Что такое административное судопроизводство. Административное судопроизводство как судебный административный процесс

Административный процесс: понятие, признаки, виды

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

Вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;

В принципе, однако, можно сказать, что чем более значительным является вопрос для общественности или отдельного гражданина, тем выше требования к законодательной власти. Принцип пропорциональности. В соответствии с принципом пропорциональности любые действия государства должны быть соответствующими, необходимыми и соответствующими в отношении преследуемой цели. Он также упоминается как омрачение.

Принцип пропорциональности обязывает государственные органы компенсировать отдельные юридические товары товарами или интересами, охраняемыми публичным правом. Это требует поэтапного подхода, в зависимости от юридического несоответствия и серьезности процедуры.

Представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

Обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

Целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

Результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

Прежде всего, административная мера может быть выполнена только в том случае, если есть законная цель. Это всегда так, если эта мера не нарушает принцип Основного закона и не является произвольной. Если дана законная цель, администрация может вмешиваться только в юридически защищенные должности, если она способна реализовать законную цель. Например, если орган запрещает торговлю без рецепта лекарствами по почте для защиты населения от рисков для здоровья, предоставляется законная цель, но запрет является неуместным.

Можно предположить, что лекарственные средства, которые могут вызывать серьезную опасность для здоровья, могут быть назначены по рецепту и передозировке, что позволяет избежать запрета на торговлю лекарствами без рецепта, не повышая защиту здоровья населения.

Регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;

Обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Кроме того, эта мера должна быть необходимой. Мера необходима, если нет более мягких, менее обременительных средств, которые могут достичь того же результата. Если, например, полицейский стреляет в грабителя бегущего берега сзади, эта мера непропорциональна, даже если целенаправленный выстрел в ногу остановил преступника.

Эта мера несоразмерна, если недостаток заинтересованному лицу и желаемый результат явно несоразмерны друг другу, если недостатки, вызванные мерой, явно превышают недостатки, которые должны быть устранены ими. Недостаточная мера может быть решена только в отдельных случаях путем взвешивания затрагиваемых юридических товаров.

Принцип законности - реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Субъективные публичные права и особые отношения насилия. Нормы, созданные законодательным органом, не только имеют цель юридически обязательного администрирования, но прежде всего предназначены для наложения прав и обязанностей на граждан. Это ставит вопрос об обстоятельствах, в которых гражданин имеет право на административные действия для реализации своих собственных интересов.

От объективных правовых норм публичного права не обязательно субъективно - публичные права. Скорее, требование гражданина о преобладающем стандарте защиты норм зависит от того, предназначен ли спор между администрацией и гражданином служить не только общественным интересам, но и субъективным интересам соответствующего лица. гражданин получает, например, разрешение на строительство для расширения своего дома, хотя бы пострадал за счетом расширения требуемого по закону предельного расстояния до соседних свойств, пораженные земли соседа иск против власти отказаться от разрешения на строительство, потому что он был соседом к группе лиц быть защищенным нарушенным верховенством закона.

Принцип материальной истины - решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Однако гражданин, чье имущество находится в нескольких сотнях метров, не имеет никаких претензий по отношению к органу отозвать незаконное разрешение на строительство, потому что стандарт не повредит, чтобы защитить его, но только сосед строителей. В так называемых ситуациях особых прав субъективные права человека могут быть ограничены. К ним относятся, например, отношения государственного служащего, пенитенциарная система, школьные и университетские отношения, а также военная служба. В принципе, особое правовое положение должно быть результатом конституционного ограничительного парламентского акта.

Принцип гласности - административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка - процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Прецедентное право различает так называемые базовые отношения и трудовые отношения. В основных отношениях каждый человек является гражданином и, следовательно, является основным правом. Только в операционных отношениях, Например, должностное лицо или ученик, как часть собственной организации, чтобы субъективные права были ограничены. В этом контексте операционные отношения относятся к внутренним правилам соответствующего учреждения, таким как организационные меры или внутренние правовые акты. Если, с другой стороны, личное правовое положение лица в отношении особого статуса напрямую связано, эта мера основана на основных отношениях.

Принцип быстроты (оперативности) - административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) - административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса - органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Принцип равного обращения и гарантии правовой защиты. Этот принцип требует от администрации одинакового рассмотрения одинаковых фактов. Поскольку, согласно принципу первенства закона, он всегда связан законодательными требованиями, и все люди равны перед законом, все административные решения для всех лиц будут применяться в равной мере к положениям законов. Поэтому все граждане оцениваются администрацией в соответствии с теми же правовыми положениями.

Однако в той мере, в какой законодательная власть разрешает осуществлять дискреционные полномочия в положении, которое должен применять администратор, отсутствует правовой стандарт для равного обращения. Это обязывает каждый орган рассматривать людей в сопоставимых ситуациях или обращаться с людьми в разных ситуациях по-другому.

Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Изучение принципа равенства обращения предполагает сравнение ситуаций. Поскольку жизненные отношения никогда не являются точно такими же, администрации разрешено определять характеристики, которые делают возможной сопоставимость. Нарушение принципа равного обращения существует только в том случае, если нет объективной причины выбора критериев дифференциации, или административное решение представляется произвольным. Это, в частности, в том случае, если критерии или цели дифференциации несовместимы с идеей справедливости или противоречат ценности Конституции.

Особенности административно-процессуальных норм:

Являются разновидностью административно-правовых норм;

Выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;

Имеют установленную структуру (строение);

Обеспечиваются принудительной силой государства;

Нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

Например, произвольно, если власти хотят отойти от своих собственных критериев принятия решений из прошлого в одном случае. Однако в любое время власти имеют возможность изменить свои критерии принятия решений, а также свою будущую практику принятия решений в целом на будущее.

Если гражданин нарушается актом администрации в его правах, Это требование эффективной правовой защиты требует не только того, чтобы каждый потенциально нарушающий административный акт подлежал судебному пересмотру в фактических и юридических вопросах. Напротив, суды должны также оказывать фактическое воздействие на соответствующие права.

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

Процедура рассмотрения законности административных операций. В большинстве административных случаев фиктивный гражданин чувствует нарушение своих прав мерой администрации и хочет защитить себя судом. В ходе экзамена студент должен либо обсудить перспективы успеха в средствах правовой защиты, либо предвидеть решение суда, по мнению адвоката. Поэтому в дополнение к процедурным вопросам экзамен исследует законность административной меры. В дальнейшем должно быть составлено решение, которое повторяет важнейшие административные принципы этой главы и является настолько общим, что оно применимо ко всем возможным формам администрирования.

По объему регулирования : общие и специальные нормы.

По юридической силе : нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени : срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве : действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

Подробные решения отдельных форм действий затем рассматриваются в §§ 4 и выше. В принципе, мера администрации, которая вмешивается в права гражданина, является законной, когда она была принята на основе надлежащей основы авторизации и не имеет официальной или существенной ошибки.

Обязательное существование основополагающей основы основывается на принципе резервирования закона. Например, нарушение закона более высокого уровня, административная мера, основанная на нем, также является незаконной. Административная мера является формально законной, если она была принята компетентным органом и не содержит существенных процессуальных или процедурных ошибок.

По кругу лиц : нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств : нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Компетентность органа должна оцениваться на местном и объективном уровнях. Административная задача, возложенная на административную задачу, определяется соответствующей существенностью и соответствующими специальными законами. Важная вещь, которая должна быть удовлетворена, заключается в том, что все процедурные ошибки не должны приводить к незаконности меры, поскольку административное процессуальное право содержит различные исключения и возможности для исцеления. Дополнительные процедурные правила можно найти в специальных законах.

Административно-процессуальные отношения - вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно- процессуальных отношений:

Некоторые формы администрирования подчиняются определенным формальным требованиям, другие - свободны от формы. Однако в принципе формальные правила не применяются к принятию административного акта. Следовательно, административный акт также может быть дан устно. Чтобы определить, действовал ли закон на законных основаниях, сначала необходимо проверить, правильно ли он включил факты в соответствии с соответствующим разрешением. Для этой цели должны быть разработаны индивидуальные условия базы авторизации, и соответствующие факты должны быть включены в них.

Носят управленческий, организационный характер;

Основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;

Регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;

Являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

Если условия для осуществления полномочий были фактически выполнены, решение Органа основывать свои действия на них было законным. Часто необходимо прояснить некоторые точки зрения, которые включены в авторизацию. Следующий шаг - проверить, действительно ли принятая мера покрывается правовым порядком разрешения. В случае обязательных правовых норм администрация является законной, если она соответствует установленному правовому порядку. Более сложными являются случаи, когда распоряжение предоставляется администрации.

Прежде всего, решение не должно быть произвольным. Наконец, вопрос о материальной законности административной меры еще предстоит изучить относительно того, является ли она пропорциональной, т.е. существует ли законная цель для вмешательства в права гражданина, и эта мера уместна, необходима и уместна.

Субъекты административного процесса - лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность - основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Соображения для административного процесса минеральных и термальных вод

Регулирование минеральных и термальных вод в испанском законодательстве может быть синтезировано с точки зрения использования и защиты этого природного ресурса в двух основных пунктах. Процедура начинается после подачи запроса на декларирование в компетентный горный орган автономного сообщества, где находится водосбор. Ваш дом должен быть опубликован в официальном бюллетене и в официальном бюллетене автономного сообщества и провинциального корреспондент, с указанием, является ли запись была сделана по своей собственной инициативе или по просьбе заинтересованной стороны; а также ситуация, характеристики водоносного горизонта и любые данные, которые считаются необходимыми для его точного определения.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность - способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно-процессуальная дееспособность - способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

Физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

Государственные органы, предприятия и учреждения;

Государственные служащие;

Общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

Служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

Субъекта, возбудившего управленческое дело;

Субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

Стороны административного процесса;

Третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

Уполномоченного представителя;

Лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

Лица, защищающего права и интересы других лиц;

Лица, содействующего отправлению административного процесса.

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикционный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

Анализ управленческой ситуации;

Рассмотрение дела и принятие решения;

Исполнение принятого по делу решения.

Черты стадий административного процесса:

Регламентируются нормами административно-процессуального права;

Обусловлены логикой всего производства;

Направлены на решение конкретных задач;

Характерен определенный круг участников;

Определенные сроки совершения;

Соответствующее процессуальное оформление.

Административный процесс — это весьма неоднозначное понятие. В широком смысле оно обозначает все процедуры государственного управления и осуществления властными органами их функций. В узком же смысле под административным процессом понимается особый вид судопроизводства, существующий наряду с гражданским, уголовным и арбитражным. Разберемся, какие существуют виды административных процессов , кто в них участвует и какими принципами руководствуются участники.

Понятие и виды административного процесса в России

Термин «административный процесс » в теории российского права давно является сложным и дискуссионным. По состоянию на 2015-2016 годы большинство ученых-юристов определяет это понятие двояко:

  1. В широком смысле понятие административного процесса включает в себя систему различных юридических производств, с помощью которых органы государственного управления страны выполняют возложенные на них задачи. Под производствами в данном случае понимается ряд сходных по структуре действий: рассмотрение жалоб граждан, принятие нормативных актов, решение организационных вопросов внутри административного аппарата и т. д. Точное количество разного рода производств подсчитать крайне трудно, тем более что различные теоретики производят деление по разным признакам и на разных основаниях (например, административный процесс можно рассматривать с точки зрения досудебного разбирательства и разрешения дела в суде). Таким образом, общепринятой теории административного процесса на сегодняшний день пока нет.
  2. В узком смысле под административным процессом понимается судопроизводство по административным делам — делам, связанным с оспариванием действий или решений государственных органов, а также с иными публичными правоотношениями. Ранее не было необходимости специально выделять этот вид административного процесса , поскольку такого рода вопросы рассматривались в рамках гражданского процесса.

В дальнейшем в статье мы будем рассматривать административный процесс именно в широком смысле, не забывая, однако, и об административно-процессуальных нормах.

Основные виды административных процессов по Кодексу административного судопроизводства

В 2015 году началось введение в действие Кодекса административного судопроизводства. Полностью процесс должен завершиться в 2017 году. В соответствии с данным кодексом, видами административного процесса являются :

  • оспаривание нормативных актов;
  • работа Дисциплинарной коллегии судей;
  • защита избирательных прав;
  • споры о стоимости недвижимости по кадастру;
  • споры о компенсациях за нарушение прав в судах;
  • споры о деятельности общественных и религиозных организаций, политических партий;
  • споры о депортации иностранцев;
  • вопросы административного надзора;
  • вопросы принудительной госпитализации и психиатрического освидетельствования;
  • принудительное лечение от туберкулеза;
  • взыскания платежей, установленных законом.

Какие еще процедуры являются административными процессами?

Если же рассматривать административный процесс в широком смысле, то в него можно включить:

  • принятие нормативных актов исполнительной власти;
  • лицензирование и выдачу разрешений;
  • государственную регистрацию;
  • делопроизводство.

В целом административный процесс может включать в себя и иные виды, связанные с процессом управления государством.

Принципы административного процесса в России

К принципам административного процесса относятся:

  1. Законность. Это общеправовой принцип, который, однако, важен и в административном процессе . Принцип законности означает, что в своей работе как суды, так любые другие государственные органы должны применять нормы законодательства надлежащим образом и действовать только в пределах своей компетенции, не допуская произвола в административном процессе .
  2. Охрана законных интересов как государства, так и личности. Смысл существования государственных органов — в соблюдении интересов как России в целом, так и ее субъектов. При этом Конституция РФ, и другие основные акты подчеркивают, что интересы конкретной личности должны быть защищены в неменьшей степени. Следовательно, административный процесс управления должен основываться на разумном балансе этих не всегда схожих интересов.
  3. Гласность. Информация о ходе административного процесса должна быть в равной степени доступна его участникам и всем заинтересованным лицам.
  4. Равенство. Все участники административного процесса равны перед законом.
  5. Разумность сроков и расходов. Процесс не должен быть искусственно затянут, любое увеличение сроков в обязательном порядке аргументируется.

Применительно к судебному административному процессу можно дополнительно выделить следующие принципы:

  • независимость суда;
  • состязательность;
  • исследование всех доказательств.

Стадии административного процесса в суде и деятельности исполнительной власти

При рассмотрении административного процесса в широком смысле можно отметить, что он включает в себя следующие стадии:

  1. Анализ ситуации. На этой стадии участники административного процесса изучают сложившееся положение и нормы, его регулирующее.
  2. Принятие решения. Здесь суд или орган исполнительной власти оценивает информацию с точки зрения права и выбирает конкретный вариант дальнейших действий.
  3. Исполнение. Решение, принятое на предыдущей стадии административного процесса , осуществляется.
  4. Обжалование. Эта стадия присутствует не всегда. На ней заинтересованные участники административного процесса , несогласные с решением, пытаются его изменить.

Если же брать административный процесс только в рамках судопроизводства, то деление на стадии будет несколько другим:

  1. Подача иска.
  2. Подготовка дела.
  3. Разбирательство.
  4. Вынесение решения.
  5. Обжалование в порядке кассации или надзора.

В этом плане можно провести аналогию между гражданским, уголовным и административным процессом .

Структура административного процесса

Вопрос о составляющих административного процесса до сих пор служит поводом для дискуссий. Так, в теории российского права структура административного процесса выглядит следующим образом:

  1. Правотворчество.
  2. Наделение правами соответствующих лиц (государственных органов, граждан, организаций и т. д.).
  3. Судебное рассмотрение дел.

Однако это деление не является общепринятым. Согласно другому подходу, в перечень элементов административного процесса надо включать:

  1. Управление.
  2. Принуждение с помощью мер административной ответственности.
  3. Судопроизводство.

Участники административного процесса

Вне зависимости от подхода в административном процессе могут принимать участие:

  1. Государственных органов и должностных лиц.
  2. Суда.
  3. Заинтересованных лиц (привлекаемых к ответственности, потерпевших и т. д.).
  4. Иные участники административного процесса, которые способствуют его развитию. К ним следует относить свидетелей в судах, экспертов и специалистов, понятых и других лиц, которые не заинтересованы в исходе дела или принятии управленческого решения, но без чьей помощи процесс не может осуществляться.

Главные требования к субъектам административного процесса

Чтобы конкретный гражданин смог стать участником административного процесса , к нему предъявляется ряд требований. Вот главные из них:

  1. Наличие правоспособности. Для граждан правоспособность возникает с рождения, для юридических лиц и органов власти требуется принятие соответствующего решения и государственная регистрация.
  2. Наличие дееспособности. Для организаций и управленческих структур это требование не имеет значения, но гражданин может быть недееспособным в силу возраста либо заболевания — в этом случае от его имени в ходе административного процесса все действия будут осуществляться представителями.
  3. Наличие интересов в процессе. Если лицо не может доказать, что судебное решение или действия органов управления затрагивают его интересы, его позиция не будет принята во внимание.

Таким образом, законодатель максимально точно перечислил основные направления производства, принципы и участников административного процесса , закрепив эти положения в Кодексе административного производства.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх