Ответственность за административные правонарушения может устанавливаться. Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административная ответственность имеет специфические особенности:

1. Устанавливать административную ответственность могут только органы законодательной, а в пределах своей компетенции - и органы исполнительной власти .

3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.

4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность , права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность. Правонарушитель должен претерпеть нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону , предупреждения совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем: 1) во всеобщей обязательности правил для всех граждан, несоблюдение которых влечет административную ответственность; 2) ответственность возникает перед государством , которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать - это и законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы исполнительной власти Федерации и субъектов, органы местного самоуправления по вопросам стихийных бедствий и эпидемий. Разнообразны органы, применяющие административную ответственность: административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; главы органов местного самоуправления ; органы внутренних дел, государственного пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и иные органы исполнительной власти.

Административная ответственность не влечет судимости и не является основанием увольнения с работы.

Кодекс об административных правонарушениях содержит общие правила наложения взысканий за административные правонарушения. Взыскания налагаются с учетом характера правонарушения, его последствий, личности правонарушителя и других обстоятельств.

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного.

Виды административной ответственности

Предупреждение - вид взыскания, преследующий целью моральное осуждение правонарушителя. Предупреждение, как правило, производится в письменной форме и применяется за неосторожные правонарушения , совершаемые лицом впервые.

Административный штраф - это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной денежной сумме. Величина штрафа может устанавливаться: 1) кратно минимальному размеру оплаты труда ; 2) кратно стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества; 3) фиксированной денежной суммой. Возмездное изъятие предметов применяется в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Это взыскание состоит в принудительном изъятии предмета и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (например, нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте влечет в том числе возмездное изъятие этих объектов).

Конфискация - это принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи , явившейся орудием или предметом совершенного правонарушения (например, конфискация таможенным органом предмета, провоз которого через границу запрещен).

Граждан и лиц без гражданства - это принудительное (самостоятельное) и контролируемое перемещение через государственную границу Российской Федерации за пределы страны. Данное взыскание применяется в целях обеспечения безопасности личности , общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение , в духе соблюдения российских законов , уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность ().

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия) . Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие) . Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ :

умышленно , если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности , если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения . К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст . Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет ().

Иностранные граждане . Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях ().

4. Наказуемость деяния : за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях , ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения - это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ ("Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего") не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке ();
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство ();
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена ();
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством ();
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения ();
  • Превышение установленной скорости движения ()
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак "характер совершения "), и именно в общественных местах (признак "место ").

3) Субъект административного правонарушения - физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения - любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения - должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения - военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юридическая ответственность. Понятие, признаки и виды юридической ответственности. Законодательство об административной ответственности работников торговли. Уголовная ответственность за правонарушения работников торговли. Предупреждение правонарушений в коммерческой деятельности.

Юридическая ответственность – это важная мера защиты интересов личности, общества и государства, так как она является одним из средств борьбы с правонарушениями, обеспечения правомерного поведения. Юридической ответственностью называется применение к лицам, совершившим правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Признаки юридической ответственности :

· юридическая ответственность устанавливается государством в правовых нормах; меры юридической ответственности содержатся в санкциях правоохранительных норм;

· она всегда выступает в качестве меры государственного принуждения, наказания виновного в правонарушении и состоит в применении к нему санкций правовых норм;

· юридическая ответственность применяется специально уполномоченными государственными органами;

· юридическая ответственность характеризуется определенными лишениями личного, организационного или имущественного характера, которые виновный обязан претерпеть, т.е. понести определенное наказание. Эти лишения – естественная реакция государства на вред, причиненный правонарушителем обществу или отдельной личности;

· юридическая ответственность наступает только за совершение правонарушения. Если поведение субъекта не подпадает под признаки правонарушения, то данное лицо не подлежит юридической ответственности;

· применение мер юридической ответственности к правонарушителю возможно лишь при условии соблюдения определенного процедурно-процессуального порядка, установленного законом.

Юридическая ответственность может быть разделена на виды. Самая распространенная классификация юридической ответственности – в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушаются, какой вид правонарушения совершен. По этому критерию можно выделить следующие виды юридической ответственности:

- уголовная ответственность – ответственность, применяемая к лицу за совершение преступления – деяния, предусмотренного нормами уголовного права. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. Основной формой реализации уголовной ответственности является уголовное наказание в виде лишения свободы, исправительных работ и т. д.;

- административная ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного и др.), этим и объясняется, что круг актов, имеющих к ней отношение, многочислен. Центральное место среди них занимает Кодекс РФ об административных правонарушениях, в котором предусмотрены следующие виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф, дисквалификация, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и др.;

- гражданско-правовая ответственность наступает при совершении гражданского проступка (деликта) и заключается в применении мер воздействия, имеющих, как правило, имущественный характер. Она состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Полное возмещение вреда – основной принцип гражданско-правовой ответственности. Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени, и в этом проявляется ее компенсационный, право-восстановительный характер. Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном порядке;

- дисциплинарная ответственность наступает за дисциплинарный проступок, т. е. за нарушение трудовой, воинской, служебной дисциплины. Ее отличительная особенность состоит в том, что лицо, к которому применяется дисциплинарная ответственность, подчинено по службе, работе органу, применившему ту или иную меру взыскания, а в случае наложения административного наказания отношения подчиненности отсутствуют. Трудовым кодексом РФ предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий – замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.;

- материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия). Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ущерба. Порядок возложения материальной ответственности и определение размера причиненного ущерба определены Трудовым кодексом РФ.

Сущность юридической ответственности в коммерческой деятельности состоит в претерпевании субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущенным с его стороны ненадлежащим исполнением обязательства и вызванного этим нарушения прав (законных интересов) другого лица. Ответственность, применяемая в торгово-предпринимательских (коммерческих) отношениях, устанавливается различными отраслями законодательства: гражданским, административным, налоговым, таможенным, уголовным и др. Отраслевые меры ответственности призваны оказывать воздействие на разные стороны коммерческой деятельности. Однако поскольку коммерческое право является подотраслью гражданского, то первоочередного рассмотрения требуют меры гражданско-правовой ответственности , применяемые в предпринимательской деятельности.

Применение мер гражданско-правовой ответственности в предпринимательской деятельности характеризуется следующим:

· в коммерческой деятельности ответственность носит имущественный характер. Даже когда возмещается ущерб, нанесенный деловой репутации, то делается это путем оценки ущерба в денежном выражении;

· меры ответственности применяются по инициативе потерпевшей стороны. Механизм ответственности приводится в движение усилиями самого потерпевшего;

· стороны всегда имеют право на применение мер ответственности в судебном порядке. Суд лишь удовлетворяет требование истца о применении к неисправному должнику мер ответственности, а служба судебных приставов исполняет принесенное истцом судебное решение;

· это ответственность, которую один субъект несет перед другим равноправным субъектом, а не перед государством, как в публичных отношениях (за исключением конфискационных мер ответственности);

· ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств может устанавливаться как нормативным правовым актом, так и договором. ГК РФ закрепляет широкие возможности субъектов по договорному регулированию ответственности. Стороны вправе устанавливать в договоре специальную ответственность за нарушение как императивных, так и диспозитивных положений закона. Они могут своим соглашением увеличивать размеры ответственности по сравнению с предусмотренными законом.

Рассматривая видовое разнообразие мер гражданско-правовой ответственности, используемых в предпринимательской деятельности, можно выделить ее следующие особенности:

1. Возмещение убытков. В соответствии со ст. 15 ГК РФ убытки складываются из трёх составляющих:

· расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;

· утрата или повреждение имущества;

· неполученные доходы, которые лицо реально могло бы получить, если бы его право не было нарушено.

Первые две составляющие представляют собой содержание реального ущерба, а вторая составляющая – упущенную выгоду. Под реальным ущербом понимаются расходы, которые кредитор, право которого нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, денежная оценка утраченного или поврежденного должником имущества. Упущенная выгода – это неполученные доходы, которые кредитор получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено должником. При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК РФ).

2. Неустойка (штраф, пеня). Под неустойкой принято понимать определённую законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 330 ГК РФ). По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Неустойка взыскивается с должника независимо от того, возникли ли у кредитора убытки из-за действий должника. Кредитор при предъявлении им требования к должнику о взыскании неустойки не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 2 ст. 330 ГК РФ). Неустойка, например, за просрочку исполнения обязательства взыскивается за сам факт нарушения обязательства. Установление неустойки - в основном дело самих сторон по договору. Если неустойка предусмотрена законом, она взыскивается, если даже в договоре не упоминается. ГК РФ говорит о единственном виде такой неустойки – процентах, взимаемых при неисполнении денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ). Убытки же, если о них не будет упомянуто в договоре, подлежат взысканию в силу закона. Если неустойка предусмотрена в договоре, то она является зачетной – убытки взыскиваются в части, не покрытой неустойкой (ст. 394 ГК РФ). Запрещены соглашения об ограничении, устранении ответственности по договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя. Такие соглашения ничтожны (п. 2 ст. 400 ГК РФ). Запрещены такие соглашения на транспорте.

3. Меры ответственности конфискационного типа . Так, например, ст. 169 ГК РФ предполагает возможность взыскания в доход государства всего полученного сторонами по сделке, совершённой с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

Применение мер ответственности способно существенно изменить имущественную базу предпринимательской деятельности, ограничить право лица заниматься предпринимательской деятельностью, а значит, невозможность в течение некоторого промежутка времени получать доходы от определенной деятельности. Имущественная ответственность конструируется как дополнительная обязанность перед государством либо путем присоединения к основному обязательству должника перед кредитором дополнительного обязательства.

Меры ответственности применяются, как правило, в судебном порядке либо компетентными органами государственной (исполнительной) власти с возможным последующим обжалованием принятого решения в суд, а оперативные санкции применяет сама сторона в правоотношении, при этом другая сторона также имеет право судебного обжалования принятых по отношению к ней мер.

Восстановительные санкции способствуют восстановлению положения, которое существовало до нарушения права, устранению последствий нарушения, оценке предмета исполнения в соответствии с его реальными потребительскими свойствами.

Обеспечительные санкции способствуют реальному исполнению обязанности перед государством, обязательства должника перед кредитором.

Пресекательные санкции применяются по факту совершенного правонарушения, когда необходимо прекратить (пресечь) продолжение противоправной деятельности и предотвратить вредные последствия этой деятельности (например, административное приостановление (на срок до 90 дней) деятельности филиалов, других структурных подразделений юридического лица, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, используемых с нарушением установленных требований; временный запрет деятельности (до пяти суток) и др.).

Меры ответственности могут подразделяться по различным основаниям. Одни из них могут воздействовать на имущественную сферу, другие - на личность правонарушителя. Соответственно существуют имущественная ответственность и личная предпринимательская ответственность.

Например, с выдачей лицензии связана правоспособность предпринимателя (ст. 49 ГК РФ). Принудительное лишение лицензии за нарушение лицензионных требований и условий означает невозможность заниматься лицензируемой деятельностью. Претерпевание последствий в виде ограничения правоспособности относится к личной предпринимательской ответственности. Тем не менее, личная предпринимательская ответственность негативным образом мультиплицируется на имидж предпринимателя, его деловую репутацию и пр.

К мерам личного воздействия на правонарушителей также относятся:

Дисквалификация – лишение индивидуального предпринимателя права осуществлять предпринимательскую деятельность, деятельность по управлению юридическим лицом, в том числе в качестве арбитражного управляющего (ст. 3.11 КоАП РФ);

Лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет – в качестве дополнительного наказания (ст. 47 УК РФ.);

Приостановление действия лицензии органом власти, выдавшим лицензию (например, федеральным органом исполнительной власти в области связи, на срок до шести месяцев);

Административное приостановление деятельности (юридического лица, индивидуального предпринимателя) в целом, отдельных видов деятельности, отдельных участков деятельности, а также отдельных объектов деятельности (агрегатов, зданий, сооружений) по решению суда на срок до 90 дней (ст. 3.12 КоАП РФ).

Предпринимательская имущественная ответственность перед государством наступает за нарушение обязательных требований, установленных законом (предъявляемых к ним государством), которая носит характер имущественного воздействия на правонарушителя. В результате ее применения уменьшается размер имущества, принадлежащего предпринимателю. Разновидностями такой ответственности являются налоговая ответственность (установлена нормами НК РФ), административная ответственность, уголовная ответственность.

В сфере коммерции (торговли) административная ответственность предусматривается главой 14 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности. В частности, к административным правонарушениям в сфере торговли относят: «Незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная продажа которых запрещена или ограничена» (ст. 14.2. КоАП РФ), «Продажу товаров, выполнение работ или оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил» (ст. 14.4. КоАП РФ), «Обман потребителей» (ст. 14.7 КоАП РФ) и др.

Статьей 14.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров. В настоящее время такие правила регулируются отдельным документом (Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 (ред. от 37.03.2009 г.)), где установлены правила продажи большинства групп товаров (алкогольной продукции, огнестрельного оружия и боеприпасов, лекарств и др.).

Административная ответственность за нарушение правил продажи товаров утсанавливается, например, ст. 14.16 КоАП РФ – нарушение правил продажи спирто-алкогольной продукции; ст. 20.8 КоАП РФ – нарушение правил продажи оружия и патронов к нему; ст. 20.10 КоАП РФ – нарушение правил продажи пневматического оружия и др.

Санкции, применяемые за административные правонарушения в торговле, устанавливаются в форме штрафов для физических, должностных и юридических лиц, а также в форме дисквалификации для должностных лиц и административного приостановления деятельности – для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с КоАП РФ минимальный штраф составляет сто рублей, максимальный штраф в отношении физического лица не может превышать пяти тысяч рублей, в отношении должностного лица – пятидесяти тысяч рублей, в отношении юридического лица – одного миллиона рублей (ст. 3.5 КоАП РФ). При совершении ряда правонарушений в сфере торговли предусматривается также применение дополнительного административного наказания – конфискации орудий (предметов) административных правонарушений.

Уголовным кодексом РФ (УК РФ) устанавливаются также меры уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере торговли. Уголовную ответственность несут только физические лица – индивидуальные предприниматели, руководитель организации, другие физические лица, в том числе работники организации только при доказательстве их вины вступившим в законную силу приговором суда.

Так, в ст. 191 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение любой сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством РФ. Статьей 222 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, в частности, за незаконные приобретение и сбыт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств (часть 1), газового оружия, холодного оружия (часть 4). В ст. 228 УК РФ предусмотрена ответственность за различные операции с наркотическими средствами или психотропными веществами, в том числе за их незаконный сбыт и продажу, а в ст. 234 РФ – за незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ. Статьей 242 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную торговлю печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера.

Ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» определяет составы четырех преступлений, имеющих различных субъектов. Из смысла и текста статьи следует, что речь идет только о товарах народного потребления (работах, услугах), под которыми, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», понимаются товары, предназначенные для удовлетворения личных бытовых нужд граждан-потребителей. За совершение данных преступлений предусматриваются такие санкции, как ограничение свободы, лишение свободы, арест, исправительные или обязательные работы.

Большое значение в современной России имеет обеспечение мер по предупреждению правонарушений в коммерческой сфере. Государство, устанавливая определенные ограничения и требования в сфере предпринимательской деятельности, обеспечивает контроль за деятельностью коммерсантов, не нарушая при этом гарантированных Конституцией и законодательством РФ прав и свобод и не вмешиваясь в их частные хозяйственные дела.

Правовой основой деятельности по предупреждению преступлений являются отдельные нормы и положения уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, административного, гражданского, семейного, трудового и иных отраслей права.

Нормы административного законодательства служат правовой основой предупреждения не только правонарушений, но и преступлений. К числу таких норм относятся, в частности, те, которые определяют основания, условия и порядок применения административно-предупредительных мер, таких как осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей; проверка документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; изъятие вещей и документов и другие (ст. ст. 27.1 – 27.15 КоАП).

Административное и уголовное законодательства охраняют от посягательств одни и те же объекты. Многие административные правонарушения отличаются от соответствующих преступлений, часто одноименных, лишь количественными показателями, определяющими их качественную определенность, например, незаконное перемещение товаров через таможенную границу РФ (ст. 16.1 КоАП РФ) и контрабанда (ст. 188 УК РФ), незаконное использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ и ст. 180 УК РФ), незаконное получение кредита (ст. 14.11 КоАП РФ и 176 УК РФ), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 6.2 КоАП РФ и ст. 235 УК РФ), нарушение авторских и смежных прав (ст. 7.12 КоАП РФ и 146 УК РФ) и другие.

Административное право определяет исчерпывающий перечень государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. ст. 23.1 – 23.61 КоАП). В этот перечень включены органы, осуществляющие государственный контроль или надзор за соблюдением правил, действующих в той или иной сфере деятельности (административной, хозяйственной, финансовой, информационной и других). Все эти органы и их должностные лица одновременно являются субъектами предупреждения правонарушени.й.

Многие нормы гражданского права, так же как и административного, прямо или косвенно направлены на предупреждение преступлений.

Так, например, гражданско-правовой запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (ст. 10 ГК РФ) предупреждает монополистические действия и ограничения конкуренции (ст. 178 УК РФ). Предписания гражданского права об ограничении оборота наркотических средств (ст. 129 ГК РФ) предупреждает преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (ст. ст. 228 – 233 УК РФ); об ограничении оборота драгоценных металлов (ст. 129 ГК РФ) – преступления, связанные с незаконным оборотом драгоценных металлов (ст. 191 УК РФ).

Требования гражданского законодательства о нотариальном удостоверении или государственной регистрации ряда сделок, о лицензировании определенных видов деятельности направлены на предупреждение таких видов преступлений, как мошенничество (ст. 159 УК РФ), принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ). Эти и другие подобные нормы гражданского права входят в правовые основы деятельности по предупреждению отдельных видов преступлений.

Важный предупредительный эффект имеет надлежащее исполнение субъектами предупреждения преступлений ряда предписаний трудового законодательства.

Нормы права, касающиеся предупреждений правонарушений в сфере коммерческой деятельности, содержатся в источниках и многих иных отраслей права, в частности, таких, как гражданско-процессуальное, финансовое, жилищное, таможенное, налоговое, экологическое и другие.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который заключается в том, что орган управления или его должностное лицо применяет к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.

Привлекать к административной ответственности могут различные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, судьи. Административное взыскание в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.

Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения, которое представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил административного законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо и наоборот (ст.2.1. КоАП).

Субъектами административного правонарушения являются физические лица, достигшие к моменту совершения правонарушения, 16 лет.

Для привлечения к административной ответственности необходимо, чтобы совершенное противоправное деяние содержало признаки конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП-ом.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения и по истечении 1 года в случаях, указанных в ст.4.5. КоАП.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах своей компетенции:

Судьями (мировыми судьями);

Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Административными комиссиями;

Федеральными и региональными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами (ст.22.1. КоАП).

Административное правонарушение отличается от уголовного преступления степенью общественной опасности. Как мелкое хулиганство квалифицируется нецензурная брань, оскорбительное приставание к гражданам. Если к этим действиям присоединяется сопротивление работнику милиции, то налицо будет злостное хулиганство, преступление, предусмотренное ст. 213 УК РФ.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Никто не может нести административнуюответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания :

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации

иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 – 4.

Предупреждение - это мера наказания, которая выражается в официальном порицании физического или юридического и применяется за совершение незначительных административных правонарушений (напр., за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.2. КоАП: управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков), а также в отношении лиц, впервые совершивших проступок. Предупреждение налагается путем издания письменного постановления и применяется как основное наказание (ст. 3.4. КоАП).

Штраф – это взыскание денежного характера, налагаемое на правонарушителя, путем вычета из его денежных средств определенной суммы в доход государства (напр., за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.2. КоАП - незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством). Размер штрафа не может быть менее ста рублей (ст. 3.5. КоАП РФ).

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (напр., за совершение правонарушения, предусмотренного ст.13.21. КоАП - нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации). Конфискация назначается судьей (ст. 3.7. КоАП).

Лишение специальных прав (напр. права управления транспортным средством, права на охоту. Лишение данных прав применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правилами. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Административный арест применяется в исключительных случаях за совершение проступков, приближающихся по степени опасности к преступлениям. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел. Арест применяется на срок до 15 (в некоторых случаях до 30) суток по постановлению судьи, например, в соответствии со ст. 6.9. КоАП за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 3.9. КоАП).

Административное выдворение за пределы РФ состоит в принудительном и контролируемом перемещении через границу за пределы страны (напр., за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 18.8. КоАП - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации. Применяется только к иностранцам и лицам без гражданства (ст. 32.1 КоАП).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять управление юридическим лицом. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим. Это новый вид административного наказания, который назначается судьей.

В отношении некоторых категорий служащих (например, медработников) за нарушение административных норм, регулируемых профессиональную деятельность, применяются меры дисциплинарной ответственности.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административное приостановление деятельности заключается во временном (до 90 суток) прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Вариант 1

План

Понятие административного правонарушения………………………………….1

Административное правонарушение и преступление:

основания разграничения……………………….……………………………….5

Административное правонарушение как основание административной ответственности …………………………………………………………………..8

Понятие, цели, основания применения административных взысканий……..11

Виды и порядок наложения административных взысканий…………………14

Задача 1………………………………………………………...………………...20

Задача 2………………………………………………………..…………………21

Литература………………………………………………………………..…..…22

Административное правонарушение и административная ответственность

Понятие административного правонарушения

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие физических или юридических лиц, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Основные признаки административного правонарушения.

1. Административное правонарушение - это деяние, имеющее выражение в виде действия (активное поведение) или бездействия (пассивное поведение). Мысли, убеждения, психические процессы не составляют правонарушения. Кроме того, у лиц должен быть хоть какой-то выбор между антисоциальным и правомерным поведением, иначе говорить о наличии деяния нельзя. Не образует деяния также и неконтролируемое телодвижение.

2. Административное правонарушение - это антисоциальное деяние. По существу, административный проступок есть общественно опасное деяние, которое отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности.

Антисоциальность административных проступков проявляется в том, что они наносят вред общественным отношениям. Характер и степень антисоциальности деяний определяются объектом посягательства, качественным содержанием и величиной ущерба, особенностями способа посягательства, формой и степенью вины, местом, временем совершения правонарушения и др. Личность правонарушителя не влияет на степень общественной опасности правонарушения, однако является основанием для индивидуальности наказания.

Крайней необходимостью признается действие, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или другим лицам, а также интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами. Главное, чтобы причиненный вред был менее значительным, чем вред предотвращенный.

3. Административное правонарушение - это противоправное деяние. Это означает, что данное деяние нарушает нормы права, причем не только административного, но и любой другой отрасли, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

4. Административное правонарушение - это виновное (умышленное или неосторожное) деяние.

Состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения нужно отличать от состава правонарушения. Только при наличии состава правонарушения может быть положительно решен вопрос о привлечении лица к административной ответственности. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Состав административного правонарушения - это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер административной ответственности.

Объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок.

Объективная сторона административного правонарушения (причинная связь между деянием и последствиями) - это действие или бездействие, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность. Действие предполагает активное поведение, в основе которого лежит сознательное телодвижение.

Бездействие - это пассивное поведение, в основе которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, вытекающей из закона, из других нормативно-правовых актов. Необходимо отметить, что в КоАП предусмотрено много правонарушений, основанных на неисполнении обязательных правил.

Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторность.

Неоднократность – это совершение одного деяния несколько раз. Важно понимать, что неоднократные деяния в данном случае составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав админис­тративного проступка, принято говорить о повторности.

Повторность – это совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

Субъект административного правонарушения - физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого возраста или юридическое лицо. Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам Российской Федерации, так и к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Возраст административной ответственности установлен в 16 лет.

Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

В законодательстве установлены следующие ограничения административной ответственности:

а) прежде всего это ограничения, касающиеся административного ареста: он не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп. Кроме того, к лицам, для которых охота или рыболовство является основным источником существования, не могут применяться возмездное изъятие и конфискация огнестрельного оружия, боевых припасов и других орудий, а также лишение права охоты. За редким исключением не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, такая санкция, как лишение права управления транспортным средством;

б) военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. К указанным лицам не могут быть применены такие санкции, как административный арест, а к военнослужащим, кроме того, и штраф;

в) ограничения административной ответственности в виде ареста устанавливаются для судей, прокуроров, депутатов представительных органов власти и др.;

г) административная ответственность не может применяться к иностранным гражданам, обладающим дипломатическим иммунитетом.

Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение к деянию и последствиям. Это вина в форме умысла или неосторожности. К административной ответственности применимо классическое определение форм вины.

Деяние считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало антисоциальность своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия, желало их наступления (например, принуждение к отказу ох забастовки).

Налицо наличие косвенного умысла, когда лицо сознавало антисоциальный характер своего деяния, предвидело его общественно опасные последствия, но, хотя и не желало, сознательно допускало их наступление (например, безбилетный проезд).

Неосторожность в форме самонадеянности (или легкомыслие) присутствует в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления последствий своего общественно опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить (например, завершение проезда перекрестка на красный сигнал светофора).

В том же случае, когда лицо не предвидело возможность наступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме небрежности (например, торговля с рук в неустановленных местах). Если же лицо не могло или не должно было предвидеть наступление последствий, речь идет об отсутствии вины, а следовательно, административного правонарушения.

Эмоции лица при совершении правонарушения в субъективную сторону не включаются, они могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств. В статье 4.2 названо совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнении (аффекта) либо при стечении личных и семейных обстоятельств.

Административные правонарушения можно разделить на три группы: против личности, против общественной жизни и против государства.

Административное правонарушение и преступление: основания разграничения

Общее определение понятия преступления, содержащееся в статье 14 Уголовного кодекса РФ, звучит так: "Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания". А наполняется конкретным содержанием в статьях Особенной части. Они имеют заголовок, где называется то или иное преступление. В диспозиции описываются признаки данного преступления, в санкции указанны вид и размер наказания за это преступление. Именно диспозиции статей Особенной части УК содержат описание составов преступлений.

Состав преступления – это совокупность предусмотренных законом признаков, наличие которых дает основание признать данное общественно опасное деяние преступлением.

Состав преступления отличает преступление одного вида от другого: кражу от грабежа, грабеж от хулиганства и т.п. Установление в деянии состава того или иного преступления предопределяет правильное применение уголовного закона при расследовании и рассмотрении дела об этом деянии, правильную юридическую квалификацию действий виновного.

Квалификация преступления – это установление точного соответствия признаков совершенного деяния (преступления) признакам того или иного конкретного состава преступления, предусмотренного диспозицией статьи Особенной части УК.

Все признаки, определяющие каждый состав преступления, в теории уголовного права подразделяются на четыре группы: признаки, характеризующие объект, субъект, объективную и субъективную стороны преступления. Эти четыре группы признаков принято именовать элементами состава преступления. В любом составе преступления всегда четыре элемента. Отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие всего состава преступления.

Объект преступления – это те охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым преступление причиняет или может причинить существенный вред.

Субъект преступления – это лицо, которое совершило преступление и способно нести за него уголовную ответственность.

Само преступное посягательство (деяние) рассматривается в теории уголовного права двояко: с объективной стороны и с точки зрения отношения субъекта к своим действиям, т.е. со стороны субъективной.

К объективной стороне преступления относятся характеристика самого деяния (действие или бездействие), последствий этого деяния, т.е. причиненного преступлением ущерба, и некоторые другие объективные признаки деяния.

К субъективной стороне преступления относятся психическое отношение лица к своим действиям и их последствиям (вина в форме умысла или неосторожности), а также мотив и цель преступления.

Совокупность всех четырех групп признаков образует состав преступления.

Преступления необходимо отграничивать от других видов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена нормами административного, трудового, налогового и других отраслей права.

Такое отграничение производится по материальным и формальным основаниям.

Материальным основанием отграничения выступает наличие у преступлений общественной опасности, отсутствующей у правонарушений : хотя правонарушения также причиняют вред обществу, являются антисоциальными, этот вред по своему характеру и степени является намного менее опасным, чем вред, причиняемый преступлениями. Достаточно часто характеризующие общественную опасность признаки, позволяющие отграничить преступление от правонарушения, закрепляются в соответствующей норме уголовного закона. Данные признаки могут носить как формально определённый, так и оценочный характер. Это может быть определённый размер причинённого ущерба (материального или физического), обстановка, время, место совершения преступления, форма вины, низменность мотивов и целей совершённого деяния и т. д. Кроме того, признаком, разграничивающим преступление и правонарушение, может быть систематичность совершения: однократное совершение некого деяния является правонарушением, многократное же совершение - преступлением.

Формальным основанием отграничения является характер противоправности. Ответственность за преступления предусматривается уголовным законодательством и включает в себя меры уголовного наказания, а также специфическую уголовно-правовое последствие наложения ответственности: судимость. Ответственность за остальные правонарушения устанавливается актами других отраслей права и включает в себя специфические для данных отраслей негативные последствия, которые, как правило, являются менее тяжкими, чем уголовное наказание; кроме того, в этих отраслях права не предусматривается каких-либо аналогов судимости как состояния лица, связанного с отбытием наказания.

Если в деянии лица одновременно присутствуют признаки как преступления, так и менее тяжкого административного правонарушения, к нему применяется наиболее строгий вид ответственности: уголовная; негативные последствия совершения другого правонарушения (за исключением гражданского-правового деликта, материальная ответственность за который не исключается) поглощаются негативными последствиями совершённого преступления. Неоднозначно решается вопрос выбора применимого права при прямой конкуренции уголовно-правовых и иных норм (в ситуациях, когда вследствие нарушения законодательной техники одно и то же деяние может быть в зависимости от усмотрения суда расценено как преступление либо как правонарушение). Одни учёные и практики говорят, что предпочтение должно отдаваться более благоприятной для субъекта норме о правонарушении , другие - что предпочтение должно отдаваться более строгой уголовно-правовой норме.

Административное правонарушение как основание административной ответственности

Административные правонарушения являются основанием административной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

В литературе основания административной ответственности часто подразделяются на два вида: нормативные и фактические .

Под нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность. Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное взыскание. Однако выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

Фактическое основание немыслимо вне противоправного деяния и в этом смысле оно является прежде всего нормативным и никаким больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно- дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение. В законодательстве понятие административного правонарушения было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик от 23 октября 1980 года. С уточнением оно воспринято КоАП РСФСР. Согласно Кодексу административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное, (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются: а) антиобщественность б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния. Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение прав охоты, не остановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГАИ и т.д.). Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов). По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога – нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность. Виновность деяния означает, что оно совершенно умышлено или по неосторожности. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов. Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. С одной стороны, административное правонарушение – основание административной ответственности, с другой, такая ответственность – признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением, необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д. (например, расточительное расходование электрической и тепловой энергии и т.д.).

Понятие, цели, основания применения административных взысканий

Административное взыскание - мера ответственности за совершение административного правонарушения

Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая их этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке.

Меры взыскания всегда связаны с правонарушением. Они выражаются в определенной мере наказания лица, совершившего правонарушение.

Меры взыскания применяются в следующих целях:

1) наказание виновных;

2) предупреждение правонарушений со стороны правонарушителя;

3) воспитание правонарушителя и окружающих его лиц в духе уважения закона.

Административные взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении субъективных прав гражданина, либо в возложении на него дополнительных обязанностей.

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и другие).

Особенности административного взыскания:

Это реакция государства на уже совершенное правонарушение, иначе говоря, административное взыскание применяется только после совершения правонарушения.

Взыскание применяется компетентными субъектами на основании принятия ими специального индивидуального акта управления (постановления, решения).

Через административное взыскание практически реализуется административная ответственность. Другие виды административного принуждения не связаны с этим институтом. Именно здесь особенно ярко проявляются властность и авторитарность закона.

Административное взыскание в целом преследует кару, воспитание и предупреждение правонарушений.

Государство особенно тщательно регламентирует применение взыскания.

Круг должностных лиц правомочных применять административные взыскания гораздо уже круга субъектов уполномоченных законом на применение других мер административного принуждения. Законодатель сознательно устанавливает такой узкий круг субъектов имеющих право применять административного взыскания в целях охраны интересов личности.

Государственно-принудительный характер этих мер выражается в том, что посредством административных взысканий государство принуждает нарушителя претерпевать определенные ограничения его личных или имущественных прав независимо от того желает ли он этого или нет.

Назначение мер административных взысканий несколько иное, чем административно-предупредительных мер и мер административного пресечения. Если административно-предупредительные меры предназначены для предупреждения правонарушения, недопущения вредных последствий, то административные взыскания применяются, когда необходимо оказать определенное воздействие на сознание лица, поведение которого значительно отклонено от формы. Назначение административного взыскания нужно определять через цели. Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в следующих целях:

Воспитание лица совершившего правонарушение в духе закона.

Предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, применение мер взыскания преследует воспитание правонарушителя в духе закона. Взыскание является средством воздействия на его сознание. Основная задача воспитания - посредством взыскания привить навыки стимулирующие добровольное сознательное выполнение лицом своих обязанностей.

Ограничение, связанное с мерами административного взыскания, безусловно, оказывает воспитательное воздействие. Воспитание правонарушителей тесно связано с другой целью административных взыскания - предупреждение правонарушений (не только со стороны нарушителей и других лиц). Цель частного предупреждения воздействовать на правонарушителей.

Административное взыскание содержит в себе разнообразные формы лишений, которые значительно ограничивают возможности и желания правонарушителя на совершение новых правонарушений, вплоть до изоляции от общества. Особая роль в этом процессе принадлежит органам и лицам, на которые возложена обязанность исполнить административное взыскание. Недобросовестное исполнение административного взыскания дает возможность для совершения повторных правонарушений.

Предупредительные возможности взыскания широки. Многие административные проступки могут перерасти в преступление, поэтому своевременное применение мер пресечения являются действенным средством предотвращения более тяжких деяний. Работники правоохранительных органов должны внимательно изучать причины рецидива, изучать личность преступника, это позволит им более эффективно использовать предупредительные возможности взыскания.

Общее предупреждение для других лиц, реализуется в издании законодательного акта, карающего то или иное деяние. Определенную роль играет неотвратимость административного взыскания. Используется общественное порицание - разбирательство проступка в рабочем коллективе, освещение в печати и т.д. Цель общего предупреждения обеспечивается реальным исполнением мер.

Таким образом, можно сказать, что административное взыскание - это принудительное лишение нарушителя определенных прав, благ и возложение на него специальных "штрафных" обязанностей в целях его воспитания.

Виды и порядок наложения административных взысканий

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего используется метод морального воздействия, затем - материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

· предупреждение;

· возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;

· конфискация предмета или орудия административного правонарушения;

· лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

· дисквалификация;

· административный арест;

· административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторное.

Штраф - это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой - воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

Штраф устанавливается в пределах от 1/10 до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должностных лиц - до 50 МРОТ, а на юридических лиц - 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, не может превышать трехкратный их размер.

В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения , состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения , состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако, иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом , в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального права стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается.

По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от одного месяца до двух лет. Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Дисквалификация - это новый вид административных санкций и заключается он в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

Самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;

Принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Наложение административного взыскания . Здесь существуют следующие правила.

Во-первых, административное взыскание может быть наложено только на лицо, которое совершило административное правонарушение. Другими словами, только тогда лицо может быть привлечено к административной ответственности, когда в его действиях установлен состав проступка.

Во-вторых, при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности. Это означает, что взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. В принципе, орган, привлекающий нарушителя к административной ответственности, не может налагать взыскание ниже низшего предела, установленного статьей, предусматривающей ответственность. Однако в тех случаях, когда совершенное правонарушение малозначительно, а лицо, его допустившее, не является закоренелым правонарушителем и активно проявляет раскаяние, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, которое, как известно, не является административным взысканием и не влечет за собой никаких правовых последствий. Кроме того, требование принципа законности означает, что принять решение о наложении административного взыскания может только орган, полномочный в соответствии с законом разбирать дело об административном правонарушении. При этом должны соблюдаться все правила производства по делам об административных правонарушениях.

В-третьих, при привлечении лица к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания. Это означает, что лицо, полномочное наложить административное взыскание, обязано учитывать характер допущенного правонарушения, его последствия, личность правонарушителя, форму и степень его вины, его имущественное, семейное положение и другие обстоятельства дела и определить такое взыскание, которое наилучшим образом будет соответствовать цели воспитания и исправления правонарушителя. Замечено, что излишне мягкое наказание стимулирует повторение допущенных правонарушений, возникновение ощущения безнаказанности, а излишне суровое - чувство несправедливости и произвола административных органов, что в конечном счете также провоцирует новые правонарушения. В правовом преломлении принцип индивидуализации ответственности проявляется в перечне обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за административное правонарушение, а также в возможности освобождения от административной ответственности.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются :

Раскаяние виновного;

Предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

Добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Несовершеннолетний возраст;

Совершение правонарушений беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность , является закрытым и может быть изменен только законом Российской Федерации. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются :

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения. Однако, если административный проступок не был обусловлен таким состоянием, правоприменитель с учетом конкретных обстоятельств может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Освобождение от административной ответственности. Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию малозначительности, о чем было сказано выше.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений по общему правилу административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела об этих правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом, то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение, допущенное этим лицом.

Обстоятельством, препятствующим привлечению виновного к ответственности, может быть истечение сроков наложения административного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Лицо, подвергнутое административному взысканию, которое в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, считается не подвергавшимся административному взысканию.

Задача 1

Швец продал Гранину жилой дом. После переезда в купленный дом Гранин обнаружил, что исчезли зимние рамы от окон этого дома, которые он при осмотре видел в чулане дома, и телевизионная антенна, установленная на крыше. Выяснилось, что эти вещи забрал с собой Швец. На требование Гранина возвратить их, поскольку они являются принадлежностью дома, Швец ответил, что не собирался их продавать и еще до продажи дома обещал брату.

Какова правовая судьба принадлежности при продаже вещи? Являются ли указанные вещи принадлежностью дома?

Решение

Задача попадает под Часть первую, Раздела 1. Общие положения, Подраздела 3. Объекты гражданских прав Гражданского Кодекса РФ.

Здесь рассматриваются нормы гражданского права, как объекты гражданских прав, оборотоспособность объектов гражданских прав, недвижимые и движимые вещи, государственная регистрация недвижимости, неделимые вещи, сложные вещи, главная вещь и принадлежность и т.д.

Вещи представляют собой предметы и явления материального мира, которые обладают полезными свойствами и служат средством удовлетворения потребностей участников правоотношений.

В зависимости от делимости вещи подразделяются: на главную, которая находится в определенной зависимости от другой, но может функционировать самостоятельно. Принадлежность, которая самостоятельной ценности не имеет и предназначена служить главной вещи (судьба принадлежности следует главной вещи).

Таким образом, согласно статье 135 Гражданского Кодекса РФ. Главная вещь – жилой дом, приобретенный гражданином Граниным. Принадлежность – зимние рамы в приобретенном доме. Зимние рамы являются вещью, предназначенной для обслуживания другой, главной, вещи (дома) и связана с ней общим назначением (принадлежностью) и следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Поэтому требования гражданина Гранина к гражданину Швецу о возврате зимних рам обоснованны и подлежат удовлетворению. Антенна не является принадлежностью дома и не выполняет функций обслуживания главной вещи, поэтому гражданин Швец может не возвращать антенну гражданину Гранину, если антенна не предусмотрена договором купли-продажи.

Задача 2

Сердюк, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на почве бытовой ссоры нанес своему соседу Добренюку легкие телесные повреждения, повлекшие кратковременное расстройство здоровья Добренюка. По заявлению Добренюка против Сердюка было возбуждено уголовное дело. Однако спустя незначительное время после конфликта стороны примирились.

Какие правовые последствия повлечет за собой факт примирения поссорившихся сторон в данном случае?

Решение

Задача попадает под Раздел 4. Освобождение от уголовной ответственности и наказания Уголовного Кодекса РФ.

В соответствии со статьей 76 Уголовного кодекса РФ, лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. Прекращение уголовного дела производится судом на основании заявления потерпевшего с согласия руководителя следственного органа.

Поэтому, гражданин Сердюк, нанесший легкие телесные повреждения гражданину Добренюку, может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с примирением конфликтующих сторон, с условием того, что он загладил причиненный потерпевшему вред.

Список литературы

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть первая.

4. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. «Основы Российского права», учебник для вузов 3-е издание. Москва 2008 г.

5. Крылова «Правоведение». Москва «Высшая школа» 2005 г.

6. А. И. Рарог. «Уголовное право России. Части Общая и Особенная». Москва 2004 г.

7. Н. Ф. Кузнецова и И. М. Тяжкова «Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении». Москва 2007 г

8. Н. И. Бахрах «Административное право». Москва 2008 г

9. http://www.consultant.ru/popular/koap/

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Административное_правонарушение

Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 157 Статья 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх