История российских конституций. Когда была принята действующая конституция российской федерации Сколько конституций было в рсфср

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима.

Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.

Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму . Ее сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов.

Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.

В то же время , идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении избирательных прав непролетарских слоёв населения - представителей так называемого «эксплуататорского класса», духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.

Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая, взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти.

С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует Союзную.

Вторая Конституция РСФСР , принятая 11 мая 1925 года , вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила «Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик» (Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года). Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.


Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года , вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года , разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 - о целях коммунистического строительства.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.

С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения «советская», «социалистическая», что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.

Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и ее субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность ее внешней и оборонной политики. Необходимость конституционных перемен назревала объективно.

Сегодня Конституции Российской Федерации исполнилось 23 года. Не стоит путать день принятия документа с его вступлением в силу (25 декабря 1993 года). История Конституции России – это бесконечное количество изменений и поправок, которые привели к созданию современного варианта документа. Годы принятия Конституции отображают разные этапы в развитии страны. За всю историю России действовало пять высших юридических нормативных правовых актов – 1918, 1925, 1937, 1978, 1993.

Сроки действия Конституций составляли 7 лет, 12 лет, 41 год и 15 лет. Это говорит о том, что Россия прошла сложный исторический путь, потому что принятие каждого документа свидетельствовало о кардинальном изменении жизни общества. Таким образом правительство подводило своеобразный итог предшествующим событиям, а также начинало новый этап в развитии государства. Первые четыре конституции по своему типу были советскими социалистическими конституциями, которые, несмотря на существенную разницу, сохраняли все социалистические ценности, утверждение советской власти, диктатуру над рабочим классом. В какой-то степени конституции 1918, 1924, 1937, 1978 годов были фиктивны. В них были закреплены определенные принципы, которые в жизни применялись очень редко. Например, принадлежность власти трудящимся, использование гражданами своих политических прав и свобод, полновластие Советов.

Первая Конституция

Первый высший юридический нормативный правовой акт был принят на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года. Его утверждение произошло после Октябрьского переворота. Документ насчитывал в себе шесть разделов. В первой Конституции основы устройства общества определял не принцип преемственности конституционного развития, а лозунги, которыми руководствовались большевики во главе с Лениным. Документ был построен таким образом, что полностью зачеркивал весь предыдущий государственно-правовой опыт России. Первая Конституция имела не прикрытый классовый характер. В ней совершенно не учитывалась демократическая концепция, что народ – это носитель и источник суверенитета страны. С одной стороны в ней была закреплена власть Советов и рабочего населения страны, но с другой – государством правила диктатура, которая не интересовалась проблемами простого населения, а иногда и лишала прав отдельные группы лиц, даже в ущерб интересам социалистической революции.

В Конституции 1918 года Россия считалась федеративным государством, но фактически ее субъекты так и не были определены. В первом высшем юридическом нормативном правовом акте открыто призывалось к применению насилия, что учредить в стране новый социалистический строй. В документе призывалось к уничтожению частной собственности, даже можно было ее принудительно безвозмездно изъять. Подобные характеристики отсутствовали в последующих версиях Конституции.

Вторая Конституция

Третья Конституция

Развитие РСФСР уже было напрямую связано с СССР, поэтому была необходимость создать общую Конституцию, которая вступила в силу в 1937 году. С ее «приходом» начался новый этап в развитии страны. Считалось, что будут построены основы социализма, которые ликвидируют эксплуататорские классы и элементы, а значит, приведут к созданию так называемой социалистической демократии. В новой Конституции все же сохранилось определение классовой сущности, но форма выражения была полностью изменена. Кроме этого, за гражданами были закреплены права независимо от социального признака, впервые упоминалось о равноправии, хотя и в утонченном виде. Таким образом, в Конституции появились первые «признаки» демократических установок, однако пока они были идеологически ориентированы. Документ этого периода уже имел более четкую юридическую форму.

Четвертая Конституция

В 1978 году была принята новая Конституция. За время своего действия (15 лет) она неоднократно изменялась. Это касалось как отдельных правовых норм, так и самой сущности документа. В отличие от всех предыдущих версий Конституции четвертая была самой нестабильной, при чем изменения в ней часто были радикальными. В новой Конституции подразумевалось, что общество вступило на новый путь – развитого социализма, который означал, что государство постепенно будет прощаться с советской диктатурой и становится общенародным. Впервые в документе слово «народ» было заменено на «субъект», которому принадлежит вся власть в стране. Однако в Конституции было прописано, что руководящей силой советского общества остается коммунистическая партия. Реформирование Конституции началось в 1989 году, которое подразумевало существенное изменение ее основных черт. Конечно, все значимые изменения вводились поэтапно: отказ от названия социалистического государства, удаление положения о коммунистической партии как ядра государства, признание прав человека, признание частной собственности.

Официальной датой принятия конституции России считается 12 декабря 1993 года. До недавнего времени этот день считался государственным праздником и был официальным выходным днем. Однако в настоящее время выходной день перенесен на новогодние каникулы для того, чтобы россияне могли подольше отдохнуть на Новый год и Рождество Христово. Тем не менее этот день остался памятной датой, так как она стала первой и на данный момент единственной действующей конституцией независимого государства Российская Федерация. До этого Россия носила название РСФСР, входила в состав Союза Советских Социалистических Республик.

Вконтакте

Одноклассники

Особенности исторического периода

В то время, когда была принята действующая конституция России, обстановка в стране была очень сложной. Поскольку СССР уже не существовал, старая конституция была объявлена неподходящей, и правительство приняло решение о создании нового документа, регламентирующего политическую и социально-экономическую жизнь страны. Основные особенности исторического периода 1991 – 1993 года:

  • Нестабильная политическая ситуация в стране после распада СССР;
  • Экономический кризис, вызванный переходом от плановой экономики к рыночной и так называемой «шоковой терапией» экономических реформ;
  • Необходимость разработки новой государственной идеологии и новой символики Российского государства взамен старой, советской;
  • Стремление властей и народа к переменам.

В этих условиях принятие нового закона было действительно необходимо. После памятного путча 1991 года и штурма Белого Дома в Москве в 1993 году и народ, и власти пребывали в растерянности. Страна отчаянно искала выход из кризиса. Новый документ был разработан с целью внести некую упорядоченность в хаос, который царил в стране в это «смутное» время .

Власти справедливо полагали, что появление этого документа поможет народу немного успокоиться, оправиться от потрясений последних лет и сделает жизнь в молодом Российском государстве более стабильной. Конечно, это произошло не сразу. Тем не менее, принятие документа способствовало постепенному выходу России из политического и социально-экономического кризиса.

Основные положения действующей Конституции РФ

Конституция Российской Федерации состоит из нескольких разделов , регламентирующих основные сферы жизни государства, народа и правительства. В частности, в этом важном документе рассматриваются такие аспекты, как:

  • Государственная символика и идеология;
  • Разделение власти на несколько ветвей: законодательную, исполнительную и судебную;
  • Права и обязанности президента страны;
  • Права и обязанности правительства;
  • Роль кабинета министров в управлении страной.

Особое внимание в документе уделяется правам гражданина страны. Так, в разделе о защите прав человека упоминаются такие важные гражданские права, как право на свободу слова , право на национальное самоопределение, право на свободу религии и многие другие важные права и свободы. По своему строению и содержанию она во многом схожа с аналогичными документами других европейских государств, а также с законом Соединенных Штатов Америки. Однако есть и существенные различия. Во многом эти различия обусловлены необычной политической ситуацией, в которой оказалась страна после распада СССР.

Ознакомиться с полным текстом этого документа можно на интернет-сайтах, посвященных российскому законодательству, а также в специализированной литературе. Изучение действующей конституции России входит в обязательную учебную программу дисциплин «Правовая грамотность» и «Обществоведение» («Обществознание»), которые изучаются во всех средних общеобразовательных школах. Также этот документ изучают студенты младших курсов – будущие юристы, социологи и политологи.

Значение действующей Конституции

Конституция России, принятая в 1993 году, сыграла решающую роль в последующей судьбе нового государства – Российской Федерации. Образно выражаясь, ее можно сравнить с путеводной звездой, которая указала правительству и народу России правильный путь к выходу из кризиса, к интенсивному развитию, к формированию новых основ российской государственности.

Народ, в большинстве своем, положительно отнесся к новому документу, а день ее принятия был сразу же объявлен государственным праздником . Конечно, документ был далек от совершенства, так как разрабатывался он в спешке. К тому же это были первые годы России как независимого государства, и отечественное правительство еще не знало и не понимало многих вещей, которые впоследствии станут очевидными.

Однако, несмотря на многие недочеты и противоречия, Российская Конституция 1993 года имеет большое значение. До наших дней она дошла в значительно измененном виде, с многочисленными поправками. Но в целом суть документа не изменилась. Конституция России так и осталась главным документом, гарантирующим защиту основных прав и свобод граждан страны, а также регулирующим полномочия государственной власти.

Основные законы Российской Федерации принимаются исходя из Конституции. Ни один закон не будет принят, если он противоречит главному документу, регулирующему жизнь Российского государства. Все это свидетельствует о важности отечественной Конституции, о ее непосредственном влиянии на жизнь народа и правительства, на защиты прав и свобод человека, на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Государственная жизнь, которая строится на конституционной основе – ситуация, характерная не только для России, но и для большинства цивилизованных государств Западной и Восточной Европы. Любое нарушение конституции и законов, основанных на ней, преследуется законом.

В свое время Конституция России стала своеобразным «спасательным кругом», за который ухватились власти страны для того, чтобы выйти из затяжного кризиса. В настоящий момент она является важнейшим документом, регламентирующим все аспекты политической и социально-экономической деятельности президента, правительства и российского народа. В связи с этим роль конституции в 1993 года в развитии независимого государства Российская Федерация нельзя недооценивать. Соблюдение основных положений конституции – залог стабильности и процветания страны.

Предыстория конституции в России берет свое начало в начале ХIХ века. Первым конституционным проектом можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Михаилом Сперанским. В документе закреплялась идея конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Свои проекты конституций предлагали декабристы Павел Пестель и Никита Муравьев.

В начале царствования императора Александра I появилась идея реформирования политического строя страны путем создания конституции, гарантирующей подданным личную свободу и гражданские права. В 1820 году была разработана "Государственная уставная грамота Российской империи", но принятие документа было отложено на неопределенный срок.

Во время реформаторского правления Александра II Россия была близка к принятию конституции. Был подготовлен проект конституции Михаилом Лорис-Меликова, в котором предложена программа преобразований, включавшая перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования и пр. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста, предполагающего осуществление реформ, Александр II был убит народовольцами. Конституционный процесс в России был прерван.

После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты (6 августа и 17 октября), в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и "Положение о выборах". Эти документы были восприняты как первый шаг к правовому строю.

Временное правительство после Февральской революции 1917 года взяло на себя функцию управления страной до созыва Учредительного собрания, призванного приступить к формированию в России правового государства. Однако созданное к началу 1918 года собрание решением ВЦИК было распущено уже 6 января того же года.

Первая Конституция РСФСР, утвержденная на V Всероссийском Съезде Советов 10 июля 1918 года, носила ярко выраженный классовый характер. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.

31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР, в значительной части включавшая в себя положения Конституции 1918 года. В соответствии с положениями союзной Конституции в 1925 году была принята новая редакция Конституции РСФСР. Ее особенность заключалась в том, что она не содержала положений о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции. Одно из главных положений - разграничение полномочий и компетенции органов СССР и РСФСР.

5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов принимает следующую советскую Конституцию, в которой был закреплен тезис о руководящей роли Коммунистической партии. В документ также были включены нормы, утверждающие экономические основы социализма. Впервые в истории государства в тексте Конституции говорилось о политических и личных правах и свободах.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. К ее особенностям можно отнести введение нормы о праве выхода РСФСР из Союза ССР.

Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года. Особенностью этого документа было наличие вводной теоретической части, в которой перечислялись основные этапы построения в СССР развитого социалистического общества.

Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, опиралась на союзную Конституцию 1977 года. В ней был расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья.

14 марта 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6 о руководящей роли КПСС, соответствующие поправки были внесены и в Конституцию РСФСР.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил государственный суверенитет на всей территории страны, приняв Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В этом документе была провозглашена необходимость принятия новой Конституции, отражающей новые политические реалии. Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года.

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх