Что делать если налоговая приостановила гос регистрацию. Приостановление и отмена процедуры ликвидации, реорганизации в форме присоединения юридического лица. Последствия. Отмена регистрационных действий решением регистрирующего органа. В каких случаях и

Решение о приостановлении государственной регистрации, будь то реорганизации или ликвидации юридического лица принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. Виды сведений, при включении которых в ЕГРЮЛ допускается приостановление государственной регистрации:

  • в связи с реорганизацией юридического лица;
  • в связи с ликвидацией юридического лица.

Обращаем внимание, что налоговым законодательством не предусматривается возможность приостановления государственной регистрации юридических лиц при их создании, кроме создания путем реорганизации (см. п. 7 оснований утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@).

Вообще «приостановление» возможно практически при любых регистрационных действиях, совершаемых в отношении конкретного юридического лица, конечно кроме его создания (первичной регистрации). Но и здесь не все так просто, как кажется, ведь одного лишь обращения за включением в ЕГРЮЛ сведений, при которых допускается приостановление регистрации, недостаточно, для этого нужно еще установить законные основания для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

Основания приостановления реорганизации как формы альтернативной ликвидации, со стороны государственных органов и кредиторов

Сегодня юридическое лицо можно ликвидировать так называемыми альтернативными методами ликвидации, например, такими как:

  • Слияние. Данный метод основан на соединении (слиянии) нескольких юридических лиц и прекращении своего существования, а на их основе создается новое юридическое лицо – правопреемник их прав и обязанностей.
  • Присоединение. Этот метод отличается от слияния тем, что одно присоединяемое юридическое лицо прекращает свое существование, после чего его права и обязанности переходят к другому лицу – присоединяющему.

И первый, и второй метод имеют один результат – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ. Поскольку мы разбираем реорганизацию юридического лица путем присоединения, остановимся на нем более подробно. Итак, реорганизация – это переход прав и обязанностей от одной организации к другой, путем слияния, поглощения, выделения или полного их прекращения в процессе ликвидации. В любом случае, одна из компаний прекратит свое существование, а сведения о такой компании навсегда исключаются из ЕГРЮЛ. Все права и обязанности ликвидируемой путем реорганизации компании переходят к компании правопреемнику. Процедура реорганизации, пожалуй, является самой продолжительной по сравнению с другими альтернативными способами и методами ликвидации юридического лица. Но намного быстрее, чем традиционная добровольная ликвидация. Отменить реорганизацию компании довольно сложно, поскольку такая отмена допускается только путем обращения заинтересованных лиц в суд, а суд – дело не быстрое.

С 01 сентября 2014 года Федеральным законом РФ от 05.05.2014г. № 99-ФЗ в статью 60.1 и 60.2 Гражданского кодекса РФ, которые содержат положения об отмене уже проведенной или начатой процедуры реорганизации юридического лица, были внесены изменения. Так, статья 60.1 Гражданского кодекса РФ наделяет заинтересованных лиц правом признавать недействительным решение о реорганизации юридического лица. В пункте 2 указанной статьи говорится, что в случае признания такого решения недействительным, сама реорганизация сохраняется в силе, то есть юридические лица, созданные в результате такой реорганизации, не ликвидируются, а сделки, совершенные такими юридическими лицами, продолжают действовать. Срок для оспаривания решения составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации юридического лица (если иной срок не установлен законом).

В статье 60.2 Гражданского кодекса РФ говорится исключительно о признании несостоявшейся реорганизации корпорации . В то время как возможность оспаривания решений о реорганизации предоставлена всем видам юридических лиц, в том числе, унитарным. На первый взгляд, такой подход с законодательной точки зрения не обоснован, поскольку каких-либо видимых причин отказывать в признании реорганизации несостоявшейся в отношении унитарных юридических лиц нет. Однако исходя из данной нормы нужно понимать, что несостоявшейся может быть признана только реорганизация корпорации.

В свою очередь, требовать отмены реорганизации или признания ее несостоявшейся можно только после внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, образовавшихся в результате такой реорганизации. Пока эти сведения не будут внесены в ЕГРЮЛ, реорганизация считается незавершенной, следовательно, и признать ее несостоявшейся невозможно. Отметим, что Гражданский кодекс РФ не содержит четкого перечня оснований для отмены процедуры реорганизации как альтернативного метода ликвидации юридического лица. На практике такими основаниями являются:

  • нарушение порядка принятия решения о реорганизации юридического лица (например, решение принято не полным составом учредителей);
  • предоставление на государственную регистрацию реорганизации юридического лица подложных документов.

Именно этими основаниями может руководствоваться заинтересованное лицо при обращении в суд с исковым заявлением об отмене процедуры реорганизации юридического лица. На сегодняшний день установлен довольно широкий круг заинтересованных лиц, имеющих право выступать инициатором приостановки процедуры реорганизации юридического лица, ими могут быть:

  • собственники бизнеса (участники, учредители);
  • кредиторы, чьи интересы нарушены, а также при наличии непогашенной задолженности;
  • сотрудники налоговых органов, в случаях, если при организации были заявлены (поданы) недостоверные сведения.

Инициатива кредиторов реорганизуемого юридического лица предполагает заполнение возражения на проведение такой реорганизации в виде заявления по форме Р38001, которое необходимо подать в регистрирующий орган до момента исключения Общества из ЕГРЮЛ. Однако, налоговый орган может и отказать кредитору в таком приостановлении, тогда заинтересованному лицу придется обратиться в суд.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на приостановление процедуры реорганизации Общества по инициативе налоговой инспекции. Такой возможностью налоговики наделены статьей 4 Федерального закона 30 марта 2015 года № 67-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2016 года. Согласно положениям данного нормативного акта, приостановка процедуры реорганизации юридического лица может быть произведена на один месяц. Цель такой приостановки – проверка достоверности сведений, поданных в налоговый орган в связи с реорганизацией юридического лица.

Основания отмены регистрационных действий по процедурам реорганизации и добровольной ликвидации

Наверняка многие собственники (участники) компаний в последнее время все чаще стали получать отказы в реорганизации юридического лица в форме присоединения, отсюда множество вопросов и неясностей, почему? Ведь на практике процедура реорганизации существует, но что является причиной отказа налоговой инспекции в ее регистрации?

Дело в том, что с 01 января 2016 года в ступил в силу Федеральный закон от 30 марта 2015г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Именно данным федеральным законом в налоговое законодательство были добавлены новые основания (причины) отказа в государственной регистрации, в том числе это коснулось реорганизации юридических лиц (см. подп. «х» ст.23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в действующей редакции) в части не соблюдения установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры реорганизации юридического лица, и иных требований, обязательных для осуществления государственной регистрации.

Если внимательно ознакомиться с изменениями, вносимыми в вышеназванные нормативные акты и налоговое законодательство РФ даже за последний год, можно сделать лишь один вывод, что налоговым органам ни как иначе, как дана команда всеми силами и способами бороться с реорганизацией юридических лиц. Сегодня любое обращение собственника (участника), кредитора в налоговый орган с документами на государственную регистрацию реорганизации юридического лица приведет к вынесению отказа в ее совершении.

Регистрирующий орган, руководствуясь подпунктом «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), вправе отказать в государственной регистрации, если:

  • компания фактически не находится по адресу (который указан в ЕГРЮЛ);
  • компания не получает корреспонденцию от контролирующих органов (в частности от налогового органа);
  • в налоговый орган поступило обращение кредитора.

Основанием отмены ликвидации может стать неверное составление ликвидационного баланса, с таким нарушением возможна отмена ликвидации по решению суда. Отмена процедуры ликвидации юридического лица может быть инициировано как самими участниками путем принятия добровольного решения о таком прекращении, так и по инициативе государственных органов и другими заинтересованными лицами по решению суда (например, кредиторами ликвидируемого юридического лица). Мы уже отмечали, что отмена процедуры ликвидации в законодательных актах не отражена, но и одновременно не запрещают сегодня прекращать начатые процедуры ликвидации юридического лица. На практике для отмены ликвидации может быть несколько оснований, это могут быть устранение обстоятельств, изначально подтолкнувших к принятию решения о ликвидации юридического лица, ликвидация утратила свою актуальность, у юридического лица произошли изменения, благодаря которым собственникам удается вывести компанию из кризисной ситуации.

Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72@, которым утверждены «Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий» должен соблюдаться всеми регистрирующими органами при принятии решений о приостановлении государственной регистрации. В каждом конкретном случае существуют и собственные причины для прекращения ликвидации юридического лица, однако важно чётко понимать, что появившиеся обстоятельства являются достаточным поводом для остановки текущего процесса.

Сами же налоговые органы тоже дают разъяснения касаемо отмены начатой процедуры ликвидации/реорганизации компании, где указывают, что при незавершенном процессе ликвидации, ее отмена не проблематична, главное чтобы все необходимые документы были правильно подготовлены. Также налоговики указывают, что при наличии в ЕГРЮЛ записи о закрытии (ликвидации) юридического лица, отменить ликвидации уже не представляется возможным. Если же ликвидация остановилась на стадии подготовки внутренних документов, после чего участниками юридического лица принимается решение об отмене начатой процедуры ликвидации, подготовка дополнительных документов и уведомление налогового органа не требуется. В случаях, если участники юридического лица не подготовили необходимые документы, и не успели уведомить о ликвидации налоговый орган, им необходимо заново оповещать все необходимые инстанции, содержащие сведения о прекращении процедуры ликвидации и продолжении работы организации в обычном порядке. В свою очередь, отмена ликвидации допускается тогда, когда принятое решение является добровольным.

Прекращение деятельности юридического лица сегодня выполняется строго в соответствии с Гражданским кодексом РФ, в том числе в соответствии с Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В указанных правовых актах не содержится информации о запрете отмены процедуры как таковом, отсюда следует, что применяться она на практике вполне может. Сам по себе процесс ликвидации юридического лица очень длительный процесс, в ходе реализации которого могут произойти существенные перемены взглядов учредителей ликвидируемого юридического лица на те или иные трудности, факторы или проблемы. Отмена процедуры ликвидации юридического лица может быть инициирована на любой стадии ликвидации, однако главное, чтобы решение об отмене такой процедуры было принято до момента исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, в противном случае процесс становится не обратимым.

Последствия приостановления и отмены процедуры реорганизации и ликвидации юридического лица для собственников и директоров ликвидируемых юридических лиц

Приостановление процедуры реорганизации юридического лица влечет и свои последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, такие как:

  • признание принятого решения о реорганизации недействительным до момента регистрации всех вновь образовавшихся юридических лиц, правопреемство наступает только в отношении уже зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами (п.3 ст. 60.1 ГК РФ);
  • в силу п.4 ст.60.1 участники, голосовавшие против принятия решения, либо не участвовавшие в голосовании; кредиторы реорганизованного юридического лица имеют право требовать с лиц, недобросовестно способствовавших принятию решения о реорганизации, возмещения убытков. Кроме того, убытки обязаны возместить юридические лица, созданные в процессе реорганизации, члены коллегиального органа, принявшего решение, в том случае, если они голосовали за принятие соответствующего решения.

В целом если рассматривать сложности и риски, вероятность возникновения которых возможна при реорганизации юридического лица, важно обращать внимание на статью 60.1 Гражданского кодекса РФ, в которой с недавних пор вопросы защиты прав кредиторов реорганизуемой компании уже более детально урегулированы, урегулированы нормы о праве требования кредиторов реорганизуемого юридического лица исполнения обязательства по погашению задолженности, и порядок реализации этого права, нормы о солидарной ответственности правопреемников и самого реорганизуемого юридического лица перед кредиторами.

Отмена реорганизации и ликвидации государственными органами в судебном и внесудебном порядке, как способ привлечения к налоговой и уголовной ответственности директоров и собственников закрытых юридических лиц и их аффилированных лиц

Как уже отмечалось ранее, прекращение деятельности юридического лица невозможно, если инициатором прекращения такой процедуры выступает государственный или иной уполномоченный орган, подавший соответствующее исковое заявление в суд. По закону отменить уже запущенный процесс ликвидации может только учредитель (участник) ликвидируемого юридического лица, который добровольно принял такое решение.

Однако, с лета прошлого года по поданным участниками компаний заявлениям о государственной регистрации юридического лиц в связи с их ликвидацией/реорганизацией, налоговики активно стали принимать решения о приостановке таких действий сроком на 1 месяц. Такие приостановки налоговые органы связывают с необходимостью проверки сведений, подаваемых в ФНС в связи с регистрацией процедуры ликвидации юридического лица. Но данная волна приостановок не ограничивается лишь приостановлением процедур ликвидации, за такими приостановками следуют отказы и в завершении начатых процедур реорганизаций юридических лиц.

Что касается отмены регистрирующим органом процедур ликвидации и реорганизации юридических лиц во внесудебном порядке важно отметить, что массовая заморозка процедур ликвидаций юридических лиц, в том числе путем реорганизации в форме присоединения, произошла почти на всей территории страны на основании Приказа ФНС России от 11.02.2016г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения, указанных в пункте 4.2, 4.4. статьи 9 Федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с данным приказом очень усложнена альтернативная ликвидация юридических лиц – путем одновременной смены директора и учредителей, а также путем вывода компаний в другие регионы. Помимо указанного налоговые органы по собственной инициативе вправе отменить уже внесенную запись в ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица, руководствуясь вышеназванным приказом.

Данные меры могут быть приняты и в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, ведется незавершенная выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки, либо у указанного юридического лица имеется недоимка или задолженность перед бюджетом.

С момента вступления введения в действие ранее указанного приказа, налоговики стали буквально на корню пресекать попытки собственников убежать в другой регион, требуя уже нотариально заверенные решения участников юридического лица, и это далеко не единственный рычаг воздействия на налогоплательщика, пытающегося скрыться от уплаты налогов и сборов. В налоговых органах уже полноправно введены в активное действие списки директоров-номиналов, массовость которых уже установлена фискалами, кроме того, существуют и активно применяются в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками списки номинальных акционеров (участников) юридических лиц. В некоторых регионах к борьбе с недобросовестными налогоплательщиками подключаются сотрудники правоохранительных органов, которые в свою очередь, не меньше налоговой интересуются числом аффилированных юридических лиц и массовостью директоров и учредителей таких компаний. С начала 2015 года вывод фирм в регионы вообще стал очень затруднительным процессом, к началу 2016 года такая процедура стала практически невозможна.

Ранее нами уже рассматривалась тема «Ликвидации ООО путем присоединения » и уже отмечали в данной статье, что с июня 2016 года налоговые органы стали выносить решения о приостановке регистрации реорганизации в форме присоединения на один месяц для проверки достоверности представленных сведений, руководствуясь статьей 4 Федерального закона РФ от 30 марта 2015 года № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который вступил в силу с 01 января 2016 года.

И в завершении рассматриваемой темы, еще раз обращаем Ваше внимание, что за такими приостановками следуют и отказы в завершении начатых реорганизаций в форме присоединения, количество которых значительно возрастает. В период приостановления реорганизации в форме присоединения налоговые органы вызывают директоров для получения пояснений и документов, подтверждающих достоверность заявленных ими на регистрацию сведений о реорганизуемых компаниях.

Приостановление реорганизации будет действовать по принципу проверки достоверности сведений, представленных на регистрацию юридического лица, это связь и массовость адресов, номинальность директора и пр., а значит избежать налоговой ответственности уже вряд ли удастся.

1. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Представленные в многофункциональный центр документы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, направляются многофункциональным центром в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом. При этом документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

1.1. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме , утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

(см. текст в предыдущей редакции)

Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае:

(см. текст в предыдущей редакции)

представления документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа , удостоверяющего его личность;

представления документов, предусмотренных , 22.2 и 22.3 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

Направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

1.3. При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

А) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

Б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

В) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

Д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

1.4. При внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на основании сделки (договора), подлежащей (подлежащего) обязательному нотариальному удостоверению, заявителем является нотариус, удостоверивший соответствующую сделку (соответствующий договор). В иных случаях, касающихся перехода либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания, залогодержатель, лицо, в пользу которого вынесен вступивший в законную силу судебный акт, являющийся основанием для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц в связи с переходом или залогом доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, иное лицо, которое в силу закона может быть заявителем при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в связи с переходом или залогом доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если указанные в абзаце первом настоящего пункта участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества являются юридическими лицами, таким заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа такого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, а также физическое лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности. Указанная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована нотариально, прилагается к представляемым в регистрирующий орган документам.

(см. текст в предыдущей редакции)

При внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся учреждения доверительного управления в отношении доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, исполнитель завещания или нотариус, учредившие это доверительное управление.

1.5. При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

3. В день получения документов, представленных непосредственно в регистрирующий орган, такой орган выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности. В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр данная расписка выдается многофункциональным центром заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.

(см. текст в предыдущей редакции)

При получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.

(см. текст в предыдущей редакции)

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

Любое лицо вправе разместить на официальном сайте регистрирующего органа в сети "Интернет" запрос о направлении по указанному в нем адресу электронной почты информации о факте представления в регистрирующий орган после размещения такого запроса документов в отношении указанного в таком запросе юридического лица, индивидуального предпринимателя. Регистрирующий орган направляет данную информацию не позднее рабочего дня, следующего за днем получения регистрирующим органом документов в отношении указанного в запросе юридического лица, индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных в соответствии с настоящим Федеральным законом документов в порядке , установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

4.1. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4.2. Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

А) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

Г) проведения осмотра объектов недвижимости;

Д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

4.3. Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4.4. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Решение о приостановлении государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

(см. текст в предыдущей редакции)

При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленный регистрирующим органом на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание решения о приостановлении государственной регистрации в форме электронного документа.

В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение о приостановлении государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем пятым абзацем пятым настоящего пункта срок направляет решение о приостановлении государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в многофункциональный центр. По запросу заявителя многофункциональный центр выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру) составленный многофункциональным центром на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного многофункциональным центром от регистрирующего органа.

В случае представления документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя нотариусом решение о приостановлении государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем пятым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем пятым настоящего пункта срок направляет решение о приостановлении государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариусу. По просьбе заявителя нотариус выдает полученный от регистрирующего органа документ заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или представленной нотариусу лично заявителем доверенности в простой письменной форме) в форме документа на бумажном носителе на основании удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате. , утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.

Предлагаю рассказ о сравнительном новом явлении в области государственной регистрации юридических лиц – приостановлении государственной регистрации .

Примерно с июня сего года мне регулярно поступают обращения по таким сложностям при государственной регистрации юридических лиц: мол, подали документы на государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице (в связи со сменой руководителя, адреса, участников, проведением реорганизации, ликвидации) на сайте (ФНС России – nalog.ru) указана дата готовности документов, прошло время, а информации о принятом решении нет или в назначенное время выдали какое-то «решение о приостановлении государственной регистрации».

Творится такое, как говорят, на благо бизнеса и других пользователей информационного ресурса – Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), для обеспечения достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

В моем распоряжении отсутствует официальная статистика по регистрирующим органам страны, а в сервисе сайта ФНС России информация о принятых регистрирующими органами решениях о приостановлении государственной регистрации также пока не отражается. Мнение о масштабах рассматриваемого явления субъективно и основывается на увеличивающихся обращениях доверителей и информации от коллег, в том числе из других регионов. Помочь лично всем столкнувшимся с приостановлением государственной регистрации не получится, поэтому предлагаю свое видение и рекомендации.

Текст получился длинным, поскольку правовое регулирование сосредоточено как в законах, так и подзаконном акте, из которых для удобства посчитал необходимым привести подробные цитаты (а у подзаконного НПА еще и объемное название).

Приостановления делаются для обеспечения достоверности ЕГРЮЛ.

Действительно, благое дело – обеспечение законного принципа публичной достоверности Единого государственного реестра юридических лиц, (далее – ЕГРЮЛ), который провозглашен еще с 2014-го года:
«Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.» (п. 2 ). Для практической реализации данного принципа до 2016 г. «не хватало нормативной базы», т.к. имелась норма, возлагающая на регистрирующие юридических лиц органы обязанность провести «проверку достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений»:
«До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок , которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.» (п. 2 ) Нормы о порядке и сроке проведения такой проверки достоверности появились в законе (Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пп. 4.2., 4.3. ст. 9) только с 2016 г. в результате вступления в силу изменений, внесенных Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

А формирование нормативной базы для реализации принципа завершилось и он «заработал» только после вступления в силу соответствующего подзаконного нормативного акта ФНС России – Приказа ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@.

Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный № 42195) вступил в силу 5 июня 2016 г. и вскоре, а в некоторых регионах и ранее, началось его активное применение регистрирующими органами на местах.

  • Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности»
  • Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14127@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности»
Названные два письма содержат указания, направленные на обеспечение проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ с установлением регулярных отчетов пред «центром» о выполнении мероприятий. Фактически эти письма «подстегнули» регистрирующие органы еще активнее бороться за достоверность включаемых в ЕГРЮЛ сведений. Надо полагать, чтобы на будущее сократить себе «поле» для проверки достоверности уже включенных в ЕГРЮЛ сведений.

В результате регистрирующие органы с упорством и постоянством затягивают сроки государственной регистрации, принимая решения о приостановлении государственной регистрации. Срабатывает принцип: «лес рубят, щепки летят» - увеличение сроков государственной регистрации путем приостановления не всегда является законным.

Правовые основы приостановления государственной регистрации

Государственная регистрация должна осуществляться в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено законом . Государственная регистрация юридических лиц при создании (кроме создания путем реорганизации) и внесение в ЕГРЮЛ записей о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации осуществляется в срок не более чем три рабочих дня (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 13, п. 1 ст. 13.1. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

С начала 2016-го года правила о сроках государственной регистрации имеют исключение в связи с возможностью приостановления государственной регистрации. Теперь для обеспечения достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений закон предусматривает:
«Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, указанным в пункте 4 статьи 23 настоящего Федерального закона.» (п. 4.4. ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Получается, приведенная норма определяет правовые основы применения регистрирующими органами приостановления государственной регистрации, а именно:

  1. виды сведений, при включении которых в ЕГРЮЛ допускается приостановление государственной регистрации;
  2. условия применения приостановления;
  3. момент начала применения приостановления;
  4. время действия приостановления;
  5. требования к содержанию решения о приостановлении;
  6. способы уведомления заявителя о принятом решении
Рассмотрим правовые основы приостановления государственной регистрации подробно.

1. Виды сведений, при включении которых в ЕГРЮЛ допускается приостановление государственной регистрации:

  • включаемые в связи с реорганизацией юридического лица (тут, считаем, идет речь как о внесении записей о начале процедуры реорганизации, так и о завершении процедуры реорганизации: создании юридических лиц путем реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, преобразования, прекращении деятельности путем присоединения и смешанной реорганизации);
  • включаемые в связи с ликвидацией юридического лица (тут, если понимать буквально, то можно утверждать, что речь идет именно о завершении ликвидации, т.к. применительно к этому моменту в законе используется выражение «государственная регистрация в связи ликвидацией». С другой стороны, по тексту закона понятия «государственная регистрация» и «включение сведений» соотносятся по смыслу как часть и целое, поэтому, скорее всего, имелось в виду также и включение сведений о принятии решения о ликвидации, назначении ликвидатора, утверждении промежуточного ликвидационного баланса).
  • включаемые в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (изменением уставного капитала, места нахождения, фирменного наименования, других положений устава и т.п.);
  • включаемые в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (изменением руководителя, участников, адреса, видов деятельности, иных сведений)
Отметим, что не предусматривается возможность приостановления государственной регистрации юридических лиц при их создании, кроме создания путем реорганизации (п. 7 «Оснований…» утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@).

Получается, приостановление применимо практически к любым обращениям за государственной регистрацией юридических лиц (кроме создания). Однако, тут все не так просто: одного лишь обращения за включением в ЕГРЮЛ сведений, при которых допускается приостановление государственной регистрации, недостаточно, необходимо еще наличие именно установленных, т.е. надлежащих оснований для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений – условий применения приостановления .

2. Условия применения приостановления (принятия решения о приостановлении): в качестве условий применения закон называет имеющиеся у регистрирующего органа основания для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

В свою очередь, в отношении «проверки достоверности» закон предусматривает такие правила:

Во-первых , предусматривает общее основание и способы проверки: проверка проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности , в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством :

  • изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
  • получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • проведения осмотра объектов недвижимости;
  • привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Во-вторых , определяет источник правового регулирования проверки достоверности : основания, условия и способы проведения указанных в законе мероприятий по проверке достоверности, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пп. 4.2, 4.3… ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В настоящее время эти «основания, условия, способы и порядок» установлены Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

Названный приказ предусматривает исчерпывающий перечень оснований проведения проверки применительно к конкретным регистрационным действиям , в нем ФНС России называет всего шесть оснований для проведения проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, три из которых разделены на варианты (основание № 3 – на 5 вариантов, № 4 и № 6 – на 2).

Стоит отметить, что разработчики «Оснований..», видимо «подстраховались»: предусмотрено одно довольно «универсальное» или «резиновое» основание – № 2, хотя считаем, как раз в силу «расплывчатости» его использование в конкретных обстоятельствах должно быть обосновано.

Перечень оснований проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений утвержденными Приказом «Основаниями…» предусмотрен такой:

1) наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (далее - возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ), содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов;

2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России;

3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:

  1. указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;
  2. находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
  3. указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);
  4. указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);
  5. включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;
4) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо об участнике общества с ограниченной ответственностью в отношении лица ,
  1. о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений ,
  2. либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек;
5) представление в регистрирующий орган в качестве документа, подтверждающего основание перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к обществу, заявления участника общества о выходе из общества, оформленного до 1 января 2016 года (за исключением случаев, когда такое заявление участника общества нотариально удостоверено);

6) представление документов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц) в случаях, если:

  1. в реорганизации участвуют два и более юридических лица;
  2. в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у указанного юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам (п. 2 «Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядке использования результатов этих мероприятий», утвержденных приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@).
Важно: в ФНС отмечается, что приостановление государственной регистрации применяется, если предусмотренного для соответствующей государственной регистрации юридических лиц срока оказалось недостаточно для проведения проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений (п. 7 «Оснований…» утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@).

3. Момент начала применения: решение может быть принято в пределах срока для соответствующей государственной регистрации.
Сделанное в законе уточнение «при этом течение срока прерывается» дает основания полагать, что допустимым моментом принятия решения о приостановлении государственной регистрации является любой день срока, кроме последнего, т.к. иначе «нечему прерываться» – в последний день срока, срок уже закончился;

4. Время действия: регистрация приостанавливается до дня окончания проведения проверки достоверности сведений - такой момент, на практике «со стороны» сложно контролировать, поэтому в законе имеется указание, что «приостанавливается» на срок не более чем один месяц (и исключений из данного правила, в виде возможности продления срока, например, как для времени рассмотрения жалобы или проверки уже включенных в ЕГРЮЛ сведений, законом не предусмотрено);

5. Требования к содержанию решения о приостановлении:
а) обязательно указать основания, по которым государственная регистрация приостановлена,
б) и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Срок для представления заявителем документов и пояснений, опровергающих предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, не может быть менее чем пять дней.

6. Способы уведомления заявителя о принятом решении (такие же, как способы для решения об отказе в государственной регистрации) предусмотрены:

  1. решение о приостановлении в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте.
  2. если заявителем не указан способ получения документов, регистрирующий орган направляет решение по указанному заявителем почтовому адресу.
  3. в случае представления заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение направляется регистрирующим органом в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия в многофункциональный центр, который выдает указанное решение заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру.
  4. при поступлении в регистрирующий орган документов для государственной регистрации в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также при указании в заявлении о государственной регистрации сведений об адресе электронной почты юридического лица, решение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан представить решение в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.
В принципе, пусть и не явно, «в одном месте», а последовательно в ряде норм закона и Приказе ФНС России расписаны правовые основы применения приостановления государственной регистрации.

Кратко характеристику элементов правовых основ приостановления государственной регистрации можно представить следующим образом:

Практика приостановления государственной регистрации

Еще классик прежних политических учений, описывая проводимые в стране масштабные мероприятия, упоминал о «перегибах на местах». С приостановлением государственной регистрации как раз такой случай.

Понятно, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, включая и инспекции, которые реализуют функции по государственной регистрации юридических лиц, в основном Единые регистрационные центры (ЕРЦ) составляют единую централизованную систему налоговых органов (пункт 4 Положения «О Федеральной налоговой службе»).

Естественно, Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@, которым утверждены «Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий» должен соблюдаться всеми регистрирующими органами при принятии решений о приостановлении государственной регистрации.

Очевидно, «что должен соблюдаться», но тексты некоторых решений о приостановлении создают впечатление: либо их авторы вообще не знают о данном приказе, либо не считают его (как и закон, во исполнение которого он принят) обязательным для исполнения.

Да-да, хочу сказать, что предусмотренные правовые основы приостановления на практике порой нарушаются. Самым существенным и распространенным нарушением при этом является нарушение условий применения приостановления: принятие решений о приостановлении при отсутствии установленных надлежащих оснований для проведения проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

А попутно и нарушение требований к содержанию решения относительно указания оснований, по которым государственная регистрация приостановлена: тексты решений либо содержат указание на обстоятельства, которые не установлены в качестве оснований, либо вообще не дают понять, что явилось основанием приостановления в конкретном случае.

В качестве примера прикрепляю несколько файлов с текстами решений или извлечений из решений о приостановлении государственной регистрации, принятых регистрирующими органами г. Москвы и г. Владивостока.

Из них положительно отличается только столичное решение: в тексте не только указано основание для приостановления, т.е. формально выполнено требование относительно указания в содержании решения оснований приостановления, так указанное основание еще и предусмотрено в качестве такового в утвержденных Приказом ФНС России «Основаниях…»! Пусть использование именно такого основания совсем не аргументировано и может объясняться удобством его формулировки, но по сравнению с другими примерами выглядит гораздо убедительнее.

По тексту местных примеров видно, что регистрирующий орган, как говорится, «радеет». Нет, не за надлежащее оказание государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц в установленные сроки на благо обращающихся юридических лиц. А за нечто иное, возможно, особо понимаемую его должностными лицами «достоверность ЕГРЮЛ». Так и хочется сказать, что принимая такие решения, действуют «в ложно понятых интересах службы».

В качестве оснований для принятия решений указывают всякое, кроме надлежащих оснований. Так сказать, приостановлениями все подозрительное «рубят на корню»: и против захватов борются, и массовые руководители, и прописка руководителей в другом городе, чем адрес юридического лица не нравятся, часто о наличии у себя («у регистрирующего органа») обоснованных сомнений в отношении достоверности уже внесенных в ЕГРЮЛ сведений вспоминают (хотя приостанавливают для проверки «вносимых»), могут вообще забыть указать основание приостановления.

Есть пример приостановления также по основанию «обоснованные сомнения в достоверности внесенных сведений» (приложенный файл «приостановление изменений - сомнения во внесенных 2») в отношении Р14001 поданной в качестве заявителя нотариусом в связи совершением нотариальной сделки купли-продажи доли в ООО.

При этом в тексте решения заявителю – нотариусу указано на «право представить пояснения»! Принятие решений о приостановлении с нарушением требований к моменту принятия – в последний день срока регистрации при этом вообще мелочь.

Варианты отношения к приостановлению. Путь пользователя и путь бойца.

Как видим, с благой целью обеспечения принципа публичной достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, исполнители государственных услуг по включению в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах – регистрирующие органы имеют преимущество перед заказчиками услуг, так как наделены правом приостанавливать оказание государственных услуг на срок до одного месяца.

Спрашивается, как поступить, если в отношении поданных для государственной регистрации документов принято решение о приостановлении? Тут считаю лишним «лить воду»: советовать в первую очередь оценить законность принятого решения, в том числе, обратившись к юристу, это можно сделать и позже – все равно регистрация уже приостановлена.

Гораздо важнее как можно раньше узнать о самом факте приостановления, чтобы иметь время для нормального реагирования. Заказчику государственной услуги, обычно единоличному исполнительному органу и/или участнику (иному лицу, лицам, принимающим решения в соответствующем юридическом лице) прежде всего следует решить, насколько важно получение именно данной запрошенной государственной услуги, а потом уже оценивать обоснованность и законность принятого решения.

Решение о приостановлении может быть обоснованным, в смысле иметь в своем тексте слова и выражения, содержащие описание используемых в качестве основания для приостановления государственной регистрации фактических обстоятельств, которые действительно имеют место, но при этом не соответствовать критерию законности, если соответствующие фактические обстоятельства не предусмотрены в качестве основания для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений (не названы в исчерпывающем перечне в п. 2 Оснований, утвержденном Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@). Примеры подобных решений прилагаются в прикрепленных файлах из практики ЕРЦ по г. Владивостоку.

Большинство юридических лиц занимаются коммерческой деятельностью, а в бизнесе важно время и достижение нужных результатов. С учетом сказанного оптимально оценивать решение о приостановлении именно в таком порядке: сначала «обоснованность», а потом уже законность.

Оценки решения о приостановлении по критерию обоснованности, относительно действительного наличия указанных в качестве основания приостановления фактических обстоятельств и их характера может оказаться заказчику государственной услуги достаточно, чтобы сделать выбор: принимать меры к получению данной услуги – включению соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или нет.

Например, подали документы для включения в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе, а в решении о приостановлении государственной регистрации регистрирующий орган указывает в качестве основания «наличие сведений о том, что фио, избранный на должность руководителя является массовым руководителем».

По факту возможны такие варианты:

А) заказчик знал о том, что избираемое лицо является руководителем в ряде других компаний, в связи с чем к нему и обратились;

Б) лицо действительно являлось руководителем в других юридических лицах, но полномочия были прекращены в связи с избранием других лиц;

В) лицо является руководителем в других юридических лицах, в отношении которых имеется информация о наличии задолженностей, отсутствии сдачи отчетности при этом статус его как руководителя значится как действующий и объясняет заказчику такое положение «ошибкой прошлого», когда ранее подрабатывал, выступая руководителем «на время».

Во всех приведенных вариантах, которых может быть и больше, решение о приостановлении государственной регистрации по основанию «массовости руководителя» несмотря на обоснованность – даже если обстоятельства, подтверждающие «массовость» имеют место, окажется незаконным, так как такое основание не предусмотрено в соответствующем надлежащем источнике.

С точки зрения времени и достижения нужного результата, заказчику государственной услуги не важно, насколько решение о приостановлении законно. Важно другое – отсутствие нужного результата. Применительно к рассматриваемой ситуации – что еще на месяц у юридического лица «почти не будет руководителя». («Почти» - это с учетом того, что полномочия возникают с момента избрания по решению соответствующего органа юридического лица, но для изменения лица, имеющего право первой подписи – совершения платежей по расчетному счету банк попросит лист записи о включении в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе).

Вот тут и нужно делать выбор на основе оценки обоснованности решения и отношения к характеру указанных в качестве основания приостановления обстоятельств. Для примера обратимся к озвученным вариантам:

А) вообще «нет вопросов», если знали заранее, значит успешный менеджер, «владелец фабрик заводов пароходов» - как говорится, не повод, за тем и звали;

Б) также скорее всего, не повод, ведь «все в прошлом»;

В) а вот тут есть повод задуматься (хотя можно было и самим ранее проверить) стоит ли включать такие сведения в ЕГРЮЛ, ведь пусть «и дела минувших дней», но «должную осмотрительность» при выборе контрагентов еще не отменили. И возглавляемая таким лицом компания может быть расценена потенциальными партнерами и проверяющими как «однодневка», что вызовет как минимум повышенное внимание, которого обычно мало кто желает.

Если в результате оценки обоснованности решения о приостановлении выяснилось, что данная услуга «не нужна», можно представить пояснения, в которых указать, что на включении соответствующих сведений не настаиваем, например, в связи с избранием на должность нового руководителя и подать новое обращение за получением государственной услуги. Или просто обратиться за услугой по включению нужных сведений, при которых отсутствует указанное регистрирующим органом основание для приостановления, например, проверив нового руководителя на «не-массовость» и выбрав «не-массового».

Если выбор сделан в пользу получения приостановленной услуги, то возможны такие варианты поведения, тактично назовем их «путь пользователя» и «путь бойца».

Путь пользователя – это банальное соблюдение правил, предоставление регистрирующему органу пояснений и документов в подтверждение достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, относительно которых у регистрирующего органа возникли сомнения и послушное ожидание, когда по представленным документам примется решение.

Путь бойца - это активная защита своей позиции, то же самое соблюдение правил, предоставление пояснений и документов, но максимально активно, с обращениями (личными и/или телефонными) к соответствующим руководителям, сотрудникам регистрирующего органа, с акцентами на важность срочного получения данной услуги, законность своей позиции и готовность максимально отстаивать свои права.

Сразу оговоримся: такой подход не является панацеей и может не сработать в отношении крупного регистрирующего органа, у которого большие объемы регистрационных действий, безразличные сотрудники-исполнители и недоступное для простых пользователей руководство (например, МИФНС № 46 по г. Москве).

Зато руководство и даже просто сотрудников регионального ЕРЦ может нужным образом впечатлить внезапная и динамичная или напротив спокойная и доброжелательная встреча с реальным успешным бизнесменом, который объяснит им важность получения соответствующей государственной услуги его компанией.

Так в нашей практике были примеры, когда предоставление личных пояснений руководителем, явившимся в налоговую «при параде» с дорогими украшениями после имевшего место накануне строгого телефонного разговора с начальником отдела приводило к тому, что уже на следующий день приостановленная услуга оказывалась – нужная запись вносилась в ЕГРЮЛ.

Еще пример приводил нотариус, через которого электронно были представлены на государственную регистрацию документы руководителем крупного холдинга: звонка начальника юридического отдела холдинга в регистрирующий орган оказалось достаточно, чтобы после решения о приостановлении нотариусу вскоре поступило решение о государственной регистрации.

Во всяком случае, если услуга нужна, желательно подать пояснения и документы в пределах указанного в решении о приостановлении срока, естественно, с подтверждением такого предоставления, если вызвали для дачи пояснений – явится и дать пояснения, при этом также можно потребовать предоставить копию составленного сотрудниками регистрирующего органа при получении пояснений документа.

У регистрирующих органов встречается позиция «не представили пояснения», значит «не опровергли = подтвердили» обоснованность сомнений в достоверности включаемых сведений и в результате выносится решение об отказе в государственной регистрации.

Защита прав юридических лиц при приостановлении.

А если нет времени ждать, «не послушали», «не услышали» и приостановление продолжается, есть возможность заставить зарегистрировать?

Приходится признать, что в данном случае самым эффективным способом является самозащита: рассмотренный выше «путь бойца», поскольку при определенных условиях позволяет в максимально короткие сроки получить нужный результат: попросили, надавили, убедили – зарегистрировали.

В развитие этой самозащиты можно использовать административный и судебный способ защиты: направление обращений в прокуратуру и вышестоящему должностному лицу или в арбитражный суд в расчете на то, что «одумаются» и зарегистрируют, но уповать на это не стоит: для крупного, «упрямого» или «неученого» регистрирующего органа это «что слону дробина», хотя есть слухи, что количество подаваемых жалоб учитывается при оценке работы соответствующего органа и влияет на материальное поощрение выделяемое в его адрес вышестоящим.

Сами по себе административный и судебный способ защиты имеют существенный недостаток: кроме затрат на услуги специалистов еще и время – как правило время рассмотрения жалобы органом, а тем более судом, гораздо больше, чем время, на которое оказание государственной услуги приостановлено.

При таких условиях «в бой идут» только самые отчаянные и принципиальные.

Подавляющее большинство обратившихся довольствуется получением консультации и, даже при наличии явных нарушений со стороны налоговых органов предпочитают выполнить рекомендации для обеспечения государственной регистрации при ее приостановлении, чем защищать свои права, обжалуя незаконное решение о приостановлении. Их мотивы похожи: жаль времени, денег и не желают привлекать к себе внимание «НАЛОГОВОЙ!!!». В итоге эффект безнаказанности приводит к массовым и формальным приостановлениям государственной регистрации снова и снова.

Порочная практика массовых приостановлений подрывает лежащий в основе взаимоотношений личности и государства конституционный принцип поддержания доверия к действиям публичной власти и может способствовать лишним расходам бюджетных средств при ведении судебных процессов по обжалованию незаконных приостановлений. Но это уже другая история…

Апокалипсис сегодня (отказ в присоединении, новые причины).

Все давно привыкли к тому, что при регистрации юридического лица в первую очередь следует безошибочно заполнять данные в документах, подавать документы в правильную налоговую и с нужным комплектом. Чаша весов склонилась в сторону налоговой после того, как было принято решение навести абсолютный порядок в регистрации и избавиться, наконец, от серых схем использования номинальных услуг и альтернативных способов ликвидаций компаний, вычистить ЕГРЮЛ и целиком оставить в нём только белые фирмы.

Вспомним как не так давно, иностранные управляющие компании столкнулись с непреодолимой силой в лице отказов в государственной регистрации изменений. Все иностранные управляющие компании впали в немилось и обязаны теперь с начало иметь адрес в России, т.е. создать (аккредитовать) официально филиал, поставить его на налоговый учёт и уже по своему адресу принимать компанию для управления ( ФНС запретила "ликвидации на офшор" от Mod.Ch. ).

Уже полюбившийся всеми Приказ налоговой от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@, начавший своё действие 05 июня 2016 года по новой закрутил барабан в поле чудес реорганизации путём присоединения.
Отныне и впредь, кроме ошибок в документах, следует вооружиться вилами от:

1. Недостоверности сведений, указанных в документах на реорганизацию , это:

  • участник или Генеральный директор были в такой компании, которая закрыта по инициативе налоговой с задолженностями или в компании имеющей недостоверные сведения в ЕГРЮЛ;
  • адрес плохой, такой, по которому нет связи с компанией;
2. Долгов перед бюджетом;
3. Долгов перед контрагентами (подача заявления в регистрирующий орган заинтересованного лица);
4. Проводимой выездной налоговой проверкой.

Вышеуказанные основания повлекут отказ в присоединении по подпунктам Р, Ф, Х пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации юридических лиц N 129-ФЗ. Это подтверждается и сообщениями от форумчан.

Регистрирующая налоговая действует не жалея сил и поручает территориальным налоговым проверять адреса компании. Начинается с адреса. Так, если инспектор налоговой службы обращается к арендодателю по компании, находящейся в процессе реорганизации, это признак, налоговая начала проверять сведения.

Успеть найти причину для отказа налоговая предусмотрела, приостановить регистрацию на месяц для вынесения решения . При этом вызов Генерального директора для дачи пояснений и предоставления документов, оправдательных саму реорганизацию, органично с самой проверкой и приостановкой. Налоговик зрительно посмотрит, не подставной ли директор, однако не запрещено представлять интересы, документы по доверенности.

В перспективе прослеживается, директор входящий в более чем несколько фирм заведомо будет вызываться, реорганизация приостанавливаться, по аналогии как с адресами, имеющими признаки массовости (более чем 5 юр. лиц), заведомо относящимися к проверке на достоверность сведений о нём.

Презумпция виновности введена в действие. Раз инициировал реорганизацию, значит грешен. Сидящий за столом перед компьютером инспектор не задастся вопросом, белая компания или нет, посмотрит на данные в документах, проверит по базе, приостановит присоединение. Тем более, сверху спустили, приостановить всех.

____________________________________________________________________

От likvidatorooo ,

«Проверку достоверности будут проводить, направляя разные запросы-вызовы-поручения (по руководителям, участникам, адресам), анализируя имеющуюся информацию и т.п. согласно названного Приказа – в общем, «много чего делая». При этом в решении о приостановлении указывается срок «для предоставления пояснений и документов, подтверждающих достоверность сведений». И пусть в законе сказано, что данный срок не может быть менее пяти дней, на практике, видимо, «программа регорганов так заточена», что в решениях обычно и пишут минимальный срок в пять дней.

В такое время может оказаться сложно уложиться, поэтому, на примере реорганизации в форме присоединения предлагаем вариант заявления о сообщении пояснений и документов, подтверждающих достоверность включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

Считаем, что обязанности подавать именно такое и вообще «Заявление» в случае приостановления нет. Однако, его наличие может оказать полезным как для убеждения регистрирующего органа, так и для обоснования своей позиции в случае, (лучше, конечно, без него), отказа в государственной регистрации.

В предлагаемом примере постарались охватить возможные полезные для «подтверждения достоверности обстоятельства». В то же время, ситуации разные, компании разные, поэтому, в каждом случае перечень указываемых в подтверждение документов (и приложений) может различаться. «Суперминимум» документов и обстоятельств напечатали обычным шрифтом, а все что шире – пункты 3-13 части 2 «Документы, подтверждающие достоверность вносимых сведений» и позиции 2-12 Приложения к Заявлению – выделено курсивом.

Приведенная в заявлении просьба об ответе в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указана для побуждения к внимательному отношению к поступившему заявлению, поскольку при нарушении порядка рассмотрения обращения можно требовать привлечения к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП (штраф от 5 до 10 т.р.).

Желаем, чтобы эти варианты «не пригодились», а если пригодились – чтобы все успешно зарегистрировалось!»

12.01.2016

У регистрирующего органа появилось право проводить проверку сведений в документах, представленных на государственную регистрацию (или сведений уже содержащихся в ЕГРЮЛ).

Регистрирующий орган может:

Самостоятельно изучить представленные документы и сведения (в т.ч. возражения, пояснения заинтересованных лиц);

Потребовать объяснения от заинтересованных (связанных) лиц;

Запросить/получить сведения/справки по возникшим в ходе проверки вопросам;

Провести осмотр объекта(ов) недвижимости;

Привлечь специалиста и/или эксперта для участия в проведении проверки.

Поскольку проверка сведений требует времени, у регистрирующего органа появилось право приостановить государственную регистрацию в срок до 1 (одного) месяца. В решении о приостановлении обязательно должны быть указаны основания приостановки, а также срок (не менее 5 дней), в течение которого заявитель может предоставить дополнительные документы и пояснения.

В случае подтверждения сомнений о недостоверности предоставленных сведений в государственной регистрации будет отказано.

В случае установления регистрирующим органом недостоверности сведений уже включённых в ЕГРЮЛ, юридическому лицу (в т.ч. его участникам и руководителю) направляется уведомление о необходимости представить актуальные и достоверные сведения (в т.ч. по адресу электронной почты, если такой информацией обладает регистрирующий орган).

Юридическое лицо, получившее такое уведомление, обязано в течение 30 (Тридцати дней) представить достоверные сведения (или доказательства, что ранее предоставленные сведения являются достоверными). Если в течение установленного срока документы не будут представлены, то регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице.

У заинтересованных лиц появилось законодательно закреплённое право направить в регистрирующий орган возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений. Стоит отметить, что ранее у регистрирующего органа не было оснований вынести отказ в государственной регистрации даже при наличии возражений заинтересованных лиц, теперь данный пробел устранён. Потому особое внимание мы рекомендуем уделять процедуре регулярного мониторинга сведений в ЕГРЮЛ (в т.ч. представленных документов на государственную регистрацию юридических лиц), т.к. своевременное получение такой информации позволит предотвратить незаконные изменения. У Делового центра "ДИНЕКА" уже имеется положительный опыт по недопущению регистрационных действий по подложным документам (а, следовательно, недопущению рейдерского захвата фирмы и последующих длительных судебных разбирательств).

Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх