Попал в дтп я виновник что делать. Что делать если попал в дтп без страховки осаго и я виноват? Порядок действий в случае ДТП

Договор и закон предусматривают определенный перечень оснований, которые подпадают под категорию «страховой случай». К таким случаям по ОСАГО относятся дорожно-транспортные происшествия, которые повлекли за собой причинение ущерба жизни и здоровью, а также имуществу невиновной стороны. Таким образом, введение обязательного страхования автогражданской ответственности призвано, в первую очередь защитить права лиц, ставшими жертвами аварий, закрепив их безоговорочное право получить компенсацию вреда в виде выплаты. А вот выплаты виновнику ДТП по ОСАГО прямо не предусмотрены.

Как видно из сказанного выше, получение выплат предусмотрено для невиновной стороны. В соответствии с законодательством, виновник аварии не получает компенсации и все затраты по ликвидации последствий несет в полном объеме самостоятельно.

Случаи, когда выплаты не производятся по закону

К таким случаям можно отнести:

  1. Когда за рулем было лицо, не указанное в полисе страхования (если страховка не оформлена на неограниченный круг лиц).
  2. Когда повреждения имущества или ущерб жизни и здоровью нанесен опасным незастрахованным грузом или был причинен ущерб окружающей среде.
  3. Компенсация морального вреда, а также упущенной выгоды.
  4. Причинение ущерба в связи с осуществлением экспериментальной, спортивной или учебной деятельности, при условии нахождения на специально оборудованной для этих целей площадке, равно как при причинении ущерба во время осуществления работником его трудовой деятельности либо при аварии, случившейся во время погрузочно-разгрузочных работ или перемещения по территории организации.
  5. Сумма выплаты, сверх установленного лимита выплат по ОСАГО.

Помимо случаев, когда выплаты не производятся вообще, можно также выделить ситуации, когда страховая компания выплатит компенсацию, но будет иметь право регрессного требования от страховщика. То есть выплаты пострадавшим будут сделаны страховой компанией, но страхователь может обратиться в суд и истребовать с клиента всю выплаченную им сумму. Это возможно в следующих случаях:

  1. Если страховщик во время дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии опьянения, в том числе алкогольного, токсического или наркотического.
  2. Если застрахованное лицо умышленно причинило вред имуществу третьих лиц либо их жизни и здоровью.
  3. Если водитель на момент совершения действий, повлекших за собой дорожно-транспортное происшествие, не имел права управления автомобилем.
  4. Если водитель после совершения дорожно-транспортного происшествия, скрылся с места аварии.
  5. Страховой случай произошел в момент, когда управление автомобилем осуществлялось в период, который не предусмотрен договором обязательного страхования.

Что такое ДСАГО?

Ни для кого не секрет, что ОСАГО на сегодняшний день, имеет четкий лимит максимальной выплаты. В случае если причиненный ущерб превышает этот лимит, то оставшаяся часть суммы взыскивается в судебном порядке с виновника дорожно-транспортного происшествия.

Не знаете свои права?

Для того чтобы обезопасить себя от такой ситуации, можно заключить дополнительный договор страхования, который получил название ДСАГО — добровольного страхования автогражданской ответственности.

Стоимость такого договора очень невысока — приблизительно 1000 рублей, а действие договора распространяется на суммы, превышающие лимит выплаты по ОСАГО и, как правило, позволяют полностью покрыть их. Сумма покрываемого ущерба может определяться даже 1 миллионом рублей.

Таким образом, ДСАГО может быть замечательным дополнением к основному страхованию для тех, что еще не совсем уверен в своих водительских навыках или достаточно осторожен и не хочет рисковать возможными имущественными потерями.

Возможно ли получить выплату виновнику?

Отвечая на этот вопрос нужно учитывать специфику каждой конкретной ситуации, а также мнения судей по этой проблеме.

Во-первых, получить выплату по ОСАГО можно в том случае, если в аварии вы проходите не только как виновник, но и потерпевший. Такая ситуация может случиться, например, если в дорожно-транспортном происшествии участвовало несколько автомобилей, при этом, несмотря на нарушение правил дорожного движения вами (в ваш адрес) эти правила также были нарушены другим лицом. В такой ситуации ваша страховая компания будет выплачивать причиненный вами ущерб имуществу или жизни и здоровью потерпевшего, с другой стороны, вам будет причитаться выплата от страховой компании.

Хотя, если страхователь решит побороться за свои деньги (как это обычно и происходит), то вопрос о том, причитаются ли Вам выплаты или нет, будет уже решаться в суде. А тут всё будет зависеть от трактовки судьей действующего закона по ОСАГО. Если суд разделит дорожно-транспортное происшествие на 2 состава административного правонарушения, то виновник-потерпевший получит причитающуюся ему сумму, но только ту, которая компенсирует вред, причиненный ему противоправными действиями другого лица. По той аварии, в которой виновен он, выплат не будет.

С другой стороны, если суд сочтет целесообразным рассматривать дорожно-транспортное происшествие в совокупности, то есть не разделять составы правонарушений, а просто определить виновность или невиновность сторон, то виновный «в части аварии» не имеет права на получение компенсации ввиду того, что доказан сам факт наличия у него вины. Такое заключение можно сделать на основании закона об ОСАГО, который устанавливает необходимость осуществления выплат только в пользу потерпевших.

Весьма спорным вопросом также является компенсация виновнику уже уплаченной суммы в пользу потерпевшего. В судебной практике есть ряд прецедентов, когда виновник аварии самостоятельно возмещал потерпевшему вред, а потом с полным комплектом документов обращался за компенсацией понесенных затрат в свою страховую компанию. При этом виновник представлял следующие документы: схему ДТП (составленную участниками аварии), справку о дорожно-транспортном происшествии из ГИБДД, результаты независимой экспертизы с оценкой причиненного ущерба и другими доказательствами того, что авария была и причинен реальный ущерб.

В связи с тем, что закон об ОСАГО не предусматривает возможности компенсации затрат по возмещению причиненного ущерба, в таких спора обычно отказывают. Добровольные выплаты виновником — это его личная инициатива, которая никакого отношения к неисполнению страхователем взятых на себя обязанностей не имеет.

Вывод

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать только один вывод — законодатель не предусматривает возможность получения виновником аварии компенсационных выплат. Потерпевшему же возместят причиненный ущерб, но только в пределах лимита, установленного законом. Если стоимость причиненного ущерба выше, то разница будет в судебном порядке (если стороны не договорятся о мирном урегулировании спора) взыскиваться с виновника дорожно-транспортного происшествия. Чтобы обезопасить себя от лишних трат на возмещение ущерба, можно заключить договор добровольного страхования автогражданской ответственности, который позволит компенсировать полную стоимость погибшего имущества. Если же вы хотите получить средства и на восстановление своего автомобиля, то разумнее потратиться на приобретение страховки КАСКО, которая как раз и гарантирует возмещение убытков, вне зависимости от того, по чьей вине они произошли.

П рактика, в том числе и судебная, показывает, что водитель, купивший полис ОСАГО и полагающий, что теперь его финансовая безопасность обеспечена полностью, сильно заблуждается. На деле оказывается, что становиться виновником ДТП весьма невыгодно – и не только из-за того, что это негативно влияет на , повышая стоимость следующего полиса. Попав в аварию по своей вине, можно остаться без гораздо большей суммы денег, чем кажется на первый взгляд.

ОСАГО против каско

Первый сложный случай – ДТП, в котором автомобиль потерпевшего застрахован не только по ОСАГО, по и по . В отличие от ОСАГО, каско не имеет верхнего предела страховой выплаты, а также, что более важно в нашем случае, позволяет отремонтировать автомобиль без учета износа.

При расчете страховой выплаты по ОСАГО используется единая методика «определения размера расходов на восстановительный ремонт», утвержденная Положением Банка России № 432-П, в которой имеется «порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий». Проще говоря, выплаты по ОСАГО производятся с учетом износа автомобиля, который растет в соответствии с его пробегом и возрастом. А водитель, приобретающий полис ОСАГО, в случае ДТП по собственной вине может рассчитывать именно на выплату пострадавшему компенсации в соответствии этим расчетом.

Однако потерпевший может обратиться в свою страховую компанию, где он приобрел полис каско, и воспользоваться им для ремонта. В этом случае износ учитываться не будет, а компенсация будет произведена в той форме, которую установили для себя пострадавший водитель и страховая компания. Ну и, разумеется, стоимость ремонта в этом случае с большой вероятностью окажется выше, чем по расчету с применением методики ОСАГО.

Починив автомобиль потерпевшего, страховая компания предоставит требование о компенсации убытков страховой компании виновника ДТП. А та, в свою очередь, выплатит лишь ту сумму, которая была рассчитана в соответствии с единой методикой. Ну а компенсировать разницу между этой выплатой и фактическими затратами страховщика на ремонт автомобиля потерпевшего будет… именно виновник ДТП.

Право страховой компании, отремонтировавшей автомобиль, взыскать с виновника эту разницу, определяется статьей 965 Гражданского Кодекса РФ, которая регламентирует «переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба». Согласно этой статье, выплатив страховое возмещение потерпевшему, страховая компания получает право требования от виновника компенсации в пределах выплаченной ей суммы. И часть этой суммы, недополученную от страховой компании виновника ДТП, она может взыскать в судебном порядке уже с самого виновника.

Резюмируя все вышесказанное простыми словами, можно сделать краткий вывод: если вы виновник ДТП, а у потерпевшего есть каско, то в случае ремонта его машины по каско вы будете обязаны выплатить разницу между суммой за ремонт по расчету ОСАГО и реальной конечной суммой ремонта по каско .

ОСАГО против независимой экспертизы

Второй случай, который может заставить виновника ДТП раскошелиться – это ДТП, по итогам которого пострадавший обратится к независимой экспертизе для определения ущерба и размера выплат. Формально введение единой методики расчета страховой выплаты, которая в обязательном порядке действует при проведении любой экспертизы, в том числе и независимой, должно было свести на нет разницу между результатами оценки ущерба страховщиками и независимыми экспертами. Однако на практике итоговые суммы ущерба, определенные первыми и вторыми, зачастую оказываются разными – из-за различий в оценке характера, масштаба и объема повреждений.

Таким образом, в случае, когда потерпевший получил от страховой компании выплату, с размером которой он не согласился, и провел независимую экспертизу, он может обратиться в суд для компенсации разницы виновником ДТП. Формально такая ситуация исключается законом об ОСАГО, который определяет выплату страховщиком всего ущерба, рассчитанного по установленной методике и не превышающего верхнего порога страховой выплаты. Однако на практике подобные судебные иски встречаются.

Ущерб свыше максимальной страховой выплаты

Третий случай, когда виновник ДТП может пострадать финансово, наиболее прост: это ДТП, в котором размер ущерба превышает размер максимальной страховой выплаты, предусмотренной договором ОСАГО. На сегодняшний день размер максимальной выплаты составляет 400 тысяч рублей в случае, если пострадал только автомобиль, и 500 тысяч, если в ДТП пострадали люди. Таким образом, если сумма ущерба, оцененного по единой методике, окажется выше максимальной, то возмещение «остатка», не покрываемого страховкой, в полном объеме ляжет на виновника ДТП.

В этой статье расскажем как же вести себя, если вы являетесь виновником аварии, какие действия необходимо совершать в первую очередь. Защитите себя с юридической точки зрения по закону в 2017 году.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Правила дорожного движения

Если же всё-таки избежать аварии не удалось, что действовать необходимо в соответствии с п.2.5, 2.6. ПДД РФ, в которых указаны первые действия, необходимые для соблюдения в случае аварии. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что вне зависимости от того, являетесь ли вы виновником или нет, покидать место столкновения категорически нельзя, даже если повреждения автомобиля минимальные.

Ответственность за предусмотрена ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, и составляет либо лишение прав на срок от одного до полутора лет или административный арест на срок пятнадцати суток.

Обязательно ознакомьтесь со статьей 264 УК РФ “Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств”.

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

2. Для целей настоящей статьи и статьи 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (примечания введены Федеральным законом от 31.12.2014 N 528-ФЗ).

Что делать если являешься виновником ДТП

Если же вы на сто процентов уверены в своей виновности, то опять же покидать место аварии нельзя. Даже если повреждения вашего или чужого автомобиля минимальны. Особенно это касается небольших аварий на стоянках у торговых центров. В этом случае нужно дождаться владельца другого автомобиля. Если же согласие по всем вопросам достигнуто, но необходимо взять с него расписку, о том, что он претензий к вам не имеет.

Произведя эти несложные манипуляции, вы таким образом, ещё и обезопасите себя от подставных аварий. По аналогичной схеме нужно действовать и в случае, если вы на своём авто задели пешехода. Если у него нет видимых ушибов и повреждений и претензии все были урегулированы на всякий случай следует всё-таки взять с него расписку об этом.

Также существует возможность урегулирования всех споров на месте между виновником и потерпевшим. Для этого необходимо:

  1. Сумма причинённого ущерба была не более пятидесяти тысяч рублей.
  2. Наличие ОСАГО у виновника и пострадавшего.
  3. Отсутствует спор о виновности в совершении аварии.
  4. Возможно оценить ущерб, нанесённый автомобилю «на глаз». Для этого необходимо заполнить извещение о ДТП (прикрепляется к полису ОСАГО, КАСКО), подробно описать обстоятельства аварии и уже самостоятельно обратиться в страховую компанию.

Если же размер повреждений значительно большой и нет возможности в установлении виновника аварии, то действовать придётся в соответствии с планом, описанным ниже.

Первые действия

При совершении ДТП, водитель, вне зависимости от того виновен он или нет обязан:

  1. Остановить своё транспортное средство и ни в коем случае не сдвигать его с места происшествия, даже пытаясь этим как бы освободить проезжую часть.
  2. Включить аварийные опознавательные знаки.
  3. Выставить знак аварийной остановки. Если же его нет, то послужить этим может любой другой предмет, например, канистра, бутылка, главное, чтобы он был заметен на дороге.
  4. Ни в коем случае нельзя перемещать предметы, имеющие отношение к ДТП. Это могут быть осколки, части от машины.
  5. Если в результате аварии пострадали люди, то немедленно оказать им первую помощь, если же случай особо тяжёлый, то на попутном транспорте отправить пострадавших до больницы или на собственном автомобиле доставить в медицинское учреждение, вернувшись затем на место аварии. Но лучше всего незамедлительно вызвать Скорую помощь.
  6. Если всё-таки проезжая часть в результате ДТП оказалась перекрыта полностью, то в этом случае допускается перемещение автомобиля, при этом необходимо при помощи средств фото или видеофиксации зафиксировать место происшествия с подробностями (деталями, предметами, следами). Делать это лучше всего с привязкой к местности, например, на фоне рекламного щита, бордюра.
  7. Зафиксировать данные свидетелей и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД.

Какие документы нужно оформить при ДТП

Итак, вы вызвали сотрудников ГИБДД, которые, в свою очередь, должны составить документы:

  1. Протокол об административном правонарушении (в случае, если нет пострадавших), к нему, в свою очередь, прилагаются:
    • Схема ДТП, на которую подробно наносятся расположение автомобилей, траектория их движения, месторасположения, места ударов, время, дата, покрытие дорожного полотна и наличие осадков.
    • Описание повреждений автомобиля.
    • Объяснения и показания очевидцев и свидетелей ДТП.

Если же в результате аварии есть пострадавшие и размер ущерба велик, то сотрудники ГИБДД составляют следующие документы:

  1. Справку о дорожно-транспортном происшествии.
  2. Схему ДТП.
  3. Протокол осмотра автомобиля.
  4. Медицинское освидетельствование виновника аварии.
  5. Объяснения участников аварии, очевидцев и свидетелей.

Все указанные выше документы и записи производятся в присутствии водителей, при этом они имеют право вносить в них свои замечания. Также следует проверить правильность изложения всех фактов, во избежание вопросов со стороны страховой компании.

Действия участников после ДТП

Итак, уже после дорожно-транспортного происшествия, если вами выполнены все первые шаги, достаточно дождаться сотрудников ГИБДД, для оформления всех необходимых документов.

При этом следует помнить, что обязательно необходимо проверить все документы, перечитать обстоятельства аварии и список возможных повреждений автомобиля, иначе потом могут возникнуть трудности в страховой компании. Также нужно каждому участнику связаться с сотрудниками страховой компании и сообщить о ДТП или направить почтовым отправлением извещение о ДТП.

После того как сотрудники ГИБДД составили все необходимые документы, с ними необходимо проехать в ближайшее отделении ГИБДД или полк, для дачи объяснений и проверки документов по аварии и получению постановления об административном правонарушении.

По завершении того, как все документы оформлены, водитель, который претендует на получение страховой выплаты, должен обратиться туда или в её представительство с заявлением о предоставлении выплаты, при этом должен при себе иметь:

  1. Справку о ДТП.
  2. Копию протокола об административном правонарушении.
  3. Копию протокола об административном правонарушении из подразделения ГИБДД ил полка.
  4. Если же был нанесён вред здоровью, потеря кормильца или другие повреждения – документы их подтверждающие. Далее, в течение пяти дней сотрудники страховой компании должны произвести осмотр повреждённого автомобиля или организовать направление на независимую экспертизу.

Если ДТП произошло за пределами города

Если же авария произошла за пределами населённого пункта, то дожидаться сотрудников ГИБДД иногда можно очень долго. Опять же, при отсутствии разногласий в виновности аварии и её незначительности, можно оформить документы самостоятельно, заполнив извещение, а затем незамедлительно проследовать к ближайшему посту ГИБДД, где вам будут оформлены уже все оставшиеся документы.

Но это, скорее всего, исключение. Как правило, дорожно-транспортные происшествия носят более тяжёлый характер и требуют оповещения не только сотрудников ГИБДД, а также скорой помощи. В этом случае необходимо действовать, согласно общепринятому алгоритму.

Если у авто серьёзные повреждения

Если же ущерб, причинённый автомобилю велик, то необходимо будет предпринять следующие действия:

  1. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  2. Оповестить сотрудников своей страховой компании об аварии.
  3. Попытаться найти свидетелей и очевидцев аварии, кто видел её в процессе, а не уже её результат. Необходимо взять их адреса и телефоны. Очень хорошо будет найти запаси с видеорегистраторов ближайших автомобилей, или, например, с камер уличного наблюдения.
  4. Попытаться максимально сохранить доказательства происшествия.

При этом обратить внимание на другого участника ДТП, нередко в состоянии аффекта люди начинают заметать следы, передвигать или перемещать предметы. Делать это можно только после чёткой фото или видеофиксации места происшествия.

Кстати, съёмка дорожного полотна тоже может повлиять на исход аварии, как правило, тридцать процентов всех ДТП происходят по вине дорожных служб, которые вовремя не поставили знак, или не залатали дыру в асфальте.

В любом случае, дорожно-транспортное происшествие - это всегда стресс и сохранять спокойствие в такой ситуации вряд ли кому удастся. Но, прочитав эти рекомендации и определив для себя нужный порядок действия, вы можете минимизировать свою ответственность за случившуюся аварию, а некоторых случаях, даже и избежать ей. Помните, вы не первый, и не последний, кто попадает в ДТП.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх