Ли повышение зарплаты аппарату суда. Правительство выступило против увеличения зарплат в судах. О чем говорят цифры

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

Одно из немногочисленных истинных предназначений института государства – поддержание в обществе справедливости. Этот «сервис» рынок никогда не сможет выполнять самостоятельно, потому что именно правовые ограничения направляют невидимую руку рынка, развивая экономику любого государства.

Закон оберегается правосудием, но последнее вершат люди. И ничто человеческое им не чуждо. Получается, что справедливость и исходящее из него общественное спокойствие зависит от хоть и большого, но все же ограниченного круга лиц, которые определяют истину в последней инстанции. И имя им – судьи.

Судебные дела не всегда бывают уголовными. Гораздо большее количество обращений в суды являются гражданскими, арбитражными спорами хозяйствующих субъектов. Здесь, при разборе многомиллионных исков сторон крайне сильны коррупционные риски: присутствует и взаимный мотив, и теоретическая возможность подкупа верховного арбитра. Этому эффекту исполнительная власть в государстве обязана что-то противопоставить. Конечно, с коррупцией борется полиция, но хватит ли ее «мощностей», чтобы отследить всех и каждого в этом вопросе? Ответ отрицательный.

Перспективным способом является перехват инициативы. Предлагать арбитрам больше, чем могут им потенциально посулить коррупционеры, безусловно, никто не собирается, но предложить им такие черты дохода, которые являются редкостью в обществе, - вполне реально. Речь, конечно же, идет о зарплатах, и чтобы быть ближе к действительности, предлагается рассмотреть подробнее систему материального поощрения сотрудников судебной системы, в том числе, какой будет зарплата судей в 2018 году.

Зарплата судей в 2018

Как и у любого служащего, получающего доход из государственной казны, зарплата судейского корпуса складывается из ряда компонентов, оценивающих различные стороны его профессиональной деятельности.

  1. Базовая окладная ставка.
  2. Квалификационная надбавочная выплата.
  3. Оплачиваемая выслуга лет.
  4. Индивидуальные спец.доплаты связанные со сложностью профессиональных задач.
  5. Иные премии.

Судейский корпус разделен на уровни: федеральный и местный. Выплаты судьям федерального уровня значительно превосходят зарплаты местному судейскому составу. Кроме того, доход судьи зависит от того суда, где он работает:

  • Мировой суд – з/п до 85 тыс.р. (в месяц)
  • Арбитражный суд (включая Высший) – з/п до 200 тыс.р.
  • Конституционный суд – з/п от 500 тыс.р.

Федеральные судьи получают в среднем в районе 150 тыс.р. в месяц.

С 2014 по 2016 год государство старалось делать так, чтобы судьи и общественная справедливость, которую они олицетворяют, не страдали от кризисных явлений в экономике. Не смотря на отказ от практики ежегодной индексации зарплат и пособий в разных секторах социальной жизни, базовая окладная часть судейских вознаграждений регулярно повышалась (почти на 1/3 за указанный промежуток). Затем последовал вынужденный мораторий, но как только госбюджет обрел стабильность, в исполнительной администрации вернулись к идее необходимости возмещения инфляционных потерь сотрудникам Фемиды.

На данный момент можно с уверенностью констатировать, что индексация зарплат судьям в 2018 году будет проведена, но ее детали станут известны ближе к концу года.

Зарплата судебных приставов в 2018 году

Эта служба как обеспечивает работу, так и отслеживает исполнение предписаний суда, являясь своеобразным диспетчерским центром по документообороту и общению с заинтересованными (или не очень) сторонами. Организация работы происходит, в том числе, путем задействования профильных ведомств (конвойных служб, например). А при нарушении ограничений, наложенных арбитрами, приказы о полагающихся законных санкциях приставы отправляют на исполнение в соответствующие ведомства.

Итак, с общим принципом функционирования разобрались. Теперь выясним относительно оплаты труда приставов. Факторы, влияющие на размер их зарплат, следующие:

В текущем году (в конце июня) зарплата судебных приставов выросла на 30%. При этом до повышения специалист в этой сфере мог рассчитывать на доход от 16 до 23 тыс.р. в месяц. В планах Правительства повышение зарплаты судебным приставам в 2018 году. По мнению экспертов, это обеспечит качественное судебное исполнение и эффективно предупредит коррупционные риски.

Повышение зарплаты аппарату суда в 2018 году

Если рассмотреть ситуацию гроссом по всем ведомствам судейского аппарата с разбегом в 3 года, то диапазон ежегодного роста будет от 12% до 42%. Если учесть, что в иных отраслях действует мораторий на всевозможные повышения з/п, то показатель весьма недурной.

При обсуждении новых уровней зарплат особое внимание уделяется высокой текучке кадров младшего должностного состава. Те, кто только вливается в ряды сотрудников судейского аппарата, зачастую не видит перспектив карьерного роста, а уровень доходов на низах не обеспечивает достойный уровень жизни.

В этой связи Министерство финансов РФ находится в процессе подготовке проекта закона, который бы гарантировал, во-первых, увеличение минимального уровня зарплат помощников, сотрудников канцелярии и др. обслуживающего персонала в судах, а во-вторых, утвердил бы регулярное поддержание этого уровня на величину инфляции. Зарплата судебных приставов в 2018 году (равно как секретарей, архивариусов и пр.) не должна быть ниже 30 тыс.р. Что ж, инициатива благая – дело за законодателями.

Повышение зарплаты судьям в 2018 году

Помимо индексации, которая была затронута выше, назревает насущная необходимость коррекции принципов формирования зарплат судьям. Маяком здесь выступает судебная система Великобритании, служители Фемиды которой достаточно неплохо обеспечены. Но при этом их доход формируется абсолютно прозрачно, и никто не посмеет отрицать, что такая зарплата заслуженна.

В отечественном «конструкторе» (рассмотрен в разделе «Зарплата судей в 2018») присутствует такой пункт, как «Прочие» (выплаты), что никак не свидетельствует о прозрачности. Поэтому вопрос - повысят ли зарплату судьям в 2018 году? – Да, даже при неизменности структуры формирования доходов судей Министерство финансов настаивает на росте их «денежного довольствия». Итак, зарплата судей РФ – 2018, последние новости:

Прибавка будет полагаться лишь мировым судьям. По прогнозам рост составит не более 5,5% (предполагаемый уровень инфляции), что доведет их зарплаты до уровня в 52 450 р. в месяц.

Повышение зарплаты судебным приставам в 2018

Кризис, как правило, рождает повышенное количество должников, так что профессиональная нагрузка на судебных приставов будет только расти. Государство не оставляет своим вниманием этот момент и з/п сотрудников будут проиндексированы. Но величина этого возмещения, скорей всего, не будет выше прогнозируемого значения инфляции, т.е. будет таким же, как и повышение судьям зарплаты в 2018 году - 5,5%. Пока решение не просматривается, но перед Правительством стоит задача – добиться чтобы абсолютный уровень зарплат в сфере исполнения судебных решений находился в диапазоне от 50 до 100 тыс.р. в месяц.

Кстати, есть и приятная новость. В отличии от ситуации с военнослужащими, где уже запрограммировано сокращение численности кадровых военных, уменьшать сотрудников аппарата судебных приставов не планируется. Главным образом, чтобы не ухудшить качество исполнения решений в связи с растущей нагрузкой.

Кроме того, еще есть премиальный фонд. И за работу с гос. тайной пристав вправе рассчитывать на разовую прибавку в 65% от базового оклада. Также на единовременное удвоение оклада могут претендовать те, кто достиг значимых результатов при повышении квалификации.

Повышение зарплаты помощникам судей 2018

При том, что величина ежемесячного дохода мировых судей - от 50 тыс.р., федеральных – 150 тыс.р., а судьи Суда Верховного зарабатывают от 300 тыс.р., их помощники, занимающиеся всей подготовительной работой, имеют оплату труда значительно меньшую.

В соответствии с Реестрами должностей, сотрудники аппарата суда являются государственными служащими: помощник судьи относится к ведущей группе должностей, а секретарь судебного заседания — к старшей группе. Помощник изучает судебную практику, готовит проекты решений, помогает судье организовывать слушание дела. Секретарь с/з ведет и оформляет протокол судебного заседания, извещает участников процесса и направляет им процессуальные документы, а также выполняет еще массу необходимых дел и поручений. И помощник, и секретарь должны иметь высшее юридическое образование, а помощник еще и опыт работы. Рабочий день у сотрудников аппарата тоже, как правило, ненормированный. Поэтому логично предположить, что денежное стимулирование в судах также должно соответствовать уровню квалификации и условиям труда работников, и мат. стимулирование аппарату суда в 2019 и последующих годах будет увеличено.

Что говорит закон

Предусмотрено, что оплата труда госслужащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. Такое денежное содержание, или, проще говоря, зарплата, состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и присвоенным классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Ежемесячная надбавка к окладу сотрудникам суда выплачивается за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада, а также за особые условия работы — в размере до 200 процентов. А вот дополнительное материальное стимулирование аппарата судов в большей степени зависит от возможностей региона и «правил игры», установленных местным судебным департаментом. Это и единовременная выплата при предоставлении отпуска, и материальная помощь, и иные премиальные выплаты.

Повышение зарплаты судейским работникам в 2019 году

Указом президента РФ с 01.01.2018 повышены на 4 % размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих. Соответственно, материальное стимулирование аппарата суда в 2019 году также увеличится на 4 %, во всяком случае та его часть, которая исчисляется в процентном отношении к окладу.

На такой же процент увеличится материальное стимулирование судебных приставов в 2019 году. Официально приставы не относятся к судебной системе, но трудно представить работу любого суда без приставов, обеспечивающих в нем порядок и безопасность.

О чем говорят цифры

Однако, вопреки расхожим мифам, заработная плата работников судебной системы весьма скромная. Например, если мировой судья в среднем по России получает немногим более 50 000 рублей в месяц, его помощник при этом может зарабатывать около 15-17 тысяч, а секретарь судебного заседания и того меньше. С учетом обязательного высшего юридического образования желающих исполнять эту работу приходится не так уж много, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя в этих регионах с учетом всех премий и надбавок мат. стимулирование аппарата суда в 2019 году может доходить до 30 000-35 000 рублей в месяц. Такой же доход у аппарата судов Камчатки и некоторых других районов с суровыми климатическими условиями.

Какие прогнозы

Квалифицированная и грамотная работа помощников судьи и секретарей, четкое соблюдение ими профессиональных обязанностей способствуют, в том числе, и повышению уровня правосудия в государстве. Не зря несколько лет назад в Интернете появился клич «Аппараты судов, объединяйтесь»: материальное стимулирование должно стать реальным стимулом привлечения в эту сферу деятельности высококвалифицированных кадров, и это в интересах всех граждан нашей страны. Понятно, что индексация зарплаты на 4 % ситуацию с оплатой судейских сотрудников не изменит. По информации возникшего по результатам интернет-движения сообщества с аналогичным названием «Аппараты всех судов, объединяйтесь», материальное стимулирование помощников судей и секретарей во многих регионах осуществляется за счет альтернативных способов повышения уровня заработка, например, выплаты дополнительных премий за счет фонда экономии оплаты труда. В феврале 2017 года в Госдуму был внесен проект закона «О государственной судебной службе РФ», направленный на повышение статуса работников судебной системы. По мнению экспертов, принятие этого закона могло бы стать первым шагом по поднятию реального уровня доходов этой категории госслужащих, чтобы выплата материального стимулирования аппарату суда соответствовала статусу, квалификации и трудовому вкладу сотрудников.

В 2018 году в сфере окладов госслужащих произошли изменения. Несколько лет подряд заработные платы муниципальных работников не повышались из-за продолжающегося кризиса и скудности бюджета. Сегодня ситуацию решили пересмотреть. Оклады будут проиндексированы представителям разных ведомств. Это коснется и сотрудников судебного департамента, а непосредственно само повышение зарплаты судьям произойдет в 2018 году.

Изменения в бюджете

На решение увеличить оклады повлияло стремление чиновников бороться с коррупцией. Сегодня правовой институт обеспечивает принятие справедливых постановлений. Значительная часть рассматриваемых в судах дел касается многомиллионных споров хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, увеличивает коррупционные риски.

В попытке противопоставить что-то возможному подкупу судей государство увеличивает заработную плату. Указ президента Владимира Путина об индексации окладов был подписан в декабре 2017 года. Согласно документу, прибавка составит 4%. Постановление предусматривает рост зарплат по следующим направлениям:

  • Верховный и Конституционный суд;
  • суды общей юрисдикции и арбитражные;
  • мировые судьи.

Как сегодня начисляют выплаты представителям судебного департамента

Заработная плата государственных служащих всегда рассчитывается, исходя из ряда выплат. У судей она состоит из:

  • оклада;
  • надбавок за квалификацию, выслугу лет;
  • дополнительных начислений, формирующихся на основании сложности профессиональных задач.

Также могут выписываться различные премии. Они у госслужащих достаточно высокие и составляют 1.9 размера оклада.

Кроме того, окончательная сумма напрямую зависит от того, трудится ли судья в федеральной структуре или в местной. Зарплата сотрудника федерального ведомства намного выше. Самые высокие оклады в Верховном суде.

К примеру, ежемесячный доход служащего Конституционного суда составляет в среднем полмиллиона рублей. По сравнению с этой суммой не такой значительной выглядит заработная плата регионального мирового судьи, которая не превышает 85 тыс. руб.

При повышении будут увеличены и прочие выплаты, которые рассчитываются из официального оклада. Соответственно, зарплата судей РФ в 2018 году увеличится существенно.

Что изменится в начислении заработной платы

Согласно последним новостям, указ вступил в силу с 1 января 2018 года. В документе говорится о том, что увеличение окладов происходит в соответствии с ростом инфляции. Это позволит обеспечить соцгарантии госслужащим. Оклады проиндексированы на 4%. Последний раз рост выплат происходил осенью 2013 года. Индексация тогда составила 5.5%.

В федеральном бюджете на увеличение окладов заложили внушительную сумму. В 2018 году на эти цели дополнительно выделят три с половиной миллиарда рублей. В 2017 на выплаты сотрудникам судебного департамента выделяли 71.4 млрд. руб.

Вместе с судьями, повышение зарплат ощутят другие работники государственных органов. Им также повысят оклады на 4%. В их число войдут депутаты, сенаторы, министры.

При этом высшие должностные чины до конца года будут получать на 10% меньше, чем ранее. Урежут премии главе государства, председателю правительства, генеральному прокурору и главе СК. Кроме того, выплаты сократят работникам президентской администрации, Счетной палаты и аппарата правительства. Пониженную ставку они получают, начиная с 2016 года.

Оклады судебных приставов и помощников

При высоких окладах судей крайне низкими являются заработные платы прочих сотрудников госдепартамента. К примеру, средний доход помощника судьи составляет 20 – 25 тыс. руб. в месяц. При этом нагрузка у них немногим меньше, чем у самих госслужащих.

Это приводит к тому, что в ведомстве не хватает секретарей и помощников. Следствием проблемы является также постоянная текучка кадров. Обеспечивая законодательно рост зарплат судей на 2018 – 2020 годы, государству предстоит решить вопрос о повышении для других сотрудников департамента.

Предполагается, что у них также изменится порядок начисления выплат. Сегодня доходы напрямую зависят от оклада судьи, к которому прикреплен работник. Соответственно, увеличение заработной платы госслужащих приведет к тому, что вырастут также доходы помощников и секретарей.

Но существенных изменений ждать не стоит. Значительная часть получаемых судьями выплат зависит от дополнительных надбавок и премий. Естественно, что ощутимого роста зарплат при увеличении окладов на 4% работники ведомства не заметят.

Однако сегодня Министерство финансов занимается разработкой законопроекта, который позволил бы привести уровень выплат помощникам и секретарям к должному уровню. Предполагается, что они будут получать зарплату не ниже 30 тысяч в месяц.

Эта инициатива будет распространяться также на судебных приставов. Их доходы зависят от следующих условий:

  • звание;
  • премиальный фонд за работу с государственной тайной.
  • Еще недавно приставы ежемесячно получали не более 23 тыс. руб. Летом 2017 зарплата выросла на 30%. В ближайшее время планируется очередное повышение. Чиновники планируют установить минимальный уровень оплаты труда в размере 30 тыс. руб. Это позволит избежать проблем с кадрами и снизит коррупционную составляющую.

    В долгосрочной перспективе ежемесячный доход приставов должен увеличиться до 50 тысяч. При этом никаких сокращений не планируется, поскольку нагрузка на сотрудников ведомства и так существенна.

    В судебном департаменте требуется не только увеличение заработных плат, но и снижение занятости судей. Уровень нагрузки в ряде случаев превышает все возможные нормы. Законодательные поправки должны решить эту проблему.

    Кроме того, госслужащие часто сетуют на трудности с жильем, получением компенсации за медицинское обслуживание и лечение в санаториях. Маловероятно, что чиновники займутся этими проблемами в ближайшее время, поскольку бюджетных средств сегодня едва хватает на первостепенные нужды.

    Глава Верховного суда РФ (ВС) Вячеслав Лебедев на девятом Всероссийском съезде судей в декабре этого года намерен поднять перед президентом РФ Владимиром Путиным вопрос о повышении оплаты труда сотрудников аппаратов судов, рассказал «Известиям» собеседник в ВС. Сейчас зарплата «аппаратчиков» составляет 15–30 тыс. рублей при практически семидневной рабочей нагрузке.

    С просьбой принять «действенные меры» по повышению оплаты труда сотрудников аппарата судов Вячеслав Лебедев намерен обратиться к главе государства. Размер прибавки и сумма, которая потребуется из федерального бюджета, пока не называются. Не исключено, что для повышения зарплат потребуется внести изменения в указ президента об оплате в органах госслужбы или принять специальный закон «О судебной службе в РФ», который урегулирует правовое положение сотрудников аппаратов судов.

    По информации «Известий», речь может идти об увеличении ежемесячной прибавки к жалованию (поощрение), размер которой будет равен полутора окладам. Напомним, что сейчас оклад помощников судей и секретарей судебного заседания в районных и областных судах не превышает 5 тыс. рублей.

    Вчера же в Московском областном суде в ходе открытой части совещания заместитель полпреда президента в ЦФО Николай Овсиенко назвал «недопустимо низким» уровень оплаты труда сотрудников аппарата. Вячеслав Лебедев не стал комментировать заявление коллеги, заявив ранее, что текучка кадров в аппаратах судов в мегаполисах - до 400% в год.

    Напомним, что необходимость повышения заработной платы сотрудников судов обсуждается более 10 лет. Последний раз профессиональное сообщество подняло этот вопрос на восьмом Всероссийском съезде в 2012 году. В качестве главного объяснения оттока квалифицированных специалистов называлась именно низкая зарплата.

    В 2014 году судебный департамент при Верховном суде РФ обнародовал законопроект «О судебной службе в РФ», предусматривающий рост зарплат для аппаратчиков. Однако дальнейшего развития документ не получил. Чуть позже, «существенный» рост окладов для аппарата с 2018 года пообещал и Минфин. По словам первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко, министерство разработало соответствующий законопроект.

    Между тем проект бюджета на 2017, 2018 и 2019 годы существенного роста зарплат в судейском сообществе не предусматривает. В следующем году Минфин готов дополнительно потратить на эти цели, как писали «Известия », 586,816 млн рублей. С учетом штатной численности аппаратчиков в федеральных судах - 80 472 человека - ежемесячная прибавка составит порядка 600 рублей (если разделить дополнительные средства поровну). Всего на «содержание» аппарата в проекте на год заложено 34,418 млрд. Повышения же зарплат аппарата судов в 2018 и 2019 годах проект бюджета пока не предусматривает.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх