставить фрагмент из буфера

Панель рисования

Отмена действия

Верхний индекс

Вставка таблицы

Нижний индекс

Выравнивание ячейки

Вставка формулы

Заливка ячейки

Масштаб отображения страницы

Вид шрифта (гарнитура)

Выравнивание абзаца слева

Размер шрифта (кегль)

Выравнивание абзаца справа

Полужирный шрифт

Выравнивание абзаца по центру

Наклонный шрифт

Выравнивание абзаца по ширине

Подчеркнутый шрифт

Нумерованный список

Цвет шрифта

Маркированный список

СПРАВКА № 2

Сочетания клавиш для специальных символов

Русская раскладка клавиатуры Латинская раскладка клавиатуры

Знак

Сочетание клавиш

Знак

Сочетание клавиш

!

!

«

@

#

;

$

%

%

:

^

?

&

*

*

(

(

)

)

_

_

+

+

/

|

,

{

.

}

[

]

:

;

?

>

<

.

,

Мир знаний очень интересен,
В нём много нераскрытых тайн…
Давайте окунёмся вместе
И разгадаем тайну языка!
Язык – культура нации, опора.
Он сила наша, красота!
Но изучать его так сложно…
Желание приходит не всегда…
Но если есть у педагога
ВДОХНОВЕНИЕ,
То сложная задача решена!

В настоящее время много внимания уделяется информационным технологиям. Задача современного учителя заключается не только в том, чтобы давать ученикам готовые знания, но и в том, чтобы обучать их самостоятельно добывать и осваивать информацию.
Следовательно, на занятиях необходимо применение информационных технологий.

Опыт работы показывает, что нестандартные формы уроков привлекают внимание обучающихся, позволяют активизировать их познавательную деятельность, эффективно организовывать самостоятельную работу на занятии, индивидуализировать процесс обучения.

«Тетрадь-помощник»

Так называется рабочая тетрадь, которую я использую на уроках русского языка (в качестве дополнительного материала к учебнику) для активизации познавательной деятельности старшеклассников.
Тетрадь содержит все разделы русского языка. Каждая тема делится на взаимосвязанные между собой блоки.
Необходимо подчеркнуть, что после контроля домашнего задания, учащиеся начинают работать со второго блока, практические задания нацеливают школьников на самостоятельное выведение правила, блок 1 служит вспомогательным материалом, к которому школьники обращаются при выполнении последующих заданий на уроке. Исключение составляет тема «Количественные числительные», где Блок 1 готовят совместно учитель и школьники.
Ученики работают на электронных носителях или по распечаткам, учитель контролирует процесс работы школьника.

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).

Тип урока: изучение нового учебного материала.

  • Усвоить понятие «количественные числительные», формировать и отрабатывать навыки безошибочного склонения количественных числительных, закреплять орфографические навыки правописания числительных.
  • Развивать речь учащихся, умение доказывать свою точку зрения, сравнивать, строить аналогии.
  • Воспитывать уважение каждой личности к окружающим, вежливость, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Сетка времени:

1-2 минуты – организационный момент.
5 минут – проверка домашнего задания.
30 минут – изучение нового материала (через отработку практических заданий).
3 минуты – домашнее задание (занесено в Блок 5), комментарий работы учеников.

Материально-техническое обеспечение: Электронная тетрадь-помощник, раздаточный материал («Модель склонения количественных числительных»), учебники, рабочая тетрадь по русскому языку.

Для удобства работы учащиеся рассаживаются за круглым столом.

Страничка контроля домашнего задания


Сроки выполнения: 2 недели. Оформить /БЛОК 1. Справочный материал/ самостоятельно. (Этапы работы контролируются учителем).

Задание :

1. Из истории количественных числительных (материал готовят 4 человека).
2. «Количественные числительные в нашей жизни». Творческая страничка (в работе задействованы все учащиеся).

БЛОК 1. Справочный материал

(Перед выполнением практической части учащиеся могут обращаться к справочному материалу)

Тема: Количественные числительные. Склонение количественных числительных.

Как быть без чисел нам?
Скажите, господа!
Везде расчет и
строгий счет нам нужен.
Наука без числа давно бы умерла,
Поэтому ценить число мы будем.

Учащиеся самостоятельно готовят теоретический материал «Из истории количественных числительных» (Презентация). Материал заносится в БЛОК 1 (справочный материал). На уроке дети презентуют тему. В этом же блоке учителем предлагается «Модель склонения количественных числительных» (на электронных носителях и в распечатанном виде). После знакомства с историей количественных числительных, ученики осваивают новый материал через выполнение практических заданий.

Количественные числительные: простые (пять) и составные (тридцать шесть).
Изменяются по падежам. Не имеют рода (кроме «один», «два») и числа (кроме слова «один»).

СЕБЕ НА ЗАМЕТКУ!!!

Числительное – сравнительно новая часть речи, в древнерусском языке в качестве числовых наименований использовались существительные, местоимения или прилагательные, а также формировавшиеся на их основе словосочетания для сложных названий чисел.
Исторические изменения в формах и моделях сочетаемости числовых наименований привели к обособлению их в особую часть речи – имя числительное. Важным фактором в формировании новой части речи стало существенное расширение лексического состава числовых наименований – образование новых (сложных) названий чисел из прежних словосочетаний.

Сорок (40) Слово сорок по своему происхождению является существительным со значением "рубаха " (ср. совр. сорочка) или «мешок». В «сорок» можно было положить 40 шкурок соболей на полную шубу. Как видно, название предмета было перенесено сначала на число этих соболей, а затем вообще отвлечено от конкретности, именно так возникло числительное сорок , заменившее исконное четыре десятъ . Это слово изменялось по второму склонению. Со временем сорок утеряло свои падежные формы. В современном языке осталось только сорок для им.-вин. падежей и сорока для косвенных.

И.п., В.п. – сорок.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – сорокА.

Девяносто (90) Девяносто возникло из сочетания девять до съта (т.е. девять десятков до сотни).

И.п., В.п. – девяносто.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – девяностА.

Сто (100) и тысяча (1000) Сто и тысяча . Слово съто склонялось подобно существительному среднего рода село (род. съта, дат. съту , тв. сътомь , м. съть и т. д.). Это слово в истории языка утеряло падежные формы (в современном языке: сто – ста).

И.п., В.п. – сто.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – стА.

Тысяча (1000) Слово тысяча не подвергалось изменению и в современном языке склоняется как существительное мягкой разновидности первого склонения.
От одиннадцати (11) до девятнадцати (19) В древнерусском языке для обозначения количества от 11 до 19 употребляли сочетания: слово-название числа + предлог на + десяте (сверх десяти ). Преобразование словосочетаний (один на десяте – девять на десяте ) в слова «одиннадцать – девятнадцать» способствовало произношение: перенос ударения на переднюю часть словосочетания, изменение согласных в результате редукции безударных: дс – тс – ц (одинна-д(ь)-сять = одиннадцать ).
Двести (200), триста (300), четыреста (400), пятьсот (500), девятьсот (900). Современные числительные 200, 300, 400, а также 500-900 по происхождению сочетания дъвь+съть (им. падеж двойственного числа от съто ) три и четыре+съта (им.падеж мн. число от съто) пять-девять+сътъ (род. пад. мн. ч. от съто) . Эти древнерусские образования сохранились до наших дней, единственное изменение двьсть в двести (ь-и без ударения: ь-е под ударением).

Таким образом, в древнерусском языке слова, обозначающие числа, не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным.

Модель склонения количественных числительных. (Метод ступенчатого восприятия новой темы).

В количественных числительных склоняется каждое слово.

Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Пять ручек Три журнала
Р.п. пятИ ручек !
Д.п. пятИ ручкам !
В.п. пять ручек !
Т.п. пятьЮ ручками !
П.п. о пятИ ручках !
Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Семьдесят тетрадей Шест…десят человек
Р.п. семИдесятИ тетрадей !
Д.п. семИдесятИ тетрадям !
В.п. семьдесят тетрадей !
Т.п. семьЮдесятьЮ тетрадями !
П.п. о семИдесятИ тетрадях !
Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Двести экземпляров Триста учебников
Р.п. двУХсот экземпляров !
Д.п. двУМстАМ экземплярам !
В.п. двести экземпляров !
Т.п. двУМЯстАМИ экземплярами !
П.п. о двУХстАХ экземплярах !
Падежи Склонение числительного Просклоняйте самостоятельно
И.п. Шестьсот книг Семьсот работников
Р.п. шестИсот книг !
Д.п. шестИстАМ книгам !
В.п. шестьсот книг !
Т.п. шестьЮстАМИ книгами !
П.п. о шестИстАХ книгах !

БЛОК 2. Практические задания

Упражнение 1. «Собираем пазлы»

Задание : Допишите части слова числительных.

Падежи Склонение числительного.
И.п. пять___ семь____ шесть коробок
Р.п. пяти___ _____десяти шести коробок
Д.п. пяти____ семи_______ шести коробкам
В.п. пять______ семь_______ шесть коробок
Т.п. ________стами _____десятью шестью коробками
П.п. о пяти____ семи_______ шести коробках

Упражнение 2. «Собираем конструктор»

Каждый учащийся вытягивает карточку с падежом и склоняет количественное числительное, ответы вносятся в таблицу.

Задание : просклонять числительные: 887, 644, 782 деталей (в зависимости от количества человек в классе).

БЛОК 3. Проверь себя

Задание 1 :Укажите пример(ы) с ошибкой в образовании формы слова.

1. С пятьюстами шестьюдесятью семью. 2 . Шестьсот семидесяти семи экземпляров. 3. Больше шестиста рублей. 4. До тысяча восемьсот
двенадцатого года. 5 . К пятистам семидесяти восьми. 6. У пятьсот восьмидесяти рабочих.

Номера занесите в таблицу:

1 2 3 4 5 6

БЛОК 4. Контрольное задание

Задание : Прочитайте текст, пропишите числительные.

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.
В (1455 _______________________) году в Неаполе при землетрясении погибло (60000 _________________ человек.
Через (100__________________) лет в Китае число жертв достигло (830_________________) тысяч.
В (1755__________________) году подзем­ная буря разрушила Лиссабон и унесла (70000______________) жизней.
В (1920_____________________) году страшные толчки сотрясли Токио и унесли (100000____________________) человеческих жизней.
В (1948________________________) году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины.
Погибло (80000__________________) человек.
В Армении в (1988_________________________) году подземная буря поглотила (119000__________________) человек.
Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (Из "Детской деловой газеты").

БЛОК 5. Домашнее задание

Задание 1 :Просклонять числительное 943 (детали и т.д.).
Задание 2 : «На уроке математики»: К 439 прибавить 89, получится 528. Из 627 вычесть 54, получится 573.
Задание 3 : Вспомнить 5 названий мультфильмов, художественных фильмов, в названии которых есть количественные числительные. Записать эти названия.

БЛОК 6. Страницы «мудрости»

Задание : Соберите пословицы и выучите их. Всего пословиц 3.

БЛОК 7. «Моя дикция» (можно использовать в качестве разминки на занятии)

Скороговорки

1. Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Просторочены в срок –
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились
Сорок сорок! (Ю.Кушак)

2. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

3. Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

БЛОК 8. «Словесная битва» (соревнование между учащимися)

1. Из 985 деталей 856 отправили на завод. 2. С 888 рублями я отправился в магазин. 3. Из 893 человек на конкурс отобрали 443. 4. Из 149 млн. кв. км земной суши хотя бы в какой-то степени заселено и освоено около 133 млн. кв. км. 5. С появления первого человека до 1960 г. сменилось, как считается, 10 тысяч поколений, но никогда еще до ХIХ в. число одновременно проживающих на планете людей не превышало 1 млрд. 6. В Европе проживает примерно 728 млн. человек, в Латинской Америке – более 561 млн. (Тот, кто допускает ошибку, из игры выбывает!!!)

Литература :

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9- класс: Учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 11-е изд., стереотип. – М. «Дрофа», 2002. – с. 148-151.
2. Обнорский С.П. и Бархударов С.Т. Хрестоматия по истории русского языка – М.: Просвещение, 1952.

Непременным атрибутом при работе за классическим измерительным стендом является Рабочая тетрадь , в которую экспериментатор заносит показания приборов. В программе эта возможность также реализована. Рабочая тетрадь открывается в отдельном окне с помощью команд меню или кнопок панели управления. Онапредназначена для ведения текущих записей результатов измерений, расчетов, построенных на полученных результатах, и построения графиков. Все данные рабочей тетради хранятся в базе данных. База данных – это файл с расширением *.mdb, расположенный в папке «Data ». Каждой рабочей тетради соответствует свой файл с уникальным названием, рисунок 19

Рабочая тетрадь состоит из трех связанных частей:

Таблицы – в ней сосредоточены значения измеряемых величин и результаты расчетов, полученных из измеренных данных;

Формулы – здесь располагаются формулы, необходимые для расчетов; их можно добавлять, удалять и редактировать;

Графики – здесь сосредоточены графики, построенные как по измеренным данным, так и по результатам расчетов; их также можно добавлять, удалять и редактировать.

Переключаться между частями рабочей тетради можно при помощи ярлычков, расположенных в верхней части окна.

5.1 Таблицы.В этой части рабочей тетради в первую очередь представлены значения измеряемых величин и расчетных величин, полученных на основе измеряемых, рисунок 20. Эти значения оформлены в виде таблицы, расположенной в нижней части окна. Изменить эти данные нельзя, их можно только просматривать. Одна таблица соответствует одному измерению. Под измерением понимается один эксперимент, в котором получены одна или несколько строк с данными, позволяющими рассчитать нужные Вам величины или построить нужные Вам зависимости.

Выше таблицы с результатами располагается информационная область, в которой представлены:

· название объекта исследований;

· параметры объекта исследований;

· номер схемы измерений, с помощью которой получены экспериментальные данные.

В левой верхней части окна рабочей тетради имеется таблица с названием измерения и датой его проведения. С помощью «мыши» или стрелок клавиатуры можно перемещаться по уже имеющимся результатам. При этом в таблице результатов показываются измеренные и рассчитанные данные выбранного измерения.

Кнопка позволяет редактировать название измерения. При нажатии на нее появляется окно для ввода названия.

В правой верхней части окна рабочей тетради находится панель управления измерениями, рисунок 21.

Новое – открывает новое измерение. В таблице появляется новая запись с названием по умолчанию и датой проведения измерения и включается режим редактирования названия – появляется окно ввода с названием.



Записать – записывает одну (или несколько, если включен характериограф) строку данных в таблицу рабочей тетради. Можно ограничиться записью одной строки и воспользоваться построителем выражений для расчетов. При переходе к другой части рабочей тетради («Формулы» или «Графики»), заканчивается запись данных в таблицу и кнопка «Записать» становится недоступной. Аналогичный эффект наблюдается при перемещении на другое измерение. Обратите внимание, при проведении записи в схемах №1 и №3, пока запись не закончена, невозможно переключиться между схемами измерений.

Удалить – удаляет все измерение вместе со связанными с ним формулами.

5.2 Формулы.

В этой части рабочей тетради в первую очередь представлены выражения, с помощью которых производятся расчеты, рисунок 22.Выражения строятся на основе измеренных данных и уже существующих выражений. Список всех формул, доступных в данном измерении (под измерением понимается один эксперимент, в котором получены одна или несколько строк с данными), располагается в центральной части окна рабочей тетради, рисунок 22.

В первой колонке списка отображаются идентификаторы , которые могут быть использованы при построении новых выражений. Во второй колонке представлены собственно выражения, в третьей – результат расчета, в четвертой – размерность и в пятой – комментарии, позволяющие пояснить назначение данного выражения. В случае если идентификатор представляет собой экспериментальное значение, вместо выражения во второй колонке стоит слово «измерение».

Зеленым цветом выделены измеренные значения, коричневым – параметры образцов. Эти выражения изменить нельзя.

Если в формуле содержится ошибка, то строка в списке выделяется красным цветом. В формулах могут присутствовать только идентификаторы, расположенные выше по списку.

Выражения могут быть скалярными и векторными. В первом случае в выражении не содержится ни одного векторного идентификатора, оно имеет одно значение, которое и представлено в колонке результата. Если выражение векторное, это значит, что оно имеет несколько значений, которые отображаются в таблице, расположенной внизу окна рабочей тетради. В этом случае в колонке результата (третьей) ставится знак [...]. Все экспериментальные результаты – векторные. Если в формуле присутствует хоть один векторный идентификатор, то все выражение становится векторным.

Выражения могут быть локальными и глобальными. В первом случае выражение будет видно только в том измерении, для которого оно создавалось. Во втором – во всех измерениях. Глобальные выражения предназначены в первую очередь для констант, которые должны будут использоваться во многих расчетных формулах.

В правой верхней части окна рабочей тетради находится панель управления формулами, рисунок 23

Кнопки панели управления реализуют следующие команды:

Новая – создает новую формулу. Обратите внимание, при нажатии на треугольник в правой части кнопки, появляется возможность выбрать вид новой формулы (локальная или глобальная).

Если нажать на всю кнопку (не на треугольник), то формула будет локальной.

Внимание! Выбрать вид формулы можно только в этом режиме, изменить его больше нельзя.

Редактировать – позволяет редактировать существующую формулу.

Удалить – удаляет формулу, отмеченную в таблице.

5.3 Графики.

В этой части рабочей тетради представлены графики, построенные как по измеренным данным, так и по результатам расчетов, рисунок 24

Каждый график может быть либо одной кривой, либо семейством кривых, зависящих от параметра.

В верхней части окна расположена область управления, позволяющая просматривать, добавлять, удалять и редактировать графики. В левой части области имеется таблица с названием графика. Именно это название будет отображаться в качестве заголовка. С помощью «мыши» или стрелок клавиатуры можно перемещаться по уже имеющимся графикам. При этом они отображаются в области построения.

Кнопка позволяет редактировать название графика. При нажатии на нее появляется окно для ввода названия.

В правой верхней части окна рабочей тетради находится панель управления графиками, рисунок 25.

Эти кнопки реализуют следующие команды:

Новый – открывает новый график. В таблице появляется новая запись с названием по умолчанию и включается режим редактирования названия – появляется окно ввода с названием.

Редактировать – позволяет редактировать график.

Удалить – удаляет график, отмеченный в таблице.

ИСТОЧНИКИ

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №1

1. Предмет и методы исследования в экономической науке. Основные этапы развития экономической теории.

2. Формирование экономической мысли в Древнем Мире (Древняя Греция, Древний Рим, Древний Восток).

3. Экономические учения средневековья. Экономическая мысль канонического права. Августин Блаженный и Фома Аквинский. Эразм Ротердамский и Мартин Лютер.

4. Экономические идеи феодальной России. «Русская правда». «Домострой». «Правительница Еразма».

5. Социально-экономические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бартенев, С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 1, 2.

2. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. – глава 1.

3. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. глава 1-4.

1. Аристотель. Никомахова этика. Политика. / Аристотель // Соч. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 53-293, 375-644.

2. Груневеген, П. Политическая экономия и экономическая наука/ П. Груневеген//Экономическая теория// под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена.- М.: ИНФРА-М, 2004.- С.680-687.

3. Ксенофонт. Домострой// Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. С. 197-262

4. Шумпетер, Й.А. История экономического анализа / Й.А. Шумпетер / под ред А.С. Автономова.- СПб.: Экономическая школа Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2001.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем причина регламентации хозяйственной жизни на Древнем Востоке?

2. В чем особенности моделей идеального государства в трудах Платона и Аристотеля? Раскройте сущность концепции Аристотеля « экономика и хрематистика».

3. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на арабском Востоке и в Западной Европе? Изложите суть концепций «социальная физика» Ибн-Хальдуна и «справедливая цена» Ф.Аквинского.

4. Какие права и нормы хозяйственных отношений установлены в Русской Правде?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Заполните таблицы 1.1-1.8. При оформлении табл. 1.1. -Эволюция предмета экономической науки используйте статью П. Груневегена «Политическая экономия и экономическая наука».

2. Составьте резюме, дайте краткую характеристику эпохе дорыночной экономики.

3. Составьте глоссарий по теме №1: экономика, хрематистика, методы, методология, парадигма, экономическая школа, экономическое направление, гипотеза, концепция, теория, синтез, анализ, позитивный и нормативный методы анализа.

4. Составьте тесты по дидактическим единицам (функции денег, «социальная цена», богатство, деньги, стоимость, свойства товара).

Основные требования, предъявляемые к структуре рабочей тетради:

1. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся.

2. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой изучаемого материала. Между заданиями должна быть определена соподчинённость, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора – вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.

3. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т. е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.

4. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объёма, характера вопросов и заданий. Однако, в любом случае должны быть предусмотрены: достаточное место для ответов учащихся, возможность исправления допущенных ошибок, неточностей.

5. В конце каждой темы внутри тетради, желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся.

6. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться в последствии.

Таким образом, современная рабочая тетрадь – это дидактический комплекс, способствующий поэтапному формированию мыслительной деятельности учащихся и предназначенный для самостоятельной работы учащихся в аудитории, лаборатории или дома.

Рабочая тетрадь может быть использована для ведения конспектов, закрепления знаний и их контроля. Ее достоинства неоспоримы – экономия времени ученика за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия и, как следствие, возможность решения большего числа задач.

Исходя из первого принципа задания в рабочих тетрадях можно разделить на следующие уровни:



§ первый уровень – это задания, ориентированные на выполнение алгоритмической деятельности и содержащие в себе подсказку (задачи на опознание, на различия, задачи-классификации);

§ второй уровень – это специальные задания для проверки знаний, позволяющие произвести изучаемые учебные элементы без внешней опоры или подсказки (задачи-подстановки, конструктивные, типовые задачи);

§ третий уровень – это задания, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике.

Для формирования мыслительной деятельности с заранее заданными качествами необходимо соблюдать следующие правила разработки рабочей тетради:

1. Чередование легких, типичных, часто встречающихся задач с нетипичными, редкими.

2. Использование предметных задач с необходимостью ориентироваться в предметном поле, определять значимые и менее значимые объекты, исключать из поля деятельности незначимые объекты.

3. Включение логических задач, решение которых требует умения правильно выявить условия задачи, выбрать необходимые данные и отсеять лишнее.

4. Использование психологических задач, в которых нельзя спешить с принятием решения, а необходимо действовать вдумчиво.

С целью подержания заинтересованности учащихся и разнообразия их деятельности используют различные виды и формы заданий. Применяют широкий спектр различных задач: тесты, ребусы, кроссворды, задания с пропущенными словами, творческие задачи, логические загадки.

Дифференцированный подход позволяет использовать рабочие тетради для учащийсяов с различными особенностями умственной деятельности и разным уровнем способностей и интеллектом. Для осуществления этого подхода используют разноуровневые задания.

Преимущества рабочих тетрадей очевидны:

§ это самый мобильный жанр из известных жанров учебной литературы;

§ рабочие тетради быстрее других откликаются на потребности образовательных учреждений и одновременно формируют эти потребности;

§ рабочие тетради являются материализацией идеи гуманистической школы, т. к. на смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний.

Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям.

Полнота – наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности.

Группировка системы задач, обобщенные способы решения, которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности.

Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради.

Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения.

Целевая ориентация – для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради.

Целевая достаточность – достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области.

Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища.


РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ЛИСТОВ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Листы рабочей тетради по теме «Блюда из тушеного мяса и субпродуктов»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

КУРС: _______

УЧАЩИЙСЯА ГРУППЫ: _________

20___ - 20____ учебный год


Инструкция

В тетради представлены контрольные вопросы, тестовые задания, а также задания по выполнению технологических схем и таблиц, задания на развитие технического и логического мышления. Кроме того, практические задания, которые можно выполнять с помощью действующего Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.

Выполнение некоторых заданий, носящих творческий характер, требует работы с дополнительной литературой, авторы которой не только приводят технологию приготовления пищи, но и обращаются к истокам кулинарии, истории создания блюд, возникновения их названий. В структуру тетради включены задания повышенной сложности.

Вопросы и задания, помещенные в тетради, помогут учащимся лучше усвоить важнейшие понятия курса, осмыслить их. При выполнении одних заданий учащимся необходимо дать точные и однозначные ответы, другие требуют от них поиска самостоятельного ответа. Работа с тетрадью может применяться на занятии и при выполнении домашнего задания.

Для оценки работы с листами рабочей тетради по каждому разделу включена таблица оценки.

Уважаемый учащийся!

Прежде чем приступить к выполнению задания, ознакомьтесь с инструкцией, повторите теоретический материал. Выполняйте задания аккуратно, разборчивым почерком.

Условные обозначения:

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

т4 ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Рабочий лист № 1.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх