Круг лиц, имеющих право на страховое обеспечение и правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности. Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда Круг лиц имеющих право на

Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, очерчен законом. Этому виду страхования подлежат граждане (физичес­кие лица - так они названы в законе), выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; граждане, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Граждане, вы­полняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подле­жат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указан­ными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Как и все другое законодательство об обязательном социальном стра­ховании, данный вид страхования распространяется не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не пре­дусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

У каждого застрахованного право на получение обеспечения по данному виду страхования возникает со дня наступления страхового случая. В случае смерти застрахованного лица в результате наступления страхового случая право на получение страховых выплат имеют, по общему правилу, всенетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания. Данное право имеют нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении застрахованного лица, умершего от профессионального заболевания, и в том случае, когда страховое обеспечение предоставлялось самому застрахованному при жизни.

В отличие от пенсионного законодательства, основными юридическими фактами, с которыми связано право на страховое обеспечение в случае смерти от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания являются: 1) смерть застрахованного лица; 2) нетрудоспособность лица, обратившегося за получением страхового обеспечения; 3) нахождение на иждивении умершего или возникновение права ко дню смерти застрахованного на получение от него содержания. Степень родства или свойства с умершим, в отличие от пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца, никакого юридического значения для получения страхового обеспечения не имеет.

Круг граждан, которые не состояли на иждивении застрахованного, но имели право на получение от него содержания ко дню его смерти, установ­лен Семейным кодексом РФ. При решении этого вопроса брачные или определенные родственные отношения имеют значение.



Легального определения нетрудоспособности и иждивения названный выше Закон не дает. По сложившейся практике, нетрудоспособность и иждивение как юридические факты по своему содержанию признаются аналогичными тем, которые закреплены в пенсионном законодательстве.

Для определенных членов семьи умершего застрахованного закон устанавливает исключения из указанного выше общего правила. Так право на страховое обеспечение предоставляется:

Ребенку умершего, который родился уже после его смерти;

Одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, который хотя и является трудоспособным, но не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет, либо достигшими указанного возраста, но признанными на основании заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинской организации нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе. Право на получение страхового обеспечения сохраняется за указанными выше лицами и после окончания такого ухода, если они стали нетрудоспособными в период его осуществления;

Лицам, находившимся на иждивении кормильца, но ставшим нетрудоспособными в течение пяти лет уже после его смерти.

Иждивение несовершеннолет­них детей предполагается и не требует доказательств.

Другим нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств существования.



Законом предусмотрен также срок, в течение которого выплачиваются страховые выплаты в случае смерти застрахованного:

несовершеннолетним – до достижения ими возраста 18 лет;

обучающимся старше 18 лет – до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно;

инвалидам – на срок инвалидности;

одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями, сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.

Наряду с определением круга лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, важное юридическое значение имеет и такой факт как степень утраты профессиональной трудоспособности, поскольку ею обусловлены размеры страховых выплат застрахованно­му (как единовременных, так и ежемесячных).

Как же определяется степень утраты профессиональной трудоспособности?

Освидетельствование застрахованного производится учреждением ме­дико-социальной экспертизы. Оно может осуществляться в связи с обра­щением субъектов страхования (застрахованного, страхователя, страховщи­ка) или суда при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта профессиональном заболевании.

Последующее переосвидетельствование произ­водятся тем же учреждением в установленные им сроки. Переосвидетель­ствование может производиться досрочно по заявлению застрахованного либо по обращению страховщика или страхователя. В случае несогласия застрахованного, страховщика, страхователя с заключением учреждения медико-социальной экспертизы это заключение может быть обжаловано в суд.

Уклонение застрахованного без уважительной причины от переосвиде­тельствования в установленные сроки влечет за собой утрату права на обес­печение по страхованию до прохождения им переосвидетельствования.

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах, исходя из оценки потери способности осуществлять профес­сиональную деятельность.

При наступлении у пострадавшего полной утраты профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций орга­низма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных ус­ловиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособ­ности - 100%.

Способность пострадавшего при выраженных нарушениях функций организма выполнять работу в специально созданных условиях дает осно­вание установить степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90%.

Если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может продолжать профессиональную деятельность в обычных условиях, но с выраженным снижением квалифи­кации либо уменьшением объема выполняемой работы, а также в случаях, когда он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может выпол­нять профессиональную деятельность более низкой квалификации в обыч­ных производственных условиях, устанавливается степень утраты профес­сиональной трудоспособности от 40 до 60%.

В случае если пострадавший может продолжать профессиональную де­ятельность с уменьшением или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущем снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем преж­де, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30%.

Освидетельствование проводит учреждение медико-социальной экспер­тизы по месту жительства пострадавшего либо по месту его прикрепления к соответствующему лечебно-профилактическому учреждению.

Каков круг лиц, имеющих право на взыскание алиментов в судебном порядке?

Члены семьи, поименованные в гл. 15 СК, могут заключить между собой соглашение об уплате алиментов. В этом случае размер, условия и порядок предоставления содержания будут определяться соглашением сторон.

Круг лиц, имеющих право на взыскание алиментов в судебном порядке, весьма широк. Право на получение содержания имеют несовершеннолетние и совершеннолетние нетрудоспособные братья и сестры, внуки, дедушки и бабушки, фактические воспитатели, мачехи и отчимы. Необходимость привлечения к содержанию членов семьи более отдаленных родственников, которые часто не составляют семью в социологическом смысле этого слова, связана с тем, что государство не способно взять на себя обязанность по обеспечению нетрудоспособных лиц. Меньшая степень близости между плательщиком и получателем алиментов в алиментных правоотношениях других членов семьи влияет на характер возникающих между ними обязательств. Все они являются обязательствами второй очереди, т. е. право на обращение за алиментами к этим лицам возникает только в случае невозможности получения содержания от алиментнообязанных лиц первой очереди: родителей, детей или супругов. Составы оснований возникновения этих правоотношений различны. В одних случаях они включают родственную связь между плательщиком и получателем: братья и сестры, дедушки и бабушки. В других случаях обязательства основываются на отношениях свойства и отношениях по содержанию и воспитанию в прошлом плательщика алиментов: обязательства по содержанию отчима или мачехи пасынком или падчерицей. В третьих случаях речь идет о лицах, не являющихся родственниками (фактические воспитатели и фактические воспитанники) и связанных только тем обстоятельством, что фактические воспитатели в прошлом содержали и воспитывали своих воспитанников.

Дедушки, бабушки, внуки, братья и сестры обязаны предоставлять друг другу содержание независимо от того, жили они когда-либо одной семьей или нет. Их обязанность не зависит также и от того, получали ли они в прошлом содержание от плательщика алиментов. Возможна ситуация, например, когда неполнородные братья и сестры, имеющие только одного общего родителя, практически не знают друг друга. Учитывая меньшую степень семейной близости этих лиц, алиментная обязанность возникает только в случае, если плательщик алиментов является трудоспособным. Нетрудоспособные братья и сестры не обязаны предоставлять содержание своим братьям и сестрам. Исключения составляют только дедушки и бабушки, которые обязаны предоставлять содержание своим внукам независимо от своей трудоспособности. Алиментнообязанные лица в рассматриваемых правоотношениях, как правило, должны предоставлять содержание только в случае, если они сами обладают необходимыми средствами. Только обязанность фактических воспитанников не зависит от этого обстоятельства.

Алименты взыскиваются в твердой денежной сумме, выплачиваемой ежемесячно. Размер этой суммы определяется судом исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон.

Нередко получатель алиментов имеет право требовать предоставления содержания от нескольких лиц, например от двух сестер, дедушки и бабушки. В этом случае при определении алиментов суд в соответствии со ст. 98 СК вправе учесть всех этих лиц независимо от того, предъявлен иск ко всем, к некоторым или лишь к одному из них.

Статья 93 СК регулирует алиментные обязательства братьев и сестер. В соответствии с этой нормой право на получение алиментов имеют несовершеннолетние братья и сестры и совершеннолетние нетрудоспособные братья и сестры. Не имеет значения, являются они полнородными или неполнородными. Несовершеннолетние братья и сестры имеют право обратиться за содержанием к братьям и сестрам только в случае, если у них нет родителей или родители не способны их обеспечить. Родители, как уже отмечалось, обязаны содержать своих детей независимо от наличия у них достаточных средств. Однако возможна ситуация, когда у родителей нет никаких доходов или они настолько незначительны, что не могут удовлетворить потребности ребенка даже в предметах первой необходимости. В подобном случае возможно взыскание алиментов с братьев и сестер или иных алиментнообязанных лиц второй очереди. Совершеннолетние нетрудоспособные нуждающиеся братья и сестры вправе требовать алименты от братьев и сестер, если они не могут получить достаточное содержание от своих родителей, детей супругов или бывших супругов. Обязанность выплачивать алименты братьям и сестрам возлагается только на совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, обладающих достаточными для этого средствами.

Алиментная обязанность дедушек и бабушек по содержанию внуков предусмотрена ст. 94 СК. Право на алименты имеют несовершеннолетние внуки, не имеющие возможности получить содержание от своих родителей, и совершеннолетние нетрудоспособные нуждающиеся внуки, которые не могут получить содержание от своих родителей, детей, супругов или бывших супругов. Нетрудоспособные нуждающиеся дедушка и бабушка, не способные получить содержание от своих детей, супругов или бывших супругов, в свою очередь вправе взыскать алименты со своих совершеннолетних трудоспособных внуков, обладающих достаточными средствами для предоставления содержания.

Нетрудоспособные нуждающиеся фактические воспитатели, не имеющие возможности получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей, супругов или бывших супругов, имеют право требовать содержания от своих совершеннолетних трудоспособных бывших воспитанников. Фактическими воспитателями называются лица, осуществляющие воспитание и содержание ребенка без назначения их его опекунами. Опекуны не являются фактическими воспитателями и в соответствии с п. 3 ст. 96 СК не имеют прав на получение алиментов от подопечных. Между детьми и фактическими воспитателями, как правило, нет отношений родства или они являются столь отдаленными родственниками, что закон не придает такому родству правового значения. Однако отношения, складывающиеся между ними в процессе воспитания ребенка, по своей природе напоминают родительские. Для того чтобы приобрести право на получение алиментов от бывшего воспитанника, фактические воспитатели должны в прошлом содержать и воспитывать их в течение достаточно продолжительного срока. Минимальная продолжительность такого воспитания законом не установлена. Данное решение принято потому, что невозможно однозначно определить срок, применимый ко всем ситуациям, которые могут возникнуть в реальной жизни. Вместо этого в п. 1 ст. 96 СК указано, что суд вправе освободить бывших фактических воспитанников от обязанности по содержанию своих фактических воспитателей, если последние воспитывали и содержали их менее пяти лет или осуществляли воспитание и содержание ненадлежащим образом. Освобождение воспитанников от уплаты алиментов является правом, а не обязанностью суда. Решение этого вопроса зависит от конкретных обстоятельств дела. Если воспитание и содержание продолжались менее пяти лет и суд придет к выводу, что причины, по которым они были прекращены, были неуважительными, он вправе отказать во взыскании алиментов. Если, напротив, несмотря на то что воспитание и содержание осуществлялись, скажем, всего три года, воспитатель заботился о ребенке до самого его совершеннолетия или до возвращения ребенка родителям, за ним, безусловно, должно быть признано право на алименты.

Фактические воспитанники обязаны содержать своих бывших фактических воспитателей независимо от того, обладают они сами достаточными средствами или нет.

Право на получение содержания от своих совершеннолетних трудоспособных пасынков и падчериц предоставлено также нетрудоспособным нуждающимся отчимам и мачехам, которые не могут получить средства от своих совершеннолетних трудоспособных детей, супругов или бывших супругов. Обязанность выплачивать алименты отчиму или мачехе возникает только в случае, если пасынок или падчерица обладают для этого необходимыми средствами. Отношения свойства, существующие между пасынком или падчерицей и отчимом или мачехой, сами по себе недостаточны для возникновения алиментного обязательства. Однако на практике, когда ребенок живет одной семьей со своим родителем и его новым супругом, отчим и мачеха часто содержат и воспитывают ребенка и между ними возникают такие же отношения, как между родителями и детьми. В такой ситуации они приобретают право на взыскание алиментов в будущем. Однако важное значение имеет продолжительность семейной связи между ними. В соответствии с п. 2 ст. 97 СК суд вправе освободить пасынков или падчериц от обязанности по уплате алиментов, если отчим или мачеха содержали и воспитывали их менее пяти лет или осуществляли воспитание и содержание ненадлежащим образом. Отказ во взыскании алиментов, так же как и в случае с фактическими воспитателями, является правом, а не обязанностью суда и зависит от конкретной ситуации. Возможны случаи, когда ребенок проживает вместе с новым супругом своего родителя, но между ними не складываются нормальные взаимоотношения по вине отчима или мачехи. Если суд установит, что они плохо относились к ребенку в прошлом, что выразилось в их недобросовестном отношении к его воспитанию и содержанию, они утрачивают право на получение алиментов.

В СК не предусматривается обязанность фактических воспитателей, мачех и отчимов, осуществляющих воспитание и содержание несовершеннолетних фактических воспитанников, пасынков и падчериц, выплачивать им алименты в принудительном порядке. Такая обязанность существовала в ранее действовавшем законодательстве. Исторически ее происхождение легко объяснимо. Впервые эта обязанность появляется в 1920-е гг., в период массовой беспризорности детей, когда государство было не в состоянии обеспечить их средствами к существованию. В такой ситуации было целесообразно возложить в принудительном порядке обязанности по воспитанию и содержанию ребенка на любого, кто начал это делать. Однако с течением времени существование такой алиментной обязанности становилось все менее и менее оправданным. Указанные лица в принципе не обязаны были начинать содержать детей, не являющихся их родственниками. Они делали это исключительно по доброй воле. Невозможно допустить, чтобы закон позволял обратить чей-либо гуманный поступок против этого лица. Поэтому при разработке нового СК было принято решение исключить алиментную обязанность фактических воспитателей, отчимов и мачех.


| |

Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности определен законодательством, в случае повреждения здоровья или смерти потерпевшего. По общему правилу право требовать возмещение вреда при повреждении здоровья на основании ст. 1079 ГК принадлежит потерпевшему.

Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности указан в ст. 1088 ГК, когда вред повлек смерть потерпевшего. Право на возмещение вреда имеют:

  • - нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержание;
  • - ребенок умершего, родившийся после его смерти;
  • - один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми. Внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
  • - лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течении пяти лет после его смерти;
  • - один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.

Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 1088) устанавливает более льготные условия, предоставляя право на возмещение вреда одному из родителей. Супругу или иному члену семьи, занятому уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего - инвалидами с детства, хотя и достигшими 14 лет, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.

ГК РФ, во-первых, расширяет круг инвалидов с детства, за которыми осуществляется уход (не только дети умершего, но и его внуки, братья и сестры), и, во-вторых, поднимает планку возраста инвалидов с детства (не до достижения 18 лет, а на все время нуждаемости в уходе).

Заключение нуждаемости в уходе инвалида с детства, не достигшего 18 лет, может дать медицинское учреждение, где он состоит на обслуживании, заключения ВТЭК об этом не требуется.

Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 1088) вводит ограничение, согласно которому лица, состоящие на иждивении умершего, имеют право на возмещение вреда при условии, что они стали нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.

Таким образом, обязанность, возместить вред, причиненный гибелью кормильца, Кодекс прямо связывает с правом самого потерпевшего на возмещение вреда. Иными словами, только в том случае, когда имеются условия, определяющие ответственность причинителя вреда перед самим потерпевшим, у нетрудоспособных граждан, указанных в ст. 1088 ГК, возникает право на получение возмещения.

Во-первых, пенсия по случаю потери кормильца назначается находившимися на на иждивении умершего нетрудоспособным членам его семьи, которые с исчерпывающей точностью перечислены в ст. 9 Законе РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года (супруги или лица, состоявшие с умершим в определенном кровном родстве: дети, братья, сестры, внуки, родители, дедушка, бабушка). По Кодексу же право на возмещение вреда имеют все нетрудоспособные иждивенцы умершего независимо от того, состояли они с ним в родственных отношениях или нет.

Некоторые из членов семьи, предусмотренные ст. ст. 9 Законе РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года", имеют право на пенсию по случаю потери кормильца при наличии дополнительных (кроме нетрудоспособности и иждивенства) условий: взрослые дети, братья сестры и внуки, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки, если они не имеют трудоспособных родителей, дедушка и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Эти дополнительные условия в Гражданском Кодексе также не предусмотрены.

Из числа нетрудоспособных, не состоявших на иждивении умершего, пенсии по случаю потери кормильца имеют право получать только его дети и нетрудоспособные родители, если впоследствии они утратили источник средств к существованию, а также родители и вдовы (вдовцы) граждан, погибших вследствие военной травмы.

По Кодексу причинитель обязан возместить вред всем нетрудоспособным, которые не состояли на иждивении умершего, но ко времени его смерти имели право на получение от него содержания.

Таким образом, общим и обязательным условием как для лиц, фактически находившихся на иждивении умершего, так и для лиц, лишь имеющих право на получение от него содержания, является их нетрудоспособность.

Нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти потерпевшего Кодекс признает:

а) несовершеннолетних (в том числе ребенка умершего, рожденного после его смерти) до достижения 18 лет (независимо от того, работают они или учатся или ничем не заняты).

Правом на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, пользуются также совершеннолетние дети умершего, состоявшие на его иждивении, если они учатся в очных учебных заведениях; им возмещение выплачивается до окончания обучения, но не дольше, чем до достижения 23 лет.

Пример. После смерти потерпевшего осталась дочь 19 лет, которая не работает и не учиться. Через год она поступила в университет. С этого момента и до достижения 23 лет ей назначается и выплачивается возмещение вреда в связи со смертью отца (при условии, она продолжает учиться).

В отличие от пенсионного законодательства, ограничивающего размер выплачиваемой пенсии детям, братьям, сестрам и внукам умершего кормильца, находящимся на полном государственном содержании, Кодекс подобного ограничения не содержит. Всем им возмещение вреда в связи со смертью кормильца выплачивается в полном размере. Ребенок умершего, рожденных после его смерти, имеет право на возмещение по случаю потери кормильца, если отцовство умершего подтверждается свидетельством о рождении отдела ЗАГСа.

  • б) женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет.
  • в) инвалидов - независимо от того, какая из групп инвалидности установлена им ВТЭК - 1,2 или 3. Лица, хотя частично и утратившие трудоспособность, но не признанные ВТЭК инвалидами, правом на получение возмещения вреда в связи со смертью кормильца не пользуются.
  • г) одного из родителей, супруга или другого члена семьи, если он не работает и занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14 лет. Либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе.

Кодекс признает право на возмещение вреда за любым членом семьи. Заметим, что правом на пенсию по случаю потери кормильца другой член семьи, кроме родителей или супруга, дедушки, бабушки, брата или сестры, не пользуется.

Родителю, супругу или другому члену семьи, не работающему и занятому уходом за детьми, не достигшими 14 лет, возмещение вреда выплачивается и в тех случаях, когда ребенок посещает детский сад.

Если такой родитель, супруг или другой член семьи в период осуществления ухода стал инвалидом или достиг престарелого возраста, выплата ему возмещения вреда продолжается в течении всего периода инвалидности или пожизненно(п. 1 ст. 1088 ГК).

Основанием для признания нетрудоспособности, как правило, является либо возраст (несовершеннолетние и престарелые), либо состояние здоровья (инвалидность). В этом случае исключение сделано лишь для родителей, супруга или другого члена семьи умершего, если он не работает и занят уходом за малолетними.

Условное отнесение названных лиц к числу нетрудоспособных вызвано тем, что, ухаживая за детьми, они зачастую лишены возможности работать, иметь самостоятельный заработок.

Таким образом, получение трудоспособным родителем, супругом или другим членом семьи умершего возмещение вреда возможно лишь при условии, что он после смерти кормильца не работает. Так как занят уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего, не достигшими 14 лет либо хотя и достигли указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися в постоянном уходе.

Поэтому, например, трудоспособной матери, не проживающей совместно с ребенком, возмещение вреда не выплачивается. Если указанный родитель или супруг, или другой член семьи поступает на работу, он лишается права на получение возмещения. Но если он вновь до достижения детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца 14 лет либо хотя и после достижения указанного возраста, но если они по заключению медицинских органов нуждаются по состоянию здоровья в постоянном уходе, оставит работу, то снова приобретает право на получение возмещения. Следует также признать право на возмещение вреда за женой умершего, которая работала на день смерти мужа, но после рождения зачатого при его жизни ребенка оставила работу.

Нетрудоспособные иждивенцы умершего имеют право на возмещение вреда по случаю смерти кормильца. Это право не зависит от того, состояли нетрудоспособные иждивенцы в какой-либо степени родства или свойства с умершим кормильцем или нет.

Так, право на возмещение имеют:

  • - отдаленные родственники умершего (тетя, дядя, двоюродная сестра);
  • - лица, не связанные с умершим кровным родством(например, сводные братья и сестры, теща и тесть, свекор и свекровь, мачеха и отчим, пасынок и падчерица);
  • - лица, находящиеся с умершим ни в родственных отношениях, ни в отношениях свойства (например, бывшая няня, друг детства, подопечный);
  • - супруг, его родители и дети по фактическому (незарегистрированному) браку. При этом не имеет значение, находился ли нетрудоспособный фактический супруг умершего в зарегистрированном браке с другим лицом или нет.

Нетрудоспособные иждивенцы умершего составляют основную категорию лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае потери кормильца.

Кодекс, также как и пенсионное законодательство, обуславливают право на возмещение вреда наличием факта иждивения.

Члены семьи умершего считаются на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь. Которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (Закон "О трудовых пенсиях в РФ).

Что касается основного значения помощи, того, была ли помощь умершего основным источником средств к существованию, то этот вопрос можно выяснить путем сравнения размера помощи со стороны умершего и других доходов. Решение вопроса зависит от конкретного соотношения размера получаемой нетрудоспособным членом семьи заработной платы, пенсии или стипендии и размера помощи, оказывавшейся ему умершим.

Вопрос об иждивении для признания права на возмещение вреда разрешается органом, рассматривающим заявление о возмещении вреда (то есть администрацией или судом) после тщательного изучения фактических взаимоотношений между данным нетрудоспособным лицом и умершим работником. О документах, подтверждающих иждивенство, и об становлении факта нахождения на иждивении в судебном порядке. Нетрудоспособные иждивенцы обычно живут совместно с лицами, доставляющими им средства к существованию, в большинстве случаев ведут общее хозяйство. Однако раздельное проживание не исключает возможности признания данного нетрудоспособного иждивенцем.

Более того, признание члена семьи иждивенцем умершего допустимо и при получении другим членом семьи надбавки к пенсии на данного иждивенца.

Пример. Воронкова обратилась в суд об установлении факта нахождения ее на иждивении умершего сына.

Народный суд отказал Воронковой в иске, сославшись на то, что она совместно с сыном не проживала, а на иждивении мужа. Кроме того, у нее есть 0,15 га земли.

Это решение было опротестовано заместителем Генерального прокурора и отменено Судебной коллегией Верховного суда РСФСР по следующим основаниям:

  • - совместное проживание не является обязательным условием для признания факта нахождения на иждивении;
  • - не обоснован довод суда о нахождении Воронковой на иждивении мужа, поскольку он не работает, получает небольшую пенсию, а надбавка к ней за жену составляет незначительную сумму; суд не проверил доводов Воронковой, касающихся земельного участка. Она утверждала, что участок всегда обрабатывал их ныне умерший сын, так как они с мужем не в состоянии это делать.

Иждивенство детей предполагается и не требует доказательств: несовершеннолетние дети умершего, на содержание которых умерший выплачивал или обязан был выплачивать алименты, признаются состоявшими на иждивении. При этом не имеет значения, проживал ли умерший родитель совместно с детьми или порознь, выплачивал ли он алименты или скрывался от их уплаты, а также размер алиментов.

Также признается иждивенцем отца ребенок, отец которого алименты не выплачивал.

Из приведенного правила следует важный практический вывод: на ребенка, получавшего или не получавшего алименты, возмещение вреда в связи со смертью родителя (кормильца) всегда определяется в долевом отношении к заработку умершего, а не в твердой сумме, как это делается, например, для родителя умершего, получающего алименты.

С 1 марта 1996 года в связи с введением в действие Семейного кодекса РФ определяется круг нетрудоспособных лиц, имеющих право на возмещение вреда, но не получающих содержания от потерпевшего ко дню его смерти, впредь следует руководствоваться ст. 80,81,87,89,90,93-98 Семейного кодекса РФ.

Другими словами это круг лиц, имеющих алиментные права и обязанности, установленные Семейным кодексом РФ. Нетрудоспособные лица, не состоявшие на иждивении умершего работника, но имевшие ко времени его смерти право на получение от него содержания, имеют право и на получение возмещения вреда, причиненного смертью кормильца.

То обстоятельство, что данные граждане не реализовали своего права на получение алиментов при жизни потерпевшего, не лишает их возможности осуществить это право после смерти.

В решении указанного вопроса законодательство исходит из наличия между гражданами брачных или определенных родственных отношений. На данном вопросе более подробно останавливаться не буду, ввиду его объемности. Хочется отметить, как видно из текста соответствующих статей Семейного кодекса РФ, право нетрудоспособных родителей, супругов, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей и других родственников на получение содержания зависит от признания их нуждающимися. Бесспорным доказательством права указанных лиц на получение содержания от погибшего при его жизни, а после его смерти - на получение возмещения вреда является судебное решение о взыскании алиментов.

Пленум Верховного суда РФ №3 разъяснил судам, что право несовершеннолетнего на получение возмещения в связи с гибелью кормильца сохраняется за ним и в случае его последующего усыновления. Возмещение, выплачиваемое нетрудоспособному супругу, сохраняется за ним и при вступлении в новый брак, поскольку при наступлении указанных выше обстоятельств по возмещению вреда.

Бывшему супругу умершего, впервые обратившемуся за возмещением вреда после вступления в новый брак, возмещение не назначается.

Согласно п. 1 ст. 1088 ГК РФ, лица, состоявшие на иждивении умершего, приобретают право на возмещение вреда, если они стали нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти. Это правило подлежит применению к правоотношениям, возникшим после введения в действие второй части ГК РФ (то есть с 1 марта 1996 года).

Ко дню смерти мужа вследствие трудового увечья жене исполнился 51 год, она была трудоспособна. Много лет она не работала, была занята воспитанием и находилась на иждивении мужа. Через четыре года после его смерти вдове исполнилось 55 лет, и она стала нетрудоспособной по возрасту. В новый брак она не вступила. Со дня достижения 55 лет она приобретает право на возмещение вреда за счет работодателя.

Если бы она достигла 55 лет более чем через пять лет со дня смерти мужа, то в соответствии с п.1 ст. 1088 ГК РФ права на возмещение вреда в связи с его смертью у нее не было бы.

Таков основной круг лиц имеющих право на возмещение вреда причиненного источником повышенной опасности в случае причинения вреда здоровью или смерти кормильца.

Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, очерчен законом. Этому виду страхования подлежат граждане (физичес­кие лица - так они названы в законе), выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; граждане, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Граждане, вы­полняющие работу на основании гражданско-правового договора, подле­жат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний, в случае если в соответствии с указан­ным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Как и все другое законодательство об обязательном социальном стра­ховании, данный вид страхования распространяется не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если иное не пре­дусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

У каждого застрахованного право на получение обеспечения по данному виду страхования возникает со дня наступления страхового случая. Лица, чье право на получение возмещения вреда, причиненного здоровью от несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, возникло в соответствии с законодательством СССР или Российской Федерации, право на обеспечение по данному виду страхования получили со дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. (т.е. с 6 января 2000 г.).

В случае смерти застрахованного лица право на получение страховых выплат имеют, по общему правилу, всенетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню ᴇᴦο смерти право на получение от него содержания.

В отличие от пенсионного законодательства, основными юридическими фактами, с которыми связано право на страховое обеспечение в случае смерти от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания являются˸ 1) смерть застрахованного лица; 2) нетрудоспособность лица, обратившегося за получением страхового обеспечения; 3) нахождение на иждивении умершего или возникновение права ко дню смерти застрахованного на получение от него содержания. Степень родства или свойства с умершим, в отличие от пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца, никакого юридического значения для получения страхового обеспечения не имеет.

Круг граждан, которые не состояли на иждивении застрахованного, но имели право на получение от него содержания ко дню ᴇᴦο смерти, установ­лен Семейным кодексом РФ. При решении этого вопроса брачные или определенные родственные отношения имеют значение

Круг лиц, имеющих право на страховое обеспечение - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Круг лиц, имеющих право на страховое обеспечение" 2015, 2017-2018.

определены ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» правом на государственную пенсию по старости

обладают граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Условия назначения государственной пенсии по старости устанавливаются применительно к конкретным категориям указанных лиц:
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
  • инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г.

Последние (участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения) подразделяются на две категории:

  • участники 1986-1987 годов и
  • участники 1988-1990 годов.
  • граждане, которые работают (работали) или проживают (проживали) в различных зонах радиационного загрязнения.

    занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

    эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

    постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

    постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом;

    постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;

    занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При назначении государственной пенсии по старости факт и продолжительность проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, как и сами зоны такого загрязнения, определяются в порядке, предусмотренном Законом от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со ст. 7 этого Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на четыре зоны:

Первая зона - зона отчуждения (именовалась в 1986-1987 годах - 30-километровой зоной, а с 1988 г. до 15 мая 1991 г. - зоной отселения).

Данная зона - это территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории РФ, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 гг. население было эвакуировано;

Вторая зона - зона отселения.

Это часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/км2, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/км2, или плутонием-239, 240 - свыше 0,1 Ки/км2;

Третья зона - зона проживания с правом на отселение.

Это часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2;

Четвертая зона - зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Это часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2.

В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Границы этих зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются и пересматриваются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ

Колесов Г.Б.,независимый пенсионный консультант,

эксперт по пенсионному и финансовому планированию жизни

kolesovgb.ru

Kolesovgb.ru

2. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.

Статьей 3 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» закреплен основной круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.

Право на трудовую пенсию имеют как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Право на пенсию возникает при соблюдении ими условий, дающих право на такую пенсию. Как правило, это наличие страхового стажа требуемой продолжительности и достижение определенного возраста.

Однако следует обратить внимание, что имеется существенное отличие в круге лиц между гражданами РФ и иностранными гражданами и лицами без гражданства. У последних двух категорий лиц право на пенсию, как правило, возникает при наличии дополнительного условия, а именно постоянного проживания на территории РФ, за исключением случаев, установленных международными договорами и заключенных Российской Федерацией, как я говорила, на принципах пропорциональности.

Статьей 4 закреплено несколько принципиально важных положений.

Первое положение заключается в том, что право на пенсию реализуется путем обращения граждан за пенсией, т.е. автоматического установления пенсии не происходит. Воля гражданина должна быть выражена путем подачи письменного заявления об установлении пенсии в территориальный орган ПФР по месту его жительства. Порядок обращения за пенсией регламентирован Правилами обращения за пенсией, утвержденных (уже упоминаемым мною в свете делегированных законодателем полномочий) постановлением Министерства труда и социального развития РФ и ПФР от 27 февраля 2002 года № 17/19пб.

Второе положение заключается в том, что при наличии у граждан права на несколько видов пенсий, установлена может быть только одна пенсия. Это положение соответствует статье 33 Конвенции МОТ 1967 года за № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца», устанавливающей, что в случае если застрахованное лицо имеет право более чем на одну пенсию по обязательному пенсионному страхованию, то ему устанавливается сумма, равная самой выгодной по размеру пенсии. При этом право выбора принадлежит самому гражданину и обычно критерием для выбора той или иной пенсии является ее размер.

Третье положение заключается в том, что в ряде случаев гражданин может иметь право на одновременное получение двух пенсий.

Впервые эта норма – о праве на две пенсии – была закреплена Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и касалась в первую очередь инвалидов вследствие военной травмы. Вопрос об установлении им наряду с трудовой пенсией и фронтовой неоднократно обсуждался еще в период действия союзного пенсионного законодательства.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части получения одновременно двух пенсий содержит отсылочную норму к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (№ 166-ФЗ от 15.12.2001 г.). В статье 3 данного Закона указаны шесть категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.

К таким гражданам относятся:

во-первых, инвалиды вследствие военной травмы,

во-вторых, участники Великой Отечественной войны,

в-третьих, родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в период ее прохождения либо умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы,

в-четвертых, нетрудоспособные члены семьи отдельных категорий граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

в-пятых, вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак. Категория вдов была расширена с 6 января 2007 года Федеральным закон от 21 декабря 2006 года № 239-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и статью 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

До этой даты право на две пенсии имели лишь не вступившие в повторный брак вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну и войну с Японией,

в-шестых, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда. Эта категория получателей двух пенсий также появилась сравнительно недавно, с 10 декабря 2006 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25.11.2006 № 196 «О внесении изменений в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, блокадникам устанавливается трудовая пенсия по старости и пенсия по инвалидности по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Членам семей военнослужащих и «чернобыльцев» – трудовая пенсия по старости или трудовая пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации».

В правоприменительной практике право на две пенсии имеют федеральные государственные служащие. Им устанавливается трудовая пенсия по старости (инвалидности) и пенсия за выслугу лет по статье 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Справедливости ради следует сказать, что многие специалисты не без основания считают, что данную категорию граждан нельзя в полной мере отнести к получателям двух пенсий. Поскольку, во-первых, пенсия за выслугу лет им назначается при условии назначения трудовой пенсии по старости или инвалидности и, во-вторых, размер пенсии за выслугу лет исчисляется с учетом установленного размера трудовой пенсии.

Кроме того, право на трудовую пенсию предоставляется некоторым категориям граждан, которые являются получателями пенсий по линии силовых структур и указаны в статье 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Это - вдовы и родители военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) вследствие военной травмы. Им, кроме пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с указанным Законом, могут устанавливаться трудовая пенсия по старости (инвалидности).

Также в статье 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» закреплена норма об установлении наряду с пенсией, предусмотренной Законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, накопительной части трудовой пенсии. Теоретически за счет права на накопительную часть трудовой пенсии круг получателей двух пенсий также может быть существенно расширен.

К наиболее распространенной категории таких лиц следует отнести граждан 1967 года рождения и моложе, которым пенсия по старости будет назначаться по нормам Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» за работу или проживание в зоне радиоактивного загрязнения. При соблюдении установленных условий они могут получать пенсию с учетом норм указанного Закона и накопительную часть трудовой пенсии.

К этой же категории можно отнести и получателей пенсий за выслугу лет из числа военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. При соблюдении установленных условий они могут получать пенсию с учетом норм Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и накопительную часть трудовой пенсии.

studfiles.net

§ 2. Досрочные пенсии по старости

Досрочные пенсии по старости назначаются как по системе государственного пенсионного обеспечения, так и в порядке обязательного пенсионного страхования.

Право на государственную досрочную пенсию по старостив соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионным обеспечении» имеют следующие категории:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;

9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.

В соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ к указанным категориям, относятся граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Возраст выхода на пенсию, а также ее размер зависят от того, к какой из указанных выше категорий граждан относится лицо, претендующее на получение пенсии.

Гражданам, указанным в пп. 1и4 , пенсия назначается по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчинам и женщинам) при наличиитрудового стажане менее пяти лет.

Гражданам, указанным в п. 2, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчинам и женщинам) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

Гражданам, указанным в п. 3и5-10, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренногоФедеральным законом«О трудовых пенсиях в РФ», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном ст. 30, 32-37ЗаконаРФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Например, лицам, указанным в п. 3, пенсионный возраст снижается в зависимости от периодов, в которых они принимали участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986-1987 годах, пенсионный возраст уменьшается на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения, а в 1988-1990 годах – на 5 лет.

Лицам, указанным в п. 5, то есть эвакуированным из зоны отчуждения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения; переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности и т.д.

Размеры пенсий по старости гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, устанавливаются в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственном пенсионным обеспечении».

Гражданам, указанным в пп. 1-3, а также гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф, пенсия по старости устанавливается в размере 250 процентов размера социальной пенсии.

Гражданам, указанным в пп. 4-10 пенсия по старости устанавливается в размере 200 процентов размера социальной пенсии.

Кроме того, гражданам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер пенсии по старости увеличивается на 1/3 социальной пенсии в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Досрочная страховая пенсия по старостиназначается ранее достижения общего пенсионного возраста при наличии оснований, указанных в законе, и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Основания, дающие право на получение досрочной пенсии по старости, в зависимости от их содержания могут быть классифицированы на две группы.

К первой группе относятся:работа в специальных условиях труда (вредных, опасных, тяжелых, неблагоприятных климатических условиях, указанных в пп. 1 – 18 пункта 1 ст. 30, и в пп. 6,7 пункта 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях»), а также занятие определенной профессиональной деятельностью в течение периода, указанного в законе (педагогической; лечебной и иной по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях; летно-испытательной деятельностью – пп.19 – 21 пункта 1 ст. 30, ст. 31).

Вторая группа оснований включает обстоятельства, признаваемые социально значимыми, при наступлении которых возникает право на досрочную пенсию по старости (пп. 1 - 5 пункта 1 ст. 32).

Конкретные виды работ и профессиональной деятельности, а также условия назначения досрочной пенсии по старости каждой категории работников приведены в таблице:

Вид работы

Пенсионный возраст

Специальный страховой стаж (лет)

Общий страховой стаж (лет)

Подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах

Работа с тяжелыми условиями труда

Работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин

Работа в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью

Работа в составе локомотивных бригад и отдельных категорий работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы

Работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах

Работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования

Работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах

Работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения)

Работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах

Работа полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников

Работники ведущих профессий - горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин

Работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности

Работа в летном составе гражданской авиации;

при оставлении летной работы по состоянию здоровья

Работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации

Работа в качестве инженерно-технического состава по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации

Страховой стаж в гражд.авиации

Работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС, участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы

Работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС

Педагогическая деятельность в учреждениях для детей

Лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

В сельской местности и поселках городского типа

В городах

Творческая деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности)

либо независимо от возраста

либо независимо от возраста

Как видно из приведенной таблицы, досрочные страховые пенсии по старости могут устанавливаться как независимо от возраста, так и по достижении определенного возраста. В ряде случаев требуется сочетание общего и специального страхового стажа, в других – длительная продолжительность только специального страхового стажа.

Виды работ с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда, дающими право на включение их в специальный страховой стаж, установленыПравительством РФ. Так, например,Спискисоответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, а такжеправилаисчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии по старости установлены постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»1.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до 1 января 2013 года, засчитываются в специальный страховой стаж при условии признания их в соответствии с законодательством, которое действовало в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы, предусмотренные подпунктами 1– 18 пункта 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях», имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в специальный страховой при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом также требуется, чтобы класс условий труда на рабочих местах по указанным работам соответствовал вредному или опасному классу, установленному по результатам специальной оценки условий труда, которая была проведена в соответствии с Федеральным Законом от 28 декабря 2014 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Неблагоприятные климатические условия, в которых протекала трудовая деятельность,- самостоятельное основание для досрочной пенсии по старости. Условия ее назначения в этом случае предусмотрены подпунктами 6 и 7 пункта 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях».

Гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, пенсия по старости назначается: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют общий страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением общего пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Специальные условия для назначения досрочной пенсии по старости предусмотрены для граждан, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и проработавших в качестве оленеводов, рыбаков, охотников- промысловиков не менее 25 и 20 лет (соответственно мужчины и женщины). Пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, а женщинам по достижении возраста 45 лет.

Выше говорилось о том, что к основаниям для назначения досрочной пенсии по старости отнесено также занятие определенной профессиональнойтрудовой деятельностьюне менее той продолжительности, которая указана в законе.

Одним из видов такой деятельности признается работа в летно-испытательном составе. Досрочная страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 31 Закона «О страховых пенсиях» назначается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, и непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и не менее 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.

Педагогическая деятельность, лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческая деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях дает право на получение досрочной страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных подпунктами 19 – 21 пункта 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях».

Круг лиц, имеющих право на досрочные страховые пенсии по старости в связи с обстоятельствами, признаваемыми социально значимыми, предусмотрен ст. 32 Закона «О страховых пенсиях». К нему отнесены:

Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет. Досрочная пенсия по старости им назначается по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стажне менее 15 лет;

Один из родителей инвалидов с детства, воспитавший их до достижения ими возраста 8 лет. Пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;

Женщины, родившие двух и более детей, получают страховую пенсию по старости в возрасте 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районахКрайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

Инвалиды вследствие военной травмы. Пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

Инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности, получают пенсию: мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;

Граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики страховую пенсию по старости получают: мужчины по достижении возраста 45 лет и женщины по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Размер страховой пенсии по старости установлен ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»1.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх