Последствия ликвидации снт для собственников земельных участков. Возможна ли ликвидация СНТ по инициативе его членов? Добровольная ликвидация СНТ

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в статье 41. устанавливает лишь то, что процедура ликвидации СНТ должна быть определена на общем собрании участников СНТ. Это означает, что кворум на собрании и количество участников, которые принимают решения на собрании должны быть определены уставом СНТ. Кроме того, возможно, что уставом предусмотрен другой орган управления СНТ, который вправе принимать решение о его ликвидации.

1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.
5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядке и сроке предъявления требований кредиторов такого объединения. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации такого объединения.
6. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
7. По окончании срока предъявления требований кредиторов к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) либо принявшим решение о его ликвидации органом.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).
9. Если имеющихся у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов такого кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке , установленном для исполнения судебных решений.
Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
10. В случае, если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств на удовлетворение требований кредиторов недостаточно, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества членов такого кооператива.
11. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган.

Инициаторами ликвидации СНТ может быть налоговый орган по месту нахождения товарищества или сами члены СНТ.

Ликвидация СНТ по решению налоговой инспекции.

Если инициатором ликвидации выступает налоговая инспекция, то скорее всего, товарищество уже несколько лет не сдает отчетность, не платит налоги, на письма и запросы не реагирует.

Правление товарищества может несколько лет исправно исполнять свои обязанности: продолжать собирать взносы, оплачивать электричество, косить траву на ЗОП, вывозить мусор и даже строить основные средства (дороги, заборы, электрические сети). И только на этапе внесения в ЕГРЮЛ сведений или обращении в банк узнает, что СНТ, как юридического лица уже давно нет.

Какие проблемы стоит ожидать простым садоводам в связи с ликвидацией товарищества, в том числе при ликвидации по инициативе налоговой инспекции.

  • Если право собственности у садоводов не оформлено, межевание не сделано, могут быть серьезные проблемы, так как нужно согласование и справки от СНТ, как смежного землепользователя. А СНТ – нет.
  • Если в товариществе есть неплательщики, то у ликвидированного СНТ нет ни единого шанса взыскать долги с членов (или индивидуалов) в судебном порядке. Нет СНТ – нет Истца и нарушенного права. В результате с каждым годом должников будет все больше, состояние инфраструктуры будет ухудшаться, в результате велика вероятность, что однажды электричество пропадет навсегда, а проехать к участкам станет невозможно.
  • Как отнесется ресурсоснабжающая организация, когда узнает, что СНТ больше нет? Нет юридического лица, в случае возникновения задолженности взыскать нет с кого. Как вариант – переход на прямые договора. Но процедура перехода занимает определённое время, да и как получить справки и согласование от собственника сети, если его уже нет.
  • Нет СНТ, значит у каждого собственника участка должен быть договор на вывоз мусора. В противном случае территория вокруг поселка превратится в свалку.
  • При ликвидации СНТ, вне зависимости от инициатора, садоводы теряют инструмент взаимодействия, который регулирует и контролирует взаимодействие и степень участия садоводов в процессе создания и содержания имущества общего пользования. Какими бы хорошими не были отношения между садоводами в СНТ, денежные вопросы в любом случае лучше решать, имея за спиной юридический рычаг. Чем больше товарищество, тем меньше шансов все финансовые вопросы решать миром и не доводить до суда.

Ликвидация СНТ регламентируется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (ст.40-44), гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами.

Имущество ликвидируемого СНТ
Если, несмотря на все аспекты, перечисленные выше общее собрание членов пришло к выводу, что СНТ нужно ликвидировать, то к процедуре этой стоит подготовиться. Речь о имуществе общего пользования.

Электрические сети.
Договор на поставку электроэнергии в 90% СНТ заключен между ресурсоснабжающей компанией (Мосэнергосбыт в Московской области) и СНТ. Далее садоводы по индивидуальным приборам учета оплачивают электричество в СНТ. СНТ перечисляет эти денежные средства с ссылкой на договор СНТ в Мосэнергосбыт. Есть конечно случаи, когда садоводы или члены правления вносят платежи за электричество напрямую в Мосэнергосбыт (если расчетный счет у СНТ не открыт). Но и такие товарищества пойдут на риск, если не наладят процесс потребления электроэнергии между Мосэнергосбытом и собственниками участков напрямую, до ликвидации. Процесс компенсации потерь, отсутствие задолженности и ремонт сетей будет некому контролировать. Приведет это к отключению электричества всем садоводам за неуплату или к неремонтируемым поломкам. Поэтому, перед ликвидацией заключаем прямые договора на оплату электроэнергии. В идеале передаем сети электросетевой компании.

Земли общего пользования.
В идеале оформить участок под ЗОП на всех в долях, пропорционально площади земельных участков в собственности. Тут есть нюансы: будут проблемы с оформлением, так как нужно как минимум доверенность и письменное согласие каждого. Следующий момент, что со сменой собственника индивидуального участка, вносить соответствующие изменения в «свидетельство» (сведения в ЕГРН) на ЗОП никто не будет. Но, с вступлением в силу 217-ФЗ с 2019 года должен появиться регламент, регулирующий данные моменты.

Если предварительно с земельным участком общего пользования ничего не делать, то он станет «условно выморочным». Выморочный, потому, что собственника больше не будет, при этом юридически право на него никому не передано. Условно, потому что выморочным имущество может по суду признать Администрация по месту нахождения земли. Никто этим заниматься не будет.

Что касается негативных последствий, которых боятся все садоводы: вдруг его купит некто и поставит шлагбаумы, будет брать деньги за проезд к собственному участку. Такое действительно может быть, но не на законных основаниях. То есть до первого приезда полиции. В случае если некий собственник действительно появится и будет препятствовать доступу к земельным участкам садоводов, нужно будет обратиться в суд и оформить сервитут (право ограниченного пользования и проезда чужим земельным участком).

Иное имущество общего пользования.
Что касается дорог (как слоя дорожного покрытия, а не земельного участка), заборов, КПП, колодцев и прочего, то покупатели на них едва ли найдутся. Либо они станут «условно выморочными», либо, как вариант, попытаться продать за символическую плату забор собственникам крайних участков. Вырученные средств разделить между садоводами в равных долях, если что-то останется после погашения долгов перед ресурсоснабжающими и прочими организациями. В любом случае, без поддержания в рабочем состоянии очень скоро инфраструктура придет в упадок.

Порядок ликвидации СНТ по инициативе общего собрания членов СНТ.

Доликвидационные мероприятия проведены. Приступаем к самой процедуре ликвидации. Общие собрания проводим максимально ответственно. Так как решение о ликвидации затрагивает абсолютно всех собственников земельных участков, расположенных на территории товарищества, уведомлены о предстоящем собрании (на котором планируется принимать данное решение) должны быть все, всеми законодательно предусмотренными способами с соблюдением сроков.

Условно процедуру ликвидации СНТ можно разделить на следующие этапы:

  1. Общее собрание членов СНТ принимает решение о ликвидации и назначает ликвидационную комиссию
  2. Налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что СНТ находится в процессе ликвидации.
  3. Публикация данных в органах печати о ликвидации СНТ.
  4. Уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации СНТ.
  5. Утверждение общим собранием промежуточного ликвидационного баланса СНТ.
  6. В порядке очередности производится выплата средств кредиторам ликвидируемого СНТ.
  7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов СНТ.

Завершение ликвидации СНТ

Ликвидация СНТ считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ и сообщается о ликвидации в органах печати.

Документы и бухгалтерская отчетность ликвидированного СНТ передаются на хранение в государственный архив.

Изменения после вступления в силу с 01 января 2019г.

Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ст.28): при ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества, за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, передается собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально их площади вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества.

ВНИМАНИЕ!

Если СНТ ликвидировано по решению ФНС, то шансы в судебном порядке восстановить СНТ, как юридическое лицо есть. Все зависит от того, вело ли фактически товарищество хозяйственную деятельность и чем это можно подтвердить.

Ликвидация СНТ полностью зависит от волеизъявления его участников. Учитывая, что ликвидация в данном случае будет иметь некие характерные черты, схожие с таким процессом, как ликвидация АО, допускается использование альтернативных методик прекращения работы учреждения.

Для того, чтобы иметь возможность контролировать все процессы, а также в кратчайшие сроки эффективно решать все вопросы, многие граждане решают создать некоммерческое учреждение, которое и будет заниматься всеми делами. В случае с владельцами дачных участков создается такое учреждение, как садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ ), которое осуществляет свою работу на основании согласованного со всеми членами кооператива устава.

В соответствии с законами, учреждение СНТ характеризуется полным контролем со стороны его активных участников. Тем не менее, нередко из-за разногласий с руководством структуры и прочих обстоятельств, возникает необходимость в таком процессе, как ликвидация садоводческого учреждения. Данный вопрос имеет массу особенностей, и отличается значительными хлопотами и сложностями, в отличии от такой операции, как ликвидация ИП, где все будет относительно быстро и просто.

Изначально учреждение СНТ подразумевает отсутствие действия коммерческого характера. По сути, СНТ выполняет роль посредника между владельцами дачных наделов и компаниями, предоставляющими им определенные услуги (поставка воды, электроэнергии и т.д.). При всем этом, такое учреждение вполне может иметь на своем балансе определенное имущество, в частности земельные владения, офисную технику и многое другое.

Если возникает необходимость в инициации такой процедуры, как ликвидация СНТ, то прежде всего стоит обратить внимание, что это довольно длительный процесс, имеющий свои характерные черты. В данном случае он будет иметь общие черты с такой операцией, как ликвидация ООО с долгами.

Как указано в ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», для того чтобы ликвидация могла быть осуществлена, необходимо наличие определенных оснований:

  1. Завершение срока действия соглашения, по которому и было создано СНТ;
  2. Достижение основных задач сообщества;
  3. Невозможность исполнения всех целей учреждения СНТ;
  4. Возникающие разногласия с руководством СНТ;
  5. Передача дачного поселения на баланс населенным пунктам, или же его преобразование в самостоятельное муниципальное образование.

Тем не менее, законодатель дает добро на такую процедуру, как ликвидация СНТ , даже если не было получено согласие всех участников учреждения. Но тут развитие будет проходить в судебном порядке, что автоматически увеличит количество проблем.

Учреждение СНТ изначально предполагает отсутствие интересов коммерческого характера. Однако это не мешает руководству получать определенные финансовые вливания, которые представлены добровольными взносами учредителей. Дачное учреждение аккумулирует собранные средства и может направлять их как на модернизацию инфраструктуры (строительство новых дорог, замена коммуникаций и т.д.) так и на заработную плату членам правления.

Речь идет о реорганизации, в результате которой товарищество будет присоединено к другой аналогичной структуре, или произойдет слияние учреждений подобного образца. Если же данная возможность отклонена на собрании владельцев имущества в дачном поселении, и они планируют дать старт такому процессу, как полноценная ликвидация, то стоит привлечь на свою сторону адвокатов.

Говоря об имуществе, контроль над которым имеет садоводческое учреждение, то ликвидация передаст его в управление всех собственников земельных паев. Это означает, что оно может быть реализовано, а средства, полученные за него. Будут в равных долях распределены между собственниками.

Ликвидация СНТ сама по себе несет за собой определенные последствия. И потому, в случае ликвидации такой структуры, как садовое учреждение, стоит заранее спрогнозировать все положительные и отрицательные моменты данного дела.

Учреждение товарищества предусматривает, что оно будет выполнять функции буфера и заключать соглашения с поставщиками и прочими юридическими лицами. Ликвидация в данной ситуации приведет к автоматическому разрыву договоренностей.

Ликвидация садоводческого учреждения некоммерческого образца будет иметь следующие последствия:

  1. Всем владельцам земли придется самостоятельно заключать договора с ресурсоснабжающими фирмами;
  2. Все обязательства, возложенные на СНТ и указанные в его уставе, прекратят свое существование;
  3. Создание СНТ предусматривает наличие имущественных ценностей, и потому, если ликвидация будет идти полным ходом, владельцам придется договариваться еще и с новым хозяином тех ресурсов, которыми владело общество;
  4. Учреждение дачного объединения также предусматривает, что в случае наличия долгов обязанность по их уплате может быть предложена участникам бывшего товарищества.

Как показывает практика, практически все СНТ, которые подлежат ликвидации, имеют финансовые проблемы. ФЗ указывает, что кредиторы не могут требовать с членов такого учреждения, как СНТ, уплаты задолженностей, однако вправе предложить им сделать это без принуждения. В противном случае общее имущество может быть пущено на торги, и тогда в деле появится новое действующее лицо, которое может все только осложнить.

В любом случае, добровольная ликвидация юридического лица, коим и является СНТ, будет проходить при полном и всеобъемлющем контроле со стороны его участников. Можно много говорить о целесообразности подобного решения, его положительных или негативных моментах, но все должны решить люди. Именно на них базируется учреждение и управление сообществом, и только в их праве решить, что с ним будет дальше.

Возможно вам будет интересно

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Выберите нужную специализацию юриста!

Помощь юриста доступна не только гражданам, но и юридическим лицам. Эксперты в области права принимают огромное количество заявок от населения.

Какие проблемы решаются на бесплатной консультации юристов:

Сегодня нет проблем, которые невозможно решить вместе с юристом. Главное подробно описать сложившуюся ситуацию и указать на важные детали.

Статья 41 66-ФЗ — Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.

Как ликвидировать СНТ. Кто может быть инициатором. Что нужно учесть при ликвидации СНТ.

Инициаторами ликвидации СНТ может быть налоговый орган по месту нахождения товарищества или сами члены СНТ.

Ликвидация СНТ по решению налоговой инспекции.

Если инициатором ликвидации выступает налоговая инспекция, то скорее всего, товарищество уже несколько лет не сдает отчетность, не платит налоги, на письма и запросы не реагирует.

Правление товарищества может несколько лет исправно исполнять свои обязанности: продолжать собирать взносы, оплачивать электричество, косить траву на ЗОП, вывозить мусор и даже строить основные средства (дороги, заборы, электрические сети). И только на этапе внесения в ЕГРЮЛ сведений или обращении в банк узнает, что СНТ, как юридического лица уже давно нет.

Какие проблемы стоит ожидать простым садоводам в связи с ликвидацией товарищества, в том числе при ликвидации по инициативе налоговой инспекции.

  • Если право собственности у садоводов не оформлено, межевание не сделано, могут быть серьезные проблемы, так как нужно согласование и справки от СНТ, как смежного землепользователя. А СНТ – нет.
  • Если в товариществе есть неплательщики, то у ликвидированного СНТ нет ни единого шанса взыскать долги с членов (или индивидуалов) в судебном порядке. Нет СНТ – нет Истца и нарушенного права. В результате с каждым годом должников будет все больше, состояние инфраструктуры будет ухудшаться, в результате велика вероятность, что однажды электричество пропадет навсегда, а проехать к участкам станет невозможно.
  • Как отнесется ресурсоснабжающая организация, когда узнает, что СНТ больше нет? Нет юридического лица, в случае возникновения задолженности взыскать нет с кого. Как вариант – переход на прямые договора. Но процедура перехода занимает определённое время, да и как получить справки и согласование от собственника сети, если его уже нет.
  • Нет СНТ, значит у каждого собственника участка должен быть договор на вывоз мусора. В противном случае территория вокруг поселка превратится в свалку.
  • При ликвидации СНТ, вне зависимости от инициатора, садоводы теряют инструмент взаимодействия, который регулирует и контролирует взаимодействие и степень участия садоводов в процессе создания и содержания имущества общего пользования. Какими бы хорошими не были отношения между садоводами в СНТ, денежные вопросы в любом случае лучше решать, имея за спиной юридический рычаг. Чем больше товарищество, тем меньше шансов все финансовые вопросы решать миром и не доводить до суда.

Ликвидация СНТ регламентируется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ст.40-44), гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами.

Имущество ликвидируемого СНТ
Если, несмотря на все аспекты, перечисленные выше общее собрание членов пришло к выводу, что СНТ нужно ликвидировать, то к процедуре этой стоит подготовиться. Речь о имуществе общего пользования.

Электрические сети.
Договор на поставку электроэнергии в 90% СНТ заключен между ресурсоснабжающей компанией (Мосэнергосбыт в Московской области) и СНТ. Далее садоводы по индивидуальным приборам учета оплачивают электричество в СНТ. СНТ перечисляет эти денежные средства с ссылкой на договор СНТ в Мосэнергосбыт. Есть конечно случаи, когда садоводы или члены правления вносят платежи за электричество напрямую в Мосэнергосбыт (если расчетный счет у СНТ не открыт). Но и такие товарищества пойдут на риск, если не наладят процесс потребления электроэнергии между Мосэнергосбытом и собственниками участков напрямую, до ликвидации. Процесс компенсации потерь, отсутствие задолженности и ремонт сетей будет некому контролировать. Приведет это к отключению электричества всем садоводам за неуплату или к неремонтируемым поломкам. Поэтому, перед ликвидацией заключаем прямые договора на оплату электроэнергии. В идеале передаем сети электросетевой компании.

Земли общего пользования.
В идеале оформить участок под ЗОП на всех в долях, пропорционально площади земельных участков в собственности. Тут есть нюансы: будут проблемы с оформлением, так как нужно как минимум доверенность и письменное согласие каждого. Следующий момент, что со сменой собственника индивидуального участка, вносить соответствующие изменения в «свидетельство» (сведения в ЕГРН) на ЗОП никто не будет. Но, с вступлением в силу 217-ФЗ с 2019 года должен появиться регламент, регулирующий данные моменты.

Если предварительно с земельным участком общего пользования ничего не делать, то он станет «условно выморочным». Выморочный, потому, что собственника больше не будет, при этом юридически право на него никому не передано. Условно, потому что выморочным имущество может по суду признать Администрация по месту нахождения земли. Никто этим заниматься не будет.

Что касается негативных последствий, которых боятся все садоводы: вдруг его купит некто и поставит шлагбаумы, будет брать деньги за проезд к собственному участку. Такое действительно может быть, но не на законных основаниях. То есть до первого приезда полиции. В случае если некий собственник действительно появится и будет препятствовать доступу к земельным участкам садоводов, нужно будет обратиться в суд и оформить сервитут (право ограниченного пользования и проезда чужим земельным участком).

Иное имущество общего пользования.
Что касается дорог (как слоя дорожного покрытия, а не земельного участка), заборов, КПП, колодцев и прочего, то покупатели на них едва ли найдутся. Либо они станут «условно выморочными», либо, как вариант, попытаться продать за символическую плату забор собственникам крайних участков. Вырученные средств разделить между садоводами в равных долях, если что-то останется после погашения долгов перед ресурсоснабжающими и прочими организациями. В любом случае, без поддержания в рабочем состоянии очень скоро инфраструктура придет в упадок.

Порядок ликвидации СНТ по инициативе общего собрания членов СНТ.

Доликвидационные мероприятия проведены. Приступаем к самой процедуре ликвидации. Общие собрания проводим максимально ответственно. Так как решение о ликвидации затрагивает абсолютно всех собственников земельных участков, расположенных на территории товарищества, уведомлены о предстоящем собрании (на котором планируется принимать данное решение) должны быть все, всеми законодательно предусмотренными способами с соблюдением сроков.

Условно процедуру ликвидации СНТ можно разделить на следующие этапы:

  1. Общее собрание членов СНТ принимает решение о ликвидации и назначает ликвидационную комиссию
  2. Налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что СНТ находится в процессе ликвидации.
  3. Публикация данных в органах печати о ликвидации СНТ.
  4. Уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации СНТ.
  5. Утверждение общим собранием промежуточного ликвидационного баланса СНТ.
  6. В порядке очередности производится выплата средств кредиторам ликвидируемого СНТ.
  7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов СНТ.

Завершение ликвидации СНТ

Ликвидация СНТ считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ и сообщается о ликвидации в органах печати.

Документы и бухгалтерская отчетность ликвидированного СНТ передаются на хранение в государственный архив.

Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ст.28): при ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества, за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, передается собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально их площади вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества.

ВНИМАНИЕ!

Если СНТ ликвидировано по решению ФНС, то шансы в судебном порядке восстановить СНТ, как юридическое лицо есть. Все зависит от того, вело ли фактически товарищество хозяйственную деятельность и чем это можно подтвердить.

Возможна ли ликвидация СНТ по инициативе его членов?

Подскажите, каким образом можно ликвидировать снт по инициативе членов? Необходимо ли 100% согласие членов СНТ?

Ответы юристов (3)

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения. Только при сосздании ликвидационной комиссии.

Есть вопрос к юристу?

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в статье 41. устанавливает лишь то, что процедура ликвидации СНТ должна быть определена на общем собрании участников СНТ. Это означает, что кворум на собрании и количество участников, которые принимают решения на собрании должны быть определены уставом СНТ. Кроме того, возможно, что уставом предусмотрен другой орган управления СНТ, который вправе принимать решение о его ликвидации.

1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексомРоссийской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.
5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядке и сроке предъявления требований кредиторов такого объединения. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации такого объединения.
6. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
7. По окончании срока предъявления требований кредиторов к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) либо принявшим решение о его ликвидации органом.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).
9. Если имеющихся у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов такого кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
10. В случае, если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств на удовлетворение требований кредиторов недостаточно, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества членов такого кооператива.
11. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган.

Добрый день, Елена.

Как указано в Федеральном законе от 15.4.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», для того чтобы ликвидация могла быть осуществлена, необходимо наличие определенных оснований:

1) Завершение срока действия соглашения, по которому и было создано СНТ;
2) Достижение основных задач сообщества;
3) Невозможность исполнения всех целей учреждения СНТ;
4) Возникающие разногласия с руководством СНТ;
5) Передача дачного поселения на баланс населенным пунктам, или же его преобразование в самостоятельное муниципальное образование.

Также в нормативном документе оговорено, что такое учреждение, как СНТ может прекратить свое существование лишь в тех ситуациях, когда все его участники согласны с данным решением. Как правило, этот пункт и вызывает появление дополнительных сложностей. Поскольку многие владельцы попросту игнорируют общие собрания, и не всегда имеется возможность оповестить их о целях проводимых консультаций.

Тем не менее, законодатель дает добро на такую процедуру, как ликвидация СНТ, даже если не было получено согласие всех участников учреждения. Но тут развитие будет проходить в судебном порядке, что автоматически увеличит количество проблем.

Если вам нужна более подробная консультация, то пишите мне в чат рядом с моей фотографией.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Закон о ликвидации снт

Модератор: admin

Добровольная ликвидация СНТ

На основании чего сделано такое предположение?
Расходы резко не снизятся. Принципиально — нет причин к их снижению

Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.
3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.
5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядке и сроке предъявления требований кредиторов такого объединения. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации такого объединения.
6. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
7. По окончании срока предъявления требований кредиторов к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) либо принявшим решение о его ликвидации органом по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
8. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).
9. Если имеющихся у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов такого кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
10. В случае, если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств на удовлетворение требований кредиторов недостаточно, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества членов такого кооператива.
11. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Процедура ликвидации ТСН (ТСЖ, СНТ, ДНТ) – товарищества собственников недвижимости – не так уж сложна для профессионального юриста, но простые граждане могут здесь столкнуться с трудностями. Поэтому в этой статье мы дадим пошаговую инструкцию для ликвидации ТСН. Обращаем внимание: речь идет о добровольной ликвидации, а не о

Первый этап: Инициирование процедуры ликвидации ТСН.

Такое решение принимает общее собрание членов товарищества собственников. Для ТСЖ как одной из разновидностей ТСН законом установлены особенности этой процедуры: решение должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов всех товарищей, а если члены ТСЖ не обладают хотя бы 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в жилом доме, то такое ТСЖ должно быть ликвидировано, но уже решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Второй этап: Уведомление регистрирующего органа о ликвидации ТСН.

Далее нужно сообщить регистрирующему органу о ликвидации. Сообщение регистрирующему органу делается письменно по форме Р15001 и строго в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации. Данное сообщение мы делаем для того, чтобы регистрирующий орган внес в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Сообщение регистрирующему органу о ликвидации – это заполнение уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

По вышеуказанной форме мы также уведомляем регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Причем уведомить о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) можно одним заявлением.

Лица, которые обязаны предоставить данное заявление:

  • Председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор – если ликвидационная комиссия или ликвидатор уже выбраны;
  • Один из членов ТСН — в случае если ликвидационная комиссия еще не выбрана. Данный член назначается общим собранием.

Подпись заявителя на форме Р15001 должна быть заверена нотариально. Вместе с ней в налоговый орган подается решение общего собрания членов о ликвидации ТСН.

Третий этап: Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Общее собрание членов нашего ТСН должно принять решение о назначении ликвидационной комиссии или одного ликвидатора, а также о порядках и сроках ликвидации.

Как только ликвидационная комиссия или ликвидатор будет назначены, именно к ним переходят полномочия по управлению делами ТСН. Ликвидаторы могут представлять интересы ТСН без доверенности во всех органах и в отношениях с другими юридическими лицами. Стоит обратить внимание также на тот факт, что не существует никаких требований в законе к ликвидационной комиссии или ликвидатору. Это значит, что общее собрание вправе само решить многие вопросы, например, каков будет состав этой комиссии, назначить вознаграждение лицам, которые входят в комиссию и т.п.

Важный момент.

Существует два варианта: можно одновременно принять решение о ликвидации нашего юридического лица, а можно сделать это разновременно. Конечно, первый вариант более удобен, особенно для ТСЖ: 2/3 голосов от общего числа членов ТСЖ обеспечить два раза будет трудно, а именно это необходимо по закону для принятия решения. Тем более, сообщение в регистрирующий орган о ликвидации надо сделать в течение 3х рабочих дней – очень сжатый срок. Поэтому для того, чтобы не уведомлять регистрирующий орган сначала о принятии решения о ликвидации и потом второй раз еще и о формировании ликвидационной комиссии, целесообразнее принять данное решение единовременно.

Четвертый этап: Выявление кредиторов.

На данном этапе ликвидационная комиссия осуществляет три функции:

  1. Выявляет кредиторов. Для того чтобы выявить кредиторов, ликвидационная комиссия размещает в журнале «Вестник государственной регистрации» запись о том, что организация ликвидируется, а также информацию о порядке и сроке заявления требований кредиторами (этот срок должен быть не менее двух месяцев с даты публикации);
  2. Получает дебиторскую задолженность. Именно для этого ликвидационная комиссия предъявляет претензии должникам, а также может обратиться в суд;
  3. Уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Это нужно сделать в письменном виде.Уведомить нужно в такие сроки, чтобы кредиторы успели заявить свои требования до того момента, как истечет срок, который указан в публикации о ликвидации.

Пятый этап: Составление промежуточного ликвидационного баланса

Итак, срок предъявления требований кредиторами закончился, что делать дальше? Ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс составляется по обычной форме бухгалтерского отчета, только нужно сделать на нем пометку «Промежуточный ликвидационный баланс».

Промежуточный ликвидационный баланс содержит:

  1. сведения о составе имущества юридического лица;
  2. список требований, которые предъявили кредиторы;
  3. результат рассмотрения данных требований;
  4. список требований, которые были удовлетворены вступившим в законную силу решением суда. Причем не важно, приняла ли ликвидационная комиссия эти требования.

Для чего мы вообще составляем промежуточный ликвидационный баланс? Именно он показывает нам дальнейшие пути действий. Их, по сути, два:

  1. Имущества организации для выплат кредиторам достаточно – продолжаем ликвидацию
  2. Имущества недостаточно – ликвидируем ТСН с помощью процедуры банкротства

Обратить внимание!

Если ликвидационной комиссии известно о какой-либо задолженности кредиторам, но он не включает ее в промежуточный ликвидационный баланс, — это незаконно. У кредитора в таком случае есть право оспорить запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации (на основании того, что нарушен установленный законом порядок ликвидации). Кредитор к тому же потребует уплатить долги.

Основная причина, по которой так хочется не учитывать некоторые долги – нежелание проведения процедуры банкротства. Потому что на ликвидационной комиссии лежит обязанность: если имущества недостаточно для погашения каких-либо долгов – в течение 10 дней с момента выявления такой недостаточности обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица. Причем следует понимать, что если ликвидационная комиссия этого не сделает, то последствия довольно неблагоприятные: во-первых, ликвидационная комиссия должна возместить убытки, причиненные данным нарушением; а во-вторых, ликвидационная комиссия несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по тем обязательствам ТСН, которые возникли по истечении 10 дней.

Сама процедура банкротства к тому же является крайне затратной, чего стоят одни только выплаты арбитражному управляющему!

Шестой этап: Утверждение промежуточного ликвидационного баланса общим собранием членов ТСН

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается на общем собрании членов большинством голосов (для ТСЖ – большинством в 2/3 голов от общего числа членов). В законе конкретных сроков для данного этапа ликвидации нет. Но нужно не забыть уведомить регистрирующий орган об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Седьмой этап: Расчеты с кредиторами

Обратить внимание!

Очередность погашения долгов перед кредиторами следующая:

1 очередь: долги перед гражданами, жизни или здоровью которых был причинен вред

2 очередь:

  1. выплачиваем выходные пособия и оплачиваем труд работников, работавших по трудовому договору
  2. выплачиваем вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности

3 очередь: оплата платежей в бюджет и во внебюджетные фонды

4 очередь: рассчитываемся с остальными кредиторами

Восьмой этап: Составление ликвидационного баланса

Мы завершили расчеты с кредиторами. Теперь настало время для того, чтобы ликвидационная комиссия или ликвидатор составили ликвидационный баланс. Утверждаем его, как обычно, путем проведения общего собрания членов простым большинством голосов или в случае ТСЖ большинством в 2/3 членов ТСЖ.

Ликвидационный баланс нужен для того, чтобы мы увидели, что же все-таки достанется членам нашей организации после ликвидации, что мы сможем распределить между членами.

Если члены ТСН спорят, кому стоит передать вещь, то ликвидационная комиссия просто продает эту вещь с торгов.

Несколько важных моментов:

  1. До того времени, пока вы не ликвидировали юридическое лицо ликвидационная комиссия должна продолжать вести бухгалтерский учет и предоставлять отчет по долгам.
  2. Дата ликвидационного баланса должна быть максимально близкой к дате когда вы подаете заявление о прекращении деятельности организации. В ином случае может даже быть ситуация, когда сведения, которые содержатся в балансе, будут признаны недостоверными.
  3. В случае если бухгалтерский баланс нулевой, то можно шестой и последующий этап провести одновременно, сдав необходимые документы в налоговый орган.

Девятый этап: Государственная регистрация ликвидации ТСН, ТСЖ, СНТ, ДНТ.

Мы должны для начала собрать документы, необходимые для регистрации ликвидации юридического лица.

  1. представить расчеты в Пенсионный фонд РФ;
  2. представить расчеты в Фонд социального страхования РФ;
  3. представить индивидуальные сведения в Пенсионный фонд РФ;
  4. закрыть все банковские счета.

И вот после всего этого мы представляем документы в регистрирующий орган. Как только будет внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, ликвидация считается завершенной.

Стоимость ликвидации ТСН, ТСЖ, СНТ, ДНТ силами наших юристов составит 18 000 рублей. За эти деньги нами предоставляется следующий объем услуг:

  1. консультировать Заказчика по правовым вопросам, связанным с ликвидацией;
  2. подготовить повестку дня собрания по ликвидации;
  3. подготовить текст уведомлений о проведении собрания;
  4. подготовить листы регистрации вручения уведомлений;
  5. разработать форму бюллетеней для голосования на собрании;
  6. составить листы регистрации участников собрания;
  7. разработать протокол счетной комиссии;
  8. составить протокол общего собрания членов товарищества;
  9. подготовить все приложения к протоколу общего собрания;
  10. заполнить форму Р15001 на ликвидацию;
  11. составить и подать уведомления в налоговый орган и предусмотренные законом приложения к ним, необходимые для проведения процедуры ликвидации;
  12. за счет Заказчика опубликовать сообщение о ликвидации товарищества;
  13. в случае необходимости составления текущей бухгалтерской, налоговой отчетности либо отчетности во внебюджетные фонды – составить и подать указанную отчетность за отдельную плату, не превышающую 3 000 (трех тысяч) рублей;
  14. совершать иные действия, необходимые для ликвидации товарищества, таким образом, чтобы это не нанесло имущественного и иного вреда Заказчику;
  15. при необходимости оспаривать незаконный отказ в регистрации в административном порядке.

1.1. Настоящий документ определяет политику Общества с ограниченной ответственностью « » (далее – Компания) в отношении обработки персональных данных.

1.2 Настоящая Политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

1.4. Политика неукоснительно исполняется сотрудниками Компании.

  1. Определения

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

  1. Принципы и условия обработки персональных данных

3.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе следующих принципов:

1) Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе;

2) Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

4) Обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

6) При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к заявленным целям их обработки.

7) Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.

3.2. Компания осуществляет обработку персональных данных только в следующих случаях:

  • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  • обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
  • обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
  • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
  • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

3.4. Компания вправе поручить обработку персональных данных граждан третьим лицам, на основании заключаемого с этими лицами договора.
Лица, осуществляющие обработку персональных данных по поручению ООО Юридическая компания «Старт», обязуются соблюдать принципы и правила обработки и защиты персональных данных, предусмотренные Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». Для каждого лица определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться юридическим лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели обработки, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных.

3.5. В случае если Компания поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Компания. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, несет ответственность перед Компанией.

3.6. Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, Компанией не осуществляется.

3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.

  1. Субъекты персональных данных

4.1. Компания обрабатывает персональные данные следующих лиц:

  • работников Компании, а также субъектов, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;
  • кандидатов на замещение вакантных должностей в Компании;
  • клиентов ООО Юридическая компания «Старт»;
  • пользователей сайта ООО Юридическая компания «Старт»;

4.2. В некоторых случаях Компанией также может осуществляться обработка персональных данных уполномоченных на основании доверенности представителей вышеперечисленных субъектов персональных данных.

  1. Права субъектов персональных данных

5.1.Субъект персональных данных, данные которого обрабатываются Компанией вправе:

5.1.1. Получать от Компании в предусмотренные Законом сроки следующие сведения:

  • подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
  • о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
  • о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
  • о наименовании и местонахождении Компании;
  • о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
  • перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
  • о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
  • наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

5.1.2. Требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

5.1.3. Отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

5.1.4. Требовать устранения неправомерных действий Компании в отношении его персональных данных.

5.1.5. Обжаловать действия или бездействие Компании в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или в судебном порядке в случае, если гражданин считает, что ООО Юридическая компания «Старт» осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы.

5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.

  1. Обязанности Компании

6.1. В соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» Компания обязана:

  • Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
  • По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
  • Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
  • Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных.

Исключение составляют следующие случаи:

Субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

Персональные данные получены Компанией на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект.

Персональные данные получены из общедоступного источника;

Предоставление субъекту персональных данных сведений, содержащихся в Уведомлении об обработке персональных данных нарушает права и законные интересы третьих лиц.

6.2. В случае достижения цели обработки персональных данных Компания обязана незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между Компанией и субъектом персональных данных либо если Компания не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных №152-ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.

6.4. В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке Компания обязана немедленно прекратить обработку персональных данных.

6.5. Компания обязана осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6.7. Компания обязана разъяснять субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с Федеральным законом.

6.8. Уведомлять субъекта персональных данных или его представителя о всех изменениях, касающихся соответствующего субъекта персональных данных.

  1. Сведения о реализуемых мерах защиты персональных данных

7.1. При обработке персональных данных Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

7.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
  • применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
  • оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
  • оценкой вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых мер, направленных на обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх