Моральный и физический вред здоровью. Физиология нравственных страданий

Уважаемые коллеги! Поддержите научный сайт: пожалуйста, не блокируйте на нем рекламу. Как это сделать?

Физические страдания как признак морального вреда

Поделитесь статьей с коллегами:

В.В. МУКОВНИН,
адвокат коллегии адвокатов Волгоградской области «Белый аист»

Законодатель в ст. 151 Гражданского кодекса РФ определяет моральный вред как физические и нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Как видно из данного определения, признаки морального вреда - это физические или нравственные страдания, что относится к области чувств, которые испытывает человек при причинении ему вреда.

Далее в указанной статье законодатель использует те же признаки морального вреда, но уже с союзом «и», чем вносит в этот вопрос определенную путаницу, вызывая у цивилистов споры по поводу пределов компенсации вреда. Происходит это из-за смешения оценок различных сторон человека как личности, его моральных и психофизиологических чувств.
Если исходить из признаков морального вреда, то получается, что под таким вредом должен пониматься вред, наносимый системе самооценок человека, что в свою очередь приведет к расширению сферы применения данного понятия.
Наш тезис о расширении сферы применения морального вреда находит подтверждение не только в сложившейся судебной практике, но и в позиции Пленума Верховного суда РФ, который в своем постановлении от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», давая толкование определению морального вреда, поставил на первое место именно нравственные страдания (собственно моральный вред), поясняя при этом, когда такой вред может возникать и в чем выражаться. Так, в постановлении указано: «Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.».
Хотя ВС РФ не дал общего определения страданий, из приведенного текста постановления следует, что суд попытался раскрыть содержание одного из признаков морального вреда - нравственных страданий. Очевидно, что под нравственными страданиями понимаются переживания.
Сложнее обстоит дело со вторым признаком морального вреда - физическими страданиями. Полагаем, что определение морального вреда через физические, нравственные страдания или их совокупность, которое употребляет законодатель, правильно и логично, поскольку любые страдания - это чувства, которые может испытывать человек при причинении ему любого вреда. Физические страдания - это чувства, ассоциирующиеся с физической болью и, как правило, возникающие при причинении вреда здоровью. Однако следует отметить, что понятие «физические страдания» не совпадает по своему содержанию с понятиями «физический вред» и «вред, причиненный здоровью». Физические страдания - один из признаков морального вреда в том его виде, как он определен в российском законодательстве (ст. 151 ГК РФ), в то время как физический вред - это любые негативные изменения в организме человека, препятствующие его благополучному биологическому функционированию.
Поскольку мораль и нравственность - понятия равные по своему значению, правильно было бы говорить только о наличии нравственных страданий. Но чувства, которые испытывает человек при причинении ему вреда, - это сфера исследования психологов, биологов и других специалистов. Задача юристов - признавать нарушение конкретного права либо блага, принадлежащего субъекту права, путем закрепления их в нормах права.
Существует определенный критерий, по которому можно определить различие этих двух видов страданий и их взаимосвязь. Здесь в первую очередь следует учитывать и использовать выводы психологов, социологов и специалистов иных отраслей науки о человеке, в том числе и в области гражданского права, которые представляют структуру личности следующим образом:
- биопсихогенные элементы - физическое состояние организма и его функционирование;
- психосоциогенные элементы - представление о том, каким надо быть, чтобы снискать признание окружающих (культурный идеал личности);
- выполнение социальной роли - положение личности в различных группах, характеризующееся набором прав и обязанностей;
- отраженное «я» - представление о том, как личность видят и оценивают другие;
- субъективное «я» - представление о своей подлинной внутренней сущности.
Если физические страдания рассматривать как первый признак морального вреда, то можно сказать, что физическое состояние организма и его функционирование может быть нарушено не только физической травмой, увечьем, но и в ряде случаев нравственными переживаниями, в результате которых человек заболевает.
Нарушение физического состояния организма и его функционирования является не чем иным, как вредом физическим, который встречается в уголовном праве и уголовном процессе при признании лица потерпевшим. Под физическим вредом в уголовном праве принято понимать нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека. Физический вред наиболее часто выражается в лишении жизни, причинении вреда здоровью человека, нанесении ему различного рода телесных повреждений, лишающих его общей и/или профессиональной трудоспособности. Физический вред в уголовном праве имеет правовое значение для квалификации преступного противоправного посягательства на личность. В юридическом смысле, конечно же, физический вред невозместим. Как правильно указывает Б.Т. Безлепкин, «возвратить жизнь нельзя, а восстановление здоровья является проблемой медицинской, но не правовой».
При этом причинение различного рода повреждений здоровью приносит не только физические, но и нравственные страдания, так как дееспособный человек представляет последствия вреда такого рода и его начинают мучить душевные переживания по поводу утраты того или иного органа, нарушения целостности организма или его функционирования. Это значит, что физические страдания, безусловно, всегда связаны с нравственной оценкой причиненного человеку вреда. Физическая боль может пройти, а вот нравственные страдания могут сопровождать человека всю его жизнь (например, если обезображено лицо). При этом физические страдания лишь усугубляют нравственные, так как нарушается сложившийся образ жизни человека.
В результате вреда, причиненного здоровью, потерпевший постоянно или временно лишается возможности трудиться, иметь детей, продолжать активную личную или общественную жизнь и т. п.
Аналогичную точку зрения высказывает Е.А. Михно, которая, анализируя содержание физических страданий, считает, что они всегда связаны с нравственными, а в определенных случаях нравственные переживания влекут за собой физические расстройства. Действительно, медицинской практике известны многочисленные случаи, когда вследствие душевных переживаний человек заболевает и это отражается на его физическом состоянии.
Наиболее характерными можно назвать болезни сердца, нервные и психические расстройства, онкологические заболевания. Встречаются ситуации, когда сильные душевные страдания даже приводят к смертельному исходу. Однако не лишним будет отметить одно непростое обстоятельство, возникающее при решении рассматриваемой проблемы, - это установление причинной связи между деянием причинителя вреда и наступившим вредом. Здесь, видимо, требуется особый подход к делам такой категории, поскольку возникает необходимость в проведении комплексной экспертизы с участием специалистов различных областей знаний: медиков, биологов, психологов, психиатров и других, которые в процессе своей деятельности смогут разработать определенные методики.
Конечно же, степень вреда, причиненного здоровью человека, будет зависеть от самого человека, его психических, физических, эмоциональных ощущений, его характера, условий воспитания, жизненного опыта и многих других факторов, которые должны учитываться при проведении такой экспертизы.
Психология, рассматривая человека как материальный объект природы и общества, говорит о том, что личность испытывает определенные чувства, эмоции, в том числе когда ей причиняется непосредственно физический вред, включающий в себя как физические, так и нравственные страдания. Полагаем, что понятие «физический вред», употребляемое в уголовном праве и уголовном процессе, как и в гражданском праве, встречается только в ином аспекте - когда речь идет о причинении вреда здоровью.
С точки зрения гражданского права сам человек не может относиться к имуществу, ибо он является бесценным, следовательно, и причинение вреда здоровью (физический вред) нельзя отнести ни к имущественному вреду, хотя он и влечет отрицательные имущественные последствия, ни к вреду сугубо моральному. Поэтому полагаем, что здесь можно говорить о таком виде вреда, как неимущественный, а именно о личном неимущественном вреде.
Здоровье является нематериальным благом, имеющим свою специфику по сравнению с другими благами неимущественного характера. Очевидно, что при причинении вреда этим благам человек помимо физических страданий
испытывает нравственные переживания. Законодатель, зная это, включил в определение морального вреда термин «физические страдания».
Однако включение признака «физические страдания» в определение морального вреда вряд ли следует отнести к собственно моральному вреду, так как последний обусловливается не чем иным, как нравственными переживаниями, а взаимосвязь физических страданий, нравственных переживаний и морального вреда, в свою очередь, обусловливает логическую последовательность такого включения. Поэтому физические страдания и нравственные переживания рассматриваются как единое основание (хотя нравственные страдания возможны и без страданий физических) для взыскания компенсационной суммы в качестве денежного удовлетворения за «обиду»: «Моральная обида и физические страдания не составляют оснований для двух самостоятельных требований».
Такой позиции придерживаются верховные суды европейских стран, в частности Верховный суд Польши. Кроме того, данная точка зрения давно существует и в исследованиях отечественных цивилистов, например Н.С. Малеина.
Физические страдания, помимо всего прочего, связаны с вредом имущественным, так как в результате причинения человеку физических страданий требуются дополнительные материальные затраты на восстановление здоровья, лечение потерпевшего. Именно поэтому можно говорить о том, что вред неимущественный в случае повреждения здоровья человека имеет такую разновидность, как личный неимущественный вред, связанный с имущественным.
Например, гражданин получает увечье в результате дорожно-транспортного происшествия. Собственно увечье (повреждение организма) представляет собой личный неимущественный вред. Этот вред вызывает физические страдания у потерпевшего в момент причинения увечья и в процессе последующего лечения. Одновременно осознание своей неполноценности, невозможность жить как прежде, утрата работы заставляют его переживать, т. е. претерпевать нравственные страдания. В совокупности нравственные и физические страдания составляют моральный вред, который при наличии других необходимых условий должен быть в соответствии со ст. 151 ГК РФ компенсирован в денежной форме.
Чтобы поддерживать свое существование и вести достойный человека образ жизни, потерпевший обращается за платными услугами, к которым вынуждает его состояние увечья, и совершает иные связанные с этим состоянием расходы. Материальные затраты необходимы на полное или частичное восстановление здоровья, связанное с дополнительным питанием; покупкой лекарственных средств; проведением операций; протезированием; приобретением средств передвижения (инвалидной коляски, автомашины); необходимостью санаторно-курортного лечения, ухода со стороны родственников, близких, которые иногда даже вынуждены увольняться с работы, и т. п. Кроме того, потерпевший может не получать тех материальных доходов, которые могли бы быть у него, если бы не факт нарушения указанного блага. Это может выражаться в утрате заработной платы или ее части либо других средств существования.
Некоторые авторы, например А.В. Шичанин, полагают, что все эти расходы являются дополнительными, ссылаясь на терминологию законодателя.
По нашему мнению, все эти материальные затраты можно отнести к реальному ущербу, а утрату заработка (дохода) или его части - к неполученным доходам (упущенной выгоде).
Лицо несет убытки, которые подлежат возмещению в полном объеме.
Приведенный пример показывает, что личный неимущественный вред возмещается путем компенсации морального и имущественного вреда, вызванного повреждением организма, иными словами, происходит опосредованное возмещение вреда.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о правомерности рассмотрения данного вида вреда как разновидности неимущественного вреда, связанного с имущественным. Этот вывод основан на анализе как ГК РФ и судебной практики, так и предмета регулирования гражданского права.

Библиография
1 См.: Рассказова Н.Ю. Проблемы ответственности предприятий за вред, причиненный рабочим и служащим, связанный с исполнением ими трудовых обязанностей (социолого-правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Л., 1988.
С. 11.
2 Безлепкин Б.Т. Возмещение вреда, причиненного гражданину судебно-следственными органами: Учеб. пособие. - М., 1979. С. 34.
3 См.: Михно Е.А. Проблемы возмещения морального вреда // Правоведение. 1992. № 5. С. 90.
4 Варкалло В. Об ответственности по гражданскому праву. - М., 1978. С. 136.
5 См.: Малеин Н.С. О моральном вреде // Государство и право. 1993. № 3. С. 36.
6 См.: Шичанин А.В. Возмещение морального вреда // Законодательство и экономика. 1994. № 15-16 (85-86). С. 20-21.
7 См.: Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда - анализ и комментарий законодательства и судебной практики. - М., 2004. С. 7.

В таком случае потерпевшей стороне следует попросить выступить, как если бы он не слышал о сделке. В дополнение к вышеупомянутым основным и второстепенным обязательствам, при необходимости, необходимо учитывать. Эти пруденциальные обязательства могут уже существовать на досудебном этапе, то есть даже если договор еще не заключен. Подробнее о преддоговорных обязательствах и требованиях осмотрительности можно найти в следующей статье.

Разумеется, между сторонами, связанными с компенсацией, не всегда существуют договорные или долговые отношения. Если лицо намеренно и намеренно уничтожает объект против воли владельца, необязательно договорные отношения, но это не означает, что владелец не может требовать возмещения убытков. Однако компенсация за ущерб не возникает из положений §§ 280. Помимо юридических товаров, явно перечисленных в стандарте, следующие юридические товары также подпадают под обозначение «другое право».

При копировании текста не забывайте указывать ссылку на источник, не нарушайте авторское право.

Что же означают понятия моральный вред и нравственные страдания в смысле юридическом и общечеловеческом?

Современная интерпретация определяет моральный вред (или ущерб) как неблагоприятные перемены, которым подвергаются охраняемые законом человеческие блага, имущественные либо неимущественные, приводящие к нравственным или физическим страданиям.человека.

Личные неимущественные блага перечислены в статьях 20-23 Конституции и ч.1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это жизнь, здоровье, свобода, личная неприкосновенность, право свободного передвижения, честь и достоинство, доброе имя и деловая репутация, личная и семейная тайна, выбор места проживания, авторское право и другие нематериальные блага, которые человек получает от рождения или по закону и которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми другим лицам.

Компенсация представляет собой возмещение, но не штраф или штраф, по которым потерпевший должен быть привлечен к ответственности. Таким образом, сумма ущерба, соответствующая количеству и размеру, точно соответствует ущербу, возникшему, не более и не менее. Это, как уже отмечалось, определяется разностным методом. Поврежденную вещь можно заменить, например, путем получения вещи эквивалентного условия и того же условия, но это не обязательно. В случае повреждения имущества или телесных повреждений, возможно, что ущерб был заменен деньгами.

Например, моральный вред может заключаться в нравственных страданиях по причине утраты родственника, невозможности дальнейшего продолжения активной жизни, раскрытия семейной или врачебной тайны, потери работы, распространения ложных сведений, порочащих честь или деловую репутацию человека, поражения или временного ограничения в правах, а также физической боли, от причиненной травмы, увечья, иного ущерба здоровью либо заболевания, перенесенного вследствие нравственных страданий.

То же самое относится, если ущерб не может быть компенсирован другими способами, например, потому что ущерб невозможен для пострадавшего или в недостаточной степени, или компенсация может быть достигнута только непропорционально высокими расходами. Если пострадавшая сторона «погладила» ущерб своим поведением, он должен нести часть ущерба самому себе - ему предъявлено обвинение в соучастии. Если лизингополучатель менее ответственен, чем потерпевший, последний должен, конечно, заменить меньшую долю ущерба.

Совпадение - это случай, если потерпевшая сторона не применяла уход, который приличный и мудрый человек применял в ситуации фактического ущерба. Законодательное обязательство по выплате возмещения не предусмотрено, но на данный момент потерпевшей стороне обычно предъявляется единовременная сумма, так что он должен сам выплатить часть ущерба.

Нравственные страдания представляют собой эмоционально-волевые переживания человека и выражаются в чувстве любого рода дискомфорта, унижения, стыда, ущербности, подавленности, отчаяния, раздражения, гнева и т. п.

Чувства эти могут быть следствием:
  • посягательства на жизнь или здоровье человека либо его близких родственников;
  • незаконного лишения или ограничения в свободе;
  • нанесения вреда здоровью, особенно влекущего уродство открытых части тела;
  • раскрытия личной, семейной или врачебной тайны;
  • нарушения тайны переписки или телефонных сообщений;
  • распространения ложных сведений, порочащих честь и достоинство;
  • нарушения права на имя или на изображение;
  • нарушения авторских и смежных прав.
Как мы видим, ключевым в определении морального вреда в законодательстве выступает слово "страдание", а моральный вред сам по себе характеризуется двумя типами страданий: нравственным и физическим. Нравственные страдания той или иной глубины могут быть вызваны любым неправомерным действием или бездействием. Таким образом, моральный вред и вред здоровью сводятся к единому понятию, называемому неимущественным вредом.

Как же определяется понятие здоровья? Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. И любые неправомерные действия либо бездействие в отношении гражданина способны лишить его, как минимум, одной из составляющих такого благополучия. Из этого следует, что по своей сути моральный вред и вред, наносимый здоровью, частично совпадают, поскольку страдающий человек непременно утрачивает благополучие психическое.

В повседневной морали и закона, вид тем временем обнаружил, что животные живые существа ради морали. В Германии и Швейцарии, это так называемая этическая защита животных закреплено в конституции. В то же время, выходец из христианской традиции убеждения особой ценности человека продолжает распространяться. Об этом говорится в Законе о немецком благосостояния животных § 1: «Цель этого закона заключается в защите от ответственности людей, для животных, как собратьям, чья жизнь и благополучие.» Животное поэтому одна рука рассматривается как существо, как мы жили и изучали его здоровье.

Теперь рассмотрим понятие страдания. Что же это за состояние? Страдание - это эмоциональное состояние человека, обусловленное негативными переживаниями, возникающими под действием травмирующих его психику событий и влияющими на его настроение, самочувствие и, само собой разумеется, здоровье. Страдания как правило сопровождаются стрессом, чувством тревоги, страха, горя, стыда, поэтому наличие этих признаков подтверждает пережитые человеком страданиях и может служить доказательством причинения ему нравственного или физического вреда.

С другой стороны, также приписывается особое положение с понятием ответственности перед народом, с защитными обязанностями, но и права связаны. Для дальнейшего определения является «никто не должен причинять боль, страдание или вред животному без уважительной причины.» А «разумные основания» не всегда морально значимая причина. Где защиты животных для их собственной пользы?

Таким образом, очевидно, является в настоящее время думает определенное напряжение, которое может очистить в двух направлениях. Одно направление подчеркивает уникальность людей, делает определенные личные навыков критерия принадлежности к моральному и способствует включению животных непрямого счета вспомогательных аргументов. Другой подчеркивает независимое моральное значение животных и ищет концепцию, которая думает, что рассмотрение для животных до логического конца, часто равное морального состояния людей и животных будут приняты.

Причиной чувства горя чаще всего становится утрата, которая может быть как временной, так и постоянной, психологической либо физической. В наибольшей степени чувство горя возникает при потере близкого и любимого человека. Другие виды утрат - это утрата двигательной способности, силы интеллекта, самоуважения и некоторых материальных объектов (например, денежных средств).

Косвенные аргументы для рассмотрения для животных

Кант, особое положение человека не объявлено религиозным. Скорее всего, достоинство человека, основывается на нем то, что он живет не только в мире опыта, но имеет долю в мире разума, который имеет абсолютное значение. В то время как наши диски подвергаются в мире опыта в причинные законы мы автономны как члены мира разума, то есть, мы имеем возможность дать себе нравственный закон. При условии, что все живые существа имеют эту способность достоинство, нравственный закон является таким же, как говорят, что мы никогда не все разумные существа только как средство, но всегда относиться как к цели.

Страх может быть вызван физической болью или угрозой насильственной смерти. Кто-то боится несчастного случая, а кто-то - потери здоровья. Страх также может иметь социальные корни: это боязнь потери уважения, насмешек со стороны окружающих, ухудшения материального положения, боязнь ответственности и пр.

Тревога - это неприятное и тяжело переносимое чувство, включающее в себя нервное напряжение, беспокойство и опасение. Возникновение тревоги обуславливается наличием потенциально опасных ситуаций, угрозы чего-либо, а также негативной перспективы в будущем.

Так как животные не являются рациональными существами, они приходят к Канту лишь относительное значение, они являются лишь средством для людей, поэтому он называет их вещами. Однако этот аргумент, лежащий в основе предположения о аналогии между человеком и животными только полезно, если вы посмотрите на причинах, как один, в результате способности эволюции, и они не оседает в высшем мире, как Кант. Конкурентоспособность предполагает только целенаправленную рациональность. В нем говорится, что до-моральные интересы рациональных людей согласуются с нормами взаимного рассмотрения, поскольку преимущество, которое выигрыш в обеспечении безопасности означает превышение, превалирует над отказом, который ограничивает собственные интересы в отношении интересов другая ложь.

Стыд - это душевное состояние, при котором человек подвергает осуждению свои поступки, намерения или моральные качества. В основе этого состояния лежит переживание собственной вины.

Согласно разъяснению Пленума Верховного суда РФ моральный вред представляет собой нравственные переживания человека, связанные с различными обстоятельствами, такими как:

  • потеря родственников;
  • невозможность продолжения активной общественной жизни;
  • раскрытие семейной или врачебной тайны;
  • потеря работы;
  • распространение ложных сведений о человеке, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию;
  • временное ограничение в правах или лишение прав;
  • физическая боль в результате причиненногг увечья, а также иного повреждения здоровья, вызванного заболеванием, причиной которого явились нравственные страдания, и пр.
Приведенный выше перечень - далеко не полный. Как показывает практика суд назначает компенсацию морального вреда и в других случаях, например, когда гражданину причиняются нравственные или физические страдания в результате отказа в оказании услуг, несвоевременного принятия мер, обусловленных законом, договором либо добровольно взятым на себя обязательством.

Физические страдания - это боль и мучения, возникающие у человека в результате истязаний, нанесения ему увечий, телесных повреждений, заражения инфекцией, которое может являться результатом перенесенных нравственных страданий .

Такие соглашения могут быть заключены только существами, обладающими языком, способностью выполнять обещания и т.д. т.е. существами, которые можно назвать людьми. Животные не обладают этими способностями и поэтому не могут иметь прав в этой концепции взаимных прав и обязанностей и не могут быть непосредственно объектом морального рассмотрения. Скорее, концепция договора должна быть дополнена другими факторами, Например, используя силу сострадания как мотивационную основу и степень, в которой она применяется ко всем живым существам.

Прямые аргументы для рассмотрения животных

Из этого необходимого дополнения ясно, что животные, даже если они не обладают способностями, которые характеризуют моральных актеров, могут быть обусловлены их способностью страдать без каких-либо дополнительных объектов моральной осторожности. Прямое распространение морали на животных на этой основе можно найти в «Сочувствии Сострадания Шопенгауэра». Это подчеркивает против Канта, что моральное действие может быть понято только в том случае, если мы сможем найти эмпирический мотив этого. Он ссылается на альтруистические чувства, более конкретно на естественную привязанность к состраданию, в которой мы непосредственно заботимся о благополучии других живых существ и подвергаемся их негативному опыту.

Верховный суд РФ определяет моральный вред как переживания человека, связанные с болыю либо с заболеванием, вызванным нравственными страданиями.

Из вышесказанного следует вывод о допустимости требования компенсации вторичного морального вреда . Например, если из-за клеветы в свой адрес человек глубоко переживает (испытывает нравственные страдания) и это приводит к возникновению у него приступа стенокардии (физических страданий от болевых ощущений), что приносит ему еще и вторичные нравственные страдания, то налицо их причинно-следственная связь с первичным противоправным деянием в его отношении - клеветой. Такое же положение дел возникает и в случаях, когда первичный моральный вред причиняется физическими страданиями, приводящими к нравственным.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх